Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права Контрольная работа №00 по предмету «Основы теории государства и права»




Скачать 340.63 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права Контрольная работа №00 по предмету «Основы теории государства и права»
Дата публикации06.02.2014
Размер340.63 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Основы государства и права

Контрольная работа № 00 по предмету «Основы теории государства и права»Вопрос 1. Понятие и признаки государства. Определение государства.Ответ: Исходными чертами государства является то, что оно есть: а) явление общественное; б) явление политическое; в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свойсостав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач. В целом же понятийную характеристику государства следует проводить подвум направлениям: I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя Первый признак государства - публичная власть - это власть, котораянепосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение обществана управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. В отличие от других видов социальной власти государственная властьявляется - аппаратной (имеет механизм осуществления), - суверенной (не зависит от иной власти), - легитимной (опирается на закон). Второй признак государства – наличие аппарата принуждения, наряду саппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия,полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п. Третий признак государства - разделение населения по территориальномупринципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которойпроживает подвластное ему население. Выражением территориального принципаявляется административно-территориальное деление на такие административныерегионы, как области, районы, города, а также определение пространственныхпределов и установление государственной границы. Четвертый признак государства - государственная казна, ссуществованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденныепубличной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно вустановленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние ивнешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то,что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает егофункционирование. П. Отличие государства от других политических организаций общества 0т других политических организаций государство отличает прежде всегоего суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двухсторон: а) независимости государства вовне; б) верховенства государства внутри страны. Верховенство государства внутри страны проявляется: а) в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части; б) в универсализме - власть в государстве распространяется на все население; в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права. Независимость государства проявляется: а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений; б) в осуществлении самостоятельной внешней политики; в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства. Из суверенитета государства (верховенства государственной власти)вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политическихорганизаций: а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей; б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами; в) только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти; г) только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения; д) у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п.). С точки зрения современных представлений, государство должно выступатькак властная система, организующая общество в интересах человека. И, как ивсякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка»,которая сохраняет целостность той или оной социальной общности. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основекоторой лежат территория, народ и государственная власть. В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппаратауправления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение подчеркивает структурный характер организациигосударства, то есть наличие системы государственных органов, посредствомкоторых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определениеявляется односторонним и неполным, так как характеризует государствоисключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть. В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, членыкоторой объединяются в единое политическое сообщество публично властнымиструктурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политическиорганизованное общество и тем самым подчеркивает, что государство кактаковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников.Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция,которая предполагает наличие государственно-правовых институтов исоответствующих отношений. Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппаратуправления обществом, в широком смысле государство — качественноопределенная модель политической организации общества, структурнымиэлементами которой являются законы, публичная власть, население,территория, армия и правоохранительные органы.Вопрос 2. Понятие формы государства.Ответ: Форма государства — это его устройство, характеризующее способыорганизации высших органов государственной власти, территориальнойорганизации государства и осуществления государственной власти. Другими словами, форма государства — это его структурное,территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства,взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления,административно-территориальное деление и политический режим. I. Форма правления выражает способ организации высших органов власти,то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органыгосударства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образомправит в государстве. Существует две основные формы государственного правления — монархия иреспублика. Характерные черты государственного правления|МОНАРХИЯ |РЕСПУБЛИКА ||существование единоличного носителя |выборность высших органов ||верховной государственной власти |государственной власти и их || |коллегиальный (коллективный) характер ||династическое наследование верховной |наличие выборного главы государства ||власти | ||пожизненная принадлежность власти |избрание органов верховной ||монарху: законы монархии не |государственной власти на определенный||предусматривают отстранения монарха от|срок ||власти на при каких обстоятельствах | ||власть монарха предстает как |производность государственной власти ||непроизводная от власти народа (власть|от суверенитета народа ||приобретается «милостью Божией») | ||отсутствие юридической ответственности|юридическая ответственность главы ||монарха за свои действия как главы |государства ||государства | | В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты, которые кореннымобразом отличают монархию от республики, однако существуют отклонения отэтих черт, которые будут рассматриваться далее. Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненнопринадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану ит. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступаетединоличным главой государства и не отвечает перед населением за своивластные действия. С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие видымонархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).| |МОНАРХИЯ || |Абсолютная |Конституционная (ограниченная) || |(неограниченная) | || | |дуалистическая |парламентарная || |верховная |исполнительная | представительские || |государственная |власть, формирует |функции: формально ||МОНАРХ |власть – |правительство, |утверждает состав || |законодательная, |ответственное перед |правительства, || |исполнительная, |ним |подписывает законы, || |судебная | |принятые парламентом || | нет | законодательная |законодательная власть ||ПАРЛАМЕНТ| |власть, при этом | || | |монарх налагает вето | || | |на законы, принятые | || | |парламентом | ||РЕЖИМ |Авторитарный |Демократический |Демократический || |Саудовская Аравия |Марокко |Великобритания ||СТРАНЫ |Российская Империя|Иордания |Бельгия || |до 1906 г. |Кувейт |Дания || | |Бахрейн | || |В таком |Практически |Сохранения этой || |государстве нет |дуалистическая |разновидности монархии ||Примечани|конституционных |монархия как форма |обусловлено доверием к ||я |актов, |государственного |монарху, верностью || |ограничивающих |правления себя изжила|традициям и особенностям|| |власть монарха. | |национального мышления. | Республика - форма государственного правления, при которой высшаягосударственная власть осуществляется коллегиально выборными органами,избираемыми населением на определенный срок. Современная республика может быть президентской, парламентарной или«полупрезиденсткой» (смешанного типа).| |РЕСПУБЛИКА || |ПРЕЗИДЕНТСКАЯ |ПАРЛАМЕНТАРНАЯ |СМЕШАННОГО ТИПА || | | | || | |Президент |Президент ||Глава | |- избирается либо |- избирается, как ||государст|Президент |парламентом, либо |правило, на всеобщих ||ва |- избирается |специальной |выборах || |населением или его|коллегией, образуемой| || |представителями на|парламентом | || |выборах | | || |(выборщиками) | | || | |Премьер-министр, |Премьер-министр, обычно ||Глава | |который является |утверждаемый парламентом||правитель| |лидером правящей |с представления ||ства | |партии или партийной |президентом || | |коалиции; обычно | || | |назначается | || | |президентом | || |Президент наделен |Президент как глава |Президент наделен || |такими |государства |юридически и реально || |полномочиями, |обнародует законы, |большими полномочиями: || |которые в |издает декреты, имеет|осуществляет общее ||Полномочи|значительной |право роспуска |руководство ||я |степени позволяют |парламента, назначает|правительством; имеет ||президент|ему контролировать|главу правительства, |право роспуска ||а |деятельность |является |парламента при || |высшего |главнокомандующим |наступлении определенных|| |законодательного |вооруженными силами и|обстоятельств (обычно || |органа (право |т.д. |при выражении вотума || |роспуска | |недоверия || |парламента, право | |правительству). || |вето и др.), брать| | || |на себя в | | || |экстренных случаях| | || |функции | | || |парламента. | | || |- формируется |- формируется только |формируется || |президентом |парламентским путем |парламентским путем; || |самостоятельно (не|из числа депутатов, | ||Правитель|исключен |принадлежащих к | ||ство |парламентский |правящей партии | || |контроль); |(располагающей | || | |большинством голосов | || | |в парламенте) или к |политически ответственно|| | |партийной коалиции; |не только перед || |- политически |- политически |президентом, но и перед || |ответственно перед|ответственно перед |парламентом || |президентом |парламентом | || |принадлежит |формально наделен |как бы раздваивается ||Исполните|президенту |президент, однако на |между двумя центрами: ||льная | |деле вся |президент и его ||власть | |исполнительная власть|администрация, с одной || | |принадлежит |стороны, и || | |правительству |премьер-министр и || | | |правительство – с другой||Страны |США |Италия |Франция || |Аргентина |ФРГ |Финляндия || |Бразилия |Греция |Россия || |Мексика |Исландия | | П. Форма государственного устройства характеризует способы национально-государственного и административно-территориального деления государства испособы взаимосвязи его территориальных образований. Форма государственногоустройства отвечает на вопрос, какое территориальное устройство имеетданное государство. На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства,экономический строй общества, национальный состав населения, историческиетрадиции, территориальные размеры государства и др. Государственное устройство может быть простым и сложным. Простым является унитарное государственное устройство. Унитарноегосударство — это одно, единое государство, которое подразделяется лишь наадминистративно-территориальные единицы, не включая в себя никакихгосударственных образований. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты: а) единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд); б) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство; в) единая денежная система, одноканальная система налогов; г) территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности. Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единицепредоставляется право законодательствовать) автономию. По степени зависимости местных органов от центральных органовгосударственной власти унитарное государственное устройство может бытьцентрализованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованногохарактерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местныхорганов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованныхунитарных государствах местные органы власти избираются населением ипользуются значительной самостоятельностью. Для сложного государственного устройства характерно наличие в составегосударства других государственных образований. К сложным формамгосударственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии,империи и др. Наиболее распространенной формой сложного государственного устройстваявляется федерация, которая представляет собой союзное государство,объединяющее несколько государств или государственных образований (всоставе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона). Для федерации характерно следующее: - двухуровневая система органов государственной власти: а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; - компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором; - существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона; - двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации; - наличие в большинстве федераций двойного гражданства; - двухканальная система налогов; - суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц; - после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной; - у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства. Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) инационально-государственной (образованной по национальному принципу). Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточноэффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе -демократизации общества. Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеютодинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характернонеравенство правового положения субъектов. Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договорсубъектов) (Швейцария, ОАЭ, Танзания); конституционной (правовым основаниемфедерации является закрепление факта ее образования в Основном Законестраны) (США, Канада, Бразилия); конституционно-договорной (РФ). Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это«государственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости,конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а неформой международно-правового союза. Конфедерации свойственны следующие черты: - создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических); - создание конфедерации закрепляется, как правило, договором; - каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется; - члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; - неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное; - у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), ноона не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов,единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системыналогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишькоординируют действия членов конфедерации. Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штатыСеверной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США.В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовалиОбъединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.),которая затем превратилась в федерацию. Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы,содружества и сообщества государств. Межгосударственные союзы – это классические конфедерации, образованныеиз независимых государств. Содружества образованы из государств, которые обрели государственныйсуверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силуэкономической связанности (например, СНГ). Сообщества государств – это переходные формы государственных союзов, воснове которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообществаимеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, преждевсего, поднятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовыхи других экономических барьеров. Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собойполитические и военные союзы двух и более государств, созданные дляоборонительных и наступательных целей при наличии общего противника. Как уже упоминалось выше, государственное устройство может бытьпростым (то есть унитарным) и сложным. Сложные государства в свою очередь делятся на протектораты и унии. Протекторат – это договорный союз двух государств, в котором одно(более сильное) государство оказывает покровительство другому (болееслабому) государству: представляет его во внешних делах; обеспечиваетвооруженную защиту и оказывает экономическую помощь. Унии представляют собой межгосударственные объединения различногохарактера. Разновидностями уний являются: - федерации – постоянные государственные образования; - конфедерации - временные союзы суверенных государств; - монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического (Австро-Венгрия); - империи – сложные государства, созданные насильственным путем (Римская империя); - Фузии – воссоединенные государства, образовавшиеся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия); - инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 году). Ш. Форма политического режима. Политический режим – это понятие,обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществленияполитической (включая государственную) власти в обществе, т.е. этофункциональная характеристика власти. Не существует единой типологииполитических режимов, чаще всего выделяют демократический иантидемократический. Характерные признаки политических режимов|ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ |АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ||формирование органов власти выборным |формирование органов власти в ||путем |результате псевдовыборов, путем || |фальсификации выюоров либо без выборов||политический плюрализм, то есть |наличие единой государственной ||свобода деятельности различных |идеологии и отсутствие политического ||политических партий, движений и союзов|плбрализма ||государственное существование |бесправие граждан и произвол властей ||политических прав и свобод граждан |при формальном провозглашении || |законности, прав и свобод граждан | Формой реализации демократического режима выступает республиканскоеправление с разделением властей, развитой системой народногопредставительства. Авторитаризм- система власти, характерная для антидемократическихрежимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти вруках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением политическихоппозиций. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости отсочетания методов правления может варьироваться от умеренного авторитарногорежима с формальным охранением атрибутов демократии до классическойфашисткой диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм, которыйхарактеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферамижизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод,репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Характер политического режима никогда прямо не указывается вконституциях государств (не считая весьма распространенных указаний надемократический характер государства), однако почти всегда самымнепосредственным образом отражается на их содержании.Вопрос 3. Форма Российского государства на современном этапе.Ответ: По форме правления Россия является полупрезидентской(президентско-парламентарной) республикой или республикой смешанного типа. Главой государства является президент РФ, избираемый народом на основевсеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании,как глава государства представляет Россию внутри станы и в международныхотношениях; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения навсей территории РФ, не противоречащие конституции и федеральным законам;решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;осуществляет помилование; является верховным главнокомандующим вооруженныхсил. Президент, не являясь формально главой исполнительной власти, всоответствии с конституцией и федеральными законами, определяет основныенаправления внутренней и внешней политики государства, назначает с согласияГосударственной думы премьер-министра и принимает решение о его отставке,вправе председательствовать на заседаниях правительства. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоитиз председателя правительства (премьер-министра), его заместителей ифедеральных министров. Премьер-министр предлагает президенту кандидатуры надолжности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии сконституцией и федеральными законами и указами президента определяетосновные направления деятельности правительства РФ и организует его работу.Правительство во главе с премьер-министром слагает свои полномочия в случаеизбрания нового президента. Федеральное Собрание (парламент РФ) является представительным изаконодательным органом, состоящим из двух палат – Совета Федераций иГосударственной Думы. Форма государственного устройства России – федерация; в зависимости отпринципа формирования – смешанная национально-территориальная федерация,которая представляет собой союзное государство, объединяющая 21республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения – Москву иСанкт-Петербург, 1 автономную область, 10 автономных округов; а в теорииконституционного права – конституционно-правовая федерация. Российской Федерации присущ демократический политический режим, таккак: 1. Органы государственной власти формируются выборным путем. (Президент РФ избирается на основе всеобщего равного и прямого голосовании, также избираются депутаты Государственной Думы, которая образует наряду с Советом Федераций Федеральное Собрание (парламент).) 2. Конституцией признается политический плюрализм (политическое многообразие и многопартийность). 3. Действующей конституцией признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. 4. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.Вопрос 4. Право, его сущность и объективные свойства.Ответ: Сущность права заключается в отражении его истинной природы иназначении в обществе. Определений же права существует множество. И этовполне закономерно, поскольку никакое определение не может охватить всехпризнаков понятия. Тем более такого понятия, как «право», к характеристикекоторого существуют самые разнообразные подходы. В то же время в какой-томере такое многообразие определений права полезно, так как оно позволяетрассмотреть право с разных позиций, под разными углами зрения и на этойоснове составить о нем многомерное, объемное представление. К признакам права можно отнести следующие:1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.2. Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя: а) людей; б) общественные отношения; в) поведение субъектов общественных отношений.3. Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании.4. Право по своей сущности есть средство социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной свободы индивида.5. Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от своей сущности:6. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности, оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяемость, общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.7. Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).8. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно- правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.9. С точки зрения внутренней организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.10. Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм, оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.11. Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой- то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.12. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только специально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему, содержащую информацию властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение субъектов.13. Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно- правовых актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания юридических прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.14. Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).15. Признанием необходимости государственной охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и нужно, чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то, что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением. С учетом названных признаков можно сказать, что право есть оформленнаяв официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабеобщества нормативная система, призванная регулировать социально значимоеповедение участников общественного процесса на основе баланса интересов,согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества. Следуетотметить, что более плодотворным в этом направлении является неформулирование каких-либо определений, а совершенствование правопониманияна основе углубленного изучения свойств права.Вопрос 5. Понятие и виды норм права. Структура норм права.Ответ: Свойства (качества, признаки) правовой нормы определяются:1. Принадлежностью правовых норм к нормам социальным.2. Юридической природой норм права.1. Принадлежность к соц. нормам обуславливает следующие качества правовой нормы (ПН): 1. ПН – правило поведения людей в обществе; 2. ПН обладает качеством нормативности – является типовым образцом поведения: 1. круг адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т.п.); 2. рассчитана на неограниченное число однотипных случаев; 3. вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация).2. Юридическая природа ПН определяет их следующие специфические признаки: 1. ПН исходит непосредственно от государства или санкционируется им. 2. Представляет собой государственно-властное веление. 3. Охраняется силой государства. 4. ПН – общеобязательное правило поведения 5. Обладает качеством формальной определенности: 2.5.1. должна быть точным, конкретным предписанием (с точки зрения внутренней организации); 2. должна содержаться в официальных источниках (формах) права в плане внешней формы. 2.6. Действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения: 2.6.1. ПН могут быть регулировать поведение людей, только будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на их волю своим властным содержанием (волевой момент); 2.6.2. ПН выражает государственную волю, как право в целом. 2.7. Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. действует через предоставление субъектам права юридических прав и возложение на них юридических обязанностей. Юридические нормы классифицируются по различным критериям: а) по предмету правового регулирования: . гражданско-правовые (конституцонные); . административные; . гражданско-правовые (имущественные); . уголовно-правовые; . нормы трудового права и т.д. б) по функциональному назначению: . регулятивные – определяют модель поведения субъектов (регулируют общественные отношения); . охранительные (нормы административного и уголовного права) – определяют средства защиты прав и законных интересов. в) по способу воздействия на субъектов: . управомачивающие – предоставляют определенные правомочия; . обязывающие – возлагают обязанности; . запрещающие – налагают запрет на совершение определенных действий. г) по специфике правового регулирования: . материальные (закрепляют права и обязанности участников); . процессуальные (регулируют процедурный порядок реализации правовых предписаний). д) по характеру содержания: . нормы-декларации (закрепляют правовые принципы, цели и задачи); . нормы-дефиниции (содержат формулировки законодательных определений правовых понятий); . нормы-предписания (содержат правила поведения участников правовых отношений). е) по кругу субъектов: . общие (для всех граждан); . специальные (для определенной категории лиц). ж) по степени обязательности: . императивные (содержат категорические предписания); . диспозитивные (предусматривают возможность между участниками правовых отношений). з) Также можно выделить группу специальных норм, которые саминепосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормамчерез системные связи права. . общие; . дефинитивные; . декларативные; . оперативные; . коллизионные. и) по сфере действия: . общие (нормы федеральных актов); . местные (нормы республиканских актов). к) по времени действия: . постоянные; . временные. л) по юридической силе: . нормы закона; . нормы подзаконных актов.Структура норм права. Норма права имеет определенную структуру (внутреннее строение нормы исвязь ее элементов). Гипотеза, диспозиция и санкция – обязательные элементылогической структуры нормы права. Указанные элементы формируют логическоесодержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определенныхобстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие(диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)». Гипотеза – это часть правовой нормы, в которой содержится условие еереализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения кответственности выступают общие признаки субъекта преступления:определенный возраст и вменяемость. Гипотезы классифицируются по различным основаниям: 1. По характеру содержания: 1. общая (абстрактная) - определяет условия действия норм общими родовыми признаками; 2. конкретная – устанавливает частные специальные условия действия нормы (нормы УПК). 2. По степени определенности: 1. абсолютно определенная – только указывает факты, которые обуславливают действие нормы; 2. абсолютно неопределенная не указывает никаких фактов, с которыми связано действие, а предоставляет органам право в необходимых случаях применить правовую норму; 3. относительно определенная – содержит указание на ограничительные условия действия нормы. 3. По основанию: 3.1. односторонняя – в качестве основания применения нормы предусматривает только правомерное либо неправомерное поведение. 3.2. двусторонняя – содержит указания как на правомерное, так и на неправомерное поведение, приводящее в действие правовую норму. Диспозиция – это часть правовой нормы права, которая формулируетправило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. Вгражданском праве и ряде других регулятивных отраслей в качестве позитивныхсанкций предусматривают поощрительные меры. Диспозиции также классифицируются по различным основаниям: 1. По способу описания: 1. простая – содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так они достаточно очевидны (если речь идет о предельно ясном деянии); 2. описательная – содержит признаки правомерного (неправомерного) поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом; 3. отсылочная – содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта; 4. бланкетная – содержит ссылку на др. нормативный акт либо указывает на незаконность действий (отсылает правоприменителя к соответствующему закону). 2. По своей юридической направленности: 1. представительно-обязывающая – содержит двусторонние правила поведения (например, продавца и покупателя); 2. обязывающая – указывает вид, меру поведения обязанного лица (например, должника по договору займа); 3. управомачивающая – содержит указание на вид и меру возможного поведения (например, собственника имущества); 4. рекомендательная – указывает на желательность либо целесообразность определенного поведения; 5. ограничетельная – ограничивает поведение строго определенными рамками; 6. закрепительная – закрепляет общие принципы и задачи деятельности государственных органов. Санкция – это часть нормы права, в которой указаны правомерныепоследствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административномправе негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовоеправо и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматриваютпоощрительные меры. Санкции классифицируют: 1. По характеру последствий: 1. позитивная – предусматривает меры: 1. поощрения (стимулирующая); 2. восстановления субъектных прав (правовосстановительная). 1. негативная – предусматривает: 1. меры наказания (карательная или полная); 2. возможность признания деяний недействительными (санкция ничтожности или неполная); 1. По степени определенности и вариантности: 1. абсолютно-определенная – содержит указание на точно зафиксированное последствие (например, сметная казнь); 2. относительно-определенная – содержит указание на нижний и верхний временные пределы наказания. 3. альтернативная – содержит указание на несколько видов возможных наказаний (предоставляет правоохранительным органам право выбора) (например, лишение свободы или исправительные работы); 4. кумулятивная – предусматривает возможность сложения нескольких видов наказания (например, смертная казнь может сочетаться с конфискацией имущества); 5. комбинированная – комбинация относительно-определенных, альтернативных и кумулятивный санкций.Вопрос 6. Понятие правоотношения. Состав (элементы) правоотношения.Ответ: Правоотношение – это охраняемое государством волевоеиндивидуализированное общественное отношение, которое представляет собойсоциально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей,предусмотренных нормами права. I. К признакам правоотношения можно отнести следующие: 1. Общественность. Правоотношения возникают только между людьми, не могут возникать между человеком и вещью, человеком и животным, а только по поводу этих объектов. 2. Нормативность. Правоотношения неразрывно связаны с юридическими нормами, которые выступают базой их возникновения (изменения, прекращения). 3. Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами, возникающими при наступлении определенных юридических фактов. 4. Определенность, индивидуализированность. В правоотношении определены как его участники, так и четко очерчено их поведение. Индивидуализация может быть как двухсторонней, когда поименно определены обе стороны (обязательственные отношения в гражданском праве), так и односторонней (правоотношение собственности). 5. Носят волевой характер. а) связаны с государственной волей, выраженной в праве; б) связаны с индивидуальной волей, т.к. правоотношения реализуются посредством сознания и воли его участников. Кроме того, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле его субъектов. 6. Охраняемость государством. Будучи следствием выраженной в праве воли государства, правоотношения им и охраняются. П. Правоотношения классифицируются по различным основаниям. 1. По отраслевой принадлежности: 1. государственно-правовые; 2. административно-правовые; 3. гражданско-правовые и др. 2. По функциональному назначению: 1. регулятивные: 1. активного типа (возникают на основе обязывающих и управомачивающих норм и выражают динамическую функцию права); 2. пассивного типа (возникают на основе запрещающих норм и выражают статическую, закрепляющую функцию права); 2. охранительные. 3. По степени индивидуализации: 1. относительные (в которых поименно определены все участники правоотношения); 2. абсолютные (в которых индивидуализирована лишь одна сторона – управомоченный). 4. По принадлежности к той или иной стороне правовой системы: 1. материальные; 2. процессуальные; 3. частичные; 4. публичные. 5. По характеру распределения прав: 1. простые (сост. из двух субъектов: один имеет право, другой несет обязанность); 2. сложные (у каждой из сторон имеются и права и обязанности). 6. По продолжительности существования: 1. разовые (купля-продажа); 2. длящиеся (получение образования. Ш. Структура правоотношений. В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают: а) объекты правоотношения; б) субъекты (участники) правоотношения; в) содержание правоотношений: субъективные права (права субъектов); юридические обязанности. г) основания правоотношений: правовые нормы юридические факты. Объект правоотношения есть то, по поводу чего или ради чего субъектывступают в правовую связь. В их качестве выступают разнообразныематериальные и нематериальные блага. Из множества теорий можно выделить двеосновные: а) моническую (ее авторы отстаивают единый объект правоотношения); Согласно этой теории, единственным объектом правоотношения являетсячеловеческое поведение или то фактическое общественное отношение, накоторое правоотношение воздействует. б) плюралистическую (в ней признается множественность объектовправоотношения). Эта теория признает объектами правоотношений: 1. Вещи: средства производства, предметы потребления, ценные бумаги и т.п. 2. Продукты духовного творчества (результаты авторской, изобретательской и др. деятельности). 3. Личные нематериальные блага: имя, честь, достоинство, жизнь, здоровье и др., охраняемые нормами государственного, уголовного и гражданского права. 4. Поведение участников правоотношения (действия или воздержание от действий). 5. Результаты поведения (действий) участников правоотношения. Субъект правоотношения – лицо, обладающее по закону способностью иметьи осуществлять непосредственно или через представителя права и юридическиеобязанности (т.е. правосубъектностью). Правосубъектность разделяют на: 1. Правоспособность – способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, обусловленные правом. 2. Дееспособность – способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать (осуществлять, прекращать) субъективные юридические права и обязанности, обусловленные правом. Подобное разъединение действительно только в гражданском праве и то не для всех субъектов (гражданская правосубъектность организаций едина). Правосубъектность может быть общей (способность быть субъектом правовообще), отраслевой и специальной (например, правосубъектность юридическихлиц). По видам субъектов права можно разделить на: 1. Физические лица: 1. граждане; 2. иностранцы; 3. лица без гражданства (апатриды); 4. лица с двойным гражданством (бипатриды). 2. Юридические лица: 1. государство; 2. государственные организации; 3. негосударственные организации (общественные, кооперативные, коммерческие и др.). В РФ (ст. 48 ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая: а) имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательством имуществом; б) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности; в) быть истцом и ответчиком в суде. 3. Общественные образования (народы, нации). Субъективные права и юридические обязанности образуют юридическоесодержание правоотношения. Материальное содержание правоотношенияпредставляют собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанноес реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. 1. Субъективное право – это вид и мера возможного поведенияуправомоченного лица, которая соответствует юридической обязанности другоголица, а по своей сути – это средство удовлетворения собственных интересовпутем совершения определенных действий, требований, притязаний. Субъективное право включает в себя три правомочия: 1. Возможность совершать определенные действия самому. 2. Возможность требовать совершения определенных действий от другого. 3. Возможность обратиться за защитой к органам государства, то есть осуществить правопритязание.1. Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения обязанного лица, которая соответствует субъективному праву другой стороны, а по своей сути – это средство удовлетворения чужих интересов путем совершения необходимых действий, воздержания от определенных действий и претерпевания негативных санкций. Обязанность может иметь различный характер: 1. Активная обязанность заключается в совершении определенных действий. 2. Пассивная обязанность состоит в воздержании от определенных действий. 3. Негативная наступает в случае правонарушения и состоит в претерпевании неблагоприятных последствий неправомерного поведения. Основания правоотношений (правовые нормы и юридические факты) подробнорассмотрены в ответах на вопросы № 5 и № 7.Вопрос 7. Понятие и классификация юридических фактов. Юридический состав.Ответ: Юридические факты – предусмотренные в законе обстоятельства,которые составляют основание для возникновения (изменения, прекращения)конкретных правоотношений. Характерные черты юридических фактов (ЮФ): 1. ЮФ – это общественно-юридические явления, это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать юр.последствия. 2. ЮФ опосредуют движение правовых отношений (возникновение, изменение, прекращение). Фактические условия правосубъектности (возраст, вменяемость и т.п.) по своей природе и механизму действия являются юридическими фактами. 3. ЮФ вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами, т.е. являются звеньями, связующими нормы права и правовые отношения. 4. ЮФ наряду нормами и субъектами права выступают одной из предпосылок возникновения правоотношений. Различают две группы юридических фактов:1. События – юридически значимые факты, возникающие независимо от воли людей (естественная смерть человека, истечение срока, гибель имущества в различных стихийных бедствиях и т.д.). 1. абсолютные события вообще не связаны с волей человека (стихийное бедствие и т.п.); 2. относительные события не зависят от воли участников данного правоотношения, но зависят от воли других людей.2. Действия – жизненные факты, которые являются волеизъявлением (т.е. сознательной деятельности) людей. Они, в свою очередь, делятся на: 1. Правомерные (соответствующие предписаниям правовых норм), среди которых важное место занимают акты юридические: 1. Акты применения права (например, награждение орденом, призыв на военную службу, приказ о приёме на работу). 2. Разного рода сделки и соглашения (договор поставки продукции, договор купли-продажи и т.д.). 3. Заявления и жалобы (например, заявление о назначении пенсии, кассационная жалоба). 2. Неправомерные (противоречащие закону, являющиеся правонарушениями) действия, подразделяются на: 1. Преступления. 2. Проступки. а) административные; б) дисциплинарные. 3. Гражданские правонарушения и др. Неправомерные действия являются снованием для возникновения охранительного правоотношения для привлечения виновных лиц к юридической ответственности. Юридические поступки не направлены непосредственно на возникновение(изменение, прекращение) правоотношений, но тем не менее по закону влекутопределенные правовые последствия, в которых имеет юридическое значение ненамерением лица, совершившего действие, приобрести права или обязанности, аобъективный результат такого действия (сознание сценария, находка и т.д.). Также юридические факты могут быть классифицированы по следующимоснованиям:3. По характеру порождаемых юридических последствий: 1. правообразующие; 2. правоизменяющие; 3. правопрекращающие.4. По характеру действия: 1. факты однократного действия (истечение срока, нанесения материального ущерба); 2. факты состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности).5. По степени сложности: 1. единичные юридические акты; 2. фактические составы (системы юридических фактов).Правовая норма иногда связывает наступление указанных в ней юридическихпоследствий с одним фактом, а иногда – с несколькими. Совокупностьюридических фактов, наступление которых вызывает к жизни правоотношение,именуют юридическим (фактическим) составом. Правомерный юридический составобразует титул права, неправомерный – состав правонарушения. Например,титул права пенсионера слагается из факта достижения определенноговозраста, наличия трудового стажа и получение зарплаты, размер которойнаряду с другими факторами определяет величину пенсии.Вопрос 8. Понятие нормативного акта, его отличие от акта примененияправа. Ответ: Нормативно-правовой акт является важнейшим источникомправа. Его характерные черты определяют тем, что он, с одной стороны,является одним из источников юридических норм, а с другой – разновидностьюправовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт: - содержит юридические нормы; - представляет собой официальный письменный акт-документ; - является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой. Нормативно-правовой акт может приниматься также в порядкеделегированного законодательства или референдума, но так или иначе сучастием государства и выражением его воли. С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно определитькак официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы ипринимаемый в определенной процедурной форме: - компетентными органами государства; - в порядке делегированного законодательства; - в порядке референдума. Основная задача нормативно-правового акта - хранить правовуюинформацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этомплане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершеннойформой права - как для «рядовых» субъектов права, так и для государства.Посредством него государство может оперативно осуществлять правовоерегулирование, реагировать на правовые потребности общества, координироватьвсю работу по управлению общественными процессами. Акт применения права – официальный акт-документ компетентного органа,содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применениюправа, выносится по результатам правоприменения. Все правовые акты можно поделить на две большие группы – нормативные ииндивидуальные. От индивидуальных актов (например, сделок в гражданскомправе) правоприменительный акт отличается государственно-властный характер. Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами: - представляют собой письменные акты-документы; - исходят от государства; - обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством). В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовыеакты содержат государственно-властные предписания общего характера, тосодержанием правоприменительных актов являются индивидуальные(контретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властныепредписания.Вопрос 9. Виды нормативных актов в РФ.Ответ: В России, стране с так называемым «писанным правом», нормативно-правовой акт используется как основная форма права. 1. Конституционные законы:1 Конституция РФ. 1. Конституции республик в составе РФ 2. Федеральные конституционные законы, издание которых предусмотрено в Конституции РФ (о Правительстве РФ, о Конституционном суде РФ и др.) 3. Законы, вносящие изменения и дополнения в текст Конституции РФ. 2. Обыкновенные законы: 1. Кодексы (Таможенный кодекс РФ, Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР и др.) 2. Основы Законодательства (основы законодательства РФ о нотариате и др.) 3. Федеральные законы (Федеральный закон об оружии и др.) 4. Уставы субъектов РФ 3.Подзаконные акты: 3.1. Указы Президента РФ (Указ Президента РФ "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" и др.) и президентов республик в составе РФ 3.2. Постановления Правительства РФ и правительств республик в составе РФ (Постановление Правительства РФ "О дополнительных функциях Министерства юстиции РФ"). 3.3. Парламентские регламенты и постановления. 3.4. Ведомственные акты центральных органов исполнительной власти (Приказ Министра обороны и т.п.) 3.5. Акты республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов федерального значения 3.6. Правовые акты органов местного самоуправления во вопросам своего ведения (право принятия предоставлено статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 22.04.96 г.) Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считатьлокальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только впределах данного учреждения, предприятия, организацииВопрос 10. Формы (источники) права.Ответ: Формы внешнего выражения норм права называют источниками права.0днако и этот термин неоднозначен. Выделяют источники права: - в формальном смысле (формы права); - источники права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость правового регулирования); - источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники и т. п.). А также говорят об источниках права и в идеологическом смысле -правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины. Первый вид источников права - правовой обычай — обычай,санкционированный государством. По содержанию он остается тем же самымпра

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права Контрольная работа №00 по предмету «Основы теории государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы теории государства...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права Контрольная работа №00 по предмету «Основы теории государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права)...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права Контрольная работа №00 по предмету «Основы теории государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Тема моей курсовой работы – «Типы государства». Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права Контрольная работа №00 по предмету «Основы теории государства и права» iconКонтрольная работа по теории государства и права Тема: «Реализация права и её формы»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права Контрольная работа №00 по предмету «Основы теории государства и права» iconКурсовая работа: «теория государства и права»
Ii. Современное состояние теории государства и права как науки и учебной дисциплины 14

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права Контрольная работа №00 по предмету «Основы теории государства и права» iconКонспект лекций по теме: «Основы учения о происхождении и сущности государства и права»
Опорный конспект лекции по дисциплине «Правоведение» на тему: «Основы учения о происхождении и сущности государства и права» рассмотрен...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права Контрольная работа №00 по предмету «Основы теории государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Первая российская конституция...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права Контрольная работа №00 по предмету «Основы теории государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Объекты гражданских правоотношений...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права Контрольная работа №00 по предмету «Основы теории государства и права» iconАкадемия непрерывного образования а. А. Литвинов правовые основы защиты информации
А. В. Кочетков, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Института права тгу им. Г. Р. Державина, кандидат юридических...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права Контрольная работа №00 по предмету «Основы теории государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Правомерное поведение правонарушение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<