Матеріал підготувала здвр, вчитель історії та права Волотка О. С. Зош №30, м. Краматорськ методические рекомендации к проведению семинара




Скачать 69.88 Kb.
НазваниеМатеріал підготувала здвр, вчитель історії та права Волотка О. С. Зош №30, м. Краматорськ методические рекомендации к проведению семинара
Дата публикации09.04.2013
Размер69.88 Kb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Литература > Методические рекомендации
Матеріал підготувала

ЗДВР, вчитель історії та права

Волотка О.С.

ЗОШ № 30, м. Краматорськ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРА
Новое общество выдвигает новые требования к образованию. Для реализации этих задач требуются новые подходы, обращенные к личности ученика с его потребностями и интересами. Соответственно, основным заданием учителя является активизация познавательной активности учащихся, создание условий для их самообучения. Целью обучения должно быть не получение знаний как совокупности фактов, теорий и прочее, а обеспечение развития личности ученика вследствие самостоятельного обучения. Эффективной формой обучения является урок - семинар.

^ Урок – семинар – форма занятия, которая представляет собой групповое сотрудничество учителя и учеников по обсуждению проблемы, темы под непосредственным руководством учителя. Это не способ проверки и оценивания учебных достижений учащихся, а специфическая форма организации учебно – познавательной деятельности, которая допускает творческое изучение программного материала. Учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

^ Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией; определение собственной позиции ученика, его личного мнения; выявление способностей учащихся. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства. Основной метод работы на семинаре – групповой.

^ Задачи семинарских занятий:

1. Образовательные:

- расширение общего научного кругозора;

- углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или наиболее важных тем курса;

- формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;

- овладение методикой конкретной науки;

- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.

2. Развивающие:

- развитие умений доказать, обобщать;

-умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;

- развитие эмоций, чувств;

- развитие волевых усилий;

- развитие памяти;

- совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.

3. Воспитывающие:

- формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования;

По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности учащихся, чем урок-лекция, обычный урок со всеми его дидактическими видами и возможностями. Хотя и находятся в прямой зависимости от содержания первоосновы научных знаний, методов обучения на предыдущих уроках. Если уроки не глубоки по содержанию, не закладывают научной основы, то проведение семинаров практически становится невозможным.

Уроки-семинары отличаются особым характером деятельности учащихся. Семинару предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера. При подготовке к нему учитель может прибегнуть к «разумному распределению труда», конечно, при этом учитываются интересы и способности учащихся. К уроку-семинару готовятся все учащиеся, но каждый вносит свою долю участия. Здесь широко применяются:
— фронтальные задания (составление плана, чтение справочной литературы);
— групповые задания (подготовка доклада, стенда, поиск литературы, интервью со специалистом);
— индивидуальные задания (подготовка выразительного чтения и комментария, обдумывание собственного мнения о проблеме, доклад, анализ эпизода).
На семинаре каждый отвечает за какой-то участок общей работы, поэтому возрастает ответственность ученика за подготовку домашнего задания. Разновидности семинаров :

  • Семинар конкретизации и углубления научных знаний;

  • Семинар обобщения научных знаний;

  • Семинар систематизации научных знаний;

  • Семинар углубленной обработки самых важных и типичных тем курса или одной темы;

  • Спецсеминар исследовательского типа по отдельным проблемам науки;

  • Семинар обработки оперативности и гибкости применения научных знаний во время решения интеллектуальных задач.


^ Методика подготовки учащихся к семинару

Подготовка к уроку – семинару требует от учеников самодисциплины. Ученики учатся планировать свою внеурочную деятельность. Семинар желательно проводить начиная с 9-го класса. Т.к. к этому моменту у учащихся накапливаются определенные умения и навыки, необходимые для проведения подобных мероприятий. Для того, чтобы учащимся было легко в будущем справиться с семинарскими заданиями, в 6 -8 классах развиваются умения формулировать проблемный вопрос, учатся построению развернутого ответа, самостоятельно составляют отзыв о прочитанном .

Учитель сообщает первоначально учащимся о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской работы. Дается характеристика источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее сложные, требующие специального подхода, рассматриваются учителем в виде образца, примера, другие источники – комментируется практическая направленность знаний, умений и навыков. При организации семинара целесообразно создавать рабочие группы, поручая им различные задания. В группах учащиеся между собой распределяют обязанности. При такой форме деятельности может найтись посильная работа для учеников разного уровня знаний. Семинар пройдет интереснее, когда, кроме докладчиков, имеется и группа оппонентов. Она заранее знакомится с основными положениями выступлений учащихся, готовит вопросы, рецензирует выступления.
Структура подготовки

Подготовка к семинару сводится к следующему плану:

1.Выбор темы, определение задач.

2.Подбор дополнительной литературы.

3.Подготовка вопросов для обсуждения.

4.Распределение заданий и тем для сообщений.

5.Организация предварительной работы, консультации.

6.Определение критериев оценки выступлений.

7.Выбор методов и приемов проведения.

8.Подбор средств наглядности.

9.Составление плана проведения семинара.

10. Определение регламента для выступающих.

Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности учащихся к самостоятельной работе. Для учащихся самое важное – подготовка доклада, реферата ; для учителя хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов по данному вопросу могут выступить с дополнением. Желательно выступление других учащихся, которые готовились к семинарскому занятию. Дидактически очень важно, чтобы выступления были довольно часты, что свидетельствует об активизации участников семинара. Желательно, чтобы доклад был в устной форме, учащийся должен получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если он убежден в своей правоте. Рекомендуется пользоваться и планом сообщения и зачитывать отдельные небольшие части, строки или цитаты.

^ Организация урока-семинара сводится к следующей структуре:

1.Вводное слово учителя: формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.

2.Выступления учащихся (сообщения по заданным вопросам).

3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

4.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).

Внешне вмешательство учителя должно быть не слишком активным, он не должен подавлять учащихся своими знаниями и авторитетом.

Обязанность учителя на уроке-семинаре – направлять обсуждение рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Учитель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет необходимые методические решения. Главное в том, чтобы учащиеся свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.

В заключительном слове учитель вносит поправки, уточнения, оценивает самостоятельную работу учащихся, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки школьников к семинару.

Рекомендуется после заключительного слова учителя выступления с оценочными суждениями самих учащихся, что развивает их критическое мышление, ответственность за обобщение, выводы.

Одна из главных дидактических задач учителя на семинаре – наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.

Преподаватель должен в своем заключительном слове отметить не только положительное, но и недостатки реферата, доклада, выступлений, еще важнее учителю сделать обобщения, неопровержимость научно-технических и практических выводов, подтвержденных примерами из рефератов, докладов, выступлений. Это расширяет познавательный интерес к занятиям. Здесь же учитель намечает дальнейшие пути самостоятельной работы по указанной теме.
Вывод: проведение семинарских занятий активизирует процесс обучения, учит выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения, способствует формированию у них познавательных и исследовательских умений, а также повышает культуру общения учащихся и развивает их речь. Задача учителя на уроке-семинаре — затронуть важнейшие вопросы, жизненные интересы взрослеющей личности. И если он — человек творческий, то поставленной цели обязательно добьется.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Матеріал підготувала здвр, вчитель історії та права Волотка О. С. Зош №30, м. Краматорськ методические рекомендации к проведению семинара icon«бережи здоров’я змолоду» підготувала вчитель біології, хімії, І...
Учасники: учні 7-11 класів (5 чоловік збірна команда + капітан, назви команд, емблеми, девіз; болільники)

Матеріал підготувала здвр, вчитель історії та права Волотка О. С. Зош №30, м. Краматорськ методические рекомендации к проведению семинара iconДо уроків російської мови в 1 класі
Григоренко А. П вчитель початкових класів Сватівської зош І –ііі ст.№8, вчитель – методист

Матеріал підготувала здвр, вчитель історії та права Волотка О. С. Зош №30, м. Краматорськ методические рекомендации к проведению семинара iconМетодические рекомендации по проведению эпидемиологического анализа...
Методические рекомендации по проведению эпидемиологического анализа / Составители: Н. Д. Чемич, Г. С. Зайцева, Н. И. Ильина, В. В....

Матеріал підготувала здвр, вчитель історії та права Волотка О. С. Зош №30, м. Краматорськ методические рекомендации к проведению семинара iconМетодические рекомендации по подготовке, организации и проведению...
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей кафедры «Учет и аудит»

Матеріал підготувала здвр, вчитель історії та права Волотка О. С. Зош №30, м. Краматорськ методические рекомендации к проведению семинара iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных...
Киевской Руси, утвердденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 30 июня 2010 г. №1288-р, направляем методические рекомендации...

Матеріал підготувала здвр, вчитель історії та права Волотка О. С. Зош №30, м. Краматорськ методические рекомендации к проведению семинара iconПідготувала и провела: Подмаркова Тетяна Олексіївна, учитель початкових...

Матеріал підготувала здвр, вчитель історії та права Волотка О. С. Зош №30, м. Краматорськ методические рекомендации к проведению семинара iconСценарий новогоднего праздника для детей 2 класса
Підготувала виховний захід класний керівник 2 класу Чернігівської зош І-ІІІ ступенів

Матеріал підготувала здвр, вчитель історії та права Волотка О. С. Зош №30, м. Краматорськ методические рекомендации к проведению семинара iconМетодические рекомендации по проведению I, II, III этапов Всеукраинской...
Плана мероприятий по проведению Всеукраинской ученической олимпиады по физической культуре и спорту направляем методические рекомендации...

Матеріал підготувала здвр, вчитель історії та права Волотка О. С. Зош №30, м. Краматорськ методические рекомендации к проведению семинара iconТворчий проект «Подорож в Середньовіччя» Керівник проекту: вчитель...
Організація діяльності: діяльність над проектом відбувалася у рамках навчально-виховного процесу (всесвітня історія, зарубіжна література,...

Матеріал підготувала здвр, вчитель історії та права Волотка О. С. Зош №30, м. Краматорськ методические рекомендации к проведению семинара iconИндивидуальный рабочий график здвр
Распределение рабочего времени определено в соответствии с должностной инструкцией №2, функциональными обязанностями здвр и распределением...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<