В статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами




Скачать 104.94 Kb.
НазваниеВ статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами
Дата публикации26.02.2014
Размер104.94 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы


И.Н. Сопилко

кандидат юридических наук, доцент, директор

Юридического института Национального авиационного университета




ПОЛИТИКА КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ В УКРАИНЕ (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ)
В статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами права и носят многовекторный характер. Поэтому разработка научных основ политики кибербезопасности в целом является одним из способов решения этой проблемы. Одним из способов усовершенствования формирования политики кибербезопасности является принятие Концепции государственной информационной политики и Информационного кодекса. Важность принятия этих документов обусловлена необходимостью правовой регламентации вопросов кибербезопасности. Основным назначением политики кибербезопасности в обществе является сохранение самобытности наций, государств, создание реальных и действенных механизмов обеспечения информационных прав и свобод человека в киберпространстве, предотвращения манипулирования массовым сознанием, информацией и государственными интересами. Важное место в статье принадлежит исследованию основных концепций политики кибербезопасности.

^ Ключевые слова: кибербезопасность, киберугроза, киберпространство, информация, правоотношения, политика, концепция политики кибербезопасности, Информационный кодекс.

Современный уровень глобализации вызывает необходимость переосмысления потребностей общества во всех отраслях жизнедеятельности, в том числе и науки. Сегодня мы стоим на пороге новой эры синтеза. Во всех отраслях знаний – от точных наук до социологии, психологии и экономики мы видим возвращение к широкомасштабному мышлению, к составлению частей в единое целое [1, с. 223]. Проблематика соотношения глобализации и развития информационного общества привлекает внимание многих авторов во всём мире. Все больше появляется аналитических исследований, в которых авторы системно подходят к изучению вопросов глобализации, а также её воздействию на все сферы общественной жизни. Одним из позитивных направлений превращений в экономике является использование сети как одной из наиболее эффективных форм организации как для бизнеса, так и для государства. В этой связи стоит отметить нарастающую тенденцию понимания того, что современное информационное общество вследствие неурегулированности информационных отношений столкнулось с новыми проблемами и угрозами. Как отмечала М. Тэтчер, сегодня государствам, которые допустили ошибки в управлении людьми или ресурсами, значительно сложнее избежать проблем [2, с. 16]. И хотя данные угрозы многие исследователи относят сугубо к информационным, по своим последствиям они носят многовекторный характер, а стало быть, воздействуют на всю сферу общественных отношений. Именно поэтому встает необходимость разработки новых алгоритмов управления данными отношениями, формирования комплексных институтов права. Данная задача возможна в своей реализации в рамках решения более глобальной задачи – разработки научных основ политики кибербезопасности. В этой связи все острее встает необходимость осмысления новой роли государства как политико-территориальной организации гражданского общества, реализующей свою политику не только в привычных сферах: внешней, внутренней, экономической, научно-технической, гуманитарной, социальной и т.д., но в осваивании сферы политики кибербезопасности. Значительное количество угроз сегодня опережают способность государства относительно их своевременного прогнозирования, выявления и нейтрализации или эффективного предупреждения. Именно поэтому важной научной комплексной междисциплинарной проблемой сегодня выступает потребность в формировании научных основ политики кибербезопасности.

Актуальность написания данной статьи обусловлена тем, что данным вопросом в научных кругах уделено мало внимания, а насущность его решения коррелирует с современными тенденциями быстро формирующегося цифрового мира, трансформации информационного общества и формирования на его основе сетевых и других обществ.

Цель статьи состоит в том, чтобы определить концептуальные научные основы формирования политики кибербезопасности Украины.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: определение предпосылок формирования политики кибербезопасности и определение базовых структурных элементов данной политики. В исследовании используются методологический инструментарий науки информационного права, теории государства и права, методология междисциплинарного подхода.

И хотя разработке проблемы обеспечения безопасности информационного общества посвящено значительное количество научных работ как в Украине, так и за рубежом, следует отметить, что в данных исследованиях не учитываются современные тенденции развития киберпространства, а основное научное внимание уделено лишь вопросам систематизации информационного законодательства и развития различных институтов информационного права.

Отчасти авторы по-своему трактуют информационное общество, исходя из аксиоматических положений информациологической парадигмы. Причем содержание информационного общества раскрывается в соответствии с тем, какую отрасль науки представляет исследователь.

Такое положение вещей привело к полному хаосу как в информационном праве, так и в исследованиях по кибербезопасности, которые не могут даже сегодня предоставить парадигмальной концепции государственной информационной политики, я уже не говорю о выработке концептуальных научных основ политики кибербезопасности.

В России уровень исследований в данной сфере также является недостаточным, ни для эффективного правового регулирования, ни для реализации поставленных Президентом России задач по формированию эффективного государства.

Так, одними из фундаментальных трудов и по сей день остаются учебник, подготовленный авторским коллективом под редакцией В.Д. Попова «Информационная политика» [3], а также работа В.Н. Лопатина, в которой были заложены основы системного понимания информационной составляющей государственной политики [4].

Можно назвать отдельные работы, освещающие лишь некоторые вопросы формирования данной политики, однако без выхода на стратегический, системный уровень.

Более того, анализ основополагающих документов в сфере национальной безопасности, в том числе в информационной безопасности, дает возможность заключить о значительном законодательном потенциале в данной сфере: Доктрина информационной безопасности России была принята в 2000 году, Стратегия развития информационного общества Российской Федерации в 2008 году, в этом же году утверждены Приоритетные проблемы научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Что же касается непосредственно информационной политики, то она представлена как составляющая гуманитарной политики в контексте реализации в других государствах национальных интересов России, идентификации источников угроз государству.

В Украине ситуацию можно охарактеризовать несколько по-иному. Так, в Национальном институте стратегических исследований проводятся системные исследования не только проблем информационной безопасности, но и иных, смежных проблем. Данный подход позволяет выходить на принятие государственных решений не с позиций субъективизма, а с учетом научных исследований и национальных интересов.

Проблема информационной безопасности и киберпреступности сейчас решается в глобальном масштабе. В резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1565 (2007 г.) подчёркивается, что всем государствам угрожает применение против них компьютерных технологий с преступной целью, что делает необходимым разработку системы международной защиты и реагирования.

В Резолюции, в частности, указывается, что выполнение Конвенции о киберпреступности всеми заинтересованными государствами и присоединение к ней государств-не членов Совета Европы является одним из важнейших инструментов при урегулировании данной проблемы.

Для защиты Украины от киберпреступности, по нашему мнению, необходимо как можно быстрее создать рабочую группу и окончательно доработать и принять Информационный кодекс Украины, который должен стать логичным шагом после принятия Концепции государственной информационной политики, солидное место в которой должны занимать вопросы кибербезопасности. Данные документы должны быть пронизаны общей идеологией, их основное содержание должно заключаться в том, чтобы в условиях современного мира обеспечить Украине надежный уровень развития и защиты угрожающем её информационному суверенитету киберпространстве.

Автор предлагает собственное видение концепции политики киберпреступности.

Онтологический основой политики кибербезопасности является парадигмальное понимание мультивекторности развития информационного общества и его многоальтернативности, невозможности заранее определить направления развития и соответственно четко урегулировать нормами права широкий спектр информационных правоотношений. Императивный дуализм парадигмальности касательно необходимости четкого государственного регулирования и имманентности многоальтернативности развития информационного общества в результате трансформации глобализационных процессов является исходным постулатом данной концепции. В ней должны быть отражены принципы видения развития государства в современных условиях, сохранения его ведущей и определяющей роли в общественных процессах, в том числе и с учетом антропологических идей, в частности формирования разумного баланса концепций человекоцентризма и государствоцентризма, которые в Украине исследуются достаточно глубоко в рамках научных школ теории права и государства, а также философии права.

Гносеологической основой концепции политики кибербезопасности является возможность операционализировать междисциплинарную методологию ее формирования и применить ее с соответствующим добавлением адекватного методологического инструментария по развитию эффективного механизма политики кибербезопасности с учетом современных тенденций как относительно генезиса новых киберугроз, так и миждисциплинаризации наук. В современных условиях ученые должны специализироваться не по отдельным наукам, а по отдельным проблемам. В Украине ведется значительная работа по формированию науки информационного права, выделению отдельной специальности и формированию высококвалифицированных кадров. В то же время данная работа проводится лишь с учетом традиций правовых наук, между тем, несколько игнорируются уже существующие наработки в сфере международных отношений, в частности по специальности «Международная информация». Это является свидетельством тому, что научные исследования концептуально лишены творческого потенциала и креатива для своего развития, поскольку изначальное создание границ рамками и методологией одной науки (юридической, международных отношений, экономической и т.д.) фактически приводит к тому, что системная проблема рассматривается фрагментарно не в силу узости самого исследователя, а в силу ограниченности методологического потенциала науки, в рамках которой он исследует системный феномен.

Одним из выходов из такой ситуации считается дальнейшее развитие информациологии. Актуальными, по нашему мнению, и это можно отнести к научной новизне трактовки и итерпретации информациологии, может быть развитие таких направлений:

  • информационная акмеология;

  • информационная этика;

  • информационная политика;

  • политики кибербезопасности.

Главным атрибутом современной информациологии должно стать системное видение информационного общества, а главное – роли государства в его эффективном развитии, в том числе с помощью управленческих, правовых и иных механизмов.

^ Аксиологической основой концепции политики кибербезопасности в случае ее легитимации должна выступить ценность, которую сам по себе несет документ такого концептуального уровня. Современное мироздание и формирование цифрового универсума вне контекста политики кибербезопасности невозможны. Равно как и развитие эффективного государства вне политики кибербезопасности и информационного общества является также невозможными. Следовательно, основной ценностью этой политики является ее способность сформировать основные ценности, ради которых, собственно, и должна осуществляться данная политика. Относительно смыслового статуса данной концепции, следует отметить, что она также играет ведущую роль в формировании как ориентиров всей государственной политики, так и информационного законодательства.

Государственная политика кибербезопасности формируется и реализуется в условиях, когда в современном мире нивелируется различие между национальным и глобальным киберпространством, растет число жертв от атак хакеров и масштабность противоправной деятельности в киберпространстве, наблюдается устойчивая тенденция к появлению новых видов киберугроз, а само киберпространство начинает использоваться для формирования в сознании людей управляемых алгоритмов управления современной цивилизацией, а также трансформируется в поле будущих войн и сражений.

Малоэффективность информационного законодательства предопределяет и неэффективность как международно-правового механизма, так и вообще сотрудничества в сфере реализации политики кибербезопасности в широком смысле.

В этой связи хотела бы очертить основные требования к государственной политике кибербезопасности:

  • должна вытекать из требований Конституции Украины, положений Концепции государственной информационной политики, Стратегии национальной безопасности Украины, Доктрины информационной безопасности Украины, теории и опыта информационной борьбы, причем как внутреннего, так и зарубежного;

  • способствовать развенчанию мифологизации относительно безальтернативно позитивного восприятия информационного общества, формировать правильное и адекватное понимание в обществе опасности от неконтролируемого развития информационного общества;

  • способствовать выявлению фальсификаций трактовки положений государственной политики и формировать направления противодействия им;

  • обеспечивать формирование единого подхода на всех уровнях государства к осуществлению политики кибербезопасности;

  • в рамках данной политики должны быть выработаны цели, функции, принципы и методы деятельности по формированию и реализации политики кибербезопасности;

  • сформировать основы для определения направлений создания общегосударственной системы кибербезопасности;

  • заложить фундамент для опережающего развитие киберугроз формирования правовой базы регулирования информационных правоотношений;

  • формирование культуры кибербезопасности и соответствующего ей сознания;

  • укрепление уровня кибербезопасности.


Литература

1. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. – М., 2004. – 781 с.

2. Тэтчер М. Искусство управления государством: Стратегии для меняющегося мира / Пер. с англ. – М., 2003. – 504 с.

3. Информационная политика / под общ. ред. В. Д. Попова. М., 2003. – 312 с.

4. Лопатин В.Н. информационная безопасность Росии: Человек. Общество. Государство. Санкт-Петербург, 2000. – 428 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами iconЮ. А. Зацный в статье анализируются заимствования английского языка...
В статье анализируются заимствования английского языка последних лет, отражающие борьбу с международным терроризмом. Особое внимание...

В статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами iconСамоидентификация как составляющая адаптации личности к новым условиям информационного общества
Рассматриваются вопросы социальной и политической самоидентификации студенческой молодежи. Исследуются вопросы многомерности идентичности...

В статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами iconУгрозЫ экологической безопасности в рекреационном регионе: Особенности...
Национальная академия природоохранного и курортного строительства, г. Симферополь

В статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами iconЮ. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе...
Данной статье рассматриваются вопросы этнической идентификации как механизма социализации личности в условиях развития и становления...

В статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами iconСтатья посвящена теоретико-правовому анализу правовой культуры работников...
Правовая культура работников масс-медиа как условие формирования правового информационного общества

В статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами iconИерархическая организация человеческого общества
Иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему [4]. В своей статье я попытаюсь раскрыть иерархическую...

В статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами iconФеномен манипуляции сознанием как явление информационного воздействия на сознание человека
Анализируются вопросы манипулятивных возможностей средств массовой информации и коммуникации. Сделан вывод о необходимости комплексного...

В статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами icon1 Причины формирования и основные формы террористической угрозы в 21 веке 6
Сущность и формы проявления террористической угрозы в современном мире 6

В статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами iconВ. С. Локшин в статье анализируются вопросы профессиональной подготовки...
Позиционирование персонального бренда в контексте формирования профессиональной компетености менеджеров социокультурной сферы

В статье анализируются особенности формирования современного информационного общества и те угрозы, которые возникают вследствие неурегулированности нормами iconЖуравка Ф. А., к э. н., доцент кафедры финансов
В данной статье рассматриваются золотые и валютные оговорки, которые являются достаточно распространенной формой страхования валютных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<