Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни




Скачать 119.81 Kb.
НазваниеПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Дата публикации24.11.2013
Размер119.81 Kb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Культура > Программа
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Система здоровьесберекгающей деятельности в школе (см табл.) направлена на:

-Оптимизацию и эффективную организацию образовательного процесса

-создание уклада и стиля школьной жизни, способствующих формированию и развитию культуры здоровья.

«Эффективная организация – это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается здоровье и развитие школьников, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления». (Безруких М.М.)

Основным здоровьесберегающим направлением работы школы является оптимизация образовательного процесса таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию образовательной деятельности с целью исключения стрессовой педагогики. При этом определяющим становится выбор оптимального, наилучшего для данного конкретного класса, учащегося пути обучения на основе педагогической диагностики, учёта реальных учебных возможностей, подбора методов и приёмов обучения под реальных детей и под реального учителя.

^ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ГАЗИМУРО-ЗАВОДСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ


Основанием для оптимизации здоровьесберегающего пространства школы является значительное изменение образовательной среды, что обуславливает изменения в здоровьесберегающей деятельности, педагогическом взаимодействии с родителями учащихся, социумом, выборе форм и методов работы.


Теоретическая концепция:

основу здоровья составляют физическое, психическое и социальное благополучие. Смысл здоровьесбережения состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы риска для здоровья, ослаблять вредное воздействие корректируемых и избавляться от устранимых факторов риска.


Принципы, ведущие идеи:

Здоровьесбережение - целенаправленное управление процессом образования с нейтрализацией влияния на ребенка ШФР (школьных факторов риска).

ШФР:

1.Стрессовая педагогика.

2.Интенсификация учебного процесса.

3.Несоответсвие методик и технологий обучения возрастным и функциональным особенностям школьников.

4.Нерациональная организация учебной деятельности.

5.Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно. Поэтому, даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие оказывается значимым.


Педагогическая теория комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья школьников. Авторы Безруких М.М. Безобразова В.Н. Сонькин В.Д.

«Здоровьесберегающая школа – это то место, где здоровью ребенка ничто не угрожает»

Создание условий для здоровьесбережения:

отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности, авторитарной педагогики.

диалогические методы общения, совместный поиск истины.

Снятие стресса ограничения времени.

Отказ от «форсирования» базовых навыков.

Учет уровня сформированности школьно-значимых психических функций у детей 6-7 лет.

Соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка.

Соответствие объема изучаемого материала учебной нагрузке и возрастным нормам .

Рациональное использование образовательного пространства

Рациональное распределение времени

Повышение компетентности педагога по психофизиологии развития, возрастной физиологии.


Дидактическая подструктура. Здоровьесберегающая подструктура.


Создание здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ.



Рациональная организация образовательного процесса.


Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы.


Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

Воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Организация системы методической и просветительской работы с педагогами и родителями.

Этапы развития


1.Становление:

2.Отработка системы

3.Окончательное оформление

Выработка главных ориентиров, коллективных ценностей. Организация управления здоровьесберегающей деятельности. Формирование актива педагогов, учащихся, родителей.

Отработка эффективных форм и методов здоровьесберегающей деятельности.


Формирование стиля ЗОЖ.

Интенсивность процессов самоуправления, саморегуляции. Накопление опыта.

Главные цели этапов


Создание коллектива единомышленников, выработка общеразделяемой позиции.

Поддержка и развитие педагогической инициативы. Упорядочение отношений внутри школы и с внешней средой.

Разумное сочетание традиций и инноваций. Сохранение способности к самоорганизации, развитию.


Показатели эффективности здоровьесберегающей деятельности на каждом этапе:


Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе системы.


Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.

Уровень здоровья учеников школы.

Упорядоченность жизнедеятельности школы: разумное размещение во времени и пространстве; скоординированность всех школьных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и внеучебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высокий уровень мотивации на здоровый образ жизни.



Наличие системы здоровьесберегающей деятельности, органично сочетающейся с другими системами работы в школе. Уклад и стиль школьной жизни максимально нейтрализующий школьные факторы риска.


Управление системой:


Задачи школьной администрации:

1.Соблюдение СанПинов.

2.Внедрение новейших технологий обучения и оздоровления прошедших экспертизу.

3.Обеспечение переподготовки кадров

4.Создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности

5.Влияние на социальные и экономические факторы.

6.Контроль и влияние на психологические факторы.

Задачи учителя:

1.Выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания.

2.Индивидуальный подход к обучению и воспитанию.

3.Мотивация учащихся.

Задачи классного руководителя:

1.Создание эффективного психологического климата в классе.

2.Влияние на микросоциум (класс, группу).

3.Просвещение учащихся.

4.Взаимодействие с семьей.

Задачи родителей:

1.Создание необходимых условий для занятий ребенка

2.Формирование нравственных ценностей.

3.Взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях.

4.передача культурных традиций.

Задачи учащихся:

1.Позитивный выход из проблемных ситуаций.

2.Соотнесение учебного материала с собственным опытом.

3.Формирование привычек ЗОЖ.


Здоровьесберегающий потенциал школы.

Активная здоровьесберегающая позиция в формировании учебного плана, расписания занятий, проектировании урока.

Адекватность учебной и внеучебной нагрузки возрастным возможностям учащихся.

Соответствие методик и технологий обучения психофизиологическим особенностям школьников.

Грамотный подход к выбору форм и средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работы.


Базовыми принципами для построения такого образовательного пространства являются: вариативность, гибкость, открытость, ориентация на личность каждого ребенка как неповторимой, самоценной индивидуальности, проявляющей себя не только в познании, но в многообразии человеческой деятельности, все социально значимые виды которой важны для овладения.

Вариативность образования рассматривается как организация условий, при которых при наличии единого для всех образовательного пространства создается развивающая среда, где каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получает многообразие вариантов для своего развития.

При такой «внутренней» дифференциации все дети оказываются в общем (едином) образовательном пространстве, но построенном таким образом, что создают каждому ребенку условия индивидуального развития в зависимости от его способностей, потребностей, жизненных ценностей и социальных установок.

Под вариативностью образовательной среды мы имеем в виду создание (в том числе и в рамках урока) условий для проявления индивидуальных предпочтений ученика; самостоятельного выбора им содержания, вида и формы учебного материала; предоставления самостоятельности в выборе того вида деятельности, который для него является более интересным, личностно значимым, где он успешно может себя реализовать. Вариативность образовательной среды способствует формированию личностных качеств: самостоятельности, активности, сознательной избирательности, ответственности за принятие решений, выбора средств их реализации и т.п.

Вариативность образовательной среды обеспечивается в школе как едином пространстве без специального распределения учеников на отдельные группы, потоки и т.п. Она способствует «внутренней» (элективной) дифференциации, направленной на выявление индивидуальности ребенка, особенностей ее проявления в рамках единого образовательного процесса. В такой среде каждый получает возможность проявить себя, не боясь быть «несоответствующим», не подготовленным интеллектуально, не достаточно развитым и т.п. Такая среда становится общедоступной. Вместе с тем она организуется так, что «стартовые» возможности каждого школьника быстро проявляются, изучаются педагогом-профессионалом, проверяются на устойчивость, а затем даются рекомендации по определению индивидуальной траектории его личностного развития. Но для этого образовательная среда должна быть гибкой, подвижной, приспособленной к динамике развития каждого ребенка как индивидуальности. Ключевой фигурой организации такой среды является педагог (учитель, воспитатель), который при планировании и проведении работы с детьми способен гибко перестраиваться, учитывая интересы, стремления детей, их готовность реализовывать его требования. Это касается организации всех форм занятий, в том числе и урока, где традиционно используется единая схема его подготовки, проведения, анализа.

В содержание субъектного опыта входят не только предметные знания, но и знания об организации познавательных действий. Каждый ребенок накапливает их в своей активной жизнедеятельности задолго до прихода в школу. В его индивидуальном опыте имеется много способов преобразования различных объектов, которые могут быть адекватны / неадекватны тем методическим приемам, которые в виде правил, образцов, алгоритмов задаются учителем. Способы действий ребенка, личностно значимые для него, могут не совпадать с приемами, операциями, рекомендованными учителем. И здесь опять нужна продуманная работа по согласованию индивидуальных способов осознания с приемами, задаваемыми учителем.* (И.С.Якиманская «Личностно-ориентированная школа»)

Характер реализации учеником познавательных действий во многом зависит от его индивидуальной психофизиологической организации; преобладающих сенсорных каналов восприятия и переработки учебной информации; от эмоционального отношения к заданию, учителю; той социальной позиции, которую он занимает по отношению к учению.

Для реализации учебного процесса на психофизиологической основе необходимо:

- особое построение дидактического материала, позволяющее ученику проявлять индивидуальную избирательность к содержанию, виду и форме учебного материала, задаваемому образовательным стандартом;

- проектирование, организация и проведение учебных занятий, во главу которых ставится работа с субъектным опытом учеников;

- создание условий для проявления активности каждого участника образовательного процесса через реализацию различных форм учебного взаимодействия: коллективной, групповой, парной, индивидуальной работы;

- использование педагогом в непосредственной работе с детьми целенаправленного наблюдения за содержанием и характером их индивидуальной активности, особенностями ее проявления в познании, общении, общественном поведении;

- внимание учителя к процессу организации учебной работы через анализ тех способов, которыми ученик овладел, которые стали для него привычными, устойчивыми, личностно значимыми;

- разработка критериев оценки деятельности ученика, содержанием которой должно быть не сравнение одного ученика с другим (при этом эталоном считается «средний» ученик), а изучение динамики его индивидуального развития, иными словами - сравнение не с другим, а с самим собой;

- подготовка профессионального сознания педагога к работе с учеником: признание в нем индивидуальности, права на реализацию себя как неповторимой личности со всеми ее достоинствами и недостатками;

- создание индивидуальных образовательных программ, позволяющих ученику под руководством педагога успешно развиваться, реализовывать себя в различных видах деятельности;

- при создании таких программ необходимо использовать не слабые, а сильные стороны ученика, опираться на мотивацию успеха, как наиболее личностно значимую, а поэтому более действенную.

В качестве образовательной программы для учащихся и основы для просвещения родителей будет использован учебно-методический комплект «Все цвета, кроме чёрного», который включает рабочие тетради для учащихся 2 классов («Учусь понимать себя»), 3 классов («Учусь понимать других»), 4 классов («Учусь общаться»), пособие для педагогов «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников» и книгу для родителей.

Программа предусматривает разные формы организации занятий:

• интеграция в базовые образовательные дисциплины;

• проведение часов здоровья;

• факультативные занятия;

• проведение классных часов;

• занятия в кружках;

• проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п. ;

• организацию дней здоровья.

- просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.; приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы; организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Формы проведения занятий с учащимися и родителями выбираются командой педагогов и уточняются в образовательной программе класса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconРабочая программа формирования экологической культуры, здорового...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся мбоу сош №11
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconУтверждено
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы
Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Актуальность
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconФормирование у дошкольников системы валеологичкских знаний : основа здорового образа жизни
В настоящее время перед педагогами стоит задача,о сохранении здорового образа жизни детей уже в детском саду. В связи с этим актуальной...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconОб утверждении Программы патриотического и духовного воспитания молодежи,...
Программы патриотического и духовного воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни, развития культуры населения Ленинского...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconОспитание культуры здорового и безопасного образа жизни
Муниципальное общеобразовательное учреждение Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПлан мероприятий по внедрению здорового образа жизни г. Евпатория
Создание межведомственного координационного совета по формированию здорового образа жизни

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<