Урока: обобщающий форма урока




Скачать 93.01 Kb.
НазваниеУрока: обобщающий форма урока
Дата публикации23.08.2013
Размер93.01 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Химия > Урок
Тема: В круговороте сложных неорганических веществ.

Цели: Обобщить знания об основных классах неорганических соединений, показать их значение в природе, сельском хозяйстве и быту ; продемонстрировать взаимосвязь теоретических знаний с их практическим применением в жизни; развивать умение работать в группах, с дополнительной литературой, интернетом; воспитывать творческое отношение к практическому использованию знаний по химии ; формировать жизненные компетенции.

Тип урока: ОБОБЩАЮЩИЙ

Форма урока: УРОК-ПРОЕКТ

Методы: проектная технология, поисковые методы, фронтальная индивидуальная и групповая деятельность, постановка опытов, защита проектов.

^ Эпиграф к уроку: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие.… Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания»

М. В. Ломоносов

Структура урока

1.Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Актуализация знаний, опорных понятий.

^ 4.Обобщение, систематизация знаний об использовании основных классов неорганических соединений.

1. Защита проекта «Оксиды в природе. Применение оксидов».

2. Защита исследовательского проекта « Кислоты и основания в повседневной жизни».

3.Защита проекта «Применение солей».

4. Постановка опытов (группа «Практики»).

^ 5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

Ход урока

I.Организационный момент

-Приветствие.

-Психологическая разминка (на каждой парте учащихся лежат карточки разного цвета, которые отражают эмоциональное состояние: карточки красного цвета - настроение радостное; желтого цвета - приятное; синего цвета – грустное; белого цвета – трудно сказать. Предлагаю определить настроение, с которым учащиеся пришли на урок).

Учитель: Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению.

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Эпиграфом к уроку я взяла слова великого русского ученого – химика М.В.Ломоносова (запись на доске).

Почему этот эпиграф взят к нашему уроку? Как вы понимаете эти слова? (заслушивание ответов учащихся)

а) Сообщение цели, темы урока.

б) Запись темы в тетради.

По окончанию изучения важнейших классов неорганических соединений мы проводим УРОК-ПРОЕКТ с целью продемонстрировать взаимосвязь теоретических знаний по теме с их практическим применением в жизни, в народном хозяйстве.

Сегодня на уроке вы представляете результаты своих проектов, над которыми работами самостоятельно группами. Перед нами 4 группы. Первая группа презентует проект «Оксиды в природе. Применение оксидов».

Вторая группа представит вашему вниманию исследовательский проект «Кислоты и основания в повседневной жизни».

Третья группа презентует проект «Применение солей».

Четвертая группа называется «Практики», которая продемонстрирует опыты, связанные с использованием неорганических веществ в нашей жизни.

III. Актуализация знаний, опорных понятий.

Но прежде, чем мы начнем презентацию вашей проектной деятельности , давайте вспомним некоторые понятия, которые пригодятся вам в течение всего урока.

Фронтальная беседа

  1. На какие два класса делятся все химические вещества?

  2. На какие группы можно разделить сложные вещества?

  3. По какому признаку классифицируем сложные вещества?

  4. Дать определение понятию «оксиды».

  5. Дать определение понятию «кислоты».

  6. Дать определение понятию «основание».

  7. Дать определение понятию «соль».

Игра «великолепная семерка»

(на 4-х веточках размещены формулы оксидов, кислот, оснований, солей. Вызываются 4 человека, по одному из каждой группы. Задание: кто быстрее найдет и сорвет с веточки формулы веществ соответствующих классов и назовет их).

IV. Обобщение, систематизация знаний.

Учитель: Начинаем работу в группах по предложенным заданиям.

А. Презентация проекта группы 1.

«Оксиды в природе. Применение оксидов».

Действия учащихся при подготовке проекта:

а) поиск информации и соответствующих иллюстраций в сети «Интернет», в литературе;

б) отбор и изучение фактов, подтверждающих нахождение оксидов в природе и их применение.

Во время работы над проектом учащиеся установили:

- Оксиды – самые распространенные вещества на нашей планете;

- применение оксидов основывается на разнообразии их химических и физических свойств. (Учащийся за компьютером демонстрирует и защищает проект).

^ Б. Презентация исследовательского проекта группы 2

«Кислоты и основания в повседневной жизни»

Ученик: мы решили исследовать, с какой средой чаще всего употребляем продукты

Получили задание:

  1. Определить среду сока лимона, отвара картофеля, кефира.

^ Наши исследования:

Для растворов воспользовались индикатором «метилоранжем»

Результаты:

СРЕДА

Сок лимона

Отвар картофеля

Кефир

КИСЛАЯ

+




+

НЕЙТРАЛЬНАЯ










ЩЕЛОЧНАЯ




+




Ученик: получили задание:

  1. Изучить состав наших любимых напитков «Пепси-Кола», «Фанта». Исследовать, какую среду имеют эти напитки.

Наши исследования:

Добавляем соду в оба напитка.

Результаты:

Признак реакции: выделение газа

Учитель:

  1. Какой можно сделать вывод?

  2. Где содержатся пищевые кислоты?

  3. Какое действие кислот на наш организм?

Ответы учеников:

  1. В повседневной жизни мы чаще всего употребляем продукты с кислой средой.

  2. Пищевые кислоты содержатся во фруктах, ягодах, кисломолочных продуктах, маринадах.

  3. Действие кислот на наш организм следующее:

А) Кислоты уничтожают болезнетворные и гнилостные микробы. Именно это свойство позволяет их использовать как консерванты.

Б) Кислоты способствуют расщеплению жиров, тем самым улучшают переваривание пищи.

В) Возбуждают аппетит, обостряют осязание.

В. ^ Презентация проекта группы 3 «Применение солей».

В класс входит ученица, одетая в украинский костюм и заносит таинственную шкатулку.

Ученица: В этой шкатулке находится загадочное вещество. В древности оно служило своеобразной валютой, многие племена и народности вынуждены были покупать или обменивать это вещество у тех племен, на территории которых были залежи этого вещества. Даже в настоящее время испытывают дефицит этого вещества. Часто вместо этого вещества используют золу сожженных растений определенного вида, способных накапливать это вещество.

Это вещество широко используется в различных сферах деятельности человека (в медицине, строительстве, сельском хозяйстве, в кондитерской промышленности и др.)

В настоящее время мы не представляем нашу жизнь без этого вещества.

Что находится в шкатулке?

Ответ: - Поваренная соль

Ученица: Раньше в Киевской Руси уважаемым гостям подносили хлеб-соль, желая при этом долголетия, здоровья. ( Ученица подносит хлеб-соль гостям.)

Интересные факты о поваренной соли (сообщения учащихся)

- Обычная пищевая соль служит сильнейшим ядом. С одной стороны без соли невозможно жить, а с другой стороны, доза в 100 раз превышающая суточную норму потребления является смертельной, летальная доза составляет 3 грамма на 1 кг массы тела.

- В странах с холодным климатом требуемая норма значительно ниже, чем в странах с жарким климатом, виной тому различная потливость.

Средняя ежедневная норма потребления для взрослого человека: 3-5 граммов соли, в холодных странах и до 20 граммов в жарких.

- В магазинах соль состоит до 97% из NACL, остальная доля приходится на различные примеси. Чаще всего добавляют фториды. Для профилактики зубных заболеваний употребляют соль с фторидом.

- Систематический приём избыточной по сравнению с физиологической нормой количества соли приводит к увеличению кровяного давления.

- В России в 1648 г произошёл Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль.

Учитель: Кроме поваренной соли в природе существует много других солей. По распространенности в природе они занимают 2-е место после оксидов. Соли нашли широкое применение во всех отраслях народного хозяйства. Давайте посмотрим презентацию проекта этой группы «Использование солей» (работа с компьютером).

^ Г. Защита 4 группы «Использование неорганических веществ в нашей жизни»

(демонстрация опытов)

Учитель: На практических, лабораторных занятиях вы работали со многими неорганическими веществами. А где вы ещё можете встретиться с этими веществами?

(ответ: на кухне, в столовой, в аптеке, в больнице, на полях и т. д.)

Жизнь и здоровье человека, его настроение тесно связаны с бесчисленными неорганическими веществами и химическими процессами, которые протекают вокруг нас и в нас самих.

У каждого из вас свои интересы: один увлечен химией, другой – биологией, третий любит с рюкзаком ходить в поход, четвёртый любит готовить.

Сейчас мы послушаем 4 группу «Практики», которые поделятся занятиями о том, как они используют в жизни те или иные вещества.

Ученик 1. Каждый день, не выходя из дома, мы встречаемся с неорганическими веществами. Заглянем на кухню. Пищевая сода – это кислая соль натрий гидрокарбонат NaHCO3. Её используют для выпечки кондитерских изделий, приготовления шипучих напитков. (Демонстрирует получение напитка: добавляет в стакан с кипяченой водой лимонный сок и соду).

При приготовлении теста не следует гасить соду уксусом в ложке, т. к. в этом случае углекислый газ, который должен поднимать тесто, улетучивается. Добавляйте соду и кислоту прямо в тесто, и ваш пирог будет великолепен!

Заглянем в чайник. А там… толстый слой накипи. Ее можно удалить, прокипятив в чайнике раствор лимонной или уксусной кислоты.

Ученик 2. А теперь откроем аптечку. Здесь нашатырный спирт NH4OH, борная кислота H3BO3, перманганат калия KMnO4. Кстати, пятна от марганцовки выводят щавелевой кислотой. (Демонстрирует опыт: выведение пятен от перманганата калия на хлопчатобумажной ткани раствором щавелевой кислоты).

Учитель: Перманганат калия – сильный окислитель. Если вещества в аптечке находятся в неплотно закрытых склянках, может произойти самопроизвольное воспламенение некоторых из них при контакте с перманганатом калия. (Демонстрация опыта: на бумажную салфетку, под которую подложена огнезащитная прокладка насыпает KMnO4 и капает глицерин. Салфетка загорается.)

Ученик 3. Заходим в ванную. Стиральные порошки содержат перборат и карбонат натрия. Они удаляют загрязнения различных типов, освежают и защищают краски тканей. Хорошо стирает и отбеливает кальцинированная сода Nа2CO3 .

Учитель: Как определить, каким мылом лучше пользоваться, чтобы кожа на руках оставалось мягкой.

Ученик 3. Мыло сушит кожу, потому что оно имеет щелочную среду. (Демонстрация опыта: растворяет в воде стружки детского, хозяйственного мыла и стиральный порошок. Добавляет несколько капель фенолфталеина. В стакане с детским мылом раствор приобретает слабо-розовый цвет (среда почти нейтральная), в стакане с хозяйственным мылом – розовый (среда щелочная), в стакане со стиральным порошком – малиновый (среда сильно щелочная).

Итак, лучше всего мыть руки детским мылом. Оно не сушит и не раздражает кожу.

V. Подведение итогов уроков.

Итак, закончилась защита проектов, все имели возможность высказать свои мысли и ждете оценивания своей деятельности (учитель оценивает работу учащихся). Спасибо за работу, проявленное творчество и оригинальный подход к защите своих проектов.

VI. Домашнее задание.

Подготовиться к проверочной работе, повторить параграфы: 9, 12, 15, 17, 19.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: обобщающий форма урока iconУрок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок дорога Ход урока «Круг радости»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Виды придаточных предложений»

Урока: обобщающий форма урока iconКонспект урока тема урока
Задачи урока: развитие двигательных качеств, силы, выносливости, координации движений, быстроты, воспитание товарищества, чувство...

Урока: обобщающий форма урока iconТема урока: Семейный бюджет. Бюджет школьника Продолжительность урока: 2 часа. Цель урока
Цель урока: рассмотреть стратегии увеличения доходной части и сокращения расходной части семейного бюджета; понимать, что такое номинальный...

Урока: обобщающий форма урока iconУрока: обучающая
Разработка урока может использоваться в 6 классе при изучении темы «Олимпийские игры в древности». Ход урока сопровождается презентацией....

Урока: обобщающий форма урока iconПлан урока: Вступление. Повтор основных моментов 24-го урока. Сад Эдемский
Начиная с 21 урока, мы говорим о сотворении или о явлении, прежде уже «приготовленного» в Божьей Мудрости

Урока: обобщающий форма урока iconПлан урока: Вступление. Повтор основных моментов 23-го урока. Человек кульминация творения
Начиная с 21 урока, мы говорим о сотворении или о явлении, прежде уже «приготовленного» в Божьей Мудрости

Урока: обобщающий форма урока iconРазработка урока музыки 7 класс Тема урока: "Музыкальные образы в творчестве Фридерика Шопена"
Цель урока: сформировать представление о многогранности творчества польского композитора Ф. Шопена

Урока: обобщающий форма урока iconТема: «Обобщающий урок по лёгкой атлетике»
Цель урока: Содействовать укреплению здоровья учащихся и повысить мотивацию к занятиям лёгкой атлетикой

Урока: обобщающий форма урока iconУрока: урок изучения нового материала Ход урока
Цели урока: Формирование понятий преобразования подобия, гомотетии, подобных фигур; формирование интереса к математике; развитие...

Урока: обобщающий форма урока iconУрока: Лирика А. А. Блока цель урока
Цель урока: определить основные мотивы лирики Блока, связь его поэзии с биографическими фактами, внутренней жизнью поэта

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<