Psikhologicheskii zhurnal




Скачать 260.79 Kb.
НазваниеPsikhologicheskii zhurnal
страница1/3
Дата публикации03.06.2013
Размер260.79 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
  1   2   3

  • Psikhologicheskii zhurnal

  • 2004-06-30PZH-No. 003

  • Size: 43.8 Kbytes .

  • Pages:88-97.

  • Words: 5580



Дискуссии. СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И СОЗНАНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ

Автор: Е. А. УМРЮХИН

©2004 г. Е. А. Умрюхин

Член-корр. РАМН, руководитель лаборатории НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН, Москва

Рассмотрена роль неосознаваемых психических процессов или процессов, лишь косвенно зависящих от сознательного контроля (таких как инсайт, инкубация и т.п.), в решении новых сложных задач. Модель, разработанная на основе теории функциональных систем, позволяет представить логическую информационную взаимосвязь отдельных механизмов, обеспечивающих психическую деятельность человека, включающую феномены: сознания, биографической памяти, вычленения в психике его "Я", автоматизации сложных умений и навыков и интуитивного неосознаваемого обучения. Эта модель позволяет также конкретизировать условия и подготовительные операции, способствующие проявлению интуитивных способов решения таких задач.

^ Ключевые слова: интуиция, осознаваемые и неосознаваемые психические процессы, модель системной деятельности мозга.

ВВЕДЕНИЕ

В данной статье представлены некоторые аспекты решения новых сложных задач, встречающихся в научной работе и практической деятельности, при которых важную роль играют неосознаваемые психические процессы, объединяемые понятием интуиции [3, 8, 11, 21]. Рассмотрим основные феномены, связанные с нею.

а) Инсайт - осознание способа решения задачи, который был недоступен при логическом, осмысленном ее анализе и вдруг неожиданно открылся для понимания и (или) применения. Классические примеры инсайта - описанные А. Пуанкаре [12] и приводимые Ж. Адамаром [1] случаи внезапного прозрения и осознания того, что решение найдено.

б) Неосознаваемая работа мозга, в результате которой сформулированная, но не решаемая никаким известным способом задача сравнительно легко решается при обращении к ней через некоторое время. Сознательное усилие и логическое продумывание задачи по истечении определенного времени отличает это проявление интуиции от феномена инсайта.

в) Накопление опыта, часто неосознаваемого, когда специалист в какой-то области после определенного, иногда весьма длительного периода практической деятельности приобретает способность решать сложнейшие задачи. Однако он не может объяснить другим, как это происходит - чтобы дать им возможность воспользоваться его методом. Примеры принятия сложных интуитивных решений такого типа - постановка диагноза опытным и искусным врачом, работа инженера, конструктора, проектирующего системы и др.

г) Чувство близости решения, ощущение важности выбранного направления, уверенности в правильности найденного способа еще до того, как это решение проверено строго логически и сознательно. Такие интуитивные оценки безусловно играют роль в поиске не только окончательного решения задачи, но и в выборе промежуточных целей и этапов.

Неосознаваемые психические процессы пока мало экспериментально изучены [21, 32]. Трудность анализа связана с их непредсказуемым характером, с тем, что встречаются они в развернутом виде лишь у немногих одаренных людей.

Отмеченные феномены интуиции могут быть представлены на основе разработанной нами модели деятельности мозга [15, 18], при создании которой были использованы полученные экспериментально данные о неосознаваемом интуитивном обучении человека [17, 19]. С помощью модели взаимодействие осознаваемых и неосознаваемых процессов в деятельности мозга трактуется в виде абстрактной, но вместе с тем операциональной схемы. (Под операциональностью понимается возможность представить описываемые явления с помощью механизмов, т.е. правил или алгоритмов, воспроизводящих главные особенности их динамики и взаимодействия.)

Реально протекающие в мозге процессы при этом рассматриваются упрощенно. Возможно также, что некоторые постулируемые механизмы пока служат гипотезами, требующими экспе-

стр. 88



риментальной проверки. Тем не менее оказалось, что модель хорошо согласуется не только с нашими данными об интуитивном обучении человека, но и со многими экспериментальными результатами, полученными уже после ее создания при изучении деятельности мозга на различных уровнях организации процессов в мозге, в том числе и на психическом уровне [20].

Наиболее важно то, что модель позволяет дать общую системную интерпретацию явлений, придать, хотя в ряде случаев и ограниченный, но однозначный смысл употребляемым терминам и понятиям, получить следствия, которые могут быть использованы непосредственно в практической интеллектуальной деятельности при решении сложных новых задач.

Модель деятельности мозга. В подробном описании модели рассматриваются следующие вопросы [18, 20]: обоснование выбора ее структуры на основе теории функциональных систем [2, 13, 14], алгоритмическая ее реализация в виде программы для ЭВМ, сопоставление ее поведения с реальным поведением человека в экспериментальных ситуациях, а также практическое использование ее как "детектора интеллекта" [15]. Ниже будут раскрыты лишь принципиальные механизмы информационной структуры, важные для интерпретации с ее помощью феноменов, связанных с интуитивными аспектами интеллекта.

Модель состоит из двух субсистем: А и Б. Рассмотрим структуру субсистемы А, которая воспроизводит восприятие внешней и внутренней афферентации, формирование программ двигательной активности, а также механизмы обучения в мозге при его непосредственном взаимодействии с внутренней и внешней средами. Субсистема А содержит однотипные слои или блоки памяти, каждый из которых работает согласно архитектонике функциональной системы. На рис. 1 слои памяти изображены в виде иерархически соединенных блоков (в работах [15, 18] подробно описаны структура и взаимодействие элементов памяти, составляющих эти блоки).

Мотивационное возбуждение, возникающее при наличии биологических потребностей, определяемых в блоках глубоких уровней, распространяется оттуда в блоки верхних уровней. Выбор программ будущих действий и планируемых результатов происходит путем возврата возбуждения на мотивационные элементы глубоких уровней и выделения при этом цепочек возбужденных элементов, соответствующих планируемым действиям и результатам. На рис. 1 распространение возбуждения вверх и возврат вниз после прохождения через вышележащие слои памяти показано двойными стрелками.




Рис. 1. Схема иерархического объединения слоев памяти в модели.

На самом глубоком уровне находятся блоки, моделирующие биологические мотивации, направленные на поддержание гомеостаза и удовлетворение основных биологических потребностей. В каждом блоке происходит проигрывание возможных будущих траекторий поведения для получения результатов, удовлетворяющих мотивации, задаваемых в блоках более глубоких уровней. Верхний слой памяти соответствует результатам, получаемым при выполнении команд, непосредственно определяющих двигательные акты.

Каждый блок настроен на выделение из всех возможных входных сигналов определенных признаков результатов, специфических для данного блока. Чем выше уровень блока, тем меньше характерное для него время планируемых траекторий достижения потребных результатов.

Иерархическое соединение блоков и реализация в каждом из них предвидения и достижения частичных результатов, обеспечивающих удовлетворение мотивации, задаваемой на более глубоких уровнях, позволяет осуществить в модели сложное целенаправленное поведение, иллюстрируемое с помощью рис. 2. Представим, что в блоке уровня L0 для удовлетворения мотивации, возникающей вследствие рассогласования, например, какой-то жизненно важной переменной с ее заданным значением, необходимо достижение результата p0 . В этом блоке планируется траектория его достижения через этапные результаты p1 p2 и p3 . Но в начальный момент времени их нет и отсутствие первого - p1 - приводит к возникновению мотивационного возбуждения Δp1 которое распространяется на уровни L1 и L2 . Здесь до-

стр. 89






Рис. 2. Пространственное и временное разбиение результатов уровнями иерархии в модели. Первое представлено частичными результатами двух уровней - L1 и L2 ; Второе - последовательным разбиением получения результата p1 через этапные p11 , p12 , p13 и p21 , p22 , p23 .




Рис. 3. Схема взаимодействия в модели субсистемы А, отражающей неосознаваемую деятельность мозга и субсистемы Б, имитирующей свойства сознания.

стижение результата p1 разбивается на последовательное и параллельное достижение частичных результатов p11 p12 p13 на уровне L1 и p21 p22 p23 на уровне L2 . Это иллюстрирует пространственное разбиение параметров результата p1 на частичные результаты уровней L1 и L2 . Аналогично можно представить планируемое разбиение потребных результатов с помощью блоков следующих уровней. Пространственное разветвление иерархической структуры блоков памяти (рис. 1) соответствует выделению параметров результатов, различающихся по сенсорным модальностям и другим специфическим критериям. При этом на каждом следующем уровне происходит выделение все более мелких деталей с ограничением пространства, из которого выбираются параметры этих деталей.

Таким образом частичные признаки и параметры результатов объединяются в сложный перцептивный элемент, который кодирует сигналы и образы внешней среды. В создающемся на основе таких элементов многоуровневом акцепторе результатов действий отображаются сложные наборы параметров потребных результатов, достигаемых с помощью многоэтапных траекторий поведения.

Структура модели определяется проводимостями связей между элементами каждого из блоков и между блоками. Эта структура формируется при обучении модели в той среде, в которой она "живет", развивается и обучается. Возможность группировки элементов в блоки задается с самого начала в конструкции модели. Это в некоторой степени отражает в модели влияние генетических факторов на структуры, создающиеся в мозге при его развитии. Проводимости связей между элементами определяются достигаемыми при взаимодействии со средой результатами, удовлетворяющими "потребности" модели и изначально заложенными в ее конструкцию в виде значений параметров результатов, задаваемых на глубоких уровнях.

При взаимодействии со средой проводимости связей между элементами памяти в одном и том же блоке и связей между элементами нижележащего и вышележащего блока изменяются на небольшую величину - увеличиваются при получении запланированных результатов и уменьшаются при рассогласованиях - несовпадении запланированных и получаемых результатов (подробнее в [18]). Существенное изменение проводимостей происходит при многократном подкреплении. Благодаря постепенному изменению проводимостей связей, формирующихся при обучении модели в субсистеме А, их величины отражают частоту событий в среде, приводящей к получению или неполучению потребных результатов. Тем самым в субсистеме А при ее взаимодействии со средой осуществляется принцип отбора для запоминания воспроизводимых и высоко вероятных событий. Настройка элементов блоков разных уровней на разные временные и пространственные параметры афферентации обусловливает отражение в элементах блоков глубоких уровней - параметров, связанных с изменениями во внутренней среде, а в элементах верхних уровней - сигналов, поступающих непосредственно от ре-

стр. 90



цепторов. Элементы средних уровней соответствуют восприятию устойчивых и хорошо воспроизводимых в среде паттернов сигналов.

Постепенный характер изменения при обучении проводимостей связей, по которым распространяется мотивационное возбуждение, моделирующее будущие события, а также аналоговая форма сигналов, соответствующих величине этого возбуждения, определяют аналоговый тип работы субсистемы А.

В схематичном виде модель деятельности мозга, воспроизводящая некоторые аспекты сознания, показана на рис. 3. Эта модель состоит из двух взаимодействующих субсистем. Описанная выше субсистема А расположена слева. С элементами средних уровней субсистемы А, кодирующих устойчивые и воспроизводящиеся события в среде, соединен верхний уровень элементов памяти второй субсистемы Б, которая воспроизводит некоторые аспекты сознательной психической деятельности человека.

Субсистема Б взаимодействует со средой не непосредственно, а через субсистему А. Построена субсистема Б из таких же блоков, объединенных и взаимодействующих на основе пространственной и временной иерархии. Отличие субсистемы Б от субсистемы А заключается в том, что на ее верхних уровнях представлены устойчивые и воспроизводимые временные и пространственные паттерны информации, выделенные субсистемой А в результате ее длительного обучения. Поскольку коды сигналов и действий, характеризующих воспроизводящиеся события в среде, сформированы в субсистеме А, и именно они отражаются в верхнем слое памяти субсистемы Б, в ней за счет иерархии уровней становится возможным формирование пространственных и временных комбинаций этих устойчивых и воспроизводимых кодов, а также отдельных их признаков и обобщенных свойств.

На этой основе в субсистеме Б могут формироваться элементы (и связи между ними), соответствующие взаимодействиям, зависимостям между объектами, представленными этими кодами, а также их классификации по общим признакам. Формирование таких связей может происходить в субсистеме Б по принципу да-нет, т.е. становится возможной дискретная логика, а также представление обобщенных кодов событий, совершающихся или планируемых на длительных интервалах времени. Связи в субсистеме Б могут формироваться при однократном получении потребных результатов или при сообщении модели некоторой информации, что соответствует быстрому запоминанию событий человеком при его сознательном обучении.

Образование новых связей по принципу да-нет, а также построение обобщенных абстрактных признаков сигналов в элементах памяти субсистемы Б обусловливает ее работу на основе дискретных логических кодов и правил. Поэтому в ней также становится возможным возникновение разнообразных новых комбинаций событий и их образов, иногда даже и фантастических.

Построение временных и пространственных абстракций за счет иерархии уровней, а также возможность дискретных связей между элементами памяти - это два важных свойства субсистемы Б, отличающих ее от аналоговой субсистемы А. Еще одно существенное свойство субсистемы Б заключается в идентификации смысла, кодируемого элементами блока памяти, и находящегося на самом глубоком ее уровне. Эти элементы отражают код понятия, инвариантного и сохраняющегося на протяжении всей "жизни" модели - код ее "Я". Активные, т.е. находящиеся в состоянии возбуждения, элементы субсистемы Б, соединенные связями с элементом "Я", определяют содержание ее "осознаваемой" деятельности.

В субсистеме Б на самом глубоком уровне нет элементов первичного мотивационного возбуждения, обусловленного жизненно важными потребностями организма. Возбуждение, необходимое для проигрывания возможных вариантов событий в этой субсистеме, формируется специальным блоком Р. Этот блок находится на самом глубоком уровне и осуществляет избирательную активацию элементов памяти и связей между ними. Величина и направление активности блока Р зависит от мотиваций и рассогласований, реализующихся при работе субсистем А и Б. Избирательная активация элементов субсистемы Б блоком Р соответствует функции внимания.

Произвольное внимание в модели реализуется такими процессами, как "осознаваемое" (соединенное с элементом "Я") планирование будущих событий в субсистеме Б, "рефлексия" (когда в сфере внимания оказывается содержание дея-



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Нейропсихология. Культурно-исторические и естественнонаучные основы нейропсихологии

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Психосемантика. Базовые и стратегические процессы распознавания семантических отношений

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Кросскультурные исследования. Кросскультурная психология: проблемы и тенденции развития

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Психология профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Социальная психология. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Когнитивная психология. Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Методологические и теоретические проблемы. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Психология эмоций. "Информационная" и "энергетическая" модели влияния результатов деятельности на эмоции

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
История психологии. А. А. Богданов и отечественная психология (к 130-летию со дня рождения)

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Национального университета, Донецк, Украина

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<