Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе,




Скачать 324.57 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе,
Дата публикации10.12.2013
Размер324.57 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики

«Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, а падение социального строя совершается пропорционально уменьшению свободы женщин». Франсуа Мари Шарль Фурье (1808 г.) Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminatio -различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола (илигендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальнаядискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является однойиз форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для еебезопасности.[1] Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокойдревности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положениеженщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является лиженщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как нанеполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философскихтрудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства надженщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считатьсчастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что тымужчина, а не женщина». Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия. Но и в нашидни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числесоциологи выступают против самого понятия «социальная дискриминацияженщины». Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами.Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов являетсяпреодолевание всех форм ущемления прав и интересов женщин, особенно в сферетруда. Сам термин «социальная дискриминация женщин и девочек» сейчасобщепризнан. Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно бытьполным? Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей,состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалуженщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиальнозакрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один законне должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту илииную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов иформ деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса,разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могутограничивать (иногда - временно) их профессиональные обязанности. Отсюдаследует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может бытьдостаточно полным и всесторонним. При всем плюрализме взглядов на проблему дискриминации женщин нельзязабывать факт исторической значимости: именно Октябрьская революция вРоссии 1917 г. дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщиныи мужчины во всех сферах жизни, в том числе гражданских и юридическихправах, в труде и образовании, в семье. Но дискриминация «слабого пола» сохранялась и при советском режиме.Партийно-квотная система женского «назначенства» практически освящала ееесли не силой закона, то всемогуществом административного приказа. Дляженщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах(за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Имзаконодательно был закрыт доступ к «тяжелым» и «вредным» производствам, чтополностью исключало свободу личного выбора. Что касается постсоветской России, то несмотря на все разговоры изаклинания о ее демократизации, проблема социальной дискриминации женщинприобрела особую, исключительную злободневность в связи с распадомсоциалистического общественного строя, сменой всего социально-экономического уклада и фактической ликвидации социальных гарантий длясемьи, детей, женщин. Таким образом, для социологического анализа проблемная ситуациязаключена в глубоком противоречии, которое сложилось между формальнымкурсом на демократизацию российского общества, на претворение в жизньконституционного принципа «равных прав и возможностей» полов, - с однойстороны, и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости,ущемлением их социальных прав в экономической жизни, - с другой. Слово идело, положение «де-юре» и ситуация «де-факто», увы, как это часто бывает вроссийской действительности, находятся в вопиющем противоречии друг кдругу. Руководствуясь определенными документами и соглашениями и опираясь наанализ российской действительности, правительство России 8 января 1996 годаприняло постановление «О концепции улучшения положения женщин в РоссийскойФедерации». Согласно концепции права женщин являются неотъемлемой частьюобщих прав человека. Полное и равноправное их участие в политической,экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном имеждународном уровнях должно стать главной целью государственной политики вобласти улучшения положения женщин в Российской Федерации [2]. Принятие правительственной концепции придает особую актуальностьисследованию социальной дискриминации женщин в сфере труда в условияхперехода России к рыночной экономике. Вместе с тем в российской науке сложилось традиционное отношение кизучению социальной дискриминации женщин. Во-первых, ее рассматривали какпроблему исключительно юридическую. Отсюда правовой подход. Однако известно, что права, закрепленные юридическими нормами, нередкоотличаются от реального их осуществления. Поэтому мировое сообщество в лицеправительств 190 государств, принимавших участие в IV Всемирной конференциипо положению женщин в Пекине, признавая, что «неравенство между мужчинами иженщинами по-прежнему существует, а основные препятствия сохраняются»,подтвердило свою «приверженность к обеспечению полного осуществления правчеловека, женщин и девочек в качестве неотъемлемой, составной и неделимойчасти всеобщих прав человека и основных свобод» [3]. Во-вторых, традиционным для исследований социальной дискриминации женщинявляется психологический подход на уровне микросоциума: анализа семьи. Онограничивается изучением межличностных отношений в микрогруппе, психологииподавления достоинств и свободы женщины, исходя из разных сексуальных ролейдвух полов. При этом в основу анализа кладутся как биологические различиямежду полами («биологический пол») [4], так и разные культурныепредставления о поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендернаяидентичность и гендерные идеалы: мужественность-женственность. Дискриминационный подход к женщинам как к социальной общности,подчиненной господствующей мужской социальной общности, анализируется вработах зарубежных ученых феминистской ориентации: Рэндалл Коллинз, МатинаХорнер, Каган, Мосс, Барбара Велтер, Маккоби, Джаклин, М. Мид. И правовой, и философско-психологический подходы дают возможностьизучить лишь отдельные аспекты дискриминации женщин как социальногоявления, как единого целого. Именно социологический подход позволяетпознать это явление во всей его полноте и сложности различных социальныхсвязей и взаимозависимостей. Ни одной социологической работы, посвященной непосредственно процессуили явлению социальной дискриминации женщин, ни в советской, ни вроссийской социологии нет. Но наука развивается не на пустом месте.Различные аспекты дискриминации женщин (в доперестроечный период вместоэтого понятия обычно использовали его аналог - «ущемление») изучалисьглавным образом экономистами, юристами, историками, философами ипсихологами. В связи с этим нельзя не отметить работы профессораМосковского университета и преподавателя Высших женских курсов В. М.Хвостова «Женщина накануне новой эпохи» (1905), Н. К, Крупской «Женщина -работница» (1901), А, М, Коллонтай «Социальные основы женского вопроса»(1909), А. Бабеля «Женщина.и социализм» (1905). В советское время экономические аспекты нарушения прав женщин в сферетруда изучались интенсивно многообразно. Более двух третей всех изданых по«женскому вопросу» до 1993 года научных трудов посвящены именнопроизводственной сфере деятельности женщин, сочетанию их семейных ипрофессиональных обязанностей. Это работы А, Г, Харчева, С, И, Голода, Е.Новиковой, Б. Языковой, З. Янковой, Л, Кузнецовой, Г. А. Машкиной, Е. В,Груздевой, Э. С. Чертихиной, А. З. Котляр, З. А. Хоткиной, Н. М.Римашевской, Л. С. Ржанициной, Т. П. Сидоровой и многих других. Правовой подход к анализу ущемления прав женщин в сфере труда ипроизводства дан в работах С. В. Полениной. Философско-культурологическийфеномен женщины раскрыт в работах Т. Клименковой, О. Ворониной. Еслиговорить о зарубежных школах изучения положения женщин, о так называемомгендерном направлении исследований, то для западных ученых тема равноправияполов представлена в двух векторах: правовом (как составная часть проблемыправ человека) и психологическом (с точки зрения отношения между полами)[5]. Наиболее капитальным в этом плане является исследование ОттоВейнингера «Пол и характер». Однако в настоящее время перспективным является социогендерный подход,эмпирическую базу которого составляют результаты конкретных социологическихисследований (проведенных коллективом «ГАЛСИ» Международной ассоциации«Женщины и развитие» под руководством Г. Силласте в 1991-1996 годах:«Женщины и демократизация», «Женщины - рынок - конверсия»; «Женщины вроссийском обществе», «Труд, Занятость, Безработица». Экспертный опросучастников Всероссийского женского Конгресса: «Женщины и выборы-93»;«Русская семья в республиках России в новой межнациональной ситуации».) В чем состоит особенности социологического подхода к исследованиюсоциальной дискриминации женщин? Первая особенность. Необходимость анализа степени дискриминации женщин,т. е. масштабов и форм ограничения их прав в любой сфере общественнойжизни: прежде всего производственной, но также семейно-бытовой, социальной,политической, духовной. Такой подход позволяет исследовать механизминтеграции женщин во всю систему управления государством, обществомэкономикой. Вторая особенность. Социологический анализ предполагает использование наопределенных стадиях исследования процесса социальной дискриминации женщинпсихологического подхода. Для социолога необходим анализ общественнойпсихологии как сферы жизнедеятельности общества в целом и женского социумав особенности с позиций больших социальных общностей. Таким образом, можнов наиболее полной мере учесть влияние психологических, эмоциональныхфакторов на поведение женщин, на их противостояние любым проявлениямнеравноправия. Здесь идет речь о социолого-психологическом подходе [6]. Третья особенность. Социальную дискриминацию женщин наиболеецелесообразно исследовать в двуедином плане. С одной стороны - этомассовидное, социальное явление, охватывающее большую демографическуюобщность, состоящую из разных социально-профессиональных, возрастных,статусно-должностных групп. С другой - это социальный процесс споследовательной сменой состояния объекта. Под влиянием внешних ивнутренних условий, объективных и субъективных факторов процессу присущеустойчивое взаимодействие женского социума с различными социальнымиинститутами и общностями с целью достижения равенства прав и возможностей,устранения дискриминации по признаку пола. Четвертая особенность. Цель ликвидации социальной дискриминации женщинзаключается в достижении реального равноправия полов, их гендернойсимметрии в обществе и устранения главной угрозы - угрозы безопасностиличности женщины и реализации ее ролевых функций труженицы, матери,общественной деятельницы. Для решения этих задач необходимо созданиенационального механизма по преодолению неравноправия женщин. Пятая особенность. Формы социальной дискриминации женщин в зависимостиот сфер их деятельности могут быть различными (например, немотивированноеувольнение с работы или сексуальные притязания со стороны начальника). Посвоим видам дискриминация может быть как насильственная, так иненасильственная. В любом случае в основе дискриминационных действий лежитнасилие над личностью женщины. Шестая особенность. Дискриминация женщин меняет их социальный статус исоциальные установки в конкретной ситуации (как семейно-бытовой, так иобщественной) и влечет за собой перемены в ролевых функциях женщины.Социологический анализ учитывает эти обстоятельства. Седьмая особенность. Социологический подход к исследованию процесссоциальной дискриминации женщин предусматривает междисциплинарное изучениеэтой проблемы, которая находится «на перекрестке» нескольких наук:юридической, исторической, философской, психологической и собственносоциологической. При этом методология изучения проблемы исходит изпринципов социального и экономического детерминизма, историческойпреемственности. Восьмая особенность. Социологическое исследование социальнойдискриминации женщин опирается на данные ряда частных социологическихтеорий: социологии личности, социологии семьи, геронто-социологии,социологии молодежи и, прежде всего, гендерной социологии [7]. Каковы основные понятия зарубежной гендерной социологии? Среди них, во-первых, - понятие гендерной идентичности. Оно отражает наши представления особственном поле, а через их сознание - отождествление со своим полом. Какпоказали многочисленные психологические исследования, осознание своего полане всегда соответствует биологическим признакам индивида. Во-вторых,понятие гендерных идеалов отражает общественные представления о мужском иженском поведении. В последние десятилетия они существенно изменились. В-третьих, категория биологического пола означает учет первичных и вторичныхпризнаков, типичных для мужчин и женщин. И, наконец, в-четвертых, понятиесексуальной роли связано с разделением труда, с правами и обязанностямиполов. Все эти четыре компонента, находящиеся в единстве, отражают «половоесамосознание» [8]. Девятая особенность. С позиций социологического подхода объектомсоциальной дискриминации являются женщины как особая социогендернаяобщность, обладающая конкретными демографическими характеристиками,многоролевыми функциями и определенным социальным статусом [9]. Вместе стем дискриминации подвергаются и девушки, и девочки, как возрастнаяподгруппа женской социогендерной общности. В России 78 млн. женщин. Девочки в возрасте до пятнадцати лет составляют16 млн. 633 тысячи, т. е. немногим более 20% [10]. Они испытываютдискриминацию с раннего возраста. Пекинская конференция поставила задачу науровне правительств всех стран мира «предупреждать и устранять любые формынасилия в отношении женщин и девочек» и «обеспечивать уважениемеждународного права, включая гуманитарное право, в интересах защиты женщини девочек в первую очередь» [11]. Десятая особенность. Социологический подход исходит из того, чтосубъектами социальной дискриминации женщин являются: а) мужчины (еслианализ ведется на уровне семейно-бытовых отношений), обладающие конкретнымидемографическими характеристиками, своей социальной ролью и гендернойидентичностью; б) общество при исследовании социальных отношений; в)государство в лице его социальных институтов, регулирующих отношения полов,способствующее или, напротив, нарушающее принципы гендерного равновесия всоставе властных институтов в вопросах распределения рабочей силы вразличных сферах занятости. Действия субъектов социальной дискриминации женщин проявляются либонепосредственно в индивидуальных поведенческих актах, либо опосредованно -через принимаемые исполнительными и законодательными властямипостановления; либо в действиях, учитывающих сложившиеся в массовомсознании гендерные идеалы. И тогда официальная политика предлагаетроссиянкам в условиях перехода к рыночным отношениям и роста безработицы«вернуться в семью, к мужу и детям». По сути это попытка переложить заботуо трудоустройстве женщины на ее семью, конкретно - мужа, которому тот жегендерный идеал предписывает функции «добытчика» материальных благ. Причемв современной России ряд федеральных законов, особенно в труде, закрепилдискриминацию женщин. В роли субъекта насилия фактически может выступитьлюбой социальный институт, в деятельности которого целенаправленнонарушается принцип равноправия полов. Одиннадцатая особенность. С позиций социологического анализа в основесоциальной дискриминации женщин лежит их социальное неравенство смужчинами. Это неравенство американский социолог Н. Смелзер определяет как«условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благамкак деньги, власть, престиж» [12]. Только социальное равенство мужчин и женщин обеспечивает им равныйдоступ к экономическим и трудовым ресурсам, к формированию политики на всехее уровнях, к участию в общественной жизни, в принятии решений поэкономическим, социальным, культурным и политическим вопросам. Критерии исследования проблемы. Социальная дискриминация женщинпроявляется в сфере труда и занятости; распределения власти исобственности; культуры и образования; политической и духовной жизниобщества. Она является одной из форм насилия над личностью. Какие основные проявления социальной дискриминации испытывают женщины? Приватизация государственного сектора экономики отрицательно сказаласьна положении работающих женщин. И в условиях перехода к рынку именногосударственные предприятия остаются для них основными работодателями.Условия занятости, оплаты женского труда здесь лучше (естественно, еслипредприятие работает). Разрыв между заработками мужчин и женщин вгосударственном секторе меньше, чем в частном. В среднем зарплата российских тружениц в наши дни остается по народномухозяйству более чем на треть ниже, чем у мужчин. Объяснение - гендернаясегрегация в сфере труда, которая проявляется в различных оценках трудамужчин и женщин. В феминизированных отраслях (медицина, образование,текстильная, легкая, пищевая промышленность) женщины имеют низкийпрофессиональный статус, ограниченные возможности для переподготовки ипереквалификации, низкие заработки. Кроме того, большинство женщин работает в дефицитных и кризисныхотраслях материального производства, на должностях, не требующих высокойквалификации в бюджетной сфере. По оценкам специалистов, низкая оплататруда женщин объясняется сильным отставанием ставки I разряда Единойтарифной сетки, а она, как известно, определяет всю цепочку системызаработной платы. В российском трудовом законодательстве сохраняются положения, создающиепредпосылки для дискриминации: запрет на работу в ночное время и нанекоторые виды работ; ограничение рабочего времени (в частностикомандировок, сверхурочных). По официальным данным, примерно третьруководителей предприятий различных форм собственности признают, чтопредпочитают при приеме на работу мужчин, а не женщин. Очевидно, что необходимо трансформировать запретительный характерроссийского трудового законодательства в рекомендательный, дающий женщинеправо самостоятельно принимать решения: где, в каком режиме, на каких видахработ быть занятой. Все эти вопросы должна решать сама женщина.Законодательные ограничения полезно сохранить только в вопросахдеторождения, кормления грудных детей и, возможно, наличия в семье детей-инвалидов. Налицо парадокс: несмотря на запреты и ограничения в неблагоприятныхусловиях на производстве работает 3.5 миллиона россиянок, а 285 тысяч -даже в особо тяжелых и вредных условиях. Выход не в «принудительномгуманизме», а в осуществлении предусмотренного 37 статьей Конституции права«свободно распоряжаться своими способностями к труду». Формы социальной дискриминации женщин в сфере труда имеют своиособенности. Первая из них состоит в том, что в производственную сферувовлечена не вся женская общность, а ее трудоспособная (по возрасту) часть,т. е. от 16 до 54 лет включительно. В России это женское населениесоставляет примерно 40 млн. человек и является относительно стабильным.Стабильность - благоприятный фактор для рынка труда в условиях сниженияспроса на женскую рабочую силу. Причем, уровень занятости женщин втрудоспособном возрасте составляет 75.5%. Их средний возраст - 39.4 года(мужчин - 39.7 лет). Пятая часть - это молодые женщины до 30 лет, а 10% -женщины пенсионного возраста.[13] Вторая особенность социальной дискриминации женщин в производственнойсфере состоит в том, что в частном секторе она имеет выраженныйавторитарный характер, ставит работницу в большую зависимость отработодателя - мужчины, чем на государственных предприятиях. Более того,уровень социальной и правовой защищенности женщин от дискриминации вчастном секторе намного ниже, чем на предприятиях государственных илиполугосударственных. В частной фирме нередко отсутствуют или бездействуютпрофсоюзы. Существует более жесткая зависимость работницы от произволаначальника, безнаказанно нарушается трудовое законодательство. Можносказать, что именно в частном секторе положение женщин во многомопределяется «сексуальным неравенством». В этой сфере часто действует культсилы и авторитета мужчины как духовной основы его власти. В основе любой концепции улучшения положения женщин должно лежать ненаше представление о том, что плохо в нынешнем положении женщины и какие бымы хотели видеть изменения, а понимание причин нынешнего неблагоприятногоположения женщин и реальных возможностей, механизмов и рычагов устраненияэтих причин или смягчения их последствий.[14] В самом общем виде эти причины достаточно очевидны. Это, во-первых,свойственная любой экономике тенденция привлекать женскую рабочую силу впериод экономического роста и вытеснять ее с рынка рабочей силы в периодыспада. Во-вторых, дискриминация женщин по причине предубеждений. В-третьих,объективная неконкурентоспособность женщин на рынке труда. Соответственно, понимание этих трех факторов, их взаимоотношений и ихсложности определяет и стратегии, и реальные возможности улучшенияположений женщин. Любая государственная политика в отношении женщин можетскладываться только из трех компонентов, в том или ином сочетании: - компенсация их объективно сложного положения на рынке труда (с учетом огромной важности для общества других функций, выполняемых женщиной за пределами этого рынка, прежде всего заботы о детях и обеспечения нормальной ситуации в семье, позволяющей мужчине трудиться с полной отдачей) - борьба с дискриминацией женщин и меры по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда. Следует отдавать себе отчет, что при нынешнем состоянии дел никакие мерыгосударственного принуждения, в том числе и законодательные, не заставятэкономических субъектов (работодателей) поступать вопреки собственныминтересам (или тому, что они этими интересами считают). Чтобы работодательбрал на работу женщину, он должен быть уверен в том, что она будет наданном рабочем месте работать лучше, чем мужчина (на практике, с учетомубежденности большинства работодателей, что женщина на рабочем местеоказывается источником психологической напряженности, конфликтов и т. п., атакже объективно более высоких требований к охране труда женщин исоциальным льготам женщина, чтобы ее предпочли мужчине, должна при прочихравных гарантировать лучшие результаты на данном рабочем месте, чеммужчина), либо соглашаться на дискриминацию - заведомо более низкую оплатутруда (с позиций работодателя, эта дискриминирующая разница в оплате егоплата за риск, действительный или мнимый), либо принятие на работу женщиндолжно сопровождаться для предпринимателя достаточно весомымиэкономическими льготами (как показывают данные опроса, эти льготы, чтобысработать реально, должны быть очень высокими). Таким образом, реально сегодня можно говорить о двух рычагах воздействияна положение женщин: 1. прямой компенсации их неблагоприятного положения 2. мерах по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда. Все меры должны быть тщательно дифференцированы по срокам. Очевидно,например, что в пределах минимум года-полутора никакие меры по повышениюконкурентоспособности женщин не дадут прямого эффекта. Это время «нулевогоцикла» мер по изменению структуры спроса и предложения на рынке труда. Наэто время непосредственный эффект могут принести лишь меры прямойподдержки: пособия, льготы и т. п. С определенного периода удельный весэтих мер должен меняться. Все меры по изменению ситуации на рынке труда должны исходить из анализареальных причин относительно низкой конкурентоспособности женщин - боротьсяс ветряными мельницами бессмысленно, а в условиях крайней ограниченностигосударственных ресурсов - и слишком рискованно для экономики в целом и дляобщественного престижа любых социальных программ. Кратко перечислимпричины: 1. женщины на протяжении десятилетий объективно больше зависели от рушащейся в условиях реформ системы социальных гарантий 2. женщины исторически были привязаны к отраслям и секторам, сильнее всего зависевшим от государственного патернализма, непропорционально большая доля женщин, в том числе с высшим образованием, традиционно была занята на рабочих местах с преобладанием неспециализированного и/или рутинного труда (служащие в разного рода конторах). Труд этот хотя и выполнялся людьми с высшим образованием (имел значение лишь сам факт диплома о высшем образовании, но никак не специальность), не требовал ни специального образования, ни специальной профессиональной подготовки и вел в лучшем случае к профессиональному застою, а чаще к дисквалификации работника. В тоже время именно те секторы экономики, которые наиболее ответственно и органично способны поглощать женскую рабочую силу (информационный, сектор услуг и т. п.) традиционно были «неприоритетными» 3. на рынке труда женщины традиционно пассивны, менее склонны к профессиональной мобильности, стремятся больше к социальному комфорту на рабочем месте, чем профессиональной самореализации и достижениям (из-за этого женщина придает очень большую роль неслужебным и неформальным отношениям в коллективе, почему руководители и считают женщин источником сложностей и напряженности в коллективе, скептически относятся к их профессиональным возможностям и не любят брать на работу) 4. у женщин значительно сильнее, чем у мужчин, формальное образование (по диплому) не соответствует реальной квалификации и профессии, а реальные специальности не соответствуют фактическим потребностям на рынке труда 5. на женщин давит «двойная занятость» - на производстве и в семье 6. в обществе существуют сильные предубеждения насчет «должного» и «возможного» места женщин. На устранение или смягчение действия этих факторов и должны бытьнаправлены меры государственной политики. Сегодня шансы на успех можетиметь только такая политика, которая, во-первых, будет сильнодифференцирована, то есть предусматривала для различных групп именно тевиды помощи, которые максимально эффективны именно для данной группы, чтобыизбегать неэффективных затрат ресурсов. А женщины, как показываютрезультаты исследований, очень разнятся между собой по потребностям в тойили иной форме помощи и в возможностях воспользоваться разными видамипомощи. Далее, эта политика должна максимально ориентироваться на возможностикосвенной помощи, гораздо менее дорогостоящей, чем прямая помощь ипозволять: на те же деньги поддержать гораздо больше женщин, к тому же входе помощи научить их стоять «на собственных ногах». Наконец, эта политикадолжна максимально учитывать возможность того, что в экономике называютсинэргическими и мультипликационными эффектами, т. е. различные меры должнывзаимно усиливать эффект друг друга и порождать «по цепочке» благоприятныепобочные эффекты. В наших конкретных условиях это значит, что шансы на успех и нафинансирование будут иметь прежде всего такие меры, которые будут не толькопомогать женщинам, но одновременно и содействовать общему прогрессуэкономики. Это прежде всего развитие жизненно необходимых для современнойэкономики секторов информационного обслуживания, деловых услуг, а черезнекоторое время, когда депрессия сменится экономическими оживлениями -сферы бытовых услуг, мелкого бизнеса и т. п. Какие вопросы требуют приоритетного решения в сложившейся системе«женщина-работодатель»? Как уже отмечалось, одной из причин неконкурентоспособности женщин впериод напряженности на рынке труда являются те немногие социальные льготы,которые у них остались. К сожалению, если мы хотим исправить положениеженщин на рынке труда, от многих таких льгот придется отказаться, тем болеечто реально они сегодня все равно не действуют: безработной женщине от нихне легче, а работающие чаще отказываются от них из-за угрозы потерятьработу. Законодательство их от такой потери не защитит: у предпринимателявсегда будет возможность избавиться от работника, которого он считаетнеэффективным, так что суд к нему не придерется, но зато само наличиеугрозы судебного преследования побудит его предпочесть женщине мужчину.Видимо, имеет смысл оставить в законодательном порядке лишь те льготы,которые государство в состоянии профинансировать из федерального илиместного бюджета без потерь для работодателя (реально это могут быть исуммы, превышающие зарплату работника на время оплачиваемого отпуска:длительное отсутствие работника на рабочем месте с сохранением за ним прававернуться обычно влечет ряд дополнительных убытков, которые могуткомпенсироваться налоговыми льготами или иными мерами косвенной поддержки,соблазнительными для предпринимателя). Сам круг таких возможных мер ещепредстоит выявить в ходе социологических обследований работодателей. Но ужесегодня очевидно, что если мы хотим сохранить конкурентоспособность женщинына рабочем месте, круг предоставляемых ей обязательных льгот должен бытьсведен к тем, что обеспечивают здоровье матери и ребенка. Запрет увольненияженщин с ребенком также реально не защитит ее права. Просто нанимательбудет стремиться не нанимать ее вообще. Нужно отдавать себе отчет, что в условиях конкурентной экономики угосударства нет возможности заставлять экономических субъектов поступатьвопреки их интересам. В числе особо актуальных мер - развитие и расширение профессиональногопереобучения и переподготовки женщин в соответствии с требованиями рынка. В силу традиционно сложившегося разделения труда и особенностейпрофессиональной жизни женщин на протяжении десятилетий в период нынешнейструктурной перестройки у женщин гораздо чаще, чем у мужчин,профессиональная квалификация не соответствует структуре вакансий,отражающих спрос. Однако простое выделение средств на организациюпрофессионального обучения женщин может и не принести ожидаемыхрезультатов, если не будет сопровождаться специальными мерами, которыекомпенсировали бы уже упоминавшуюся относительную пассивность женщин нарынке труда. Наши исследования, например, показали, что даже самым успешнымженщинам-предпринимательницам почти всегда нужен был внешний толчок, чтобырезко изменить свою жизнь и раскрыть свои способности. Разумно было бы,например, создавать клубы для женщин по профессиям, где бы женщины училисьискать работу. Немалую роль может сыграть уже сама информация осуществующих возможностях, о том, чем можно начать заниматься, утративпривычное дело. Причем для женщин особенно важно получить подобнуюинформацию не из печатных источников, а «вживе» - непосредственно от другойженщины, которая сама занимается этим делом, которой можно задать вопросы иполучить психологическое подкрепление. Здесь неоценимую роль могли бы сыграть существующие во множестве женскиеорганизации. Сегодня престиж организаций в глазах самих женщин, в том числезанятых бизнесом, весьма невысок. Можно было бы изучить деятельностьсуществующих женских организаций и ассоциаций и обеспечить государственноесодействие тем из них, которые не «борются за права женщин», а реальнопомогают женщинам приспособиться к новым условиям (такое содействие необязательно означает субсидии и дотации - часто нужнее бывает разного родатехническое содействие, доступ к помещениям и техническим средствам, помощьв установлении контактов с государственными ведомствами и т. п.). Здесьочень велика может быть роль самих женщин, уже добившихся успеха в бизнесе,в управлении крупными организациями или какой-либо профессиональнойдеятельности - они могут стать идеальными консультантами и инструкторамидля женщин, склонных к активному поведению на рынке труда, помочь имобрести психологическую уверенность и дать самые первые знания о том, какначать свое, пусть самое маленькое, дело, как радикально сменить сферудеятельности, как устроиться на работу. Для тех женщин, кто предпочитает работать по найму - а таких большинство- нужны специализированные программы переподготовки, учитывающие не толькообщие особенности женской психологии и поведения на рынке труда, но иконкретный социально-психологический тип женщин и их установки по отношениюк работе. Особые программы, видимо, потребуются для женщин с маленькимидетьми. Наконец, нужно разработать достаточно надежные тесты профессиональныхвозможностей и квалификации и законодательно обеспечить повсеместноеиспользование этих тестов при приеме на работу. Эти тесты должны, с однойстороны, разрушить предубеждения о принципиальной неспособности женщинвыполнять те или иные работы, с другой - уменьшить опасения работодателей,позволив им выбирать действительно компетентных и профессионально пригодныхработников. Зато отказ в работе женщине, успешно прошедшей такие тесты, ужеможет послужить основанием для обвинения в дискриминации, что послужит хотькакой-то социальной гарантией для действительно компетентных работников. Еще одним разделом политики занятости в настоящее время являетсясубсидирование и поддержка работодателя, сохраняющего или открывающегорабочие места, в том числе в специфических женских сферах деятельности. Весьма сложный и деликатный вопрос - охрана труда. Как уже отмечалось,специфические «женские» меры по охране труда могут лишь ухудшить положениеженщин на рынке труда. С другой стороны, сохранение нынешнего положения ужедавно угрожает здоровью нации. Необходимо, видимо, не охранять труд женщин,а добиваться нормальных условий труда на производстве в целом. Правительству стоит в кратчайшие сроки утвердить Положение огосударственной инспекции надзора и контроля, Положение о статусегосударственного инспектора по охране труда, Положение о порядкесертификации предприятий на соответствие требованиям безопасных условийтруда, определить источники финансирования работ в этой области, а такжеразработать экономический механизм воздействия на предприятиях, имеющиенедостатки в профилактике и обеспечения безопасных условий труда. Было бы целесообразно, если бы разработкой программы занялся единыйцентр, например, Департамент по условиям по охране труда при Минтруде РФ. Средства предприятий, направленные на улучшение условий труда, должнырассматриваться как средства на развитие предприятия и не должны облагатьсяналогом на прибыль. Должна быть проведена аналитическая работа по выявлению типовнефинансовой поддержки семьям и путей ее оказания. Необходимо созданиеорганизации на министерском уровне для осуществления координации в областиполитики семьи и обеспечения службы социальной поддержки. Для определенных категорий женщин, особенно с маленькими детьми,одиноких матерей, матерей с детьми-инвалидами (наименее защищенной итравмируемой в условиях экономического кризиса группы) желательно уменьшитьзанятость, но в добровольном порядке, с помощью соответствующей социальнойполитики, заменившей бы утраченный заработок семейными пособиями для детей.Следует подчеркнуть, что такая мера не будет чистой благотворительностью:наряду с решением важнейшей социальной проблемы - стимулированиярождаемости, она поможет снизить давление на рынке труда. Следует также рассмотреть вопрос о свободном режиме для женщин (такназываемом «гибком графике», который давно используется во всех европейскихстранах). Для начала хотя бы в бюджетных организациях, где государствулегче проводить свою политику, можно определить виды работ, которые могутвыполняться на дому. Если учесть, что сегодня одна из главных статейрасходов - содержание помещений, а один из важнейших ресурсов большинствагосударственных контор в крупных городах - эти самые помещения, проведениеподобной политики может быть экономически выгодно для предприятий. Переподготовка женщин в массовых профессиях, если она будетосуществляться неформально и с учетом реальных потребностей местнойэкономики, может быстро повысить эффективность местных предприятий, так какпредоставит в их распоряжение квалифицированную и дисциплинированнуюрабочую силу - женщины, как правило, отличаются более высокой трудовой ипроизводственной дисциплиной. «Светское» профессиональное общение женщин, лишенных в данный моментработы, отчасти снимет психологическую напряженность от потери рабочегоместа и снизит напряженность в семье, и в обществе в целом, поможетвоспитать столь сегодня необходимый комплекс «помогай себе сам». И,конечно, самое главное, при подобном подходе меры по социальной защитетесно увязываются с мерами по расширению занятости, а те и другие - смерами по содействию развития мелкого и мельчайшего бизнеса. Все перечисленные меры краткосрочного и среднесрочного характера. Онинеобходимы, но проблемы они радикально не решат. Основная причинанеблагоприятного положения женщин в системе разделения труда - сильноезапаздывание нашего общества в переходе к постиндустриальной фазе. До техпор, пока в стране не будет развита инфраструктура деловых услуг,информационного обслуживания, пока не сложится разнообразная идиверсифицированная система образования дошкольных и внешкольныхучреждений, освобождающая женщин от части проблем «двойной занятости», ни окаком долгосрочном экономическом росте, привлечении инвестиций и т. п. Неможет идти речь. Создание условий для такого перехода должно стать одной изглавных задач государственной экономической и социальной политики. Ноименно эти меры, как показывает весь мировой опыт, и открывают наилучшиевозможности для приложения женского труда там, где он действительно болеечем конкурентоспособен. В долгосрочном плане - 5 лет и более - меры по улучшению положенияженщин неотделимы от мер по развитию основ постиндустриального общества. Иотсюда должна быть направлена значительная доля ресурсов. Это касается прежде всего информатизации нашего общества. Но не в томсмысле, в каком этот термин употребляется в последние десять лет - какраспространение компьютеров и компьютерной грамотности. Речь идет, скорее,об использовании компьютеров, стоящих сегодня во множестве организаций ипостепенно появляющихся в домах, для реального распространения самойразнообразной информации. В настоящее время наша экономика существует практически в условияхполного информационного голода, причем ее субъекты даже не осознают этогофакта. Это отмечают почти все зарубежные бизнесмены. И считают это одним изглавных препятствий к повышению ее эффективности. Безусловно, рано илипоздно потребности развивающихся рыночных отношений сформируют этот рынок,однако экономически и социально намного выгоднее, чтобы это произошло непоздно, а рано. Здесь не обойтись без инициативы государства. Оно должновзять на себя некоторые функции по стимулированию и формированию такогорынка. Государственные органы могли бы выступить и первым заказчикоминформации, специально перерабатываемой под их требования. Стремлениеделать это самостоятельно в каждой организации ведет к гигантским лишнимрасходам и снижению эффективности - ни один даже центральный орган не всостоянии перерабатывать все многочисленные источники информации надостаточно профессиональном уровне. Именно государственные заказы на первыхпорах могут дать развернуться «малому информационному бизнесу», в том числеи в формах самозанятости или семейного бизнеса. Этот «малый информационныйбизнес» достаточно быстро может стать естественной нишей для тех женщин,которые сегодня острее всего чувствуют бремя или угрозу безработицы - длянаучно-педагогических работников и служащих с высшим образованием. Причемособенно благоприятные условия для развертывания подобной деятельностисуществуют как раз в испытывающих сегодня огромные трудности «наукоградах»,благо наличие информационных сетей и электронной почты делаетгеографическую удаленность создателей информационного продукта отпотребителей не слишком важной. Вероятно, многие из таких небольших и, видимо, децентрализованныхинформационных служб будут работать как бесприбыльные организации, и для ихнормального функционирования нужно будет существенно пересмотреть иуточнить законодательство, затрагивающее подобные организации. Второе направление «перехода к постиндустриальному обществу» -стимулирование мелкого бизнеса в сфере услуг - бытовых, деловых,образовательных. В мире, как уже отмечалось, накоплен немалый опытгосударственного содействия формирования малого бизнеса, в том числе и спомощью косвенных мер. Здесь нам важно, что наиболее естественная сфера длямелкого бизнеса в нашей стране - развалившаяся сфера бытовых услуг иникогда не существовавшая сфера услуг деловых. И та, и другая необходимыдля нормального функционирования и развития экономики и общества, и та идругая открывают огромный простор для применения женского труда. Сегодня в нашей стране существуют огромный скрытый резерв рабочей силы:при почти 50-процентном сокращению объемов производства численностьработников на большинстве предприятий сократилась не слишком значительно.Возможно, нецелесообразно будет в порядке эксперимента пойти в каких-тоотносительно благополучных районах с достаточно диверсифицированнойструктурой производства на радикальную рационализацию структуры ичисленности персонала предприятий с одновременным содействием в этих жерайонах созданию сети мелких фирм и кооперативов в секторе услуг.Разумеется, такому эксперименту должно предшествовать тщательное изучениепотенциального рынка для услуг предполагаемых новых предприятий и большаяподготовительная работа. Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального, можетформироваться лишь в результате самодеятельности людей и групп -поставщиков и потребителей товаров и услуг. Ничто не может быть более чуждосамим основам этого общества, чем попытки строить его «сверху». Именнопоэтому наша страна так задержалась с переходом в эту стадию. Но создатьусловия для того, чтобы этот объективный процесс шел быстрее ибезболезненнее, государство вполне способно и даже обязано. И выигрывают отэтого прежде всего женщины. Еще один важный фактор, который должен определить государственнуюполитику поддержки женщин - дифференцированный подход к поддержке различныхгрупп. Сегодня выполнено несколько исследований профессиональных ориентацийженщин. По данным одного из них, среди российских женщин довольно отчетливовыделяются четыре типа: - «карьерные женщины» - желающие расти профессионально и работать полный рабочий день. Их оказалось 5.3% среди замужних и 5.8% среди незамужних женщин - «профессионально ориентированные женщины», желающие делать карьеру, однако предпочитающие работать неполный рабочий день. Их оказалось 26.1% и 48% соответственно - «работающие матери» - не желающие делать карьеру и выбирающие режим неполного рабочего дня. Их оказалось 35.3% и 38.5% среди замужних и незамужних женщин - «домашние хозяйки» - не желающие делать карьеру и предпочитающие не работать вообще - 33.3% и 7.7% соответственно. Существуют и другие подходы к определению типологии трудовой ипрофессиональной ориентации женщин. Возможен и многомерный подход,объединяющий несколько критериев. Важно, что среди женщин отчетливовыделяются разные по своим ориентациям типы, и вкладывать деньги в ихпрофессиональную подготовку имеет смысл только с учетом этих различий. И, наконец, еще одно условие формирования государственной политики вотношении женщин. Сегодня, как уже отмечалось, действует огромноеколичество организаций, занимающихся подобными проблемами. Все они никак несвязаны друг с другом и эффективность их работы от этого чрезмернострадает. Любые попытки «ввести» координацию в этой области обречены либона провал, либо на бессмысленную растрату ресурсов и бюрократизацию. Ноодно можно и нужно сделать уже сегодня: создать на федеральном уровне Центрдокументации, осуществляющий информационный обмен между ними, а также междувсеми государственными и иными органами, так или иначе соприкасающимися с«женскими» проблемами. Такой центр должен собирать все документы одеятельности существующих организаций и их опыте и распространять этидокументы среди остальных потенциально заинтересованных организаций.Существование систем электронной почты и информационных сетей типаИнтернета делает реальный информационный обмен достаточно простым, быстрыми эффективным. А работа подобного «децентрализованного центра», можетпослужить отличным полигоном для упоминавшегося вовлечения женщин вреальную информатизацию нашего общества. Экспертные оценки частоты столкновения женщин с фактами их дискриминации при приеме на работу и увольнении в зависимости от предприятий разных форм собственности|Формы проявления | | | | ||социальной |Сталкиваютс|Степень |Никогда не |Затрудняютс||дискриминации |я |столкновени|сталкиваютс|я ||в сфере труда |(всего) |я |я |ответить || | |част|иногд| | || | |о |а | | ||При приеме на |82.3 |40.7|41.6 |7.1 |- ||работу | | | | | ||При увольнении |74.2 |41.2|33.0 |11.3 |14.5 ||в том числе: | | | | | ||на предприятиях | | | | | ||различных форм | | | | | ||собственности: | | | | | ||на | | | | | ||государственных |63.8 |23.5|40.3 |13.1 |23 ||предприятиях | | | | | ||в госучреждениях |56.0 |- |- |- |- ||в научных |45.7 |19.9|25.8 |19.0 |35 ||учреждениях | | | | | ||в коммерческих | | | | | ||структурах |48.8 |31.2|17.6 |13.1 |38 ||на совместных | | | | | ||предприятиях | | | | | ||(полугосударствен|40.3 |22.2|18.1 |13.6 |46 ||ных) | | | | | | В целом, если оценивать распространенность социальной дискриминацииженщин в производственной сфере, то она существует повсеместно, в секторахвсех форм собственности. Однако на государственных предприятиях, ввиду ихбольшой открытости, многочисленности персонала, интенсивно циркулирующейинформации, факты нарушения прав женщин становятся быстро и широкоизвестными. Экспертный опрос участников Всероссийского женского Конгресса «Труд.Занятость. Безработица» (Москва, декабрь 1994), проведенный научнымколлективом «ГАЛСИ» под руководством проф. Г. Силласте и принепосредственном участии Г. Кожамжаровой [15], позволил нарисовать общуюкартину распространенности различных видов социальной дискриминации женщинв сфере труда. Иерархический ряд категорий женщин, чаще других ощущающих социальную дискриминацию в сфере труда (в % опрош.)| |Сталкиваютс|Степень |Никогда не|Затрудняют||Женщины |я (всего) |столкновения|сталкивают|ся || | | |ся |ответить || | |часто|иногд| | || | | |а | | ||Предпенсионного | | | | | ||возраста |77.9 |54.8 |23.1 |4.5 |17 ||Беременные |65.6 |45.2 |20.4 |13.1 |21 ||Инвалиды |56.5 |39.8 |16.7 |12.2 |31.3 ||Одинокие |52.4 |25.3 |27.1 |17.2 |30.4 ||Отвергшие | | | | | ||притязания |36.2 |18.6 |17.6 |15.4 |48.4 ||начальника | | | | | | Дискриминация женщин в сфере труда и занятости имеет свои последствия.Понятие «социальные последствия» означает ожидаемые - планируемые илистихийно возникающие - результаты распространения того или иногосоциального процесса и явления, которые влияют как на социальные отношенияличностей, общностей, так или на стабильность в обществе в целом, вконкретных социальных общностях - в частности. Классификацию последствий социальной дискриминации женщин в сфере трудаи занятости можно провести по ряду критериев: 1. по времени возникновения: последствия отдаленные и непосредственные. Среди отдаленных: - ухудшение положения женщин в обществе, снижение их социального статуса - феминизация бедности; сегрегация по признаку пола в профессиональных сферах; суицидность в женской среде; «вымывание» женщин из сферы управления и властных институтов; люмпенизация женского населения; медленное развитие женского предпринимательства; усиление женской агрессивности; девиантное поведение женщин; отчуждение их от земли, кредитов, финансов. Непосредственные последствия: унижение достоинства женщин;психологические стрессы, фрустрация; неполная занятость; вынужденныйвозврат в семью; усиление экономической зависимости от мужа; ограничениесамореализации; потеря личной безопасности; снижение возраста выхода напенсию; недоплата труда; расширение серого (или «третичного») сектора вэкономике; сферы предоставления услуг, насилие в семье; миграции женскойрабочей силы. 2. по сферам проявления: дискриминация производственная и бытовая (непроизводственная)3. по связи с социальными целями: прямые и косвенные; негативные и позитивные последствия. Среди последних можно отметить создание женских движений, неправительственных организаций по борьбе с дискриминацией и насилием в отношении в отношении россиянок; образование клубов (центров) помощи нуждающимся женщинам. В предложенной классификации можно выделить наиболее важные последствиясоциальной дискриминации женщин в производственной сфере. Для изучения этого процесса применимы две группы индикаторов:статистические и социологические, дополняющие друг друга. Существуетнесколько групп индикаторов. Одна из них - национальные индикаторы, восновном статистические. Они позволяют изучать процесс в его эволюции заопределенные периоды. В настоящее время применяют индикаторы, связанные сизменением положения женщины за годы 1980, 1985, 1990, 1995. Именно этотуровень индикаторов использован в Национальном докладе «О выполнении вРоссийской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации вотношении женщин», представленном в ООН в ходе подготовки к IV Всемирнойконференции по положению женщин. Региональные индикаторы применяются для анализа изменений социальногостатуса женщин в регионах, субъектах РФ. Локальные индикаторы проецируютсяна уровни городов, районов, других местных территориальных единиц. При анализе неравенства в обеспечении доступа женщин и мужчин кэкономическим структурам и ресурсам национальными статистическимииндикаторами являются: - кредит в государственных банках, предоставляемый отдельно как женщинам, так и мужчинам, а также совместно - владение землей в сельских районах - численность зарегистрированных собственников земли с разбивкой по полу - владение недвижимостью женщинами в городе; количество сделок с городской недвижимостью, зарегистрированных женщинами, мужчинами, совместно. Отметим некоторые статистические индикаторы феминизация бедности: - семьи (домохозяйства), возглавляемые женщинами - численность безработных (в какой мере безработица, ведущая к снижению доходов, затрагивает женщин и мужчин) - доля безработных женщин и мужчин среди городского и сельского населения - состояние детских дошкольных учреждений (их количество, например, позволяет судить о том, имеют ли женщины с детьми возможность сохранить рабочее место) - наличие курсов профессиональной подготовки (этот показатель характеризует доступность профессионального обучения для мужчин и женщин). Все вышеперечисленные статистические индикаторы, которые уже внедрены вроссийскую практику. Правовая база «женского вопроса» в России устарела, не отвечаетсовременным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует«Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав иравных возможностей мужчин и женщин», недавно принятая КомитетомГосударственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер поих реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению егоусловий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; вобласти личной безопасности и предотвращению насилия и другие. Государственная Дума активно ведет законотворческую деятельность. Вканун ее осенней Сессии 1997 г. 245 законопроектов ждали решения своейсудьбы. Остается пожелать, чтобы законы, обеспечивающие преодолениесоциальной дискриминации женщин в России, равные права и равные возможностиполов, не залеживались в письменных столах депутатов. «Истинное равенствограждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».Справедливы слова Жана д’Аламбера - великого французского просветителя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная статистика Шпоргалки-билеты...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, iconПисьмо минтруда и социальной политики украины от 23 января 2007 г....
Письмо минтруда и социальной политики украины от 23 января 2007 г. №13/13/116 07

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, iconЛюбимые женщины приходят к нам веснами
Международный женский день (International Women's Day) — всемирный день женщин, в который отмечаются достижения женщин в политической,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, iconРавенство женщин и мужчин (гендерное равенство) означает равенство...
Гендерное равенство — это не просто «женский вопрос»; оно в одинаковой мере касается и полностью охватывает как мужчин, так и женщин....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, iconПсихотерапия у женщин с расстройством сексуальных отношений (F66. 2)
«рсо» (Расстройство сексуальных отношений) (F 66. 2): у 18 женщин с ипохондрическим расстройством (F45. 2), у 12 женщин с обсессивно-компульсивным...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, iconСказка как объект научного исследования
Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, iconРуденко Н. Д. Сумской городской женский клуб "Любава" женщины вне политики…
Так, по дан­ным нашего исследования, четверть опрошенных женщин считают, что "в политике лучше обойтись без женщин"

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Реферат Социальная медицина (здравоохранение как социальная система человеческого общества)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права 15

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики «Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<