Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения




Скачать 114.84 Kb.
НазваниеИспользование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения
Дата публикации14.03.2014
Размер114.84 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
УДК 377:37.012.7

ББК П ГСНТИ 14.37.09; 14.31; 01.29 код ВАК 13.00.08
Л. М. Петренко

Киев

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Э-ПОРТФОЛИО В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационно-аналитическая компетентность, руководитель профессионально-технического учебного заведения, электронный портфолио, педагогическая технология.
АННОТАЦИЯ: В статье отображены результаты проектирования электронного портфолио как технологии развития информационно-аналитической компетентности руководителей профессионально-технических учебных заведений. Представлена его структура и методика оценивания содержания.
L. Petrenko

Kiev, Ukraina
E-Portfolio Application in Vocational School Leaders' Information and Analytical Competence Development
^ KEY WORDS: information and analytical competence, vocational school leaders, electronic portfolio, pedagogical technology

ABSTRAKT: The article provides the results of electronic portfolio designing as a technology of information and analytical competence development of vocational school leaders. The structure and evaluation technique of the competence components have been presented.

Результаты проведенных исследований показали, что в условиях стремительного развития современных информационных процессов способность руководителей профессионально-технических учебных заведений (далее – ПТУЗ) воспринимать и анализировать огромные массивы информации, определять задачи, находить новые способы эффективной их реализации недостаточно развита, что соответственно отражается на своевременности и качестве принятия управленческих решений [5]. Это свидетельствует о максимальном социально-педагогическом значении результатов их информационно-аналитической деятельности (далее – ИАД) и актуальности развития информационно-аналитической компетентности (далее ИАК).

Выбор форм, методов и технологий развития ИАК руководителей профессионально-технических учебных заведений (далее – ПТУЗ) обусловлен такими современными тенденциями развития профессионального образования, как переход на компетентностную парадигму подготовки кадров для всех отраслей экономики и активное использование современных компьютерных, сетевых или мобильных технологий в учебном процессе. Как показывает практика и результаты проведенных исследований, многие руководители ПТУЗ, имеющие огромный опыт управленческой работы в системе профессионального образования, испытывают определенные трудности в работе с информацией и в применении информационно-аналитических технологий на практике. Показательной стала практика делегирования полномочий поиска и отбора информации секретарям, а их заместители в большинстве случаев обходятся тем минимумом знаний, умений и навыков, который им необходим для реализации служебных компетенций (подготовить информацию, набрать текст, отправить его по электронной почте). В связи с этим возникает необходимость использования таких технологий, которые бы обеспечили развитие всех компонентов ИАК руководителей ПТУЗ – когнитивного, функционального и мотивационно-ценностного, т. е. способствовали тренировке логического интеллекта и вербальных навыков в процессе коммуникации, более полному раскрытию творческих способностей, содействовали самовоспитанию, самосовершенствованию и саморазвитию, носили конкретно-предметный, адаптивный характер. С позиций авторской концепции [5] проектирование технологий развития ИАК руководителей ПТУЗ необходимо осуществлять на основе системного, акмеологического, компетентностного, информационного и субъектно-деятельностного подходов, гарантирующих оптимальное использование структуры и содержания рассматриваемой компетентности.

Концепция развития ИАК руководителей ПТУЗ соответствует основной идее, принятой в 2011 г. в Украине Национальной рамки квалификаций. Ее 7-й уровень (полное высшее образование – специалист, магистр – которое должен иметь современный руководитель) описания квалификационных требований предполагает овладение способностью решать сложные задачи и проблемы в профессиональной деятельности или процессе обучения (проводить исследования и/или внедрять инновации), которые характеризуются неопределенностью условий и требований. Для этого он должен обладать специализированными концептуальными знаниями, приобретенными в процессе обучения и/или профессиональной деятельности на уровне новейших достижений, которые являются основой для оригинального мышления и инновационной исследовательской деятельности. От него требуется критическое осмысление проблем обучения и/или профессиональной деятельности на грани межпредметных отраслей. Такому специалисту должны быть присущи умения решать сложные задачи и проблемы, которые требуют обновления и интеграции знаний часто в условиях неполной/недостаточной информации и противоречивых требований; проведения исследовательской и/или инновационной деятельности. Национальной рамкой квалификаций четко определяются требования к коммуникативным способностям: понятное и не двузначное донесение собственных выводов, а также знаний и объяснений, на которых построены их обоснования, до специалистов и неспециалистов (например, педагогов, учащихся, вспомогательного персонала, родительской общественности). В описание требований квалификаций внесена графа «автономность и ответственность», которая предусматривает умения руководителя ПТУЗ принимать решения в сложных и непредвиденных условиях, требующих применения новых подходов и прогнозирования. На него возлагается ответственность за развитие нового профессионального знания и практик оценивания стратегического развития команды, способность к дальнейшему обучению, которое в большей степени является автономным и самостоятельным [7].

Отсюда следует, что в условиях модернизации образовательной системы обновляются требования к руководителям ПТУЗ: акценты переносятся с профессиональных знаний на уровень компетентностей и субъектной позиции руководителя в осуществлении управленческой деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы последипломного образования, которое приобретает признаки многоступенчатости и непрерывности. Изучение содержания и структуры э-портфолио, представленных разными авторами, их критический анализ свидетельствуют о том, что данная технология отвечает всем этим требованиям [1; 4; 8; 9; 10]. Отечественными и зарубежными исследователями э-портфолио рассматривается как: технология обучения; инструмент формирования профессиональных качеств; один из вариантов вербальной оценки компетенций, портфель достижений; средство повышения качества образования и индивидуального прогресса педагога; технология мониторинга и оценивания учебных достижений, часть процесса обучения, а не его результат. Сегодня уже накоплен и описан опыт использования э-портфолио в обучении школьников, учащихся профессиональных учебных заведений, студентов колледжей, университетов, в аттестации педагогов общеобразовательных школ. Однако вопрос применения э-портфолио в компетентностном развитии руководящего персонала ПТУЗ в Украине рассматривается впервые.

С нашей точки зрения, в условиях территориальной рассредоточенности учебных заведений, загруженности практической работой руководителей ПТУЗ, уровня их подготовки к работе с компьютером использование э-портфолио для повышения квалификации в межкурсовой период в системе методической работы областных учебно-методических центров профессионально-технического образования (далее ОУМЦ ПТО) является наиболее оптимальным. Ценность э-портфолио в данном случае заключается в развитии как теоретических, так и технологических информационно-аналитических знаний, умений и навыков с одновременным использованием их в практической деятельности, самонаблюдении, самосовершенствовании и самооценки результатов.

Под э-портфолио руководителя ПТУЗ следует понимать набор материалов в электронном варианте с динамичной информацией, демонстрирующий их информационно-аналитические, теоретические и технологические знания, умения, навыки и способность решать задачи ИАД в системе управления учебным заведением, его отдельными структурными подразделениями, выбирать стратегию и тактику управленческого поведения для оценивания уровня его профессионализма. В результате проведенных исследований, отображенных в диссертациях украинских и зарубежных ученых, доказано и обосновано, что разностороннее использование ИКТ оказывает позитивное влияние на развитие личности. Формирование э-портфолио путем поиска, отбора, сохранения и качественной обработки необходимой информации осуществляется непринуждённо. Естественным путем приобретаются навыки работы с поисковыми системами, базами данных. Развивается способность оценивать информацию уже на этапе ее поиска в максимально большом количестве источников, анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Таким образом, уровень развития умений использовать в практической деятельности ИКТ прямо пропорционально влияет на уровень развития ИАК руководителей ПТУЗ.

Исследованием влияния э-портфолио на процесс обучения при поддержке студентов, администраций высших учебных заведений Англии, Шотландии, США, Нидерландов и др. занимаются такие международные организации: Консорциум европортфолио (Europortfolio Consortium), Международная ассоциация для э-портфолио (Inter/National Coalition for Electronic Portfolio Research), Датский консорциум э-портфолио (Danish Consortium for ePortfolio). Появление э-портфолио во всем мире внесло кардинальные изменения в представления о технологиях обучения. Его применение дает возможность оценивать и подводить итоги определенных достижений личности на разных этапах обучения, начиная с дошкольного возраста и на протяжении всей жизни. Анализ отчетов зарубежных высших учебных заведений, участников трехлетнего эксперимента по внедрению э-портфолио в систему подготовки специалистов, показал, что эта прогрессивная технология является ключевым звеном создания обучающегося сообщества не только для специалистов, но и для организаций (например, ПТУЗ) и целых регионов.

В странах с развитой экономикой развернулась активная работа по созданию инфраструктуры, необходимой для формирования и использования гражданами э-портфолио для собственного развития. Считается, что синергия э-портфолио «позволит создать единое образовательное электронное пространство» – виртуальное сообщество (virtual community, online community, online group), пользоваться которым смогут все без исключения граждане, не взирая на возраст [11]. Одновременно наблюдается его трансформация: в научной литературе появилось описание таких технологий, как онлайн- и web-портфолио, которые в той или иной степени отражают уровень учебных достижений или рост профессионализма специалиста. Но для их использования необходим более высокий уровень владения ИКТ. Используя э-портфолио в качестве технологии развития ИАК руководителей ПТУЗ на этапе формирующего эксперимента, мы не исключаем переход в будущем к онлайн- и web-портфолио на следующем этапе овладения навыками работы с ИКТ в Интернете для формирования информационного образовательного пространства и его управлением. С этой целью возможно использование индивидуальных и групповых, практико-ориентированных, проблемно-ориентированных, проблемно-исследовательских и тематических web-портфолио. Могут иметь место web-портфолио достижений, web-портфолио личного роста, web-портфолио-коллектор, web-портфолио проекта [3, с. 58].

Учитывая имеющийся отечественный и зарубежный опыт, оценку данной технологии экспертами, нами начата работа по формированию э-портфолио руководителей ПТУЗ. В его структуру включены такие разделы: 1) портрет – презентационный раздел, в котором раскрывается личность участника эксперимента. Его оформление осуществляется в произвольной форме –подаются краткие данные о себе, своих профессиональных и научных интересах, любимых занятиях, хобби и др; 2) диагностические материалы – анкеты, тесты, листы опроса, карты самооценки, которые предлагаются руководителем эксперимента; 3) критерии и параметры оценивания уровней развития ИАК; 4) коллектор – накопительный файл, где размещаются все материалы, отображающие процесс обучения, рекомендации, списки литературы, видео-, аудиоматериалы; рабочие материалы – выполненные задания; достижения – результаты, отображающие ИАД, на основании которых в соответствии с разработанными критериями и показателями определяется уровень развития ИАК руководителя ПТУЗ [2].

Для того, чтобы работа носила целостный характер, была практикоориентированной и востребованной, выбирается тема, актуальная для данного периода деятельности руководителя. Например, тема методической работы учебного заведения. По результатам ее изучения, в процессе которого отрабатываются разные методы анализа и синтеза информации (количественно- качественная переработка), принимается управленческое решение, разрабатывается стратегия, оформляется документ (меморандум, мероприятия, план, аналитическая или докладная записка и т. д.). Управление работой по созданию э-портфолио как технологии развития ИАК руководителей ПТУЗ осуществляется через электронные средства коммуникации: электронная почта, Skype, блог. Посредством последнего формируется сообщество создателей э-портфолио в определенном регионе. В блоге помещаются материалы, которые носят установочный и консультационный характер. На одной из его страниц размещен перечень информационно-аналитических умений, которыми должен овладеть руководитель, критерии и параметры оценивания уровня развития его ИАК. Для осознанной работы над созданием э-портфолио в блоге представлены критерии оценивания его содержания: профессиональный, стандартный и базовый уровни.

В контексте рассматриваемого нами вопроса, определенный интерес представляет позиция М. Никифоровой по отношению к понятию «портфолио»: 1) портфолио-технология – современная образовательная технология, где используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности; 2) портфолио-продукт – «папка с документами», «папка специалиста». Аутентичное оценивание она рассматривает как вид оценивания, применяемый в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий «оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения её в ситуацию, максимально приближённую к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной» [3, с. 58]. Это соответствует нашим целям использования рассматриваемой технологии для определения уровня развития ИАК руководителей ПТУЗ. Применение э-портфолио, с точки зрения многих отечественных и зарубежных ученых, позволяет достигнуть комплексности оценки, с одной стороны, компетентность оценивают экспертные (аттестационные) комиссии, с другой, используется самоанализ, самооценка, осуществляется проектирование саморазвития личности.

Как свидетельствует опыт использования э-портфолио, оценивание содержания необходимо осуществлять по разделам, составляющим его структуру. Критерии оценивания, разработанные и представленные нами в блоге, соответствуют основным уровням развития ИАК руководителя ПТУЗ и измеряются определенным баллом: базовый уровень – «1» балл, стандартный – «2», профессиональный – «3» балла. Выполненные проекты, в которых наилучшим образом отображены результаты развития ИАК руководителя ПТУЗ, размещаются на сайте ОУМЦ ПТО.

Оформляя э-портфолио, комплектуя его разделы, используя актуальный на определенном этапе материал для ИАД в процессе подготовки управленческого решения, руководители демонстрируют динамику ИАК, рост профессионализма и управленческой культуры. Представленные на сайте ОУМЦ ПТО э-портфолио – пример для педагогического коллектива в овладении навыками информационно-аналитической, исследовательской и инновационной деятельности, целеустремленной работы в овладении ИКТ. Одновременно осуществляется развитие образовательного пространства учебного заведения, в котором не только иллюстрируется процесс совершенствования профессионализма тех, кто обучает, но и накапливается опыт, рождаются идеи, развивается творчество, формируется новое знание.
Литература


  1. ИВЛЕВА Т. Н. Электронный портфолио как инструмент формирования управленческих качеств студентов // Мир науки, культуры, образования. – № 5 (36). – 2012. – С. 142–144

  2. Керівник професійно-технічного навчального закладу [Електронний ресурс]. URL: http://petrenko-work.blogspot.com/

  3. НИКИФОРОВА М. В. Электронный портфолио как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов // Вестник Московского государственного университета. – № 3. – 2010. – С. 57–60.

  4. ПЕРЕВЕРЗЕВ В. Ю., СИНЕЛЬНИКОВ С. А. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство // Среднее профессиональное образование. – № 1. – 2008. – С. 71–73.

  5. ПЕТРЕНКО Л. М. Концепція розвитку інформаційно-аналітичної компетентності керівників професійно-технічних навчальних закладів // Професійно-технічна освіта. – 2012. – № 3. – С. 34–36.

  6. ПЕТРЕНКО Л. М. Морфологія інформаційно-аналітичної компетентності керівників професійно-технічних навчальних закладів (емпіричні дані) / New Information Technologies in Education for All Learning Environment / Proceedings ITEA-2011. Ukraine, IRTC 22-23 November 2011. – K., 2011. – P. 449–455.

  7. Постанова Кабінету Міністрів України від 23.11.2011р. № 1341 «Про затвердження Національної рамки кваліфікацій» / [Електронний ресурс]. URL: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/1341-2011-%D0%BF

  8. РАХМАНКУЛОВ Р. Р. Электронный портфолио педагога как средство повышения качества образования // Психолого-педагогический журнал Гаудемаус. – № 2 (20). – 2012. – С. 76–77.

  9. ШКЕРИНА Л. В., ЛИТВИНЦЕВА М. В. Электронный портфолио как средство фиксации образовательных результатов студента и технология оценивания его компетенций // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – № 2. – 2011. – С. 123 – 127.

  10. ARTER J.A., SPANDEL V., CULHAM R. Portfolios for assessment and instruction Educational Resources Information Center (ERIC) EDO-CG-95-10 Digest, Washington, D. C., 1995.

  11. ePortfolio [Electronic resource]. URL: http://www.europortfolio.org/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения iconУчебного заведения, которое окончил
Министерство социальной политики Автономной Республики Крым, главный специалист сектора информационно-аналитической работы управления...

Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения iconИнформация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. Оглавление
В учебнике рассматривается широкий круг проблем по работе с разными по форме и содержанию источниками информации, обеспечению процесса...

Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения iconИнформация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. Оглавление
В учебнике рассматривается широкий круг проблем по работе с разными по форме и содержанию источниками информации, обеспечению процесса...

Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения iconУрок-тренинг
Имидж учебного заведения, на мой взгляд, напрямую зависит от имиджа его руководителя

Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения iconМетодические рекомендации по организации контрольно-аналитической...
Особенности внутришкольного контроля за состоянием воспитательного процесса современного общеобразовательного учебного заведения

Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения iconВолодимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних...
В статье рассматриваются сущность, содержание и структура профессиональной компетентности современного преподавателя. Обосновывается...

Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения iconХранение, использование и учет прекурсоров в химическом кабинете...

Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения iconИнформационно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений
Рассматриваются вопросы информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, применения современных информационных...

Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения iconАналитика методология, технология и организация информационно-аналитической работы
К93 Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы / Ю. В. Курносов, П. Ю. Конотопов. — М.:...

Использование э-портфолио в развитии информационно-аналитической компетентности руководителя учебного заведения iconУчебного заведения
Укажите учебные заведения, в которых Вы прошли полный курс обучения после окончания средней школы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<