И перед каждым педагогом стоит вопрос с чем я выйду к учащимся завтра?




Скачать 64.53 Kb.
НазваниеИ перед каждым педагогом стоит вопрос с чем я выйду к учащимся завтра?
Дата публикации13.05.2013
Размер64.53 Kb.
ТипВопрос
uchebilka.ru > Культура > Вопрос

Влияние Интернета на культуру и образование подростков


Нас – 60 миллионов, значит, каждый день создаётся не менее 100 миллионов конспектов учебных занятий, а может и больше. И перед каждым педагогом стоит вопрос – с чем я выйду к учащимся завтра? И каждый отвечает на этот вопрос по-разному. У некоторых до сих пор старые, годами не обновлявшиеся, конспекты занятий, а, значит, некачественный продукт. А может воспользоваться идеями миллионов???

Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: « Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования». И с этим трудно поспорить. По масштабу своего воздействия на мировую культуру феномен Интернет сопоставим с изобретением письменности и книгопечатания. Если традиционная книжная культура существует на основе текста, то с появлением Интернет формой организации культурного пространства становится гипертекст. На смену линейной последовательности книжного текста приходит бесконечно ветвящаяся, многократно пересекающаяся, прерывающаяся и вновь сплетающаяся в сеть последовательность виртуального текста.

Интернет способствует развитию культуры в двух направлениях. Первое связано с размыванием национальных границ культуры, преодолением языковых барьеров, разрушением перегородок между такими формами культуры, как наука, искусство, образование, досуг и т.д. Второе связано с тем, что в этой культуре для каждого человека возникает возможность не только пассивно воспринимать содержание культуры, но и влиять на мир культуры. С приходом Интернет подрываются основы монологического начала в культуре, что означает закат культур "закрытых", несущих в себе потенциал всевозможных конфликтов на межэтнической, конфессиональной, национальной или партийной почве.

Таким образом, Интернет возвещает о рождении культуры глобального диалога (культуры как диалога культур), "открытой" культуры, в которой каждый из участников имеет свой голос, ведет свою партию, может присоединить свой голос к голосу других или влиять на общее звучание.

Если Интернет станет доступен каждому, это будет колоссальным преимуществом не только для системы образования, но и для культуры общества в целом.
Как следствие, у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством. А это рождает новые проблемы, которые , возможно, станут глобальными в новом веке.

Самая значительная из них, на мой взгляд, та, что с каждым днем возрастает число жертв Интернета. А ими стали люди, полностью поглощенные виртуальным миром, который стал для них интересней, ярче реального. Там они с легкостью могут удовлетворить свои амбиции, проявить силу, ловкость, удачливость. Погруженные в сеть, увлеченные игрой, они уже не замечают внешнего мира, уходят из него. А это разбитые судьбы, нереализованные возможности.

Что именно так гипертрофированно завлекает людей в Сеть? Где разумные пределы увлечений и потребностей человека? Как уберечь детей, как самых беззащитных и наиболее подверженных вредному влиянию сети пользователей, от всех излишеств?

Каковы особенности общения в Интернет? Если мы не будем задавать себе такие вопросы, все научные достижения, все новые, продвинутые информационные технологии принесут больше вреда, чем пользы. Я пытаюсь понять свою роль как педагога в решении этих важных вопросов. Ведь Интернет стал безусловным конкурентом школы в передачи детям новых знаний, в ознакомлении их с окружающим миром.

Внедрение компьютера с его гипертекстовым пространством в систему образования разрушает старую тоталитарную в своей основе архитектонику педагогического пространства, где преподаватель-предметник являлся по существу единственным персонажем педагогического действия, и функция которого заключалась, главным образом, в озвучивании учебника (законченного текста). Возможности сетевого образования подрывают монополию педагога на знание и вынуждают уступить часть педагогического пространства компьютеру, делая его более персональным. Но дело преподавателя-предметника в новой модели образования не только техническая подготовка гипертекстовых учебных материалов и организация работы с ними. Это способность поддержать живой диалог с учеником, стать ему партнером и наставником в процессе обучения – в обработке и усвоении информации.

Есть и еще одна важная проблема. Современные информационные средства имеют ограниченные культурно-образовательные информационные ресурсы и ориентированы в основном на досуг и развлечения. А это, наряду с общей нестабильностью в обществе и другими факторами, в конечном счете, приводит к нравственному упадку и духовной нищете членов нашего общества. Такие понятия, как милосердие, любовь к ближним, уважение к другим народам, утрачивают сегодня свою истинную суть. Привычным явлением становится грубость, жестокость, бездушие, равнодушие ко всему и всем. Идут процессы падения нравов, разрушения гармонии человека не только с внешним миром, но и с самим собой.

Утрата веры в идеалы, которых придерживались люди старших поколений, приводит к дефициту духовности и чувства национального самосознания. Это, как в зеркале, отражается на нашем подрастающем поколении и проявляется в их поступках, отношении к другим людям, в работе и повседневной жизни. Сегодня не приходится удивляться тенденциям повышения преступности среди молодежи и их понижающемуся морально-этическому поведению.

Интернет, благодаря своей огромной аудитории и силе воздействия на умы, мог бы играть огромную воспитательную роль. Но отсутствие цензуры порой превращает мировую паутину в нечто противоположное.

Не осознав до конца понятия «свободы», информационное общество пока не может решить проблему новой информационной культуры, проблему правовой, моральной ответственности личности. Глобализация культурной и социальной жизни тысячекратно увеличивает долю этой ответственности. Интегрировав человека в целостность мировой культуры, Интернет оставляет его наедине с собой. Он дает иллюзию вседозволенности, порой провоцируя его на проявление худшего, что есть в нем. Когда есть анонимность, нет пределов возможного. И главное, на этом зарабатывают деньги.

В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики. В Интернете полно порнографии. Здесь свободно продаются видеоматериалы детского порно. Здесь не запрещено насилие. И это все «потребляют» подростки, случайно или сознательно попадающие на эти сайты.

Происходит самое страшное: аномальное, нездоровое становится привычным, будничным, уже не шокирующим, а значит, не вызывающим протест. Какое же общество построят такие «потребители» всемирной сети? Останутся ли в нем какие-либо гуманистические начала?

С этим надо бороться. Необходимо оградить детей и подростков от доступа к негативной информации. Ведь это ведет к разрушению личности.
А причина создавшейся ситуации заключается, в недостатке внимания как со стороны государства, так и со стороны научных, образовательных и культурно-просветительных учреждений в разработке информационных ресурсов в сети Интернет.

Ограниченность представления в сети Интернет научно-популярной, научной, культурной и образовательной информации приводит к тому, что у молодого поколения вырабатывается стереотип об Интернет как развлекательном и коммерческом инструменте. Вместе с тем, Интернет является очень мощным информационным средством, которое можно использовать для выработки у молодого поколения духовных и культурных ценностей, получения научной и образовательной информации для своего многогранного развития. Для решения этих проблем необходим научно обоснованный подход, целенаправленная психолого-педагогическая работа ученых и преподавателей. Приобретает значимость привлечение ведущих ученых, известных деятелей культуры и искусства к созданию региональных информационных ресурсов.

Бурное развитие и в рост влияния современных средств массовой информации, особенно таких, как телевидение и Интернет, имеющих широкие возможности воздействия на процессы становления личности, становятся ощутимыми в процессах произвольного и непрерывного образования личности. Необходимо взять эти процессы под контроль педагогической науки и по возможности заняться их координацией для создания информационных культурно-образовательных ресурсов и их эффективного использования при формировании процессов становления и развития личности современного информационного общества.

Испокон века, каждое поколение взрослых видит в новых технологиях их тенденцию разрушения. Платон предупреждал (и совершенно справедливо): «Письменность и чтение уничтожат ораторское искусство». Автомобиль отнял у нас способность к созерцательности. Телефон привел в упадок эпистолярный жанр. Место ораторского искусства заняла литература. На смену созерцательности пришла драма. А эпистолярный жанр был возрожден в электронной почте.

Интернет выполняет сейчас многие функции: и информационную, и коммуникативную, и развлекательную, и воспитательную. Но истинные масштабы его влияния на общество нам только предстоит осознать в будущем, когда заявит о себе новое «информационное» поколение. Каким оно станет? Примитивным, варварским или цивилизованным и гуманным? Ответить на этот вопрос крайне сложно. Но одно можно сказать точно, что след от влияния Интернета отразиться на нашем «завтра». И мы все в ответе за это.

Казанцева Лилия Павловна,
учитель географии высшей категории МОУ гимназии №18 г. Краснодара

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И перед каждым педагогом стоит вопрос с чем я выйду к учащимся завтра? iconПрофсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности...
Перед каждым профсоюзным комитетом стоит вопрос о позиции, которую он должен занять в перспективе сокращения численности работников...

И перед каждым педагогом стоит вопрос с чем я выйду к учащимся завтра? icon1. в чем будут заключаться должностные обязанности какие задачи и...
В чем будут заключаться должностные обязанности (какие задачи и планы будут поставлены перед потенциальным работником, чем конкретно...

И перед каждым педагогом стоит вопрос с чем я выйду к учащимся завтра? iconНесение послушаний учащимися
Перед воскресной школой, как духовным учебным заведением, стоит задача не только дать знания учащимся, но главное воспитать их в...

И перед каждым педагогом стоит вопрос с чем я выйду к учащимся завтра? iconОбучение иностранным языкам: другое время другие подходы?
Каждое занятие по иностранному языку – это перекресток культур, это практика межкультурного общения, потому что за каждым иностранным...

И перед каждым педагогом стоит вопрос с чем я выйду к учащимся завтра? icon«Что делать на воскресном церковном собрании?»
Всем понятно: ходить в церковь надо. Но на этот вопрос стоит посмотреть немного глубже, чтобы понять, для чего же мы все-таки ходим...

И перед каждым педагогом стоит вопрос с чем я выйду к учащимся завтра? iconПотребление вина во Франции В. Дудченко
Фигаро" : " Один стакан. Даже два всё нормально. Лучше стоит пробовать, чем поглощать. Когда оценивают вино, качество стоит перед...

И перед каждым педагогом стоит вопрос с чем я выйду к учащимся завтра? iconЛечить болезни или восстанавливать здоровье? Какой ответ дают современные...
За годы независимости численность населения Украины сократилась на 6 млн человек. Из людей в возрасте от 40 до 50 лет здоровыми могут...

И перед каждым педагогом стоит вопрос с чем я выйду к учащимся завтра? iconОсновные правила
«Брэйн-ринг» командная игра, в которой команды соревнуются в умении за отведенное Правилами время находить правильный ответ на поставленный...

И перед каждым педагогом стоит вопрос с чем я выйду к учащимся завтра? icon4. Практическая работа Учимся анализировать потребности, структурировать проблему и находить!
В связи с этим требованием перед украинскими производителями продукции стоит вопрос, как разобраться в таком обилии стандартов, что...

И перед каждым педагогом стоит вопрос с чем я выйду к учащимся завтра? iconНачало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым...
Кроме того, приближается «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростков. Ведущей деятельностью становится межличностное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<