Воронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество»




Скачать 325.21 Kb.
НазваниеВоронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество»
Дата публикации02.02.2014
Размер325.21 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Гражданское государство и правовое общество

Воронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество» Курсовая работа студента 1 курса д/о 9 группы Мухамед Али Нассеровича Научный руководитель: доцент, Серёгина В.В. ВОРОНЕЖ- 99СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3 I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества…………………………………………………………………………………….4 II. Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Пределы деятельности государства………………………………………………………………...6 III. Возникновение и развитие учений о правовом государстве. Признаки правового государства…………………………………………………………………………………8 IV. Теория и практика формирования правового государства в современном Российском обществе…………………………………………………………………….13ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..16СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………18 ВВЕДЕНИЕ Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа — что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? — практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков независимо от из взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство — государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности. Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у однихмыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились сосмыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Вопросы правового государства широко обсуждаются и в наше время.Основная причина такого внимания к правовому государству заключается нетолько в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей еенаиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. Правовое государство — это такое государство, в котором создаютсяусловия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека игражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощьюправа политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования ифункционирования правового государства следует назвать наличие в странегражданского общества. Словосочетание «гражданское общество» условно, так как«негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует.Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Толькодогосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назватьгражданским. Во-первых, к силу его незрелости, примитивности; во-вторых,потому, что там вообще не было таких понятий, как «гражданин»,«гражданство». Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество,так как оно не признавало значительную часть своих членов и качествесвободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами притязанийсо стороны себе подобных. То же самое можно сказать о феодальном обществе сего крепостничеством. В этой работе я рассмотрю историю развития учений и концепцийправового государства и гражданского общества, а также особенностивзаимоотношения гражданского общества и государства, формирование правовогогосударства в России на современном этапе. I.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Становление и развитие гражданского общества является особым периодомистории человечества, государства и права. Общество отличное отгосударства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданскимобществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделениягосударства от социальных структур, обособления его к относительносамостоятельной сферы общественной жизни и одновременно«разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления иразвития гражданского общества складывались современное право игосударство. Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства,семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметомизучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права»Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц черезсистему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения иправопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В «Философии права»отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенстволюдей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частнаясобственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, такжеупорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе судприсяжных. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля общество и государствотой эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферычастных интересов по отношению к государству (воплощению публичногоинтереса), в зависимости общественного строя от разделения труда и формсобственности стали громадным шагом в развитии общественных наук.[1] Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, нои о системе их связей через экономические, правовые и другие отношенияполучили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В ихпроизведениях показана динамика соотношения общества и государства,основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивныеформы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый стройв государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, таккак первоначальные формы частной собственности несли на себе печатьобщности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когдаотношения собственности уже высвободились из античной и средневековойобщности... — писали Маркс и Энгельс. — Благодаря высвобождению частнойсобственности из общности, государство приобрело самостоятельноесуществование наряду с гражданским обществом и вне его...».[2] Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков.Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторыхстранах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговлипородило товарно-денежное производство, получившее оформление и закреплениев ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но этобыли только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь вотдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ. Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, большихрегионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданскогообщества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых кпоследующему знаменовался существенными изменениями общественного игосударственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовымидвижениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественнойидеологии. На первом этапе (примерно ХVI-ХVII вв.) складывались экономические,политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К нимотносятся развитие промышленности и торговли, специализация видовпроизводства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежныхотношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде странвозникали централизованные национальные государства, обладавшие рядомпризнаков современных государств (суверенитет, государственная казна,профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времениотносится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства икультуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики,оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных спредставлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале.Во главе борьбы угнетенных сословий против феодального неравенства ипривилегий стояли горожане. От начала буржуазной революции в Англии (1640г.) ведется отсчет Нового времени. На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в наиболееразвитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначальногокапитализма, основанного на частном предпринимательстве. В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей ипринципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:. экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночныеотношения;. безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека игражданина;. легитимность и демократический характер власти;. равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическаязащищённость личности;. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействиявластей;. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;. свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимныеобязанности и ответственность;. классовый мир, партнёрство и национальное согласие;. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизнилюдей. Становление гражданского общества в России – магистральная идолговременная задача, решение которой зависит от множества факторов иусловий. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ходосуществляемых ныне реформ ведёт, в конечном счёте, к достижению указаннойцели. Признание естественных прав человека, свободы личности, многообразияформ собственности, идей правового государства, политического плюрализма,развитие частной инициативы – существенные шаги на пути к гражданскомуобществу. Из этого следует, что необходимо различать гражданское обществокак концепцию, идею, процесс и как реальность, которой ещё нет. II. ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. ПРЕДЕЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА Становление и развитие гражданского общества обусловило новый периодразвития государства и права. Ему соответствует так называемое «современноепредставительное государство», которому, в отличие от кастовых и сословныхгосударств Древнего мира и Средневековья, присущи следующие черты: 1. Государство суверенно, оно обладает верховной властью и монополиейпринуждения на всей территории страны и не зависит от власти другогогосударства, власти церкви, жрецов, сословий, военачальниканегосударственных организаций. 2. Государство выступает от имени всего населения (народа, нации) или,по крайней мере, официально притязает на то, что оно выражает и защищаетинтересы всей страны, народа, подданных или граждан. Государство иуправление им уже не рассматриваются как достояние или личное дело монарха,царствующей династии, какой-то части общества. Официально оно обособляетсяот сословий, классов и других социальных групп, хотя фактически проводитполитику чаще с преимущественным учетом интересов той или иной влиятельнойчасти общества. Стремление государства представить себя как олицетворение нации,живущей на определенной территории, обусловило восходящее еще к эпохепозднего средневековья отождествление государства со страной, Родиной,Отечеством. 3. С развитием гражданского общества в структуре государственныхорганов появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные(а не только сословные) представительные учреждения парламентского типа,обладающие правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казнугосударства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов(законов). Возникновение и развитие представительной демократии — явление,свойственное эпохе формирования гражданского общества. Представительныеучреждения, взбиравшиеся поначалу на основе имущественных цензов, всегдазаконодательствовали от имени всего народа (нации). 4. Государство имеет управленческий аппарат, состоящий изпрофессиональных служащих, чиновников, а также постоянную армию. Созданиебюрократии как иерархически организованной системы управления со строгоопределенными функциями каждой ступени и должности — явление Новоговремени. Основная масса служащих и военных состоит из лиц разной сословнойили классовой принадлежности, которые занимают строго определенные места вслужебной или должностной иерархии и получают содержание от государства. 5. Государство учреждает и собирает налоги, за счет которых создаётсяи пополняется государственная казна, откуда производятся расходы насодержание государственного аппарата и армии. Как правило, учреждениеналогов и утверждение сметы государственных расходов (государственныйбюджет) требует согласия представительного учреждения. 6. Современное представительное государство официально признаётюридическое равенство граждан (или подданных), их права и свободы, а такжегарантии этих прав и свобод. Законодательное признание юридического равенства людей на основенаделения их правами и свободами — едва ли не главный признак и основагражданского общества. Если политическим выражением средневекового способапроизводства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальныхсословий право, то выражением временного способа производства, подчеркивалиМаркс и Энгельс, является «просто право, равное право».[3] Важно отметить, что становление и утверждение в качестве основыобщественной жизни юридического равенства людей, положившее начало Новомувремени, - столь же глубокий переворот в истории, как, скажем, разрушениепервобытной общины доисторического времени и переход к классово-сословномустрою Древнего мира. На смену вертикальным феодальным структурам пришлапреобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенствеи договорных началах свободных людей, отношений, составляющих сутьгражданского общества. Глубокий переворот в праве состоял в заменесословного неравенства всеобщим юридическим равенством, определившимкачественно новое социальное положение личности. Гражданское общество неосновано на законе, но его существование органически связано с равным длявсех законом, охраняющим общую свободу (возможность делать все, что невредит другому) и право на собственность. Разумеется, правовое равенство —это не фактическое равенство, а равенство возможностей — это неодинаковость социальных статусов людей. Более того, в начальный периодсуществования гражданского общества формальное равенство неравных людейнередко выглядело (и по существу было) ложью и фальшью для большинстванеимущих, неспособных достаточно быстро приспособиться к новым условиямэкономической жизни. Вместе с тем громадное социальное значение имелоименно то, что впервые в многовековой истории человечества все люди,независимо от их социального происхождения и положения, были признаныюридически равными участниками общественной жизни, имеющими ряд признанныхзаконом прав и свобод дающих каждому возможности проявить себя какличность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия иих правовые последствия. Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие иутверждение Биллей о правах (Англия, США) или Деклараций прав человека игражданина (Франция), то само гражданское общество — это обществоравноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческуюинициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишнихзапретов и дотошной административной регламентации[4]. При этом право признается обязательным и для правителей государства.Право уже не «приказ власти», а равно обязательное для правящих иуправляемых право, верховенство которого над произвольными велениямивластвующих обеспечивается разделением властей, высоким положениемзаконодательной власти, ее зависимостью (через выборы и перевыборы) отнарода, нации, страны, а также равным и доступным для всех граждан, судом. Тогда же возникает представление о конституции как не только о законе,определяющем устройство высших органов власти, но и основном законе страны,обязательно определяющем права и свободы граждан (билль о правах,декларации прав). В результате сама конституция становится соглашениемобщества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство —публичная власть, сфера общих интересов, общество — сфера индивидуальныхсвобод, частных интересов). Отделение государства от общества и обособление общества от государствавыражено в различии их структур, принципов организации и строения. Всякое государство организовано как руководимая единым центромвертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц,связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины.Постоянная и главная цель государства, его оправдание и легитимация —охрана общества и управление им. В отличие от государства гражданское общество представляет собойгоризонтальную систему многообразных связей и отношений граждан ихобъединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личнойинициативе, в том числе в самостоятельности добычи средств к существованию(это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольныхвзносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны иизменчивы в соответствии с их интересами. Различие структур гражданского общества и государства налагаетотпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношений,а тем самым — на систему права. III.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕНИЙ О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. Разумеется, при таком положении дела, когда у государства в лице егоразличных органов и множества чиновников преобладающими являются привилегиии права, а у рядовых граждан — преимущественно обязанности, не может быть иречи о реализации принципа взаимной ответственности государства у,гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале подданные,затем граждане несли и несут всяческие повинности и ответственность передгосударством. Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы иличиновники за многие свои деяния, включая самые катастрофические по своимпоследствиям, фактически никакой ответственности ни перед обществом, ниперед отдельными гражданами не несут.[5] Представления о государстве как организации, осуществляющей своюдеятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапахразвития человеческой цивилизации. С идеей правового государствасвязывались поиски более совершенных и справедливых форм общественнойжизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий,Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом игосударственной властью, которые бы обеспечивали гармоничноефункционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболееразумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, прикоторой закон общеобязятелен как для граждан, так и для самогогосударства.[6] Государственная власть, признающая право, и, одновременно, ограниченнаяим, по мнению древних мыслителей, считается справедливойгосударственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писалАристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя».[7]Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общениии «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты ДревнейГреции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие болеепоздних учений о праве и государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политическихотношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождаетновые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественныхдел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организациигосударственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одноголица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовойгосударственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители тоговремени Н. Макиавели и Ж. Боден. В своей теории Макиавели на основемноговекового опыта существования государств прошлого и настоящегопредпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силыразвития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеальногогосударства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цельгосударства он видел в возможности свободного пользования имуществом иобеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса огосударственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именнореспублика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боденопределял государство как правовое управление многими семействами и тем,что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечитьправа и свободы.[8] В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовойгосударственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслителиГ.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П. Гольбах, Т.Джефферсон и другие. Значительный вклад в разработку основополагающихэлементов правовой государственности внесли также Вольтер, Гельвеций,Руссо, Пейн и другие видные мыслители. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теорииправового государства, центральное место в которой занимает человек,личность. Важнейшим признаком публичного права философ считал прерогативународа требовать своего участия в установлении правопорядка путём принятияконституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливаетсвободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, котороевыступает как «объединение множества людей, подчиненных правовымзаконам».[9] Там, где государство действует на основе конституционногоправа, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не можетбыть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли,хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностьюпринуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладаетвластвующий в его отношении к гражданину. Возможность правовой организацииКант непосредственно связывает с разделением властей на законодательную,принадлежащую парламенту, исполнительную—правительству, и судебную,осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Философская концепция правового государства по Канту оказалазначительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли ипрактику государственно-правового строительства цивилизованного общества. Гегель рассматривает государство в контексте общей системы егофундаментальных философских представлений о мироздании, важной частьюкоторых является философия права. Государство в трактовке Гегеля — это тожеправо, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает всебя признание всех остальных прав — прав личности, семьи и общества.Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегельдоказывает, что бытие государства предшествует развитию гражданскогообщества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевскойконцепции государства, поскольку в реальной действительности обществовозникает раньше государства, а последнее является продуктом и результатомразвития общества. Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организацияобщественной жизни, в которой все строится на правовой основе,представляющей царство реализованной свободы. Именно в государстве и черезгосударство реализуются высшие нравственные ценности человека.[10] Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, чтопринудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную рольГлавное—эта четкая социальная и правовая направленность государственнойдеятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезностьдля общества и индивида. Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой им классовойтеории общественного развития. Согласно данной теории государство и правоисчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатурыпролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Анализируясоотношение буржуазного государства и права, Маркс доказывает, чтоюридический закон есть продукт и отражение материальных производственныхотношений классового общества. Законодательство только фиксируеттребования, диктуемые экономическими отношениями. От государства жезависит, насколько адекватно оно может отразить в законах историческисложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю. «Свобода состоит в том, чтобы превратить государствоиз органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществуподчиненный».[11] Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д И Писарева, А. И. Герцена, Н. Г.Чернышевского, А. И. Радищева, П. И. Пестеля, И. М. Муравьева и другихмыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма. Теоретическую завершенность русская концепция правового государстваполучила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьскогопериода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, С. А.Муромцева, В. М. Гессена, Г. Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяеваи других. Их государственно-правовые воззрения - предмет изучения историиполитических и правовых учений. В этой работе я кратко рассмотрю лишь теконцепции, в которых обобщенно излагаются главные идеи и принципы правовогогосударства с точки зрения русского правоведения. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основныепараметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимоустановление норм объективного права, которые определяют пределы свободыкаждого и отграничивают одни интересы от других, в том числе игосударственной организации,— отсюда идея господства права в управлении; 2)если личная инициатива требует простора, то государству достаточноограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушалсясамими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних,отделив от исполнительной власти законодательную, утвердивсамостоятельность судебной власти, и допустив к соучастию взаконодательстве выборные общественные элементы. Гессен определяет правовое государство, опираясь на фундаментальныевоззрения западной политико-правовой мысли. «Правовым называетсягосударство,—отмечает он,—которое признает обязательным для себя, какправительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы.Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своихправительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит подправом, а не вне и над ним».[12] В послеоктябрьский период в нашей стране в силу ряда объективных исубъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощенытребованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены изреальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти вруках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народапривели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организацииобщественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, кустановлению тоталитарной государственности. Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма невоспринимала идею правового государства, считай ее буржуазной, диаметральнопротивоположной классовой концепции государства. Инерция властногоотрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практикиправовой государственности породила серьезные социально-экономические,культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества. В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране,произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право,четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системеобщества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практическийопыт построения и функционирования правовой государственности в современныхцивилизованных странах, отечественное правоведение, философская,экономическая и политическая мысль наметили реальные контуры будущегоправового государства в нашем обществе. Концептуальные положения и путиформирования правового государства с учетом конкретных условий развитиястраны излагаются в трудах С. С. Алексеева. А.В.Венгерова, В.Е.Гулиева,Н.Н.Деева, В.Д.Зорькина, В.Н.Кудрявцева, Б.Л.Лазарева, Р.З.Лившица,В.С.Нерсесянца, М.И.Пискотина, Ю.А.Тихомирова, Б.И.Топорнина, Р.А.Халфиной,З.М.Черниловского, В.А.Четвернина и других.[13] Правовое государство—многомерное развивающееся явление. В ходеобщественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новымсодержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества иуровню его развития. Непреходящим общим началом любого правовогогосударства является его связанность правом. Правовое государство — этотакая форма организации и деятельности государственной власти, котораястроится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями наоснове норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь с томслучае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующиезаконы реально служат интересам народа и государства, а их реализацияявляется воплощением справедливости. Развитое законодательство еще несвидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавнийопыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавалисьправовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовоерегулирование являлось антиподам правового государства. Рассмотрим теперь основные признаки правового государства. 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, о печати и другие). Подзаконные акты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон. В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс. Основной закон правового государства—конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство. Верховенство закона, и, прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе. 2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Всоциально-политической жизни свобода человека выступает как его право.Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, запределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность«невмешательства» государственной власти соответствует праву индивидатребовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права онообеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свободапревращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равноймерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что незапрещено индивиду, ему дозволено», — и наоборот: «Все, что не дозволеновласти - ей запрещено». Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферахобщественной жизни. В современном демократическом государстве объективноеправо свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных посвоему конкретному содержанию. Но главное в них - это права индивида наположительные действия государства в его интересах: право нанеприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение,судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственнойтерритории и т. д. Степень развитости и гарантированности свобод личностиобусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективнымисоциально-историческими, экономическими и духовными предпосылками. 3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения междугосударством как носителем политической власти и гражданином как участникомее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства исправедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство вэтих пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оноберет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях скаждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могутнарушать его предписания и внесут ответственность за нарушения илиневыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственнойвласти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административныйпроизвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями(отзыв депутата): ответственность правительства перед представительнымиорганами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственностьдолжностных лиц государства любого уровня за невыполнение своихобязанностей перед конкретными субъектами права. На тех же правовых началах строится ответственность личности передгосударством. Применение государственного принуждения должно носитьправовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствоватьтяжести совершенного правонарушения. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - этоважная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а непродукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований -юридическая обязанность всех и, прежде всего, государства. Этимподчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовомгосударстве. Таковы основные характеристики правового государства. В нихконцентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процесседлительного развития государственно-организованного общества. Естественныйпрогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теориюи практику строительства правового государства[14]. IV. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Формирование и существование правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения. Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или любого иного государства можно вообще обойтись без подзаконных, ведомственных актов. В особенности это касается процесса реализации конституционных законов и содержащихся в них положений. В самом деле, можно ли, например, обойтись без обычных законов или подзаконных актов в процессе реализации конституционного права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности или же в процессе реализации права на образование? Нет, конечно. Ибо возникающие при этом общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для своего упорядочения они объективно требуют не один, даже самый авторитетный, фундаментальный, каким является конституционный акт, а систему взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования и предписания актов. Следовательно, в условиях правового государства речь идет не о том, должны или не должны существовать наряду с законами и подзаконные, ведомственные акты. Существование их неизбежно. Оно обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Речь идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали сути и содержания самих законов. В России и других странах, ставящих своей целью формирований правовогогосударства, удельный вес подзаконных, ведомственных актов вполне возможнои нужно изменить. В противном случае призывы и установки о созданииправового государства неизбежно останутся нереализованными призывами иустановками, Среди других черт и особенностей правового государства следует указатьна такие, как полная гарантированность и незыблемость в условиях егосуществования прав и свобод граждан, а также установление и поддержаниепринципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как гражданенесут ответственность перед государством, так и государственная властьдолжна нести ответственность перед гражданами. Однако всегда ли это имело место в нашей стане? Гарантировались лираньше и гарантированы ли в полной мере сейчас права и свободы гражданРоссии? В значительной мере — да. Гарантированы политически, юридически иотчасти экономически. Хотя и не в отношении всех граждан. Гарантиидействовали и действуют в основном в отношении власть имущих. Вместе с тем определенные гарантии сохранялись и сохраняются и ношенииправ и свобод остальных, «рядовых» граждан. В прежнем СССР и в современнойРоссии отнюдь не всегда формальной декларацией являлись и являютсяконституционные положения, закрепляющие равенство граждан перед законом,также их социально-политические и личные права и свободы. Это становитсяособенно очевидным тогда, когда речь идет о гарантиях права на труд, наотдых, на получение образования, медицинское обслуживание, пользованиедостижениями культуры и др. Данные права в значительной мерегарантировались в СССР. В определенной мере они гарантируются для всехграждан и в современной России. В то же время очевидным является и то, что в силу экономическихсоциальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупциив управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан в значительноймере ослабляются. Как раньше, так и теперь рядовой гражданин нередковынужден выступать в роли ходока по «коридорам власти» и быть просителемдаже в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении его законных прав иинтересов.[15] Разумеется, при таком положении дела, когда у государства в лице егоразличных органов и множества чиновников преобладающими являются привилегиии права, а у рядовых граждан — преимущественно обязанности, не может быть иречи о реализации принципа взаимной ответственности государства у,гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале подданные,затем граждане несли и несут всяческие повинности и ответственность передгосударством. Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы иличиновники за многие свои деяния, включая самые катастрофические по своимпоследствиям, фактически никакой ответственности ни перед обществом, ниперед отдельными гражданами не несут.[16] В сфере теории государства и права произошла довольно значительнаясмена политических и идеологических ориентиров. Однако в практическойполитико-правовой жизни, касающейся правового государства и принципаразделения властей, за последние годы не произошло каких-либо существенныхизменений. Наличие их без сомнения свидетельствовало бы о движениигосударства и общества по пути не декларированной, а реальной для всехграждан Российской Федерации демократии. В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках. Наряду с этим в правовом государстве (как один из главных признаков егосуществования) должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свободрядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности ивсесторонней защищенности; последовательно проводиться в жизнь принципоптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционнымиобязанностями. Помимо названных, есть и другие признаки и черты, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от не правового государства. Их достаточно много и они весьма разнообразны. В своей совокупности они дают общее представление о том, что есть правовое государство и что не является таковым, каковы его сущность содержание, основные цели его создания и назначение. Наконец, каковы условия его формирования и функционирования. Последнее является принципиально важным, особенно для современной России, равно как и для других стран, ставящих перед собой задачу формирования на базе существующих государственных структур правового государства. Ибо если в стране нет реальных — объективных и субъективных условий для создания, а затем — нормального функционирования правового государства, то не может быть и речи об успешном решении данной проблемы. Что же собой представляют эти условия или предпосылки? С чем они связаны? Прежде всего, они ассоциируются с необходимостью достижения высокого уровня политического и правового сознания людей, с выработкой у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры. Актуальными еще и поныне являются слова В.И.Ленина, сказанные вскоре после Октябрьской революции о том, что для участия масс в решении государственных и общественных дел «кроме закона, есть еще культурный уровень, который никакому закону не подчинишь».[17] Принципиально важными предпосылками создания правового государства в нашей стране являются также: выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами: наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии. Важными условиями и предпосылками формирования правового государства в Российской Федерации является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают страну к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют, Эта борьба разрушительно сказывается на экономике, обществе и самомгосударстве. Пренебрежительное отношение к федеральным законамавтоматически порождают такое же отношение и к местным актам, ведет ктрагическим последствиям для многих миллионов людей. Современная жизнь дает тему множество весьма печальных примеров. В томчисле примеров, связанных с разрушением единого государственногопространства СССР, с возникновением межнациональных и региональныхконфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с бесчисленнымистраданиями и гибелью дутых в политические и другие конфликты невинныхлюдей. Аксиоматичным, не подлежащем никакому сомнению является тот факт, чтозаконы, пока они действуют в интересах всех слоев и классов общества,жизненно важно — соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае ихустарелости, явного или кажущегося консерватизма и отсталости от жизни ихнемедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и неразрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные,политические и иные связи между различными институтами и людьми. Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования ифункционирования правового государства следует назвать наличие в странегражданского общества. «Идея правового государства есть идеявзаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающаяразрушение монополии государства на власть с одновременным изменениемсоотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельнойличности».[18] В настоящее время российская действительность характеризуется невысокимуровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом,слабостью демократических традиций и навыков. Если и можно для Россиипризнать концепцию правового государства, то, разумеется, с целым рядомоговорок, учитывая отношение россиян к праву как социальному инструменту,историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную»правовую активность и инициативу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Правовое государство—многомерное развивающееся явление. В ходеобщественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новымсодержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества иуровню его развития. Непреходящим общим началом любого правовогогосударства является его связанность правом. Правовое государство — эготакая форма организации и деятельности государственной власти, котораястроится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями наоснове норм права. При этом право играет приоритетную рель лишь в томслучае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующиезаконы реально служат интересам народа и государства, а их реализацияявляется воплощением справедливости. Развитое законодательство еще несвидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Экономической основой правового государства являются производственныеотношения, базирующиеся на многоукладности, на различных фермахсобственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.В правовом государстве собственность принадлежит непосредственнопроизводителям и потребителям материальных благ; индивидуальныйпроизводитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.Правовое начало государственности реализуется только при наличиисамостоятельности и свободы собственности, которые экономическиобеспечивают господство права, равенство участников производственныхотношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан—носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческиепринципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, её честии достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшиенравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизниобщества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно этовыражается в демократических методах государственного управления,справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности вовзаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства. терпимости кразличным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщенностьгосударственной жизни с значительной степени определяет нравственнуюзрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм всоциально-экономических и политических, отношениях. Правовое государство — это суверенное государство, котороеконцентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющихстрану. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительностьвласти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений,основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права.Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета,ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяетсилу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушаетсяего суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельногочеловека, если о поведение угрожает свободе других людей. Политическая природа государства, наиболее четко проявляется в егосуверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностейи интересов различных звеньев политической системы общества. Благодарясуверенитету координируются интересы государственных и негосударственныхорганизации, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободноеразвитие. Не абсолютируя роли права, следует реальнее относиться к самой идееправового государства, так как «в действительности политическая властьвсегда стремиться вырваться из правовых рамок и «правовое государство» –это, скорее, идеальный тип…»[19] СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.: Юристъ, 1997.- 672 с.2. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко.-М.:Зерцало, 1997, - 475 с.3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993.- 344 с.4. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение втеорию. М., 1993.5. Федерализм и демократия //Государство и право. 1992. № 4. С.143-----------------------[1] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.:Зерцало, 1997, с. 226[2] Там же. -С. 227[3] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.:Зерцало, 1997, с. 228[4] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.:Зерцало, 1997, с. 230[5] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.:Зерцало, 1997, с. 265[6] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высшихучебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество»,1993.- с. 48[7] Там же. -С. 53[8] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высшихучебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество»,1993.- с. 48[9] Там же.- С. 52[10] Там же.[11] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высшихучебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество»,1993.- с. 53[12] Там же.- с. 52[13] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высшихучебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество»,1993.- с. 56[14] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высшихучебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество»,1993.- с.60[15] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.:Зерцало, 1997, с. 264[16]Там же.- С. 265[17] Там же.- С. 270[18] Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова иА.В.Малько.- М.: Юристъ, 1997.- с. 187[19] Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение втеорию. М., 1993. с.3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество» iconТомский государственный университет новосибирский юридический факультет...

Воронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество» iconТомский государственный университет новосибирский юридический факультет...

Воронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права)...

Воронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество» iconСанкт-петербургский государственный университет юридический факультет...

Воронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество» iconТеория государства и права
Истори­ческие условия возникновения государства. § Ти­пы, функции и формы, государства. § Государство в политической системе общества....

Воронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы теории государства...

Воронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество» iconЮридический факультет кафедра теории и истории государства и права Составитель: Теремцова Н. В
Теория права. Рабочая учебно-методическая программа / Н. В. Теремцова – Киев нац ун-т имени Тараса Шевченко / юрид ф-т. – К., 2010....

Воронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество» iconКурсовая работа: «теория государства и права»
Ii. Современное состояние теории государства и права как науки и учебной дисциплины 14

Воронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество» iconКонспект лекций по Теории Государства и Права. Тема «Теория Государства...

Воронежский Государственный Университет Кафедра теории и истории государства и права Теория государства и права «Гражданское государство и правовое общество» iconКурсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельной...
Не «Теория государства и права» предусматривается на первом курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<