Дискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе




Скачать 103.24 Kb.
НазваниеДискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе
Дата публикации09.09.2013
Размер103.24 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Информатика > Анализ
УДК 811.111 (07)

© 2005

Жигалко С.Э., Леонова О.В.

ДИСКУССИЯ КАК СПОСОБ КОММУНИКАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Постановка проблемы. В последнее время значительное внимание уделяется проблеме эффективных методов обучения иностранным языкам. Прежде всего, наметилась тенденция к формированию и развитию навыков общения на иностранном языке, то есть коммуникативной компетенции.

Последние годы ознаменовались бурным ростом интеграционных процессов в области экономики, образования, науки, культуры, которые характеризуют отношения независимой Украины с западноевропейскими странами. В связи с этим возникли новые перспективы взаимодействия с мировым научным сообществом, возможности расширения контактов в области научных исследований и в сфере учебного процесса. Сегодня перед будущими специалистами остро стоят задачи использования иностранного языка как способа общения в сфере профессиональной деятельности.

^ Анализ последних исследований и публикаций.

Существуют проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Такой проблемой является определение понятия ситуации, ее конструирование как методической категории. Ситуация – не просто важная, а центральная категория, от ее трактовки зависит:

  1. построение всей терминологии методики как науки;

  2. решение многих важнейших вопросов практической методики: отбор и организация материала, подбор и классификация упражнений, технология обучения.

Как известно, в качестве цели обучения иностранному языку выдвинуто обучение общению. Высоко динамичный процесс общения невозможно отделить от ситуации, которая является универсальной формой, “руслом” общения. [1,с.18]

Таким образом, ситуация является формой функционирования общения, единицей общения.

Коммуникативное обучение предполагает, что процесс обучения строится как модель процесса общения. Вполне понятно, что построение коммуникативного процесса обучения в первую очередь потребует моделирования именно ситуации как единицы общения и как формы его функционирования. Ведь в коммуникативном обучении ситуации используются не на завершающей стадии усвоения материала, не в качестве приложения к обучению, а его сущностная основа на всех стадиях овладения материалом. [1,c.20]

Ситуация – сложный многоплановый полидетерминированный феномен объективного мира, он требует широкого и глубокого подхода к его исследованию. Поэтому большое значение приобретает нахождение критериев, с помощью которых можно методически верно смоделировать ситуацию речевого общения. [2,c.22]

Общение можно рассматривать субстанционально и функционально. Субстанцию общения составляют, прежде всего, три основных вида деятельности: преобразовательная, познавательная и ценностно-ориентационная. В общении реализуются различные формы деятельности: учебно-познавательная, общественно- политическая, трудовая, спортивная, художественная, бытовая.

Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются обсуждения. При этом общающиеся исполняют определенные роли: социальные, интеракционные (междейственные), внутригрупповые, межличностные. Общение осуществляется на базе основных организационных форм: 1) установление отношений; 2) расспрос; 3) планирование и координация совместной деятельности; 4) осуждение или одобрение; 5) обсуждение результатов деятельности; 6) дискуссия. В процессе общения решаются коммуникативные задачи.

Неотъемлемым компонентом общения является пресуппозиция его участников, включающая в себя: а) знания о ситуации, форме деятельности, партнере и т.д.; б) опыт индивидуальной и совместной деятельности, навыки, умения, привычки; в) готовность включиться в ситуацию, определенное состояние.

С функциональной точки зрения общение как самостоятельный вид деятельности имеет все его характеристики. Предметом общения являются взаимоотношения; именно на них направлена деятельность общающихся, целью которых, а соответственно и результатом общения, является изменение взаимоотношений. Любое их изменение обновляет предмет и “продвигает” общение. Главным “двигателем” общения, однако, является его продукт, в качестве которого выступает интерпретация информации. Она вызывает потребность к очередному речевому действию.

Если субстанционально ситуация – это единица общения, то функционально она является актом общения. Это свидетельствует о ее многомерности. Таким образом, считается, что общение – это способ поддержания жизнедеятельности человека как индивидуальности. Этот подход позволяет такое моделирование ситуаций, которое воссоздает сущностную природу реального общения в процессе обучения.

Человек, являясь средоточением общественных отношений, сам постоянно находится в разнообразных отношениях, которые имеют разноуровневый характер, в них через конкретные поступки проявляются сущностные подструктуры личности, ее качества. Поэтому для создания ситуаций речевого общения методически значимым является определение наиболее типичных взаимоотношений.

Анализ показывает, что взаимоотношения могут быть “заданы” четырьмя главными факторами: социальным статусом человека, его ролью как субъекта общения, выполняемой деятельностью и нравственными критериями. Условно назовем виды взаимоотношений так: 1)статусные, 2)ролевые, 3)деятельностные и 4)нравственные. [2,c.24]

^ Постановка задачи. С учетом вышесказанного целью данной статьи является рассмотрение и применение таких форм обучения как дебаты, дискуссии и дискуссионные упражнения.

^ Изложение основного материала. Современная методика преподавания иностранных языков постоянно рассматривает два вопроса: чему обучать и как обучать? При обучении профессионально-ориентированному общению именно тексты являются мотивационной и информационной базой для обучения говорению. При моделировании учебного общения ведущая роль принадлежит проблемным вопросам, дебатам, дискуссиям, ролевым играм, которые имитируют пресс-конференции, семинары, встречи за круглым столом и дискуссии в неофициальной обстановке.

Общение – это мотивированная коммуникативно-познавательная деятельность, которая направлена на получение и передачу определенной информации. Подлинная коммуникация имеет место только тогда, когда каждый из ее участников владеет частью какой-либо информации, что представляет интерес для собеседника, благодаря чему устный обмен ею является важным и необходимым. Нашей задачей является обучение общению, которое основывается на принципе отсутствия определенной информации, для закрытия которого следует найти, получить и передать информацию, обменяться своими взглядами относительно ее целесообразности и полезности. [3,c.41]

Условия обучения общению требуют наличия мотива коммуникативной деятельности, который имеет смысл для каждого участника, цели коммуникативной деятельности, ситуации общения, определенных социальных ролей, которые обусловлены этой проблемой.

Многие преподаватели иностранных языков внедряют нетрадиционные методы коммуникативно направленного обучения. Дискуссия пришла к нам из древней Греции, где учителя использовали этот метод, чтобы наряду с сообщением определенных знаний ученики получали определенные умения высказывать свои собственные мысли относительно этих сообщений.

Дискуссия – это один из способов обучения решению разнообразных проблем и принятия решений. Они сосредотачивают внимание участников на содержании, обеспечивают повторение языковых форм, умений и навыков. Они дают возможность студентам высказываться о своем отношении к предмету дискуссии – одобрение, возмущение, заинтересованность, удивление и др. Преподаватель может создать такой контекст или ситуации, которые бы поддерживали интерес и работоспособность студентов.

Дискуссия требует определенной подготовки студентов, лингвистической, коммуникативной и технической компетенции, владения определенным лингвистическим материалом, умением ориентироваться в нем, т.е. умением пользоваться им не механически, а сознательно, в зависимости от ситуации, а также готовность проявить свою личную самостоятельность и самоорганизованность при решении коммуникативно-познавательных заданий, что и является показателем интеллектуальной готовности.

Развитие интегративного умения “чтение-говорение” может происходить согласно следующим этапам:

  1. постановка проблемных вопросов к тексту;

  2. обсуждение преимуществ и недостатков решения проблемных вопросов в парах;

  3. моделирование ситуаций официального и неофициального профессионально ориентированного общения.

На первом этапе развития умений дискутировать происходит усовершенствование умения поискового чтения, обращается внимание на такие характеристики текста как интегративность и дискретность путем поиска в тексте логичных маркеров. На этом этапе применяется режим индивидуальной и парной работы. Результатом может быть вербальное или графическое изображение проблематики текста.

Второй этап развития интегративного умения “чтение-говорение” акцентирует внимание на использовании текстовой проблемной информации для развития умения монологической и диалогической речи, которое делится на такие микроумения как:

  • умение высказывать свою точку зрения;

  • умение аргументировать и контраргументировать, соглашаться и не соглашаться;

  • умение “активного” слушателя, т.е. делать уместные замечания, ставить вопросы;

  • умение делать выводы и подводить итоги результатов обсуждения.

На этом этапе доминирует режим работы в парах и микрогруппах.

Третий этап развития умений дискутировать для решения проблем на основе текстового материала является моделирование типовых ситуаций профессионально ориентированного общения. В основном, это ситуации в официальном режиме (конференции, встречи за круглым столом), но возможно моделировать и менее официальные ситуации (обмен мыслями, мнениями по той или иной проблеме). Последние и есть уже настоящими ситуациями. [4, c.6]

Некоторые формы дискуссионных упражнений можно рекомендовать для работы, как в аудитории, так и для внеаудиторной работы. Так, например, после чтения и обсуждения текста “Living in the city” (New Headway Intermediate, Unit 11) можно предложить обсуждение таких проблем как преимущества и недостатки жизни в городской и сельской местности. Студентам следует определить главные из них:

Advantages of town life – a great variety of jobs, a choice of public transport, various forms of entertainments, better living conditions etc.

Disadvantages of town life – pollution, expensive living, dirty transport, man’s loneliness in crowded streets and parks etc.

Более сложным видом работы является серия дискуссионных вопросов, которые представляют некую проблему, ожидаемая аргументация и ответы студентов уже не могут опираться на речевой материал экспозиции. Отметим, что ведение дискуссии такого рода требует не только хорошей языковой подготовки, но и определенного общеобразовательного уровня обучаемых. Разумеется, однако, что серия дискуссионных вопросов (как и проблема в целом) не должна выходить за пределы языковых возможностей студентов.

Можно предложить, например, следующую экспозицию проблемы. Преподаватель представляет в устной форме информацию: One of the companies forbids women to wear pants suits on job. The women complain saying its sex discrimination. What can you suggest for women to wear on job? What suits can you design for them? Желательно, чтобы студенты уже знали ключевые слова: to forbid, paints suit, sex discrimination. Преподаватель может поддерживать речевой стимул студентов вопросами:

  1. Why does the company forbid women to wear pants suits on job?

  2. Your sister wears pants suits on job and at home. She doesn’t wear dresses at all. What is your opinion as to this fact?

  3. Does fashion influence person’s character? Why do you think so?

  4. How does the style in fashion reflect the personal traits?

Преподаватель должен обязательно подвести итоги беседы. Выводы могут быть достаточно лаконичными.

Выводы.

Такая коммуникативная деятельность имеет обучающий характер, она является продолжением учебного процесса, поэтому должна отвечать цели и задачам обучения. Студенты должны использовать свои языковые и фактические знания, навыки и умения, которые необходимо развивать, активизировать, закреплять и контролировать. При этом важно придерживаться принципа последовательного усложнения задач и заданий, чтоб они были интеллектуальными упражнениями, которые способствуют формированию и развитию соответствующих интеллектуальных знаний и умений. [5, c.19]

С целью повышения эффективного учебного общения следует, прежде всего, изменить отношение преподавателя к студентам со субъектно-объектного на субъектно-субъектное. Это означает, что преподаватель из руководителя, который определяет, кому и что следует говорить и делать, превращается в партнера по общению. В этом случае преподаватель становится участником совместной творческой деятельности в области ознакомления и усвоения языковых средств, источником важной и интересной информации, помощником в сложной работе над языком.

Целесообразно также по возможности сократить число механических упражнений, отдав предпочтение творческим видам работы. Совместный поиск решения проблемных вопросов, как в области ознакомления, так и усвоения языкового материала будет стимулировать интеллектуальную активность студентов. Это в свою очередь вызовет интерес, создаст мотив и тем самым повысит эффективность работы.

^ Перспективы дальнейших исследований. К сожалению, в отечественной практике преподавания иностранного языка учебная дискуссия (учебное общение) используется достаточно редко. Безусловно, это весьма трудное, но в такой же мере чрезвычайно полезное дело. Даже небольшой опыт в разработке учебной дискуссии показывает, что это вполне доступный способ развития спонтанной речи на иностранном языке. Такой вид работы требует от преподавателя тщательного осмысления и подготовки.

Что касается внеаудиторной работы, то здесь может быть использован такой вид работы как дискуссионные клубы. Их целью является воспитание и создание мотивации для изучения и овладения иностранным языком, создание условий повышения уровня владения иностранным языком, распространение знаний и развитие творческих способностей студентов, возможности более тесного общения со студентами. Темы таких дискуссий могут быть разными или одинаковыми для нескольких групп. Такая работа даст студентам возможность почувствовать уверенность в себе, в своих способностях и возможностях. Дискуссия стимулирует самоусовершенствование и даст новые творческие силы и энергию.
Литература

  1. Пассов Е.И., Стояновский А.М. Ситуация речевого общения как методическая категория. - Иностранные языки в школе. – 1989. – №2. – С.18-22.

  2. Смирнова Т.В. Системный подход к обучению устно-речевому общению. - Иностранные языки в школе. – 1989. - №2. – С.22-28.

  3. Коломиец С.С., Кулезнева С.С., Пепелова Н.Ю. Дискуссия как эффективный способ обучения говорению. – Инновационные подходы в преподавании английского языка. Сборник статей. – Днепропетровск. – Издательство НГА Украины. – 1998. – С.40-42.

  4. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. – Иностранные языки в школе. – 1995. - №2. – С.4-7.

  5. Макарова Е.Л. Проблемы обучения дискурсу в школах с углубленным изучением иностранного языка. – Иностранные языки в школе. – 1993. - №6. – С.17-21.

  6. Психологический словарь. – М. – 1983. – С.228.

  7. Озеров Г.В. Использование логико-смысловых схем и языковых опор при обучении свободным аргументированным высказываниям в дискуссиях. – Иностранные языки в школе. – 1989. - №1. – С.84-88.


Жигалко С.Э., Леонова О.В.

Дискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе

Цель данной статьи – осветить и предложить такой способ коммуникативного обучения иностранному языку как дискуссия. В статье рассматривается ситуация речевого общения как методическая категория. Предлагаются также некоторые примеры обучения умению дискутировать.
Жигалко С.Е., Леонова О.В.

Дискусія як засіб комунікативної організації навчання іноземній мові у вищій школі

Мета цієї статті – висвітлити та запропонувати такий засіб комунікативного навчання іноземній мові як дискусія. Розглянуто ситуацію мовного спілкування як методичну категорію. Запропоновано також деякі приклади навчання вмінню дискутувати.
S.E.Zhigalko, O.V.Leonova

Discussion as means of communicative organization of teaching foreign language at higher school

The paper deals with such means of communicative organization of teaching foreign language as discussion. The situation of speech intercourse is given as methodological category. Some examples of training communicative skills are also presented.

Стаття надійшла до редакції 07.10.2005р.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе iconО некоторых аспектах качества компьютерной программы для дистанционного...
Одним из основных методологических принципов обучения иностранному языку является необходимость формирования в сознании обучаемых...

Дискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе iconПлан Введение Общее описание подходов Обучение иностранному языку...
Сравнение подходов к обучению иностранному языку в нлп и отечественной психологии

Дискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе iconТестовый контроль в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

Дискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе iconО психолингвистических особенностях обучения иностранному языку взрослой аудитории
В докладе мы рассмотрим вопрос о повышении эффективности обучения иностранному языку взрослой аудитории

Дискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе ([Курсовая])

Дискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе /немецкий язык

Дискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе iconКоммерческое предложение п о организации корпоративного обучения...
Мы можем гарантировать результативность обучения благодаря методике преподавания и четким выполнимым условиям гарантии

Дискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе iconКоммерческое предложение п о организации корпоративного обучения...
Мы можем гарантировать результативность обучения благодаря методике преподавания и четким выполнимым условиям гарантии

Дискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе iconУпражнения на прочное усвоение неправильных глаголов
Усвоение лексики, умение пользоваться ею во всех видах речевой деятельности – одна из важнейших целей обучения иностранному языку...

Дискуссия как способ коммуникативной организации обучения иностранному языку в высшей школе iconThe specific organization of learning foreign language
Специфика организации информационных компьютерных сред обучения иностранному языку абитуриентов с нарушениями слуховой функции

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<