Урок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия




НазваниеУрок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия
страница1/4
Дата публикации22.02.2013
Размер0.75 Mb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4

















Урок №63

Внеклассное чтение

Тема: Знаковые писатели конца ХХ - начала ХХІ столетия.

О чем кричит "молчание" в рассказе Харуки Мураками?

(аналитическое исследование рассказа Харуки Мураками "Молчание")
ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с особенностями развития современной японской литературы и причинами выхода ее за рамки национальной, раскрыть секрет популярности произведений Харуки Мураками у современного читателя.

Раскрыть особенность художественной модели мира рассказа Харуки Мураками, ее общечеловеческую смысловую наполненность.

Развивать умение оценивать место данного конкретного произведения в общелитературном контексте, учитывая диалогическую основу взаимовлияния культур.

Развивать речевые навыки и умения в обосновании собственной точки зрения в пространстве художественного текста.

Развивать навыки медленного вдумчивого чтения, умения работать с художественной деталью, символом, осваивая художественное пространство произведения постмодернистского плана.

^ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: Прочитать текст рассказа Харуки Мураками "Молчание".

Составить пять вопросов герою и пять вопросов автору относительно проблем и смысла рассказа.

^ ХОД УРОКА

"Я не думал, о чем писал..."

Харуки Мураками I. Вступительное слово учителя.

Литературный процесс - это процесс постоянно развивающийся, постоянно обновляющийся именами молодых писателей. Новые авторы создают новые художественные миры.

Редкая дискуссия из тех, что так любят устраивать японские литературные журналы, обходит три имени - Рю Мураками, Харуки Мураками и Есимото Банана, которые стали своего рода символами нового времени и новой литературы. Тиражи, которыми распродаются книги, просто невероятные для прозы неразвлекательного жанра. Они в десятки раз выше, чем, к примеру, у самых главных бестселлеров Мисима в 50-е и 60-е годы. Но такой грандиозный коммерческий успех всегда подозрителен - можно ли отнести столь "ходовые" произведения к серьезной литературе?

О чем же они пишут? Наиболее плодовитым считают Мураками Рю. Он же своим первым бестселлером "Бескрайняя, почти прозрачная синь" (1977) открыл читателю литературу, претерпевшую метаморфозу. Его герои легкомысленные, "без царя в голове" юнцы, которых интересуют только секс и наркотики. Автор дразнит, провоцирует читателя, ломает все табу. И все же экзотичность и щекотание нервов, гарантирующие спрос на книги Мураками Рю, оказались для японцев менее привлекательными, чем замедленный, лиричный и в целом куда более традиционный мир его однофамильца Харуки Мураками. Почти все произведения Харуки Мураками, от его рассказов до знаменитых романов "Слушай песнь ветра", "Приключение с овцами", "Конец света и крутая Страна Чудес", "Норвежский лес", "Танцуй, танцуй!" ("Дэне, дэнс!"), "Хроники Заводной птицы", "Кафка на пляже" - посвящены молодежи, причем герои постепенно взрослеют вместе с автором.(Смотри в приложениях компакт-биографию Харуки Мураками и перечень его произведений.)

Наш сегодняшний разговор о новом имени в литературе, которую для себя столь активно открывает молодой читатель вместе с именами Ричарда Баха, Пауло Коэльо. Одним из самых читаемых является Харуки Мураками.

Обычно писатели отрицают какую-то определенную цель написания своих произведений. Они говорят о том, что пишут, так как не могут не писать, что это предопределено свыше. Сам Харуки Мураками говорил, что "... не думал, о чем писал". И вместе с тем, каждый писатель, создавая свое произведение, втайне надеется, что оно будет принято читателем.
- Вы дома познакомились с одним из рассказов Харуки Мураками, вошедших в самый известный его сборник "Призраки Лексингтона". Это рассказ "Молчание",

//. Этап предпонимания (первичного восприятия текста с учетом опережающего задания к уроку).

> - Хотелось бы узнать, как вы для себя открывали новое имя в литературе?

>- - Что вас привлекло в рассказе?

- Что и почему показалось непонятным?

- Испытывали ли вы какие-то затруднения, оценивая художественную модель мира, представленную в рассказе "Молчание"?

- Какие чувства переживали, читая текст?

- О чем задумались?

- Возможно, вам захотелось задать какие-то вопросы автору и героям, подискутировать с ними?

(После выслушивания мнений учащихся учитель создает проблемную ситуацию, стимулирующую мышление школьников к определению темы).

///. Определение темы урока и мотивация учебной деятельности

- Все, сказанное вами, в определенной степени подчинено главному ключу рассказа. Как вы считаете, каков он? Что мы можем назвать главным центром притяжения текста?

Молчание.

  • Но ведь молчание бессловесно. А можем ли мы так сказать о молчании Харуки Мураками? Действительно ли его молчание молчит?

Нет, оно говорит, возможно с опозданием лет на пятнадцать. В некоторые моменты в повествование как бы врывается крик души героя.

- Выделите из предложенных вами вариантов определения проявления молчания то, которое, по-вашему, наиболее соответствует авторскому замыслу.

(Формулирование темы урока учащимися).

Тема: О чем "кричит" молчание Харуки Mураками?

Решая эту загадку, мы попытаемся определить, в чем заключается секрет такой невероятной популярности произведения Харуки Мураками; чем он интересен именно молодому читателю; можно ли отнести его творчество к серьезной литературе; о чем заставляют задуматься читателя подобные тексты художественной литературы.

Определим, насколько мы готовы углубиться в суть молчания одного из самых интересных современных писателей.

IV. Анализ хронотопа рассказа (пространственно-временных отношений)
Начнем выстраивать модель художественно-временных отношений.

- Как вы считаете, что для автора имеет большее значение - пространство или время действия в рассказе?

- Где и когда начинается действие в рассказе "Молчание"?

В аэропорту, перед посадкой в самолет.

Начало декабря.

"Небо затянуто тяжелыми тучами, будто его плотно закрыли крышкой".

"В аэровокзале было битком", "... топили нещадно", "постепенно приходилось вытирать пот" (Характерный пример хронотопа, представляющего замкнутое пространство, насыщенное большим количеством людей (эффект толпы; люди, собравшиеся в аэровокзале, не объединены ничем, кроме потребности лететь каждый по своим делам, по своему расписанию, общности интересов нет, каждый сам по себе). Аэровокзал - символический образ.

- С чего начинается повествование? Почему с вопроса? Ожидал ли спрашивающий получить ответ на свой вопрос?

В атмосфере ожидания, когда из-за погодных условий люди находятся в ситуации неопределенности, "болтали о пустяках, убивая время". Аэропорт как микромодель мира, ограниченного, давящего, упорядоченного и регламентированного (по делам должны были лететь в Ниигату), но зависимого от условностей (от погоды). Разговоры обычно ведутся ни о чем.

V. Аналитическая интерпретация текста

Неожиданно оказалось, что был зацеплен самый болезненный момент в судьбе Одзавы.

- Какая же проблема была зацеплена этим, казалось бы, праздным вопросом? имеет ли право один человек ударить другого; имеет ли он право быть агрессивным, совершать насилие; как противостоять агрессии других;

какими вообще должны быть взаимоотношения между людьми;

перед какими проблемами человек бессилен и прочее.

- Ожидал ли спрашивающий, что разговор приобретет именно такой поворот? Почему? Кто такой собеседник Одзавы? Почему ему было непонятно увлечение боксом Одзавы?
Скорее всего, нет. Он даже не знал, что будет вообще ответ и поддержка разговора. Считал Одзаву почти идеальным (собеседник его сослуживец, знает Одзаву довольно хорошо, вместе летят по делам в Ниигату). "Тихий, ненавязчивый, в работе честен и терпелив", "с сослуживцами справедлив". Выдержан, не жаловался, не злословил. Ему 31 год.

Странная мысль: "по своему характеру он нисколько не похож на человека, отдавшего боксу почти 20 лет жизни..." ("включали даже в национальную команду", "неизменный победитель студенческих турниров").

- Какое же был ответ Одзавы?

не хотел бить

Собственно он дает два ответа

ударил

- Почему же возникла такая проблема, почему не сумел Одзава с собой совладать? Поразмыслим, когда это произошло?

Одзаве было 14 лет: "Только-только начал заниматься боксом", "не знал, в чем техника этого вида спорта" (только ли бокса не знал герой?)

"ударил, совсем не собираясь этого делать"

но ударил - "был как заведенный" в тот момент

"рука выскочила непроизвольно - как пружина"

"и после удара продолжало трясти от злости"

(Руководствовался не разумом, а чувствами. Клеветой Аоки было задето его достоинство. Чувство мести, желание восстановить справедливость. В тот момент не думал о том, чтобы поискать какой-то другой, ненасильственный способ решения проблемы. Мудрецы говорят, что в таких ситуациях чувства - плохой советчик).

^ Вывод. Ударил механически и сразу же пожалел.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия iconУрока: внеклассное чтение. Цель урока
Актуальность: высмеивание человеческих пороков, отрицательных черт характера в литературных произведениях – тема, актуальная во все...

Урок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия iconУрок литератур ы в 6 классе Тема: Внеклассное чтение. «Веселое лукавство ума». Басни
Цель: систематизировать знания учащихся о басне; развивать творческие и актерские способности; развивать потребности в чтении; активизировать...

Урок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия iconЖемчужины поэзии
В воскресенье, 1 апреля в читальном зале Килийской центральной районной библиотеки состоялась встреча с читателями в литературной...

Урок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия iconТема: Внеклассное чтение №7 Е. И. Носов. Рассказ «Живое пламя»
Оборудование: компьютер,, распечатанные тексты рассказа Е. Носова «Живое пламя», карточки синквейны, фото, высказывания, обращения...

Урок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия iconУрок математики во 2 классе
Тема: Числовые выражения. Составление и чтение числовых выражений. Повторение изученного

Урок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия iconУрок математики
Тема. Повторение состава числа 10. Составление, запись и чтение равенств. Распознавание геометрических фигур

Урок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия iconУрок в 1 классе Предмет: чтение (обучение грамоте) Тема: Л. Толстой «Лев и мышь»
Л. Н. Толстого; закрепить умение видеть и находить поучительный смысл в рассказах Л. Н. Толстого; совершенствовать чтение; умение...

Урок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия iconРоманистика гора видала и американская история
Ситуационно-историческое сознание общества конца ХХ столетия и начала нового тысячелетия более или менее объективно может быть оценено...

Урок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия iconС. А. Беляев       Не много известно о Херсонесе конца поздней античности...
Имеющиеся письменные источники молчат, археологически же, несмотря на то, что раскопано уже около 1/3 городской территории, построек...

Урок №63 Внеклассное чтение Тема: Знаковые писатели конца ХХ начала ХХІ столетия iconПлан Чума XX столетия. Исчадие ада. Главные мишени. Потомство “никотинового...
Табак как представитель дикой флоры был известен в древности и в Европе, и в Азии, и в Африке. Листья его сжигались на костре, и...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don