2 Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18




Скачать 262.74 Kb.
Название2 Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18
страница1/4
Дата публикации16.02.2014
Размер262.74 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4
Содержание


Введение 3

Глава 1. Аттестация как одна из форм определения квалификации работников 5

1.1. Понятие аттестации 5

1.2. Анализ нормативных правовых актов, посвященных аттестации 10

Глава 2. Аттестация отдельных категорий работников 18

2.1. Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18

2.2. Порядок аттестации специалистов по таможенному оформлению 21

Заключение 24

Список источников и литературы 26



Введение



В условиях рыночной экономики велико значение проведения аттестации персонала.

Аттестация – это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. Оценка аккумулирует результаты работы конкретного сотрудника за конкретный период. Очень важно понимать, что при оценке (аттестации) происходит не сравнение сотрудников между собой, а сопоставление «сотрудник – стандарт работы». Сравнивать можно только то, насколько один сотрудник больше/меньше соответствует стандарту работы, чем другой.

Аттестация призвана не только решать вполне конкретные задачи (совершенствование управления персоналом и расстановки кадров, формирование резерва на выдвижение, определение потребности в повышении квалификации и управлении карьерой сотрудников, совершенствование форм и методов работы самих руководителей), но и осуществлять подготовку и апробацию новых мотивационных моделей. Без этого аттестация превращается в формальную процедуру.

К сожалению, практика проведения внутрифирменных (внутрипроизводственных) аттестаций свидетельствует, что зачастую они проводятся формально, исключительно с учетом требований соответствующих нормативных документов или локальных положений, разрабатываемых самими предприятиями (организациями). Такой подход не позволяет в достаточной степени оценить деловые и профессиональные качества работников и правильно определить меры мотивационного воздействия.

Целью данного исследования является рассмотрения понятия и значения аттестации работников.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

  • раскрыть понятие аттестации;

  • провести анализ нормативных правовых актов, посвященных аттестации;

  • рассмотреть аттестацию государственных гражданских служащих Российской Федерации;

  • охарактеризовать порядок аттестации специалистов по таможенному оформлению.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.

В первой главе ”Аттестация как одна из форм определения квалификации работников” дается понятие аттестации, а также проводится анализ нормативных актов, регулирующие проведение аттестации.

Во второй главе “Аттестация отдельных категорий работников” рассмотрен порядок проведения аттестации на примере государственных гражданских служащих и специалистов по таможенному оформлению.

^

Глава 1. Аттестация как одна из форм определения квалификации работников




1.1. Понятие аттестации



Рыночные отношения требуют эффективных механизмов использования трудовых ресурсов, которые пока не созданы. Особое значение приобретает своевременное и объективное определение уровня профессиональной подготовленности персонала. Именно от того, насколько квалифицированными являются кадры, зависит прибыльность и эффективность деятельности организации либо работодателя - физического лица, нанявшего работника1. Одной из ведущих организационно-правовых форм определения квалификации работников является аттестация. С одной стороны, аттестация служит основной юридической формой проверки и оценки уполномоченным органом (аттестационной комиссией) необходимых трудовых качеств работников, направленной на выявление наиболее компетентных и высококвалифицированных работников, а с другой - формой реализации гражданами права на труд в соответствии со своим призванием, способностями, желанием.

Как отмечалось в постановлении Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. "Об организации работы в области кадров для рыночной экономики", руководящим кадрам и специалистам недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Сформировавшиеся в прежних условиях управления и хозяйствования традиции, знания, умения и навыки значительной части руководителей и специалистов стали существенным тормозом экономических и организационных нововведений2. Современная экономическая и правовая действительность выдвигает совершенно иные, чем прежде, требования к работникам всех отраслей экономики и органов управления, к организации и содержанию их подготовки и переподготовки. В связи с этим и аттестация работников переходит на качественно новый уровень: вместо ушедших в прошлое массовых кампаний теперь проводятся строго целевые проверки. Законодательно расширяется круг лиц, подлежащих аттестации: это и работники коммерческих организаций, и работники, занятые в сферах, связанных с обеспечением жизнедеятельности и безопасности общества в целом (медицина, образование, военная служба и т.д.). Аттестация получила широкое распространение как в государственных и муниципальных органах (предприятиях), так и в организациях, основанных на частной форме собственности.

Нормативные правовые акты, регламентирующие аттестацию, постепенно изменяют ее содержание, создавая новую правовую категорию. Однако до сих пор нет четкости в самом определении понятия аттестации, что негативно отражается на правоприменительной практике. В юридической литературе советского периода присутствовало понятие аттестации в широком и узком смысле слова: присвоение разрядов, классов, категорий ученой степени или звания, сдачу государственных экзаменов, защиту диплома и т.д. (широкое понимание); периодическая проверка деловых и политических качеств работника (узкое понимание)3. Некоторые ученые под аттестацией понимали "установленную государством форму периодической проверки специальной трудовой правоспособности определенной категории работников и качества выполнения ими своей трудовой функции с целью установления соответствия аттестуемых занимаемой должности, повышения их профессионального и морально-политического уровня, а также содействия администрации в улучшении подбора и расстановки кадров4. Ряд авторов рассматривает периодическую аттестацию как постоянный процесс выявления наиболее компетентных и высококвалифицированных работников, выдвижение их на работу, соответствующую способностям5. В проекте Основных положений проведения аттестации персонала организаций Минтруда России, аттестация рассматривается как одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения ими работы или служебных обязанностей. Цель аттестации - установление соответствия работников занимаемой должности или характеру выполняемых работ, а также наиболее рациональное их использование, повышение эффективности и качества труда, ответственности за порученное дело. Ряд авторов отмечает, что по существу законодательство об аттестации имеет в виду не периодическую проверку "специальной трудовой правоспособности" (способность иметь определенные трудовые права и нести обязанности), а принципиально иное - выполнение работником своих трудовых обязанностей согласно заключенному трудовому договору, поручений, а также определенной меры труда6. Существует и точка зрения, что под аттестацией работников должна пониматься периодическая комплексная проверка уровня деловых, личностных, а порой и соответствия моральных качеств работника его должности и выполняемой работе7.

Предложенные определения не всегда отражают признаки аттестации и современные положения о ней. Представляется, что в свете обновленного трудового законодательства аттестацию можно определить как организационно-правовую форму определения квалификации работников, выражающуюся в обязательной и периодической проверке уровня деловых, личностных, а иногда и моральных качеств работника при определении соответствия занимаемой должности (выполняемой работе), проводимую работодателем с участием члена комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа в соответствии с установленными правилами и положениями в целях рационального использования персонала, повышения квалификации, эффективности и качества труда, ответственности, содействия сохранению, изменению и прекращению трудовых правоотношений.

Ю.П. Орловский под аттестацией подразумевает правовую форму проверки деловых качеств работника8. Термин "деловые качества" используется в Трудовом кодексе Российской Федерации в ст.3 "Запрещение дискриминации в сфере труда" и в ст.64 "Гарантии при заключении трудового договора". Но закрепленная в Трудовом кодексе категория "деловые качества" работника не расшифровывается в трудовом законодательстве, что не способствует единообразию правоприменительной практики. В связи с этим на законодательном уровне важно определить, что под деловыми качествами работника, необходимыми для осуществления его трудовой функции, должны пониматься: уровень образования, квалификация, опыт работы по данной специальности или аналогичным специальностям (должностям). При оценке работника работодатель может учитывать такие качества, как деловая ориентация (установка работника на продуктивность по достижению результата); способность к обучению (способность работника к поиску новых знаний, овладеванию умениями и навыками); организаторские, коммуникативные способности; упорство, целеустремленность и решительность. Процесс выявления деловых качеств работника в соответствии с названными критериями безусловно сложен. По определению американского Общества по управлению кадрами работа с персоналом - это "искусство набирать, подготавливать и сохранять квалифицированную рабочую силу таким образом, чтобы добиться максимальной эффективности и экономии при выполнении функций достижения целей организации9.

Отсутствие легального понятия аттестации, законодательно закрепленных объективных критериев оценки аттестуемого в нормативных правовых актах - это только часть проблем правового регулирования в данной сфере. Вопросы аттестации затрагиваются во множестве законодательных источников, в которых нет единых подходов по принципиальным положениям, затрагивающим интересы работников. Нормативные акты, принятые в последнее время, носят ведомственный или отраслевой характер. Кроме того, до сих пор действует Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное постановлением ГКНТ и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. Естественно, названное Положение уже не отвечает задачам современного этапа развития экономики и права, но оно является единственным актом универсального характера, остальные же нормативные источники применимы только к отдельным категориям работников10. Положение 1973 г. применяется лишь в части, не противоречащей современному законодательству, а возможность принятия локальных правовых актов по аттестации им не предусмотрена, хотя локальное нормотворчество является действенным способом решения проблем, связанных с кадровой политикой организации. Основным локальным актом, обеспечивающим планомерность и объективность аттестации, выступает Положение о порядке аттестации работников организации, разработка которого целесообразна в тех корпоративных организациях, на которые не распространяются централизованные акты по аттестации.

Таким образом, в настоящее время необходимо выработать единые нормы, определяющие понятие аттестации, ее цели, задачи и виды, решить вопросы о формировании аттестационных органов, порядке и периодичности проведения аттестации и правовых ее последствиях; перечне работников, подлежащих и не подлежащих аттестации и т.д. Эти универсальные нормы необходимо закрепить в виде Положения об аттестации работников либо в специальном федеральном законе по указанным отношениям, что необходимо для обеспечения трудовых прав работников в процессе проверки их деловых, профессиональных и иных качеств, а также для целей разработки ведомственных и локальных актов.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2 Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18 iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Становление системы социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации

2 Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18 iconЗакон от 5 марта 1999 г. N 46-фз "О защите прав и законных интересов...
Российской Федерации эмиссионными ценными бумагами, а также с обращением государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных...

2 Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18 iconВремя проведения
Ткс «Профессиональная компетентность государственных служащих: современные аспекты» для государственных служащих районных государственных...

2 Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18 iconРоссийской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"
Конституции Российской Федерации внести в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных...

2 Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18 iconНациональный стандарт российской федерации гост р 52233-2004
Российской Федерации установлены гост 0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и гост...

2 Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18 iconОб утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации с регистрационного
О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации...

2 Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18 iconЛичное дело работника
Лу, не является обязательным, то есть, нет никаких нормативных актов, обязывающих к этому работодателя, за исключением Федерального...

2 Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18 iconПенсионное обеспечение государственных гражданских служащих в россии (правовые вопросы)
Диссертация выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений

2 Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18 iconПриказ от 4 сентября 2007 г. N 75н об утверждении административного...
Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных...

2 Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации 18 iconКонкурсу на замещение вакантных посад государственных служащих
Утвердить Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих добавляется

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<