Програми з читання загальноосвітніх навчальних закладів для розумово відсталих учнів 5 10 класів з навчанням мовами національних меншин




НазваниеПрограми з читання загальноосвітніх навчальних закладів для розумово відсталих учнів 5 10 класів з навчанням мовами національних меншин
страница1/11
Дата публикации29.03.2013
Размер1.34 Mb.
ТипПояснительная записка
uchebilka.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова

Інститут корекційної педагогіки та психології

Кравець Ніна Павлівна


ПРОГРАМИ

з читання загальноосвітніх навчальних закладів

для розумово відсталих учнів 5 – 10 класів

з навчанням мовами національних меншин


Київ – 2010

Програми підготувала Кравець Н.П. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри корекційної психопедагогіки Інституту корекційної педагогіки та психології Національного педагогічного університету імені М.П. Драгоманова


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Материал программ по чтению для 5 – 6-х классов составлен по тематико-хронологическому принципу. Программный материал по литературному чтению для 7 – 10-х классов структурирован по хронологическому принципу, что обеспечивает лучшее понимание сущности эпохи, показанной в том или ином произведении. Начиная с 7-го класса и до конца учебы в школе, ученики работают с литературными произведениями отдельных авторов, поскольку начинается так называемое литературное чтение. Школьники знакомятся с лучшими произведениями украинской классической и современной литературы или с фрагментами этих произведений, а также с биографиями их авторов.

Цель предмета «Чтение» в 5 – 10-х классах: формирование основ читательской культуры у школьников, потребности читать художественную литературу, воспитание интереса к книге как источнику знаний, информации; научить воспринимать художественное произведение как явление искусства; интеллектуальное и эстетическое развитие школьников; коррекция психофизических нарушений, формирование личности умственно отсталого школьника средствами художественной литературы.

Задачи предмета «Чтение» в 5 – 10-х классах предполагают: развитие и коррекцию познавательных процессов; формирование стойкого навыка чтения, читательской самостоятельности, воспитание средствами литературы любви к Украине, ее народу; эстетическое, этическое, моральное, патриотическое, гражданское, экологическое воспитание учащихся на основе лучших литературных произведений и произведений устного народного творчества; приобщение к художественной литературе с целью воспитания национально сознательных граждан Украины; выработка умений работать с текстами разных жанров, типов и стилей речи.

Концепция программ базируется на принципах:

  • антропологическом – в центре внимания – личность ученика, коррекция недостатков его психофизического развития;

  • репрезентативном – демонстрация достижений русской и украинской литературы с давних времен и до наших дней средствами художественных произведений;

  • взаимосвязи эстетического и культурологического подходов к изучению художественного произведения в школе;

  • сбалансированности между доступностью и пониманием произведений восприятием школьников с требованиями современной литературоведческой науки (в подборе текстов, их структуре и доступности).

Подбор материала программ базируется на дидактических принципах доступности, последовательности, системности, достаточности, целесообразности.

Обновлённое содержание программ подано с учетом соответствия материала умственным и физическим возможностям умственно отсталых учеников; последовательности практического усвоения литературоведческих понятий; системного расположения материала, что обеспечивает адекватность его восприятия, понимания, запоминания с последующим осознанием для использования во время учебы и в жизнедеятельности; реализации в содержании системы моральных, этических и художественно-эстетических представлений, которые отвечают требованиям воспитания национально сознательных граждан Украины. Поэтому для нового содержания характерна украиноведческая направленность.

Материал программ подано с учетом межпредметных связей, что обеспечивает расширение мировоззрения школьников, овладение навыками употреблять полученные по чтению знания и умения на других уроках и в каждодневной жизни.

В содержании программ выделены следующие блоки чтения: а) произведения, обязательные для работы в классе; б) произведения для внеклассного чтения: в) произведения для самостоятельного чтения.

В каждом классе объектом изучения является художественное произведение, его духовно-этическая сущность, эстетическая специфика, от чего зависит соответствующая организация урока чтения. В центр урока поставлен анализ и интерпретация художественного произведения. Исходя из этого, превалирующей формой обучения является диалог учителя с учащимися, который осуществляется на всех этапах учебной деятельности. Учитель приобщает к нему школьников, заставляет размышлять, высказывать собственные суждения.

В 5 –10-х классах работа над текстом произведения – центральная на уроке. С этой целью учитель выбирает различные методы и приемы: рассказ, беседа (вступительная, обобщающая, эвристической направленности), смысловой и структурный анализ текста произведения, самостоятельная работа учащихся над произведением, работа по конструированию и переконструированию текста, сочетание слова учителя с различными наглядными средствами (художественными иллюстрациями, картинами, фото-, видеозаписями и пр.).

Главное внимание обращается на понимание учениками содержания текста произведения, поскольку для умственно отсталых школьников характерны нарушения восприятия, понимания и осознания учебного материала. Даже если ученик и воспроизводит содержание прочитанного текста, произведения, часто это еще не значит, что он понимает его сущность. Понимание прочитанного предполагает владение умениями находить существенные связи (причинно-следственные, временные, пространственные) в читаемом произведении, умения классифицировать, дифференцировать существенное и несущественное, сравнивать, обобщать, высказывать личное отношение к изображенным событиям, героям, их поступкам. Восприятие и понимание текста произведения заключается во взаимодействии мотивационного, содержательного и операционального компонентов деятельности школьника. В структуре уроков чтения это проявляется в эмоциональной и содержательной подготовке учеников к восприятию произведения, в работе над текстом произведения (упражнения в правильности чтения, выборочное объяснение значений слов, выражений; рассмотрение иллюстраций и др.). Учитель комментирует события, факты, проводит словарную работу, чем обеспечивает осознанность сущности читаемого материала в процессе чтения.

Значительное внимание уделяется работе с текстом после его прочтения. Ученики определяют тему и главную мысль произведения, находят причинно-следственные, временные, пространственные связи с целью понимания смысла прочитанного, а также проявляют личное отношение к героям, их поступкам, изображенным событиям.

Учитывая особенности психофизического развития умственно отсталых школьников, учитель индивидуализирует их читательскую деятельность, соблюдая принцип дифференциации обучения, поскольку в каждом классе учатся дети с разным уровнем развития познавательных возможностей. Поэтому учитель использует задания на выбор как для учащихся с высшим уровнем развития познавательных возможностей, так и для учеников с низшим уровнем развития познавательных возможностей. Оценивая учебные достижения школьников, учитывает их индивидуальные и типологические особенности.

Основу структурирования программ составляют содержательные линии Государственного стандарта по чтению: художественные произведения для чтения и их содержание (круг чтения); формирование навыка чтения; смысловой и структурный анализ текста; художественно-эстетическое развитие; литературоведческая пропедевтика; коррекционно-развивающая линия; библиотечно-библиографические знания и умения, коррекционно-развивающая линия.

^ Художественные произведения для чтения и их содержание. Круг чтения предполагает известные художественные произведения, доступные ученикам определенного класса. Это произведения устного народного творчества: сказки, легенды, былины, песни, а также произведения малых фольклорных жанров (загадки, скороговорки, считалки, пословицы, поговорки и пр.); также доступные ученикам произведения русской и украинской классической и современной литературы; произведения из детской периодики – газет, журналов. По тематической направленности это произведения об Украине, России, их прошлом и настоящем, о любви к Родине, к родному краю.

^ Формирование навыка чтения. Обучаясь в 1 – 4-м классах, ученики в определенной мере уже овладели навыком чтения. Начиная с 5-го класса, учитель работает над усовершенствованием навыка чтения у школьников, в частности таких качественных признаков чтения, как скорость, осознанность и выразительность. Все больше внимания уделяется молчаливому чтению. Чтение молча – это чтение без применения внешних движений артикуляционного аппарата, «без голоса». Для него характерно увеличение скорости чтения и, по сравнению с чтением вслух, активизация процессов понимания, запоминания, усвоения прочитанного. В обучении чтению важно, чтобы учитель четко разграничивал работу над чтением вслух и чтением молча. Молчаливому чтению учитель начинает обучать тогда, когда ученики овладели техникой чтения целыми словами. Постепенно он приучает их читать без проговаривания, без внешних движений губами, языком, без поворотов головы за движением глаз по строке. Главное внимание обращается на умение следить за ходом мыслей, выраженных в тексте, понимания того, о чем читают, по возможности быстро двигаясь взглядом по тексту. Но прикрытой артикуляции недостаточно для создания связей между зрительным, слухоречевым и смысловым компонентами, поэтому и в 5 – 7-м классах, а иногда и в 8-м классе ученики должны читать произведения вслух (в зависимости от того, как они овладели навыком чтения). Это способствует лучшему осмыслению содержания прочитанного.

В основном читать целыми словами школьники начинают с 5-го класса, постепенно переходя на этап синтетического чтения. В 7-м классе они переходят на этап автоматизированного чтения, единицей которого является словосочетание или предложение. В этот период повышается понимание читаемого, поскольку зрением быстрее охватывается определенная часть текста, что способствует быстрейшему осмыслению читаемого текста вслух, нежели произношение. Происходит овладение навыками быстрого и сознательного чтения. Свойственная умственно отсталым ученикам косность нервных процессов мешает переходить от чтения по слогам к чтению целыми словами. Поэтому учитель контролирует, чтобы школьники во время чтения не угадывали последующее слово, потому что они его, как правило, прочитают неправильно. Скорость чтения замедленна через узость поля чтения: ученики хорошо видят лишь тот слог, на который в данный момент направлен их взгляд.

Учитель помнит, что в каждом классе учатся дети с разной сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточностью, поэтому техникой чтения они овладевают в разных промежутках времени: одни из них читают быстрее целыми словами, другие – медленно, протягивая целые слова. Но есть и такие, у которых и в 5 – 6-м классах сохранилось чтение по слогам. Это объясняется тем, что дети в 1 – 4-м классах не усвоили образы слогов, работая с таблицей слогов.

Для того, чтобы школьники научились быстрее читать молча, учитель предлагает им план текста, который помогает им ориентироваться в том, что читают. Понимание и скорость – главные характеристики молчаливого чтения.

Работа над пониманием прочитанного предполагает развитие умений осознавать фактическое содержание текста. О понимании свидетельствует не только умение пересказывать прочитанный текст, но и умение перефразировать его, выделять отдельные фрагменты, частично изменяя последовательность изложения без нарушения логики содержания, сокращение или расширение содержания текста. Важным свидетельством понимания текста является антиципация (смысловая догадка), которая возникает на уровне прочитанного слова, словосочетания, предложения. У учащихся старших классов техника чтения в основном сформирована. Значительная роль во время чтения начинает принадлежать зрительному образу речевой единицы: слову, словосочетанию, предложению с их значением. Поэтому смысловая переработка прочитанного происходит не только на уровне зрительно воспринимающих единиц, но и на уровне материала, который прогнозируется. Поскольку умственно отсталые школьники вследствие нарушений познавательной деятельности не владеют умением прогнозировать, они нередко начинают угадывать конец слова, словосочетания, предложения, читая неправильно. На это учитель должен постоянно обращать внимание.

^ Смысловой и структурный анализ текста. Анализируя текст художественного произведения, школьники учатся анализировать его как искусство слова. Задачами смыслового и структурного анализа художественного произведения являются восприятие художественного образа, понимание того, что хотел сказать автор этим произведением, а научно-познавательного текста – понимание смысловых связей, признаков, понятий, выводов, явлений.

Углубленный смысловой и структурный анализ текста произведения после его прочтения способствует лучшему пониманию прочитанного, в частности темы и главной мысли.

Перед началом анализа текста произведения ученики должны целостно, непосредственно его воспринять, перечитать, выполняя определенные соответствующие задания. Они уточняют, чем начинается произведение, каким образом разворачиваются изображенные в нем события, чем заканчивается произведение. Учитель учит анализировать смысловые связи между частями текста произведения, связи между персонажами, местом действия и событиями. В первую очередь анализу подлежат те элементы произведения, которые наиболее четко выражают его тему и главную мысль. Более глубоко воспринять содержание помогает составление плана произведения, выполнение творческих заданий, которые касаются содержания прочитанного произведения (словесное рисование, пересказ, продолжение содержания произведения, составление произведения по аналогии, реконструкция текста, составление загадок и пр.).

В лирическом произведении главным для понимания его содержания является восприятие средств художественной выразительности, какими автор рисует художественный образ.

^ Художественно-эстетическое развитие. Учитывая особенности психофизического развития умственно отсталых школьников, состояние их познавательной деятельности, учитель во время работы с литературными произведениями формирует в учеников умения воспринимать средства художественной выразительности соответственно их функциям в художественном произведении. В первую очередь обращает внимание на язык произведения, в частности на речь героев, описание их внешнего вида, описание природы, событий. Благодаря слову, как средству создания художественного образа, ученики учатся воспринимать и оценивать прочитанное произведение. Осознание роли средств выразительности в художественном произведении способствует лучшему воспроизведению изображенных в нем событий, установлению связей между ними, помогает понять и проникнуться эмоциональным содержанием произведения. Это создает условия для формирования мотивационной сферы, способности эмоционально реагировать на то, о чем читают; проявлять оценочное отношение к нему. Работая над содержанием произведения, школьники прилучаются к произведению как к виду искусства слова, что способствует формированию художественно-эстетических вкусов, учатся эмоционально переживать, выражать свои мысли и чувства путем словесного рисования, пересказывать содержание прочитанного, выполняя творческое задание, участвовать в инсценизации прочитанного, составлять загадки, план произведения и по плану пересказывать содержание произведения.

^ Элементы литературоведческой пропедевтики. Главным в литературной пропедевтике является ознакомление школьников с литературой разных жанров и стилей, текстами разных типов речи. Знакомятся они и с доступными литературоведческими понятиями, необходимыми для анализа произведения, в частности: текст, заглавие, тема произведения, главная мысль произведения, герой. В доступной форме учитель знакомит школьников с элементарными представлениями о теме и главной мысли произведения, сюжете и композиции (без употребления терминологии), со средствами художественной выразительности, персонажами в эпическом и художественным образом – в лирическом произведении, с авторской позицией (отношение автора к персонажам, к описанным событиям.

Материал коррекционно-развивающей линии логически размещен во всех содержательных линиях. Учитель особое внимание обращает на указанные в программе направленность коррекционно-развивающей работы и предполагаемые результаты.

^ Библиотечно-библиографические знания и умения. Материал этой содержательной линии предполагает ознакомление школьников с различными видами изданий, умениями работать с художественной и научной книгой, работать в школьной или сельской (городской) библиотеке, в частности пользоваться каталогами и выбирать книги определенной тематики.

Программа рекомендует для работы в 10-м классе кроме художественных произведений, научно-познавательных статьей публицистического и научного стилей речи, работу с периодическими изданиями – газетами, журналами. Внимание обращается на формирование умений самостоятельно работать с произведениями разных жанров, типов и стилей изложения, что способствует подготовке учащихся к овладению учебным материалом во время продолжения учебы после окончания школы. Школьники учатся критически работать с произведениями, конспектировать их, высказывать собственное мнение о прочитанном .

Ученики 5 – 10-х классов обязательно ведут тетради для чтения, записи в которых учитель проверяет каждый месяц.

Внеклассное чтение – составная часть предмета «Чтение». Его цель – знакомить школьников с доступной им художественной и научно-познавательной литературой, расширять знания о творчестве писателей и поэтов, произведения которых изучали на уроках, укреплять читательские интересы, интересы к художественным книгам, формировать положительную мотивацию к чтению художественной литературы, воспитывать потребность к чтению художественной литературы; формировать личностные качества умственно отсталых школьников средствами художественной литературы.

Работа по внеклассному чтению в 5 – 10-м классах состоит из нескольких этапов:

I этап – переходной (5 – 6-й классы, один урок на месяц);

II – основной (7 – 10-й классы):

В 7 – 8-м классах (круг чтения ограничен, один урок на месяц);

9-й класс (без ограничения круга чтения, один урок на месяц);

10-й класс (самостоятельное чтение художественной и научно-публицистической литературы).

В каждом классе ученики в обязательном порядке ведут тетради по внеклассному чтению.

Требования к знаниям и умениям школьников даны в конце программ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Програми з читання загальноосвітніх навчальних закладів для розумово відсталих учнів 5 10 класів з навчанням мовами національних меншин iconПрограми з російської мови загальноосвітніх навчальних закладів для...
Програми підготувала Кравець Н. П. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри корекційної психопедагогіки Інституту корекційної...

Програми з читання загальноосвітніх навчальних закладів для розумово відсталих учнів 5 10 класів з навчанням мовами національних меншин iconЗавдання для державної підсумкової атестації учнів 9-х класів загальноосвітніх...
Завдання для державної підсумкової атестації учнів 9-х класів загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням російською мовою

Програми з читання загальноосвітніх навчальних закладів для розумово відсталих учнів 5 10 класів з навчанням мовами національних меншин icon=Російська мова: для 5-9 класів загальноосвітніх навчальних закладів...
Російська мова: для 5-9 класів загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням українською мовою (початок вивчення з 1 класу) (укладачі:...

Програми з читання загальноосвітніх навчальних закладів для розумово відсталих учнів 5 10 класів з навчанням мовами національних меншин iconІнтегрований курс "література" (російська та світова) 5-9 класи Проект...
Проект навчальної програми для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням російською мовою

Програми з читання загальноосвітніх навчальних закладів для розумово відсталих учнів 5 10 класів з навчанням мовами національних меншин iconМожно ли драму А. Островского "Гроза" считать трагедией и почему?
Завдання для державної підсумкової атестації учнів 11-х класів загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням російською мовою

Програми з читання загальноосвітніх навчальних закладів для розумово відсталих учнів 5 10 класів з навчанням мовами національних меншин iconНавчальна програма для учнів 10-11 класів загальноосвітніх навчальних закладів
Програма розрахована на вивчення інформатики в 10–11 класах старшої школи загальноосвітніх навчальних закладів в обсязі 1 години...

Програми з читання загальноосвітніх навчальних закладів для розумово відсталих учнів 5 10 класів з навчанням мовами національних меншин iconПрограма для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням кримськотатарською мовою
Література (кримськотатарська та світова), входячи до кола основних дисциплін гуманітарного та естетичного циклів загальноосвітніх...

Програми з читання загальноосвітніх навчальних закладів для розумово відсталих учнів 5 10 класів з навчанням мовами національних меншин iconМетодичні рекомендації Географія Вивчення географії у 2011/12 навчальному...
Програми для загальноосвітніх навчальних закладів. Географія. Економіка. 6-11 (видавничо-торгова фірма «Перун», 2005, 2006)

Програми з читання загальноосвітніх навчальних закладів для розумово відсталих учнів 5 10 класів з навчанням мовами національних меншин iconКонкурс шифрувальників
Хіv міський турнір з основ інформатики для учнів 5-7 класів загальноосвітніх навчальних закладів міста Харкова

Програми з читання загальноосвітніх навчальних закладів для розумово відсталих учнів 5 10 класів з навчанням мовами національних меншин iconІнструктивно-методичні матеріали щодо контролю та оцінювання навчальних...
Міністерства освіти І науки від 21. 08. 2013 №1222 «Про затвердження орієнтовних вимог оцінювання навчальних досягнень учнів із базових...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don