Программа комплексного государственного экзамена по специальности «История»




НазваниеПрограмма комплексного государственного экзамена по специальности «История»
страница1/10
Дата публикации02.03.2014
Размер0.93 Mb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


гоу впо «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Программа комплексного
государственного экзамена
по специальности «История»


Авторы-составители:

по кафедре всеобщей истории: доц., М. В. Васильева, ст. преп. Н. А. Дьяков, доц. А.А. Микешин, доц. О. А. Киселева, ст. преп.. З. В. Мокрушина, доц. Е. В. Смелова; ст. преп. Савина А.В., ст. преп. Райкова В.А., доц. Тихомирова Г.В.

по кафедре отечественной истории: проф. М.А. Безнин, проф. Т.М. Димони, доц. Н. И. Голикова, доц. Л. В. Изюмова, проф. С. Г. Карпов, проф. Ф. Я. Коновалов, доц. И. В. Пугач, проф. В. А. Саблин, доц. Д. А. Черненко; ст. преп. О.В. Ильина.

по кафедре педагогики: доц. Е.Л. Тихомирова

по кафедре общей и педагогической психологии Щепелина О.Н.

Ответственный за выпуск:

декан исторического факультета В. А. Саблин

Утверждена на заседании

ученого совета

исторического факультета

ВГПУ ___________
Председатель ученого совета

В.А. Саблин.

Пояснительная записка
Государственный экзамен по истории проводится в соот­ветствии с Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации и учебными планами по специ­альности «История».

Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и на основе учебных программ по истории, разработанных и утвержденных кафедрами всеобщей и отечественной истории исторического факультета ВГПУ, кафедрами педагогики и общей и педагогической психологии. Программа включает в себя узловые проблемы всемирной и отечественной истории, предусматривает знание выпускниками источниковедческих и историографических ас­пектов ряда проблем, методики их применения в преподавательской деятельности, педагогических и психологических факторов обучения и образования.

Требования к знаниям и умениям студентов
С т у д е н т д о л ж е н з н а т ь:

  • различные периодизации мировой и отечественной истории, основные события и даты;

  • научные подходы к изучению исторического процесса;

  • историю развития идеологий, общественных движений, политических режимов, систем управления;

  • основные факторы экономического развития России и зарубежных стран на отдельных исторических этапах;

  • эволюцию социальной структуры России и зарубежных государств на отдельных исторических этапах;

  • основные черты духовной жизни человека и общества на отдельных исторических этапах;

  • изменение геополитической ситуации в мире и регионах;

  • специфику развития отдельных регионов и государств;

  • важнейшие исторические источники;

  • ключевые историографические проблемы всеобщей и отечественной истории;

  • определение дидактики, основные дидактические категории, задачи, структуру процесса обучения, его противоречия и закономерности;

  • различные формы организации процесса обучения;

  • разные классификации уроков.

С т у д е н т д о л ж е н у м е т ь:

  • оценивать факты истории и оперировать ими;

  • выделять причины и следствия исторических событий, оценивать их значение и роль в развитии региона, государства или мира в целом;

  • вскрывать и прослеживать внутреннюю логику развития того или иного события, явления, процесса;

  • сопоставлять различные исторические факты, выделять в них общее и особенное;

  • соотносить событие и время, событие и личность;

  • свободно и четко излагать исторический материал с использованием научной лексики, оперировать понятийным аппаратом;

  • работать с современной научной литературой по истории, проводить сравнительный анализ различных исследовательских гипотез и концепций;

  • излагать и аргументировать собственную точку зрения по дискуссионным вопросам;

- выделять основные целевые установки урока, тип и формы проведения урока, методы и приемы, которыми пользуется учитель для достижения поставленных целейСтудент должен знать разные классификации уроков, уметь выделять общие и специальные умения в процессе обучения истории;

  • демонстрировать общие и специальные умения в процессе обучения истории;

  • работать с современными аудиовизуальными средствами обучения.


Учебно-методическая литература по всемирной истории
Адамчик В. В. История Китая. М.-Минск, 2007.

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История». – 5-е изд., испр. – М., 1999, 2007

Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М., 2007.

Африка: энциклопедия: в 2 т. - М., 2010.

Балезин А. С. Тропическая и Южная Африка в Новое и Новейшее время: люди, проблемы, события. М., 2008

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Учебник для вузов. М., 2005.

Заболотный М.В. Новейшая история стран Европы и Северной Америки. Конец ХХ - начало XXI века. – М.: АСТ., 2004.

История Германии: В 3 т. Учеб. пособие для вузов по спец. "История"/ Под общ. ред. Б. Бонвеча и Ю.В. Галактионова. Кемерово, 2005.

История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.

История Древнего Рима: Учебник для вузов по спец. «История»/ Под ред. В.И. Кузищина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М, 2002.

История Древней Греции: Учеб. для вузов по направлению и специальности «История»/ Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.

История новейшего времени стран Европы и Америки, 1945–2000: Учеб. для студ. вузов по спец. «История»/ Под ред. Е.Ф. Язькова. – М., 2002.

История новейшего времени стран Европы и Америки, 1918–1945 гг.: Учеб. для студ. вузов по спец. «История» / Под ред. Е.Ф. Язькова. – М., 1989.

История нового времени: 1600-1799 годы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.В. Чудинова, П.Ю. Уварова, Д.Ю. Бовыкина. М., 2007.

История средних веков: В 2 т.: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «История» / Под ред. С.П. Карпова. – М., 1997. – Т. 1.; М., 2000. – Т. 2.

История стран Центральной и Юго-Восточной Европы ХХ века: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Фадеева. – М., 1997.

Кёнигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500-1789. М., 2006.

Кредер А.А. Курс лекций по Новейшей истории стран Европы и Америки: Для преподавателей и студентов вузов. – М.: Центр гуманитарного образования, 2004.

Новая история стран Европы и Америки/ XVI-XIX века. В 3 ч./ Под ред. А. М. Родригеса, М. В. Пономарева. М., 2005-2008.

Новейшая история стран Азии и Африки. XX век: В 3-х ч. / Под ред. А.М. Родригеса. – М.: Владос, 2001. – Часть 1. 1900–1945; Часть 2. 1945–2000; Часть 3. 1945–2000.

Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век: В 3-х ч.: Учеб. для вузов / Под ред. А.М. Родригеса, М.В. Пономарева. – М.: Владос, 2001.

Петелин Б.В. Страны Запада на рубеже веков XX–XXI. Новейшая история: Учебное пособие. – Вологда, 2001.

Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: В 3 ч. – Ч. 3. – М.: Владос, 2000.

Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время: учеб. – М.: Проспект, 2010.

Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время в вопросах и ответах: учеб. пособие – М.: Проспект, 2008.

Строганов А.И. Новейшая история стран Латинской Америки: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1995.

Учебно-методический комплекс по истории средних веков: В 5 кн./ Под ред. С.А. Васютина. - М., 2008.

Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918–1945 гг.): Курс лекций. Учебное пособие для вузов по спец. «История» – М.: Изд-во МГУ, 2001.

Учебно-методическая литература по истории России
Дворниченко А.Ю. История России: учебник для вузов по специальности «История». М., 2006.

Деревянко А.П. История России. Учебное пособие. М., 2007.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов / Под ред. Н.И. Павленко. – М.,2000.

История России с древнейших времен до начала XXI в. / Под ред. А. Н. Сахарова. Ч. 1–3. – М., 2003.

История России. XX век / Под ред. В. П. Дмитренко. – М., 2000.

История России 1861–1917 г.. Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В. А. Федорова. – М., 2004.

История России XIX в. Часть 1-2 / Под ред. В. Г. Тюкавкина. – М., 2001.

История России XX – до начала XXI века. /Под ред. Л.В. Милова. М., 2006;

Источниковедение. Теория. История. Метод./ Под ред. И. Н. Данилевского. – М.,1998.

Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1861 г. В 2-х кн. Учебник для вузов. М., 2004.

Новейшая история Отечества. XX в. В 2-х т. Учебник для студентов вузов./ Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М., 2008.

Новейшая история России. 1914–2002: Учебное пособие / Под ред. М. В. Ходякова. – М., 2004.

Соколов А.К. Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. К. Соколова. – М., 1999.

Шестаков В.А. Новейшая история России. М., 2008.

Государственный экзамен по всемирной истории

1. Завершение процесса антропогенеза (происхождения человека).

Проблема прародины современного человека. Полицентристские и моноцентристские теории. Время появления Homo sapiens (sapiens). Палеоантропологические свидетельства: места нахождения древнейших ископаемых остатков человека современного физического типа и их датировка. Неандертальская проблема. Данные генетики и молекулярной биологи о происхождении современного человека. Эффект «бутылочного горлышка». Расогенез. Моногенизм и полигенизм. Критерии расовой принадлежности. Факторы расообразования. Распространение человека современного физического типа по планете. Гипотеза «сетевидной эволюции».
^ Основные понятия и термины

Антропогенез, расогенез, неоантроп, неандерталец, кроманьонец, моноцентризм, полицентризм, моногенизм, полигенизм, «сетевидная эволюция», средний палеолит, верхний палеолит, Homo sapiens (sapiens), Homo (sapiens) neanderthalensis.
^ Рекомендуемая литература

Васильева М.В., Коптев А.В. Происхождение человека: основные проблемы антропогенеза: Методические материалы для студентов. Вологда, 1997. – С. 35–48, 54–64.

Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. – Л., 1991. – С. 136–194.

Вишняцкий Л.Б. Происхождение Homo sapiens: новые факты и некоторые традиционные представления // Советская археология. – 1990. – № 2.

Вишняцкий Л.Б. Человек в лабиринте эволюции. М., 2004. – С. 92–139.

Янковский Н.К., Боринская С.А. Наша история, записанная в ДНК // Природа. – 2001. – № 6.

^ 2. Проблема общественного строя на Древнем Востоке

Подходы к изучению обществ Древнего Востока. Древний Восток как рабовладельческая формация. Понятие азиатского способа производства. Теории стадиальной и локальной цивилизации как подходы к истории Древнего Востока.

Особенности отношений собственности, социальной структуры древневосточных обществ. Понятие свободы на Востоке. Рабство и его формы на Древнем Востоке. Труд, положение и категории рабов. Проблема рабовладельческого строя на Древнем Востоке.

Формы государства на Древнем Востоке. Значение природных условий для формирования типа государства. Города-государства и военные монархии на Древнем Востоке. Город-государство как древнейшая форма государства на Востоке. Формирование системы управления. Признаки и особенности ранних государств. Образование военно-административных объединений. Древневосточная деспотия. Деспотическое государство и экономика древневосточных обществ. Особенности системы управления деспотическим государством.

Древний Восток как традиционное общество. Роль и значение общины в экономике, общественной и политической жизни стран Востока. «Традиционная экономика». Архаические черты в жизни общества и государства на Древнем Востоке. Черты обычного права в ранних законодательных сборниках на Древнем Востоке.

Локальные цивилизации на Древнем Востоке. Особенности культуры древневосточных обществ. Роль религии в общественной жизни. Зарождение идеологических систем и мировых религий. Представление о мире и человеке в обществах Древнего Востока. Накопление научных знаний. Развитие литературы, искусства и архитектуры.
^ Основные понятия и термины

Азиатский способ производства, восточное рабство, классическое рабство, восточная деспотия, речные цивилизации, морские цивилизации, традиционное общество, традиционная экономика, ордалии, принцип талиона.
^ Рекомендуемая литература

Азиатский способ производства: Методические материалы для студентов и учителей / Составитель А.В. Коптев. – Вологда, 2002.

Государство и социальные институты на Древнем Востоке. – М.,1989.

Качановский Ю.В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? – М., 1971.

Масон В.М. Первые цивилизации. – М., 1989.

Общее и особенное в историческом развитии стран Востока. – М., 1966.

Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока. – М., 1971.
^ 3. Античный полис как государственная, общественная и экономическая система

Основные этапы формирования полисного строя. Полис как коллектив землевладельцев. Античная форма собственности. Понятие «классическое рабство». Социальная организация полиса. Общинный коллективизм и понятие гражданства. Политическая и военная организация полиса. Полисная мораль. Быт и воспитание граждан полиса. Типы полисов. Аграрный полис. Спарта. Экономика аграрного полиса. Социальное устройство. Рабство в аграрных полисах. Связь социального устройства аграрного полиса с экономикой. Политическая организация агарного полиса. Аристократическая форма правления. Противоречия в развитии аграрных полисов. Торгово-ремесленный полис. Афины. Товарность хозяйства. Организация труда. Торговля. Социальная организация. Граждане и метеки. Рабство. Положение демоса. Политическая организация. Демократия. Противоречия в развитии торгово-ремесленных полисов. Причины кризиса полиса. Социальное расслоение внутри полиса и его причины. Кризис гражданского коллектива и его политической организации. Упадок гражданского ополчения, наемничество. Поздняя тирания.
^ Основные понятия и термины

Полис, классическое рабство, гражданин, метек, аграрный полис, илот, периэк, народное собрание, геруссия, литургии, полисный патриотизм.
Рекомендуемая литература

Античный полис. Межвузовский сборник. – Вып. 5. – Л., 1979.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. – СПб., 1995.

Коптев А.В. Античное гражданское общество. – Вологда, 1999.

Печатнова Л.Г. История Спарты: период архаики и классики. – СПб., 2001.

Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. – Л., 1988.
^ 4. Возникновение христианства и духовная жизнь Поздней Римской империи.

Исторические условия и предпосылки возникновения христианства. Предшественники христианства. Гностицизм, Филон Александрийский. Идеи стоиков и неоплатонизм. Культ императоров в Римской империи. Трансформации земледельческих культов в условиях империи. Мессианизм и пророческие движения. Сектантство и уход от мира. Кумраниты. Источники по истории раннего христианства. Проблема историчности Иисуса Христа. Древнейшие христианские общины. Апостол Павел и его деятельность. Организация культа. Возникновение епископата и рост клира. Борьба внутри церкви. Раннехристианская литература. Юстин, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. Христианская церковь и Римское государство. Проблема гонений христиан. Конкуренция с другими религиями. Причины роста влияния христиан. Поиски идеологической основы домината. Первые церковные соборы. Константин Великий и становление христианства как государственной религии. Арианство. Государственная поддержка христианской церкви. Юлиан Отступник. Рост влияния церкви. Борьба с язычниками. Реформы Феодосия. Социальное расслоение в церкви. Христианская церковь в V веке.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа комплексного государственного экзамена по специальности «История» iconМетодические указания для студентів 6 курса медицинских факультетов
Подготовка к сдаче комплексного практически-ориентированного государственного экзамена по специальности 110104 „педиатрия”

Программа комплексного государственного экзамена по специальности «История» iconБиографическая справка
М. В. Фрунзе по специальности "история", в 2005 году – Московскую Академию комплексной безопасности по специальности "юриспруденция"....

Программа комплексного государственного экзамена по специальности «История» iconЭкзамена (Додаток 4 к Правилам приема) для поступающих на направление подготовки / специальность
Программа вступительного экзамена в магистратуру составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми в Украине для подготовки...

Программа комплексного государственного экзамена по специальности «История» iconОсновная литература (Программа минимум кандидатского экзамена по...

Программа комплексного государственного экзамена по специальности «История» iconПрограмма вступительных экзаменов в магистратуру по специальности...
Программа вступительного экзамена составлена в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки...

Программа комплексного государственного экзамена по специальности «История» iconВзаимодействие атмосферы и океана
Программа вступительного экзамена в аспирантуру мги нану по специальности «геофизика»

Программа комплексного государственного экзамена по специальности «История» iconПояснительная записка Программа вступительного экзамена по специальности...
«специалист» специальности 01010401 «Профессиональное обучение» профиля «Технология и оборудование механосборочного производства»...

Программа комплексного государственного экзамена по специальности «История» iconПрограмма государственного экзамена по математике для студентов математического...

Программа комплексного государственного экзамена по специальности «История» iconПрограмма вступительного экзамена по иностранному языку (английский,...
Программа вступительных экзаменов на неязыковых специальностях для поступления на продолжение обучения на основе полученных ранее...

Программа комплексного государственного экзамена по специальности «История» iconПрограмма вступительного экзамена по иностранному языку (английский,...
Программа вступительных экзаменов на неязыковых специальностях для поступления на продолжение обучения на основе полученных ранее...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<