Конспект уроку-консультації в 10 вечірньому класі з літератури за темою : «Комедія А. П. Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п'єси. Символічний смисл вишневого саду»




Скачать 77.33 Kb.
НазваниеКонспект уроку-консультації в 10 вечірньому класі з літератури за темою : «Комедія А. П. Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п'єси. Символічний смисл вишневого саду»
Дата публикации18.03.2013
Размер77.33 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Информатика > Урок
Шахтарський міський відділ освіти

Шахтарська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №2

Шахтарської міської ради Донецької області

Конспект уроку-консультації

в 10 вечірньому класі з літератури

за темою : «Комедія А.П.Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п'єси. Символічний смисл вишневого саду»

Підготувала

учитель

російської мови та літератури

Березанчук Ірина Миколаївна

Шахтарськ 2012

Тема урока-консультации: «Комедия А.П. Чехова "Вишнёвый сад". Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл вишневого сада» (консультация для учеников вечерних классов)
Цели:

Общедидактическая – создать условия для осмысления темы урока.

Образовательная – развивать представления учащихся о сюжете, конфликте драматургического произведения.

Развивающая – развивать ассоциативное, образное мышление, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Воспитательная – способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку (Приложение 1);

мультимедийный проектор, экран;

компьютер;

печатный конспект урока (Приложение 2);

^ План:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Проведение тестирования на знание текста комедии. Слайд 1

Сообщение темы урока. Целеполагание как мотивация деятельности учащихся на уроке. Слайд 2

Ассоциативные впечатления. Слайды 3.4

^ Работа с эпиграфами. Слайды 5-7

Афиша пьесы как опорный конспект в работе с системой персонажей. Слайд 8

Особенности сюжета комедии. Слайд 9

Особенности конфликта пьесы. Слайд 10

^ Многоплановость образа вишневого сада. Слайд 11

Работа с текстом художественного произведения. Слайды 12, 13

Итоги урока. Дискуссионный момент. Слайды 14-16

Рефлексия. Сочинение синквейна. Слайд 17

^ Домашнее задание. Слайды 18,19
Роль мультимедийной разработки в учебном занятии: компьютерная визуализация учебной информации, индивидуальный тренинг и контроль знаний учащихся, развитие нагляднообразного мышления, эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики.
^ Форма урока: мастерская по построению знаний.


Ход урока

І. Организационный момент
Мы встретились не в первый раз,

И от меня вы можете не прятать

Сиянье ваших умных глаз.

Пусть будут поиски, сомненья.

И, как ни краток встречи срок,

Быть может, мы сойдемся в мненьях

И вместе проведем урок.
ІІ. Проверка домашнего задания

Проведение тестирования на знание текста комедии. Индивидуальная работа.

Вопрос 1.

Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь:

а) “Чайка”;

б) “Вишневый сад”;

в) “Дядя Ваня”;

г) “Три сестры

Вопрос 2.

Где развертывается действие пьесы “Вишневый сад”:

а) в одном из провинциальных городов России;

б) в Москве;

в) в имении Любови Андреевны Раневской;

г) в имении Лопахина?

Вопрос 3.

Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева:

а) Гаев – муж Раневской;

б) Гаев – ее брат;

в) Гаев – ее сосед, они друзья юности;

г) Гаев – ее сын?

Вопрос 4.

Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные речи:

а) Петя Трофимов;

б) Епиходов;

в) Гаев;

г) Варя?

Вопрос 5.

В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало:

а) Раневской;

б) Фирса;

в) Гаева;

г) Пети Трофимова?

Вопрос 6.

В пьесе “Вишневый сад” был единственный образ, к которому А.П.Чехов отнесся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это:

а) Раневская;

б) Варя;

в) Аня;

г) Дуняша?

По окончании тестирования проводится взаимопроверка, учащиеся работают в парах. Правильные ответы отражены на слайде 1.
ІІІ. Сообщение темы урока

Слайд 8

Для работы на уроке учащимся предлагаются печатные конспекты

( Приложение 2 к уроку)
Обращаемся к целям урока: чего каждый должен достичь на уроке?

Ответ на этот вопрос является мотивацией деятельности учащегося.
Цели урока:

1) выяснить своеобразие конфликта и особенности сюжетного построения пьесы;

2) осознать глубину смысла образа вишневого сада.
ІV. Развитие ассоциативного мышления

Слайды 2,3

– Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание “вишневый сад”? Слайд 2.

(Как правило, ребята называют “белые цветы”, “нежный запах”, “чистота”, “красота”, “нежность”. Тем более неожиданными для них становятся слова А.П.Чехова: “Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания”. Слайд 3)

– Сравним свои ассоциации с чеховским представлением этого образа. (Слайд 4)

– Можно ли соотнести наши ассоциации с названием пьесы?

Запишем свои мысли в печатный конспект.
^ V. Работа с эпиграфом как актуализация домашнего чтения

Слайды 5- 7

Вниманию учащихся предлагаются слова М.Горького, К.Станиславского, актрисы М.Лилиной.
“Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Все – настроение, идеи, – если можно говорить о них, – лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска – не знаю”.

(М. Горький. Слайд 5)

“Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь”.

( К.С.Станиславский. Слайд 6)
“...Мне представлялось, что “Вишневый сад” не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей”. (М. П. Лилина. Слайд 7)
-Какой из эпиграфов наиболее полно, по вашему мнению, отражает восприятие пьесы? Запишем наши наблюдения в конспект.
^ VІ. Организация групповой работы “Персонажи пьесы”.

Слайд 8

Всем группам предлагается распределить персонажи пьесы на группы согласно самостоятельно определенному принципу. Свою точку зрения нужно аргументировать. Записи итогов работы заносятся в афишу.

(Примерные принципы деления персонажей:

по социальному признаку – помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком;

по отношению ко времени – прошлое, настоящее, будущее;

по принципу главных и второстепенных героев;

по отношению к вишневому саду).

После выполнения работы переходим к обсуждению результатов с обязательной оценкой аргументов друг друга. Этот вид работы ценен тем, что ребята осознают: единого, “правильного” принципа деления нет, Чехов не предлагает однозначных ответов на вопросы.
VІІ. Работа с текстом пьесы

^ 7.1. Сюжет пьесы

Слайд 9

– Произведение вами прочитано. Попробуйте предельно кратко передать сюжет пьесы. Вспомним определение сюжета.

(Потеря вишневого сада, его продажа – катастрофа для всех героев пьесы. Почти все теряют кров, словно перелетные птицы.)
– Это внешний сюжет пьесы. А что происходит с героями после продажи сада, как они ощущают время?

(Они потеряны во времени. Неумолимый ход времени – внутренний сюжет пьесы).

Такое сочетание сюжетов придает произведению философскую глубину, уводит нас от прямолинейных оценок поступков персонажей.
^ 7.2. Конфликт пьесы

Слайд 10

– В основе сюжета пьесы – конфликт. Ярко выраженный конфликт отсутствует. Что же приводит в движение сюжетное действие? (Борьба вокруг вишневого сада.)

- Так сколько же планов у этого образа?
^ 7.3. Многоплановость образа вишневого сада

Слайд 11

– С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.
– Что же значит для героев пьесы этот сад? Заполним схему в печатном конспекте.

(Сад – это имение, символ барства, покупка, прошлое хозяев, дачи для Лопахина, символ красоты, Родины для автора.)

– Образ вишневого сада тоже дан в потоке времени. Может, в пьесе есть еще один герой, не обозначенный в афише?

– Это время. Что оно делает с героями, с их жизнью?

Время – главный сюжетообразующий фактор в пьесе.
^ 7.4. Работа с текстом. Чтение по ролям

Выразительно прочитаем реплики, обращенные к вишневому саду.

(Например, из действия 1, начиная со слов Лопахина: “Вам уже известно...”

или из действия 2 со слов Ани: “Что вы со мной сделали...”)
После прочтения чеховских строк обратимся к слайдам 12,13, на которых изображены первые исполнители ролей пьесы: О. Л. Книппер-Чехова,

К. С. Станиславский.
^ VІІІ. Итоги урока
– Какое же будущее ждет сад, Россию? Этот вопрос Чехов оставил без ответа. (Слайд 14)
– Выйдет ли все по расчету Лопахина, и не превратится ли вскоре вырубленный сад в бесплодное и дикое место? Например, в такое, как вы видите на очередном слайде (Слайд 15)

– Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад?

(Дискуссионный момент. Представляются две точки зрения:

-да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит свое обещание;

-нет, Петя и Аня не знают реальной жизни, они ничего не смогут вырастить).

– Пусть в пьесе автор не дает точного ответа, но мы знаем, что в жизни Чехова был свой прекрасный сад, и не один, который он с любовью возделывал. (Слайд 16)

ІХ. Рефлексия.

Сочинение синквейна. Работа в парах
Схема синквейна есть в ваших печатных конспектах, а образец мы видим на слайде 17.
Писатель

чуткий, чудесный

увлекает, удивляет, волнует

судьбами сада, героев, России.

Чехов...


Х. Подведение итогов .
– Определите, насколько полно вы смогли реализовать цели урока.

В печатном конспекте выберите соответствующий цвет:

красный – успешно, желтый – хорошо, синий – недостаточно.
ХІ. Домашнее задание
1) предложите свой вариант спасения вишневого сада;

2) найдите комические детали в пьесе;

3) напишите свой синквейн. Слайд 18
А завершим наш урок прекрасной картиной цветущего сада – вечного символа красоты жизни. Слайд 19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект уроку-консультації в 10 вечірньому класі з літератури за темою : «Комедія А. П. Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п\Тема урока: Комедия А. П. Чехова “Вишневый сад” Особенности сюжета...
Запиши свои ассоциации. Что возникает в твоем воображении, когда ты слышишь словосочетание “вишневый сад”?

Конспект уроку-консультації в 10 вечірньому класі з літератури за темою : «Комедія А. П. Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п\Конспект відкритого уроку з російської мови в 6 класі
Тема: пословицы и поговорки. Развитие навыка чтения, составления устного высказывания по пословице

Конспект уроку-консультації в 10 вечірньому класі з літератури за темою : «Комедія А. П. Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п\Тема уроку
В класі 25 учнів (13 хлопчиків та 12 дівчаток). У класі один учень вчиться на високому рівні, 12 – на достатньому, 12 учнів мають...

Конспект уроку-консультації в 10 вечірньому класі з літератури за темою : «Комедія А. П. Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п\Дніпропетровська обласна держадміністрація головне управління охорони...
«Особливості репродуктивної функції у дівчаток 14-18 років, які перенесли медикаментозний аборт»

Конспект уроку-консультації в 10 вечірньому класі з літератури за темою : «Комедія А. П. Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п\Дніпропетровська обласна держадміністрація головне управління охорони...
«Непсихотичні психічні розлади при гіпертонічній хворобі. (Неврози, неврастенія, психосоматика, особистісні особливості, відношення...

Конспект уроку-консультації в 10 вечірньому класі з літератури за темою : «Комедія А. П. Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п\Лекції, семінарського заняття, консультації
Під час семінару: реферування; повідомлення за темою (усна доповідь); диспут; поточний контроль (тестування тематичне )

Конспект уроку-консультації в 10 вечірньому класі з літератури за темою : «Комедія А. П. Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п\Самоаналіз відкритого уроку з англійської мови в 3 класі Письменської...
Учні цього класу непогано володіють навичками індивідуальної та роботи в групах. Все це враховувалось при плануванні уроку та визначенні...

Конспект уроку-консультації в 10 вечірньому класі з літератури за темою : «Комедія А. П. Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п\На уроках хімії в 9 класі
Тестові завдання зручно використовувати на будь-яких етапах уроку. Вчитель має змогу перевіряти рівень засвоєння основних навчальних...

Конспект уроку-консультації в 10 вечірньому класі з літератури за темою : «Комедія А. П. Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п\Конспект лекцій з дисципліни «Особливості водопостачання І водовідведення...
Конспект лекцій з дисципліни «Особливості водопостачання І водовідведення промислових підприємств» (для студентів 5-6 курсів денної...

Конспект уроку-консультації в 10 вечірньому класі з літератури за темою : «Комедія А. П. Чехова «Вишневий сад». Особливості сюжету та конфлікт п\Вот поэтому собрались однажды дети в детском саду и начали спорить: Наш детский сад страна?
У каждой страны есть свой флаг, а ведь наш детский сад – это тоже маленькая страна дошкольного детства. Вот поэтому собрались однажды...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<