Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 201.67 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации21.11.2013
Размер201.67 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Культура > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Культорологическая роль экспозиции центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Спасо-Андронниковского монастыря

«Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. АндреяРублева - самая полная коллекция икон Андрея Рублева. Экспозиция музеяразмещается в Спасо-Андронниковом монастыре - великолепном памятникедревнерусского зодчества. Представлены московские, тверские иконы 14-19вв., фрески, а также знаменитые работы иконописцев школы Дионисия. Открытие музея состоялось в 1960 году и было приурочено кзнаменательной дате в истории русской художественной культуры - 600-летиювеликого художника Древней Руси - Андрея Рублева. В постоянной экспозиции"Древнерусское искусство XIII - начала XVI вв." Представлены копии икон А.Рублева и другие иконы XIII - XVI вв.» Выдержка из справочника “Музеи Москвы” I Введение. Человек и культура Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями изаботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения имкультурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качествав процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурныхбогатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельностикаждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность впостижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общихкритериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватноесовременности понимание истории мировой культуры. Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их впрошлом и настоящем. Глубина социального запроса на взаимопроникновениеисторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое —настоящему» легко трансформируется сегодня в иную — «настоящее — прошлому».Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человекотыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно,что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворотк ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубокихсоциальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критическиймомент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, ачеловечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны иэкологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесоциальнойпотребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опытв настоящее и будущее. II Русь святая К XIV в. языческая Русь превратилась в Святую Русь. Но, как и вязыческие времена, Византия, переживавшая последний рассвет, оставалась длянее источником духовного просвещения. Русское духовенство следило зарелигиозными исканиями Византии. В XIV в. у греков было три формымонашества. В одних монастырях братья вели "особую" жизнь: каждый держалденьги и личное имущество в своей келье, питался и одевался в зависимостиот своего достатка. "Особножительские" обители владели селами, велиторговлю, иногда занимались ростовщичеством. В других монастыряхсуществовала монашеская община (по-гречески кимовий, по латыни - коммуна).Такой строй отвечал вековечной мечте христиан о справедливом устройствеземной жизни в соответствие с идеальным представлением о Царстве Божьем. Вобителях - коммунах имущество было общим, члены общины проводили жизнь внепрестанном труде, питались плодами рук своих, исповедуя принципы братстваи любви к ближнему. Покидая общину, избранные монахи удалялись в пустыню,чтобы вести жизнь отшельника. Такова была высшая форма аскетизма. В середине XIV в. патриаршая кафедра в Константинополе утратилаконтроль за многими православными епархиями. Патриарх Филофей старалсяотыскать авторитетных церковных деятелей в балканских в восточных странах,способных поддержать рухнувшее единство вселенской православной церкви. НаРуси его выбор пал на Сергия Радонежского. Филофей направил Сергию посланиеи крест. Его грамота определила дальнейшую судьбу Троицкого монастыря.Хваля Сергия за добродетельную жизнь Филофей наказывал ему принять новыйустав: "Совет добрый даю вам, чтоб вы устроили общежительство". Реформагрозила разрушить привычный уклад жизни монахов. Братия заволновались, иСергию пришлось бежать из обители. Он готов был основать новый монастырь.Но митрополит вернул его в Троицу, пообещав изгнать оттуда всех егонедругов. В Троицком монастыре, а затем и во многих других обителях,основанных учениками Сергия, был введен устав, запрещавший братии иметьличное имущество. Новый порядок предполагал общее ведение хозяйства, общуютрапезу, общее владение имуществом. В своей обители Сергий построил храм в честь Святой Троицы, "чтобыпостоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистнойразделенностью мира". Догмат о Святой Троице занимал одно из центральныхмест в системе православного богословия. В глазах верующих Троицаолицетворяла исток и родник жизни, идею единения мира и всеобщей любви, всето, что противостояло смертоносным раздорам и "разделенности". Татарское иго разорило Русь в материальном и нравственном отношении.Народу надо было вернуть веру, и через веру - нравственность. Сергий былодним из тех, кто способствовал этому. Накануне Куликовской битвы онобратился к Дмитрию Ивановичу с грамотой. Его обращение укрепило дух армии.Еще более глубокое влияние на своих современников Сергий оказал примеромсвоей жизни. Преподобный Андроник был одним из учеников Сергия Радонежского. Указавместо Андронику для монастыря, святитель Алексий дал новому настоятелюсредства к созданию церкви и монастыря. В 1360 году церковь была построена,и тогда сам святитель освятил ее и поставил в ней Нерукотворный ОбразСпасителя, привезенный из Константинополя. Этим Образом Алексий былблагословлен на митрополию русскую. III Древнерусская живопись "Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировойкультуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусскаяживопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества оченьважную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью былопределен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусскойживописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии ивместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи –«воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому воснове древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески –книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, повдохновению Святого Духа. Священное Писание состоит из Нового Завета, кудавходят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами –учениками Христа, и Ветхого Завета , содержащего книги, созданныевдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху. Кроме СвященногоПисания, причислялся к христианскому слову, почитался несущим христианскуюистину широкий круг произведений, созданных в течение веков народамиразных стран: Ближнего Востока и Малой Азии, Греции, славянских земель исамой Древней Руси. В этот круг прежде всего входят апокрифы – древнейшиеповести, посвященные тем же лицам и событиям, о которых повествует Библия.Апокрифы не считались богодухновенными, но многие из них были признаныисторически достоверными, дополняющими Писание. Затем – многочисленныежития святых (биографические повести о них). Важное место в христианскомслове занимают и используемые в богослужении поэтические, гимнографическиепроизведения, посвященные событиям и лицам Священного Писания, святым исобытиям их жизни. Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее– ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этогослова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусствовизантийского, православного мира – всех стран, входящих в сферукультурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу,выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданнуюранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, котораяпозволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописныйобраз. "Образ" по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово "икона"стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название дляполучивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельныхсамостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широкомсмысле иконой, т.е. образом, воплотившим слово, является все созданноеэтой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов,мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески,написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающиестраницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характерживописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а нетолько собственно к иконам относят термин «иконопись». В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, втом числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полновоплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубокомраскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе иживопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы,необычайную, невиданную, неповторимую красоту. Но со временем и искусство всего византийского мира, и искусствоДревней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей самаВизантийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогдахристианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этихбедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла однаРусь. После падения Византии она была подлинным центром православнойкультуры. IV Московская живопись XIV века С самого начала московская живопись развивалась в общем контекстерусского искусства, испытывая на себе влияние древнерусского наследия иславяно-византийской традиции. Самые древние сохранившиеся московские иконыотносятся к первой половине XIV века. Их появление было связанно с каменнымцерковным строительством, развернувшимся как раз в 20-е гг. этого столетия.Большую помощь в приобретении икон оказывал Ивану Калите митрополит Петр. Сним было связано появление в Успенском соборе иконы Спаса, выполненнойкаким-то византийским живописцем. Икона Спаса каким-то чудом пережиластрашный пожар 1382 г. и другие испытания того тревожного времени и былазатем перенесена в новый Успенский собор. Икона “Спас Ярое око” быланаписана позднее уже в 1340-е годы, по всей видимости, сербским мастером.Во всяком случае, в ней чувствуется влияние иконописного дела сербскихмонастырей. В XIV в. она также была помещена в Успенский собор. Длявизантийских и южнославянских икон того времени были характерны внешняясдержанность чувств и сосредоточенность на образе. Зритель как бы отходилот внешнего мира и полностью погружался в себя. В середине XIV в. в Москве складывается и другое направление виконописании. В нем главный упор делался уже на красочность, декоративностьи пластичность изображений. Фигуры и лики на иконах становились крупнее,красочнее, более реальными. В них чувствовалось влияние древнерусскойтрадиции, пришедшей из иконописных школ Ростова и Ярославля. В московскойживописи образцом такого направления могут служить миниатюры СийскогоЕвангелия. Большой контраст между каноном и реальностью присутствует и наиконе с изображениями святых князей Бориса и Глеба, написанной несколькопозднее. К середине XIV в. относятся сведения об организации и составеиконописных артелей. В 1344 г. “почата быша подписывати на Москве двецеркви камены, святыя Богородица (Успенский собор), да святыи Михаил(Архангельский собор). Святую же Богородицы подписывали Греци (греческиемастера), митрополичи писцы, Феогностовы... а святого Михаила подписывалирусьския писцы, князя великого Семеновы Ивановича, в них же бе стареишины иначальницы иконописцы Захария, Иосиф, Николаи и прочая дружина их...”.”.Успенский собор был расписан греками за один летний сезон. Русские мастераза этот срок не расписали и половины. Толи с сочувствием, толи с ирониейлетописец добавил: “не могли того лета подписати, величества ради церквитоя (т.е. из-за значительных размеров харама)”.” В1345 г. великая княгиняАнастасия незадолго до смерти повелела расписать Спасский собор. Собор былрасписан, как отметил летописец, “казною (деньгами) и велением великиякнягини” мастером-иконником Гоитаном, также работавшего с дружиной. Итогииконописных работ в Кремле летописец подвел в 1346 году: “В лето 6854кончали подписывати три церкви на Москве камены, святого Спаса и святогоМихаила, и святого Ивана Лествичника”. Подъем художественной жизни Москвы наступает при Дмитрии Донском,особенно после Куликовской битвы. В этот период творили выдающие русскиеживописцы Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, Прохор с Городца.Имена Феофана Грека и Андрея Рублева стали эпохальными в истории московскойживописи. Об их уровне иконописания грек, диакон Павел Алепский, побывавший в1666 г. в России, писал: «Иконописцы в этом городе не имеют себе подобныхна лице земли по своему искусству, тонкости письма и навыку в мастерстве...Жаль, что люди с такими руками тленны». V Творчество Андрея Рублева Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева.Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывалиразновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядноеисторическое или художественное значение. Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинствоисследователей считают условно1360 год датой рождения художника. Мы такжене знаем к какому сословию он принадлежал, кто был его учителем. Самыеранние сведения о художнике восходят к Московской Троицкой летописи. Средисобытий 1405 года, сообщается, что “тое же весны почаша подписывати церковькаменную святое Благовещение на князя великого дворе... а мастеры бяхуФеофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец АндрейРублев”. Упоминанием имени мастера последним, согласно тогдашней традиции,означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие впочетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшегосына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Грекомхарактеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетногоавтора. Андрей Рублев был младшим современником и сотрудником знаменитогогреческого художника и сотрудником, тем не менее он не стал ученикомФеофана Грека. Рублев не воспринял от него ни строгого византийскогоаскетизма, ни присущей творчеству Феофана экспрессивности. Работы АндреяРублева лишены яркой эмоциональности. В его иконах много лиризма,умиротворенной созерцательности и даже умиления. Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году: 25 мая“начался подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородицаиже во Владимире повелением князя Великого а мастеры Данило иконник даАндрей Рублев”. Уминаемый здесь Даниил - “содруг” Андрея, более известныйпод именем Даниила Черного, товарищ в последующих работах. Андреем Рублевым и под его руководством было расписано много храмов, атак же нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон. Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейшийпамятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII века прикнязьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральнымсобором митрополита. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храмнуждался в восстановлении. Московский князь Василий Дмитриевич,представитель ветви владимирских князей, потомков Мономахов, предпринималобновление Успенского собора в начале XV века как некий закономерный инеобходимый акт, связанный с возрождением после победы на Куликовском поледуховной и культурной традиций Руси, эпохи национальной независимости. Отработ А.Рублева и Д.Черного в Успенском соборе до наших дней дошли иконыиконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частичносохранившимися на стенах храма. Следующей важнейшей работой А.Рублева явился так называемыйЗвенигородский чин (между 1408 и 1422 гг.), один из самых прекрасныхиконных ансамблей рублевской живописи. Чин состоит из трех поясных икон:Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Они происходят из подмосковногоЗвенигорода, в прошлом центрального удельного княжества. Три большемерныеиконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. В соответствии сосложившейся традицией по сторонам от Спаса располагались Богоматерь и ИоаннПредтеча, справа иконе архангела Михаила соответствовала икона архангелаГавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была быть слева иконаапостола Петра. Сохранившиеся иконы были обнаружены реставратором Г.Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке,где располагался княжеский храм Юрия Звенигородского, второго сына ДмитрияДонского. Звенигородский чин соединил в себе высокие живописные достоинства сглубиной образного содержания. Мягкие задушевные интонации, “тихий” светего колорита удивительным образом перекликаются с поэтическим настроениемпейзажа звенигородских окрестностей. В звенигородском чине Рублев выступаеткак сложившийся мастер, достигший вершин на том пути, важным этапомкоторого была живопись 1408 года в Успенском соборе во Владимире. Используявозможности поясного изображения, как бы приближающего укрупненные лики кзрителю, художник рассчитывает на длительное созерцание, внимательноевглядывание, собеседование. В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая АндреемРублевым и Даниилом Черным, украсила иконами Троицкий собор в монастырепреподобного Сергия, возведенный над его гробом. Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которогосформировалось мировоззрение А.Рублева, был выдающейся личностью своеговремени. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал вполитической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавшихкнязей, содействовал объединению земель вокруг Москвы. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом длясовременников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохиКуликовской битвы. Андрей Рублев один из первых смог через живопись выразить тенравственные идеалы, которые словом и делом утверждал Сергий Радонежский.Поэтому не случайно считалось, что сама икона с изображением святой Троицыбыла написана художником в похвалу Сергию Радонежскому. Сама икона нетолько выражала один из важнейших догматов православия - равнозначность иединство трех ипостасей Божества, но и художественно утверждала его всознании людей. В честь святой Троицы Сергий Радонежский основал монастырь,Ей же был посвящен главный монастырский собор. Учение Сергия о Троице,икона Андрея Рублева отражали реальную жизненную ситуацию: “да воззрениемна Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего”. Исследователи подчеркивают символическое космологическое значениекомпозиционного круга, в который лаконично и естественно вписываетсяизображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства,объемлющего собою множественность, космос. Следующей грандиозной работой А.Рублева было создание в 1427-1430 гг.росписи Спасского собора Спасо-Андронникова монастыря в Москве. Это былаего последняя работа 29 января 1430 г. он скончался и был погребен в этомже монастыре. Андрею Рублеву удалось наполнить традиционные образы новым содержанием,соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель вединое государство и всеобщим миром и согласием. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в егонравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высокихидеалов. VI Смена эпох. Наследие Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру и искусство не врезультате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русскойгосударственности при Петре I. Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад,отринули культурное наследие Древней Руси; живопись самобытная, имеющаясвои истоки в византийской традиции, заменялась живописьюзападноевропейского типа. Живопись Западной Европы исходно росла из тех же христианских корней,по-своему важно было для нее и христианское слово. Но развитие этойживописи пошло по иному пути. Она выработала не только иные, не связанныес церковной традицией жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но,начиная с эпохи Возрождения, и сюжеты Священного Писания передаваласовершенно иным способом, чем живопись византийского круга.Западноевропейская живопись не созидала священный образ, а стремиласьизобразить тех, кто описан в Библии и Евангелии, как обычных людей, асобытия, о которых там рассказывается,– как любые другие обычные событиячеловеческой жизни. В приближении к повседневной реальности виделозападноевропейское искусство единственный путь к подлинной правде, и впередаче этой реальности его мастера достигли огромных успехов, выработалидля этого особые художественные принципы. Русская живопись после петровских реформ, в том числе живописьцерковная, строится на этих новых, западноевропейских принципах. И хотячисто религиозное уважение к древним иконам сохранялось вевропеизированном, просвещенном русском обществе, но сами отличия живописидревнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательстварусской отсталости и варварства. Постепенно сама эта живопись, как и всядопетровская старина, предавалась забвению. Древняя, восходящая к Византиихудожественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь вкрестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных»сел – Палех, Мстера и Холуй. Приверженность к древней иконе, как и ковсему допетровскому строю жизни, в известной степени продолжаласуществовать только в народной – крестьянской и отчасти купеческой среде.Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в Россииокончательным. Через сто лет после петровских реформ к ним обратиласьновая, созданная как раз в результате реформ русская культура, русскаяинтеллигенция. Растущее значение России, ее победа над Наполеоном вОтечественной войне 1812 г, послужили мощным толчком для развитиянационального самосознания. У просвещенных людей, у историков, писателей,поэтов возник интерес к прошлому страны, к ее истории. И уже второедесятилетие Х1Х века было ознаменовано появлением «Истории государстваРоссийского» Н. М. Карамзина – труда, в котором, по словам А. С. Пушкина,«древняя Россия, казалось, была найдена, как Америка – Коломбом». Это былакнига, открывшая русскую историю самым широким кругам образованногообщества. Вместе с «открытием» древней России родился и интерес к еекультуре, положено было начало ее изучению через обращение фольклору, кнародной жизни, где многие черты этой культуры, допетровская старина ещепродолжали жить. «При свете европейского просвещения нам нужно хорошенькорассмотреть самих себя», – писал Н.В. Гоголь. И «рассматривая себя»,русские люди находили в своем историческом прошлом такие сокровища, которыхне знало европейское Просвещение. Вне культуры человек не может существовать. Она не только наследие,оставленное тысячами поколений, живших до него, но и необходимое условиеразвития человека, формирующее его поведение, нравственные ценности,эстетические представления. Одним словом, именно культура делает человекачеловеком. VII Андронников монастырь. Музей и современники История Андронникова монастыря с первого дня связана с именем АндреяРублева. Первые камни в его фундамент легли в год рождения художника.Андронников строился семь десятилетий — и столько же прожил великийиконописец. Он же завершал создание монастыря, перебравшись сюда впоследние годы своей жизни со своим другом Даниилом Черным. И, украсивфресками Спасский собор, здесь же скончался и был похоронен. В XVIII веке в погоне за европейской модой в соборе сбили всерублевские фрески — нам достались лишь их фрагменты в откосах окон. В 1812-м, при Наполеоне, собор горел, рухнули его своды и глава. Он былперестроен, искажен переделками и стал рядовым монастырским приходскимхрамом. А по всем монастырским стенам провели круговые галереи...— Вот эти таинственные галереи и привлекли сюда деятелей ГПУ. В нихоборудовали камеры и застенки, и в этом окружении очень уютно устроиласьпечально знаменитая «тройка». Об этих «славных» днях рассказывал профессорВиктор Михайлович Василенко. После войны вновь ожил Генеральный план реконструкции Москвы, согласнокоторому предстояло добить все, что «не представляет историческойценности», в том числе и Андронников монастырь. Но летом 1947 г., в юбилей800-летия Москвы, на заседании ответственной комиссии архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский сделал ошеломляющее сообщение: вархиве историка XVIII века Миллера обнаружен рисунок надгробной плитыАндрея Рублева, сделанный в Андронниковом монастыре. И теперь можно суверенностью сказать, что гениальный русский иконописец похоронен именноздесь... То была чистейшая мистификация, такого «рисунка» не существовало, да ине могло быть: монахов хоронили в безымянных могилах. Но эта святая ложь нетолько спасла древний монастырь, но стала главным поводом к созданию музеяРублева. И вот спустя более сорока лет мы узнаем о тех, кому мы обязаны явлениемна свет музея. Поразительно, но факт: подлинное открытие Андрея Рублева и,можно сказать, спасение древнерусской иконы состоялось в дни, когда(невзирая на «оттепель»!) на Церковь обрушилась новая, теперь ужехрущевская волна гонений. Вновь рушились и закрывались храмы, уничтожалисьдуховные реликвии, рассыпались наборы книг по древнерусскому искусству ирелигиозно-просветительских изданий. Остановить это безумие могла столь жебезумная акция. И этой акцией стало шестисотлетие Андрея Рублева. Советский«полпред» на Западе Илья Эренбург предложил ЮНЕСКО отметить рождение автора«Троицы». И в Кремль полетели телеграммы. А главным «заговорщиком» была Наталья Алексеевна Демина — первыйнаучный сотрудник зарождавшегося музея. Она вовлекла в свой «заговор»крупнейших ученых — Лазарева, Павлова, Ильина, и в эту компанию,собравшуюся в Спасо-Андронниковом во временном хранилище, пригласила ИльюГригорьевича Эренбурга. Шел 1959 год. Кто-то сказал: «Сейчас или никогда».И Андрей Рублев «родился» в 1360-м. Чтобы через год отпраздновать свое 600-летие. Конечно, эта дата весьма приблизительна, но круглее не придумаешь. Аждать было уже нельзя... Из воспоминаний работников музея: Когда я говорю, что была всего сотня экспонатов, никто не верит: кактак — что это за музей? Между тем вещи были удивительные. Правда, с эпохойАндрея Рублева и его окружением была связана только одна икона — «ИоаннПредтеча». Ее нашли в развалинах Николо-Песношского монастыря подДмитровом. Она для нас символична: как Иоанн явился предтечей Христа, такэта икона стала как бы предвестницей музея Рублева. Вот эту, «Владимирскую», Демина нашла в Иосифо-Волоколамском монастыре.Валялась на полу! А вот «Троица», круга Дионисия, из того же монастыря.Заметьте, мы их лишь частично раскрыли. Наталья Алексеевна предложиланекоторые иконы так и показывать, чтобы люди могли представить, из какого«праха» они возрождаются. Эффект ошеломляющий... Это «Акафист», роскошнаявещь, из-под Курска, моя первая поездка. Видите, сколько на ней утрат? Аэто «Иерусалимская», стеклом закрыта — чудотворная. Геннадий Викторович Попов, директор музея, и нынче считает свой музей«мелким» — «на 11 душ сотрудников всего-то 8000 единиц хранения». Сотня в 1960-м против восьми тысяч в 2001-м — разница впечатляющая. Ивсе они родные, кровные, добытые своими руками еще в 60-е в самых глухихуголках России, спасенные от советского варварства и безбожия. В музее всеэто и реставрировали. — Когда сюда пришел Тарковский, для меня многое изменилось. Я прожилздесь уже не один год, но прошлое ощущал умозрительно. И вдруг как наяву:черные монахи на белом снегу. Другой пейзаж, ритм, цвет. Иное пластическоесознание. Подлинная история России. Момент истины. Этим фильмом он вернулрусским людям исконное. Дело ведь вовсе не в том, чтобы все были верующими.Но все должны знать свою историю. Зачем? Затем, чтобы понять, что с намипроисходит сегодня. О том же когда-то говорил и сам Тарковский Я много думал: откуда это вечное русское страдание? За что нам такоестрадание? Савелий повел меня к древним иконам. Заглянул во времена Рублеваи вдруг понял: да ведь с тех пор ничего не изменилось. Все по-прежнему. Тотже русский дух: героизм — и забитость, талант — и рабство. Мальчишки из ХХи XIV столетий, Иван и Бориска — словно близнецы-братья. Только одинложится под танк, а другой — под колокол!» — «В чем же тогда смысл нашейжизни?» — спросил я. — «В творчестве, — ответил он. — Безумие мираискупается искусством. Вот почему я ставлю "Андрея Рублева"». — «Андрей Рублев» поставил перед Россией вопрос: как победить нашевековое зло? — размышляет Попов. — Одна надежда — на Бога. А как обратитьсяк Богу? И вот является художник, монах, творящий икону — окно к Царю Небесному. Выставка «И Слово стало плотью», посвященная Рождеству, прошедшаянедавно в музее, открылась огромной, почти трехметровой иконой «Символверы». И вот она дождалась своего часа. Раскрытая реставраторами, сияющаявсеми красками земли, она являла в библейских и евангельских образах всежитие христианства — от Сотворения мира до Воскресения и Страшного суда.Древняя икона вместила двадцать пять живописных сцен, в том числе ПервыйВселенский собор в византийской Никее, где и был принят Символ веры: «Веруюво единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли...» VIII Заключительная часть В местах, где я родился и вырос, есть Копорская крепость, которойисполнилось 763 года, и мне часто доводилось бывать там. 643 года назад былоснован Андронниковский монастырь. И там и тут сейчас музеи. Изучаяматериал для данного реферата я понял одну важную истину. Есть крепости,охраняющие рубежи Родины, а есть крепости, охраняющие ее дух. И вот этотмузей, символично расположенный на территории Андронниковского монастыря, иесть один из оплотов, охраняющий душу нашей Родины. В заключение хотелось бы привести слова великого русского ученого ипоэта Михаила Ломоносова, слова, которые как нельзя лучше соединяют иобъединяют нас с прошлым, с нашими предками, и перебрасывают мост вбудущее, наше будущее: Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, донынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели ктомеждоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет,что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо нерасточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славыдостигнул. Извне угры, печенеги, половцы, татарские орды, поляки, шведы,турки, извнутрь домашние несогласия не могли так утомить России, чтобы силсвоих не возобновила. Каждому несчастию последовало благополучие большеепрежнего, каждому упадку высшее востановление. Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертиемножеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, пренося минувшиедеяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натурадолготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людейизображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно иветхостию разрушаются. История повсюду распростираясь и обращаясь в рукахчеловеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает.Наконец, она дает государям примеры правления, подданным — повиновения,воинам — мужества, судиям— правосудия, младым — старых разум, престарелым—сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение, с несказанноюпользою соединенное. Когда вымышленные повествования производят движения в сердцахчеловеческих, то правдивая ли история побуждать к похвальным делам не имеетсилы, особливо ж та, которая изображает дела праотцев наших? И разве возможно ли нам подвести их ? IX Список используемой литературы1. «Музеи Москвы», справочник-путеводитель2. «История государства Российского», Н.М.Карамзин3. «Древняя Российская история», М.В.Ломоносов4. «Очерки истории древнерусской монументальной живописи», Б.В.Михайловский, Б.И.Пурищев5. «Древнерусская иконопись», Г.Клокова6. «Образ, воплотивший слово», С.Алексеев7. «Под сенью Троицы» О Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — разговоры с его директором Геннадием Поповым», Н.Лернер, «Русская мысль», Париж, №4439, 16.01.20038. При оформлении реферата были использованы фотографии фрагментов икон «Спас», «Архангел Гавриил», «Преподобный Андроник», «Рублев», «Троица» и фотографии Андронниковского монастыря.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<