О жизни и творчестве Нади Рушевой




Скачать 162.25 Kb.
НазваниеО жизни и творчестве Нади Рушевой
Дата публикации22.02.2013
Размер162.25 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
К.Л.Кондратьева
Вечно живущая надежда
О жизни и творчестве Нади Рушевой

На планете Маленького принца

всегда росли простые, скромные цветы –

у них было мало лепестков,

они занимали совсем мало места и никого не беспокоили.

Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали.

А этот пророс однажды из зерна,

занесенного неведомо откуда...
Антуан де Сент-Экзюпери
О, я хочу безумно жить!

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся воплотить!..
Александр Блок

Надю Рушеву, которая прожила с людьми всего семнадцать лет – с 1952 по 1969 годы, еще при жизни называли «гениальной девочкой», «Пушкиным в рисунке», «лучшей девочкой нашей страны». Она родилась в Улан-Баторе, где ее родители были в командировке. Девочка росла в артистической семье, и ее мир, ее душа существовали в пространстве искусства. Музеи, театры, книги были постоянными спутниками недолгого Надиного бытия здесь. Вскоре после рождения дочери семья переехала в Москву. Мать Нади, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева первая тувинская балерина начала пятидесятых, оставила сцену, несмотря на то, что после ее ухода ведущая партия в танце «Звенящая нежность» осталась без исполнителя. От нее Надя унаследовала стройность и легкость движения. Накануне ее шестнадцатилетия отец Нади, Николай Константинович Рушев, записал в дневнике:

«29 января 1968 г.

...Поставив в вазочку цветы, на проигрыватель долгоиграющий «Калейдоскоп» (негромко), просматривая новые книги, принялась танцевать перед зеркалом. Музыка действительно моторная, трудно усидеть на месте. Надя поставила и свою заветную пластинку “Мишель” в исполнении ансамбля “Биттлз”, которую купила два года назад в Варшаве. Мы с мамой из коридора смотрели, как ловко и легко танцует стройная дочка в своей маленькой комнатке»1.

Н.К.Рушев – театральный художник, на творчество которого оказали большое влияние традиции театрального художественно-декорационного искусства Серебряного века. Среди своих «немых» учителей он называл П.Гонзаго, Дж. Валериани, М.Врубеля, А.Бенуа, Л.Бакста, Н.Рериха, Б.Кустодиева и многих других гениев изобразительного искусства того времени. Он стал биографом своей дочери, за что мы должны быть бесконечно ему благодарны: его подробные дневниковые записи, фиксирующие события последнего года жизни Нади Рушевой, опубликованные ныне, говорят о ней как о незаурядном человеке, духовная потребность которого (и способность ее постоянно восполнять) превышает всякое человеческое разумение. «Последний год Надежды» – это уникальная книга-документ. Последняя запись в ней сделана в марте 1969 года: «5 марта 1969 г. Среда. Москва. <...> 10 часов. <...> Дочка оторвалась от писем и вышла в коридор:

– А ты уже на работу? Дай я почищу сзади на тебе пальто. – Мы вышли на лестницу, и пока Надя обмахивала меня щеткой, она как бы подводила итог:

– “Мастера и Маргариту” я завершила. “Войну и мир” – тоже. Биографию Пушкина, пожалуй, тоже... Буду продолжать Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Грина... и, конечно, Шекспира! И еще: принеси мне, пожалуйста, сегодня из библиотеки “Дон-Кихота”: вижу новый цикл!»2 Это последние строки в отцовском дневнике. Шестого марта Нади не стало. Четыре года Надины родители избегали подробностей дня ее кончины. В 1973 году они все же рассказали о том, как и отчего это произошло.

«Это случилось дома, внезапно, утром 6 марта 1969 года. Совершенно здоровая дочка спокойно позавтракала, проверила уложенный накануне портфель и надела школьную форму с фартуком. Ласково простилась с мамой, уходящей на работу пораньше. И, наклонившись к своим школьным сапожкам, вдруг лишилась сознания и упала...

Папа был в другой комнате. Услышав тяжкие стоны, он бросился к ней на помощь. Расстегнул воротничок и призвал соседей. Одна из женщин оказалась медсестрой, но отец побежал за врачом в поликлинику, с которым быстро вернулся на неотложке. Врач сделал укол и вызвал скорую помощь, которая отвезла Надю в 1-ю Градскую больницу. Пять часов врачи пытались спасти Надю, но, так и не приходя в сознание, она скончалась...

Диагноз: “Кровоизлияние в мозг. Разрыв аневризмы сосуда Велизиева круга”.

Врачи объяснили, что аневризма – это врожденный дефект в виде коварного, безболезненного мешочка, образующегося в результате истончения стенок сосуда головного мозга. Надин случай, сказали врачи, редчайший: дети, имеющие такой “дефект” в мозгу, обречены на гибель в 7-8 лет...»3 Предположительно, Надину кончину ускорил тяжело перенесенный ею незадолго до ухода из жизни гонконгский грипп, последствия которого непредсказуемы и опасны.

Надя была первым и единственным ребенком в семье. О беспредельной отцовской любви Николая Константиновича знали все. Она сквозит в каждой строчке его дневников. «И целый день я с Надей...»4 Дочь была его вечной Надеждой с большой буквы, потому что по-монгольски Найдан – «вечно живущая». Немного времени спустя после того как работа над дневниками была завершена, Н.К.Рушев, будто исполнив личную миссию, перешел вслед за дочерью в мир иной.

А пока они были рядом в мире этом, отец, не жалея времени для дочки, всюду брал ее с собой. Знакомил с интересными людьми, показывал красивые места. Надя обладала невероятной тягой к знаниям, постоянно задавала вопросы. Где бы они ни находились, девочка пыталась прожить историю этого места, понимая, что оно несет в себе память всех связанных с ним отрезков прошлого. «Пап, а помнишь – ты мне читал, как не раз с дядькой Никитой Козловым взбирался на колокольню Ивана Великого мальчик Пушкин? А можешь представить себе ужасный пожар Москвы 1812 года? А бои здесь были в 1917 году?» – вопросам Нади не было конца. Все впечатления дня воплощались в серии рисунков.

Как писал Николай Константинович, в семье четко соблюдался режим. Надя была очень самостоятельным человеком. Подъем, сборы в школу, завтрак. Затем возвращение из школы, обед и уроки, – Надя всегда готовила домашнее задание сама и отлично училась. Родители настаивали, чтобы девочка больше гуляла. Надя любила катание на санках, коньках, лыжах. Она вообще любила движение, которое означало жизнь, полную ощущений и впечатлений. При таком плотном графике, Надя успевала и в куклы поиграть, и пообщаться с друзьями, и на рисование оставляла полчаса, час перед сном, но за это небольшое время она умудрялась своей легкой рукою нарисовать удивительно много и точно. Потом куклы ушли, появилось другое, но не рисовать она по-прежнему не могла.

«11 января 1968 г.

…Надя весь вечер делала уроки по физике, химии, геометрии и на любимое рисование не осталось и обычных полчаса…”День пропал”, – записала она в своем дневнике»5. Свои рисунки Надя всегда делала набело, никогда не исправляла и не добавляла ничего к уже созданному. «Они появляются на бумаге, как водяные знаки, мне остается их только обвести», – рассказывала Надя. Если ей казалось, что вышло неудачно, комкала лист и выбрасывала. В этом проявлялась строгость по отношению к самой себе, присущая Надиному характеру, уравновешенная, однако, умением ладить с людьми, – где бы Надя ни появлялась, ее очень любили окружающие.

Будучи художником, отец Нади не мог не заметить способности своей дочери в области рисования. В то время Николай Константинович работал художником-декоратором на телевидении. Среди его коллег была традиция – устраивать на студии выставки своих собственных произведений, а также работ друзей. И в его рабочем кабинете состоялась такая выставка Надиных рисунков. Один из сослуживцев Николая Константиновича порекомендовал ему показать работы Нади Б.Полевому – редактору журнала «Юность». После личной встречи в редакции журнала состоялась выставка работ Нади. Ее рисунки стали периодически появляться в печати, регулярно устраивались персональные выставки: «Мир животных», «Сказки и фантазии», «Космос и наука», «Эллины и рабы», «Мир детей», «Сила и грация» и другие. Позднее выставки проходили в Италии, США, Японии, ГДР, Индии. О жизни юной художницы было снято несколько документальных фильмов.

Источником идей ее творчества становилось все, весь мир – и тот, в котором она жила каждый день, и герои книг, которые она читала, вживаясь, как актриса, в каждый из персонажей, а потом воплощала образ на бумаге, – очень быстро, пока он проплывал в ее воображении, разбуженном хорошей литературой и увиденными ею шедеврами всех родов культуры.

«Из дневника-памятки Нади за январь 1968 г.:

Читала: Салтыков-Щедрин, “Сказки”, “История одного города”, “Господа Головлевы”. Достоевский “Неточка Незванова”, “Преступление и наказание”.

Посетила: Третьяковская галерея. Ленинград.

Кино: “1812 год”, “Пьер Безухов”, “Сказка о царе Салтане”, “Рассказы о Ленине”.

Из дневника-памятки Нади за февраль 1968 г.

Читала: Бел Кауфман “Вверх по лестнице, ведущей вниз”.

Посетила: выставку молодых в Манеже.

Кино: “Дьявол и десять заповедей” – Фернандель, де Фюнес, Ферер, Ален Делон, Даниэль Дарье.

“Ключ” – София Лорен.

“Ричард III” – Лоуренс Оливье.

Из дневника-памятки Нади. Май 1968 г.

Читала: Шекспир “Ромео и Джульетта”, “Сон в летнюю ночь”, Оноре де Бальзак “Гобсек”, “Фачино Канне”, Михаил Булгаков “Мастер и Маргарита”.

Смотрела выставки: В ЦДРИ – “Братья Ружо”; на Калининском проспекте – “Природа и Фантазия”.

ГМИИ – “Рисунки от Дюрера до Пикассо”.

ГМИИ – “Десять картин Дрезденской галереи”: Пуссен, Джорджоне – “Спящая Венера”.

Манеж – “Подмосковье мое”. Прикладники.

Кино: “На диком бреге”.

Театр им. Моссовета: Лермонтов “Маскарад”, арт. Бероев, Марков.

В.Розов “Затейник”, арт. Г. Бортников, Марков»6.

Далее, по месяцам, – Куприн, Цвейг, Есенин, Мериме, Тургенев, Уилки Коллинз, снова Булгаков, Горький, Ильф и Петров, Ремарк, Ахматова, Пастернак, Блок, Брюсов – цвет мировой поэзии и прозы, шедевры театра, кинематографа, лучшее, что существовало в изобразительном искусстве, стали неотъемлемой частью ее существа до того дня, который внезапно оказался последним...

И такой краткий отчет перед собой – помесячно. Удивительно, как, когда, при таком четко расписанном и заполненном донельзя режиме, она успевала столько прочитать, увидеть, прочувствовать и переварить в сознании, чтобы это стало частью ее самой, являя духовный базис для творчества. Отец отмечал, что она читает очень быстро, втрое быстрее, чем родители, иногда «по диагонали», но это никогда не влияло на глубину восприятия материала.

Надю привлекало все пронзительно-настоящее, живое, пульсирующее. Примечателен рассказ отца о первых офортах Нади — «Современная художница», «Художница, рисующая натурщицу» и «Автопортрет с друзьями по Артеку-67», созданных в мастерской педагога-графика М.И.Фейгина. «Смотрите, как художественно тонко и грациозно, – говорил педагог, ставя Надины работы в пример остальным, – какая свобода. Удивительны глаза ее девушек...» И действительно, работы Нади, очень легкие по исполнению, одновременно удивительно глубоки по содержанию. Выразительность ее линий потрясает воображение! Их пластика дает нам развернутый рассказ о герое.

Согласно исследованиям в области восприятия, «кроме <...> видимой, зрительно воспринимаемой модели, объекту восприятия присущ <...> скрытый структурный план»7, – то есть в каждом художественном произведении присутствует скрытое силовое поле. Чем четче совпадение силовых и видимых линий, тем сильнее степень воздействия на зрителя. Не было людей, которые оставались бы равнодушными к ее рисункам. «Я могу рассказывать о Наде часами, и ребятам не становится скучно», – делится своим опытом Наталия Владимировна Усенко – руководитель школьного мемориального музея Нади Рушевой, организованного в общеобразовательной школе № 470, где Надя училась последние годы. В свое время творчество Нади вошло в жизнь Натальи Владимировны как будто случайно, но осталось с ней навсегда. Удивительная способность Нади Рушевой располагать к себе каждого человека, с которым ей доводилось встречаться, передалась и ее работам. Сейчас каждый может познакомиться с творчеством Нади в электронной версии музея на сайте (www.rusheva.com).

Роман Л.Толстого «Война и мир» Надя прочитала впервые в 13-летнем возрасте. А потом посещала памятные места, смотрела фильмы, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года, ходила на выставки, экспозиции которых рассказывали о героях романа. Она видела Бородинское поле, зал Отечественной войны 1812 года в Историческом музее, «Галерею 1812 года» в Эрмитаже, Бородинскую панораму, Кутузовскую избу в Филях, зал «Война и мир» в Музее Л.Н.Толстого.

У Нади был свой особенный взгляд на произведения классиков и свое мнение о героях этих произведений. «Какой же он герой, – спорила она с преподавателем по литературе Н.П.Ярмульским о личности Андрея Болконского, – если отец запретил ему жениться, если он подверг любимую Наташу годичному испытанию и при первой же ошибке – вернул ее письма... Это не по-рыцарски. Он – храбр, но это долг каждого солдата. А вот Пьер – он герой! Никто не призывал его на Бородинское сражение, в самое пекло, на батарею Раевского! Никто не упрашивал его спасти ребенка из огня и женщину от грабителя-француза. За это он под расстрел угодил... И когда Наташе было очень плохо, то он один ее поддержал. Друзья познаются в беде...»

Именно Пьера юная художница считала главным героем романа, за что и получила нелестные отзывы критиков-литературоведов. Нестандартность мышления, особое мировосприятие, смелость взглядов и одновременно врожденное чувство меры – черты, присущие детям нового сознания, отличали Надю от других талантливых детей и казались дерзостью многим взрослым. Когда комиссия из 12 научных сотрудников Музея Л.Н.Толстого отобрала 75 лучших Надиных рисунков для будущей выставки, именитые литературоведы, собравшиеся для обсуждения ее работ, критиковали молодую художницу за выбранную не по возрасту серьезную тему. Вы, мол, сначала подрастите, а потом и рисуйте героев философского романа. Так и хочется в ответ на эту несправедливую критику напомнить мудрые слова: «...где цветок огня готов распуститься, там не мешайте»8, «...когда заметите хотя бы некоторые признаки призванности, умейте не помешать; ведь основа Агни Йога – огонь, и нельзя тушить его. Кто же дерзнет обратить против себя огненную стихию? Каждое потушенное пламя отзвучит, потому карма тушителя подобна судьбе убийцы»9.

По-взрослому, спокойно парируя критику, Надя говорила, что это ее видение, такое, какое есть. В цикл ее работ «Русская классика» вошли рисунки к произведениям Лермонтова, повестям Гоголя, Тургенева, Пушкина и Достоевского. В серию работ «Зарубежная классика» – многочисленные рисунки к произведениям Шекспира. Цикл «Современность» (1964-1969) затрагивает самые разнообразные темы из жизни, окружающей молодую девушку, от «Веснушек у мальчишки» (14 лет) и «Букета трактористке» (13 лет) до работ, в которых происходило осмысление мировых общечеловеческих проблем («Дитя Вьетнама», «Современная мать»). Есть у Нади и отдельный цикл «Мать и дитя». Он особенно трогателен, чувство материнства здесь передано во всей его полноте. Любой взглянувший на эти рисунки с уверенностью сказал бы: так нарисовать могла только женщина, познавшая радость материнства.

После персональной выставки в Варшаве появилась серия «Варшавских зарисовок» (1966-1967). Поражают воображение эскизы карнавальных костюмов, а также костюмов к сочиненному самой Надей балету на льду «Золушка» (1966).

В круг общения Нади Рушевой входили художники, скульпторы. Среди них был и академик В.А.Ватагин. Надя познакомилась с ним, когда известному ваятелю было уже за восемьдесят. «Все прекрасно и правдиво, – говорил Василий Алексеевич, рассматривая зарисовки Нади к “Войне и миру”. – Какой Наполеон! Неожиданный... в отступлении? <...> У Нади люди, животные и обыкновенные предметы облекаются невыразимой поэзией...» «А какие веселые вольности!» – говорил он, глядя, как «Кентаврицы читают свиток, усевшись на землю». Кентаврицы – это подруги кентавров, введенные Надей новые мифологические героини. Кроме них, естественно, появились и кентаврята. «Ее дарование приносит радость зрителю любого возраста и культуры, радость сопричастности с увлечением творчеством. Не повторяет жизнь, а воссоздает ее»10, – отзывался о работах Нади В.А.Ватагин. Когда он пригласил ее с отцом к себе в Подмосковье, Рушевы привезли папку с новыми работами Нади. Замечания Мастера стали очередным признанием незаурядного художественного мировосприятия девушки.

О «Пушкиниане»: «Развитие и рост – удивительны! Пожалуй, никто так легко не рисует. Это по-пушкински! Несколько точных штрихов пера – и намеком переданы характер, внутренний мир, эпоха».

О Булгакове: «Это большой шаг вперед! Новая страница. Редкий сплав истинной поэзии, фантастики. Драмы и сатиры. Точно и свободно. Изобильно»11.

И далее: «Дожить бы до издания “Мастера и Маргариты” с этими иллюстрациями! Да это не иллюстрации, это всплеск психологических этюдов, рисунков, живущих своей жизнью параллельно с романом»12.

Кажутся невероятными факты передачи Надей в рисунках того, о чем она никогда не могла бы узнать от других или прочитать. Так, Герман Есипов, бывший смотритель школьного мемориального музея Нади Рушевой, вспоминал, что вдова М.Булгакова Елена Сергеевна была изумлена, увидев в образе Надиного Мастера (рисунок «Мастер задумался») собственного мужа, грызущего ногти, с перстнем на пальце. Именно таким он был во время создания своего знаменитого произведения, но об этом никто, кроме Елены Сергеевны, не мог знать. В Барнауле все-таки сбылось то, о чем мечтал академик В.А.Ватагин: вышла книга «Мастер и Маргарита», иллюстрированная рисунками Нади Рушевой. Три портрета «Мастер задумался...», «Маргарита сочувствует...», «Иешуа на допросе...» были выполнены в совершенно новой манере: крупными ударами кистью с заливками черными чернилами. Это дало повод некоторым искусствоведам даже усомниться в ее авторстве, приписывая его отцу. «Мастер и Иешуа дались ей сразу, и чем-то были сродни между собой: не только внешне – возрастом, бородкой, но и взглядом, светлостью души, терпением в трудный час», – пишет в своем дневнике Н.К.Рушев. В поисках точного образа Маргариты было сделано шесть предварительных набросков. Особенно трудно было передать ее возраст.

Рисунки к роману М.Булгакова – впечатляющая серия, созданная Надей незадолго до ее ухода. Мир булгаковских героев, мистический, но до невероятия реальный, пронизал все Надино существо, и она возвращалась к нему снова и снова, уже не в рисунках, но в размышлениях.

Из дневника Н.К.Рушева:

«1 октября 1968 г.

Углубился в обширную статью В.Я.Лакшина – “Роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, напечатанную летом этого года в журнале “Новый мир” № 6. Его мне посчастливилось купить, когда Надя завершала свой булгаковский цикл. Прочитав исследование литературоведа, Надя прижала журнал к груди и воскликнула:

– Вот кто меня понимает!»13

Надя была человеком активным и открытым, в школе она старалась расшевелить одноклассников: выпускала газету «КЛАСС-ИНФО», за которую болела всей душой, учила ребят танцевать на школьных вечерах, участвовала во всех школьных мероприятиях. Разлада «отцы-дети» для нее не существовало. Общению с ней радовались все (кроме тех старших, которых юность раздражает a priori и они практикуют знаменитый девиз «молода еще!»). По неоднократному свидетельству отца, она умела оставаться спокойной, доброжелательной даже под огнем ретроградной критики. Большой Дух, с которым она родилась, и воспитание в среде истинной высокой культуры, подразумевающее определенные навыки этики, позволяли ей учтиво, но с достоинством общаться с теми, кто был старше иногда на одно, два поколения, при полном и взаимопонимании и взаимоуважении.

Когда в 1968 году Надя познакомилась со старейшим писателем-пушкинистом Арнольдом Ильичом Гессеном, ей было шестнадцать, а ему исполнилось 90 лет. Гессен подарил Надежде изданную в 1965 году книгу о Пушкине и подписал ее на память, назвав Надю «юной талантливой художницей». Дарственная надпись заканчивалась словами: «Буду рад, если я, 90-летний писатель, встречусь с 16-летней Надей на страницах моей новой книги о Пушкине»14.

Личность Нади поражает удивительной гармонией внутреннего мира с миром внешним, в ее сердце было столько любви и созидательной силы, что их хватило бы на несколько жизней. Но только с момента ее ухода началось действительное осмысление того, кем же все-таки она была, Надя Рушева. Только ли особо одаренным ребенком, гением от рождения? Или вся ее изумительная личность говорит о ней как о представителе нового, духовно эволюционировавшего поколения?

В современном мире стали появляться дети, обладающие особыми психологическими характеристиками, которые превосходят привычную степень внутренней зрелости, свойственную детям прошлых поколений. Их способности – следствие особой внутренней организации, позволяющей тонко чувствовать других. «Я живу жизнью тех, кого рисую», – говорила Надя. Это и есть ее техника. По прошествии 37 лет после того, как ее не стало, ни один искусствовед не взялся за написание монографии о ее жизни и творчестве. Автор одного из очерков назвал ее «девочка по имени Жизнь»15, – удивительно верно найденное определение. Продолжая эту мысль, можно сказать, что и метод создания ее рисунков – это проживание или, точнее, – вживание в создаваемый образ. Будь то Маленький принц, герои романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», античные боги, друзья-сверстники или Пьер Безухов и Наташа Ростова.

Наверное, недаром своими «немыми» учителями Николай Константинович Рушев называл художников Серебряного века. Воспитывая дочь на лучших явлениях мировой культуры, а по сути – давая ей то, чего требовала вся ее духовная природа, он взрастил в ней, не препятствуя и не подгоняя, а помогая духу и таланту, художника, в работах которого все, что им создано, было конкретным, узнаваемым, реальным, но в то же время – символичным. Именно поэтому большие художники и писатели видели в Наде Иллюстратора книг с большой буквы – не дотошного изобразителя деталей, указанных в литературной основе произведения, но художника, глубоко чувствующего зерно, образную суть художественной идеи и интуитивного мировосприятия самого литератора.

И все же кто она, эта девочка, наделенная особым даром, «проросшая однажды из зерна, занесенного неведомо откуда»? Виктор Киселев, один из тех, кто писал о творчестве Нади, выделил «четко отличимые черты ее характера: целеустремленность, жажду духовного обогащения, тягу к высотам культуры, неодолимое желание увидеть прекрасное и самой утвердить его в окружающем нас мире; отсюда воинствующее отрицание всякого мещанства, всего пошлого, грубого, мелкого и показного». Надя никогда ни на что не жаловалась. Даже если она была чем-то расстроена, удручена, ее настроение выражалось в серьезности создаваемых образов, но ни в коем случае не в упреках судьбе. О своих нерадивых одноклассниках говорила так: «Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори дотла сам... Это страшно трудно, но нужно. Нельзя – только себе. Ведь правда?» И она горела! Посмотрите на ее рисунки. Сколько скорби, материнского страдания и одновременно готовности вынести любую ношу в рисунках, посвященных военной тематике. Откуда в хрупком подростке такая глубина чувств, такое знание жизни?

Врожденная мудрость – одно из первых отличительных качеств детей нового сознания, детей Света. В книгах Учения Храма, переведенных на русский при участии Е.И.Рерих, говорится о «специфических областях», которые «весьма близко соприкасаются с тонкими силами природы, перед которыми человек, пользующийся лишь пятью чувствами, находится в затруднительном положении»16. Возможность разрешения этого положения может дать только развитое «шестое чувство», для которого характерны «интуиция, координация, воображение, сострадание, воля»17. Только благодаря «шестому чувству» можно «преодолеть препятствия, обусловленные возможностями пяти низших чувств, и <...> заглянуть за заграничительную линию между духом и материей»18.

История Нади Рушевой поразительна во всех отношениях. Как художнику, написавшему за свою короткую жизнь более десяти тысяч (!) работ, ей позавидовал бы любой взрослый. Каждая линия ее рисунка – «священный иероглиф», оставшийся загадкой и для современников, и для нас. Если говорить о ценности ее рисунков в целом, то лучше и проще, чем французский писатель Сент-Экзюпери, не скажешь: «Это по-настоящему полезно, потому что красиво»19.

Нади не стало, но с нами остались ее работы, ее бессмертное умение чувствовать Красоту космоса, ведущую к Беспредельности и поражающую мрак невежества, дышать ею, жить ею и дарить возможность другим прикоснуться к этому священному источнику.

^ Журнал «Культура и время». Москва, 2007, № 2



Кондратьева Кристина Леонидовна – искусствовед, исполнительный директор артгалереи «Древо» (Москва).

1 Рушев Н.К. Последний год Надежды. Воспоминания о моей дочери. М., 2007. С. 28.

2 Там же. С. 174.

3 Там же. С. 175.

4 Семейный архив. Газета «Восток-Запад».

5 Рушев Н.К. Последний год Надежды. Воспоминания о моей дочери. М., 2007. С. 23.

6 Там же. С. 29, 33, 51.

7 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. С. 27.

8 Знаки Агни Йоги, 457.

9 Сердце, 36.

10 Газета «Центр Азии».

11 Рушев Н.К. Последний год Надежды. Воспоминания о моей дочери. М., 2007. С. 87.

12 Там же. С. 89.

13 Там же. С. 99.

14 Там же. С. 123.

15 Журнал «Нева», № 9, 1972.

16 Учение Храма. В 2 т. Т 2. М., 2001. С. 155.

17 Там же. С. 158.

18 Там же. С. 155.

19 Сент-Экзюпери А. Маленький принц. М., 2004. С. 76




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О жизни и творчестве Нади Рушевой iconФеномен Нади Рушевой или семиуровневая структура и проблема ясновидения
Нади продолжает радовать и удивлять нас. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил о ней: "Люди нуждаются в таком искусстве, как...

О жизни и творчестве Нади Рушевой iconСочинение о Н. Рушевой и выступление при защите его сочинения. Здравствуйте!...
Здравствуйте! Меня зовут Павел Потехин. Я ученик 8 -а класса, школы №135 г. Нижний Новгород. Тема моего сочинения-исследования называется:...

О жизни и творчестве Нади Рушевой iconЕ. Н. Черноземова «Лёве исполнилось шесть лет. По нему давно плакала школа»
Нику Турбину или ранний уход Нади Рушевой. Основная проблема – отношение взрослых к новизне, с которой им приходится сталкиваться...

О жизни и творчестве Нади Рушевой iconЗолотая Москва 07. 11. 11 по 28. 12. 11 Заезд в любой день!
Москве великих художников и поэтов. Прогулка по знаменитому Саду «Эрмитаж», известному по фильму «Покровские ворота». Рассказы о...

О жизни и творчестве Нади Рушевой iconУрок №1 Тема: «Андрей Платонович Платонов. Краткие сведения о жизни...
Писать надо не талантом, а «человечностью» прямым чувством жизни. Все возможно и удастся все, но главное сеять души в людях

О жизни и творчестве Нади Рушевой iconПрограмма санкт-петербург №6
Регистрация участников тура в списке группы. Экскурсия по городу «Поэтические этюды» с посещением экспозиции Всероссийского Музея...

О жизни и творчестве Нади Рушевой iconГеркулес в искусстве
Материал для беседы к обзору литературы о жизни и творчестве Валентина Александровича. Серова

О жизни и творчестве Нади Рушевой iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua География в жизни и творчестве...

О жизни и творчестве Нади Рушевой iconВ жизни и творчестве Генриха Гейне
Женщины-идеи" и их роль в формировании поэти­ческих интересов Гейне

О жизни и творчестве Нади Рушевой iconПлан ответа Сведения о жизни и творчестве Ж. Б. Мольера (кратко в...
На примере произведения Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» раскройте особенности классицистической комедии


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don