Задания по литературе




Скачать 56.65 Kb.
НазваниеЗадания по литературе
Дата публикации27.04.2013
Размер56.65 Kb.
ТипСочинение
uchebilka.ru > Литература > Сочинение
ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

10 КЛАСС

1. Определите автора и название произведения.
(1 балл за каждый правильный ответ)


А. "Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?"
Б. "Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете
В. "Глаголом жги сердца людей"
Г. "Люблю отчизну я, но странною любовью"
Д. "Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже
Иль просвещенье, иль тиран."

2. Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. Назовите оба произведения и их авторов. Укажите, какой персонаж является «исключением»;

Загорецкий, Тугоуховский, Гибнер, Лизанька, Хлёстова, Софья Павловна.
(Количество баллов — 3)

3. Напишите статью "Поэма" для словаря литературоведческих терминов.
(10 баллов)


4.Анализ стихотворного произведения

Составьте историко-литературный комментарий к стихотворению

(одно стихотворение по выбору учащихся) 10 баллов

- А.С.Пушкин. «К Чаадаеву»

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

-А.С.Пушкин. «Я вас любил...»

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то нежностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Сочинение

  1. «Любовь – это сердце всего»

  2. Книги в жизни героев «Евгения Онегина»

  3. Будущее в руках «чичиковых»?

  4. Письмо литературному герою.

^ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 КЛАСС

1 . Прочитайте предложения. Одинаковое ли значение они имеют? Кратко растолкуйте смысл каждого предложения. Приведите пример подобной пары предложений. (3 балла)
а) Путешественники присели отдохнуть у дома великана.
б) Путешественники присели отдохнуть у дома-великана.

2. Приведите примеры суплетивных форм слова в разных частях речи

(за каждый правильный ответ - 1балл)

3. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение нужно ставить на последний слог (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, колледж, перчить, априори, торты, кровоточить.

4. Найдите антонимические фразеологизмы (за каждый правильный ответ - 1 балл):

семи пядей во лбу;
дойная корова;
китайская грамота;
заячья душа;
проще пареной репы;
не робкого десятка;
олух царя небесного;
черная дыра.

5. Укажите номера неполных предложений (за каждый правильный ответ – 1 балл)

1) Расступись,о старец-море. (М.Лермонтов). 2) Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов). 3) Проводила друга до передней, постояла в золотой пыли. (А.Ахматова). 4)Мое бессмертие в тебе! (К.Скворцов). 5) Мне за твои зеленые глаза не расплатиться золотом бессонниц. (К.Скворцов). 6) За мной!

6. Определите лексическое значение выделенных слов (3 балла).

Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретер, живший вместе с Анатолем. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом, людской, с парком. (А.П.Чехов. «Крыжовник»)

Зеркала, вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметов на память. (И.А.Гончаров. «Обломов»)

7. Какие пословицы и поговорки используют говорящие на русском языке в ситуациях, когда англичане скажут (7 баллов.):

Птицы одинакового оперенья держатся вместе.
У него еще за ушами не просохло.
Для каждой собаки наступит её день.
Не стоит пороха и дроби.
Чёрная овца в семье.

8. Как образованы выделенные слова в строках стихотворений И.Северянина? Какой лингвистический термин применим к подобным словам?(3 балла) Приведите примеры слов, образованных по таким же словообразовательным моделям.

Одиночила в комнате девушка.
Взволновали ее звуки флейты…

^ Работа с текстом. 10 класс

Л.Н. Толстой
ХАДЖИ-МУРАТ


Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь.

Есть прелестный подбор цветов этого времени года: красные, белые, розовые, душистые, пушистые кашки; наглые маргаритки; молочно-белые с ярко-жёлтой серединой «любишь-не-любишь» с своей прелой пряной вонью; жёлтая сурепка с своим медовым запахом; высоко стоящие лиловые и белые тюльпановидные колокольчики; ползучие горошки; жёлтые, красные, розовые, лиловые, аккуратные скабиозы; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость; и нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие, цветы повилики.

Я набрал большой букет разных цветов и шёл домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть о него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, – он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я, наконец, оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своём месте, и бросил его. «Какая, однако, энергия и сила жизни, – подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. – Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».

Дорога к дому шла паровым, только что вспаханным чернозёмным полем. Я шёл наизволок по пыльной чернозёмной дороге. Вспаханное поле было помещичье, очень большое, так что с обеих сторон дороги и вперёд в гору ничего не было видно, кроме чёрного, ровно взборождённого, ещё не скоро2женного пара. Пахота была хорошая, и нигде по полю не виднелось ни одного растения, ни одной травки, – всё было черно. «Экое разрушительное, жестокое существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ, растений для поддержания своей жизни», – думал я, невольно отыскивая чего-нибудь живого среди этого мёртвого чёрного поля. Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какой-то кустик. Когда я подошёл ближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил.

Куст «татарина» состоял из трёх отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были чёрные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный чернозёмной грязью, всё ещё торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но всё-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он всё стоит и не сдаётся человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.

«Экая энергия! – подумал я. – Всё победил человек, миллион трав уничтожил, а этот всё не сдаётся».

Задания

  1. Определите тему (1б.), основную мысль(1б.), жанр(1б.), особенности композиции(2б.), образ повествователя(2б.), стиль(1б.), тип речи(1б.) данного текста. (Всего 8 баллов)

  2. Написать сочинение – миниатюру, выражая свои мысли чувства на тему данного произведения(12 баллов)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания по литературе iconЗадания по русскому языку и литературе (до 17. 12. 2010)
Когда выполнишь задание, проверишь его, поставь свою подпись на линии возле этого задания

Задания по литературе iconБлок Задания №№ 2 Вопросы и задания историко- и теоретико-литературного характера
О структуре заданий, критериях оценивания олимпиадных работ по русской литературе и типичных ошибках школьников

Задания по литературе iconОлимпиадные задания по русскому языку и литературе
Б по значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и собирательные

Задания по литературе iconКритерии оценивания по русскому языку и литературе
Задания закрытой формы ( максимальное количество баллов за выполнение тестов – 29)

Задания по литературе iconОлимпиадные задания по русскому языку и литературе
Г при склонении составных количественных числительных изменяется только последняя часть

Задания по литературе iconОлимпиадные задания по русскому языку и литературе
Науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений – это…

Задания по литературе iconОлимпиадные задания по русскому языку и литературе
В мы увидели заросли земляники и лесной малины, и решили наполнить наши корзинки

Задания по литературе iconОлимпиадные задания по русскому языку и литературе
В наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника

Задания по литературе iconОлимпиадные задания по русскому языку и литературе
Укажите строку, где все существительные имеют форму единственного и множественного числа

Задания по литературе iconЗадания II этапа Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе
Задание в современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don