Лекция №1 Социология наука об обществе




НазваниеЛекция №1 Социология наука об обществе
страница1/14
Дата публикации24.02.2013
Размер1.97 Mb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > История > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Украина, Министерство образования и науки


Автономной Республики Крым

Феодосийский политехнический техникум

“Затверджую”

Директор.КРВНЗ«ФПТ»

______ Н.Ю.Мішакіна

«___» _________ 2007p.

Лекции

по дисциплине «Социология»

Разработал преподаватель

Протасова И.А.__________

Рассмотрено и одобрено

На заседании цикловой комиссии

Социально – экономических дисциплин

Протокол №____от____2007 г.

Председатель комиссии А. Н. Россохач

Феодосия 2007.

Лекция № 1 Социология – наука об обществе.


1. Природа социологии и этапы ее становления

2. Предмет и объект социологии

3. Структура и функции социологии

4. Законы и категории социологии

5. История развития социологической мысли

К вопросу о природе социологии и этапах ее становления

Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустри­альному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние. В период своего становления социология развивается под общим знаменем позитивизма. Несомненно, социология имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты.

В становлении социологии можно выделить ряд этапов.

Первый этап связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих, в какой-то мере тоже умозрительных теорий.

Основателем социологии являлся французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. "Социальная физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей: социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика — процессы социаль­ных изменений. Общество, по Конту, — сложная система отношений,

Социология целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчерки­вает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов.

В социологии английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903) четко выражена натуралистическая тенденция, общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции. Спенсер развивает учение о социальных институтах как механизмах самоорганизации совместной жизни людей, разрабатывает типологию обществ и т.д.

Исходным в социологии К. Маркса (1818-1883) также был позитивизм. К. Маркс создает материалистическое учение об обществе, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ. По Марксу развитие общества носит закономерный и поступательно прогрессивный характер. Реализуя системный подход к анализу общества, К. Маркс создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества. Историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов.

На рубеже XIX и XX столетий социология переживает качественно новый этап: осознается ограниченность абстрактно-теоретических методов познания, которые преобладали на первом этапе, ставится вопрос о выделении социологии в качестве самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время — М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов обществен­ного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.

Дальнейшее развитие в этот период получают такие направления социологического анализа, как структурно-функциональный анализ, конфликтный, системный подходы, формулируются положения символического интеракционизма.

Затем наступает в первой половине XX века этап бурного развития эмпирической социологии. На этом этапе получают развитие методы сбора и анализа эмпирической информации, теория измерения.

Во второй половине XX века осознается необходимость синтеза теории и эмпирии, идут поиски общей теории, получают бурное

Социология развитие специальные социологические теории. Большой вклад в развитие социологии вносят на этом этапе американские социологи Г. Парсонс, Р. Мертон.

Вместе с тем специализация и методологический плюрализм привели в этот период к отрицательным последствиям. Для социологии становятся характерными разорванность элементов, фрагментация, подвергается сомнению целостность социологического знания, оно рассматривается как набор множества специальных теорий и конкретных исследований.

В 70-90-х годах в социологию приходит понимание необходи­мости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа. Различные теоретические подходы не рассматриваются как противоположные, взаимоисключающие. Польский социолог П. Штомпка приводит слова американского социолога Дж. Александера о том, что "нормой становится синтезирование, а не полемическое теоретизирование". Примером такого синтезирования П. Штомпка считает концепцию многомерности Дж. Александера, концепцию структурализации Э. Гидденса, теорию социальной коммуникации Ю. Хабермаса, свою теорию социального становления и др.

Современное обновление социологии заключается и в том, что она переходит от описательности фактов к аналитическим обобще­ниям. Так постепенно, на протяжении всех этих этапов получают развитие все структурные элементы социологической системы знания.

В нашей стране социология имеет свои особенности, свои этапы развития.

После 1929 года, когда социология была объявлена лженаукой, она могла развиваться только в рамках иных отраслей знания (философии, истории, экономического, юридического знания и др.). Поэтому сейчас важно вычленить социологическое знание из других наук, объединить его в рамках социологии.

В нашей стране еще не преодолены фрагментация социологии, разорванность ее элементов, о чем свидетельствуют учебные программы и учебные пособия, где чаще всего дается изложение различных специальных социологических теорий (социологии), а не общей теории.

Социология как бы возвращается к своим истокам, к обобще­ниям общего социологического характера, к целостной системе знания. Все чаще звучит призыв обратиться к общей теории. Социологи справедливо отмечают, что без общей теории нет и не может быть социология развитой целостной системы научного знания, ибо общая теория вы­полняет функции исходного и обобщающего знания, обеспечивающего дальнейшее развитие специального и конкретного.

О тенденциях развития современной социологии очень хорошо сказал известный английский социолог Энтони Гидденс в статье "Девять тезисов о будущем социологии". По словам Э. Гидденса, социология придет к теоретическому синтезу и откажется от забвения общей теории. При этом будет переосмыслен главный объект социологического анализа — целостность общества. Это уже не изолированное общество в государственно-национальных рамках, а система обществ. Социология вновь заинтересуется крупномасштаб­ными долговременными процессами социальной трансформации, станет более активным участником в формировании практической социальной политики. Э. Гидденс выразил уверенность, что социологическое мышление и социологическое видение проникнет в контекст других наук об обществе (истории, философии, политологии, социальной антропологии, международных отношений).Подобно другим наукам социология по своей природе и истории развития интернациональна. Она является продуктом духовного развития человечества, результатом творческой деятельности ученых разных стран. Ее появление— достижение мировой обществоведческой мысли. Несомненно, развитие социологии имеет свои особенности в различных странах. Без их изучения наши представления о социологии были бы недостаточно полными и глубокими. Сейчас мы сетуем на то, что не знаем, как развивалась украинская социологическая мысль. Между тем, она развивалась в свое время довольно интенсивно. Интересно, например, что известный укранский историк М. Грушевский считал себя социологом. В 1921 г. он создал в Вене 1-ый Украинский социологический институт и тогда же опубликовал лекции по генетической социологии. На развитие отечественной социологи­ческой мысли оказали влияние не только западноевропейская, американская социология, идеалистическая русская философия, но и идеи народничества, революционного демократизма в Украине, традиции собственного освободительного движения.

Современный историк социологии Раймонд Арон в книге "Этапы развития социологической мысли" прослеживает само­бытность, национальные истоки, особенности социологии классиков. Но это не означает, что социология национальна. Как всякая наука, она испытывает влияние различных факторов, но это не изменяет ее природы.

социология

^ Чем же отличается социология от других наук об обществе?

В отличие от большинства наук, изучающих отдельные подструктуры общества, отдельные виды отношений, социология изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм. Если так называемые частные науки, например, экономические, политические, юридические изучают внутренние закономерности развития отдельных сторон, сфер, подструктур, видов общественных отношений, то социология анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, экономических и политических, правовых отношений, экономики, науки о религии

Типичные существенные взаимосвязи основных сторон, сфер общества образуют законы целостного развития общества.

Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их места и роли в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.

Подход с позиции анализа общества как целостности характерен также для философии и истории. Однако целостность они трактуют иначе. Для философии это целостность мира, для истории — целостность единого исторического процесса. В отличие от философии в социологии целостность общества не носит умозрительного характера, а раскрывается как конкретная реальность с помощью не только теоретических, но и эмпирических методов. Социология не ограничивается рассмотрением общества как целостного образования. Она раскрывает механизмы его функционирования, развития. Целостность раскрывается в социологии как система социальных механизмов, вызывающих движение, развитие общества. Поэтому точнее определять предмет социологии через понятие социальных механизмов. Предметом социологии является общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития.

Социология отличается от других наук не только тем, чтб она изучает, но и как изучает. В отличие от философии социология изучает общество через призму человеческой деятельности, она раскрывает потребности, интересы, ценностные ориентации, деятельность людей, их связи друг с другом, общество рассматривается социально целым, как система социального взаимодействия, как столкновение различных интересов, ориентации, видов активности.

Основным фокусом социологии является социальная группа, общность людей. Личность рассматривается не с точки зрения ее уникальных способностей, неповторимых черт, а в системе социальных связей как представитель социальной группы, определенного общества. Человек всегда включен в сложную систему социально-классовых, поселенческих, профессиональных, демографических и иных групп, выражает их интересы, ориентации, овладевает их социальным опытом. Общности анализируются с позиций их места в системе социальных связей, как элементы взаимодействия. Социология рассматривает сложную систему социальных связей: 1) личности и общности; 2) общностей друг с другом; 3) личности, общности и социального целого; 4) общества и природы. При этом анализируются разные уровни взаимосвязи: связи, взаимодействия, отношения. Социальное взаимодействие — это процесс взаимного влияния и совместной деятельности.

Механизм социального взаимодействия включает субъекты взаимодействия, факторы, воздействующие на их поведение. Взаимодействие приводит к становлению новых, более устойчивых и самостоятельных связей — социальных отношений. По М. Веберу, общество — это и есть социальное взаимодействие.

Социальные механизмы — это сложное взаимодействие социально целого, особенного и единичного.

Можно дать схематическое изображение предмета социологии через многообразие связей, механизмов, которые она изучает. Предложите свой вариант рисунка.

С развитием общества углубляются представления о целостности общества. В современную эпоху это не только общество в национальных государственных границах, не только мировая система взаимодействующих государств, но и единое человечество, органически связанное с природой. В.И. Вернадский говорит в связи с этим о ноосфере как органической целостности общества и природы.

Целостность социального мира П. Сорокин передает через понятие социального пространства как системы социального взаимодействия. Поскольку социология изучает социальное взаимодействие, можно определить социологию как науку о социальной активности и механизмах, ее обеспечивающих и регулирующих.

Иногда в толковании предмета социологии разграничиваются и даже противопоставляются две тенденции: макросоциологическая и микросоциологическая. Первая определяет социологию как науку, которая выражает целостность общества, раскрывает законы целостного развития. Вторая представляет социологию как науку о поведении. В действительности между этими толкованиями нет противоречия поскольку целостность общества раскрывается через анализ поведения. Э. Гидденс в книге "Социология" (учебник 90-х годов) показывает связь этих тенденций. По его мысли, "социология — наука, изучающая взаимосвязи микро- и макропроцессов через сферу повседневной жизни человека".

Итак, социологический подход к изучению общества, социологи­ческое видение общества это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его соотношения с

социально целым.

Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, давать модель явлений и общества в целом. Анализ процесса в динамике позволяет улавливать тенденции изменений и формулировать прогнозы относительно дальнейшего развития. Райт Миллс говорил, что только социоло­гическое воображение может дать понимание сложных отношений человека и общества.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ Основные элементы социологической системы знания

Социология имеет сложную структуру. Ее элементами являются общая социологическая теория, специальные социологические теории или теории среднего уровня и конкретно-социологические исследова­ния .

Общая социологическая теория дает представление об обществе как целостном организме, системе социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические подходы к социологическому анализу. В частности, формулируются требования системного анализа, стратификационно-классового подхода, генети­ческого анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явлений во взаимосвязи с другими.

Специальные социологические теории уточняют положения общей социологической теории применительно к отдельным видам, механизмам социального взаимодействия. Различают три вида специальных теорий: 1) Теории, изучающие законы развития и воспроизводства отдельных социальных общностей. К ним относятся социология города, села, этносоциология и др. 2) Отраслевые социологические теории, раскрывающие закономерности и механизмы жизнедеятельности социальных общностей в отдельных сферах. Это социология труда, экономическая социология, социология быта, социология образования, досуга и др. 3) Теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма. Например, теория социального контроля, теория коммуникаций, теория социальной активности, социология организации и т.д.

Специальные социологические теории конкретизируют положе­ния общей теории, осуществляя переход от общих концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить процесс. Если нас интересует, например, эффективность телевидения,

то следует переходить от общих понятий "общественного сознания' 'духовной жизни" к таким понятиям специальной социологической теории, как телевизионная аудитория, ее интересы, потребности, заинтересованность, познавательная активность, удовлетворенность; разрабатывать систему показателей, а потом и индикаторов, при помощи которых можно измерить процесс телевизионного воз­действия. Необходимо при этом иметь также представления об особенностях социальных групп, составляющих аудиторию, которые дает специальное знание о социальной структуре. Необходимо знать, как внешнее воздействие преломляется в сознании людей, т.е. обратиться к социологии личности, теории общественного мнения и т.д. 3-й структурный элемент социологии — конкретно-социологи­ческий анализ ( теория, методика и техника конкретно-социологи­ческих исследований). Это измерение конкретных социальных процессов на основе тех подходов, принципов, понятий, показателей, которые дают общая социологическая и специальные теории. Иногда называют 3-й элемент — эмпирическими исследованиями, но это неточно, ибо здесь тоже присутствует своя теория, в частности, теория измерения. Существует много видов конкретно-социологического анализа. Исследования различаются по масштабам (международные, общенациональные, региональные, местные), по времени действия (длительные и оперативные, проводимые в предельно сжатые сроки) и т.д.

По целям все социологические исследования можно под­разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные преследуют цель развития науки. Прикладные ставят цели, задачи, связанные с использованием знания для совершенствования социаль­ных процессов, решения практических задач жизнедеятельности об­щества.

Специальные социологические теории и конкретно-социо­логические исследования носят более ярко выраженный прикладной характер, нежели общая социологическая теория. Они непосредственно ориентированы на решение тех или иных социальных проблем. Однако глубокие фундаментальные исследования могут иметь и выход в область прикладной социологии. Данные прикладной социологии, если исследования носят глубокий характер, используются для развития научной теории.

Разграничение фундаментальных и прикладных исследований не совпадает с разграничением на теоретические и эмпирические.

Теоретические знания - знания универсальные. Эмпирические -фактофиксирующие.

Теоретическая социология - это совокупность многообразных концепций, теорий, которые разрабатывают различные аспекты социального устройства и развития общества. Эти процессы дают интерпретацию процессов, явлений в обществе.

Уже в середине нашего века широко распространились:

♦ Концепция социальной стратификации.

♦ Концепция индустриального общества.

♦ Концепция конвергенции.

В советское время, да и во многом в настоящее время, единственной концепцией, объединяющей специфику протекания социальных процессов и закономерностей развития общества признавался марксизм, т.е. истори­ческий материализм.

Концепция исторического материализма, как одна из школ обеспечения развития общества имеет полное право на существование. Тем более, что и другие концепции пользуются целым рядом фундаментальных положений, разработанных историческим материализмом.

Таким образом, новомодные попытки на современном этапе просто отбросить и игнорировать разработки исторического материализма просто пагубны.

В современной социологии выделяются несколько групп социально -психологических теорий:

/.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1 Социология наука об обществе icon1. Социология наука об обществе и социальном мире человека Общество...
«социология». Социология (лат societas – общество и греч logos – учение) – наука об обществе. Термин введен в оборот впервые в XIX...

Лекция №1 Социология наука об обществе iconТема Социология, ее место и роль в науке и обществе 5
Философия и социология. История и социология. В чем их соотношение и взаимопроникновение? 5

Лекция №1 Социология наука об обществе iconСоциология наука об обществе и главной ценности человеке
На семинарских занятиях студенты обсуждают вопросы, поставленные перед ними преподавателем отчитываются про выполненную самостоятельную...

Лекция №1 Социология наука об обществе iconСоциология и медицинская социология как учебная
Преподавание «Социология и медицинская социология» для студентов медицинских факультетов осуществляется по кредитно-модульной системе...

Лекция №1 Социология наука об обществе iconКонтрольная работа по дисциплине «Социология» Тема: «Конфликты в Российском обществе»

Лекция №1 Социология наука об обществе iconЭнтони Гидденс Социология Оглавление социология 1 социология э. Гидденс
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде

Лекция №1 Социология наука об обществе iconЭнтони Гидденс Социология Оглавление социология 1 социология э. Гидденс
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде

Лекция №1 Социология наука об обществе iconПримерная программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства»...
«Социология предпринимательства» является дисциплиной по выбору вариативной части, VII семестр

Лекция №1 Социология наука об обществе iconВедерников В. Н. Военная социология: вопросы теории, методологии, истории и практики
Лекция «социальная динамика и ее проявление в общественных изменениях и процессах»

Лекция №1 Социология наука об обществе iconБалог А. Социология мультипарадигмальная наука?
Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер с англ под ред. Г. С. Батыгина— М.: Аспект-Пресс, 1996. – 168...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don