Кз «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти» зор регіональний науково-методичний центр




Скачать 387.13 Kb.
НазваниеКз «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти» зор регіональний науково-методичний центр
страница1/4
Дата публикации29.03.2013
Размер387.13 Kb.
ТипДиплом
uchebilka.ru > Информатика > Диплом
  1   2   3   4


УПРАВЛІННЯ ОСВІТИ І НАУКИ ЗАПОРІЗЬКОЇ ОБЛДЕРЖАДМІНІСТРАЦІЇ

КЗ «ЗАПОРІЗЬКИЙ ОБЛАСНИЙ ІНСТИТУТ ПІСЛЯДИПЛОМНОЇ ПЕДАГОГІЧНОЇ ОСВІТИ» ЗОР

Регіональний науково-методичний центр
інформатики та інформаційних технологій навчання



Схвалено
на засіданні НМЦ ІІТН
протокол №  3
від ”14” червня 2010 р.
Зав НМЦ ІІТН    ____________/ Л.А. Чернікова

Затверджено
на засіданні Науково-методичної Ради ЗОІППО
протокол № 4
від “24” червня  2010 р.
Голова НМР   ___________/ В.Я. Ястребова

Секреты компьютера
программа факультативного курса по информатике
для 5-8 классов

Авторы:
Васильченко Светлана Владимировна

старший преподаватель НМЦ ИИТО ЗОИППО

Морохов Олег Александрович

старший преподаватель кафедры менеджмента образования Южноукраинского регионального института последипломного образования педагогических кадров

м. Запоріжжя 2010 р.

Розділ 2. Програми курсу інформатики для базової школи

Програма "Секреты компьютера", факультативний курс для 5-8 класів.
Васильченко С.В. старший викладач НМЦ ІІТО ЗОІППО,
Морохов О.О. старший викладач кафедри менеджменту освіти ПівденноУкраїнського регіонального інституту післядипломної освіти педагогічних кадрів


Пояснительная записка.

Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют развитию познавательных и творческих способностей учащихся, поэтому формирование компьютерной грамотности, информационной культуры следует начинать в базовой школе, так как и провозглашено в государственном стандарте базового и полного среднего образования (утверждён постановлением Кабинета Министров Украины от 14 января 2004 года).

Данная программа направлена на создание организационных и учебно-методических условий для допрофильной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий и для формирования информационной культуры учащихся 5-8 классов. Учебный курс по программе предназначен для работы с учащимися основной школы общеобразовательных учреждений за счёт вариативной части учебных планов (факультатив, курс по выбору, спецкурс). Возможно введение курса за счёт часов, отведенных в школе на кружковую работу, учебную практику или для использования во внешкольных учебных заведений.

Программа носит инновационный характер в рамках школы, синтезируя как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы школьника, его познавательной деятельности, творческих способностей, так и на информационную подготовку, направленную на органичное включение информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность ребенка.

Программа «Секреты компьютера» основывается на возрастных способностях ребёнка, образовательных потребностях школьника и имеет прикладную направленность. Через создание конечного творческого продукта (письмо, открытка, видеоролик, аудиопоздравление, программа, портфолио интересов, мультфильм, книга) школьники знакомятся с теоретическими основами курса информатики, учатся работать с различным программным обеспечением для компьютера. Процесс создания конечного продукта – работа над проектом состоит из нескольких этапов: сбор информации, проектирование, его реализация и защита. Что обеспечивает участие школьников во всех информационных процессах: определение информации, доступ к информации, управление информацией, интеграция информации, оценивание информации, создание и передача информации.

Целью программы является формирование теоретической базы знаний учеников по основам работы с персональным компьютером и практических навыков использования средств современных информационно-коммуникационных технологий в повседневной практической деятельности, формирование информационной культуры.

^ К теоретической базе знаний относятся: представление о роботе с различными видами информации (текстовой, графической, звуковой, видео), общие принципы выполнения поставленных задач с помощью компьютера, сведения о составе основных и периферийных устройств.

^ К практическим умениям и навыкам относятся:

  • навыки работы с устройствами ввода-вывода информации, прикладным программным обеспечением для создания текстовых, графических, звуковых, видео и других файлов,

  • умение выполнять действия: копирование, перемещение, удаление любого объекта (файл, папка, символ, изображение и т.д.),

  • умение сохранять, открывать, редактировать файлы текстового, графического, звукового, видео и других форматов,

  • умение исполнять и составлять алгоритмы с основными базовыми структурами: следование, циклы, ветвление, вызов вспомогательного алгоритма,

  • умение обобщать и систематизировать полученные знания о технологиях создания файлов текстового, графического, звукового, видео и других форматов,

  • умение оценивать свои достижения применять полученные знания при создании мультимедийных проектов,

  • умение выслушивать критическое мнение относительно собственных проектов,

  • принимать участие в обсуждении проектов одноклассников.


Программа состоит из пяти модулей.

Модуль 1. Первые секреты компьютера. (34 часа)

Модуль 2. Секреты Интернета. Моя копилка интересов. (9 часов)

Модуль 3. Секреты алгоритма. Моя первая программа. (25 часов)

Модуль 4. Секреты создания презентаций. Мой первый мультфильм. (17 часов)

Модуль 5. Секреты текстового редактора. Моя первая книжка. (17 часов)

Модульность программы позволяет выбирать различные траектории обучения. В зависимости от условий учебного учреждения и учебных целей, которые ставят перед собой учителя, руководители школ, возможно изучение отдельно взятых модулей. Но при этом следует учитывать, что самостоятельное изучение отдельных модулей курса возможно только при условии наличия у учащихся достаточного уровня навыков работы с компьютером, формирование которых в данной программе предусмотрено в модуле 1. Модуль 1 «Первые секреты компьютера» является базовым, основным, обязательным. По программе можно начинать обучение с любого класса – с 5 по 8. Изучение модулей 2-5 не есть обязательным. Последовательность изучения модулей 2, 3, 4 можно изменять, поскольку модули между собой не связаны. Модуль 5 изучается последним.

Модуль

Название модуля

Количество часов

1 час в неделю



Первые секреты компьютера

34

первый год



Секреты Интернета. Моя копилка интересов.

9

второй год



Секреты алгоритма. Моя первая программа.

25

второй год



Секреты создания презентаций. Мой первый мультфильм.

17

третий год



Секреты текстового редактора. Моя первая книжка.

17

третий год


В программе для каждого модуля разработаны задачи модуля, описано содержание учебного материала по модулю, предложено поурочное планирование с требованиями к учебным достижениям учащихся на каждом уроке. Для модуля 3 «Секреты алгоритмов. Моя первая программа» учитель сам выбирает исполнителя, среду программирования, и соответственно самостоятельно разрабатывает поурочный план согласно содержанию тем модуля и учебных достижений учащихся, предложенных в программе. Средой программирования могут быть: Лого, Скретч, Алго. Исполнителями могут быть Черепашка, Муравей, Кенгуру, Восьминожка.

Основной формой организации занятий по программе является урок. Каждый модуль направлен на выполнение проектного задания, поэтому поурочное планирование обладает некоторыми особенностями:
- последовательность изложения содержания тем модуля с темами уроков в поурочном планировании не совпадают;
- поурочное планирование составлено в виде плана работы над проектом;
- в поурочном планировании предусмотрены нестандартные уроки – урок-защиты проекта.

Проектные задания носят творческий характер, реализация которых рассчитана на несколько уроков, поэтому на каждом уроке учащиеся будут выполнять не только общие тренировочные упражнения, но и работать по индивидуальному плану. При оценивании учебных достижений учащихся рекомендуется накопительная система, рейтинговый метод, метод портфолио, а также самооценивание.

Обязательным условием использования программы в учебном процессе является наличие компьютерного класса и установленного программного обеспечения. Особенностью программы есть то, что она не ориентирована на конкретное программное обеспечение. Учащимся, для самостоятельной работы, в том числе и в домашних условиях, рекомендуется мультимедийный интерактивный учебный комплекс "ІНТЕРШКОЛА" (www.is4all.in.ua). В случае использования этого программного продукта, учащиеся имеют возможность участвовать во Всеукраинских конкурсах, которые организовывает «Интершкола».

Желательным условием проведения занятий по программе является наличие доступа к сети Интернет. В случае отсутствия такого подключения модуль 2 не изучается.

Эффективность обучения основам информационной и компьютерной грамотности зависит от правильного учета психофизиологических особенностей детей данного возраста, соблюдения санитарно-гигиенических и эргономических норм во время организации и проведения занятий, профессиональной компетентности преподавателя в области воспитания и обучения.
Модуль 1.
Задачи модуля «Первые секреты компьютера».

  • сформировать у школьников навык работы с клавиатурой, манипулятором мышь, сканером, принтером, наушником, микрофоном, цифровым фотоаппаратом;

  • сформировать у школьников навык открытия, сохранения и редактирования файлов различных форматов: текстового, графического, аудио и видео;

  • сформировать у школьников навык копирования, перемещения, удаления различных выделенных объектов: файлы, символы, изображение и.д.;

  • сформировать у школьников умение применять информационно-коммуникационные технологии для решения различных проектных заданий (написание письма, создание поздравительной графической и аудио открытки, видеоролика);

  • сформировать у школьников навык оценивания, самооценивания и взаимооценивания согласно заданным критериям оценивания деятельности по выполненнию проекта.

^ Содержание учебного материала «Первые секреты компьютера».
(34 часа)


Тема 1. Состав компьютера. Устройства ввода и вывода. Виды памяти. Единицы измерения ёмкости запоминающих устройств. Процессор. Управление объектами с помощью манипулятора мышь. Знакомство с клавиатурой. Правила техники безопасности при работе с компьютерной техникой.

Работа с программами Тренажёр мыши, Тренажёр клавиатуры, Калькулятор.

^ Тема 2. Основные элементы интерфейса операционной системы. Рабочий стол, панель задач. Работа с окнами. Файлы, папки.

Тема 3. Обработка текстовой информации. Понятие о текстовой информации. Ввод текста, редактирование, форматирование. Сохранение и печать документов на принтере.

^ Тема 4. Технологии обработки графической информации. Понятие о графической информации. Инструменты для создания изображения в графическом редакторе. Понятие физический размер рисунка, масштабирование. Сохранение, открытие, вставка графических изображений различных форматов. Редактирование и оптимизация готовых графических изображений. Работа со сканером и цифровым фотоаппаратом.

^ Тема 5. Мультимедийные средства. Понятие о мультимедийной информации. Работа с наушниками и микрофоном. Создание звукового файла. Создание видеофайла. Технологии обработки звуковой и видео информации.

Модуль 2.
Задачи модуля «Секреты Интернета. Моя копилка интересов».

  • сформировать у школьников умение соблюдать правила безопасной работы в глобальной сети интернет;

  • сформировать у школьников навык соблюдать авторское право при использовании информации глобальной сети Интернет;

  • сформировать у школьников навык поиска и сохранения информации, найденной в глобальной сети;

  • сформировать у школьников умение систематизировать, классифицировать и оценивать найденную информацию.

^ Содержание учебного материала «Секреты Интернета. Моя копилка интересов». (9 часов)

Тема 1. Безопасная работа в Интернете. Правила безопасной работы в Интернете. Проверка файлов и носителей информации на вирусы. Понятие авторского права. Оформление ссылок на информационные ресурсы из Интернета. Свойства и виды информации. Критерии оценивания информации, найденной в глобальной сети.

^ Тема 2. Работа с программой браузер. Поиск и сохранение информации. Назначение и интерфейс программы. Поисковые сервера. Понятие URL-адреса. Понятие архивного файла. Поиск и сохранение текстовой, графической, аудио и видео информации.

Модуль 3.
Задачи модуля «Секреты алгоритмов. Моя первая программа».

  • сформировать умение исполнять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы;

  • сформировать умение записывать алгоритмы на языке исполнителя;

  • дать представление об этапах и методах составления алгоритма и программы;

Содержание учебного материала «Секреты алгоритмов. Моя первая программа.» (25 часов)

Тема 1. (5 часов). Алгоритм и исполнитель. Понятия: команда, алгоритм, исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя, программа. Свойства алгоритмов. Составление программы для исполнителя и её отладка.

Тема 2. (4 часа). Линейный алгоритм. Правила записи команд из системы команд исполнителя, с помощью которых можно составлять линейные алгоритмы. Переменные и постоянные величины. Команда присваивания.

Тема 3. (6 часов). Циклический алгоритм. Понятия: начало цикла, тело цикла, конец цикла, условие цикла. Виды циклов. Составление циклических алгоритмов.

Тема 4. (4 часа). Разветвляющийся алгоритмы. Простые и составные условия. Составление разветвляющихся алгоритмов.

^ Тема 5. (6 часов). Вспомогательный алгоритм (подпрограмма, процедура). Понятия: подпрограмма, команда вызова подпрограммы. Формальные и фактические величины. Метод последовательного уточнения алгоритма (пошаговой детализации). Сборочный метод.
^ Требования к учебным достижениям учащихся «Секреты алгоритмов. Моя первая программа».

Учащиеся будут:

• объяснять сущность алгоритма, его основные свойства, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;

• определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;

• объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;

• уметь составлять и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей (типа "Черепашка", "Робот" и т.д.);

• знать принципы построения алгоритма, этапы составления программы;

• знать основные типы данных и команды для одного из исполнителей;

• уметь разрабатывать и записывать для исполнителя типовые алгоритмы: линейные, разветвляющиеся, циклические;

• уметь разрабатывать алгоритмы методом последовательной детализации (сверху вниз);

• уметь разрабатывать алгоритмы сборочным методом (снизу вверх).

Модуль 4.
Задачи модуля «Секреты создания презентаций. Мой первый мультфильм»

  • сформировать умение создавать слайды, состоящие из различных объектов – текст, автофигура, графическое изображение, фигурный текст и т.д.;

  • сформировать умение дозировать информацию на слайде;

  • научить планировать презентацию, создавать сценарии презентаций;

  • дать представление о технологии мультипликации с помощью программы электронные презентации.

^ Содержание учебного материала «Секреты создания презентаций. Мой первый мультфильм» (17 часов)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кз «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти» зор регіональний науково-методичний центр iconМіністерство освіти І науки україни
Запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти повідомляє, що в рамках співробітництва з корпорацією «Aptech plus»...

Кз «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти» зор регіональний науково-методичний центр iconКомунальний заклад «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти»
За два навчальні роки за цим проектом пройшли навчання 2280 учнів з 20 районів Запорізької області. Найбільша кількість учнів, що...

Кз «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти» зор регіональний науково-методичний центр iconЛитература 9 класс Время выполнения 1,5 часа Есть ли «хамелеоны»
Полтавський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти ім. М. В. Остроградського

Кз «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти» зор регіональний науково-методичний центр iconУрок з російської мови «Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний...
Міністерство освіти І науки молоді та спорту україни луганський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти

Кз «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти» зор регіональний науково-методичний центр iconМетодичні рекомендації до проведення в 2011-2012 навчальному році Дня Знань І Першого уроку
Кіровоградський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти імені Василя Сухомлинського

Кз «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти» зор регіональний науково-методичний центр iconТаврійський вісник освіти
Південноукраїнський регіональний інститут післядипломної освіти педагогічних кадрів

Кз «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти» зор регіональний науково-методичний центр iconІнститут післядипломної педагогічної освіти
Рекомендації щодо поширення ппд

Кз «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти» зор регіональний науково-методичний центр iconЛьвівської обласної державної адміністрації Львівський обласний інститут...
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, верба, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель,...

Кз «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти» зор регіональний науково-методичний центр iconПро проведення обласного фестивалю соціальних проектів
Запорізької обласної державної адміністрації (Облуон зода), дирекція освітніх програм Intel, програма Intel® "Шлях до успіху", центр...

Кз «запорізький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти» зор регіональний науково-методичний центр iconКиївський університет імені Бориса Грінченка Інститут післядипломної...
Как Вы считаете: чувства Желткова к Вере – любовь или «сумасшествие»?(По рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<