Psikhologicheskii zhurnal




Скачать 395.44 Kb.
НазваниеPsikhologicheskii zhurnal
страница1/4
Дата публикации15.09.2013
Размер395.44 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4

  • Psikhologicheskii zhurnal

  • 2004-08-31PZH-No. 004

  • Size: 69.5 Kbytes .

  • Pages:41-55.

  • Words: 8675



Психология эмоций. "ИНФОРМАЦИОННАЯ" И "ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ" МОДЕЛИ ВЛИЯНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭМОЦИИ

Автор: А. А. ГОРБАТКОВ

© 2004 г.

Кандидат психол. наук, доцент института педагогики и психологии Свентокшиской академии, Келъце, Польша

Представлены две модели влияния результатов деятельности на эмоции, опосредованного двумя группами факторов, условно названных "информационными" и "энергетическими". "Информационная" и "энергетическая" модели отличаются одна от другой соотношением немонотонных одновершинных асимметричных кривых позитивных и негативных эмоций, обусловливающих противоположность нелинейной синусоидальной динамики эмоционального баланса по мере роста результата деятельности (падение - рост - падение в первой модели и рост - падение - рост во второй) и взаимное подобие кривых эмоциональной активации. Выделенным в информационной и энергетической моделях модальным зонам активности, соответствующим особенностям большинства деятельностей, выполняемых в обычных условиях, свойственны сходные колоколообразные кривые положительных эмоций и противоположные по характеру кривые трех других измерений эмоций: монотонные кривые отрицательных эмоций (соответственно нисходящая и восходящая) и инвертированные J -образные кривые эмоциональной активации (с тенденциями соответственно снижения и роста), и эмоционального баланса (с тенденциями соответственно роста и снижения). Рассмотрены некоторые аспекты использования описанных моделей в исследовательской работе.

^ Ключевые слова: эмоции, результативность деятельности, информационная и энергетическая модели.

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия наука, действуя в русле общей тенденции гуманизации общественного сознания, все в большей степени стремится дать людям знание не только о факторах, которые обусловливают эффективность выполняемой индивидом деятельности и полезность ее результатов для общества, но и о том, от чего зависит их полезность для самого индивида. Одним из наиболее значимых проявлений участия психологии в этом процессе является разработка проблемы влияния результатов деятельности на связанные с ней эмоции, на эмоциональное благосостояние, эмоциональный статус индивида. Представляемая здесь работа выполнена в рамках указанной проблематики и посвящена рассмотрению некоторых ее аспектов.

Как показывают обзорно-аналитические исследования, накопленный в науке эмпирический материал говорит в пользу существования статистически значимой прямой зависимости знака переживаемых человеком эмоций от уровня выполнения деятельности [36, 46, и др.], что, конечно, не является удивительным, если принять во внимание здравый смысл: рост продуктивности индивида, повышая возможность удовлетворения соответствующих потребностей, должен повлечь за собой улучшение его эмоционального состояния. Удивляет другое, а именно следующие два факта: факт незначительной (однако, значимой) тесноты указанной зависимости в большинстве обследованных выборок и то, что в некоторых выборках (а их не так мало) эта зависимость является обратной. Найден ряд модераторов, опосредующих зависимость эмоциональных состояний индивида от результатов деятельности и в определенной степени объясняющих такую картину данных. Среди них: возраст, пол, социально-психологический климат в организации, статус индивида в ней (руководители и исполнители), параметры вознаграждения за работу, степень вовлеченности индивида в деятельность, уровень притязаний, межличностные сравнения и т. д. (см., напр., [1, 12, 16, 48, 50, 57]). Предпринимаются также попытки изучения следующих двух возможных причин получения исследователями вышеуказанных "парадоксальных" результатов. Первая из них состоит в традиционном упрощенном понимании эмоциональной переменной как одномерного биполярного образования, сводящем его к дихотомиям типа "удовлетворен - неудовлетворен". Вторая заключается в традиционном упрощенном предположении, что ее зависимость от эффективности деятельности является линейной (см., напр., [7, 8]). Наряду с перечисленными, перспективным представляется углубленное изучение двух факторов-модераторов, которые условно могут быть названы информационным (или когнитивно-информационным) и энергетическим (или мотивационно-энергетическим). Есть основания полагать, что разные их конфигурации могут весьма сущест-

стр. 41



венно модифицировать зависимость эмоций индивида от результатов его деятельности.

^ ИНФОРМАЦИОННЫЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнение любой деятельности обусловлено, по крайней мере, двумя факторами. Первый представляет собой программу деятельности, формируемую при посредстве познавательных процессов на основе информации, релевантной ситуациям данной категории. Второй выступает в виде активируемых мотивационными процессами затрат энергии, необходимых для реализации данной программы на определенном уровне результативности. Понятия, в большей или меньшей степени соответствующие такого рода факторам, занимают существенное место в работах по мотивационно-деятельностной проблематике и выступают в разнообразных формах. Для обозначения детерминант результата деятельности и детерминант его влияния (посредством процессов атрибуции) на последующую активность, самочувствие, самооценку и др. многие авторы используют термины вроде "умений" (или/и "способностей") и "усилий" (см., напр., [15, 32, 42]). Широко известные в данной проблемной области понятия "направляющих и динамических переменных", которые К. Б. Мадсен [43], например, употребляет в качестве обобщающих для анализа наиболее известных мотивационных концепций, также имеют соответственно информационный и энергетический характер. Первыми рассматриваются разного рода когнитивные процессы, а также образования типа навыков; вторыми - мотивационно-побудительные, активационные процессы, обеспечивающие мобилизацию энергии и детерминирующие интенсивность поведения. Важность использования обсуждаемых понятий как взаимно дополняющих для понимания регуляционно-поведенческих процессов ясно обозначилась уже в 50-е гг. прошедшего столетия. Э. Даффи [30] считала, что любые виды поведения можно описать как различающиеся по направлению и интенсивности. Последнее понятие она связывала с понятиями активации, возбуждения, мобилизации энергии. Близкие понятия, хотя и в несколько ином контексте, использовал Д. Хебб [34], выделив две основные функции стимуляции. Первая связана с приданием поведению направления (сигнальная функция), другая выступает как его энергетическая основа (активация)1 .

Истоки таких представлений можно найти в работах И. П. Павлова, К. Л. Халла и др.

Сходные структурные идеи реализуются в психологии личности. У Р. Б. Кеттелла [20], к примеру, найдем деление личностных черт на интеллектуальные (разного рода когнитивные способности) и динамические2 , что также характерно и для ряда других "старших" теорий личности (см., напр., [41]). Что касается более "молодых" концепций, то, например, в разных вариантах "большой пятерки" под разными названиями можно обнаружить группы черт, имеющих "информационно-направляющую" и "энерго-динамическую" специфику (см., напр., [27]). Так, Дж. Дигман [27] в разработанной им пятифакторной структуре личности выделяет интеллект и волю достижений. Структура NEOAC П. Т. Косты и Р. Р. Мак-Крэя [23] содержит факторы "О" (восприимчивость к новому опыту, интеллект, креативность, неконвенциональность и др.) и "С" (добросовестность, ответственность, сильная воля, склонность действовать, настойчивость в реализации целей, "трудоголизм" и др.). Как показал Дж. Дигман [28], вторичная факторизация "большой пятерки" дает два наиболее общих (вторичных, "высокопорядковых") фактора - Альфа и Бета. При этом первичные факторы "О" и "С" входят в разные вторичные факторы (первый - в Бета, второй - в Альфа) с весьма существенными нагрузками, что, как можно судить, придает этим "суперфакторам" соответственно информационный (Бета) и энергетический (Альфа) характер.

Имеющие информационную и энергетическую окраску понятия занимают также значимое место в обыденно-практических словарях, характеризующих людей разных родов занятий. Применительно к трудовой деятельности говорят, с одной стороны, о "профессионализме", "квалификации", "компетентности", "способностях" работника (относительно работников науки популярны также слова "талант" и "эрудиция"), а с другой - о его "энергичности", "активности", "трудолюбии", "работоспособности". Применительно к школьной практике это: с одной стороны, знания, способности ученика, с другой - его старательность. На художественном уровне такого рода деления отражаются, например, в традиционных образах не слишком трудолюбивого гения и не слишком талантливого трудолюбца ("Моцарт и Сальери"). Во всех перечисленных и им подобных случаях рассматриваемым переменным приписывается роль важных факторов продуктивности деятельности. Совокупность пе-



1 Я. Сгреляу [56] утверждает, что в зависимости от различий в исследовательских подходах для обозначения энергетических аспектов физиологических и бихевиоральных процессов разные авторы пользуются различными понятиями, такими как активация, возбуждение, мобилизация энергии, интенсивность поведения, готовность к реакции, бдительность и др.

2 Первая группа черт детерминирует потенциальную верхнюю границу уровня результативности деятельности, вторая - уровень ее интенсивности (активности). Наряду с ними Кеттелл выделяет черты темперамента, определяющие индивидуальный стиль деятельности.

стр. 42



ременных первой группы мы будем условно называть информационным (или когнитивно-информационным) фактором, совокупность второй - энергетическим (или мотивационно-энергетическим) фактором3 .

^ ИНФОРМАЦИОННЫЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОРЫ КАК МОДЕРАТОРЫ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИЙ ОТ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В контексте проблемы зависимости эмоций, связанных с выполняемой деятельностью, от ее результата информационный и энергетический факторы могут рассматриваться как модераторы - опосредующие переменные, влияние которых на указанную зависимость может менять ее характер. Если говорить о линейных (или монотонных) связях, то в основе представления о прямой зависимости баланса положительных и отрицательных эмоций от продуктивности деятельности (например, удовлетворенности ее результатами), подкрепленного множеством эмпирических данных4 , лежит допущение (чаще неявное) о ведущей опосредующей роли скорее информационных, чем энергетических факторов - допущение того, что величина результата растет быстрее цены, которая за него платится, что и позволяет ожидать повышения удовлетворенности субъекта своими растущими успехами. Допущение же ведущей опосредующей роли скорее энергетических факторов, чем информационных (затраты на деятельность растут быстрее, чем ее результат) может служить одним из объяснений, имеющихся в большом количестве литературных данных (см., напр., [36]), об обратной зависимости удовлетворенности деятельностью от уровня ее выполнения. Такого рода гипотезы были выдвинуты и в определенной степени подтверждены В. С. Магуном [12] на материале трудовой деятельности.

Между тем есть основания полагать, что возможны зависимости противоположного характера: рост результата, сопровождаемый уменьшающейся его ценой, может порождать ухудшение баланса положительных и отрицательных эмоций, а рост результата, сопровождаемый повышением его цены, способствует улучшению эмоционального баланса. Первое наблюдается, например, в процессе автоматизации деятельности, когда при растущей ее успешности и уменьшающейся трудности более быстрое падение положительных эмоций в сравнении с отрицательными обусловливает снижение эмоционального баланса (см., напр., [7, 8]). Второе можно наблюдать в тех случаях, когда заинтересованность в слишком легкой деятельности заставляет нас усложнять ее, делать более трудной и тем самым увеличивать необходимые для ее выполнения затраты. В такой ситуации деятельность все большим уровнем трудности, активируя и выводя нас из состояния монотонии, а также позволяя реализовать нам свой потенциал, может становится более привлекательной. На это указывают, например, полученные экспериментальным путем данные о том, что и человек (относительно независимо от культурно-нормативных факторов), и животные в условиях одинаково награждаемых действия и бездействия первое предпочитают второму [53]. Изучение "естественных" деятельностей человека обычно дает сходные результаты: очень легкая трудовая (см., напр., [16, 24, 48]) или учебная (см., напр., [26]) деятельность, как правило, является менее привлекательной, чем та, которая представляет собой некоторый "вызов" субъекту.

Существование такого рода зависимостей наряду с вышеупомянутыми зависимостями противоположного типа порождает предположение о том, что вместе они могут выступать как части некоторых более сложных целостностей, имеющих нелинейный (немонотонный) характер (см., напр., [7, 8]). При этом немонотонность зависимости эмоционального баланса от результата деятельности может иметь разные варианты зависимости от результата первичных по отношению к эмоциональному балансу переменных, а именно положительных и отрицательных эмоций (см., напр., [21]). Опосредующая роль энергетических и информационных факторов именно в аспекте нелинейных (немонотонных) зависимостей эмоций как многомерных образований, от результата деятельности и выступает предметом обсуждения в настоящей работе5 . Прежде чем приступить к нему, охарактеризуем используемые нами основные понятия. Что касается независимых переменных, то, употребляя понятие "результат" (результативность) деятельности, мы имеем в виду непосредственный ее продукт, "приобретения", сделанные субъектом вследствие ее выполнения, отличая его от понятия успешности (эффективности), - соотношения между результатом и затратами на его получение, между "приобретениями" и "потерями", "доходами" и "расходами". В качестве зависимых переменных мы будем рассматривать не только измерение эмоционального баланса, наиболее популярное в литературе по



3 Использование понятийной пары "информация" и "энергия" достаточно часто встречается в психологической литературе в контексте сравнительного анализа познавательных и эмоционально-мотивационных процессов (см., напр., [2, 37, 58]).

4 В исследованиях чаще всего обнаруживается значимая, хотя и весьма умеренная по тесноте (0.15 - 0.25) средняя величина положительной корреляции между этими переменными (см., напр., [36]).

5 Эта задача была поставлена в наших предыдущих публикациях на эту тему [7, 8].

стр. 43






Рис. 1. Эскиз модели зависимости основных измерений эмоций от эффективности деятельности (от результата деятельности при ведущей опосредующей роли информационных факторов - "ин-модель").

данной проблеме, но все четыре основные измерения эмоций: положительные и отрицательные (рассматриваемые как относительно независимые переменные - см., напр., [6]), а также эмоциональный баланс и эмоциональную активацию (интегральную величину эмоций)6 . В качестве модераторов зависимости эмоциональных переменных от деятельностных будем рассматривать информационные и энергетические факторы, понимая под первыми релевантные выполняемой деятельности способности и опыт (знания, умения, навыки), под вторыми - разного рода затраты, расходы, потери, связанные с реализацией этой деятельности. Соответственно представления или модели, акцентирующие роль одного из этих модераторов, мы будем относить к типу "информационных" или "энергетических". Понятия "информационный" и "энергетический" во всех этих случаях мы употребляем как в значительной степени условные - отсюда кавычки в названии статьи и заголовках разделов и их подразумевание в тексте.

^ "ИНФОРМАЦИОННАЯ" МОДЕЛЬ

Допущение о ведущей опосредующей роли скорее информационных, чем энергетических факторов, лежит в основе нелинейной асимметричной модели зависимости основных измерений эмоций от эффективности деятельности (рис. 1), которую мы разработали в результате попытки интеграции литературных данных [7, 8, 33], и которую в контексте данной работы можно назвать "информационной" ("ин-моделью"). Модель эта относится к ситуации, когда рост результативности обеспечивается растущим по мере освоения деятельности опытом, повышающимся уровнем ориентировки в ситуациях данной категории при одновременном падении (или более медленном росте) уровня необходимых для ее осуществления затрат7 . Основные тенденции динамики эмоций в этом процессе, отражаемые моделью, являются следующими. По мере роста успешности деятельности8 - от некоторого условно-предельного нуля до некоторой условно-предельной единицы - как отрицательные, так и положительные эмоции сначала растут (первые растут быстрее, чем вторые), затем - после достижения максимума при некоторых промежуточных уровнях эффективности - падают. При этом для отрицательных эмоций перелом наступает раньше, чем для положительных, а падают вторые быстрее, чем первые. Описанная динамика отрицательных и положительных эмоций детерминирует динамику их баланса и интегральной величины. Наблюдаемое на начальных этапах освоения ситуации ухудшение (увеличение степени негативности) эмоцио-



6 Эмпирическая интерпретация второй пары измерений в данной работе сводится к часто встречающемуся в литературе аддитивному их пониманию как разности и суммы показателей положительных и отрицательных эмоций, что в значительной степени соответствует факторной интерпретации этих измерений. Подробнее о проблемах, связанных с указанными четырьмя основными измерениями эмоций, см. в [7].

7 Вспомним пресловутый удар молотком, которого оказалось достаточно известному физику, чтобы исправить поломку в сложном (и дорогом) двигателе. На вопрос владельца двигателя, за что же платить (была обещана награда в 1000 долларов, поскольку никто из ранее пытавшихся решить проблему специалистов ничего сделать не смог), если ремонт оказался таким легким, ответ был - за знания.

8 Напомним, что под успешностью мы понимаем соотношение между результатом деятельности и затратами на его получение.

стр. 44



нального баланса сменяется его улучшением в границах области промежуточных степеней трудности с наступающим далее новым его ухудшением (уменьшением степени позитивности). Одновременно с этим интегральная величина эмоций сначала растет, затем - после достижения максимума при среднем уровне эффективности - падает (рис. 1).

Есть основание считать, что характерные для принадлежащего к большинству ("модальной популяции") среднего, нормального человека, функционирующего в обычных условиях, уровни выполнения им основных деятельностей не охватывают целого, теоретически возможного континуума эффективности. Такой человек функционирует в границах несколько "позитивно" смещенной промежуточной зоны этого континуума - зоны, определяемой критическими для него нижними и верхними порогами новизны и сложности деятельности. Функционирование в границах этой деятельностной "ниши" - так называемой модальной зоны активности (МЗА) - позволяет человеку решать следующие основные задачи: не выполнять деятельности настолько трудные (очень низкая эффективность), чтобы перевес потерь над достижениями приводил к опасности снижения уровня его функционирования; не выполнять деятельности настолько легкие (очень высокая эффективность), чтобы возникала угроза развитию индивида, т. е. его своевременному переходу на более высокий уровень функционирования; выполнять деятельности такого уровня трудности (скорее легкие, чем трудные), который делает возможным выраженный позитивный баланс достижений и потерь (т. е. достаточно высокую эффективность - позиция на шкале эффективности между очень высоким и средним ее значениями). Иное соотношение достижений и потерь в большинстве выполняемых деятельностей не могло бы обеспечить людям реализацию не только требующей больших "инвестиций" функции "развития", но даже менее энергоемкой функции "сохранения". Указанное гипотетическое расположение МЗА позволяет предположить следующие кривые (рис. 1)9 динамики эмоций по мере роста результативности деятельности, обеспечиваемого не столько энергетическими, сколько информационными факторами в большинстве выборок обычных людей, функционирующих в обычных условиях: монотонную нисходящую кривую для отрицательных эмоций; колоколообразную кривую для положительных эмоций; инвертированную J -образную кривую с тенденцией роста для баланса положительных и отрицательных эмоций; инвертированную J -образную кривую с тенденцией снижения для интегральной величины эмоций. Результаты поискового эмпирического исследования [8] в значительной степени подтвердили эти гипотезы.

^ РАЗРАБОТКА "ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ" МОДЕЛИ

В обзорно-аналитических работах, посвященных проблеме зависимости эмоций, связанных с выполняемой деятельностью, от ее результатов, обычно упоминается определенный процент данных об обратных корреляциях между этими переменными. В одном из наиболее репрезентативных обзоров [36], где рассмотрено 217 эмпирических зависимостей (при общем объеме обследованных выборок n = 12192) приведена 41 (19%) обратная корреляция между уровнем выполнения работы (в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, медицине, науке и др.) и удовлетворенностью разными ее аспектами - чем выше результат, тем ниже удовлетворенность. Если учесть доминирующий среди людей (в том числе специалистов) характер представлений на эту тему (рост продуктивности, повышая возможность удовлетворения потребностей, должен повлечь за собой улучшение эмоционального состояния человека), то такое число обратных корреляций должно быть признано немалым. При этом есть основания утверждать, что оно является существенно заниженным. Причина - явление, на которое обратил внимание В. С. Магун [12]: в каждой, или почти каждой сравнительно большой и разнородной выборке можно найти связи обоих типов, в одной части выборки - прямую, в другой - обратную (см. также [9]). Однако при обработке всего массива данных, полученных в такой выборке, обратная зависимость, будучи обычно более слабой, не проявляется непосредственно, а лишь опосредованно, ослабляя более сильную прямую зависимость [12]. Указанное соображение заставляет смотреть на феномен обратной зависимости баланса эмоций (связанных с выполняемой деятельностью) от ее результатов как на еще более значимый и достойный внимания исследователей, чем это имело место до сих пор. Такого рода линейную обратную зависимость баланса эмоций от результата деятельности индивида графически можно выразить в виде представленной на рис. 2 линейной модели, которую можно отнести к типу "энергетических" ("энергия - результат - эмоции"), поскольку, как было указано выше, убедительное [12] (хотя и не единственное - см. [5, 7, 8, 12]) объяснение этой зависимости состоит в признании ведущей опосредующей роли скорее энергетических, чем информационных факторов (результат деятельности растет медленнее, чем его



9 Колоколообразной (инвертированной U-образной) мы называем немонотонную одновершинную симметричную кривую. Инвертированной J -образной мы называем немонотонную одновершинную асимметричную кривую с тенденцией роста (левое плечо длиннее, чем правое) или снижения (правое плечо длиннее, чем левое).

стр. 45





  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Нейропсихология. Культурно-исторические и естественнонаучные основы нейропсихологии

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Психосемантика. Базовые и стратегические процессы распознавания семантических отношений

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Кросскультурные исследования. Кросскультурная психология: проблемы и тенденции развития

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Психология профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Дискуссии. Соотношение интуиции и сознания в интеллектуальной деятельности: системная модель

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Социальная психология. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Когнитивная психология. Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Методологические и теоретические проблемы. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
История психологии. А. А. Богданов и отечественная психология (к 130-летию со дня рождения)

Psikhologicheskii zhurnal iconPsikhologicheskii zhurnal
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Национального университета, Донецк, Украина

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<