Методические рекомендации для учителей русского языка по подготовке учеников к внешнему независимому оцениванию в 2012 году Составитель




Скачать 288.21 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей русского языка по подготовке учеников к внешнему независимому оцениванию в 2012 году Составитель
страница1/2
Дата публикации16.03.2013
Размер288.21 Kb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации

для учителей русского языка по подготовке учеников к

внешнему независимому оцениванию в 2012 году
Составитель: Помазан И.А.,

кандидат филологических наук, доцент, методист научно-методического отдела

Харьковского регионального центра оценивания качества образования
ВНО по русскому языку в контексте повышения качества образования

Помочь педагогам подготовить учеников, в том числе психологически, к участию во ВНО, а также содействовать развитию компетентности учителя в использовании тестовых технологий, повышению качества школьного образования – именно эти задачи были определяющими для специалистов научно-методического отдела ХРЦОКО при составлении методических рекомендаций, которые предлагаются Вашему вниманию.

Сегодня практически не вызывает возражений утверждение, что эффективное управление системой образования, а также ее развитие невозможны без создания эффективной национальной системы мониторинга качества образования. Во многих странах мира такие системы являются действенным фактором развития и совершенствования образовательных систем.

Внешнее оценивание учебных достижений учеников признано в мире одним из эффективных инструментов образовательного мониторинга. Специалисты определяют его как наиболее объективную и беспристрастную форму оценивания, которая осуществляется внешними, относительно учебного заведения, институциями, с применением стандартизированных тестовых заданий, соответствующих процедур проведения тестирования и технологии безличной проверки.

Цель и задачи ВНО по русскому языку и литературе определены в программе, утвержденной Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины.

В нашей стране только формируется система национального внешнего оценивания, система исследования его эффективности тоже предпринимает первые шаги. Подобные процессы происходят в Российской Федерации. Наши российские коллеги убеждены, что повышению качества образования будет способствовать постепенная переориентация контрольно-измерительных материалов общегосударственного тестирования на оценку предметной компетентности, то есть способности решать проблемы, связанные с различными ситуациями, как предметными и межпредметными, так и ситуациями, приближенными к реальной жизни. Для всех предметов характерно уменьшение количества заданий репродуктивного характера и увеличение заданий, направленных на определение уровня понимания основных элементов содержания и сформированности умения применять приобретенные знания в различных ситуациях.

При анализе выполнения заданий рассматриваются результаты фактического выполнения (а не только после шкалирования), что позволяет сделать вывод и об общем уровне подготовки выпускников, и о сформированности отдельных предметных компетентностей, и о качествах программ, учебников, методики преподавания предмета, следовательно – определить пути совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Аналитические данные по итогам проведения общегосударственного тестирования в России используются для информирования учителей, родителей, учеников, педагогической общественности об общих принципах построения экзаменационных работ, о типичных ошибках и пробелах в знаниях и т. п. Ежегодно выходят методические письма по отдельным предметам по итогам проведения ЕГЭ, проводятся Интернет-педсоветы. Кроме того, материалы, подготовленные по результатам проведения ЕГЭ, используются при подготовке стандартов второго поколения.

В Украине в настоящее время отсутствуют системные исследования статистических данных, полученных по результатам проведенных общенациональных тестирований. Не сделаны выводы относительно совершенствования стандарта, программ, учебников. Отсутствуют аналитические исследования уровня учебных достижений выпускников и рекомендации педагогам-практикам относительно совершенствования учебного процесса. Следует заметить, что официальный отчет о проведении ВНО составляется Украинским центром оценивания качества образования четыре года подряд и является доступным для всех заинтересованных лиц.

Опыт проведения тестирования по различным предметам показал, что значительная часть участников оказалась недостаточно готовой к этой процедуре. Одну из причин трудностей, с которыми столкнулись участники при прохождении тестирования, специалисты видят в отсутствии опыта работы с тестовыми заданиями. В частности, Е. Пометун считает необходимым внедрение тестов как средства оценивания учебных достижений учеников уже в основной школе.

Очевидно, формулу успешного прохождения тестирования по русскому языку, как и по любому другому предмету, можно выразить приблизительно так: «систематизированные знания, сформированные предметные компетентности + опыт работы с тестами».

Тестирование – не более сложный экзамен, чем другие государственные экзамены, но он имеет иную форму. Надеемся, что предоставленная информация и методические рекомендации помогут Вашим ученикам хорошо подготовиться к внешнему независимому оцениванию по русскому языку в 2012 году.
^ Особенности проведения ВНО-2012|

В Министерстве юстиции зарегистрирован приказ Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 3 ноября 2011 года № 1254 которым утвержден:

  • Порядок проведения внешнего независимого оценивания в 2012 году.

  • Положение об апелляционной комиссии Украинского центра оценивания качества образования.

  • Положение о регламентной комиссии регионального центра оценивания качества образования.

  • Положения о предметных специальных комиссиях при Украинском центре оценивания качества образования.

  • Техническое описание сертификата внешнего независимого оценивания и информационной карты к сертификату внешнего независимого оценивания.

Приказами Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 9 августа 2011 г. № 946 и от 14 октября 2011 года № 1192 определен перечень предметов, по которым будет проводиться внешнее независимое оценивание в 2012 году. Утвержден календарный план подготовки и проведения ВНО-2012 (приказ Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 23.11.2011 г. № 1346 «Об утверждении календарного плана подготовки и проведения внешнего независимого оценивания лиц, изъявивших желание поступить в высшие учебные заведения Украины в 2012 году»).

В соответствии с названными нормативными документами можно определить, что:

  1. Регистрация участников будет происходить с 1 января по 20 февраля 2012 года.

  2. ВНО будет проведено с 15 мая по 7 июня 2012 года.

  3. В 2011 году внешнее независимое оценивание будет проводиться по десяти предметам. По украинскому языку и литературе, истории Украины, всемирной истории, математике, биологии, физике, химии, географии, русскому языку, одному из иностранных языков (по выбору) – английскому, немецкому, французскому, испанскому.

  4. Максимальное количество тестов, которые может сдать каждый участник тестирования, – четыре.

  5. Тестирование по русскому языку состоится 17 мая 2012 года.

  6. Результаты, полученные во время внешнего оценивания, будут указаны в приложении к сертификату Украинского центра оценивания качества образования, который абитуриент будет подавать в приемные комиссии ВУЗов.


^ Программа ВНО по русскому языку

и характеристика теста
Объяснительная записка

Программа внешнего независимого оценивания по русскому языку утверждена Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины (приложение №2 к приказу № 791 от 14.07.2011 г.).

Программа ВНО по русскому языку разработана с учетом действующей программы по русскому языку для 5-9 классов (письмо Министерства образования и науки Украины от 23.12.2004 г. №1/11-6611) и 10-11 классов (приказ Министерства образования и науки Украины от 20.10.2010 г. № 1021).

Программа внешнего независимого оценивания содержит три раздела: 1) «Речь. Речевая деятельность» («Общение и речь», «Текст», «Типы речи», «Стили речи»); и 2) «Языковые единицы и нормы их употребления» («Фонетика. Графика», «Лексика. Фразеология», «Состав слова. Словообразование», «Морфология», «Синтаксис»); 3) «Правописание» («Орфография», «Пунктуация»).
^ РУССКИЙ ЯЗЫК


Название

раздела,

темы

Знание содержания языковых понятий, терминов, языковых явлений и закономерностей

^ Предметные умения и способы учебной деятельности

1. Речь. Речевая деятельность

Общение и речь

Тема и основная мысль высказывания.

Качества хорошей речи (правильность, логичность, точность, последовательность, уместность, богатство, выразительность).

Определять тему и основную мысль высказывания; воспринимать полно и точно фактическое содержание текста, его соответствие качествам хорошей речи; отбирать материал для создания речевого произведения, учитывая качества хорошей речи, обнаруживать и исправлять недочёты, связанные с нарушением правильности, логичности, точности, последовательности, уместности, богатства и выразительности речи в собственном высказывании.

^ Текст, его основные признаки

Текст, его основные признаки (информативность, связность, членимость, завершённость, подчиненность всех элементов содержания и языковых средств раскрытию темы и основной мысли). Тема, микротема, основная мысль текста. Деление текста на абзацы, тематическое предложение абзаца. Структура текста (зачин, основная часть, концовка). Средства связи предложений и микротем в тексте. Виды связи предложений в тексте.

Определять основные признаки текста; выделять микротемы, тематическое предложение абзаца; находить структурные части текста (зачин, основную часть, концовку); выявлять средства связи предложений и микротем в тексте (повтор слов, синонимы, антонимы, однокоренные слова, местоимения, видо-временные формы глагола, вводные слова, порядок слов, речевые обороты, вопросительное предложение); различать виды связи предложений в тексте (цепную, параллельную).

Типы речи

Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Сочетание в одном тексте разных типов речи.

Распознавать типы речи; определять их структуру; распознавать сочетание различных типов речи в одном тексте; создавать собственные высказывания, используя различные типы речи.

^ Стили речи

Стили речи: разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный (сфера применения, функции, стилевые черты.) Стилистическая норма, стилистическая ошибка (речевой недочёт). Особенности языковых средств функциональных стилей речи (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).

Различать стили речи, определять их функции, сферу применения, стилевые черты; выявлять особенности и стилистические возможности языковых средств; создавать письменное высказывание, логически излагая содержание, подчиняя его теме и основной мысли, избранному стилю и типу речи, достигать определённую коммуникативную цель.

^ 2. Сведения о языке. Языковые единицы и нормы их употребления

Фонетика.

Графика.

ОРФОЭПИЯ

Звуки речи: гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков и их обозначение на письме.


Различать в словах гласные и согласные; безударные и ударные гласные; звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные; делить слова на слоги, выделять ударный слог; определять звуковое значение букв в слове; располагать слова в алфавитном порядке; ставить ударение в соответствии с нормами русского литературного языка; находить и исправлять орфоэпические ошибки и ошибки, связанные с нарушением норм ударения.

Лексикология.

Фразеология

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Добавочные значения слова: эмоционально-экспрессивное и стилистическое: Группы слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы. Приёмы толкования лексического значения слова. Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные (нейтральные) и слова, ограниченные в употреблении: диалектные слова; профессиональные слова, жаргонные, термины. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы Тематические группы слов. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.

Определять лексическое значение слова, различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение многозначного слова, добавочные значения слова: эмоционально-экспрессивное и стилистическое; объяснять лексическое значение известных слов, используя различные приёмы толкования; находить в тексте омонимы, синонимы, антонимы и слова, относящиеся к одной тематической группе; отличать омонимы от многозначных слов; определять в тексте исконно русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова, опознавать термины, фразеологизмы; правильно и уместно использовать слова и фразеологизмы в соответствии с их значением, в том числе слова с переносным значением, с эмоционально-экспрессивной и стилистической окраской; подбирать к словам синонимы, антонимы, употреблять их для неоправданного повторения слов, а также для связи предложений в тексте.

^ Состав слова.

Слово-

образование

Корень, суффикс, префикс и окончание – значимые части слова (морфемы). Основа слова. Однокоренные слова.

Изменение и образование слов. Способы словообразования. Чередование гласных и согласных звуков. Сложные и сложносокращённые слова.

Отделять окончание слова от основы, членить основу на значимые части (морфемы); пользоваться словарём строения слов и школьным словообразовательным словарем; подбирать однокоренные слова, слова с одинаковыми префиксами и суффиксами; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; определять способ образования известных слов; опознавать слова с чередованием гласных и согласных звуков; опознавать сложные и сложносокращенные слова, согласовывать сложносокращённые существительные с прилагательными и глаголами; правильно понимать и использовать в речи слова с учётом лексического и грамматического значения их составных частей.

Морфология.

Имя существительное

Имя существительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Род. Число. Склонение имён существительных. Типы склонения имён существительных.

Способы образования имен существительных.

Распознавать имена существительные, определять их грамматические признаки; находить существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; определять род, число, типы склонения имён существительных; устанавливать способы образования существительных, указывать значение суффиксов и префиксов, правильно образовывать существительные; правильно и уместно употреблять в речи имена существительные (в т. ч. и те, род и число которых не совпадает в украинском и русском языках), а также существительные общего рода, существительные, имеющие форму одного числа, падежные формы имён существительных, формы разносклоняемых имён существительных, несклоняемые существительные.

^ Имя прилагательное

Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Степени сравнения качественных прилагательных и их образование. Полные и краткие качественные прилагательные, их роль в предложении. Способы образования имён прилагательных.

Распознавать имена прилагательные, различать их грамматические признаки; находить прилагательные качественные, относительные, притяжательные; формы степеней сравнения качественных прилагательных; различать полные и краткие прилагательные; определять способы образования прилагательных, указывать значение суффиксов и префиксов, правильно образовывать прилагательные; правильно и уместно употреблять в речи имена прилагательные (в т. ч. формы сравнительной и превосходной степени, краткие имена прилагательные)

Имя

числительное

Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Числительные количественные (обозначающие целые числа, дробные, собирательные) и порядковые. Числительные простые и составные.

Склонение числительных.

Распознавать имена числительные, определять их грамматические признаки; склонять простые и составные числительные; правильно употреблять в речи сочетания существительных с количественными (в т. ч. дробными и собирательными) и порядковыми числительными.

Местоимение

Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений (личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные).

Склонение местоимений.

Распознавать местоимения, указывать их грамматические признаки; различать разряды местоимений (личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные); склонять и правильно употреблять в речи местоимения (в т. ч. для связи предложений в тексте); уместно использовать местоимения сам, свой, их для обозначения принадлежности, местоимения Вы, Вам как форму вежливости.

Глагол

Глагол: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Неопределённая форма (инфинитив). Переходные и непереходные глаголы. Вид глагола. Наклонение глагола (изъявительное, условное, повелительное), образование глаголов повелительного и условного наклонения. Время глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени) глаголов. І и ІІ спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы.

Способы образования глаголов.


Распознавать глаголы, определять их грамматические признаки; определять неопределенную форму глагола, переходные и непереходные глаголы, наклонение глагола (изъявительное, условное, повелительное), время и спряжение глагола, безличные глаголы; устанавливать способы образования глаголов, указывать значение суффиксов, образовывать глаголы; правильно спрягать и уместно употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные глаголы, безличные глаголы, глагольные словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова (в т. ч. и словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках), личные формы разноспрягаемых глаголов, формы повелительного наклонения от глаголов положить, класть, вынуть, не портить, лечь и др.; уместно использовать формы настоящего и будущего времени вместо прошедшего, одни формы наклонений в значении других.

Причастие

Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия, их образование. Краткие страдательные причастия, их роль в предложении. Причастный оборот.

Распознавать причастия, определять их грамматические признаки; различать причастия действительные и страдательные, полные и краткие; правильно образовывать и употреблять в речи причастия и причастные обороты; соблюдать нормы употребления кратких причастий.


Деепричастие

Деепричастие как особая форма глагола: общее значение; морфологические признаки, синтаксическая роль.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. Деепричастный оборот.

Распознавать деепричастия, определять их грамматические признаки; различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; правильно образовывать и употреблять их в речи, в т. ч. деепричастия с суффиксом –ся (-сь), деепричастный оборот.

Наречие

Наречие: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды наречий по значению (образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени). Степени сравнения наречий. Способы образования наречий. Ударение в наречиях. Наречие как средство связи предложений в тексте, а также как способ повышения изобразительности речи и выражения оценки.

Распознавать наречия, определять их грамматические признаки; различать разряды наречий по значению (образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени), наречия в сравнительной и превосходной степени; определять способы образования наречий, правильно образовывать наречия; правильно и уместно употреблять наречия (в т. ч. в форме сравнительной и превосходной степени) в речи; использовать наречия как средство связи предложений в тексте, а также как способ выражения оценки и повышения изобразительности речи.

Предлог

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке (в сопоставлении с украинским). Употребление предлогов в, на, с, из. Употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Использование в речи предлогов-синонимов.

Распознавать предлоги; правильно и уместно употреблять предлоги в речи, в т. ч. и те, употребление которых не совпадает в русском и украинском языках, а также предлоги в, на, с, из; правильно употреблять имена существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; использовать в речи предлоги-синонимы.

Союз

Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

Распознавать союзы и определять их вид; правильно использовать союзы для связи слов в предложении и предложений в тексте; употреблять в речи союзы-синонимы.

Частица

Частица как служебная часть речи. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Употребление частиц в речи.

Распознавать частицы, их разряды по значению; правильно использовать частицы в речи, в том числе как средство повышения выразительности речи.

Междометие

Междометие, его особенности.

Звукоподражательные слова, их назначение в речи.

Распознавать междометия; уместно использовать междометия в речи, в т. ч. для повышения выразительности речи.

Синтаксис.

Словосочетание.

Предложение


Словосочетание. Строение и виды словосочетаний по способу выражения главного слова. Словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова (в т. ч. словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках). Использование в речи синонимичных словосочетаний.

Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Риторический вопрос. Предложения двусоставные и односоставные, простые и сложные предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Различать словосочетание и предложение, главное и зависимое слово в словосочетании, типы словосочетаний по способу выражения главного слова; различать предложения разных видов (по цели высказывания, по наличию или отсутствию эмоциональной окраски, по характеру грамматической основы, по количеству грамматических основ).

Правильно строить, распространять и использовать в речи словосочетания, в том числе словосочетания, в которых допускаются ошибки в форме зависимого слова, и словосочетания, различающиеся в русском и украинском языках; употреблять синонимичные словосочетания.

Правильно строить и употреблять в речи предложения изученных видов с учётом сферы их использования; использовать логическое ударение и порядок слов для повышения точности и выразительности речи.

^ Двусоставное простое предложение

Главные

и второстепенные члены предложения


Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное).

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство. Приложение как разновидность определения. Виды обстоятельств (по значению). Сравнительный оборот.

Определять структуру простого двусоставного предложения; распознавать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство), определять виды главных и второстепенных членов; правильно строить и использовать в речи предложения с разными видами главных и второстепенных членов.

^ Односоставные предложения


Односоставные простые предложения с главным членом в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные) и подлежащего (назывные), их роль в языке.

Распознавать односоставные предложения и определять их виды (в том числе в составе сложного); правильно и уместно использовать односоставные предложения разных видов в речи.

^ Неполные предложения

Неполные предложения.


Распознавать неполные предложения; правильно и уместно использовать неполные предложения в речи, в том числе в диалоге, а также в составе сложных предложений для предупреждения неоправданных повторений.

Предложения

с однородными членами


Однородные члены (с союзной, бессоюзной и смешанной связью).

Однородные и неоднородные определения.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

Находить однородные члены предложения (распространённые и нераспространённые), разные ряды однородных членов в одном предложении, обобщающие слова при однородных членах; распознавать однородные и неоднородные определения; правильно строить и уместно использовать в речи предложения с однородными членами.

Предложения

с обращениями, вводными словами, (словосочетаниями, предложениями)

Обращение. Нераспространённое и распространённое обращение.

Вводные слова (словосочетания, предложения).


Находить обращения, вводные слова (словосочетания, предложения); распознавать распространённые и нераспространённые обращения, определять значение и цель использования вводных слов (словосочетаний, предложений); в предложении и тексте; правильно и уместно использовать в речи обращения и вводные слова (словосочетания, предложения), в том числе для передачи отношения к адресату речи; использовать синонимию вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Предложения

с обособленными членами


Понятие об обособлении. Обособленные второстепенные члены (в т. ч. уточняющие): определения, приложения, обстоятельства.


Находить обособленные и уточняющие члены предложения; распознавать обособленные определения, приложения, обстоятельства; правильно строить и уместно использовать в речи предложения с обособленными и уточняющими членами предложения.

^ Способы передачи чужой речи. Прямая

и косвенная речь

Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. Замена прямой речи косвенной. Цитата как способ передачи чужой речи.

Находить слова автора и прямую речь, предложения с косвенной речью; заменять прямую речь косвенной; правильно использовать в речи цитаты.

^ Сложное предложение

Сложносочинённое предложение

Сложное предложение и его признаки. Основные виды сложных предложений. Сложносочинённое предложение; его строение и средства связи в нём. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Различать сложные предложения разных видов, находить сложносочинённые предложения в тексте; определять структуру сложносочинённого предложения и указывать средства связи его частей; правильно и уместно использовать в речи сложносочинённые предложения.

^ Сложно-

подчинённое предложение

Сложноподчинённое предложение, его строение и средства связи. Место придаточной части по отношению к главной. Основные виды придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, сравнительные, причины, следствия, цели, условия, уступки). Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

Распознавать сложноподчинённые предложения в тексте; определять структуру сложноподчинённого предложения и указывать средства связи его частей; распознавать сложноподчинённые предложения с разными видами придаточной части; определять место при даточной части по отношению к главной; правильно и уместно использовать в речи сложноподчинённые предложения (в т. ч. и с несколькими придаточными).


^ Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между его частями.


Находить сложные бессоюзные предложения и определять смысловые отношения между частями; правильно и уместно использовать бессоюзные предложения в речи.

^ Сложное предложение

с разными видами

связи

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Распознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи; устанавливать смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи; уместно использовать сложные предложения с разными видами связи в речи.

3. Правописание

ОРфография

Безударные гласные в корне слова. Согласные в корне слова. Гласные и согласные в префиксах. Гласные после шипящих и ц. Гласные и, ы после ц. Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов и причастий. Согласные (кроме н) в суффиксах существительных и прилагательных. Гласные е, и в окончаниях слов. Одна и две буквы н в суффиксах. Буквы ъ и ь. Употребление прописных букв. Различение на письме приставок не- и ни- в местоимениях и наречиях и частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни со словами. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами и в служебных словах. Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов. Непроверяемые орфограммы в словах. Перенос слов. Соединительные гласные в сложных словах.

Распознавать изученные орфограммы и объяснять их с помощью правил; правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.

ПУНКТУАЦИЯ

Знаки препинания в простых предложениях (в конце простого предложения; тире между подлежащим и сказуемым; написание одиночных приложений через дефис; приложения, выделяемые кавычками; выделение запятыми сравнительного оборота; тире в неполных предложениях; запятая между однородными членами; двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами; знаки препинания при обращении; знаки препинания при вводных словах (словосочетаниях, предложениях); знаки препинания при обособленных членах предложения).

Знаки препинания в сложных предложениях (между частями сложносочиненного предложения; между главной и придаточной частью сложноподчиненного предложения; в бессоюзных предложениях; в сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи).

Знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитатах.

Распознавать изученные пунктограммы и объяснять их с помощью правил; правильно ставить знаки препинания на изученные правила; находить и исправлять пунктуационные ошибки.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для учителей русского языка по подготовке учеников к внешнему независимому оцениванию в 2012 году Составитель iconМетодические рекомендации для учителей русского языка по подготовке...
Хрцоко при составлении методических рекомендаций, которые предлагаются Вашему вниманию

Методические рекомендации для учителей русского языка по подготовке учеников к внешнему независимому оцениванию в 2012 году Составитель iconРекомендации практического психолога по подготовке к внешнему независимому оцениванию
Внешнее независимое оценивание (вно) основано на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам,...

Методические рекомендации для учителей русского языка по подготовке учеников к внешнему независимому оцениванию в 2012 году Составитель iconРекомендации по психологической подготовке учащихся к независимому внешнему оцениванию
Независимое внешнее оценивание (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая форма экзамена требует хороших...

Методические рекомендации для учителей русского языка по подготовке учеников к внешнему независимому оцениванию в 2012 году Составитель iconМетодические рекомендации по организации подготовки к внешнему независимому оцениванию физика
Общие выводы касательно результатов тестирования по физике (вно-2013) на основе статистического анализа

Методические рекомендации для учителей русского языка по подготовке учеников к внешнему независимому оцениванию в 2012 году Составитель iconКак готовиться к внешнему независимому оцениванию (вно)
Есть подряд все, что с витаминами – овощи, фрукты, ягоды (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимоны и апельсины

Методические рекомендации для учителей русского языка по подготовке учеников к внешнему независимому оцениванию в 2012 году Составитель iconПлан работы творческой группы учителей русского языка по проблеме...
За 2007-2011 учебные годы по проблеме: «Внедрение инновационных процессов в систему работы учителей русского языка и литературы»

Методические рекомендации для учителей русского языка по подготовке учеников к внешнему независимому оцениванию в 2012 году Составитель iconМетодические рекомендации по подготовке, организации и проведению...
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей кафедры «Учет и аудит»

Методические рекомендации для учителей русского языка по подготовке учеников к внешнему независимому оцениванию в 2012 году Составитель iconМетодические рекомендации к курсу «Философия культуры»
Методические рекомендации к курсу «Философия культуры» для студентов факультета Философии и религии всех форм обучения. Учебно методическое...

Методические рекомендации для учителей русского языка по подготовке учеников к внешнему независимому оцениванию в 2012 году Составитель iconМетодические рекомендации к курсу «Философия культуры»
Методические рекомендации к курсу «Философия культуры» для студентов факультета Философии и религии всех форм обучения. Учебно-методическое...

Методические рекомендации для учителей русского языка по подготовке учеников к внешнему независимому оцениванию в 2012 году Составитель iconАнализ состояния методического обеспечения и преподавания русского...
Нацеливают словесников на выполнение этой задачи нормативные документы Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<