Конспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Ремонт автомобилей




НазваниеКонспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Ремонт автомобилей
страница1/7
Дата публикации23.02.2013
Размер1.05 Mb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Химия > Урок
  1   2   3   4   5   6   7
i:\dscn2963.jpg

План - конспект

проведения занятия по « Спецтехнологии».
Тема № 6. Ремонт автомобилей.

Тема урока № 91 – 92. Виды износа и основные дефекты деталей.

Цель занятия: сформировать у учащихся понятие о видах износа и основных дефектах деталей автомобилей.

Воспитательная цель: прививать учащимся добросовестное отношение к изучению излагаемого материала.

Тип занятия – урок изложения нового материала.

2.Основная часть занятия – 70 мин.

Учебные вопросы:

  1. Виды изнашивания деталей.

  2. Классификация дефектов деталей.

  1. В процессе эксплуатации автомобиля в его деталях возникают различные отклонения их конструктивных параметров от установленных техническими условиями и рабочими чертежами (дефекты). Причинами появления дефектов являются: износ рабочих поверхностей деталей; их деформация; усталость материала; коррозионные, эрозионные и кавитационные повреждения.

Износ деталей возникает в результате трения сопряженных поверхностей без смазочного материала, в условиях граничного и жидкостного трения. При трении без смазочного материала износ деталей обусловлен местным повышением температуры, что приводит к деформации или схватыванию рабочих поверхностей в отдельных точках.

Граничное трение имеет место в присутствии весьма тонкого слоя смазочного материала, толщина которого не превышает 0,1 мкм. Изнашивание связано со срезом частиц металла, а также разрушением поверхностного слоя в результате расклинивающего действия смазочного материала, попадающего в микротрещины трущихся поверхностей.

При жидкостном трении сопряженные поверхности деталей полностью разделены слоем смазочного материала и непосредственный контакт между ними отсутствует, поэтому износ будет минимальным. Его величина определяется степенью очистки смазочного материала от твердых частиц.

Процесс отделения материала с поверхностей и увеличение их остаточной деформации называется изнашиванием. Результат изнашивания, определяемый в установленных единицах, называют износом.

Изнашивание происходит в результате сложных физико-механических и химических процессов, протекающих на рабочих поверхностях деталей. Различают три группы видов изнашивания: при заедании, механическое и коррозионно-механическое.

^ Изнашивание при заедании является результатом схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую и воздействия возникших неровностей на сопряженную поверхность.

^ Механическое изнашивание в результате механических воздействий включает шесть видов изнашивания: абразивное, гидроабразивное (газоабразивное), эрозионное, усталостное, кавитационное, при фреттинге.

Абразивное изнашивание возникает в результате режущего или царапающего действия твердых тел или частиц, попадающих на трущиеся поверхности деталей. Наиболее характерен этот вид изнашивания для деталей дорожно - строительных и сельскохозяйственных машин, работающих в абразивной среде.

Гидроабразивное (газоабразивное) изнашивание имеет место при воздействии на поверхности деталей твердых частиц, увлекаемых потоком жидкости (газа). Твердые частицы попадают в поток жидкости (топлива, воды, масла) или газа в виде пыли или продуктов износа деталей. Наиболее часто гидроабразивное изнашивание наблюдается в деталях топливных, масляных и водяных насосов, гидроприводов тормозных систем, гидроусилителей и т.п.

Газоабразивное изнашивание имеет место в верхней части гильз цилиндров дизелей, обдуваемой потоком воздуха при плохой его фильтрации.

Эрозионное изнашивание — это вымывание металла потоком жидкости. Оно наблюдается в деталях системы охлаждения.

Усталостное изнашивание возникает в результате усталостного разрушения при повторном деформировании микрообъемов материала поверхностного слоя детали. Усталостное разрушение в виде мелких трещин и отслоения частиц металла имеет место на зубьях шестерен и в подшипниках качения.

Кавитационное изнашивание возникает в результате воздействия кавитационных пузырьков, образующихся на поверхности деталей, омываемых жидкостью. Явление кавитации усиливается с повышением вибрации деталей и температуры нагрева жидкости. Кавитационный износ имеет место на наружной поверхности гильз цилиндров, омываемой охлаждающей жидкостью.

^ Коррозионно - механическое изнашивание может быть двух видов: окислительное и фреттинг - коррозия.

Окислительное изнашивание — это изнашивание, при котором преобладает химическая реакция материала с кислородом или окисляющей окружающей средой.

Фреттинг - коррозионное изнашивание возникает у соприкасающихся тел при малых колебательных их перемещениях. Этот вид изнашивания имеет место на поверхности шеек под подшипники поворотных цапф, в болтовых соединениях рам, кузовов и других деталях, работающих в коррозионных средах.

Величина износа деталей зависит от многих факторов, к которым относятся: давление и скорость относительного перемещения деталей, температурный режим, материал и твердость деталей, шероховатость рабочих поверхностей, способ подвода масла, его качество и расход. С увеличением давления, скорости относительного перемещения поверхностей и повышением температуры интенсивность изнашивания деталей возрастает. Большое влияние на износостойкость оказывает правильный выбор материала, из которого изготовлены детали.

При жидкостном трении величина износа меньше, чем при других видах трения. В несколько раз можно уменьшить износ деталей, используя масла со специальными добавками.

^ Деформация деталей возникает в том случае, когда внутренние напряжения в материале превышают предел его упругости. Остаточные деформации проявляются в деталях в виде изгиба, скручивания, коробления. Де формацию в виде изгиба получают коленчатый и распределительный валы; коробление имеет место в корпусных деталях (блок цилиндров, картер коробки передачи т. п.), скручивание наблюдается в шатунах.

^ Усталость материала деталей — это процесс постепенного накопления повреждений под действием повторных знакопеременных напряжений в металле, приводящий к снижению долговечности, образованию трещин и разрушению деталей. Явление усталости материала возникает в таких деталях, как коленчатые валы, поворотные цапфы, полуоси, рессоры, пружины и др.

^ Коррозионные повреждения являются результатом химического или электрохимического воздействия на детали внешней среды. Коррозионное разрушение деталей проявляется в виде оксидных пленок, пятен и раковин.

^ Эрозионные повреждения деталей возникают от воздействия на них потока жидкости. На поверхности деталей под действием жидкостной эрозии появляются вымоины и пятна. Такие повреждения получают детали системы охлаждения двигателя, кузов и его оперение. Эрозионные повреждения увеличиваются, если в потоке жидкости содержатся абразивные частицы.

^ Кавитационные повреждения возникают от воздействия пузырьков газа, которые образуются в потоке жидкости при разрыве его сплошности на поверхности детали. При захлопывании кавитационных пузырьков возникает явление гидравлического удара, в результате которого на поверхности детали образуются каверны диаметром 0,2 ... 1,2 мм.

^ 2.Классификация дефектов деталей

В результате совместного воздействия на детали разрушительных процессов в них возникают дефекты. Число различных дефектов очень велико, но все они могут быть классифицированы на следующие пять групп: изменение размеров и геометрической формы рабочих поверхностей; нарушение точности взаимного расположения рабочих поверхностей; механические повреждения и деформации деталей; коррозионные повреждения; изменение физико-механических свойств материала деталей.

^ Изменение размеров рабочих поверхностей деталей происходит в результате их изнашивания. При неравномерном изнашивании возникают различные отклонения геометрической формы рабочих поверхностей детали. В качестве примера рассмотрим особенности изнашивания двух, наиболее ответственных деталей двигателя: гильзы цилиндров и коленчатого вала. В гильзе цилиндров изнашивается ее внутренняя рабочая поверхность. В результате износа увеличивается диаметр рабочей поверхности гильзы, а ее форма искажается. Внутренняя поверхность гильзы по длине приобретает форму неправильного конуса, а по окружности — овала.

Наибольший износ гильзы цилиндров наблюдается в верхней ее части, в зоне трения верхнего компрессионного кольца. Это объясняется следующим. При сгорании топлива в верхней части гильзы резко повышаются температура и давление газов. Газы проникают под поршневые кольца, увеличивается их давление на поверхность гильзы. При высокой температуре происходит разжижение масляной пленки и ухудшаются условия смазывания верхней части гильзы. Кроме того, масло частично смывается рабочей смесью. При сгорании топлива образуются газы, содержащие углекислый газ и сернистые соединения. Эти газы с парами воды образуют серную и угольную кислоты, которые создают условия для коррозионного изнашивания, овальности рабочей поверхности гильзы является результатом неравномерного изнашивания от знакопеременных нагрузок и коррозионного изнашивания.

Причиной появления овальности рабочей поверхности гильзы является неравномерное распределение давления поршня на стенки гильзы. В плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца, давление больше, поэтому изнашивание гильзы в этой плоскости интенсивнее.

Коленчатый вал двигателя в процессе работы подвергается воздействию циклических нагрузок от давления рабочих газов, сил инерции поступательно движущихся и вращающихся частей. В этих условиях коренные и шатунные шейки коленчатого вала подвергаются изнашиванию. Неравномерность нагрузок, действующих на шейки коленчатого вала, обусловливает неравномерное изнашивание их по окружности. Так, наиболее интенсивное изнашивание шатунных шеек имеет место со стороны, обращенной к оси коренных шеек вала. Это объясняется тем, что на эту сторону шейки постоянно действуют инерционные силы.

^ Нарушение точности взаимного расположения рабочих поверхностей является одним из весьма распространенных дефектов автомобильных деталей. Этот дефект обычно проявляется в виде нарушения расстояния между осями цилиндрических поверхностей, отклонении от параллельности или перпендикулярности осей и плоскостей, от соосности цилиндрических поверхностей и т.п.

Причинами появления этого дефекта являются: неравномерное изнашивание рабочих поверхностей; внутренние напряжения, возникающие в деталях при их изготовлении; остаточные деформации от чрезмерных эксплуатационных нагрузок на детали и др.

Наиболее часто происходит нарушение взаимного положения рабочих поверхностей корпусных деталей. Так, в блоках цилиндров вследствие их деформации в процессе эксплуатации появляются такие дефекты, как отклонение от соосности отверстий в опорах под коленчатый вал, параллельности оси этих отверстий и оси отверстий под втулки распределительного вала, нарушение расстояния между этими осями, отклонение от перпендикулярности осей отверстий в посадочных поясках под гильзы цилиндров к оси коленчатого вала и др.

Дефекты деталей вызывают дополнительные динамические нагрузки, ускоряющие их износ. Поэтому при дефектации и сортировке деталей их необходимо выявить, а в процессе ремонта устранить.

^ Механические повреждения и деформации в деталях возникают при воздействии на них в процессе эксплуатации нагрузок, превышающих допустимые, а также вследствие усталости материала. К числу механических повреждений относятся: трещины, пробоины, изломы и деформации (изгиб, скручивание, коробление).

Трещины в большинстве случаев возникают вследствие усталости материала деталей, работающих в условиях циклических знакопеременных нагрузок. Наиболее часто они появляются в деталях рамы, кузовах, коленчатых валах, поворотных цапфах, рессорах, в местах концентрации напряжений (у отверстий, в галтелях и т.п.). Размеры трещин по ширине могут быть самыми разными: от видимых невооруженным глазом до микроскопических, которые обнаруживают с помощью специальных приборов.

Поломки деталей могут возникать вследствие усталости металла, а также при больших ударных нагрузках.

Деформации возникают в деталях в результате динамических нагрузок и наблюдаются в таких деталях, как коленчатые валы, шатуны, карданные валы, балки передних мостов, детали рам и кузовов.

^ Коррозионные повреждения образуются на деталях в результате химического или электрохимического взаимодействия металла с коррозионной средой.

Коррозионные повреждения появляются на деталях в виде сплошных окисных пленок или в виде местных повреждений (пятен, раковин, точек). Воздействию коррозии подвержены многие детали автомобилей: выпускные клапаны; верхняя часть гильзы цилиндров; узлы рамы; кузов; подвески и т. п.

^ Изменение физико-механических свойств материала деталей в процессе эксплуатации автомобилей выражается наиболее часто в снижении твердости и упругих свойств деталей.

Изменение твердости деталей может произойти в результате их нагрева в процессе работы до температуры, влияющей на термическую обработку, а также вследствие износа поверхностного слоя, упрочненного методами химико-термической обработки.

Упругие свойства деталей снижаются в результате усталости материала, из которого они изготовлены. Этот дефект часто возникает в таких деталях, как пружины клапанов и рессоры.

Контрольные вопросы.

  1. Что является причиной изнашивания деталей?

  2. Какие виды изнашивания деталей Вы знаете?

  3. Какие виды механического изнашивания деталей Вы знаете?

  4. Какие виды коррозионно - механического изнашивания деталей Вы знаете?

  5. Как классифицируются дефекты деталей?

  6. Дайте характеристику такому дефекту как нарушение точности взаимного расположения рабочих поверхностей деталей.

  7. Дайте характеристику таким дефектам как механические повреждения и деформации деталей.

  8. Дайте характеристику такому дефекту как коррозионные повреждения деталей.

  9. Дайте характеристику такому дефекту как изменение размеров рабочих поверхностей деталей.

  10. Дайте характеристику такому дефекту как изменение физико – механических свойств материала деталей.

План - конспект

проведения занятия по « Спецтехнологии».
Тема № 6. Ремонт автомобилей.

Тема урока № 93 - 94. Понятия про способы ремонта автомобильных деталей.

^ Цель занятия: сформировать у учащихся основные понятия про способы ремонта автомобильных деталей.

Воспитательная цель: прививать учащимся добросовестное отношение к изучению излагаемого материала.

Тип занятия – урок изложения нового материала.

^ 2.Основная часть занятия – 70 мин.

Учебные вопросы:

  1. Классификация способов восстановления автомобильных деталей.

  2. Механическая обработка деталей.

1. Восстановление деталей имеет большое народнохозяйственное значение. Стоимость восстановления деталей в 2—3 раза ниже стоимости их изготовления. Это объясняется тем, что при восстановлении деталей значительно сокращаются расходы материалов, электроэнергии и трудовых ресурсов.

Эффективность и качество восстановления деталей зависят от принятого способа. Наиболее широкое применение получили следующие способы восстановления деталей: механическая обработка; сварка и наплавка; напыление; гальваническая и химическая обработка; обработка давлением; применение синтетических материалов.

^ Механическую обработку применяют в качестве подготовительной или завершающей операции при нанесении покрытий на изношенные поверхности, а также при восстановлении деталей обработкой под ремонтный размер или постановкой дополнительных ремонтных деталей. Обработкой деталей под ремонтный размер восстанавливают геометрическую форму их рабочих поверхностей, а установкой дополнительной ремонтной детали обеспечивают соответствие размеров детали размерам новой детали.

^ Сварка и наплавка — самые распространенные способы восстановления деталей. Сварку применяют при устранении механических повреждений деталей (трещин, пробоин и т.п.), а наплавку — для нанесения покрытий с целью компенсации износа рабочих поверхностей. На ремонтных предприятиях применяют как ручные, так и механизированные способы сварки и наплавки. Среди механизированных способов наплавки наибольшее применение нашли автоматическая дуговая наплавка под флюсом и в среде защитных газов и вибродуговая наплавка. В настоящее время при восстановлении деталей применяют такие перспективные способы сварки, как лазерная и плазменная.

Напыление как способ восстановления деталей основан на нанесении распыленного, расплавленного металла на изношенные поверхности деталей. В зависимости от способа расплавления металла различают следующие виды напыления: дуговое, газопламенное, высокочастотное, детонационное и плазменное.

^ Гальваническая и химическая обработка основаны на принципе осаждения металла на поверхности деталей из растворов солей гальваническим или химическим методом.

Для компенсации износа деталей наиболее часто применяют хромирование, железнение и химическое никелирование. Нанесение на поверхности деталей защитных покрытий осуществляют с помощью гальванических процессов (хромирование, никелирование, цинкование, меднение), а также химических (оксидирование и фосфатирование).

^ Обработкой давлением восстанавливают не только размеры деталей, но и их форму и физико-механические свойства. В зависимости от конструкции детали используют такие виды обработки давлением, как осадку, раздачу, обжатие, вытяжку, накатку, правку и др.

^ Синтетические материалы (пластмассы) применяют для компенсации износа деталей, работающих в условиях неподвижных посадок, а также при устранении механических повреждений (трещин, пробоин) в корпусных деталях.

Перечисленные способы восстановления деталей обеспечивают требуемый уровень качества и надежную работу деталей в течение установленных межремонтных пробегов автомобилей. Необходимый уровень качества восстановленных деталей достигается при правильном выборе технологического способа, а также управлением процессами нанесения покрытий и последующей обработки деталей. На качество восстановленных деталей влияют также свойства исходных материалов, применяемых при нанесении покрытий, и режимы обработки.

^ 2. Механическая обработка.

В практике авторемонтного производства нашли широкое применение такие способы восстановления деталей механической обработкой, как обработка изношенных или поврежденных поверхностей деталей под ремонтный размер и постановка дополнительных ремонтных деталей.

При обработке деталей под ремонтный размер одна из сопряженных деталей, обычно наиболее сложная (например, коленчатый вал), обрабатывается под ремонтный размер, а вторая (например, вкладыши подшипников) заменяется новой или восстанавливается также до ремонтного размера. Обработкой под ремонтный размер восстанавливают требуемую шероховатость и геометрические параметры изношенных поверхностей деталей.

Восстанавливаемые поверхности деталей могут иметь несколько ремонтных размеров. Их число и значения зависят от степени износа деталей за межремонтный пробег автомобиля, припуска на обработку и запаса прочности детали.

Механической обработкой под ремонтный размер восстанавливают коренные и шатунные шейки коленчатых валов, опорные шейки распределительных валов, гильзы цилиндров и многие другие детали.

К числу преимуществ этого способа восстановления деталей следует отнести: простоту технологического процесса и применяемого оборудования; высокую экономическую эффективность; сохранение взаимозаменяемости деталей в пределах определенного ремонтного размера. Недостатками этого способа являются увеличение номенклатуры запасных частей, поставляемых промышленностью, и некоторое усложнение организации процессов комплектования деталей, сборки узлов и хранения деталей на складах.

Дополнительные ремонтные детали применяют с целью компенсации износа рабочих поверхностей деталей, а также при замене изношенной или поврежденной части детали.

В зависимости от вида восстанавливаемой поверхности дополнительная ремонтная деталь может иметь форму гильзы 1, кольца, шайбы, пластины, втулки 2 или спирали (рис. 1).

Рис. 1. Восстановление деталей.

а – постановкой дополнительной ремонтной детали; б – заменой части детали.

Если на детали сложной формы изношены отдельные ее поверхности, то ее можно восстановить путем полного удаления поврежденной части и установки вместо нее заранее изготовленной дополнительной ремонтной детали. Этот способ применяют при восстановлении крышек 3 коробок передач, блоков зубчатых колес 4, шестерни коробки передач, кузовов и кабин автомобилей и других деталей.

Дополнительные ремонтные детали изготовляют из того же материала, что и восстанавливаемая деталь. Крепят дополнительные ремонтные детали обычно посадкой с натягом. В отдельных случаях приваривают по торцу, используют стопорные винты или штифты.

После установки и закрепления дополнительных ремонтных деталей выполняют их окончательную механическую обработку до требуемых размеров.

Контрольные вопросы.

  1. Какие способы восстановления деталей Вы знаете?

  2. Когда применяют механическую обработку?

  3. Когда применяют сварку и наплавку?

  4. Когда применяют напыление, гальваническую и химическую обработку?

  5. В чем заключается способ обработки под ремонтный размер?

  6. В чем заключается способ обработки дополнительной ремонтной деталью?


d:\отца\foto\dscn9873.jpg

^ План - конспект

проведения занятия по « Спецтехнологии».
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Ремонт автомобилей iconКонспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема №4. Устройство автомобилей
Цель занятия: сформировать у учащихся понятие о классификации и общем устройстве автомобилей

Конспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Ремонт автомобилей iconКонспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема №4. Устройство автомобилей
Цель занятия: сформировать у учащихся понятие о назначении и общем устройстве кузовов автомобилей

Конспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Ремонт автомобилей iconКонспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Техническое обслуживание автомобилей
Цель занятия: сформировать у учащихся основные понятия по техническому обслуживанию систем смазки автомобильных двигателей

Конспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Ремонт автомобилей iconКонспект проведения занятий по «Спецтехнологии». Тема №2
Цель занятия: сформировать у учащихся основные понятия по нарезанию резьбы и клёпке металла

Конспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Ремонт автомобилей iconСто. Автосервис и ремонт автомобилей. Страхование автомобилей
Адрес: пгт. Коротич (7 км от окружной, Киевская трасса) тел.: 742-45-81, (097)781-56-31

Конспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Ремонт автомобилей iconКонспект интегрированного занятия в старшей группе тема: «Осень»
Ход занятия:- ребята, становитесь в кружок. Давайте с вами поздороваемся и подарим тепло своих ручек друг другу. Дети улыбаются и...

Конспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Ремонт автомобилей iconПлан-конспект занятия по информатике Урок №
Тема. Дизайн и стилевое оформление презентаций. Работа с текстовыми надписями и графическими изображениями

Конспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Ремонт автомобилей iconНа техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Конспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Ремонт автомобилей iconПлан-конспект занятия по трудовому обучению Урок №
Тема. Художественное конструирование. Практическая работа. Создание эскиза изделия, плана работы по выполнению изделия

Конспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема № Ремонт автомобилей iconПлан-конспект занятия по трудовому обучению Урок № …(2 часа)
Тема: Техническое конструирование. Основные сведения о сборочном чертеже как виде проектной документации. Особенности выполнения...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don