Т. В. Дыченко, Украина, г. Сумы, Сумгу использование опорных конспектов в преподавании химии в высшей школе




Скачать 47.02 Kb.
НазваниеТ. В. Дыченко, Украина, г. Сумы, Сумгу использование опорных конспектов в преподавании химии в высшей школе
Дата публикации27.09.2013
Размер47.02 Kb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > Информатика > Конспект
Т.В. Дыченко, Украина, г. Сумы, СумГУ
Использование опорных конспектов

в преподавании химии в высшей школе
Впервые опорные конспекты предложил и начал применять учитель-математик В.Ф. Шаталов [1]. Напомним, что опорный конспект (ОК) – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. ОК требует точной и понятной расшифровки – «озвучки», как говорят учителя.

Опорный сигнал (ОС) – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Основными требованиями к составлению ОК, по мнению В.Ф. Шаталова, являются [2]:

  • лаконичность (не более 400 печатных знаков);

  • структурность (4–5 связок, логических блоков);

  • смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов);

  • унификация (использование единой символики);

  • автономность (каждый из блоков должен быть самостоятельным);

  • привычные ассоциации (ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы);

  • цветовая наглядность и образность.

Текст ОК является материализованной памятью и содержит опорные сигналы в виде знаков. При значительном объеме информации ОК более эффективен, чем звук.

Многочисленные ученики и последователи В.Ф. Шаталова, беря за основу его опыт работ с ОК, предлагают свои подходы к преподаванию той или иной дисциплины, модифицируя авторскую методику в соответствии со своим возможностями, и даже находят собственные интересные решения. Опыт использования ОК в средней школе достаточно богат [3–6]. Мы попробовали применить подобный подход при обучении студентов-иностранцев.

Всем преподавателям высшей школы, работающим с иностранными студентами, известна проблема адаптации перво-курсников к условиям учебы в вузе. В частности, большинство из них не умеют конспектировать, более того, далеко не все этому научатся: среди старшекурсников немало тех, кто боится сократить слово, фразу. Лекция часто превращается в диктовку материала, за которой не видно его содержания и теряется возможность его активного осознания уже на лекции, «здесь и сейчас».

При проведении лекции с использованием ОК студенты являются прежде всего активными слушателями. Их основная цель – вникать в новые понятия, связывать их с уже известными, следить за ходом рассуждений, доказательствами, пояснениями на примерах, не отвлекаясь на подробные записи и не теряя канвы лекции. Есть несколько вариантов проведения лекции с использованием ОК.

^ Первый вариант. Преподаватель по мере изложения материала формирует ОК на специально отведенной для этого части доски (с помощью ОС). Вместе с ним аналогичный конспект на отдельно взятом листе записывают студенты. В заключение лекции преподаватель вкратце «пробегает» изложенный материал по созданному конспекту.

Предполагается, что есть пособие, из которого студент при детальной проработке изучаемой темы почерпнет не попавший в ОК материал. Это либо имеющийся учебник, либо созданное именно как часть методического пакета учебное пособие. Таким образом гарантируется, что не рассмотренные на лекции подробности изложения смогут быть восстановлены и не станут проблемой. Кроме того, требование «студент – активный слушатель» не означает запрета на записи: студент может фиксировать то, что считает необходимым. Да и сам преподаватель акцентирует внимание на особенно важных или сложных моментах, инициирует их запись студентами в дополнение к ОК (по материалам Интернета).

^ Второй вариант. Студентам на лекции раздаются ОК, содержащие основные термины и понятия изучаемой темы. Приводим пример такого ОК для студентов-иностранцев медицинского института СумГУ.
^ ПОЛИ- И ГЕТЕРОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ









В раздаточном материале оставлены пустые места, которые заполняются студентами на лекции. Жирным шрифтом выделен текст, который раздается студентам.

Сформулированный на лекции ОК – это план, по которому нужно воссоздать материал. Его легче запомнить, он не объемен. В начале практического занятия проводится проверка знаний ОК лекции по соответствующей теме. Воспроизведение конспекта не займет много времени у студентов, как и проверка его правильности у преподавателя. ОК может использоваться студентами и при выполнении контрольных работ, для подготовки развернутого ответа.

Методическое обеспечение дисциплины, ориентированное на использование ОК, должно включать в себя как минимум:

  • тематическое планирование дисциплины (рабочая программа);

  • курс лекции или учебное пособие, содержание которого соответствует тематическому планированию;

  • пакет ОК (охватывающий весь лекционный материал);

  • фонды контрольных заданий.

Предлагаемая методика открыта для использования информационных технологий, более того, с их применением она становится более организованной и привлекательной. На лекциях ОК могут применяться в виде презентаций, а организация контроля и самоконтроля может осуществляться с помощью электронных вариантов заданий.

Таким образом, использование ОК дает возможность более рационально организовать лекции, повысить эффективность практических занятий и самостоятельной работы студентов, т.е. использование опорного конспекта оправданно и перспективно.
Список литературы


  1. Шаталов В. Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований / В. Ф. Шаталов. – Минск : Изд-во «Университетское», 1990. – 224 с.

  2. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. – М. : Педагогика, 1989. – 336 с.

  3. Суконицкая И. И. Обобщающие опорные схемы по химии: методика конструирования и использования, примеры схем с описанием / Суконицкая И. И., Гоголевская Н. И. – М. : МПГУ, 2003.

  4. Ларичев Г. А. Химия: опорные конспекты и методические указания / Ларичев Г. А., Мороз В. П., Кожухова Т. Ю. – Кемерево : КГУ, 2009. – 148 с.

  5. Конспект и конспектирование / Безрукова В. И. // Народное образование. – 2001. – № 5. – С. 150–154.

  6. Штенберг Л. Ф. Скоростное конспектирование : учебно-методическое пособие / Л. Ф. Штенберг. – М. : Высшая школа, 1988. – 31 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. В. Дыченко, Украина, г. Сумы, Сумгу использование опорных конспектов в преподавании химии в высшей школе iconМетодические рекомендации на тему «Тактические оборонительные действия игры в футзале»
Ль кафедры физического воспитания СумГУ, тренер высшей категории С. Н. Песоцкий, ст преподаватель кафедры физического воспитания...

Т. В. Дыченко, Украина, г. Сумы, Сумгу использование опорных конспектов в преподавании химии в высшей школе iconДидактическая обработка конспектов лекции и их использование в учебном процессе высшей школы

Т. В. Дыченко, Украина, г. Сумы, Сумгу использование опорных конспектов в преподавании химии в высшей школе iconНекоторые аспекты проблемы преемственности в преподавании иностранных...

Т. В. Дыченко, Украина, г. Сумы, Сумгу использование опорных конспектов в преподавании химии в высшей школе icon3413 русско-англо-турецкий
Русско-англо-турецкий словарь по химии / составители: Т. В. Дыченко, Онгюн Мехмет, Сайлыр Юнус. – Сумы : Сумский государственный...

Т. В. Дыченко, Украина, г. Сумы, Сумгу использование опорных конспектов в преподавании химии в высшей школе iconКурс лекций сумы "Издательство СумГУ" 2011
Технология использования сжатых газов: курс лекций/ составитель Г. А. Бондаренко. Сумы: Изд-во СумГУ, 2011. 275с

Т. В. Дыченко, Украина, г. Сумы, Сумгу использование опорных конспектов в преподавании химии в высшей школе iconМетодические указания по курсу «химия» на тему «закономерности химических реакций»
Методические указания по курсу «Химия» на тему «Закономерности химических реакций» для студентов подготовительного отделения департамента...

Т. В. Дыченко, Украина, г. Сумы, Сумгу использование опорных конспектов в преподавании химии в высшей школе iconУчет развития технических наук в преподавании инженерных дисциплин
В работе рассматривается общая для обоих случаев проблема качественной передачи и освоения в процессе обучения в высшей школе инженерно-технических...

Т. В. Дыченко, Украина, г. Сумы, Сумгу использование опорных конспектов в преподавании химии в высшей школе iconЗахарова В. Н., Украина, г. Сумы, Сумгу дифференцированный подход...
А преподавания физики состоит в том, что иностранные студенты должны освоить учебный материал, который рассчитан на два учебных года...

Т. В. Дыченко, Украина, г. Сумы, Сумгу использование опорных конспектов в преподавании химии в высшей школе iconEnglish and american modern slang. Peculiarities of translation
Гавриленко Анна Владимировна Украина, г. Сумы СумГУ, студентка кафедры теории и практики перевода

Т. В. Дыченко, Украина, г. Сумы, Сумгу использование опорных конспектов в преподавании химии в высшей школе icon5. Город Сумы
Учебно-методические материалы по развитию связной речи для студентов подготовительного отделения цмо / Составители: Е. А. Голованенко,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<