Контрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы,




Скачать 380.84 Kb.
НазваниеКонтрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы,
Дата публикации31.01.2014
Размер380.84 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Информатика > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Общая и производственная педагогика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине “Общая и производственная педагогика” Тема контрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы,оборудованию кабинетов и аудиторий большую работу предстоит провести поовладению преподавателями методикой рационального использования различныхсредств обучения при подготовке и проведении занятий. Каждый из них долженхорошо знать информативные и дидактические возможности, сильные и слабыестороны тех или иных средств обучения, наиболее эффективные приемы ихприменения в соответствующих формах учебы и видах занятий. Большую ценность в разъяснении и понимании изучаемого материала имеюттаблицы, диаграммы, графики, карты и другие условно-схематические наглядныепособия. Они применяются в тех ситуациях, когда необходимо дать краткую, ноемкую характеристику излагаемой проблемы. Такая наглядность помогаетсистематизировать, обогащать, сокращать или аккумулировать материал, болееточно фиксировать значение научных понятий и их существенные связи,соотносить теоретическое постижение мира с эмпирическим опытом. Практика показывает, что наибольшую трудность в усвоении материаласоставляет осмысление основных идей, тезисов, сути концептуально-понятийного знания. В этом отношении значительную помощь слушателямоказывает такое наглядное пособие, как схема. Возможность выделения в схемеглавных сущностных связей в целом и определяет ее основную дидактическуюценность. Схемы целесообразно использовать при первоначальном ознакомлениислушателей с материалом; при изучении обширного материала, который трудноосмыслить в целом; для связи отдельных вопросов темы как единой проблемы;при рассмотрении материала, когда главным является его характеристика. При анализе социальных процессов важное место занимают графики.Наглядное выражение знания в них достигается при помощи расположения кривойлинии относительно осей координат и координатной сетки. Графикирезультативны при привлечении цифрового материала, когда ставится задачасравнения динамики развития двух или нескольких явлений (например, мировогопотребления нефти и развития ресурсосбережения). Графики могут оказатьсянезаменимым средством при характеристике динамики социальных процессов(изменения социальной структуры общества и т. п.). В пропагандистской практике широко используется образно-выразительнаянаглядность (наглядно-образные модели или представления, выработанные всовременной науке, образ реально существующей вещи или явления), а такжедокументальная наглядность (фотографии, копии важнейших документов). Собирая информационный фонд наглядности, преподаватель долженпомнить, что таблицы всегда содержат больше информации, чем диаграммы,графики, поскольку в них материал может быть представлен в большемколичестве измерений, более разнообразно. В диаграммах, графиках, какправило, используются два измерения - по вертикали и по горизонтали. Втаблицах данные можно сопоставлять в самых разных комбинациях. Однакографики, диаграммы несравнимо более наглядны, чем таблицы. Поэтому винформационном фонде необходимо иметь и таблицы, и графики, и диаграммы,которые подготавливаются на основе таблицы в зависимости от выбранногоспособа освещения материала. Таблицы, графики, диаграммы должны содержатьинформацию динамического характера, т. е. позволяющую рассматриватьявления, объекты в движении, развитии, сравнении. В информационном фонде ТСО обязательно должны быть звуковые пособия.Их использование легко и доступно для лекторов, поскольку современныепереносные кассетные магнитофоны обеспечивают достаточно высокое качествозвучания и необходимую звуковую возможность воспроизведения. Такие пособия,как правило, создаются на основе радио- и телепередач, записей,содержащихся на грампластинках. Особую эмоциональную реакцию обычновызывают записи, сделанные самим лектором во время бесед, интервью,выступлений на собраниях в трудовых коллективах, на митингах, в процесселекций, на концертах. Такие звуковые пособия способствуют созданиюатмосферы доверительности, связи с жизнью, эффекта присутствия. Эффективность использования ТСО зависит от целого ряда факторов,которые условно можно разделить на три основные группы: предметно-содержательные, технические и методические. К предметно-содержательной группе факторов относятся содержаниеинформативного материала, используемого при помощи технических средствпередачи информации, его научный и идейно-теоретический уронвни.Техническую группу факторов составляют аппаратура и оборудование, припомощи которых передается информация слушателям во время занятия. К этойгруппе факторов следует отнести также оснащенность учебного помещения,возможность использовать те или другие ТСО. Методическая группа факторовпредставлена в основном логикой построения занятия, методами изложенияматериала, конкретными методическими приемами предъявлений информации спомощью технических средств. Только строгий учет и органическое единствовсех указанных факторов могут обеспечить высокую эффективностьиспользования технических средств, а также решение задач, стоящих передпреподавателем. Обычно в практике своей работы пропагандист использует, главнымобразом, наиболее простые в эксплуатации технические устройства, часторасширяя их возможности путем применения различных способов и приемовпредъявления информации. Так, если сравнить указанные возможности кинопроектора икадропроектора, то на первый взгляд предпочтение будет отданокинопроектору. Главное его преимущество - в динамике предъявленияинформации. Это имеет значение, когда необходимо показать процесс, развитиекакого-либо явления. Кадропроектор не может, на первый взгляд, сравниться вэтом смысле с кинопроектором. Однако при определенных обстоятельствах иусловиях средства статической проекции дают возможность весьма эффективноиспользовать их и для раскрытия сущности различных процессов, показатьявление в развитии, что очень важно для усиления мировоззренческой иметодологической стороны занятия. Достигается это путем применения способов“добавления” и “вычленения” информации. Освоение данных способов являетсянеобходимым элементом разработки методики использования ТСО. Важнейшую роль при использовании ТСО играет взаимосвязь слов сдемонстрируемыми изображениями или предъявляемыми фонограммами. Это оченьважный элемент методического приема. Но именно он чаще всего является самымуязвимым местом в методической оснащенности лекторов, особенно начинающих. Взаимосвязь слов преподавателя с предъявляемым с помощью ТСОинформативным материалом неоднозначна в различных ситуациях. Скажем вкинолекции, где ведущую роль играют видеоряд и дикторский текст, этавзаимосвязь имеет иной характер, нежели на занятии, где на переднем плане -словесное изложение. Ее особенности зависят от многих причин и факторов: вкакой момент, на каком этапе преподаватель включает в словесную тканьсвоего изложения наглядное изображение, какую функцию должно выполнить этоизображение, насколько оно сложно или просто по своему графическомувыражению или цветовому решению, в какой мере оно насыщено по содержанию,какой вид наглядности представлен на нем, при помощи какой аппаратурыпредъявляется это изображение слушателям и т. д. В отношении указанных причин и факторов возможны различные вариантывзаимосвязи слова и изображения, но такая взаимосвязь должна бытьобязательно. Каждое изображение на экране или фонограмму во время занятияследует сопровождать “словесным оформлением”, задача которого - органически“вписать” это изображение в логику занятия, ее структуру и содержание. Впротивном случае изображение либо “выпадает” из структуры занятия, либо,что еще хуже, разрушает эту структуру. Каким же образом правильно связать демонстрацию изображения исловесное изложение материала? Прежде всего необходимо подготовитьслушателей к появлению изображения и дать установку на его восприятие. Например, если преподавателю необходимо по ходу занятия показатьграфик или диаграмму, то нужно прежде сказать, какой процесс или явлениерассматривается и что будет сейчас проиллюстрировано в виде графика илидиаграммы. Хорошо, если в этом выступлении он обратит внимание слушателейна особенности изображения, которые следует иметь в виду. Особое значение подобная установка на зрительное восприятиеприобретает перед демонстрацией сложных структурно-логических схем,многокомпонентных диаграмм. Следующим важным моментом в обеспечении взаимосвязи слова иизображения во время занятия является работа с самим изображением, с егосодержанием и формой. При этом можно выделить некоторые основные правила. Так, если демонстрируется диаграмма в виде окружности и сектороввнутри этой окружности, необходимо предварительно объяснить слушателям,какие показатели отражает каждый сектор. Если эта диаграмма выполнена вцвете, нужно указать, каким показателям соответствует какой цвет, и толькопосле этого приступить к анализу содержания диаграммы. Это же требованиеотносится к так называемым фигурным диаграммам, где каждый показательвыражен в виде фигур. Если демонстрируется структурно-логическая схема,содержащая информацию в виде различных геометрических фигур, стрелок и т.д., необходимо по ходу анализа содержания схемы объяснить значение каждогоиз этих знаков, их смысловую функцию в содержании схемы. Свою особенность имеет работа в том случае, когда сложная схемадемонстрируется способом “добавления”. Здесь существенную роль играетмомент добавления новой информации, ее расширение в виде, новых элементовизображения. Каждый переход должен сопровождаться словесным объяснением.Причем в данном случае внимательно следует подходить к выбору методаизложения материала. При использовании объяснительно-иллюстрированного метода изложенияматериала графические изображения иллюстрируют сказанное. Поэтомуобращаются к ним как к аргументу после того, когда словесно выразят нужноеположение. В этом случае компоненты занятия связаны в виде отношения “слово-изображение”. При проблемном методе изложения материала изображение становитсяопорным элементом размышления преподавателя совместно со слушателями.Причем можно специально обращаться к слушателям со словами: “Давайтепосмотрим и подумаем...”. Здесь большое значение имеет противопоставлениеразличных элементов изображения, и на основе этого противопоставления идетпоиск, разворачиваются размышления ведущего с последующими выводами. В этомслучае слово и изображение связаны в виде отношения “слово - изображение -слово”, а лектор, используя изображение, поднимает вопросы, которыеподчеркивают противоречие или противопоставление, представленное наизображении. Большую помощь в таком изложении оказывает полиэкранная системапредъявления информации. Именно наличие двух или трех экранов даетвозможность эффективно противопоставлять различную информацию. Если враспоряжении имеются два экрана, то можно сравнивать, сопоставлятьразличные показатели, положения, точки зрения, располагая их на этихэкранах, а если три экрана, то такие противопоставления можно делать ещеболее наглядно и эффективно. Достигается это следующим приемом. На среднемэкране помещается изображение (графическое или словесное) основноговопроса, по которому и проводится необходимое противопоставление. На левомдемонстрируется одна точка зрения, на правом - другая, противоположная. Такусиливаются зрительный и смысловой эффекты противопоставления. Естественно,что анализ этих трех изображений ведущий проводит словесно. В том случае, когда есть только один экран, решение описанной вышезадачи осуществляется на одном изображении. Но строится это изображение изтрех частей. В центре помещается предмет противопоставления (как правило, всловесном выражении), а слева и справа отражаются различные точки зрения.Причем предъявлять такое изображение на экране можно способом “добавления”,что дает возможность акцентировать внимание на каждом элементе изображения. Все основные правила проецирования диафильмов и диапозитивов,описанные выше, применимы и к информационным пособиям, как кинофильмы ифонозаписи. Одним из эффективных методических приемов использования ТСО являетсякомплексное их применение. Суть такого приема заключается в том, что лекторпоследовательно обращается к различным видам ТСО: диапроекции,кинопроекции, звукозаписи и т. д. Это усиливает информативность занятия, еепознавательное и воспитательное значение. Комплексно ТСО можно применить на занятии, посвященном пропагандепередового опыта: показать при помощи кино, фотографии или видеозаписи,скажем, бригаду, работающую по методу бригадного, арендного подряда, затемвоспроизвести фонограмму интервью с членами бригады, в котором дать оценкупередовому методу организации труда на производстве. Хорошо, если послеэтого при помощи диапроекции будут показаны диаграммы или графики,демонстрирующие экономический эффект от внедрения бригадного подряда. Взаключение с помощью структурно-логической схемы целесообразно раскрытьсущность данного метода. Таким образом будет создана целостная картинапонятия - от личностного выражения до сущности. На каждом занятии в зависимости от его содержания, проблематикипреобладают различные виды информативного материала для ТСО, следовательно,применяются и соответствующие методические приемы. Например, на занятияхметодических семинаров, посвященных теоретическим проблемам науки, будутпреобладать структурно-логические схемы, графики, т. е. так называемаяусловно-схематическая наглядность. В ходе занятий по пропагандеэкономических знаний значительное место занимают статистические данные, азначит, отвечающие теме виды изображений, что требует использованияопределенных ТСО и специфических методических приемов. Своеобразные требования возникают при использовании комплексовтехнических средств обучения, которые создаются для группового, а такжеиндивидуального обучения. Комплексы технических средств программированногообучения делят на две группы: обучающие; контролирующие, призванныепроверять знания слушателей. Обучающие комплексы ТСО включают технические средствапрограммированного обучения, обеспечивая реализацию операций обучения илисамообучения. Учебно-методическое оснащение комплекса включает как учебныйматериал, так и алгоритмы организации деятельности слушателя по егоусвоению, т. е. специальное программное обеспечение. Контролирующие комплексы ТСО обеспечивают внешний контрольдеятельности слушателя, а также самоконтроль собственных знаний, умений инавыков. Чаще всего при машинном (с применением ЭВМ) контроле знанийслушателям выдаются карточки с вопросами или вопросы высвечиваются наэкранах технических устройств. Отметим, что в структуру как обучающихся, так и контролирующихкомплексов входят: диапроекторы, кино-, видео- и телевизионные системы,магнитофоны, учебная литература, различного вида ЭВМ. Работает это все наоснове носителей иформации: слайдов, видеосюжетов, кинофрагментов, дискет,тестов контроля знаний и т. д. Учебное помещение с находящимися там обучающими комплексами ТСОпринято называть автоматизированным классом или программированнымкабинетом. Контролирующие комплексы тоже принято объединять в кабинеты(классы) автоматизированного контроля. Из программированных машин индивидуального пользования (типа КИСИ,“Репетитор МЭИ” и др.) весьма удобен и надежен комплекс “Репетитор МЭИ”,предназначенный для обучения и контроля знаний слушателей. Несколько такихустройств могут быть соединены с центральным пультом пропагандиста дляпроведения групповых занятий. По конструкции - это автономно управляемыйдиапроектор ( типа “Пеленг-700”) с проекцией учебной информации навстроенный полупрозрачный экран. Информация выдается слушателю на 35-ммкинопленке. Варианты формирования ответа: выборочный численно-кодированный,сопоставительный и последовательно-конструированный. Ввод ответа -клавишный. Реализуется линейная, разветвленная и комбинированная программы(емкость памяти: до1ОО кадров, размер 18 х 25 мм). Комплекс адаптируется киндивидуальным особенностям слушателей. Электронный экзаменатор “Сибиряк” предназначен для использования виндивидуальной работе учебного процесса. Он может служить как для приемаэкзаменов с автоматической оценкой правильности введенных ответов, так идля самоконтроля в процессе самостоятельной подготовки слушателей ксеминарам и собеседованиям. Контрольные вопросы предъявляются им в видекарточек. Для групповой работы широко применяются комплексы: “Ритм-2М”, ДС-1004, ДС-1007. Дидактические материалы по контролю усвоения знаний представляютсобой набор контролирующих тестов, выполненных либо на бумаге (контрольныекарты), либо на пленке (контрольные кадры). В свою очередь тестом приконтроле называется задание, применяемое для определения у обучаемогосформированных навыков и умений деятельности в процессе обучения. А систематестов представляет собой контролирующую программу. Основные требования при составлении тестов можно изложить в такойпоследовательности: 1. Отдельные тесты и их группы должны охватыватьнаиболее существенные и важные вопросы, усвоение которых являетсянеобходимым в пределах объема пройденного материала. 2. Тестовые заданиядолжны соответствовать тем целям, которые поставлены для организации иуправления процессом обучения конкретного учебного занятия. 3. Каждый тестдолжен способствовать усвоению учебной информации соответствующего уровня(при контрольно-обучающей программе) или обеспечить проверку этогоусвоения. 4. В содержании тестовых заданий не должно быть избыточнойинформации, отвлекающей внимание обучаемого от понимания существа задания.5. Тесты, предназначенные для одновременного использования по несколькимвариантам, должны быть равнотрудными (эта характеристика связана с числомопераций, которые определяют достижение успеха) и равносложными (понятие“сложный” тест связано со ступенью абстракции, на которой должна бытьвыполнена деятельность в тесте). 6. Тесты должны быть валидными(соответствовать смыслу и содержанию выявляемого признака). 7. Приконструировании тестов всех уровней необходимо добиться их общепонятности(определенности) для обучаемых. Важно, чтобы, читая тест, обучаемый хорошо понимал, какуюдеятельность он должен выполнять, какие знания продемонстрировать и в какомобъеме. Чтобы добиться общепонятности тестов, их проверяют впоследовательной серии экспериментов на обучаемых данной ступени обучения.8. Взаимосвязь между тестами, ТСО, деятельностью преподавателя и обучаемогоопределяется согласно принятой дидактической программе. Особое внимание привлекают тесты входного контроля, которыеприменяются, как правило, в начале изучения курса для определения исходногоуровня знаний, навыков и умений. Только с их помощью можно предложитьхороший план изучения проблемы, учитывающий индивидуальные особенностислушателя, цели и доступное учебно-методическое оснащение. Итоговые тестыдают возможность объективно оценить степень усвоения знаний, навыков. Этоже позволяет осмыслить совместную деятельность преподавателя и слушателя,внести коррекцию для последующей практической деятельности. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Интенсификация учебы невозможна без использования эффективных форм иметодов вовлечения обучающихся в учебный процесс и создания условий, прикоторых слушатели становятся его активными участниками. Чтобы сплотитьлюдей, сделать их единомышленниками преподавателя или пропагандиста, он сампомимо глубоких профессиональных знаний должен владеть основами психологии. Вместе с тем нетрудно заметить насколько разнообразны люди в любомколлективе. Они отличаются не только лицом или внешним видом, но и своимимыслями, поступками, оценками и суждениями. В то же время индивидуализацияпроцесса обучения предполагает такую организацию занятий, при которойкаждый слушатель группы включен в учебный процесс как личность. Преподаватель должен постоянно поддерживать и закреплять интерес кобучению, заботиться о расширении и углублении интересов слушателей, с темчтобы эти интересы стали устойчивыми и приобрели форму стремлений. Этоподдержание и закрепление интереса к обучению зависит как от личности иувлеченности самого преподавателя, так и от его умения сочетать интересыслушателей с интересами обучения. Если преподаватель построит свою работутак, чтобы она затрагивала интересы слушателей, то ее эффективность намноговозрастет. Давая задание слушателю, старайтесь, чтобы вопрос темы хотя бы вчем-то совпадал с его интересами. Когда увлеченный человек страстно иэмоционально говорит об объекте своего интереса, группа, заражаясь егоэнтузиазмом, воспринимает этот интерес как собственный. Не бойтесь потратить лишнее время на неформальное общение сослушателями - это верный путь выявить структуру их интересов и всоответствии с ней организовать занятия. Ищите области, где интересысовпадают. Старайтесь вести диалог со слушателями в терминах их интересов. Существенным мотивом, побуждающим человека к совершению того илииного поступка, являются его убеждения, которые психология рассматриваеткак систему осознанных потребностей личности. В процессе обучения каждыйчеловек воспринимает информацию на основе сформировавшейся системыубеждений. Система убеждений представляет собой совокупность знаний обокружающем мире, идей, духовных ценностей, идеалов. Если эта система имеетупорядоченную и внутренне организованную структуру, то она рассматриваетсякак мировоззрение человека. Нужно вовремя занять четкую, обдуманную позицию по главным жизненнымпроблемам и ценностям. Сходная позиция и ориентация преподавателя и группыотносительно общественных ценностей или предмета обсуждения создаютблагоприятные условия и усиливают познавательную способность группы. Придоверительном и уважительном отношении к личности преподавателяобеспечивается эффективность восприятия. В процессе обучения преподавателю необходимо учитывать и элементыобыденного сознания, которые предстают перед нами в виде стереотипов.Стереотип- это закрепленный в сознании способ восприятия и перестройкисуществующей действительности. Стереотипы могут быть положительными иложными. Использование положительных стереотипов дает упрощенное,схематическое, иногда близкое к истинному, знание или представление опредмете. Любая схема, какой бы подробной она ни была, не может датьисчерпывающей информации о предмете и в известной степени можетрассматриваться как стереотип. Вместе с тем схематизм позволяет выделитьнаиболее существенные моменты рассматриваемого явления и способствуетлучшему восприятию учебного материала. В этом смысле он является составнойчастью процесса обучения. Ложный стереотип искажает действительность и затрудняет восприятиематериала, особенно если он отличается новизной. Наличие ложных стереотиповзависит в первую очередь от уровня образования человека, егопрофессиональной деятельности, немаловажную роль играет Эдесь и .возраст.Для успешной реализации задач производственно-экономического обученияразрушение ложного стереотипа является необходимым условием. Однако приэтом необходимо учитывать прочность данных установок личности и не ждатьбыстрого освобождения человека от старых ложных стереотипов. Лучшим путемразрушения стереотипов является сама жизнь, конкретная практика. Вместе стем человек очень трудно расстается с определенными представлениями,которые ему навязывались в течение десятилетий. Учитывайте, что иногда человеку легче воспринять новое, чемотказаться от старых представлений. Чтобы эффективно вести процессобучения, преподаватель прежде всего должен представлять, как происходитпознавательный процесс. Этот процесс осуществляется посредством ощущения,восприятия и мышления. Ощущения - это простейший психический процесс, состоящий в отраженииотдельных свойств предметов и явлений материальной жизни. Этот процесспроисходит через органы наших чувств, которые получают, отбирают,накапливают информацию и передают ее в мозг. Следующим этапом познания является восприятие, т. е. отражение всознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействиина органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединениеотдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Поведение человекаво многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которойнаходится. Поэтому восприятие является важным источником объясненияповедения человека. Однако изменяя восприятие той жизненной ситуации, вкоторой находится человек, можно изменить поведение этого человека. Так,формирование у слушателей современного экономического мышления разрушаетстарые стереотипы отчужденности работника от результатов своего труда итаким образом формирует совершенно иной тип его поведения в процессепроизводства, который отличается инициативностью и заинтересованностью вкачественном труде. Многочисленные примеры аренды в сельском хозяйстве нагляднодемонстрируют, как новые условия хозяйствования меняют сознание ипсихологию людей. Появление у человека чувства хозяина резко повышает егоответственность за дело, заставляет искать и находить нестандартные иоригинальные решения иногда в таких сложных хозяйственных ситуациях,которые при традиционных формах ведения хозяйства считались бы“объективными причинами” невозможности выполнения плановых заданий. Восприятие зависит от прошлого опыта человека. Преподавателю надопомнить, что на содержание восприятия оказывает также большое влияниеустановка личности. Дело в том, что большинство слушателей производственно-экономической учебы-люди, обладающие достаточно широким жизненным итрудовым опытом. С одной стороны, это способствует успешности обучения, а сдругой - осложняет этот процесс. Дело в том, что как жизненный, так ипроизводственный опыт имеет свои негативные и позитивные стороны. Назанятиях это обстоятельство необходимо учитывать. Ведь основная массаобучаемых формировалась как специалисты и как личности в период застоя инесут на себе отпечаток данного периода. Это выражается в сложившихсястереотипах общественного поведения, пассивности общественной деятельности. Хотя в настоящее время даны широкие права трудовому коллективу и егосовету, тем не менее ни для кого не секрет, что эти права используютсядалеко не полностью. Многие работники еще не верят в возможность реальноговлияния на действия администрации. Аналогичная картина складывается припереходе предприятий на полный хозрасчет. Часть работающих не стремитсяповысить производительность своего труда, опасаясь пересмотра действующихнорм. Именно этот отрицательный опыт прошлого значительно тормозитэкономическое развитие нашей страны. Использование восприятия в процессе обучения преподавателем можетпроисходить как в ходе всего занятия, так и на отдельных его этапах. Так,чтобы обеспечить успешное восприятие нового учебного материала, обучающийдолжен подготовить слушателей, помочь связать их опыт с новым материалом. Большое значение в восприятии учебного материала имеют наглядныесредства обучения: пособия, схемы, оборудование, демонстрационные опыты.Однако наличие наглядных пособий и развешивание в аудитории различных схемсамо по себе дает небольшой эффект и даже отвлекает слушателей от общегохода учебного процесса. Использование этих средств обучения должноосуществляться в сочетании с объяснением преподавателя. Только тогда онипомогают формированию у слушателей образа учебного материала в соответствиис задачами программы. Важное значение здесь имеет динамика предъявлениянаглядных пособий слушателям, последовательность их использования и даже ихрасположение. Так, наиболее важный для запоминания материал следуетрасполагать в верхнем правом углу плоскости. Именно в этой части обзорадолжно находиться все, что предназначается для обязательного запоминания сточки зрения важности материала. Большое значение имеет яркость, красочность. Данные признаки имеютценность не сами по себе как таковые, а лишь в том случае, если они служатдля выделения наиболее сущностных деталей сообщаемой информации. При этомнеобходимо помнить, что различный цвет оказывает неодинаковое воздействиена психоэмоциональное состояние человека. Психологи определили, что красныйцвет возбуждающе действует на психику человека; оранжевый-способствуетконцентрации внимания; желтый-может вызывать тревожность, беспокойство;коричневый-угнетает; розовый - создает ощущение легкости. Причем взависимости от расположения окрашиваемых плоскостей это воздействие можетусиливаться или ослабляться. Процесс восприятия и усвоения информации связан с психическимявлением запоминания. Психология различает три вида памяти: оперативную,кратковременную и долговременную. Информация, полученная оперативной памятью, хранится в ней отнескольких секунд до нескольких десятков минут. Этот вид памяти обслуживаетпроцесс восприятия словесной информации. В ходе этого процесса человек непросто следит за словами, а постепенно накапливает поступающую из речиинформацию, компонует ее и преобразует в такую форму, котораявоспринимается лучше всего. Прогресс науки и техники влечет за собой колоссальную информационнуюнагрузку основных каналов связи человека с внешней средой-зрительного ислухового. Поэтому каждый преподаватель должен иметь логически четкуюструктуру своей речи, не перегружать ее второстепенными деталями, следитьза ее темпом и своей дикцией ' Помните, что оптимальный темп речи- 120 слов в минуту. Используйтенумерацию своей информации: “Во-первых...” и т. д. Стремитесь ограничитьинформацию до объема необходимого и возможного для усвоения слушателями. Не спешите! Лучше потерять часть информации, но обеспечитьэффективное восприятие всего учебного материала. Не стремитесь ошеломитьслушателей всей имеющейся у вас информацией. Ваш запас информации ведь тожеограничен. Мысли, необходимые для фиксации и запоминания, предваряйтесловами: “Итак...”, “Иначе говоря...”, “Теперь подведем итог...”. Снижениетемпа речи может рассматриваться как сигнал к письменной фиксации. Кратковременная память хранит информацию в течение 1-2 суток.Учитывая это, задачей преподавателя является выбор таких заданийслушателям, которые позволили бы им зафиксировать полученную информацию набумаге, либо более детально ее обдумать. В результате этого частьинформации может закрепиться в долговременной памяти, которая обеспечиваетее длительное хранение и накопление. Именно долговременная память дает возможность знаний, формируетубеждения и установки личности, развивает умения и навыки. В долговременнойпамяти 40 % полученной информации хранится всю жизнь. Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия, закоторыми следует осмысление или мышление. Весь свой материал мыслительнаядеятельность получает из одного источника-чувственного познания, т. е. изощущений и восприятия. Это еще раз напоминает преподавателю о необходимостиучитывать в своей педагогической деятельности все предшествующие мышлениюэтапы. Человеческое мышление - в каких бы формах оно ни осуществлялось - несуществует вне языка. Поэтому современный процесс обучения, как процессчеловеческого общения, можно рассматривать не только и не столько какпростое изменение организации самого учебного процесса, а как эффективноесредство развития мышления слушателей. Умственное развитие человека совершается в процессе усвоения знаний,выработанных человечеством в ходе общественно-экономического развития.Мыслительная деятельность - это, с одной стороны, основа для усвоениязнаний, а с другой - возможность получения новых знаний. Человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими науками -психологией и логикой. К логическим формам мышления относятся понятия,суждения, умозаключения. * понятии отражаются общие, существенные иотличительные признаки предметов и явлений реальной жизни. Каждый слушательпроизводственно-экономического обучения обладает определенной совокупностьюпонятий по проблемам изучаемой программы, и одной из задач, стоящих передпреподавателем или пропагандистом, является выяснение существующих услушателей понятий. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждениявсегда выражаются в словесной форме и отражают связь между предметами иявлениями или между их свойствами. Суждения могут быть выражены как устно,так и письменно. Последнее обстоятельство важно учитывать при составлениизаданий слушателям в зависимости от их личностных черт. В ходе суждения человек сталкивается с взаимосвязями процессов иявлений. В результате одного или нескольких суждений можно получить другое,рожденное исходными. Такая связь между понятиями, суждениями называетсяумозаключением. Процесс мышления имеет познавательный результат, в качестве которогоможно считать либо степень усвоения слушателем определенных знаний илиприобретение навыков и умения, либо выполнение слушателем задания, либоналичие у него плана решения какой-то проблемы и т. д. Процесс обучения - это всегда процесс общения. Для того чтобы процессобучения был эффективен, недостаточно обладать профессиональными знаниями,необходимо уметь организовать этот процесс. Для этого преподаватель долженнаучиться управлять учебной группой, побуждать каждого члена группыучаствовать в учебном процессе, постоянно владеть вниманием аудитории. Внимание - это реакция психики человека на определенные объекты,имеющие для личности устойчивую значимость. В нашем случае таким объектомявляется познавательная деятельность. Концентрация внимания направляет,усиливает восприятие, запоминание и мышление. В то же время отсутствиевнимания приводит к обратному действию. Внимание всегда сосредоточено на чем-то определенном. В ходе процессаобучения внимание слушателя направлено на учебный материал, который даетпреподаватель. Степень концентрации внимания довольно легко установить потому, что в данный момент учебного процесса делают слушатели: внимательноследят за содержанием учебного материала или читают газету, смотрят в окно. Каждый преподаватель, имеющий даже небольшую педагогическую практику,убедился насколько сложно постоянно владеть вниманием аудитории.Социологические исследования показывают, что в каждый момент обученияговорящего слушает всего несколько человек. Если брать средний размеручебной группы 20-40 человек, то преподавателя слушают всего от 2 до 7человек. Конечно, если преподаватель представляет собой яркую личность,обладает высоким профессиональным уровнем, то эта цифра может значительновозрасти. Внимание может быть произвольным, непроизвольным и послепроизвольным.Произвольное внимание зависит от собственной воли человека, определяетсяего собственными интересами, убеждениями, сознанием долга. Любой процесс обучения предполагает наличие произвольного внимания.Согласимся, что преподаватели, как и все люди, бывают разные и не всякийможет полностью удовлетворить аудиторию. Тем не менее каждый слушательдолжен получить необходимый объем знаний. В силу этого он включаетпроизвольное внимание с тем, чтобы узнать и зафиксировать необходимуюинформацию. Следует отметить, что чем больше соответствие информациипреподавателя или пропагандиста интересам и целевым установкам слушателей,тем выше степень произвольного внимания. Непроизвольное внимание не требует волевого усилия слушателя, аскорее зависит от мастерства и умения преподавателя. В большей степени этовнимание определяется формой изложения материала. Послепроизвольное внимание - это своеобразная трансформацияпроизвольного внимания, при котором слушатель настолько захваченпроисходящим действием, что от него не требуется волевых усилий. Безусловно, знание видов внимания само по себе ничего не дает.Главное для преподавателя знать, каким образом он может удержать вниманиеаудитории. Многие не раз наблюдали картину, когда в большой аудитории слушателизахвачены мастерством лектора. Но вот скрипнула входная дверь и почти всеповернули голову. Действительно, достаточно кому-то заглянуть в аудиториюили уронить ручку, как от только что напряженного внимания не остается иследа. Дело не в преподавателе, а в свойствах человеческой психики. В процессе обучения преподаватель довольно часто сталкивается сослучаем потери произвольного внимания слушателей. Для его возвращениянеобходимо вызвать сначала непроизвольную форму внимания. Для привлечениянепроизвольного внимания используются голосовые приемы, пауза, жест,движение. Внимание привлекает не только повышение тона речи, но и внезапныйпереход на тихую речь. Для возвращения внимания используйте вопросы каудитории: “Как вы думаете, что произойдет если...”, “Каким же образомпроисходит данный процесс?” и т. п. Можно прервать начатую фразу и привлечьвнимание небольшим отступлением: “Да, чуть было не забыл...”, “Кстати,...”и т. п. Обращение к наглядным средствам обучения, поднятие руки или пальцавверх, любые незапланированные жесты и движения возвращают вниманиеаудитории. Если вы часто возвращаете внимание слушателей, ищите причину всодержании учебного материала. Идеальным средством возвращения вниманияявляется шутка. Обучение всегда предполагает объединение обучающихся в учебную, т. е.организованную, группу. Учеба слушателей производственно-экономическогообучения строится по производственному принципу, а учебные группыкомплектуются из числа рабочих одной бригады, смены и т. д. По сути дела,учебная группа объединяет тот коллектив, который совместно решаетпроизводственные задачи. Нормальный человеческий коллектив, обладающийнаибольшими производственными, образовательными и воспитательнымивозможностями,- это разновозрастный коллектив. Этот коллектив объединяетразличных по квалификации и жизненному опыту работников. Долгое время считалось, что наиболее благоприятным для обученияявляется коллектив примерно одной возрастной группы слушателей. В рамкахтрадиционного подхода к процессу обучения это облегчало взаимодействиепреподавателя со слушателями. Однако взаимодействие и сотрудничествообучаемых одного и того же возраста, как правило, оказывается небогатым посодержанию. Ведь люди одной возрастной группы обладают примерно одинаковымизнаниями, и таким образом, взаимообучение будет сравнительно бедным. Еслиже говорить о воспитательной функции процесса обучения, то разновозрастнойколлектив приносит гораздо больший воспитательный эффект. Даже не обладая достаточными знаниями в области психологии, можнозаметить, что учебная группа состоит из совершенно различных не только повозрасту, но и по характеру, темпераменту людей. Неповторимое сочетаниепсихологических особенностей человека является характерной сторонойличности. Личность - это прежде всего живой, конкретный человек, со своимидостоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, порожденнымиего активным участием в жизни общества, воспитанием, обучением. Психологический склад личности, сочетание его психологическихособенностей, несмотря на различия в его поведении в разных жизненныхситуациях и в различных социальных группах, при изменениях, связанных свозрастным развитием, остается в какой-то мере постоянным. Наиболееустойчивыми и присущими от рождения человеку психическими свойствамиявляются свойства темперамента. Психология традиционно выделяет четыре типатемпераментов: сангвиника-холерик, флегматик и меланхолик. Сангвиник - в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный типнервной системы. Этот тип весьма практичен, легко и быстро адаптируется.Покладист и оптимистичен. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любитточность, основательность и объективность. К порученному делу относитсяответственно. В группе слушателей личность, обладающая таким типом темперамента,пользуется большим авторитетом и часто бывает неформальным лидером. Егомнением дорожат товарищи. Если преподаватель или пропагандист сумеетпостроить устойчивые и доброжелательные отношения с таким человеком изаслужить его доверие, то его поддержкой можно резко повысить эффективностьпроцесса обучения. Не сумев найти правильной формы отношений с данным типомличности, преподаватель рискует потерять покой на занятиях, будучи вовлеченв затяжные, а порой и весьма трудные дискуссии. Такому слушателю необходимо всегда отводить активную роль на занятиях- он в них просто незаменим. Если же преподавателю или пропагандистуудастся сделать его единомышленником, то группа может обрести своеобразногопреподавателя-дублера. Флегматик - в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный типнервной системы. Наиболее заметной чертой этого характера является скореевсего его сдержанность и, как следствие, исключительное спокойствие. Флегматик относится к тем людям, чье приветствие всегда степенно,прохладно и лишено эмоций. Он не склонен к товариществу и предпочитаетодиночество. Не разговорчив и сводит беседу к выяснению главного. Иногдапозволяет себе бесстрастно пошутить. В работе любит порядок и выполняет ееспокойно и методично. Его любовь к чистоте может стать настоящей манией ипревратиться в педантизм. Ум его работает медленно, но надежно, потому чтоэта медлительность объясняется желанием знать причины происходящего.Флегматика можно убедить только доводами. Как слушатель, такой тип характера просто незаменим в обсуждениисложных спорных вопросов. Как правило, его аргументация отличаетсяубедительностью и продуманностью, и если он заранее получил отпреподавателя соответствующую установку и согласен с ней, можно небеспокоиться за серьезную поддержку на занятиях. Холерик - в основе лежит сильный неуравновешенный, возбудимый типнервной системы. Наиболее заметной чертой этого типа является сильная ибеспорядочная эмоциональность. Он неустойчив, склонен к жестокости иподозрительности. Но он легко примиряется. У него живой, но неметодичный ум, импульсивная и непостояннаяактивность. Его эмоции быстротечны. Он может работать лишь тогда, когда егожелание совпадает с необходимостью, т. е. время от времени. Он мало считается с прошлым и делает то, что ему удобно в данныймомент. Он готов подчинить истину своим минутным настроениям и желаниям. Его влияние на группу весьма слабо. Однако преподавателю илипропагандисту он может доставлять много хлопот неожиданными иэмоциональными выступлениями, не относящимися к изучаемому материалу. Приэтом на доводы преподавателя и своих товарищей он может бесконечноприводить массу бессистемных аргументов, перескакивая с одной темы надругую. Потеря времени на диалог с ним бывает весьма существенной и, какправило, бесполезной для процесса обучения. Чтобы включить такой типхарактера в учебный процесс, целесообразно заоавлжь его готовить сообщениязаранее. И где он незаменим, так это в самом начале дискуссии, когдаэмоциональность служит катализатором дальнейших выступлений слушателей. Меланхолик - в основе лежит слабый тип нервной системы. Наиболеезаметной чертой его характера является инертность. Он никогда не делаетбольше того, что ему велено. Его ум незатейлив. Он с готовностьюоткладывает на завтра все, что можно сделать сегодня. Он редко смеется,часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Лица, наделенные такимхарактером, наименее услужливы и наиболее безразличны к другим. К сожалению, данный тип характера встречается довольно часто, иглавной задачей преподавателя является постоянное, но кратковременноевключение слушателя в процесс обучения. Это можно делать с помощьювопросов, требующих краткого ответа. С помощью данного приема слушатель,обладающий данным темпераментом, может адаптироваться к группе и вдальнейшем даже изменить определенные черты своего характера. Однако приобщении с ним преподавателю требуется большое терпение и большаятактичность. Следует иметь в виду, что чистые, отчетливые типы темперамента напрактике встречаются достаточно редко. В действительности они сочетаютсядруг с другом в зависимости от большей или .меньшей степени влияния каждогоиз свойств темперамента. Кроме того, объективную оценку личности можно датьтолько, выяснив его жизненные позиции, мотивы, в которых проявляется егоиндивидуальность, и определив его психологический тип, и прежде всегорассмотрев его отношение к производству и распределению материальных благ.Так как группы производственно-экономического обучения формируются попроизводственному признаку, слушатели и пропагандист, как правило,достаточно четко оценивают личность своего товарища по работе. Правда, преподаватель может столкнуться с элементами предубежденияслушателей к своему товарищу по работе. В этих случаях преподаватель, еслион убежден в несправедливости оценки группой личности слушателя, простообязан разрушить сложившийся стереотип отношений к этому человеку,определив его положительные качества и дать им проявиться в ходе учебногопроцесса. Оценивая приведенные выше психологические хара ктеристики, можнозаметить, что в каждой из них сст1л как хорошие, так и плохие свойства.Следовательно, деление темпераментов на “плохие” и “хорошие” неправомерно.Каждый темперамент в одних условиях хорош и плох в других. Не определяеттемперамент и социальной ценности человека. Один и тот же темперамент можетвстречаться как у выдающегося революционера, так и у махрового реакционера. Безусловно, что психологический склад личности является важнойстороной ее характеристики и обладает устойчивым постоянством. Тем не менееличность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миромпосредством своей деятельности и от производственно-экономического обученияможет также зависеть формирование ее положительных качеств. Каждая группа слушателей производственно-экономического обученияобладает стабильной официальной структурой. Однако сталкиваясь саудиторией, любой преподаватель замечал, что наряду с официальной схемой вкаждой группе складываются неформальные отношения'. Эти неформальныеотношения могут возникнуть как в самой группе в процессе обучения, таки внеее. Ведь члены группы работают вместе, встречаются в столовой, обсуждаютчто-то по дороге домой и т. д. Таким образом, преподаватель или пропагандист сталкивается в реальнойжизни с более или менее устойчивыми малыми группами в рамках стабильнойструктуры группы производственно-экономического обучения. Эти малые группытакже неодинаковы. Например, между двумя слушателями может возникнутьчувство симпатии, однако наиболее сильный тип личности подчиняет другой. Вэтом случае именно через этот сильный тип личности другой связан с группой.Он, как правило, поддерживает своего товарища, иногда внутренне несоглашаясь с его мнением. Другой тип малой группы - три равных по своимличностным качествам человека, которые также симпатизируют друг другу. Вформальной структуре группы они являются тесно связанным ядром. Вопределенных ситуациях это ядро может объединять других членов группы,активно воздействовать и формировать их мнение. В подавляющем большинствеслучаев группа имеет неформального лидера, который в силу качеств своейличности пользуется большим авторитетом у членов группы, иногдапревосходящим авторитет преподавателя и пропагандиста. При традиционномобучении, когда преподаватель стремился к авторитарному стилю проведениязанятий, подобные люди доставляли ему немало хлопот. Однако если подойти кпроцессу обучения с современных позиций, т. е. как к равноценному обучениючленов группы, то такая личность может стать исключительно ценнымпомощником в учебном процессе. Конечно, для этого в первую очередьнеобходимо выявить неформального лидера. Это не составляет большойсложности, и любой преподаватель и пропагандист в течение первых занятийможет ответить на данный вопрос. Несколько сложнее включить личность неформального лидера в учебныйпроцесс. Это можно сделать следующим образом. Необходимо обратить вниманиеслушателей группы на положительные качества данного человека, признать егоспособность влиять на людей. Тем самым преподаватель продемонстрирует, во-первых, объективное отношение к личности не только данного человека, но илюбого слушателя, что, конечно, в дальнейшем будет способствоватьукреплению его авторитета, создаст атмосферу доверия. Во-вторых, тем самымподчеркивается готовность преподавателя сотрудничать со слушателями впроцессе овладения знаниями, его желание стать их единомышленником. Следующим этапом включения неформального лидера в активный процессобучения является выбор такого рода занятий и работ, который бы заставилэту личность работать на процесс обучения. Для этого можно использоватьпросьбу подготовить достаточно серьезное сообщение или доклад, мотивируя еетем, что у данного слушателя есть необходимые качества и способности дляподобной серьезной работы. Хорошим психологическим приемом может являться временное замещениенеформальным лидером места преподавателя или пропагандиста на занятии. Дляэтого, не акцентируя внимание слушателей, можно попросить выступающегонеформального лидера к столу преподавателя или пропагандиста, а самомучерез определенное время незаметно присоединиться к слушателям, сидя срединих. Практика показывает, что, очутившись на месте преподавателя илипропагандиста, данная личность, как правило, более взвешенно относится ксвоим словам, старается занимать объективную позицию. Преподаватель должен иметь в виду, что, несмотря на большое влияниеличности на группу слушателей, группа способна оказывать обратное влияниена эту личность. Любой, даже самый сильный лидер группы пытается своимидействиями заслужить ее одобрение. Вместе с тем психология утверждает, чтолюбая группа более консервативна и устойчива в стереотипах, чем отдельнаяличность. Мы знаем, что зачастую член группы, думающий или делающий "не каквсе", становится объектом социального давления. Последнее может принятьформу молчаливого неодобрения, насмешки и т. п. Напротив, за соблюдениенорм общепринятого группой поведения человек получает ее одобрение,согласие и даже престиж. Причем чем сильнее, сплоченнее сама группа, темона более консервативна. Зачастую именно в таких группах новаторывоспринимаются как отклонение от нормы и вызывают всеобщее неодобрение. Как мы видим, действия преподавателя и пропагандиста для эффективногообучения предполагают не только включение неформального лидера в процессобучения, не только превращение его в единомышленника и помощника в учебномпроцессе, но и, что иногда значительно сложнее, разрушение устоявшихсяпредставлений и стереотипов самой группы, которые могут значительно снизитьэффективность обучения. В этом случае преподаватель должен сам искать илисоздавать лидера, малые группы, которые были бы способны разрушитьмонолитность консервативных представлений. В этом случае уже не обойтисьназначением докладчика или выступающего. Преподавателю необходимоорганизовывать дискуссии, вокруг точек зрения которых слушатели могутобъединяться в малые группы. Иногда данные дискуссии могут привести кдостаточно бурным столкновениям, однако именно эти столкновения и вызываютк жизни новые идеи, разрушают старые представления. В зависимости от цели, поставленной на занятии, преподаватель долженчетко представлять для себя результат занятия. Совсем необязательно, чтобыстолкновение между различными мнениями, выразителями которых являются малыегруппы, в конце занятия закончилось “примирением” сторон. В случаенеобходимости может целесообразнее перенести дискуссию на следующеезанятие. В этом случае члены группы в промежутке между занятиями будутмысленно возвращаться к сложившейся ситуации, искать дополнительныеаргументы к предстоящему спору с оппонентами. Опытный преподаватель ипропагандист никогда не разбирают всех проблем темы занятия. Более того, вконце занятия они, наоборот, выделяют неразобранную проблему, иногдапридают ей даже определенную остроту, с тем чтобы слушатели попыталисьсформировать к другому занятию свое отношение к ней. Уже одно это являетсямощным стимулом к самообразованию слушателей. Единственно, что должно стать правилом для преподавателя, так этоподавление искушения решить проблему авторитарно. Обычно такое желаниевозникает у преподавателя и пропагандиста в том случае, когда он начинаеттерять контроль за ходом столкновения мнений, в дискуссии или споре междуслушателями. Хотя управление конфликтной ситуацией на занятии делоисключительно сложное, тем не менее лучше столкновение мнений, чемавторитарная роль преподавателя, в противном случае, слушатели либоперестанут вообще высказывать свое мнение, либо это мнение будетподстраиваться под мнение преподавателя. Установка преподавателя на сотрудничество со слушателями требуетумения создавать условия и поощрять свободное выражение мнений и чувств,особенно малых групп и неформальных лидеров. Вполне естественно, что каждый преподаватель и пропагандист должен немешать говорить и уметь слушать. Хотелось бы обратить внимание нанедостаток, очень распространенный в преподавательской среде. Есливыступающий сделал паузу для поиска аргумента или просто нахождениянаиболее удачного выражения, преподаватель, как правило, пытается помочьему преодолеть молчание. Это психологически неверно, ибо слушатель сразуотключается от своей логики изложения и целиком перекладывает ее напреподавателя. В данном случае преподаватель оказывает ему “медвежьюуслугу”. Необходимо запастись терпением и дать возможность завершитьслушателю свою мысль или выступление самостоятельно, без подсказки. Важнымусловием эффективного обучения является наличие необходимых материальныхусловий, проще говоря, подготовленного к занятиям помещения. Обязательнымэлементом его должна быть доска. Однако создание необходимогопсихологического климата зависит и от расположения стола и стульев. Ксожалению, этот очень простой прием повышения эффективности обучения впрактике пока используется редко. Столы и стулья могут расставляться по-разному в зависимости от формы проведения занятия. Если занятие проходит ввиде лекции или беседы, то преподаватель занимает место лицом к слушателям,которые конспектируют или слушают изложение учебного материала,располагаясь в аудитории традиционно. Однако для проведения активных форм занятий следует изменятьрасположение мебели. К примеру, “круглые столы” позволяют объединить людей,сократить дистанцию между преподавателем и слушателями. Если на занятиипланируется провести дискуссию, то ее участников следует расположить лицомк лицу, посадив в середину сдвинутых столов лидеров данных групп. Правда,при данном расположении участники дискуссии, как правило, не ищуткомпромиссных путей, а скорее стремятся контраргументировать мнениепротивоположной стороны. Более плодотворному общению способствует расположение столов истульев треугольником, в основании которого отведено место преподавателюили лидеру. Таким образом, участники видят себя и преподавателя, им легкообщаться и в то же время следить за реакцией преподавателя. Прежде чем давать психологическую характеристику слушателей,преподавателю необходимо определить свой психологический склад личности. Вэтом случае объективная оценка своих слабых и сильных сторон позволит нетолько успешно управлять слушателями в процессе обучения, но и болееэффективно контролировать свое поведение. Каждый преподаватель обладает своими особенностями, определеннымтемпераментом. И, конечно же, нереально требовать от него полнойбесстрастности при проведении занятий. Более того, практика показывает, чтобесстрастность или отчужденное восприятие фактов не создает авторитетпреподавателю или пропагандисту, не создает атмосферу доверия к нему состороны слушателей. В результате бесстрастности преподавателя может дажесформироваться мнение о его безразличии к мнениям слушателей и вообще ксвоей деятельности. Поэтому выражение самого чувства эмоциональногоотношения к факту или явлению служит не только укреплению авторитетапреподавателя, но и позволяет слушателям группы лучше осознать своиустановки или суждения. Реакция преподавателя на проявление чувствслушателей, в первую очередь на коллективное чувство, всегда несет в себеинформацию. Раздражение - ответная реакция. Однако цель нашего совместноговзаимного общения заключается в том, чтобы относиться к новым,непредвиденным раздражителям непредвзято и положительно. Неплохо помнить,что наша положительная деятельность вызывает такую же положительность и вдругих людях. При этом преподаватель должен принимать проявляемые чувстваслушателей, что совсем не означает их одобрения, согласия или неприятия их.Эти чувства следует принимать как факт, реально существующие вещи и всегдасвоевременно реагировать на них. Часто бывает, что в ходе спорапреподавателя с неформальным лидером, выражающим коллективное мнение,последний в пылу эмоций высказывает суждение, которое большинство членовгруппы не разделяет. Поведение слушателей в этом случае бывает одинаковым:группа как бы замирает, и лидер не может побудить ее высказать свое мнение.В этом случае помогает прием, когда преподаватель предоставляет возможностькаждому члену группы высказаться по поводу того, что он считаетнеправильным. При этом неформальный лидер выслушивает их и сам выражаеттакие же чувства, показывая тем самым, что он их понимает. Этим способомможно получить правильный ответ в решении той или иной проблемы в духесотрудничества и свободного обсуждения. Безусловно, что каждый преподаватель или пропагандист, даже имеющийнебольшой педагогический стаж, имеет свои приемы вовлечения слушателей вучебный процесс. ГЛАВА 8 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Педагогика живет и развивается на основе систематизированных данныхряда конкретных наук - психологии, логики, лингвистики, теории информации,физиологии и т. д. Эти науки изучают учебно-познавательную деятельность,практически-прикладную работу людей, механизмы и условия их продуктивногообщения и взаимодействия. Результаты этого изучения педагогика использует иреализует в учебно-воспитательном процессе. На наших глазах зарождается новая ветвь педагогической науки -педагогика производственно-экономического обучения. И как всякая молодаяотрасль науки, она не только вправе, но и обязана впитывать в себя всеценное, что накопили более зрелые отрасли. Практически это означает, чтопедагогу производственно-экономического обучения трудящихся следуетинтересоваться практически всеми составными частями педагогики как системынаук, потому что либо в одном, либо в другом месте, но обязательно найдетон что-то важное и полезное и пополнит тем самым копилку своего личногоопыта. Так постепенно станет набирать силу и совершенствоваться необходимаядля педагога производственно- экономического обучения отрасльпедагогической науки - профессиональная педагогика. Профессиональная педагогика, ее предмет и задачи В самом названии этой отрасли педагогики отражается ее специфика,назван объект воздействия, определены предмет специального анализа и, вкакой-то степени, ее задачи. Главное предназначение профессиональнойпедагогики - теоретическое обеспечение процесса воспитания специалистоввысшей квалификации, подготовки и переподготовки профессионалов высокогокласса непосредственно на предприятиях, в объединениях или вспециализированных учебных заведениях. Объектом воздействия профессиональной педагогики выступает какправило, человек, уже обладающий определенным запасом знаний, с некоторымнабором профессиональных навыков и умений, разного уровня совершенства отначального до достаточно высокого, однако допускающего дальнейший ростмастерства. По мнению методистов, профессиональная педагогика касается следующихэлементов: педагога, главной фигуры учебно-воспитательного процесса. Педагогикапоможет определить необходимые ему для успешной деятельности качестваучителя и воспитателя и пути их формирования (как через систему повышенияквалификации, так и путем самообразования); слушателей, основного объекта воздействия. Педагогика посоветует, каккомплектовать учебные группы, школы, семинары с учетом социально-психологических характеристик обучаемых, определять исходный уровень ихзнаний, навыков и умений, какой намечать конечный результат обучения и какотслеживать происходящие в сознании и поведении личности изменения; содержания изучаемых предметов, дисциплин. Педагогика должна помочьотобрать главное, существенное, действительно необходимое для становленияспециалиста и убрать все случайное, второстепенное, несущественное,бесполезное; методики обучения. Педагогика нацелит на применение активных форм иметодов овладения знаниями, превращения их в убеждения, социально значимыемотивы и практические действия; цели обучения, последнего в порядке перечисления, но первого повлиянию на содержание и характер учебного процесса составляющего элемента.Педагогика должна помочь формулированию целей активных, действенных,направленных на немедленную отдачу в ходе обучения, а не просветительских,созер

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы, iconКонтрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система...

Контрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы, iconКонтрольная работа по дисциплине "Введение в философию" Учение Платона...

Контрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы, iconКонтрольная работа по дисциплине "Религиеведение" Украинская православная...

Контрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы, iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на стоматологическом...
Тема: Предмет и задание общей психологии и педагогики. Значение психологических знаний для повседневной врачебной деятельности. Методологические...

Контрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы, iconВопросы к контрольной работе по дисциплине «Финансовый менеджмент»...
Основы финансовых вычислений: процентная ставка, процесс наращения и дисконтирования

Контрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы, iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на медицинском...
Цель: усовершенствовать знание студентов о психологии как универсальной науки, тесно связанной с другими науками и повседневной жизнью,...

Контрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы, iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на медицинском...
Цель: усовершенствовать знание студентов о психологии как универсальной науки, тесно связанной с другими науками и повседневной жизнью,...

Контрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы, icon1 Предмет и задачи педагогики
Задачи для контрольной работы по разделу «Общие основы педагогики»

Контрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы, iconУчебно-практическое пособие для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
Пленкина В. В., Газеев М. Х., Осиновская И. В., Якунина О. Г. Производственный менеджмент (в схемах и таблицах): Учебно-практическое...

Контрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы, iconПрограмма и методические указания по прохождению преддипломной и производственной практики
Преддипломная практика студентов магистратуры, которые обучаются в соответствии с программой подготовки по специальности 050. 107....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<