Курсовой проект на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.»




Скачать 230.61 Kb.
НазваниеКурсовой проект на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.»
Дата публикации02.12.2013
Размер230.61 Kb.
ТипКурсовой проект
uchebilka.ru > Право > Курсовой проект
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КУРСОВОЙ ПРОЕКТ на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.» Кафедра: «Аудит» Преподаватель: Васильева М. В. Студент: Лобов П. В. МОСКВА 1997 г. ПЛАН:. Причины возникновения аудита.. Этапы становления и развития аудита в России.. Состояние законодательства об аудите.. Понятие и предмет аудиторской деятельности.. Субъекты аудиторской деятельности.. Договорная ответственность аудитора.. Государственное регулирование аудиторской деятельности. . ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУДИТА. В 1988 году в нашей стране наметились новые тенденции перехода откомандной системы экономики к рыночной. В этих условиях в стране сталисоздаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, они неявлялись собственностью государства. При переходе на рыночные методыхозяйствования изменились формы контроля государства за предпринимательскойдеятельностью. Сейчас каждое предприятие становится самостоятельнымхозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либоруководства со стороны вышестоящих министерств и ведомств, безрегулирующего воздействия государственного плана. Предприятиесамостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью,оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательныхплатежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондови резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих икомандировочных расходов на результаты хозяйственной деятельностипредприятия, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельнорассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи. Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическуюотчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке,установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своегоимущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять иуплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность,данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели ипредприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственногофинансового контроля-аудита. Налоговые органы, на которые законом возложенапроверка деятельности предприятий, осуществляет её по мере необходимостилишь в пределах своей компетентности. Поэтому возникла необходимостьсоздания специального управления или службы, которая взяла бы на себя этиобязанности. . ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ. Если проследить историю развития аудита в нашей стране, то можновыделить несколько основных этапов. Первый этап был ознаменован появлениемв 1987 году фирмы «Инаудит».Эта фирма была образована согласно специальномупостановлению Совета Министров СССР. Значение ее создания для дальнейшегоразвития аудита в нашей стране трудно переоценить. Акционерное общество являлось юридическим лицом, цель егодеятельности состояла в оказании аудиторских и консультационных услугдействующим в СССР и за границей совместным предприятиям. Совет МинистровСССР предоставил фирме «Инаудит» широкие права, среди них права на:- ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности совместныхпредприятий и организаций;- проверки бухгалтерских книг, отчётов, планов, смет и других документов,наличия денежных сумм и ценных бумаг, наличия и правильности расходованияматериальных ценностей;- получение от учреждений Госбанка СССР и других кредитных учрежденийнеобходимых сведений, справок, копий документов, связанных с операциямисоответствующих организаций и предприятий, о состоянии счетов и оборотов поним;- получение от предприятий и организаций отчётной документации и инойдокументации в согласованных объёмах;- публикацию в СССР и за границей своего устава, баланса, счёта прибылей иубытков, а также рекламных материалов о деятельности фирмы «Инаудит»; ипрочее. Председателем Совета директоров АО «Инаудит» был избран С. М.Борисов, его заместителем - В. В. Геращенко. И хотя фирма имела болеевысокую организационно-правовую форму по сравнению с хозрасчётнымиревизионными группами, всё же она была создана на базе государственногоконтрольного органа, а её учредителями были союзные министерства. Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось, она распаласьна несколько самостоятельных аудиторских фирм. Одной из причин оказалосьто, что в фирме работало большое количество профессиональных специалистов инастоящих лидеров, у которых появилась возможность создать и возглавитьсобственные фирмы. Хотя для коллектива АО «Инаудит» распад фирмы и былпотрясением, но в целом для развития аудита в стране это событие не сталороковым. Второй этап становления аудита в нашей стране пришёлся на 1989-1991гг., когда была предпринята попытка принять законодательный акт обаудиторской деятельности в СССР. В это период в стране появилось множествокоммерческих организаций, в том числе и аудиторских фирм. Последниерегистрировались как товарищества с ограниченной ответственностью,поскольку это позволяло целый ряд преимуществ. Среди отечественныхаудиторских фирм, возникших в те годы надо отметить «Контакт» и «Рафаудит»,которые по организации работ, сбору информации стали эталоном для другихаудиторских фирм. Заслуга этих фирм в становлении аудита и егопопуляризации в России чрезвычайно велика. В учредительных документах указанных фирм предусматривались:проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любыхорганизационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждениядостоверности и реальности их финансовой отчётности; предоставлениеконсультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной икоммерческой деятельности, включая бухгалтерский учёт, налогообложение,управление финансовой деятельностью и т. п. Таким образом уже вучредительных документах первых аудиторских фирм были заложены определенияаудита и его целей, что в дальнейшем нашло отражение во Временных правилахаудиторской деятельности в РФ. Далее в январе 1990 г. на рынке СССР появилось СП «Эрнест энд ЯнгВнешаудит», оно проводило аудиторские проверки на совместных предприятияхпо их просьбе, причём вне зависимости от их расположения илипринадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма,входящая в так называемую «большую шестёрку». Одновременно с появлением крупных фирм начинают формироватьсяобщественные ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Они проводятширокомасштабные конференции по всей стране, «круглые столы» по проблемамучёта, налогообложения и аудита. Впервые начинают подниматься вопросы онормативной и законодательной базе, о регулировании бухгалтерского учёта иаудита, о реорганизации всей системы финансового контроля в целом. Вскореправительство тоже начинает осознавать необходимость решения этих вопросов,и обсуждение дальнейшего развития системы бухгалтерского учёта и аудитавыходит на более высокий (правительственный) уровень. Начинаютразрабатываться проекты, но конечного утверждения они не получают. Проектыдорабатываются, согласовываются с целым рядом различных министерств иведомств - начинается третий этап становления аудита в России. 5 декабря 1991 года появляется проект Закона «Об аудиторскойдеятельности». В течение двух лет проект этого Закона совместнообсуждается, дорабатывается и согласовывается. Над ним работают 11ведомств, в их числе Госналогслужба, Генеральная прокуратура, Центральныйбанк, МВД, Госкомитет по антимонопольной политике, Минфин и др. 22 декабря1993 года Президент Российской Федерации подписывает Указ, которым утвердил«Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации»,вступившие в силу с момента опубликования Указа с 29 декабря 1993 года. Вэтих правилах даётся определение понятия аудиторской деятельности,указывается сфера аудита, его цели, помимо инициативной проверки вводитсяпонятие проверки обязательной, Временные правила регламентируют процедурылицензирования и аттестации на получение права заниматься аудиторскойдеятельностью, порядок аннулирования лицензий, устанавливаются серьёзныесанкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчёты инебрежности в работе. Важным во Временных правилах является раздел оподготовке аудиторского заключения, которое по правилам должно состоять изтрёх частей: вводной аналитической и итоговой. . СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АУДИТЕ. В течение последних трёх-четырёх лет в России проводятся аудиторскиепроверки, интенсивно готовятся кадры аудиторов, но всё это до принятияуказа президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности вРоссийской Федерации» не имело под собой должной правовой основы. Временныеправила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утверждённые этимУказом, подвели юридическую правовую основу под деятельность аудиторов,легализовали их профессиональную подготовку. До этого работа аудиторскихфирм осуществлялась лишь на основе стандартов бухгалтерского учёта,отчётности и аудита зарубежных стран. Стандарты - правила ведения финансового учёта и составленияотчётности с целью отражения эффективности финансовых решений, принятых заотчётный период компанией, которые отражают её положение на рынке. Ониявляются определённого рода юридически закреплённым соглашением различныхсубъектов рыночной экономики и разрабатываются, исходя из накопленногоопыта, практической необходимости, результатов научных исследований,здравого смысла, традиций и других факторов. Что же из себя представляют стандарты бухгалтерского учёта и аудитас правовой точки зрения? Несмотря на то что в западных странах различаютсястандарты по бухгалтерскому учёту и по отчётности и аудиту, правоваяприрода их одинакова. Более того, они неразрывно связаны между собой, таккак, аудитор занимаясь проверкой, обязательно должен знать стандарты учётаи отчётности. Для определения сферы правового регулирования бухгалтерскогоучёта и аудита можно выделить три вида учёта, применяемых сейчас напредприятиях: финансовый, производственный (управленческий) и налоговый.Управленческий учёт обслуживает внутренние потребности предприятий, егорезультаты, в отличие от финансового, не служат удовлетворению потребностейвнешних пользователей. Предлагается четырёхуровневая система правовогорегулирования бухгалтерского учёта. Первый уровень - закон о бухгалтерском учёте, которыйнепосредственно входит в группу основных элементов, регламентирующиххозяйственное право. Второй уровень составляют акты правительства России, другихисполнительных органов, которые раскрывают, детализируют требованиязаконов. Третий уровень - стандарты по учёту и отчётности, в которых должныбыть определены основные принципы ведения бухгалтерского учёта. Задачастандартов состоит в том, чтобы регламентировать организацию и ведениебухгалтерского учёта на отдельных его участках. Наконец, документы четвёртого уровня - рекомендации, которыеобеспечивают практическую деятельность и носят вспомогательный характер.Основная их цель - реализовать учётный процесс с использованиемпрогрессивных приёмов и рациональных способов работы. . ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Правила определяют аудиторскую деятельность как предпринимательскуюдеятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимыхвневедомственных проверок бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётнойдокументации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств итребований экономических субъектов, а также по оказанию других аудиторскихуслуг таких как постановка, восстановление бухгалтерского учёта,составление финансовой отчётности и налоговых деклараций, трансформацияфинансовой отчётности в соответствии с иными, чем приняты в РоссийскойФедерации нормативными документами бухгалтерского учёта, анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов баланса и т. д.Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерскойотчётности экономических субъектов и соответствия совершённых имифинансовых и хозяйственных операций нормативным актам. От ведомственной,прежде всего государственной, ревизии аудит принципиально отличаютсамостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки,исходя из требований законодательства и условий договора с экономическимсубъектом, независимость от любой третьей стороны, собственника ируководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит напринципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при рискеи объёме имущественной ответственности в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы. Аудиторская проверка в полном объёме может проводится на частныхпредприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиесясобственниками имущества, закреплённого за ними на праве хозяйственноговедения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторскихуслуг. Только орган, уполномоченный осуществлять управление государственнымили муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора напроведение аудиторской проверки. Так, в постановлении ПравительстваРоссийской Федерации «О делегировании полномочий Правительства РоссийскойФедерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности»от 10.02.1994г. предусмотрено, что Госкомимущество России, еготерриториальные агентства, а также по согласованию с ним федеральные органыисполнительной власти вправе назначать и производить документальные ифактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторскиепроверки. Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется еёправовым аспектам. Проверяемый экономический субъект имеет право получатьот аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства,касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон,а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, накоторых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязанпредоставлять экономическому субъекту эту информацию. В аналитической частиаудиторского заключения указываются нарушения законодательства присовершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или моглинанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государстваили третьих лиц. Исходя из выше написанного выводы о достоверности бухгалтерскойотчётности экономического субъекта должны подтверждаться соответствием ихтребованиям законов и других правовых актов Российской Федерации. Неслучайно правила допускают к аттестации на право осуществления аудиторскойдеятельности лиц, имеющих экономическое и юридическое образование. Этотребование лежит в основе реализации задач по формированию правовогогосударства в России, повышению роли закона в предпринимательскойдеятельности. Его надо понимать в том смысле, что выборочные знаниябухгалтерского учёта, анализа хозяйственной деятельности, организации итехники аудита, финансового менеджмента без сопоставления их с требованиямисоответствующих норм права не могут достичь основных целей аудиторскихпроверок. Конечно, в условиях, когда в России отсутствует твёрдое детальноезаконодательство о бухгалтерском учёте и отчётности, аудите, регламентациясовершения аудиторских действий подменяется простым следованием требованиямразнородных чужестранных систем стандартов, может сложиться и возобладатьмнение, что знания хозяйственного права не нужны и аудитом могут заниматьсятакже лица, имеющие инженерное или иное образование. Отголоском стольдилетантского отношения к праву служат даже составы комиссии по аудиторскойдеятельности при президенте Российской Федерации и её консультативномсовете, в которых нет ни одного представителя юридического академическогоили учебного института, хотя консультативный совет вырабатывает длякомиссии и принимает участие через своих представителей в её заседаниях,связанных с обсуждением проектов нормативных актов, регулирующихаудиторскую деятельность. Аудиторская проверка - необходимый элемент аудита и один из видоваудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверностибухгалтерской отчётности, а также в совершении иных услуг, в частностисоставлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчётности,консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иногохозяйственного законодательства России. Аудиторы могут также проводитьобучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Но вовременных правилах есть пункт, содержащий абзац, который ограничивает сферупредпринимательской деятельности аудитора: «Аудиторы и аудиторские фирмы немогут заниматься какой-либо деятельностью, кроме аудиторской и другойсвязанной с ней деятельностью.» Из этой выдержки следует, что аудитор неможет выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий,не связанных с аудиторской деятельностью. Это ограничение в некоторойстепени применительно к аудиторским фирмам, но как поступать гражданинукоторый самостоятельно ведёт аудит? Ведь формально правовых оснований длязапрета заниматься другими видами деятельности у гражданина-аудитора нет,если у него имеются для этого имущество, время и способности. Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной.Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямоустановленными нормативными актами. Например, в Законе о банках ибанковской деятельности предусмотрено, что банки публикуют годовой баланспо форме и в сроки, которые устанавливаются Центральным банком России,после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нёмсведений. Имеются и другие случаи обязательного аудита для страховыхкомпаний, инвестиционных фондов и т. д. В сфере общего аудита Закона обиностранных инвестициях предусмотрена проверка аудиторской организацией дляцелей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий синостранными инвестициями. Обязательные проверки в соответствии с процессуальнымзаконодательством проводятся также по поручению органа дознания,следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Поручение о проведенииаудиторской проверки даётся аудитору при наличии в производствевозбуждённого уголовного дела, принятого к производству гражданского делаили дела, подведомственному арбитражному суду. Заключение аудитора порезультатам такой проверки приравнивается к акту экспертизы. Заключениеаудитора - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических ифизических лиц, органов государственной власти и управления, органовместного самоуправления и судебных органов. Если налоговый государственный или иной орган, на который закономвозложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получениесоответствующей отчётности, не согласен с аудиторским заключением, принятымэкономическим субъектом, то он вправе оспорить его в арбитражном суде. Еслисуд установит неточности и ошибки в представленной аудитором отчетности, тоон возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные снеквалифицированным аудиторским заключением. . СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Сторонами по договору при осуществлению аудиторской деятельностивыступают экономические субъекты и аудиторы - как аудиторские фирмы, так иработающие самостоятельно. Во Временных правилах перечисляютсяэкономические субъекты, под которыми исходя из Конституции РоссийскойФедерации понимаются лица, занимающиеся предпринимательской и инойэкономической деятельностью. Перечню экономических субъектов соответствуютобщий и отраслевые виды аудита: банковского аудита, аудита страховыхорганизаций и аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.Вид аудита определяется в лицензии. Одна и та же аудиторская фирма(аудитор) может обладать лицензиями для осуществления нескольких видоваудиторских проверок. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица -аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы независимо от видасобственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностраннымиюридическими и физическими лицами. Т. о. Юридические фирмы могут бытьчастными, государственными, муниципальными, принадлежать общественныморганизациям (объединениям). Правда, последний вид собственности прямо неупоминается в Конституции Российской Федерации, но и не противоречит еёсодержанию. Аудиторская фирма может быть основана на смешанной формесобственности, т. е. её имущество находится в определённых долях в частной,государственной, муниципальной и иной собственности. Иностранные (полностьюпринадлежащие иностранным юридическим и физическим лицам, но образованные идействующие по российскому законодательству) и совместные аудиторские фирмыработают в соответствии с Законом об иностранных инвестициях. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые вцелях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любуюорганизационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РоссийскойФедерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.Аудиторская фирма может быть учреждена в форме индивидуального (семейного)частного предприятия, полного товарищества, смешанного товарищества,товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного обществазакрытого типа), государственного, муниципального предприятия. Хотяпоследний момент остаётся под большим вопросом, т. к. нельзя самостоятельноосуществлять аудиторские проверки государственными и муниципальнымипредприятиями, поскольку они зависимы от государственных собственников. Ихможно условно называть субъектами предпринимательской деятельности.Аудиторская фирма по своей природе требует организации на основе частнойсобственности, что предполагает выборочную проверку достоверностиотчётности, а не сплошную, как при ревизии. Возможно, государство исубъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления вправесоздавать аудиторские фирмы для осуществления аудиторских проверокгосударственных и муниципальных, а также частных предприятий, но только длясовершения иных действий, помимо подтверждения достоверности бухгалтерскойотчётности и соответствия хозяйственных и финансовых предприятийзаконодательству. Занятие аудиторской деятельностью происходит на основе специальногоразрешения (лицензии), а также при наличии квалификационного аттестата.Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Порядокаттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Согласно УказуПрезидента Российской Федерации все физические лица, занимающиесяаудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию и получитьквалификационный аттестат аудитора единого образца. Проведение аудиторскойдеятельности без аттестации запрещается. Аудиторские фирмы начинают (а существующие продолжают) свою работупосле государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательскойдеятельности, получения лицензии и включения в государственный реестраудиторов, ведение которого организует Комиссия по аудиторскойдеятельности. Организация аудиторской деятельности показывает, что нельзяприменять все правила об аудиторских фирмах к аудиторам, занимающимся этимвидом предпринимательства самостоятельно. Аудитор, получившийквалификационный аттестат, вправе заниматься аудитом без получениялицензии. Другое дело - аудиторская фирмы. Она как юридическое лицо можетзаниматься аудиторской деятельностью только на основании лицензии. Каккоммерческая организация аудиторская фирма в учредительном договоре и (или)уставе вправе определить осуществление и иных видов предпринимательскойдеятельности, не запрещённой законом и не требующей лицензии на еёосуществление. Право учредителей, собственников, участников аудиторскойфирмы определять её внутреннюю структуру, взаимоотношения руководителейфирмы и аудиторов по оформлению аудиторского заключения должныустанавливаться в уставе фирмы. . ДОГОВОРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРА. Отношения между экономическим субъектом и аудитором по поводупроведения аудиторской проверки и оказания других аудиторских услугоформляются договором аудита. Поскольку это предпринимательский договор, тоон должен во всех случаях заключаться в простой письменной форме. Договораудита следует отнести к типу подрядных договоров. В его определениинеобходимы указания о риске аудитора, о задании экономического субъекта иоб использовании специальных знаний аудитора. Самостоятельным видомподрядного типа договора он является в том случае, когда в обязанностиаудитора входит установление достоверности бухгалтерской отчётностиэкономического субъекта и соответствия совершённых им хозяйственных ифинансовых операций законодательству. Эта обязанность является неотъемлемымпризнаком договора аудита. В случае когда аудитор оказывает отдельныеуслуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учёта,анализу финансово-хозяйственной деятельности и т. п., в этом случаеиспользуется обычный договор подряда или оказания услуг, не требующий уподрядчика наличия квалификационного аттестата аудитора и (или) лицензии назанятие аудиторской деятельностью. Правила не разрешают проводить аудиторскую проверку, если аудитороказывал данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведениюбухгалтерского учёта, а также составлению финансовой отчётности. Этотмомент имеет важное юридическое и экономическое значение. Более того,многие аудиторы-практики и юристы говорят о том, что в правиле надопредусмотреть ещё и тот момент, что аудиторская фирма или аудитор не вправезаключать длительные постоянные договоры с тем или иным экономическимсубъектом на проведение аудиторских проверок и разовых аудиторских услуг.Последними должны заниматься специализированные бухгалтерские, аналитико-экономические, юридическо-консультативные, а не аудиторские фирмы. Существенными условиями аудита как вида подрядного договора являютсяустановление достоверности бухгалтерской отчётности: экономическогосубъекта и цена за выполнение этой работы. Аудитор обязан своевременнопредупредить контрагента, если возникла необходимость значительно повыситьобусловленную договором цену. В этом случае экономический субъект имеетправо отказаться от договора, возместив аудитору уже понесённые им расходы.Если аудитор не предупредил об этом экономического субъекта , то он обязанпровести аудиторскую проверку, не требуя дополнительной оплаты своеготруда. Экономический субъект и аудитор свободны в заключении договора, т.е. как одна, так и другая стороны вправе выбирать себе любого контрагента.Однако уклонение экономического субъекта от проведения обязательнойаудиторской проверки либо препятствие её проведения влекут за собой штраф,предъявляемый прокурором, органами федерального казначейства, налоговымиорганами по специальной шкале. Аудитор обязан при проведении аудиторской проверки немедленносообщать о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительныхаудиторов в связи со значительным объёмом работы или какими-либо инымиобстоятельствами, возникшими после заключения договора. Аудитор иаудиторская фирма обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых исоставляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержаниебез согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, заисключением случаев, предусмотренных законом. Для осуществления квалифицированной аудиторской проверки аудиторимеет право самостоятельно определять её формы и методы, исходя изтребований законодательства и условий конкретного договора. Аудитор вправепроверять у экономических субъектов в полном объёме документацию, наличиеденежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, привлекать надоговорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов испециалистов. Аудитор или аудиторская фирма в случае непредоставленияпроверяемым экономическим субъектам необходимой документации вправеотказаться от проведения аудиторской проверки, расторгнув договор аудита,так как это является существенным его нарушением. В этом случае аудиторвправе требовать возмещения убытков, причинённых расторжением договора. Временные правила предоставляют аудитору право получать пописьменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверкиинформацию от третьих лиц. Главная обязанность аудитора - квалифицированно проводить своипроверки. Аудиторское заключение служит основанием для подтверждения илинеподтверждения бухгалтерской отчётности экономического субъекта. В нёмотмечаются (если они обнаружены) существенные нарушения установленногопорядка ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности,нарушения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций,которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственниковэкономического субъекта, государства и третьих лиц. На основанииаудиторского заключения, итоговую часть которого экономический субъектобязан предоставлять заинтересованным лицам, строятся деловые отношения сналоговыми и другими государственными органами, банками, кредиторами и т.п. Если оказывается, что аудиторское заключение составлено ошибочно,неточно, с нарушением законодательства, то встаёт вопрос об имущественнойответственности аудитора. Но экономический субъект не имеет возможностинепосредственно с аудитора взыскать понесённые убытки вследствиенеквалифицированной аудиторской проверки. Орган, выдавший лицензию(Министерство финансов РФ, Росстехнадзор РФ, Госбанк России), сначаланазначает проверку качества аудиторского заключения. В случае обнаружениянеквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткамдля государства и для экономических субъектов, с аудитора могут бытьвзысканы понесённые убытки в полном объёме, расходы по перепроверке, атакже штраф в сумме 100-кратного размера установленной законом минимальнойоплаты труда - с аудитора осуществляющего свою деятельность самостоятельно,и от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплатытруда - с аудиторской фирмы. Иск предъявляется в суд органам, выдавшимлицензию. В случае неоднократного неквалифицированного проведенияаудиторских проверок или оказания аудиторских услуг лицензия аудитора можетбыть аннулирована органом, выдавшим её. С 1 января 1995 года предусмотрена ответственность юридических ифизических лиц за осуществление аудиторской деятельности без полученной вустановленном порядке лицензии. По иску, предъявляемому прокурором,органами Федерального казначейства, налоговыми органами, могут бытьвзысканы доходы, полученные в результате незаконной деятельности, в пользувведённых ими в заблуждение заказчиков (в размере понесённых последнимирасходов), а также штраф в доход республиканского бюджета РоссийскойФедерации. Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии наосуществление аудиторской деятельности, может обратиться в арбитражный судс иском о ликвидации указанного юридического лица. . ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. До принятия Временных правил аудиторская деятельность в Россииразвивалась усилиями энтузиастов этого дела, как было сказано выше, сориентацией на зарубежные стандарты бухгалтерского учёта и аудита. ГосбанкРоссии, Росстехнадзор РФ, учитывая, что соответствующие законы обязывалипроводить ежегодную аудиторскую проверку отчётов коммерческих банков истраховых организаций, стремились организовать их аудирование. Этим иограничивалось государственное регулирование аудитом. Организацию государственного регулирования аудиторской деятельностиВременными правилами возложена на Комиссию по аудиторской деятельности приПрезиденте Российской Федерации. В положении о комиссии установлено, чтоона является коллегиальным органом и осуществляет свою работу набезвозмездной основе. Комиссия осуществляет систему мер по государственнойподдержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также защитеинтересов государства, экономических субъектов, аудиторских фирм иаудиторов. Она на основе законодательства разрабатывает проекты нормативныхактов, регулирующих аудиторскую деятельность, содействует реализацииВременных правил, обобщает практику их применения по запросам, даётразъяснения применения Временных правил. Комиссия имеет право представлять на рассмотрение Президента иПравительства Российской Федерации проекты нормативных актов об аудите,разрабатывать стандарты аудиторской деятельности, направлять аудиторам иаудиторским фирмам обязательные для исполнения предписания об устраненииими нарушений законодательства в области аудиторской деятельности,определять перечень ведущих учебно-методических центров по обучению ипереподготовке аудиторов. Как видно из перечисленных выше основныхнаправлений деятельности комиссии, государственное регулированиеаудиторской деятельности в основном сводится к работе с нормативнымиактами, их подготовке и исполнению, организации обучения, аттестации илицензированию аудиторов. Правовое обеспечение деятельности комиссиивозложено на Государственно-правовое управление администрации ПрезидентаРоссийской Федерации, консультант которого является заместителемпредседателя комиссии. Состав комиссии утверждается Президентом РоссийскойФедерации. Она состоит из высших должностных лиц Министерства финансов РФ,Банка России, Государственной налоговой службы РФ, Росстехнадзора РФ,антимонопольного комитета РФ и аппарата Правительства РФ. Описанная форма организации аудиторской деятельности возможна ицелесообразна лишь на начальном этапе. В дальнейшем она должна бытьизменена. Руководством развития аудита должны заниматься сами аудиторы.Возложение на Министерство финансов РФ, Банк России и Росстехнадзор РФорганизации конкретной работы по выдаче аттестатов и лицензий, контроля задеятельностью аудиторов, содержание аппарата центральных аттестационно-лицензионных комиссий за счёт средств федерального бюджета лишаютвозможности иметь федеральную аудиторскую палату, состоящую изпрофессиональных аудиторов, научных работников академических институтов ипреподавателей высших учебных заведений экономического и юридическогопрофиля. Высшие должностные лица, составляющие ныне комиссию по аудиторскойдеятельности, выражают и представляют интересы государства, а непредпринимателей, включая и аудиторов. Не случайно, что интересыгосударства выходят на первое место при обсуждении ответственности аудиторав случае установления неквалифицированного проведения аудиторскойпроверки. В будущем необходимо наряду с подготовкой закона об аудиторскойдеятельности иметь отдельный закон о контрольно-ревизионной службе, как этоуже сделано на Украине. Тогда контрольно-ревизионные органы Министерствафинансов РФ, ревизионные службы других министерств и ведомств получили бызаконодательное обоснование и имели бы правовой статус, отвечающийсовременным реалиям и аспектам рыночной экономики, где преобладающимиявляются частные предприятия. Разграничение функций вневедомственного иведомственного финансового контроля позволит более чётко определить исферу аудита, в том числе обязательного. Аудиторы и аудиторские фирмы могут в соответствии с закономобразовывать аудиторские союзы, ассоциации и другие объединения длякоординации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов.Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторскойдеятельностью. Федеральная аудиторская палата, состоящая из аудиторов,аудиторских фирм и аудиторских объединений на правах членства, могла бывзять на себя руководство аудиторской деятельностью в России взамен нынесуществующей комиссии. Возможно, цели, основные направления деятельности,права и обязанности федеральной аудиторской палаты в будущем будутпредусмотрены в законе об аудиторской деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Барышников Н.П. “Организация и методика проведения общего аудита”, Москва, 1996 год.2.Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация. Методика проведения”, Москва, 1996год.3. Шеремет А.Д., Суйц В.П. “Аудит. Учебное пособие”, Москва, 1995 год.4. Робертсон “Аудит” - 1993 г.5. Аренс, Лоббек “Аудит” - 1995г.6. Терехова “Теория, практика и методология аудита” - 1992г.7. Рапопорт “Международные стандарты учета и аудита” - 1992г.8. Журнал российской академии наук «Государство и право» - 1995 год.9. Чекин В. Д. «Курс лекций по аудиту», Москва, 1997г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовой проект на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект

Курсовой проект на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.» iconКурсовой проект по курсу “Организация и методика производственного...
Задание на курсовой проект по курсу “Организация и методика производственного обучения”

Курсовой проект на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.» iconАудит: понятие и особенности
Согласно закону Украины «Об аудиторской деятельности», аудиторской деятельностью признается предпринимательская деятельность, которая...

Курсовой проект на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.» iconКурсовой проект на тему: swot анализ
Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге...

Курсовой проект на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.» iconКурсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему:...

Курсовой проект на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.» iconКурсовой проект по теме «Организация полиграфического производства»

Курсовой проект на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.» iconТема настоящей курсовой работы «Сущность и функции права»
Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т е их развитием от первобытной,...

Курсовой проект на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.» iconКурсовой Проект. На тему: ‘ Проектирование Сетей’

Курсовой проект на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.» iconКурсовой проект на тему: «Строение и свойства вещества»

Курсовой проект на тему: «Возникновение, развитие и организация аудиторских проверок и ревизий. Правовой аспект.» iconКурсовой проект на тему «Сборка червячного редуктора»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<