Айенгар Дерево Йоги Йогам прошлого и настоящего в честь 80-летия Шри Б. К. С. Айенгара Предисловие к русскому изданию




НазваниеАйенгар Дерево Йоги Йогам прошлого и настоящего в честь 80-летия Шри Б. К. С. Айенгара Предисловие к русскому изданию
страница1/14
Дата публикации04.03.2013
Размер1.63 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Дерево йоги



Б. К. С. Айенгар

Дерево Йоги

Йогам прошлого и настоящего

В честь 80-летия Шри Б.К.С. Айенгара

Предисловие к русскому изданию

Я очень рад отметить, что в издательстве "МЕДСИ XXI" выходит русский перевод моей книги "Yoga Vrksa" - "Дерево йоги".
Эта книга, которая в полной мере освещает знание йоги и является практическим руководством, станет настольной книгой обычного человека, независимо от того, молод он или стар, состоит в браке или нет, здоровый или больной, новичок или опытный практик.
Я уверен в том, что "Дерево йоги", так же как "Прояснение йоги", сможет завоевать популярность и вдохновит читателей на глубокое изучение искусства, науки и философии йоги.
Я желаю моим издателям успехов в их стараниях представить во всей полноте восточную философию моим русским братьям и сестрам.


10 декабря 1997г. г.Пуна, Индия

Предисловие

Друзья и последователи,

В духовном мире, как и в физическом, вершины можно достичь разными путями. Один путь может быть длинным, другой коротким, один извилистым и сложным, другой прямым и легким, -но, несмотря на это, каждая из этих дорог ведет к вершине. В поисках духовного знания существует много методов, средств и способов, помогающих постичь на опыте скрытую суть нашего бытия и направить ум, который бьется в паутине мирских удовольствий, к самому источнику его существования - Атману, или душе.
Мой предмет йога - путь, который совершенствует тело и чувства, успокаивает ум, воспитывает рассудок и приводит к покою души, которая есть суть нашего существа. К сожалению, многие люди, не постигшие глубины йоги, считают этот духовный путь самореализации просто физической дисциплиной, а практику хатха-йоги - только формой гимнастики. Но йога есть нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает человека во всей его целостности на клеточном, ментальном, интеллектуальном и духовном уровнях.
В течение последних тридцати пяти лет я часто ездил в Европу и Америку, проводил практические занятия и показы, чтобы принести науку йоги людям Запада. Я регулярно читаю лекции и встречаюсь с людьми, изучающими йогу, которые хотят задать мне вопросы и достичь более глубокого понимания предмета. Ряд моих недавних бесед и ответы на вопросы были объединены в книгу, которую вы сейчас держите в руках. Она может служить практическим и философским дополнением к моим предыдущим книгам - "Прояснение йоги", "Прояснение пранаямы" и "Искусство йоги". Прочитав ее, вы откроете богатство и глубину йоги, которая увлекает нас от поверхности кожи к глубинам души. Я надеюсь, что эта книга окажется полезной и для людей, профессионально занимающихся йогой, и для тех, кто обратился к этому предмету впервые. Я хотел бы поделиться со всеми вами радостью жизни в йоге, поэтому мне очень приятно говорить с вами посредством этой книги. Йога означает единение, и йога объединяет вас и меня через эти страницы.
Вспомните состояние вашего ума до начала чтения. Это был свежий ум. Ни о чем не думая, непредвзято, вы пришли и начали читать эту книгу. Если мы можем поддерживать такое состояние в нашей повседневной жизни, тогда мы достигаем единения. Быть полностью единым означает объединить себя всего, от поверхности тела до глубины души, а так же жить в единстве со своими ближними и окружением.
Единение есть медитация, а медитация есть единение. Не добившиеся единения не могут говорить о медитации, так же как не имеющие опыта медитации не могут сказать, что такое единение. Эти два понятия взаимосвязаны и взаимодействуют. Если вы и я достигли единения, то и ваш и мой ум спокойны, хотя мы готовы к действию и полностью осознаем то, что происходит вокруг. Когда время от времени осознание действительности нарушается, это состояние называют рассеянностью, а приведение рассеянного ума снова и снова к точке фокуса - концентрацией. Но если это бдительное состояние молчания, которое обычно длится всего лишь мгновение, продолжается очень долгое время, это - медитация.
Когда удерживается такая непрерывная осознанность единства тела, ума и души, исчезает ощущение прошлого и будущего; время становится вечностью, и, когда вечность соприкасается со временем, вечными становимся мы с вами. Это и есть единение, и в этом состоянии между нами не может быть никаких различий. Я надеюсь, что если не сегодня, то когда-нибудь мы сможем достичь этой кульминационной точки. Запомните, что в самореализации есть кульминация. Возможно, вы слышали нечто иное - что бесконечное не может быть увидено или достигнуто конечным. Но для познания бесконечного у нас есть только конечные понятия средства. Когда конечное сливается с бесконечным, бесконечным становится все.
Посмотрите на небо. Небо и конечно и бесконечно одновременно. Никто не может коснуться его, хотя мы постоянно соприкасаемся с ним. Подобным образом вам и мне приходится использовать конечные средства - тело, ум, рассудок и сознание, - чтобы достичь бесконечной обители души - матери всех этих средств. На этом пути мы остаемся вечно открытыми, вечно умиротворенными, вечно развивающимися.
^ Да благословит вас всех Бог!
Б.К.С.Айенгар

От редактора английского издания

Растущий во всем мире интерес к йоге и широко признанная репутация Б.К.С.Айенгара как одного из выдающихся ее учителей привели к появлению большого числа преподавателей и учеников, работающих под его руководством во многих странах. Г-н Айенгар ездит по всему миру, читает лекции и встречается с учениками и преподавателями йоги. Материалом для этой книги, в основном, послужили записи и стенограммы встреч и лекций, которые проходили в Англии, Франции, Италии, Испании и Швейцарии в 1985 - 1987 годах, а также лекция, прочитанная на Всеиндийской конференции Бхаратнатьям в Мадрасе в 1982 году. Я благодарен организаторам всех этих мероприятий, великодушно предоставившим имеющиеся в их распоряжении материалы для публикации, а также всем тем, кто участвовал в их записи и оформлении.
Материалы, ставшие источником этой книги, охватывают множество различных тем, и повествование плавно переходит от одного предмета к другому в соответствии с вопросами и темами, которые обсуждались. Деление книги на главы и части не имеет прямой связи с исходной структурой лекций, и в некоторые главы я включил материалы из разных лекций и дискуссий, посвященных определенной теме. В книгу вошли и записи моих недавних бесед с г-ном Айенгаром, а также его комментарии и дополнения к рукописи. Таким образом "Йога Врикша" - "Дерево йоги" является обновленным изложением тем, затронутых в ходе лекций и обсуждений. Я попытался свести к минимуму повторения и при этом сохранить свежесть разговорного стиля г-на Айенгара.
Мне бы хотелось поблагодарить Силву и Миру Метха из Института Йоги Айенгара в Лондоне за то, что они прочитали рукопись и внесли в нее поправки; Джонатана Каца за помощь в транслитерации санскритских слов и уточнении дефиниций глоссария; Джима Бенсона за помощь в составлении библиографии и Шилу Риверс-Мор за очень ценные предложения по организации глав.
Символика "Дерева йоги" была ранее изложена автором в беседе, опубликованной в английском журнале "Yoga Tobay". Статьи, содержащие некоторые идеи этой книги, публиковались также в американском "Yoga Journal", французском "Le Monde Inconnu", бельгийском "Viniyoga" и "Body the Shrine", "Yoga thy Light" - материалах, опубликованных в 1978 году в Индии Комитетом по празднованию 60-летия Б.К.С.Айенгара. Краткий абзац в главе о пранаяме любезно предоставлен мне "Bharatiya Vidya Bhavan", Бомбей.
И наконец, мне хотелось бы выразить свою искреннюю благодарность самому Б.К.С.Айенгару за плодотворное сотрудничество и поддержку в период подготовки этой книги; Фаеку Бириа, прежде всего, за предложение ее создания и помощь в сборе материала и всем тем бесчисленным ученикам и энтузиастам йоги, чей интерес к этому предмету сделали издание такого рода книги возможным и необходимым.
Дэниэлъ Риверс-Мор



^ Йога и жизнь

Йога есть единство

Йога означает единение. Единение индивидуальной души с Абсолютным Духом есть йога. Но это определение слишком абстрактно, его трудно понять, поэтому, для нашего уровня понимания, я скажу, что йога является единением тела с умом, а ума - с душой.
Девяносто процентов из нас, так или иначе, страдают физически, умственно или духовно. Учение йоги помогает нам содержать тело как храм, таким образом, что оно становится таким же чистым, как душа. Тело лениво, ум подвижен, а душа излучает свет. Практика йоги развивает тело до уровня подвижности ума так, что и тело и ум становятся подвижными, а затем направляет их к свету души.
Философы, святые и мудрецы говорят, что существуют различные пути, ведущие к конечной цели - прозрению души. Наука разума называется раджа-йогой, наука знания - джняна-йогой, наука долга - карма-йогой, а наука воли - хатха-йогой. Для авторов древних текстов эти названия были подобны клавишам на клавиатуре. На клавиатуре много клавиш, но музыка одна. Аналогично, существует много слов, которыми отдельные люди выражают свой личный подход к йоге и те конкретные пути, с помощью которых они достигают высшей точки своего искусства, но йога остается единой, как един Бог, хотя люди разных стран называют Его разными именами.
Те, кто подходит к йоге с интеллектуальных позиций, говорят, что раджа-йога духовна, а хатха-йога - это просто физическая подготовка. Это совершенно неверное представление. Так же как все пути ведут к одной цели, хатха-йога тоже ведет к прозрению души. Много ли из тех, кто делает такие различия между хатха-йогой и раджа-йогой, серьезно изучили "Хатха Йога Прадипику" или другие священные тексты хатха-йоги? И многие ли внимательно прочитали "Йога Сутры" Патанджали, являющиеся главным источником раджа-йоги? Знают ли они, что в последней главе "Хатха Йога Прадипики", озаглавленной "Самадхи Пада", говорится о состоянии самадхи, единении с Высшим Духом? А что есть кульминация раджа-йоги? Тоже самадхи. В чем же различие между этими двумя направлениями йоги?
Если мы рассмотрим слово "хатха" с психологической, а не с физиологической точки зрения, нам станет понятно, что хатха-йога не только физическая дисциплина, но и духовная. "Ха" означает "Солнце", то есть солнце вашего тела или, иначе говоря, вашу душу; а "тха" означает "Луна" - ваше сознание. Солнце светит одинаково, тогда как луна каждый месяц убывает и прибывает, становится тонким месяцем и полной луной. Так и солнце в нас, то есть душа, никогда не увядает, а разум, или сознание, черпающий энергию из души, подвержен колебаниям, модуляциям, настроениям, подъемам и спадам, подобно фазам луны; он похож на ртуть, и, как ртуть трудно удержать в руке, так и нам сложно сдерживать наш разум. Тем не менее, когда сознание и тело объединены друг с другом, энергия сознания становится спокойной, а когда успокаивается энергия сознания, само сознание становится спокойным, а душа наполняет все тело целиком.
В "Хатха Йога Прадипике" говорится, что йога есть "прана-вритти-ниродха", т.е. успокоение колебаний дыхания. Патанджали в "Йога Сутрах" говорит, что йога есть "читта-вритти-ниродха", т.е. успокоение колебаний ума. За долю секунды ум может следовать во многих направлениях. Его движения очень быстры и разнообразны. Но дыхание не может сразу следовать в нескольких направлениях. У него есть единственный путь: вдох и выдох. Оно может приостанавливаться в момент задержки, но оно не может быть множественным, как ум. Согласно "Хатха Йога Прадипике", управление дыханием и наблюдение за его ритмом ведет к успокоению сознания. Таким образом, хотя "Хатха Йога Прадипика" начинается с контроля над праной, дыханием или энергией, а "Йога Сутры" Патанджали - с управления сознанием, они встречаются в определенной точке, и в конечном счете между ними нет различий. Управляя дыханием, вы контролируете сознание, а, управляя сознанием, вы делаете дыхание ритмичным.
Как воск сливается с огнем, так и разум поглощается пламенем души. Это - вершина хатха-йоги. В священной книге говорится, что единение ума и души есть хатха-йога. Раджа-йога тоже есть единение ума и души, так что между ними нет разницы. Йога едина.
Практика йоги - это то, что объединяет тело и ум. Для развитого человека это означает также единение ума и рассудка, а для тех, кто идет еще глубже, - союз тела, ума и рассудка с глубинами души.
Традиционно йога делится на восемь частей или аспектов, которые называются яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхияна и самадхи. Если вы не знакомы с этими терминами, то этот длинный список может показаться пугающим. Но в ходе изложения вы познакомитесь с этими концепциями и слова на санскрите больше не будут препятствием для вашего понимания.
Кроме того, йогу можно рассматривать как состоящую из трех слоев: внешнего, внутреннего и сокровенного, или физического, ментального и духовного. Тогда восемь частей йоги можно разделить на три группы. Яма и нияма представляют собой социальные и личностные этические учения; асана, пранаяма и пратьяхара ведут к развитию личности, к пониманию себя; дхарана, дхияна и самадхи являются результатами йоги, приносящими опыт прозрения души, но по сути своей они не входят в ее практику.
Хотя на Западе йога часто рассматривается только как физическая культура, она является также физио-психологическим и психо-духовным учением. Это наука, которая освобождает ум от оков тела и ведет его к Душе. Когда ум достигает души и сливается с ней, душа освобождается и пребывает с этого момента в покое и блаженстве. Если птицу держат в клетке, она не может летать. В тот момент, когда клетку открывают, птица вылетает наружу и обретает свободу. Человек достигает такой же свободы, когда его ум освобождается от телесной зависимости и обретает покой в лоне души.
Первый уровень йоги - это то, что следует делать, и то, чего надо избегать. Нияма учит нас тому, что следует делать для процветания личности и общества, а яма - чего следует избегать, так как это приносит вред личности и обществу. Они представляют собой этические законы, которые человечество чтит с незапамятных времен. Яма и нияма одинаковы повсюду в мире, независимо от того западная это цивилизация.

^ Дерево йоги

Когда вы выращиваете дерево, вы сначала выкапываете яму, выбираете из нее камни и сорняки, разрыхляете землю. Затем вы кладете в землю семя и прикрываете его рыхлой землей, осторожно, чтобы, когда семя раскроется, тяжесть земли не повредила его. Наконец, вы немного поливаете семя водой и ждете, пока оно прорастет. Через пару дней семя становится ростком, и из него появляется стебель. Затем стебель делится на две веточки, и на нем появляются первые листки. Он постепенно превращается в ствол и выпускает во всех направлениях ветви, покрытые богатой листвой.
Подобной заботы требует и дерево нашей внутренней сути. Мудрецы прошлого, испытавшие прозрение души, обнаружили семя этого дерева в йоге. Это семя состоит из восьми долей, из которых, как при росте дерева, возникают восемь частей йоги.
Корнем дерева является яма, которая заключается в пяти принципах: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (свобода от алчности), брахмачарья (контроль над чувственными удовольствиями) и апа-риграха (свобода от жадности и обладания вещами сверх потребностей). Соблюдение принципов ямы дисциплинирует пять органов действия - руки, ноги, рот, половые органы и органы выделения. Естественно, органы действия управляют органами чувств и разумом: например, если кто-то хочет навредить, а органы действия отказываются делать это, вред не будет причинен. Поэтому йоги начинают с контроля над органами действия, а яма является корнем дерева йоги.
Затем идет ствол, который можно сравнить с принципами ниямы: шауча (чистота), сантоша (довольство), тапас (пылкое стремление), свадхьяя (самоизучение) и Ишвара-пранидхана (самоотдача). Эти пять принципов ниямы контролируют органы чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу.
От ствола дерева отходят ветви. Одни из них очень длинные, другие растут в стороны, одни искривленные, другие прямые и так далее. Эти ветви - асаны, различные позы, приводящие физические и физиологические функции тела в гармонию с психологическим образцом учения йоги.
На ветвях растут листья, которые, взаимодействуя с воздухом, снабжают энергией все дерево. Листья поглощают воздух и передают его к внутренним частям дерева. Листья соответствуют пранаяме, науке о дыхании, которая связывает макрокосм с микрокосмом, и наоборот. Обратите внимание, насколько похожи на дерево наши легкие, если посмотреть на их перевернутое изображение. Пранаяма приводит в гармоничное состояние дыхательную и кровеносную системы.
Владение асанами и пранаямой помогает практикующему достичь независимости разума от тела, а это автоматически ведет к концентрации и медитации. Ветви дерева полностью покрыты корой. Без защиты коры дерево было бы целиком съедено червями.
Этот покров защищает поток энергии в дереве между листьями и корнем. Кора соответствует пратьяхаре, представляющей собой движение чувств внутрь, от поверхности кожи к внутренней сути.
Сок дерева, который переносит энергию в этом внутреннем путешествии, есть дхарана. Дхарана, концентрация, - это сосредоточение внимания на сути бытия.
Сок дерева связывает каждую клеточку листа с каждой клеткой корня. Опыт такого единства бытия, от периферии до самого центра, когда наблюдатель и наблюдаемое становятся одним целым, достигается в медитации. Когда дерево здорово и его энергетический обмен совершенен, на нем распускаются цветы. Дхияна, медитация - это цветок дерева йоги.
Наконец, когда цветок превращается в плод, на ступает самадхи. Как сутью дерева являются его плоды, так суть практики йоги - свобода, равновесие, мир и блаженство самадхи, где тело, разум и душа объединяются и сливаются с Абсолютным Духом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Айенгар Дерево Йоги Йогам прошлого и настоящего в честь 80-летия Шри Б. К. С. Айенгара Предисловие к русскому изданию iconКраткое содержание и выводы 32
Предисловие научного редактора перевода Предисловие к пятому изданию 8 Предисловие к первому изданию 11 Благодарность 12 Введение...

Айенгар Дерево Йоги Йогам прошлого и настоящего в честь 80-летия Шри Б. К. С. Айенгара Предисловие к русскому изданию iconСвами Шивананда «Йога и Сила Мысли»
Многие работы Шри Свами Шивананды по различным систе­мам йоги уже известны широкой публике. Настоящее издание содержит в себе анализ...

Айенгар Дерево Йоги Йогам прошлого и настоящего в честь 80-летия Шри Б. К. С. Айенгара Предисловие к русскому изданию iconВильгельм Райх Сексуальная революция. Оглавление Предисловие к русскому изданию
Iii. Институт нерасторжимого брака как основа противоречий сексуальной жизни

Айенгар Дерево Йоги Йогам прошлого и настоящего в честь 80-летия Шри Б. К. С. Айенгара Предисловие к русскому изданию iconПрограмма тура
Увлекательный тур по загадочному острову Шри Ланке, что пленяет естественной красотой, богатым культурным наследием, и невероятным...

Айенгар Дерево Йоги Йогам прошлого и настоящего в честь 80-летия Шри Б. К. С. Айенгара Предисловие к русскому изданию iconСвами Шивананда Йога и Сила Мысли тройственная йога посвящается всем...
Многие работы Шри Свами Шивананды по различным систе­мам йоги уже известны широкой публике. Настоящее издание содержит в себе анализ...

Айенгар Дерево Йоги Йогам прошлого и настоящего в честь 80-летия Шри Б. К. С. Айенгара Предисловие к русскому изданию iconХейне П. Предисловие к русскому изданию
Каким образом они могут координировать свои усилия с той высокой степенью точности, которая необходима для производства такого большого...

Айенгар Дерево Йоги Йогам прошлого и настоящего в честь 80-летия Шри Б. К. С. Айенгара Предисловие к русскому изданию iconПредисловие к русскому изданию
«Серебряная наковальня» (Silver Anvil Award). Большинство из них по уровню креативных решений и виртуозности исполнения действительно...

Айенгар Дерево Йоги Йогам прошлого и настоящего в честь 80-летия Шри Б. К. С. Айенгара Предисловие к русскому изданию iconПредисловие к русскому изданию
В результате какие-то вопросы муссируются едва ли не в каждой книге (избежать повторений в такой ситуации практически невозможно),...

Айенгар Дерево Йоги Йогам прошлого и настоящего в честь 80-летия Шри Б. К. С. Айенгара Предисловие к русскому изданию iconПредисловие автора к русскому изданию его книги
Советском Союзе. В то же время за границей, где находилось и находится много ценного архивного материала в публичных и университетских...

Айенгар Дерево Йоги Йогам прошлого и настоящего в честь 80-летия Шри Б. К. С. Айенгара Предисловие к русскому изданию iconПредисловие к русскому изданию
Предлагаемый здесь перевод Трактата de inlellectus emendatione является одним из результатов моего специального исследования философии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<