Реферат Тема: «Организация коллективного труда в детском саду»




Скачать 139.38 Kb.
НазваниеРеферат Тема: «Организация коллективного труда в детском саду»
Дата публикации17.02.2014
Размер139.38 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Организация коллективного труда в детском саду

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Бурятский Республиканский Педагогический колледж Кафедра Д.О. РЕФЕРАТ Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» Выполнил: студентка 21 группы Туманина М. Проверил: Нимбуева С.Н. г. Улан-Удэ 2002 год План1. Коллективный труд детей . . . . . . 3 стр.2. Распределение работы . . . . . . . 3 стр.3. Труд всех детей группы . . . . . . . 6 стр.4. Методика руководства трудом детей . . . . 6 стр.5. Выполнение задания . . . . . . 6 стр.6. Обсуждение результатов трудовой деятельности . . . 7 стр.7. Литература . . . . . . . . 9 стр. 1. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД ДЕТЕЙ На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурстваусложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированныеумения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений кпоручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т. е.к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, чтоих содержание становится гораздо большим по объему и одновременнотребования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большаясамостоятельность в процессе работы, при ее организации. Такого родаусложнения имеют целью не столько увеличение объема работы, скольковыдвижение более сложных воспитательных задач. Чтобы разобраться в сути возможных усложнений, следует рассмотретьособенности форм организации труда с точки зрения объединения детей втруде. Когда происходит объединение их в коллектив? Что служит средствомдля этого объединения? Какие задачи наиболее успешно решаются при том илиином объединении детей? Для выяснения этого вопроса перейдем к рассмотрениюразличных случаев объединения участников в процессе труда, обратившись кконкретным примерам. Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить печенье, посадитьлук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от2—3 до 6—7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получаетконкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его ивырезает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указаниеот воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, иприступает к работе и т. д. Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу,воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это даетвозможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда:каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболеепростое объединение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя этузадачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться неотставать от других. Не следует заставлять товарищей ждать». А учитываявозможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такойобъем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время. Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» кколлективному труду. По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками,а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности,роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решениявыдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к болеесложным задачам. Важное значение имеет формирование у детей началколлективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видетьзатруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью ксверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п. Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. Вдетском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий итруд совместный. 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ При организации коллективного труда воспитатель осуществляетруководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следуетподчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка наопределенный участок работы, но тогда вся деятельность по распределению,которая побуждает детей вступать в общение, уступать друг другу,договариваться между собой, не будет использована в полной мере. Болеетого, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детейсамостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точкизрения получения результата Совершенно безразлично, кто какие задания будетвыполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачиформирования начал коллективизма, и потому его методы направлены на решениеименно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую частьработы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего делаон решает несколько задач: учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенкаоказался примерно одинаковый объем, чтобы все дети в одно время закончилисвои задания; организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всехвидах труда, выполняемых группой; продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом снерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом снеумелым — умелый и т. д.; учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению котдельным детям: так, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяетего с внимательным, спокойным сверстником. С точки зрения детей, есть более и менее интересные дела. Однипредпочитают иногда ту работу, навыками выполнения которой они владеют вбольшей мере; других привлекает в труде новизна отдельных поручений, и онистремятся получить это задание; третьих пугает сложность каких-либозаданий, и они отказываются их выполнять и т. д. Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеютдостаточного опыта этой деятельности под руководством педагога, между нимимогут возникать споры и конфликты. Перед педагогом стоит задача научитьдетей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитательобстоятельно рассказывает о том, почему он дает именно такое задание. Тогдаребенок принимает задание не как приказ воспитателя, его волю, а каксправедливое решение педагога, учитывающего в равной мере интересы всехдетей. Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранеедоговариваются, кто какое дело будет выполнять, распределяют работусправедливо, поровну, уступают друг другу, чтобы самое интересное выполнятьпо очереди. Тогда не будет никому обидно. А каждое дело по-своемуинтересно. Распределение труда между членами группы может стать по меренакопления опыта самостоятельной деятельностью детей. В этом случае детиполучают возможность самостоятельно упражняться в поступках,соответствующих положительному отношению к товарищам. Воспитательные задачибудут состоять в том, чтобы научить детей учитывать интересы друг друга,уступать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеждать другдруга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорноговопроса. Дети могут самостоятельно распределять работу между собой внутри своейгруппки. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договоритьсяперед началом работы и предоставить им возможность осуществитьсамостоятельно эту деятельность. С какими же трудностями встречаются дети при решении этого вопроса икакие методические приемы следует использовать воспитателю, чтобы помочь имсправиться с этими трудностями? Покажем на конкретных примерах. Детям дано задание вымыть растения в уголке природы. Вася. Я буду обливать цветы из лейки. Клава. А я буду приносить их и относить обратно. Мила. Тогда мне остается вытирать подоконники и рамы. Заметим, что в приведенном примере каждый ребенок выбирает для себядело, руководствуясь, с одной стороны, общим объемом входящих в заданиеопераций, а с другой стороны, учитывая то, что уже выбрали для себя еготоварищи. Тогда не возникает никаких недоразумений. Однако не всегдараспределение проходит так гладко. Детям дано задание посеять овес. Они распределяют работу так: Кира. Я буду насыпать землю в коробочки и просеивать ее. Леня. И я тоже. Валя. Я тоже хочу насыпать. Галя. А кто будет сажать? Ну, ладно, тогда я. Андрюша. Я буду складывать коробочки в ящик и поливать. В данном примере дети выбирают для себя дело, руководствуясьсобственным желанием либо довольствуясь тем, что осталось. Конечно, само задание позволяет сделать такой выбор. Но при подобномраспределении неминуемо будут возникать частые остановки в деятельностинекоторых детей. Так, если трое будут наполнять коробочки землей, то одинребенок (в приведенном примере - Галя) не сумеет успеть за ними и в работеАндрюши возникнет остановка. Чтобы не допустить такого положения, педагог обращает внимание детейна неправильность их распределения с точки зрения учета одинакового объемаработы для каждого участника. Она разъясняет детям: «Дети, вы втроемзахотели насыпать землю в коробочки. А Галя одна будет сажать овес. Развеона успеет за вами? Разве дела у всех поровну? Нет. И товарищи так непоступают. Надо распределять дело так, чтобы у всех его было поровну.Поэтому вам надо по-другому договориться: кто-то должен вместе с Галейсажать овес». Воспитатель вводит правила, регулирующие взаимоотношения между детьми:как следует поступить, чтобы было поровну, по-товарищески, справедливо.Именно эта сторона его деятельности имеет непосредственное отношение квоспитанию положительных взаимоотношений между детьми. Следует отметить, что детям, оказывается, очень трудно прираспределении учесть именно трудоемкость операций, поэтому воспитатель исам приводит примеры распределения с учетом этого, и предварительно, дораспределения работы беседует с детьми. Так, обращаясь к детям, которымпоручено совместно изготовить санки для кукол, он говорит: «Дети, вынаучились мастерить санки, умеете выполнять это дело вместе: одинраспиливает доски, другой зачищает края шкуркой, а третий и четвертыйприбивают планки. Оказалось, что первый гораздо дольше пилит доску, чемвторой зачищает края шкуркой, потому что отпилить гораздо труднее. Давайтепопробуем так разделить работу, чтобы у каждого дела оказалось поровну,чтобы никто не задерживал друг друга и никто не ждал. Для этого лучше мыпоручим двоим распиливать доски». Так воспитатель учит детей учитыватьтрудоемкость операций. Умение распределять работу между товарищами по звену формируется удетей неравномерно: одни дети распределяют работу, другие соглашаются илине соглашаются с ними. Нередко инициаторы выбирают для себя наиболееинтересные дела. Например, Юра, обращаясь к детям, заявляет: «Чур, я будумыть растения. Никто не занимайте моего места. Вы (Наташе и Ире) принеситегоршки с цветами, а ты (Сереже) вытирай пыль». Дети не спорят с Юрой, соглашаются с его распределением. Однако невсегда это происходит так гладко. Поставим перед собой вопросы: а если кто-либо из детей захочет выполнять дело, уже выбранное другим ребенком? А еслиЮра всегда оказывается в роли распределяющего и никогда не уступаеттоварищам? Как следует поступать педагогу? Чему надо научить детей? Какследует решать, кто должен уступить, а кто занять наиболее интересноеместо? В таких ситуациях оказывается, что знаний о способах разделениятруда на ряд операций у детей еще недостаточно. Как разрешить возникающий спор между детьми? И воспитатель убеждает:«Кто-то должен уступить, согласиться выполнять другое дело. Хороший товарищвсегда готов уступить желанию друга. Зато в следующий раз вы должныуступить ему. Тогда и вы поступите по-товарищески. Научитесь уважать другдруга. Надо по очереди выполнять те или иные дела. Тогда каждый из васнаучится все делать, а всякое дело важное, нужное и по-своему интересное». Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им наконкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливоераспределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников,согласовывать свои желания с желаниями других детей. Они учатся взависимости от ситуации уступать, сдерживать свои желания, убеждатьтоварищей в своей правоте или своем праве на то или иное дело, используют вкачестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе. Постепенно меняется и характер воздействий педагога: от прямыхуказаний, непосредственного разрешения возникающих ситуаций он переходит киным приемам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми,насколько справедливы они были друг к другу, в процессе распределения,сумели мирно договориться, кто из них был особенно внимателен к просьбамтоварищей, учитывал их желания и пр. Такое подробное изложение всех вопросов распределения работы неговорит о том, что вся эта деятельность занимает значительное время. Ведьвоспитатель начинает приучать детей к самостоятельному распределению работыеще тогда, когда он поручает небольшой группе детей относительно несложноеобщее дело: вымыть растения, протереть стеллаж с игрушками, прополотьгрядку с луком и пр. Постепенно, внося нужные правила, педагог можетдостичь того, что уже в старшей группе у детей можно сформировать первыесамые элементарные умения. Тогда, организуя работу всех детей одновременно,он сможет опираться на эти умения и предоставлять детям большесамостоятельности. 3. ТРУД ВСЕХ ДЕТЕЙ ГРУППЫ В старшей и подготовительной к школе группах детского садасистематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразувсех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, какуборка групповой комнаты пли участка, разбивка огорода, цветника, сборовощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику идр., обусловленные конкретными условиями детского сада, наличием участков,цветников, огородов и пр. Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременнои воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учестьряд условий. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретутнеобходимый опыт работы в небольшом коллективе. Это особенно важно учестьвоспитателю старшей группы, ибо нередко в средней группе дети несистематически объединяются для общего труда в небольшие коллективы (из 5—7участников). Целесообразно делить детей на несколько работающих групп, Объединениевнутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы(например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядоктеррасу, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев неследует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходитсяраспределять свое внимание между ними, что представляет известныетрудности. Для повышения интереса к выполнению разного рода дел может бытьрекомендована организация в группе «мастерской добрых дел», которая будетвыполнять разнообразные «заказы», поступающие от других групп:ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол.Такая мастерская работает в часы, предназначенные для коллективной работы. Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает двеосновные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижениепоставленной цели, своевременное окончание работы, более качественноевыполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то жевремя педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствуетпроявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организуетвзаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д. Рассмотрим, как в коллективном труде решаются разные воспитательныезадачки и какие методические приемы могут быть применены. В организации коллективного труда детей выделяются трипоследовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками,процесс выполнения задания детьми, обсуждение результатов трудовойдеятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которыхтребует своеобразных методов руководства детьми. 4. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУДОМ ДЕТЕЙ Определив примерную последовательность в усложнении форм организациитруда в разных возрастных группах, раскроем некоторые вопросы методическогоруководства детской деятельностью, имеющей коллективный характер. Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременнорешает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка надостижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременноеокончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной)деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношениямежду детьми, организует взаимопомощь и т.д. В организации коллективного труда детей (общего или совместного)выделяются три последовательных этапа: распределение работы междуучастниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовойдеятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которыхтребует своеобразных методов руководства. 5. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им какважная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения,ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда. В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитательставит своей основной задачей формирование представлений о коллективномхарактере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношенияхмежду детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимуществаколлективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то вдругом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети.Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и работа у них спорится,быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оцениваякачество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения,благодаря которой и качество становится высоким. В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку вкачестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детейи их отношения к порученному делу. Более того, он вводит понятие: товарищейнельзя подводить; на конкретном примере из деятельности самих детейподводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения наподоконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми итогда ты подведешь своих товарищем, ведь они так старались, вытираяподоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали». Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оцениваетнравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. Впроцессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которыескладываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждаетк проявлению товарищества, ответственности и т. д. Немаловажной задачей является также умение воспитателя координироватьработу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончилиработу. Наблюдая за деятельностью детей, он может заметить, что какое-либозвено задерживается или может выполнить порученное дело раньше. Выходы изтакого положения могут быть различными, но в любом из них следуетподчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили своедело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдностоять в стороне, когда товарищам трудно». Воспитателю важно не толькопригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможноепроявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто ещене справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые детине справились с работой: «Как много оказалось у них дела! Гораздо больше,чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески». Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончивших работу, ктем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видитнеобходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, ондополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки,напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта, если убираютстеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д. В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость отучастия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Всестараются, помогают друг другу». 6. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит втом, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективноготруда. Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вами успелисделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляютвыполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переоделикукол и др.). Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе идружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, онприводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющихсвое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый можетработать так же хорошо. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такиепоступки, как стремление помочь товарищу. Например: «Шура выполнила свою работу, но не пошла играть, а решилапомочь Любе. Она увидела, что Любе одной неудобно подклеивать уголки укоробки, и помогла ей». Или: «Митя хорошо поступил: он отдал свой фартукЛене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Онправильно решил, что расставлять игрушки можно и без фартука». Воспитательпобуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей. Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекатьвнимание детей к недостаткам: «Света тщательно промыла растения, поливая ихиз лейки, быстро работала, не отвлекаясь, но делала все небрежно: то себена ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Коляхорошо работал, но брался за многие дела: и растения переносил, и листьяпротирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек».Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой,доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли своиошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 8—10 минут, но оно имеетбольшое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет обсуждатьсясверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать своидействия. Они стараются напомнить товарищам по труду о качестве работы,оказать помощь, если потребуется. Литература 1. Нечаева В. Г. – «Воспитание дошкольника в труде», М. Просвещение, 1974 г 2. Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», М. Просвещение, 1987 г. 3. Ядешко В. И., Сахина В. А. – «Дошкольная педагогика». Раздел: «Задачи трудового воспитания в детском саду». М. Просвещение, 1978 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» iconПрограмма проведения: Встреча и регистрация гостей в холле детского...
Тема «Роль личности педагога в формировании здорового образа жизни воспитанников»

Реферат Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Организация совершенствования обучения детей математике и вниманию в процессе подготовки ребенка к школе в детском саду

Реферат Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» iconАдаптация в детском саду. Рекомендации воспитателей
Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду. Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что...

Реферат Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» iconОрганизация психолого-педагогического сопровождения аутичного ребёнка...
Для правильной организации сопровождения детей с аутизмом, необходимо чётко понимать особенности его проявления

Реферат Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономика и социология труда» Тема:...
Международная организация труда- создание, структура, задачи и организация её работы

Реферат Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» iconАлябьева Е. А. А60 Тематические дни и недели в детском саду: Планирова­ние и конспекты
А60 Тематические дни и недели в детском саду: Планирова­ние и конспекты. — М.: Тц сфера, 2005. — 160 с. (Програм­ма развития)

Реферат Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» iconЗанятия для самых маленьких
Эту группу мы еще называем «Подготовка к детскому саду». Малыши получают возможность избежать момента травматизации от разлуки с...

Реферат Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» iconВот поэтому собрались однажды дети в детском саду и начали спорить: Наш детский сад страна?
У каждой страны есть свой флаг, а ведь наш детский сад – это тоже маленькая страна дошкольного детства. Вот поэтому собрались однажды...

Реферат Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» iconМетодические разработки по охране труда в отрясли для студентов 5...
Тема №1. Организация охраны труда в фармацевтической отрасли как составляющая системы охраны труда в государстве

Реферат Тема: «Организация коллективного труда в детском саду» iconВ советском районе в детском саду детям выдавали кислородные коктейли...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<