Салистая-Григорян Т. А




Скачать 105.25 Kb.
НазваниеСалистая-Григорян Т. А
Дата публикации28.02.2013
Размер105.25 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Культура > Документы
Дорогу осилит идущий.

Нетрадиционная армянская школа в 2004-2005 учебном году

Салистая-Григорян Т.А.
Проблемы образования вынесены сегодня на уровень политических приоритетов в тех государствах, которые пытаются занять лидирующее положение в современном мире. Идет поиск и активная разработка продуктивных образовательных концепций в быстро меняющихся условиях современного общества. В оборот вошли ранее несвойственные педагогике термины: педагогические технологии, учитель инновационного типа, компьютеризация образования, рынок образовательных услуг, поликультурное образование, образовательные потребности и многое другое.

Необходимость поликультурного образования и наличие в среде армян Крыма образовательных потребностей в изучении родного языка и культуры подтвердили результаты небольшого анкетирования, проведенного в свое время в Крымском армянском обществе. Из 60-десяти опрошенных семей, только в одной посчитали необходимым отправить в Армению своих детей для обучения родному языку. Остальные хотели бы иметь такую возможность здесь, в Крыму, прежде всего в государственных учебных заведениях.

К сожалению, на рынке образовательных услуг Крыма и Украины нет ни одного государственного или частного учебного заведения, где бы обучение велось на армянском языке (известно, что в 20-е годы в Крыму было 14 начальных и семилетних армянских школ).

Изучать родной язык и культуру своего народа армяне Крыма до 1999 года могли только в воскресных школах или в семье. Десятилетие Крымского армянского общества совпало с открытием первых армянских групп в общеобразовательных школах Старого Крыма (СОШ № 3) и Симферополя (СОШ № 33, позднее в «Открытом космическом лицее»). Первыми учителями армянского языка в государственных школах Крыма были: Арутюнян В. Ц., Саргсян Т. Э., Никулина Е. А.. Их официальный статус был закреплен утвержденными Министерством образования АРК (2000г.) и Министерством образования и науки Украины (2001г.)программами: «Программой по армянскому языку» - автор Р. Пилосян, и «Программой по истории армянского народа и народов Крыма» (2001г.) – автор Т. Салистая-Григорян.

К 2002 году усилиями Крымского армянского общества, при поддержке государственных образовательных структур, в рамках проекта «Майрени лезу» (автор Т.А.Салистая-Григорян), удалось создать Нетрадиционную армянскую школу (НАШ). НАШ-а школа, как мы ее называем, объединила воскресные школы и группы изучения армянского языка нескольких общеобразовательных школ Крыам. Причем, если воскресные школы больше ориентированы на формирование среды общения и развитие творческих способностей детей, то в общеобразовательных школах акцент смещен на системное изучение армянского языка в разновозрастных и разноуровневых группах.

Сегодня, к концу 2004-2005 учебного года, в НАШ-ей школе Крымского армянского общества 14 таких групп. Армянский язык можно изучать в шести государственных учебных заведениях Крыма. В Симферополе это: УВК школа-лицей «ОКЛ», школа-гимназия № 3, СОШ № 33, СОШ № 18, гимназия № 9, а в Евпатории – в школе-гимназии № 8. Кроме того, дети занимаются в пяти воскресных армянских школах – в Симферополе (светская и церковноприходская), в Севастополе, Керчи и Ялте (церковноприходская). В группах до двадцати, но не менее восьми учеников. Практика последних лет показала, что изучение родного языка эффективнее вводить в школе с 1 по 6 класс, когда можно, использовать для языкового образования наиболее продуктивный детский возраст, избежать перегрузки детей и опираться на поддержку и сотрудничество с родителями. Для молодых людей (в основном студентов) в Симферопольской и Севастопольской воскресных школах созданы отдельные группы. Всего в НАШ-ей школе в этом году постигали наш древний язык и приобщались к армянской культуре около 140 человек, из них 73 ученика - в школах столицы Крыма.

Главным критерием формирования группы является знание (или незнание) родного языка. Ребятишки, выросшие вне Армении, либо не знают родной язык, либо владеют только устной разговорной речью, да и то диалектной. Задача и мастерство учителя, используя эффективные методики, как правило, нетрадиционные, научить своих питомцев литературному восточноармянскому языку и грамотному письму в пределах начальной школы. Более серьезные дидактические задачи мы пока решать не беремся.

Для того, чтобы утвердиться и быть востребованной у детей и их родителей в многообразии современных образовательных услуг, НАШ-ей школе, как ни какой другой, необходимо иметь высококвалифицированных педагогов (двуязычных), использовать передовые педагогические технологии, продуктивные методики. Поднять педагогический процесс на уровень качественного образования может только умело и нестандартно работающий учитель. На сегодняшний день в НАШ-ей школе работают, как правило, дипломированные педагоги. Ряд учителей продолжают обучение на педагогических факультетах вузов Украины. От учительства Крымского армянского общества на курсы повышения квалификации для учителей Спюрка, проходивших в Эчмиадзине под патронатом Каталикоса Армянской Апостольской церкви в августе 2005г. была направлена А. Т. Петросян.

В нынешнем учебном году учителя армянского языка апробировали новую программу, созданную творческой группой крымских педагогов1, специалистов КАО для НАШ-ей школы («Программа по армянскому языку для 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений с русским (украинским) языком обучения», Симферополь, КАО, 2004 – проект, профинансированный МФВ). Первый год обучения отведен авторами только на развитие разговорной армянской речи, что серьезно упрощает работу с детьми, не владеющими родным языком, создает условия для их успешного обучения. Учителя армянского языка НАШ-ей школы: Е. А. Никулина («ОКЛ», гимназия № 9), А. Т. Петросян («ОКЛ»), Г. Г. Петросян (СОШ № 3), В. Ю. Асатрян (ВАШ, Ялта) - умеют сделать урок радостным, а общение интересным. Особенно любимы дидактические игры - и теми, кто учит, и теми, кто учится. Уроки А. М. Кочарян (СОШ № 33) зачастую похожи на репетиции театрализованных представлений или литературные чтения. Неисчерпаемая тема - сказки Ов. Туманяна.

Учителя НАШ-ей школы не стеснены строгими рамками учебной программы и это позволяет им ярко проявлять свой творческий потенциал. Занятия не статичны, дети раскрепощены, настроены на творческое сотрудничество с учителем, с удовольствием приходят в школу и, как правило, отказываются переходить в другую группу. Эта любовь детей к своей армянской школе – наш главный успех.

Не смотря на то, что дети учатся в разных классах и даже школах, совместные праздники, конкурсы и занятия позволили объединить наших питомцев в единый коллектив. Традиционными в НАШ-ей школе стали Новогодние утренники, на которые мы приглашаем всех детей Крымского армянского общества, «Праздник Материнства и Красоты», а также участие вместе со взрослыми в траурном шествии 24 апреля в память жертв геноцида армян в Османской империи. Один раз в год - обязательно поездка к памятникам армянской истории и культуры Крыма. В год 60-летия Великой Победы, на трех автобусах, выделенных Рескомнацем, мы посетили мемориал на Сапун–горе в Севастополе и памятник 89 Таманской армянской дивизии. 29 апреля 2005г. вместе с ветеранами ВОВ А.А. Аматуни, А.А. Григоряном, А.А.Захаровым, А.А.Айвазян дети почтили память воинов-армян и возложили гирлянду и цветы к Вечному огню.

В завершение учебного года – конкурс «Ахпюр». Этот своеобразный экзамен в Нетрадиционной армянской школе проводился ныне в пятый раз. Здесь не ставят оценок, не выискивают слабые места в ответах учеников, а дают возможность каждому показать свои достижения в учебе. Выстраивают рейтинг успешности в совершенствовании родного языка, причем доверяют это независимому жюри из высокообразованных специалистов КАО. «Ахпюр-5» проходил в виде двух конкурсов: декламации «Природа Армении» и сочинений «Наше слаще!», - в которых приняло участие более 40 учащихся г. Симферополя и п. Айкован. Добрые слова поощрения и, конечно призы, получили все участники конкурса, а работа школы в 2004-2005 учебном году была высоко отмечена уважаемым жюри. О призерах конкурса снова напишут в газете КАО «Голубь Масиса», опубликуют наиболее удачные сочинения. Трудно сказать, кто больше радовался: учителя, дети или их родители? Ведь мамы и папы, особенно бабушки, участники всех наших мероприятий. Они часто присутствуют на занятиях, чему мы всячески способствуем, чтобы дома, в семье, было продолжено то, что закладывается учителем в школе.

По решению МО учителей школы и Исполкома КАО лучшие ученики НАШ получили путевки в летний оздоровительный лагерь: Д. Акопян, А. Смбтян, Т.Торосян, А. Хдрян.

НАШа школа – это наша семья, где любят детей, почитают старших и с уважением относятся к труду учителя. У нас нет трудных и неуспевающих учеников, мы рады любому проявлению их успешности, мы всегда рядом, мы учимся и растем вместе с нашими детьми. Они, а не мы, выбирают своего учителя и предметы, которые хотят изучать (обязателен только армянский язык). Так, страстное желание детей научиться танцам своих предков побудило нас организовать занятия по народному армянскому танцу. Так же родилась идея летней образовательной площадки в НАШ-ей школе. Просто дети не хотели прекращать занятий и расставаться после завершения учебного года. Теперь в «Открытом космическом лицее (ОКЛ)» мы работаем первые две недели июня. Руководителем летней площадки в 2005 г. была Люсине Артушевна Саргсян.

Уроки народного армянского танца в этом году проходили особенно плодотворно. Сначала в СОШ № 33 (хореограф Галина Сукиасовна Бароян), а затем в школе-лицее «ОКЛ» и СОШ №3 - художественный руководитель Арам Михайлович Григорян, которому и педагоги, и родители, доверив своих детей, помогали в организации занятий. Астхик Тиграновна Петросян стала его неутомимой помощницей. Результат не замедлил сказаться. Кроме танцевального ансамбля девочек «Шушаник», был создан танцевальный детский ансамбль «Арарат», который дебютировал на праздничном концерте в Дни армянской культуры в Русском театре 29 ноября 2004 г. Это неожиданное выступление нашей детворы стало замечательным подарком НАШ-ей школы к 15-летию Крымского армянского общества, изюминкой концерта. А Григорян Арам смог осуществить свою давнюю мечту - перейти к созданию профессионального танцевального ансамбля.

Очень важно, что танцевальные занятия, как и уроки музыкальной культуры, проводятся в НАШ-ей школе в основном на армянском языке, что является ненавязчивым и очень продуктивным дополнением к урокам родного языка. Во время музыкальных занятий Р. А. Хачинян (гимназия № 9), Е.А. Никулина с Ж. А. Макаровой («ОКЛ») подготовили разнообразный репертуар, который звучит на всех праздниках и концертах НАШ-ей школы. Дома дети могут порадовать исполнением армянских песен, танцев и стихов родственников и гостей. К. М. Асланян (СОШ № 8), создала из своих учеников вокальный ансамбль «Аревик» и достойно представила армянскую общину Евпатории на всех городских мероприятиях.

Знаменательным событием накануне Нового, 2005, года стало вручение директорам пяти симферопольских школ, в которых созданы группы изучения армянского языка и культуры, щедрых подарков от Крымского армянского общества и Республиканского комитета по делам национальностей. Технические средства обучения и комплекты современной школьной мебели получили заместители директоров школ из рук представителей Рескомнаца: В. П. Петрова, В. М. Павлова и Ш. Г. Хубларяна, много лет заботливо опекающего наших детей. Председатель Крымского армянского общества, О. А. Габриелян вручил грамоты директорам школ г. Симферополя, которые поддержали создание групп изучения армянского языка: Э.И. Крыжко, Л.И.Горб, Л.М. Вишняк, Т.В.Коваль, Н.Г. Новиковой. Через полтора месяца гости из Министерства образования и науки АРК и родители смогли присутствовать на презентации кабинетов армянского языка и языков народов Крыма в «Открытом космическом лицее» и 33 школе. В укомплектованных кабинетах творчески трудятся преподаватели не только армянского, но и украинского, и крымско-татарского языков, накапливается учебная литература, создаются пособия и наглядность. А дети на перегонки бегут в свой любимый кабинет, где у каждого своя парта, и можно передвигаться в пространстве классной комнаты, как на машине.

Особое слово надо сказать о Попечительском совете НАШ-ей школы – «Совете отцов», как с уважением назвала его давний друг КАО, начальник управления МОН АРК Т.Э.Яковлева. Большое счастье иметь поддержку сильных, состоявшихся мужей, уважаемых и среде армян, и во властных кругах, и в бизнесе, отцов семейств, которые считают своим долгом заботиться не только о своих детях. Становление образования на армянском языке они определяют важнейшим направлением работы и признаком жизнедеятельности общины. Поэтому решение любого вопроса НАШ-ей школы обсуждается с членами Совета: С.А. Атоянцем, А.А.Григоряном, Н.М.Григоряном, В.Г.Геворкяном, В.А. Гудмановым. К.Э.Джавадовым, А.П. Казанчанцем, В.С. Мартиросяном, С.К. Саргсяном. С этого года в Совет вошли: Б.Д.Саакян, С.О.Чорохян, В.Л. Степанян. Имя покойного П.Т. Казанчанца, одного из первых попечителей школы, нами не будет забыто до тех пор, пока есть школа. Без их заботы и участия, вряд ли бы, мы сумели столько сделать и решить.

Председатель Крымского армянского общества, О.А.Габриелян, не дающий нам забывать, что в армянской общине испокон веков два основных столпа: школа и церковь, - сегодня ищет пути для возрождения армянской школы. К решению этого вопроса в г. Симферополе мы подошли, как никогда, близко. Наши успехи отмечены Министерством образования и науки АРК, Республиканским комитетом по делам национальностей АРК, заведующей Управлением образования г. Симферополя Т.С. Ельцовой.

Разве у нас нет проблем? Есть. Но мы предпочитаем о них не говорить, а решать. А писать будем о тех, кто помогает нам их преодолеть. Дорогу осилит идущий…


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

НЕТРАДИЦИОННОЙ АРМЯНСКОЙ ШКОЛЫ

на 2005-2006 учебный год2


Цель: Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей армянского населения АРК в изучении родного языка, истории и культуры.

Совершенствование структуры НАШ (Нетрадиционная армянская школа) на основе интеграции групп, сформированных в общеобразовательных учебных заведениях, и воскресных армянских школ; программно-методическое, информационное и финансовое обеспечение их деятельности. Создание условий для становления первой армянской школы в АРК.

Задачи:

1. Заключение договора с Министерством образования и науки (МОиН) АРК о совместной деятельности.

2. Получение грифа МОиН АРК и МОиН Украины на учебную «Программу по армянскому языку для общеобразовательных школ 1 ступени с русским (украинским) языком обучения» и апробация ее в республике.

3. Формирование банка данных об учащихся-армянах в учебных заведениях АРК.

4. Продолжение работы по созданию групп изучения армянского языка в общеобразовательных школах Крыма: г. Симферополе, г. Севастополе, г. Евпатории, г. Ялте, Красногвардейском р-не и др. местах компактного проживания армян.

5.Расширение в НАШ преподавания истории армянского народа и народов Крыма, занятий по народным танцам и музыкальной культуре.

6. Продолжение формирования банка данных о педагогических кадрах КАО, в первую очередь, филологов-армянистов и историков.

7. Решение вопроса о финансировании в государственных учебных заведениях Крыма (за счет местного бюджета) тарифицированных преподавателей армянского языка.

8. Организация методических семинаров для педагогов НАШ по новой программе: «Интерактивные методики преподавания в разновозрастных и разноуровневых группах».

9. Организация курсов переподготовки и повышения квалификации для педагогов НАШ.

10. Продолжение комплектования НАШ учебными пособиями и материалами, детской литературой и наглядностью.

11. Оборудование кабинетов армянского языка в СОШ №3 (г. Симферополь), СОШ № 8

(г. Евпатория) за счет средств Рескомнаца.

12. Осуществление реорганизации светских воскресных школ в культурно-образовательные центры согласно «Типового положения о культурно-образовательных центрах национальных меньшинств Украины» от 21.10.2004 г.

13. Обеспечение лучших учащихся НАШ-ей школы путевками в летние оздоровительные лагеря, создание летней оздоровительной площадки для детей КАО.

14.Обобщение опыта работы НАШ, представление его в Рескомнаце, Министерствах образования и науки АРК и Украины, Городских управлениях образования АРК.

15. Расширение информационной поддержки НАШ, не имеющей аналогов в армянских общинах Украины, через СМИ КАО.



1 «Программа по армянскому языку для 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений с русским (украинским) языком обучения» Симферополь, КАО,2004.Авторы-составители: Салистая-Григорян Т. А., Вермищян В. В., Пилосян Р. К., Аветисян А. Р., Кравцова Л. Ф. Утверждена коллегией МОН АРК, №6/8 от 26 октября 2005 г.

2 Выписка из решения Методического объединения учителей армянского языка и культуры Нетрадиционной армянской школы Крымского армянского общества от 26.08.2005 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Салистая-Григорян Т. А iconХерсонська обласна наукова медична бібліотека
Алгоритм профилактических мер перед зубной имплантацией у соматических больных /А. Виноградов, С. Иванов, И. Духанина, Григорян А....

Салистая-Григорян Т. А iconА. С. Григорян Более двух десятилетий исследователи и клиницисты...
Первая успешная попытка создания искусственной кожи человека с использованием эмбриональных стволовых клеток


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don