Конспект лекций по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите»




НазваниеКонспект лекций по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите»
страница1/6
Дата публикации24.04.2013
Размер0.58 Mb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > Информатика > Конспект
  1   2   3   4   5   6
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите»






  1. Информация в управлении и ее характеристика. (1-с.9-11).

Информация –это совокупность данных, сообщений, ведомостей, которые характеризуют среду, объекты, явления, процессы, связи и т.д. и которые необходимо собирать, передавать и обрабатывать для принятия управленческих решений.

Особенности информации :

  • Все возрастающая потребность в информации, которая является основой для принятия решений;

  • Большие объемы информации и сложные информационные связи между показателями, динамика данных

  • Разнородность данных и источники их получения, что требует использование современных методов автоматизированного сбора данных и использование электронных средств коммуникации.

  • Большое количество вычислительных и логических операций, что может осуществиться только при использовании компьютеров;

  • Типовой характер и цикличность задач и расчетов;

Классификация информации осуществляется по следующим основным признакам:

1. Отношение к данной управляющей системе. Этот признак позволяет разделить сообщения на входные, внутренние и выходные.

2. Признак времени. Относительно времени сообщения делятся на перспективные (о будущих событиях) и ретроспективные. К первому классу относится плановая и прогнозная информация, ко второму - учетные данные. По времени поступления разделяются периодические и непериодические сообщения.

3. Функциональные признаки. Формируется классификация по функциональным подсистемам экономического объекта.

Все, что происходит в процессе функционирования систем, может быть описано в форме сообщений. Появление сообщений о событиях, происходящих в материальной системе, представляет собой информационное отображение материальных процессов.

Выделяются три фазы существования информации.

1. Ассимилированная информация - представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок.

2. Документированная информация - сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-то физическом носителе.

3. Передаваемая информация - сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику.

Информация на пути от источника к потребителю проходит через ряд преобразователей - кодирующих и декодирующих устройств, вычислительную машину, обрабатывающую информацию по определенному алгоритму, и т. д. На промежуточных стадиях преобразования семантические и прагматические свойства сообщений отступают на второй план ввиду отдаленности потребителя, поэтому понятие информации заменяется на менее ограничительное понятие "данные".

Данные представляют собой набор утверждений, фактов, цифр, лексически и синтаксически взаимосвязанных между собой.

^ Типы информации: факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи, конфиденциальная информация.

Формы представление информации: табличная, графическая, в виде текстов и динамических рядов.

  1. ^ Общая характеристика информационных систем. (1-с.13-15).

Основная цель функционирования ИС – повышение качества управления, обеспечение специалистов необходимой информацией для принятия управленческих решений.

Системой называется любой объект, который, с одной стороны, рассматривается как единое целое, а с другой - как множество связанных между собой или взаимодействующих составных частей.

В систему входят следующие компоненты:

1. Структура - множество элементов системы и взаимосвязей между ними. Математической моделью структуры является граф.

2. Входы и выходы - потоки сообщений или материальные потоки, поступающие в систему или выводимые ею, которые характеризуются набором параметров.

3. Закон поведения системы - функция, связывающая изменения входа и выхода системы.

4. Цель (целевая функция) и ограничения (на переменные).

Среди основных свойств систем целесообразно рассмотреть следующие - относительность, делимость и целостность.

Свойство относительности устанавливает, что состав элементов, взаимосвязей, входов, выходов, целей и ограничений зависит от целей исследователя. При выделении системы некоторые элементы, взаимосвязи, входы и выходы не включаются в нее из-за слабого влияния на остающиеся элементы, из-за наличия самостоятельных целей, плохо согласующихся с целью всей системы, и т.д.

Делимость означает, что систему можно представить состоящей из относительно самостоятельных частей - подсистем, каждая из которых может рассматриваться как система. Возможность выделения исследователем подсистем (декомпозиция системы) упрощает ее анализ, так как число взаимосвязей между подсистемами и внутри подсистем обычно меньше, чем число связей непосредственно между всеми элементами системы.

Свойство целостности указывает на согласованность цели функционирования всей системы с целями функционирования ее подсистем и элементов.

Экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.

Основными функциями ЭИС являются сбор, передача, хранение информации и такие операции обработки, как ввод, выборка, корректировка и выдача информации.

Экономические информационные системы предназначены для решения следующих задач: обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.
^ Способ внедрения ИС – адаптация компьютерных технологий и коммуникаций к уже существующей структуре управления и разделению обязанностей между специалистами и разработка новой структуры управления с учетом новых возможностей использования ИС.

Структура ИС:

  • Обеспечивающая часть (железо) – состоит из систем, которые реализуют технологию автоматизированной обработки информации

  • Функциональная часть (программы) – информационно-функциональная модель системы управления. Она делится на подсистемы (исследование рынка и спроса на товар, сбыт, товарная политика и т.д.)

  1. Технологические средства автоматизации управления. (1-с.23-37).

Для обработки информации используются три основных направления:

  • Работа с документами – включает операции создания, регистрации, сохранения, редактирование и обороты документов в виде текстов и таблиц;

  • Организация коммуникаций и информационного обмена – обеспечивает связь между разными участниками производственного процесса, обмен информацией и общение сотрудников;

  • ^ Евристическая деятельность – связана с получением информации, изучением и анализом и дальнейшим разъяснением с целью принятия решения.

Фирма MicroSoft предложила концепцию открытой информационной системы с документо-ориентированным стилем роботы. Согласно этой концепции документ – это хранилище определенной части структурированной информации. Такой подход дает возможность пользователю работать непосредственно с документами.

Этапы автоматизации функций управления:

  • ^ Создание первичных документов – одним из основных процессов в информационной технологии является документооборот. Поэтому очень важным является умение сотрудников, используя современные информационные средства (текстовые редакторы, электронные таблицы, СУБД) автоматизировать документооборот.

  • ^ Ввод информации – включает в себя разнообразные средства позволяющие создавать эффективные экранные формы для ввода информации;

  • Поиск документов – современные средства дают возможность производить поиск информации по разным критериям;

  • ^ Средства компьютерной коммуникации – основные современные средства (InterNet – общедоступная сеть, открытая для всех пользователей) и (IntraNet – частная корпоративная сеть, которая использует возможности InterNet).

  1. ^ Понятие «Куба OLAP», назначение и средства создания. (1-с.46-59).

OLAP (On-Line Analytical Processing – оперативный анализ данных) – технология быстрого анализа накопленных данных, которая основана на использовании совокупности способов многомерного анализа и ориентирована на обработку нерегламентированных, неожиданных запросов пользователя к данным.

Кубы OLAP применяются если при принятии решений необходимо анализаровать данные, которые хранятся в большом количестве реляционных таблиц.

Как правило используются многомерные кубы OLAP, который получается при объединении нескольких структурных иерархий.

Кубы OLAP можно сождавать на основании данных MS Excel, и реляционных таблиц баз данных.




^ Структура куба ОLАР. Если при принятии управленческих решений необходимо анализировать данные, которые сохраняются в большом количестве электронных таблиц то разобраться в их сложных структурах пользователю, как правило, очень тяжело. Поэтому для облегчения доступа к данным более удобной структурой является многомерный куб ОLАР, который позволяет объединить несколько таблиц с учетом их иерархии. В кубе представлены размерности и поля данных.

При анализе результатов продаж осями (измерениями) многомерного куба могут быть товар, регион продаж, время продаж. Для каждого пересечения каждого уровня каждой размерности например (объемы продаж в течении дня, месяца, года для каждого региона, страны для каждого продукта и группы продуктов) в базах данных ОLАР вычисляются итоговые значения. Эти значения, находятся на пересечении осей куба и называются мерами. Для базы данных ОLАР продаж меры будут количественно характеризовать процесс продаж, в данном случае это могут быть объемы продаж товаров в штуках, выручка (объемы продаж товаров в денежном измерении), расхода, прибыли и т.д. В трехмерном кубе (рис. 5.4) как измерения использованы товар, регион и время. Эти измерения представленные на определенных уровнях обобщения: сгруппированы по категориям (напитки, продукты и другие товары), закреплены за городами продаж (Киев, Одесса, Львов), время продаж по месяцами (январь, февраль, март). На пересечении измерений можно получить лишь одну меру - выручку(объемы продаж в гривнях).

Трехмерный куб сложно отобразить на экране компьютера так, чтобы можно было увидеть все меры. Поэтому для реализации многомерных данных применяются, как правило, двухмерные (табличные) представления, которые имеют заголовки и столбцов. Последние могут быть как простыми, так и со сложной иерархической структурой.

  1. ^ Основные типы моделей обработки данных и их характеристика. (1-с.82-101).

  • Модель прямых вычислений – характеризуется большой трудоемкостью и использованием относительно простых алгоритмов. Для этих целей идеальным является приложение MS Excel.

  • ^ Компаративные (сравнительные) модели – используются для обнаружения отличий между данными. Цель использования таких моделей – идентификация ситуаций, которые были или могут быть и сравнение их и выбор альтернативы. Основными подвидами данной модели являются табличные (матричные) и графические. Реализация может выпольняться в MS Excel.

  • ^ Оптимизационные модели – дают возможность найти лучшее решение из уже имеющихся критериев. Решение принимается автоматически программой а не человеком. В MS Excel частично реализован этот механизм в надстроечной программе «Принятие решений»

  • ^ Модели прогнозирования – дают возможность оценить влияние ришений, которые принимаются, на будущее, что в условиях рыночной экономики есть главной проблемой.

  • ^ Статистичные модели – основаны на использовании математических моделей и методов, предназначенных для принятия решений при поиске, анализе и оценивании возможных вариантов решений в ситуациях, которые характеризуются неопределенностью.

  • ^ Имитационные модели – являются способом изучения поведения объектов или систем в условиях, что определяются исследователем, путем накопления и анализа данных, полученных при проведении экспериментов с моделью.

  1. ^ Назначение информационной системы данных. (2-с.51-57)

Информационная система – система, которая реализует информационную технологию в сфере управления совместной работы управленческого персонала и комплекса технических средств. Она предназначена для автоматизированного сбора, регистрации, сбережения, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователя. Это возможно на основании использования экономико-математических методов, моделей, ЭВМ и средств коммуникации.

ИС должна обеспечивать:

  • Постоянное отслеживание состояния объекта управления и его характеристики;

  • Адаптация, т.е. приспособление к существующим условиям ведения бизнеса;

  • Поддержка профессиональной деятельности управленческих работников;

  • Взаимодействие с управленческим персоналом;

  • Сбор и анализ данных;

  • Реализация системы подсказок и рекомендаций;

  • Взаимодействие пользователей на основании безбумажной технологии.

Типовые функции ИС:

  • Прогноз – производится формирование и обоснование научных предпосылок перспектив развития объектов управления.

  • Планирование – функция, с помощью которой реализуется цель управления.

  • Учет – функция, направленная на получение информации на высшем и среднем уровне.

  • Контроль – сравнение фактических показателей с плановыми;

  • Анализ – установление причин отклонений, выявление резервов, поиск способов устранения отличия.

  • Регулирование – корректирование работы объекта управления, принятие решений для исправления ситуации.




  1. ^ Структура и функции ИС. (2-с.57-67)

Структура ИС – внутренняя организация системы при разделении ее на части и выявлении связей между этими частями.

— власне інформації;

— системи оброблення інформації;

— входу;

— виходу;

— внутрішніх і зовнішніх каналів.

В Государственном Стандарте Украины ^ ДСТУ 2874-94 дано такое определение ІC: “Информационная система — система, которая организовывает память и манипулирование информацией относительно проблемной сферы (ПС)”.

Характерной особенностью ІС есть то, что человек выступает активным участником информационного процесса. Это обнаруживается в условиях функционирования автоматизированного рабочего места (Арму), если человек (конечный пользователь) осуществляет введение информации в систему, поддерживает ее в актуальном состоянии, обрабатывает информацию и использует добытые результаты в управлении. Информация служит способом описания взаимодействия между источником и получателем информации. Одно и то же сообщение один получателю может давать много информации, а другому — имело или ничего.

Компьютерные информационные системы належат к классу сложных систем, которые содержат в себе большое количество разнообразных элементов, которые взаимодействуют. Поэтому при создании компьютерных ІС нужно определять их структуру.

Вообще под структурой компьютерной ІС понимают характеристику внутреннего состояния системы, описание постоянных связей между его элементами.

При описи ІС используют несколько видов структур, яки различаются типами элементов и связей между ними.

Например, в соответствии с РД 50—680—88 при описи систем используют функциональные, технические, организационные, документальные, алгоритмические, программные и информационные структуры.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите» iconКонспект лекций по дисциплине информационные и телекоммуникационные...

Конспект лекций по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите» iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Модели...
«Модели и методы принятия решений в анализе и аудите» для студентов специальности «УиА»

Конспект лекций по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите» iconКонспект лекций по дисциплине «Автоматизированный электропривод»
Конспект лекций по дисциплине «Автоматизированный электропривод» (для студентов 4 курса всех форм обучения специальности 090603 –...

Конспект лекций по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине...
Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Модели и методы принятия решений в анализе и аудите» для студентов...

Конспект лекций по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите» iconК. А. Фисун модели и методы принятия
Модели и методы принятия решений в анализе и аудите. Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины. Авт. К. А. Фисун Харьков:...

Конспект лекций по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите» iconКонспект лекций по дисциплине «Организация производства и маркетинг»
Конспект лекций по дисциплине «Организация производства и маркетинг» для студентов 3 курса специальностей 090600 – «Электротехнические...

Конспект лекций по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите» iconКонспект лекций по дисциплине “Системы моделирования и обработки...
Конспект лекций предназначен для самостоятельного изучения студентами теоретической части курса “Системы моделирования и обработки...

Конспект лекций по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите» iconКонспект лекций по дисциплине «Микроэкономика»
И. А., Тимофеева С. Б. Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» (для студентов всех форм обучения направлений подготовки: 030504...

Конспект лекций по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите» iconОперационные системы Конспект лекций
С. Н. Дроздов. Операционные системы: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во трту, 2003. 136 с

Конспект лекций по дисциплине «Управленческие информационные системы в анализе и аудите» iconКонспект лекций по дисциплине «Математические методы и модели энергетического...
Основы работы в системе компас: конспект лекций составитель: Э. В. Колисниченко. – Сумы: Изд-во СумГУ, 2010. – 249 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<