Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права) академия мвд республики беларусь кафедра теории и истории государства и права курсовая работа по курсу «общая теория права»




Скачать 367.98 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права) академия мвд республики беларусь кафедра теории и истории государства и права курсовая работа по курсу «общая теория права»
Дата публикации12.11.2013
Размер367.98 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Формы (источники права)

АКАДЕМИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА» ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ ПРАВА) РОДЬКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА МИНСК, ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ: Введение стр. 3 1. Понятие формы (источники) права стр. 4 2. 2.1. Нормативный акт как источник права стр. 6 2.2. Виды нормативных актов в Республике Беларусь стр. 10 3. Общая характеристика иных источников прав стр. 17 4. Взаимодействие различных источников права вдеятельности органов внутренних дел стр. 22 Заключение стр. 26 Приложение стр. 27 Список используемой литературы стр. 28 Введение Курсовая работа будет посвящена различным источникам права,существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовомуакту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий«источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены видыисточников права в Республике Беларусь и взаимодействие различныхисточников права в деятельности органов внутренних дел. В своей работе япостараюсь осветить данные темы. Основным источником права в романо-германской семье являются нормативно-правовые акты, которые издаются в соответствии с Конституцией (ОсновнымЗаконом). Главенствующую роль играют также нормативные договоры и вограниченной мере – правовой обычай. Основным источником права в РеспубликеБеларусь соответственно являются нормативно-правовые акты. Их можноклассифицировать по различному основанию: по юридической силе, по источникуформирования, по сфере деятельности. Более подробно я раскрою данный вопросв соответствующей главе курсовой работы. Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества,тем большую потребность оно испытывает в законах. Содержание законаобразуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшуюконкретизацию и развитие в подзаконных актах. Через общие абстрактные иравные для всех правила государство принимает единые в различных сферахобщественных отношений масштабы к разным людям. Эти правила, правовыенормы, выраженные в специфической языковой форме, и составляют содержаниеправа. Люди первообщинного строя не знали права и руководствовались в своейдеятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы,ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались моральные и религиозныенормы. Право возникло гораздо позднее и его судьба в значительной мересвязана с появлением такого важного института, как государство. Самойпервой формой права стал именно правовой обычай. Следует отметить, что онвсе реже используется, несмотря на то, что является самым древним. Юридический прецедент является тогда, когда дело требует юридическогорешения, а необходимой нормы в законодательстве нет. Такая форма праваявляется доминирующей в англо-саксонской семье. Нормативный договор также может выступать источником права, но только втом случае, если в нем содержатся нормы общего характера. Выяснение роли и места права в системе нормативного регулированияобщественных отношений имеет для исследователей права, сотрудниковправоохранительных органов большое значение. Свою деятельность органывнутренних дел основывают как на нормативно-правовых актах, так и на актах,издаваемых самими органами внутренних дел, на международных договорах. 1. Понятие формы (источника) права. Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуюти применяют правоведы всех стран. Право – система общеобязательных правил поведения (норм), установленныхили санкционированных компетентными государственными органами, а такжепринимаемых на референдумах в целях регулирования общественных отношений ивыражающих первоначально волю определенных классов, а по мере стираниясоциальных различий и демократизации общества – большинства народов сучетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечиваетсягосударством. Право, как и всякое общественное явление, также имеет формысвоего внешнего выражения, объективности, реального существования ифункционирования. В воле людей, которая воплощается в юридическиезаконы, находят свое выражение программы, надежды больших социальныхгрупп людей, то есть народа или его слоев. Проблема наполненияюридических законов конкретным содержанием — это не что иное, как их последовательная волевая обусловленность, которая в свою очередьзависит от материальной жизни общества. Понятие «источник права» вюридической науке употребляются не только в формальном значении, то естькак форма выражения права, но также в материальном и идеальном смыслах.Источником права в материальном смысле рассматривается само общество, егосоциально-экономическое, культурное развитие, содержание общественныхотношений. Под идейным источником права понимается правосознание, играющееважную роль в правообразовании[1]. В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются,официально выражаются юридические нормы, получили название юридическихисточников. В прошлом и сегодня к понятию «источники права» подходят, посути, с двух позиций: 1. Как материальному источнику права, то есть откуда идет содержание нормы или правотворческая сила; 2. Как формальному источнику права — способу выражения содержания правил поведения или тому, что дает правилу общеобязательный характер. Понятие «источник права» в юридической науке употребляются не только вформальном значении, то есть как форма выражения права, но также вматериальном и идеальном смыслах. Источником права в материальном смыслерассматривается само общество, его социально-экономическое, культурноеразвитие, содержание общественных отношений. Под идейным источником правапонимается правосознание, играющее важную роль в правообразовании[2]. Углубленный анализ приводит к дифференцированному подходу рассмотренияформы права, в частности, формы правовой нормы. Д.А. Керимов,например, выделяет внешнюю форму правовой нормы – «выражение вовневнутренне организованного содержания ее»[3]. Именно внешнюю форму – формувыражения права – обычно называют источником права. Д.А. Керимов при этомуточняет: «источники права в так называемом формальном смысле»[4]. Терминологические споры относительно понятия “источник права”не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовыеакты, обычаи, прецеденты формами права, другие — источниками. Но разныеопределения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так идругое понятие, уяснив предварительно содержание каждого. Об источниках права говорят прежде всего в смысле факторов,питающих появление и действие права. Таковыми выступаютправотворческая деятельность государства, воля господствующего класса(всего народа) и в конечном счете, как уже отмечалось выше,материальные условия жизни. Об источниках права пишут также вплане познания и называют соответственно: исторические памятникиправа, данные археологии, действующие правовые акты, юридическуюпрактику, договоры, судебные речи, труды юристов и др. Однако есть иболее узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чемпрактика руководствуется в решении юридических дел. Вконтинентальных государствах это в основном нормативные акты.Договор как источник права имеет относительно небольшоераспространение, обычай почти не имеет места, а прецедентконтинентальной правовой системой отвергается[5]. Все вышеизложенное во всяком случае доказывает существованиеюридических (признанных законом) источников. Можно допустить и дальнейшееделение. Если имеются правообразующие или первоначальные принципы, позначению которых возможно установить, является ли конкретная нормаправовой, то напрашивается деление на первоначальные и производныеисточники. Можно также провести различие между источниками, имеющимипринудительную или обязательную силу, с одной стороны, и источниками,имеющими убеждающее значение, – с другой[6]. В юридическом (формальном) смысле формами (источниками) правапризнаются способы официального выражения, закрепления (объективации)правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту илииную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. Волягосударства, выраженная в виде общеобязательных правил поведения, должнабыть изложена таким образом, который обеспечивал бы возможностьознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. Чаще всего вэтих целях используется нормативно-правовой акт, письменный документ,содержащий нормы права. Однако есть и иные. Юридической науке известны несколько видов исторически сложившихся форм(источников) права. Это правовые обычаи, юридические прецеденты,нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины,религиозные писания. 2. Нормативный акт как источник права. Виды нормативных актов вРеспублике Беларусь. 2.1. Нормативный акт как источник права. Нормативно-правовой акт – это изданный в установленном порядкеуполномоченным на это государственным органом акт правотворчестваполномочного (компетентного) органа, устанавливающий, изменяющий илиотменяющий нормы права, то есть это официальный акт правотворчества, вкотором содержатся нормы права. Юридические нормы группируются внормативных актах по определенным структурным образованиям (разделы, главы,статьи, пункты, части, абзацы и т.п.). Основным структурным элементомнормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьизакона поливариантно, зависит от структуры фактических общественныхотношений, уровня развития отрасли, института или всей правовойсистемы, замысла законодателя, степени развитости юридической техникии технологии. Никто, кроме органов государственной власти, не вправепринимать или отменять законы. Этот документ всегда обращен к персональнонеопределенному кругу лиц (граждане, сотрудники органов внутренних дел,лица, проживающие в зоне радиационного контроля, и т.д.) и действуетпостоянно, до его официальной отмены[7]. Этим он отличается от актов, необладающих признаками нормативности. Все нормативно-правовые акты имеютгосударственный характер, то есть они общеобязательны, к их содержанию идействию предъявляются особые требования. Все правовые акты государствадолжны издаваться в соответствии с Конституцией (Основным Законом). Любыенормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанностичеловека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначеони не могут применяться. Существенное значение имеет деятельность Национального центра правовойинформации Республики Беларусь, создание в 1999 году Национального реестраправовых актов Республики Беларусь. Реестр представляет собой систему учетавсех нормативных актов республики, является единым банком правовойинформации и одновременно его издание выступает источником официальногоопубликования актов и официальным инкорпоративным сборником действующегозаконодательства. Опубликование нормативно-правовых актов осуществляется,как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь (ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах РеспубликиБеларусь»). Нормативно-правовые акты: * дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов; * иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить; * конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках[8]. В странах с романо-германской правовой системой нормативные правовыеакты являются основным источником права. Главенствующую роль среди нихзанимают законы как акты, принимаемые высшим представительным изаконодательным органом. Высшей юридической силой среди законов обладаютконституции. В качестве источника права здесь выступают также нормативныедоговоры и в ограниченной мере – правовые обычаи[9]. Этот источник широкоиспользуется (хотя и не преобладает) и в странах со сложившейся системойобщего права, где главенствующее место занимает юридический прецедент(судебная и административная практика). Семья романо-германского правасформировалась в континентальной Европе (Германия, Франция, Италия, Испанияи другие страны западной части континента) в результате рецепции(восприятия) римского права. Если нормативный акт (закон, подзаконный акт) противоречит Конституции,то этот акт должен быть приведен в соответствии с законом либо отменен.Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специальноуполномоченных на то органов законодательной власти. Конституция, в отличиеот других органов, имеет основополагающий характер (ядро права). Итак,нормативный акт как источник права – это наиболее позднее творениечеловеческого разума. Нормативный акт очень удобная форма права. * Во-первых, он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменение потребностей жизни; нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изложены, а то и отменены. * Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией Республики Беларусь и не должны ей противоречить. Другими словами, они более эффективно могут установить порядок. * В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменными источниками права. Все это позволяет обеспечить надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для мошенничества. * В-четвертых, если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет случайный и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом. Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актовосуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации техсфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственнойвласти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношениядлительное время оставались под воздействием обычного права и судебнойпрактики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Онистали использоваться и в других областях общественной жизни, становясьпреобладающим. Нормативно-правовой акт действует во времени, по территории(пространству), предметам действия, по кругу лиц, на которые распределяютсянормы данного права. Действие нормативного акта во времени начинается с момента еговступления в законную силу. Следует четко отличать момент принятиянормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая можетвозникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено законом.Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежатнемедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Но,как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено по времени содня его принятия. Прекращение действия нормативного акта, то есть утрата имюридической силы, наступает при его отмене; фактической замене данного актадругим, регулирующим тот же круг вопросов; при истечении срока, на которыйбыл принят нормативный акт. В Республике Беларусь такой порядок определенПоложением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актовРеспублики Беларусь, утвержденных Декретом Президента от 10 декабря 1998года и Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10января 2000 года в редакции от 4 января 2002 года[10]. Действие нормативно-правового акта в пространстве. Пределы действиянормативного акта в пространстве ограничены территорией государства,которая включает в себя сухопутную территорию, внутренние и территориальныеводы, воздушное пространство, недра, гражданские суда под флагомгосударства в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где быони ни находились, космические корабли (станции) со знаком государства,зарегистрировавшего объект. В зависимости от юридической силы и иныххарактеристик нормативные акты могут распространять свое действие как натерритории всего государства (Республики Беларусь), так и на определеннойее части (акты г. Минска, Бреста, Гомеля и т.п.). Действие нормативно-правового акта по предмету. Границы действиянормативного акта по предмету определяется кругом общественных отношений,на которые распространяются нормы, содержащиеся в данном акте: * неограниченное действие имеют нормы Основного Закона (Конституции), они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе; * действия отраслевых нормативных актов ограничены предметом определенной отрасли права. Например, Гражданское законодательство распространяется только на имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находятся в состоянии подчинения; * в свою очередь, в рамках определенной отрасли в правилах ее отдельных институтов специальные нормы имеют преобладающее значение по отношению к общим нормам. Например, если деяние обвиняемого попадает под статью «умышленное убийство», то при вынесении приговора будет применена именно эта статья, а не общая, где дано общее понятие преступления, которое играет вспомогательную роль. Такая же процедура происходит и в других отраслях права. Действие нормативно-правового акта по лицам производно от порядка егодействия по территории и предмету. По общему правилу нормативный актдействует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, иявляется субъектом отношений, на который он распространяется. Однакосуществуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам.Например, иностранные граждане и лица без гражданства не могут бытьсубъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в высшиеправительственные органы власти, быть государственными служащими, бытьпризваны на срочную военную службу и т.д.). Уголовные же законы имеютперсональное действие, то есть распространяются на граждан данногогосударства независимо от их происхождения. А если иностранец или лицо безгражданства совершило преступление на территории Республики Беларусь, то нанего распространяется уголовное законодательство Республики Беларусь. То жесамое относится и к гражданам Республики Беларусь, если они совершилипреступление на территории иностранного государства, скажем, в Польше, СШАи т.д., то есть они подлежат уголовным наказаниям по законам тогогосударства, где совершили преступление[11]. В связи с этим дляпрактической деятельности необходимо получить четкие и недвусмысленныеответы по указанным параметрам каждого применяемого нормативного правовогоакта. От нормативно-правовых актов следует отличать официальныеюридические документы, которые не содержат норм права и не вносятнепосредственно изменения в законодательство. Например, актыутверждения положений, правил, статутов или акты, которые складываютсяиз деклараций, отзывов, призывов. Не являются таковыми и индивидуальныеюридические акты. Когда, например, суды выносят решения по гражданским илиприговоры по уголовным делам, они тем самым применяют соответствующиеюридические нормы по конкретным лицам. Эти акты носят не нормативный, аконкретноправовой характер. Они возникают на основе правовых норм,содержащихся в нормативных правовых актах, и называютсяправоприменительными, индивидуальными актами. Индивидуальные актыправоприменительного значения издают многие государственные инегосударственные организации. Они имеют юридическое значение, но несодержат в себе правил общего характера. Нормативные правовые акты, то естьакты, в которых содержатся такие общие правила, издаются толькоопределенными государственными органами. Нормативные правовые акты следует отличать также от актов толкования(интерпретации), в которых даются лишь разъяснения содержания юридическихнорм, но при этом само содержание нормы не изменяется. Одни и те же органымогут издавать как нормативные, так и правоприменительные акты. Например,указ Президента о награждении является актом правоприменительногохарактера. 2.2. Виды нормативных актов в Республике Беларусь. Основной источник системы права Республики Беларусь – нормативно-правовой акт. В 2000 году был принят Закон «О нормативных правовых актовРеспублики Беларусь». При определенных его недостатках Закон подробнорегламентирует порядок подготовки, оформления, принятия и введения вдействие нормативных правовых актов, их систематизации. Именно в такойформе принимается подавляющее большинство норм права. Это, в частности,Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь,Уголовный кодекс Республики Беларусь, все законы, указы ПрезидентаРеспублики Беларусь, постановления и распоряжения Правительства РеспубликиБеларусь и пр. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организациюгосударственной власти и определяющий ее взаимоотношение с обществом игражданами (индивидуумами). В чисто формальном значении конституцию можноопределить, как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридическойсилой. По этой причине ее нередко сопутствует другое название – ОсновнойЗакон. Конституция по меньшей мере закрепляет два важных аспекта: 1. провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2. организацию государственной власти, а часто и определяет основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства) и др. Определение сущности Конституции имеет важное значение для пониманияэтого документа, выявления тех целей, к достижению которых должностремиться общество и государство[12]. Приоритет Конституции – неотъемлемыйи непременный признак правового государства. Конституцией РеспубликиБеларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента: декреты,указы, распоряжения. Декреты являются одним из новых видов актовПрезидента. По своему содержанию они являются актами нормативногохарактера. В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либопо предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силузакона. Если раннее акты, имеющие силу закона, могли издаваться толькоВерховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994 года являлсявысшим правительственным и единственным законодательным органомгосударственной власти Республики Беларусь, то сейчас и Президент Беларусив случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты, имеющие силузакона. Среди актов общегосударственных органов важную роль играютпостановления Правительства, которое издает свои акты на основеКонституции, законов, декретов и указов Президента. В Конституцииопределены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядокиздания таких актов. Например, в статье 84 Конституции Республики Беларусьопределены полномочия Президента. Палаты Парламента могут принимать законыи постановления. Правительство вправе принимать постановления ираспоряжения[13]. Верховный Совет Республики Беларусь 12 созыва 4 сентября1996 года принял в первом чтении закон «О толковании статей 125 и 127Конституции Республики Беларусь», где разъяснил, что конституционномуконтролю подлежат только те акты, которые имеют нормативный характер.Аналогичный подход предусматривается и в принятом Палатой представителейНационального собрания Республики Беларусь в первом чтении проекта закона«О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В проекте нормативно-правовой акт определяется как официальный документ установленной формы,принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственногооргана (должностного лица) или путем референдума с соблюдениемустановленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащейобщеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лици неоднократное применение[14]. Нормативно-правовые акты различаются по источнику формирования на актыреферендума и акты, издаваемые или санкционированные государством; по сфередеятельности – на акты внешнего и внутреннего действия. Акты внешнегодействия охватывают всех субъектов, кому они адресованы: организации и лицанезависимо от их трудовой и служебной деятельности. Нормативно-правовыеакты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в составопределенного министерства (ведомства), организации или проживающего на тойили иной территории. Причем такие акты могут приниматься не толькоминистерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшимиорганами власти и управления. Примером может служить Закон «О милиции».Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальныепредписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующие в ихрамках, предписания, применяемые только на определенной территории. По юридической силе нормативно-правовых актов может быть определенаиерархия, то есть соподчиненность нормативных актов. Иерархия нормативныхактов в Республике Беларусь выглядит следующим образом: 1. Конституция (в том числе и акты толкования Конституции); 2. международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 3. законы, декреты и указы Президента (особое место здесь должны занимать программные законы); 4. указы Президента, изданные на основе закона; 5. постановления Правительства; 6. нормативные акты министерств и ведомств; 7. нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий вышестоящими органами[15]. Нормативные правовые акты в зависимости от их юридической силы, органа,который их принял, и способа принятия делятся в теории права на две большиегруппы: законы и подзаконные акты. Деление нормативно-правовых актов назаконы и подзаконные акты отражает не только формальную сторону(верховенство закона), но и особенности содержания законов. В нихсодержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения поосновным вопросам государственно-правовой общественной жизни. Законызанимают ведущее место в иерархии нормативных правовых актов. Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющийпринципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений (Ст.2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовыхактах Республики Беларусь» в редакции от 4 января 2002 года №81-З)[16].Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядокпринятия — вот особенности этой разновидности нормативных актов.Отсюда вытекают и требования к ним: * законы должны регулировать действительно коренные вопросы; * они должны быть совершенными по содержанию и по форме; * их соблюдение должно быть неприкасаемым. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим онотличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемыхпредставительными органами власти. Реализацией принципа верховенства законаобеспечивается иерархическая стройность системы нормативных актов,исключающая возможность коллизий, противоречий между ними. В этой связипонята недопустимость существования в стране нормативных правовых актовразличных государственных органов, обладающий одинаковой юридическойсилой[17]. Но нередко на одном уровне с законами могут стоять и актыисполнительной власти. Часто декреты Президента, Правительства обладают тойже силой, что и законы Парламента. Основные характерные признакизакона как ведущего источника права: * Закон – это юридический документ, содержащий нормы права. * Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти или всего народа. * Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе. * Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. * Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов[18]. Законы в свою очередь подразделяются на конституционные и обычные(текущие). Обычные законы чаще всего регулируют отдельные виды общественныхотношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы,относящиеся к различным сферам общественной жизни. К конституционнымзаконам принято относить Конституцию, законы, вводящие ее в действие ивносящие в нее изменения и дополнения. Такое разграничение законов неизолирует их, а обеспечивает прежде всего определенность всех видовзаконодательных актов и их согласованное, комплексное действие[19]. Хотя в науке конституционного (государственного) права не выработанопонятие «конституционный закон», нет указания на них и в законодательстве,однако в Беларуси в качестве примера можно привести решение парламента от25 августа 1991 года, которым Декларации о государственном суверенитете былпридан статус конституционного закона, обладающего даже большей юридическойсилой, чем Конституция. Важной проблемой является выявление признаков,характеризующих акты как конституционные и позволяющие их обособить в этугруппу. Следует отметить, что есть немало сторонников выделения в системезаконодательства конституционных законов. Однако не всегда можносогласиться с теми выводами, которые делаются некоторыми авторами в ихпользу. Так, Е.В. Бурлай полагает, что факт существования конституционныхзаконов вытекает не только из анализа нормативных актов, по своемусодержанию считающихся конституционными, но (раз есть понятие«конституционное законодательство») из соображения, что нет смысла одинюридический акт, даже такой, как Конституция, именовать собирательнымпонятием «конституционное законодательство», смысл которого более широкий.Из факта существования в других государствах официально признаваемогоинститута конституционных выводов он ошибочно предполагает о существованиианалогичного института в бывшей системе советского законодательства[20]. Безусловно, прав Ю.А. Тихомиров, отмечающий очевидную потребность вразработке признаков и классификации конституционных законов. В юридическойлитературе при характеристике конституционных актов выделяют следующиеосновные черты: * специфический предмет регулирования: они имеют особую политическую значимость по сравнению с более специальными, более узконаправленными актами; * универсальная значимость: здесь имеется в виду как круг субъектов, чье положение находится в зависимости от его реализации, так и круг действий, выполняемых адресатами, а также содержание формулировок на уровне принципов; * нехарактерная для большинства нормативных актов неопределенность действия во времени и пространстве: они действуют в течение существования определенной государственно-политической организации, касаются всех ее граждан и иных лиц, которые расположены на ее территории[21]. Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На ееоснове они регулируют наиболее важные общественные отношения. В качествепримеров текущих законов можно назвать Закон Республики Беларусь от 22 мая2000г. «О социальном обслуживании», Закон Республики Беларусь от 9 июля1999г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и др. Среди обычных законовтакже необходимо выделить кодексы, являющиеся кодифицированными актами,обеспечивающими целостную регламентацию соответствующей отрасли. Законы можно классифицировать и по другим признакам. Так, в зависимостиот субъекта законотворчества они могут подразделяться на законы,принимаемые законодательными органами и путем референдума. По объектурегулирования они подразделяются на общие и специальные. К первым можно,например, отнести Закон «О гражданстве Республики Беларусь», а ко вторым –Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Подзаконный акт – акт правотворчества, который основан на законе и непротиворечит ему, он призван конкретизировать основные положения законаприменительно к определенным общественным отношениям. В силу этого они иносят название подзаконных. Выделяют следующие подзаконные акты: * указы и распоряжения президента; * постановления правительства; * приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов; * решения, распоряжения, постановления местных органов власти и управления, органов местного самоуправления; * локальные нормативные акты[22]. Подзаконные акты по сфере распространения и субъектам изданияподразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные. Кподзаконным актам относятся прежде всего акты исполнительной власти. Впринципе же сфера действия подзаконных нормативных правовых актов, ихюридическая сила зависят от места и роли в системе государственногомеханизма того органа, который издал соответствующий акт. В числеподзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указыПрезидента Республики Беларусь в тех случаях, когда они изданы на основезакона. К числу подзаконных относятся нормативные акты палат Национальногособрания Республики Беларусь, Правительства, высших судебных органов,Генерального прокурора. Важными подзаконными актами являются постановленияСовета Министров Республики Беларусь. Эти акты носят, как отмечено,подзаконный характер и издаются по вопросам управления экономикой страны,обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования,здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальнойбезопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др.Постановления Правительства обычно носят нормативный характер, хотя онимогут иметь и ненормативное значение. Премьер-министр издает в пределахсвоей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, тоесть относятся к актам индивидуального регулирования. Наиболеемногочисленными подзаконными актами являются ведомственные акты, издаваемыецентральными органами государственного управления – министерствами,государственными комитетами, комитетами при Совете Министров РеспубликиБеларусь. Эти акты регулируют отношения, складывающиеся внутрисоответствующих органов, но некоторые министерства, государственныекомитеты, комитеты при Совете Министров обладают правом издания актов,имеющих и межведомственное значение. Такими полномочиями наделено,например, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерствотруда и социальной защиты и др.[23]. Ведомственные нормативные правовые акты издаются строго в соответствиис компетенцией определенного органа и не должны противоречить вышестоящимпо юридической силе нормативным актам. Необходимо учитывать, чтопостановления и приказы могут иметь и ненормативный характер. Ведомственныеакты принимаются в форме приказов и постановлений. Коллегиально, в формепостановлений принимаются акты, касающиеся прав, свобод и обязанностейграждан или носящие межведомственный характер. Ведомственные нормативныеакты могут приниматься и в форме инструкций, положений, уставов, правил, ноони подлежат утверждению постановлениями или приказами. Подзаконные нормативные акты принимают также местные представительные иисполнительно-распорядительные органы власти (областей, городов, районов).Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы впределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в формерешений. Управления и отделы исполнительно-распорядительных органовобычно принимают приказы, инструкции. Такие акты являются актами локальногозначения. Они принимаются также и руководителями предприятий и учреждений.Акты локального регулирования распространяют свое действие только на членовсоответствующих организаций, издаются в целях обеспечения взаимодействиясвоих структурных подразделений, режима труда, отдыха и др. В связи с развитием международных связей в послевоенное время всебольшее значение приобретает международное право. В ряде конституцийпредусматривается, что общие принципы международного права имеют приоритетперед национальным законодательством, Подобная норма содержится и вКонституции Республики Беларусь (ст. 8). В этой статье закрепленоположение, согласно которому «Республика Беларусь признает приоритетобщепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствиеим законодательства». С учетом общепризнанных принципов международногоправа должно осуществляться «наполнение» конституционных норм, определениеих содержания. Законом от 23 октября 1991 года «О порядке заключения,исполнения и денонсации международных договоров Республики Беларусь» вредакции от 8 июля 1998 года (в настоящее время – Закон «О международныхдоговорах Республики Беларусь» (ст.15))[24] предусмотрена определеннаяпроцедура имплементации международных договоров во внутреннеезаконодательство. Текущее законодательство нашей страны пошло дальше другихКонституций. В Законе «О нормативных правовых актах» (ст. 20)[25] и вЗаконе «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, чтонормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь,вступивших в силу, являются частью действующего в странезаконодательства[26]. Из всего выше сказанного я хотела бы сделать вывод, что нормативно-правовой акт является одним из основных, важнейших, существенных источниковправа в Беларуси. Хотя белорусской правовой системой признается в качествеисточников права и такие разновидности правовых норм, как санкционированныйобычай. Правовой обычай достаточно широко используется в международномправе, во внешней торговле. Беларусь как субъект международного праваруководствуется обычаями, регулирующими международно-правовые отношения, атакже отношения в сфере внешней торговли[27]. 3. Общая характеристика иных источников права. Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения,которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенныхдействий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Правовой обычай – это первая форма права, возникшая еще в периодстановления рабовладельческих и феодальных государств. Специфика этой формыправа состоит в том, что в законе, ином нормативно-правовом акте даетсяссылка к действующим обычаям, сам же обычай в акте не приводится.Характерной особенностью обычаев является то, что они не образуют стройнойсистемы правил, не взаимосвязаны друг с другом и регулируют лишь отдельныеотношения между людьми, вошедшие в привычку. Действие обычного праваначинается там, где молчит закон. Обычай – это самый древний источник права, да и само право каксоциальное явление зародилось, в значительной мере, в результатеприспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущихклассов. Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получиланазвание обычного права. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаисанкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Так, первыезаконы античного и феодального обществ по существу были сводами обычногоправа отдельных племен (Русская, Саксонская, Салическая правды) В качествепримеров можно еще назвать такие известные исторические памятники, какЗаконы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.), Законы Драконта (Афины, VIIв. до н.э.) и др. В ходе истории обычаи постепенно вытесняются другимиюридическими источниками. Однако прогрессивные передовые обычаи правомподдерживаются и поощряются (при бракосочетаниях, празднованиях юбилеев,достижений в какой-нибудь сфере деятельности и т.д.). В настоящее времяобычай, хотя и незначительно, но все же употребляется. Так, например, суд,рассматривая дело о разводе супругов и решая вопрос о том, с кем изродителей оставить детей, почти всегда склоняется в пользу матери.Подобного рода решения принимаются на основе обычая, согласно которомувоспитанием ребенка в основном занимается мать. И только если отец докажет,что мать не способна воспитывать ребенка в силу своих физических сил или,чаще, моральных качеств, то суд оставляет ребенка с отцом. Сейчасвстречается и другой способ санкционирования государством обычаев – отсылкак ним в тексте законов. Однако нередко в обычаях сохраняются определенные предрассудки,элементы нигилистического отношения к праву, национальные противоречия,исторически сложившееся неравенство мужчины и женщины и др. Правоконкурирует с такими обычаями, нейтрализует и вытесняет их[28]. Обычаи – правила поведения, сложившиеся в далеком прошлом. На заресуществования человечества при первообщинном строе власть опиралась наобычаи, а в современном обществе они поддерживаются в силу привычки. Для обычая характерны два признака: 1. действие нормы в далеком прошлом, несколько столетий, а то и тысячелетий назад; 2. сохранение норм в современном обществе обеспечивается силой привычки, а иногда для регулирования совсем иных отношений. Так, современный человек не может обходиться без рукопожатий сознакомыми. Обычай же этот сложился в средневековье как символ примирениярыцарей. Рыцарей давно нет, а их правило заключения и поддержания дружескихотношений сохранилось и поныне. Иногда бывает чрезвычайно сложносказать, является тот или иной обычай правовым. Например, обычай“кровной мести” — принцип талиона — “зуб за зуб”, “око за око”. Впоследнее время этот обычай ни одним государством неподдерживается, вместе с тем он существует у многих народов. Впрошлые столетия был распространенным обычай — вызов на дуэль заунижение чести и достоинства личности. Этот обычай существовалдолгое время, пока общество и государство не убедились в том, чтоон приносит большой вред. В годы Советской власти правовые обычаи были заменены системойписаного права — нормативно-правовыми актами. В последнее время сновапоявляется интерес к этой форме права, которая, по сути, связана сприродными правами человека и обусловлена системами местногосамоуправления. Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаевдостаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств,где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношенияв области наследования. Эти традиционные отношения и в наши днирегулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого родаспоры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государствомзащищенный характер. Корпоративные нормы содержатся в уставах (например, Союз юристовРеспублики Беларусь), которыми регулируются вопросы членства в объединении,участия в его делах и др. Все эти нормы принимаются самими членамиобществ, объединений и являются обязательными только для них. Примерамимогут служить нормы, содержащихся в уставах политических партий, профсоюзахорганизаций, творческих союзов (например, Союз композиторов РеспубликиБеларусь, художников и др.). В отличие от названных социальных норм правоформируется только государством, его органами[29]. Следует отметить, чтогосударство признает не все обычаи, а только те, которые отвечают интересамобщества. Обычай как источник права имеет немало достоинств. Средидостоинств обычая можно назвать: * возникновение его не сверху, а снизу, и поэтому он способен полнее, нежели другие формы права, выражать вою народа, его воззрения, потребности; * выражение им каких-то закономерностей, существующих в обществе, а поэтому большая его эффективность; * устная форма и донесение информации простым, доступным языком; * большая добровольность в выполнении, поскольку обычай основан на привычке. Но и недостатки, присущие обычаю, существенны: * косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир изменяется быстро; * его неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде; * небольшая сфера распространения, его местный характер. Юридический прецедент – судебное или административное решение поконкретному юридическому делу, которому государство придаетобщеобязательное значение (то есть норма сформировывается в результатепрактики разрешения аналогичных дел). Прецедент является тогда, когда дело требует юридического решения, анеобходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (илидолжностное лицо исполнительного органа) либо суд в полном составе (илигосударственный орган в целом) принимает решение по делу. Решение не должноприниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судьи. Онобязан руководствоваться принципами права, своим мировоззрением,правосознанием, господствующим в обществе, моральными ценностями ижитейским опытом. Если такое решение окажется эталоном для решения подобныхдел, то оно становится прецедентом. Для этого необходима достаточнаяинформированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когдарешение выносится судом высшей инстанции и публикуется. В этом отношениивесьма показательно выражение: закон – это то, что о нем говорят суды.Следует отметить, что не все судебное решение является прецедентом, асформулированное в нем принципиальное положение (ratio decedendi). При этомпрецедентное правило носит императивный характер по принципу: «дело решатьтак, как подобное дело было решено раннее». Такая форма права является преобладающим источником права в странах сангло-саксонской правовой системой. В семью входят правовые системы США,Англии, Канады, Северной Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, а также 36других государств – членов содружества. Англо-саксонская правовая семьяосновывается на прагматическом образе правового мышления буржуа в техкапиталистических странах, где, по сути, никогда не возникали социально-философские правовые теории и где исторически складывалось недоверие,настороженное отношение имущих слоев к высшей, прежде всего исполнительной,власти и в противовес ей поддерживался престиж судебной системы[30]. Итак, прецедент – результат логики и здравого смысла, что приводит кнаиболее точному урегулированию конкретного случая, это во-первых; во-вторых, он имеет большую силу убедительности, потому что аргументы в пользупринятого решения сопровождаются большим количеством доказательств. И,наконец, прецедент имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт,потому что судья способен быстрее уловить изменения, происходящие в жизни,и отразить их в своем решении. Но в отличие от нормативного акта, прецедентне имеет такого авторитета, обязательности, которые присущи нормативномуакту. В нем есть вероятность произвола, нетипичность ситуации. Неопределентакже и объем действия. Однако эти недостатки не позволяют отвергнутьпрецедент как источник права. Другое дело, что в использовании юридическогопрецедента нужно соблюдать меру. В настоящий момент в Беларуси и странах СНГ юридический прецедентофициально не признается как форма права. Но практикуются решенияПленумов судов по конкретным судебным делам (гражданским, уголовным,хозяйственным). Официально считается, что суд не имеет правасоздавать новые нормы права, заниматься правотворчеством, а толькоразъяснять, толковать нормы закона и практику его применения. Такимобразом, юридический прецедент – судебное или административное решение поконкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права икоторым руководствуются при разрешении сложных дел. Нормативный договор – двусторонне или многостороннее соглашение междуразличными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он можетвыступать в качестве источника. Для этого источника характернойособенностью является то, что он не принимается каким-либо правотворческиморганом, а представляет собой соглашение договаривающихся сторон. Разновидностью нормативных договоров является коллективный договор,заключенный между администрацией предприятия, организации и трудовымколлективом. Этим нормативным актом регулируются многие социально-экономические трудовые и иные отношения между администрацией предприятия иее работниками. Договор в праве – распространенное явление. Однако далеко не всегдадоговор выступает источником права. Источником права является только такойдоговор, в котором содержатся правила общего характера. Особенностьдоговора как подзаконного источника права заключается в том, чтостороны могут заключить как предусмотренный, так и непредусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основноетребование к форме, содержанию и предмету договора заключается в том,чтобы он не противоречил действующему законодательству. В настоящеевремя нормативные договоры применяются во всех национальных правовыхсистемах мира. Подобные соглашения служат основой для принятия другихнормативных правовых актов. Они широко используются и в международномправе. Исторический пример договора с нормативным содержанием – Договор обобразовании СССР (1922г.). В современный период к таким соглашениям можноотнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,семейным и уголовным делам от 23 января 1993г., заключенную странами,входящими в СНГ. Источниками мусульманского права являются собрания религиозных(исламских) высказываний, преданий, описаний поступков, а также правил,сформулированных пророками, их наследниками, богословами и содержащихся вособых книгах и решениях богословов – Коране, Сунне, Иджме, Киясе. Ониотносятся к семье религиозно-традиционного права (некоторые страны Азии иАмерики). Согласно мусульманской доктрине под правом понимают несовокупность норм и принципов, специально разработанных и установленных, аконкретные решения, выносимые изо дня в день с учетом нужд конкретногомомента. 4. Взаимодействие различных источников права в деятельности органоввнутренних дел. Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности,единоначалия, единства системы органов внутренних дел,гласности, взаимодействия с правоохранительными идругимигосударственными органами, должностными лицами, организациями игражданами. Компетенция, организация и порядок деятельности органоввнутренних дел определятся законодательством. Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечиваетсяпринудительной силой государства в лице его органов внутренних дел(милиции). Милиция в Республике Беларусь – государственный вооруженныйправоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права,свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных ииных противоправных посягательств (Ст.1 Закона Республики Беларусь от 26февраля 1991 года «О милиции»)[31]. Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией (Основным Законом) РеспубликиБеларусь, настоящим Законом, другими законодательными актамиРеспублики Беларусь, а также законодательными актами СоюзаССР, действующими на территории Республики Беларусь. Никто, кромеорганов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, невправе вмешиваться в деятельность милиции. Милиция входит в системуМинистерства внутренних дел Республики Беларусь. Она решает стоящие передней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органамиместного самоуправления, общественными объединениями, трудовымиколлективами и гражданами, а также муниципальными органами охраныобщественного порядка, законами и иными нормативными правовыми актамисубъектов Республики Беларусь и нормативными правовыми актами органовместного самоуправления. Это означает, что в случае нарушения правпотерпевший может обратиться за защитой в милицию. Органы внутренних делобязаны принять меры к тому, чтобы нарушенная норма права была исполнена, апотерпевший смог бы беспрепятственно реализовать свое право[32]. Оперативно-розыскная деятельность милиции осуществляется в соответствиис законодательством Республики Беларусь об оперативно-розыскнойдеятельности (Ст.17). Оперативно-розыскная деятельность является одним изгосударственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод изаконных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасностиобщества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно инегласно оперативными подразделениями государственных органов,уполномоченных на то настоящим Законом, в пределах их компетенции (Ст.1Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскнойдеятельности»)[33]. Когда уполномоченные на то органы внутренних дел принимают нормативные(подзаконные) акты на основе закона и в соответствии с ним, то тем самымсоблюдается одно из требований законности – верховенство закона. В ст.7Основного Закона страны, в частности, записано: «Государство, все егоорганы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых всоответствии с ней актов законодательства»[34]. Органы внутренних дел также и сами могут издавать нормативные акты. Правоприменительный акт, издаваемый органом внутренних дел – этоофициальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание органа внутренних дел, которое выносится в результатеразрешения конкретного дела. Можно выделить следующие признаки актовприменения права, издаваемых органами внутренних дел, отличающие их отнормативно-правовых актов-источников права: * нормативно-правовые акты содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как правоприменительные акты органов внутренних дел не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера; * нормативно-правовые акты охватывают широкий круг общественных отношений, а правоприменительные акты органов внутренних дел рассчитаны на строго определенный круг общественных отношений; * нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как правоприменительные акты органов внутренних дел обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу; * действие правоприменительного акта органа внутренних дел останавливается с прекращением существования конкретных общественных отношений, а нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные актом. Издание нормативных актов органов внутренних дел связано сосуществляемой ими организацией охраны общественного порядка, поскольку входе этой деятельности возникает необходимость в регулировании общественныхотношений[35]. Нормативные акты используются следующим образом: * во –первых, издавая нормативные акты, МВД определяет компетенцию своих главных управлений, управлений и отделов, степень и характер их участия в осуществлении функций Министерства, закрепляет их функциональные обязанности; * во-воторых, нормативными актами МВД определяется порядок и основные формы организации деятельности органов внутренних дел (их работников) по отдельным направлениям или вопросам работы. Таким образом, МВД в процессе руководства подчиненными органами иорганизации их работы на основе и во исполнение законов и других актоввысших органов государственной власти и государственного управления дляединообразного регулирования в сфере организации охраны общественногопорядка широко применяет издание нормативных актов. Издание нормативныхактов – неотъемлемый элемент руководства. К нормативным актам, издаваемыморганами внутренних дел, предъявляются требования: законность, научнаяобоснованность, оперативность, стабильность, ясная и точная форма.Особенность этих актов заключается в том, что субъектами регулируемыхотношений выступают органы внутренних дел или их сотрудники. Характерныйпризнак нормативного акта заключается в том, что они вносят изменение всистему действующих правовых норм, в сферу их действия в пространстве, покругу лиц, продляют или прекращают их действие[36]. Формы нормативныхактов органов внутренних дел определяются на основании Конституции, общегоположения о министерствах РБ, а также сложившейся практики как самихорганов внутренних дел, так и других органов государственного управления.Нормативные акты МВД действуют обычно в течение длительного времени.Основные виды актов: * Инструкции – акты, содержащие систематизированные правовые нормы. Они издаются, как правило, на длительное время и регулируют устойчивые отношения в сфере организации и охраны общественного порядка. * Положения – акты, в которых систематизировано изложены правовые нормы. Наиболее распространено издание положений, определяющих компетенцию отдельных подразделений органов внутренних дел или должностных лиц. * Правила – акты, в которых систематизированы нормы, устанавливающие порядок совершения отдельных видов деятельности органов внутренних дел или их работников. * Уставы представляют собой своды правил, определенные задачи, обязанности, права и основные формы организации и деятельности отдельных служб внутренних дел. * Наставления – своды правил, определяющие задачи и организацию конкретной службы внутренних дел, права и обязанности ее работников, а также порядок осуществления их[37]. Также правотворческий орган придает правовое значение обычаям,разрешает пользоваться ими в процессе возникновения, изменения илипрекращения конкретных отношений. Правовые нормы находятся в определенномвзаимодействии с обычаями. С одной стороны, прогрессивные обычаиспособствуют выработке устойчивого правопослушного поведения, поскольку впредставлении большинства членов общества всякое противоправное и особеннопреступное поведение воспринимается не как обычное. Как обычноевоспринимается поведение, соответствующее правовым требованиям, чтосущественно влияет на повышение уровня правосознания и правовой культурынаселения. А это оказывает положительное воздействие на укреплениезаконности и правопорядка. В свою очередь право оказывает влияние на обычаи. Но это влияниезависит от характера последних. В некоторых случаях государство придаетобычаям юридическое значение, и они приобретают формы правового обычая[38]. В своей деятельности органы внутренних дел опираются также намеждународные договоры.Заключение Курсовая работа по теме «Формы (источники) права» состоит из четырехразделов: первый посвящен понятию «источники» («формы») права; второй отданнормативным актам, в частности видам нормативных актов в РеспубликеБеларусь; третий – иным источникам права (юридическому прецеденту,правовому обычаю, нормативным договорам); четвертый посвящен основедеятельности органов внутренних дел. При подготовке курсовой работы использовалась имеющаяся научная иучебная литература по источникам права. Вопросы курсовой работы рассмотреныс учётом прогрессивных форм и методов практической деятельности органоввнутренних дел в современных условиях. Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выраженияправа. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иныхобщественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства вобщественную жизнь. Каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права) академия мвд республики беларусь кафедра теории и истории государства и права курсовая работа по курсу «общая теория права» iconАкадемия мвд республики беларусь кафедра конституционного и международного...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права) академия мвд республики беларусь кафедра теории и истории государства и права курсовая работа по курсу «общая теория права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Причины, формы и методы...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права) академия мвд республики беларусь кафедра теории и истории государства и права курсовая работа по курсу «общая теория права» iconВоронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права) академия мвд республики беларусь кафедра теории и истории государства и права курсовая работа по курсу «общая теория права» iconКурсовая работа: «теория государства и права»
Ii. Современное состояние теории государства и права как науки и учебной дисциплины 14

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права) академия мвд республики беларусь кафедра теории и истории государства и права курсовая работа по курсу «общая теория права» iconКурсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права) академия мвд республики беларусь кафедра теории и истории государства и права курсовая работа по курсу «общая теория права» iconКурсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права) академия мвд республики беларусь кафедра теории и истории государства и права курсовая работа по курсу «общая теория права» iconКурсовая работа по теории права и государства на тему: «Формы реализации права»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права) академия мвд республики беларусь кафедра теории и истории государства и права курсовая работа по курсу «общая теория права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Пробелы в праве Татарский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права) академия мвд республики беларусь кафедра теории и истории государства и права курсовая работа по курсу «общая теория права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы теории государства...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права) академия мвд республики беларусь кафедра теории и истории государства и права курсовая работа по курсу «общая теория права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Право на труд в республики...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don