Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 341.47 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации02.03.2014
Размер341.47 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Консульские привилегии и иммунитеты

Оглавление Введение Глава 1. Иммунитет, его функциональный характер. Глава 2. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. Глава 3. Иммунитеты и привилегии административно-технического и обслуживающего персонала консульств. Заключение Список использованной литературы Введение После обретения независимости в 1991 г. Республикой Казахстан былначат процесс установления дипломатических и консульских отношений сразличными странами. Для определения международно-правового статусаказахстанского дипломатического и консульского персонала Казахстанприсоединился к Венским конвенциям «О дипломатических сношениях» 1961 г. и«О консульских сношениях» 1963 г. Данные международно-правовые документыопределяют порядок открытия и функционирования дипломатическихпредставительств и консульских учреждений, на которые возлагаетсяобязанность реализации внешнеполитического курса республики и защиты ееинтересов за рубежом. В соответствии с положениями Венских конвенций дипломаты и консулыобладают правом на предоставление им определенных льгот и преимуществ переддругими иностранными гражданами. Привилегии и иммунитеты дипломатов посвоему содержанию отличаются от привилегий и иммунитетов консулов. Если вседипломатические привилегии и иммунитеты определены в Венской конвенции 1961г., то консульский иммунитет вызывает множество вопросов. Во-первых, он носит так называемый «функциональный» (служебный)характер, что требует определения в каждом конкретном случае носили лидействия консула служебный характер или нет. А это нередко бываетзатруднительным. Другой проблемой, связанной с консульским иммунитетом, является то,что Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. закрепляет лишьосновные привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. Конкретный жеобъем консульских привилегий определяется двусторонними соглашениями междугосударствами, поэтому правовой статус консульского персонала в разныхстранах различается. Это обусловливает необходимость индивидуальногоподхода к консульскому иммунитету в каждой отдельно взятой стране. При этом, еще в преамбуле Венской конвенции 1963 г. особоподчеркивается, что привилегии и иммунитеты предоставляются консульскимдолжностным лицам и консульским учреждениям не для выгод отдельных лиц, адля обеспечения эффективного осуществления этими учреждениями функций отимени их государства. В процессе написания данной работы основными источниками были Венскаяконвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и Венская конвенция оконсульских сношениях 1963 г. Конвенция 1963 г. закладывает законодательнуюоснову деятельности консульских учреждений и закрепляет право консульскихдолжностных лиц на пользование особыми правами и преимуществами. Венскиеконвенции являются универсальными международно-правовыми документами,положения которых стараются выполнять не только государства,присоединившиеся к ним, но и все остальные государства, участвующие вмеждународном общении. Также была рассмотрена Гаванская конвенция о консульских чиновниках1928 г., ставшая первым международным соглашением, устанавливающим порядокорганизации и функционирования консульских представительств. На основе постановлений Венской конвенции 1963 г. был разработан ипринят в 1999 г. Консульский Устав РК, который также является важнымисточником, определяющим правовой статус консульских учреждений иконсульских должностных лиц Республики Казахстан. Вопрос консульских привилегий и иммунитетов освещается в работахразличных авторов. Блищенко И.П. второй раздел своей работы «Дипломатическое право»посвящает рассмотрению правового статуса консульского учреждения и егодолжностных лиц. Основываясь на положениях Венской конвенции о консульскихсношениях 1963 г., он делает анализ консульских привилегий и иммунитетов,дает историческую характеристику их возникновения и развития, а такжеподнимает ряд проблемных вопросов в данной области, в частности вопроснеприкосновенности консульских помещений. Не меньший интерес представляет и работа Ильина Ю.Д. «Основныетенденции в развитии консульского права». Автор рассказывает о различныхаспектах деятельности консульских представительств, раскрывает содержаниеконсульских привилегий и иммунитетов, объясняет необходимостьпредоставления привилегий и иммунитетов консульствам и их персоналу. Всвоем исследовании Ильин Ю.Д. также затрагивает вопросы функционированиянештатных (почетных) консулов, изучает их правовое положение. Достаточно подробно консульские привилегии и иммунитетырассматриваются во многих учебных пособиях, посвященных как консульскойслужбе в отдельности, так и международному публичному праву в целом. Последовательный анализ консульских иммунитетов и привилегий дают всовместной работе исследователи Бобылев Г.В. и Зубков Н.Г. Онирассматривают консульские преимущества и льготы как необходимую составнуючасть консульской службы в целом, определяют связь между должностнымположением лиц различных категорий консульского персонала и объемомпредоставляемых им иммунитетов и привилегий, а также влияние данныхпривилегий и иммунитетов на осуществление ими своих функций. Отдельные главы своих учебных пособий по международному публичномуправу посвятили консульской деятельности известные юристы-международникиБекяшев С.П., Тункин Н.Г., Колосов В.В. и др. Краткую характеристику консульским привилегиям и иммунитетам даетопытный дипломат Фельтхэм Р.Дж. в справочнике «Настольная книга дипломата». Данная работа была написана с целью рассмотрения привилегий ииммунитетов, предоставляемых консульскому персоналу, определения различиймежду привилегиями и иммунитетом, а также изучения различных подходов копределению содержания и объема консульских привилегий и иммунитетов. Привилегии и иммунитеты персонала консульских учреждений Пункт 1 ст. 1 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. гласит:"Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главуконсульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнениеконсульских функций". К этой категории лиц относятся: генеральный консул,консул, вице-консул, консульский агент, проконсул и консульский стажер. Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются иммунитетами и привилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г. (ст. 40—57) и в двусторонних консульских конвенциях. Эти документы определяют права и обязанности консульских должностных лиц и страны пребывания по отношению к ним. Сравнительный анализ Венской конвенции 1963 г. и двусторонних консульских конвенций показывает, что между ними есть множество различий, особенно в том, что касается иммунитетов и привилегий консульских должностных лиц. Рассмотрим данную проблему более подробно. Венская конвенция 1963 г., предоставляя консульским должностным лицам иммунитет от юрисдикции, определяет: "Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций" (п. 1 ст. 43). Это значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функциональный, служебный характер. В современной международной практике служебный (функциональный)иммунитет предоставляется довольно широкому кругу лиц (консулам, военнымморякам, служащим международных организаций, административно-техническому иобслуживающему персоналу посольств и др.).[1] Предоставление служебного иммунитета означает, что лицо, пользующеесяим, освобождается от уголовной, гражданской и административной юрисдикциигосударства пребывания в отношении действий, совершаемых при исполнениислужебных обязанностей. Если же правонарушение совершено не при исполнениислужебных обязанностей, данное лицо может быть привлечено к ответственностив стране пребывания, но только "на основании постановлений судебныхвластей, в случае совершения тяжких преступлений" (п. 1 ст. 41). И здесь возникает проблема, существо которой заключается внеопределенности понятия "действия, совершаемые при выполнении консульскихфункций". В связи с этим на практике нередко возникают трудности ввыяснении того, находилось ли данное лицо в момент, преступления приисполнении своих служебных обязанностей или нет, следовательно, вправе лигосударство пребывания привлекать его к ответственности. Не меньшиетрудности возникают и в вопросе о том, кто правомочен решать эту проблему:государство пребывания или направляющее государство. Анализ доктрины международного права, договорных и законодательных норм,практики государств показывает отсутствие универсального решения проблемыслужебного иммунитета. Представляется, что универсального решения данной проблемы вообще неможет быть. Это объясняется, прежде всего, тем, что многообразиедопускаемых правонарушений и невозможность в принципе составитьисчерпывающий перечень служебных обязанностей каждого лица, пользующегосяслужебным иммунитетом, исключают возможность выработки конкретных иуниверсальных критериев, позволяющих однозначно определить, было или небыло данное лицо в момент совершения правонарушения при исполнении своихслужебных обязанностей. Отсутствие таких критериев усугубляетсявозникновением в каждом случае правонарушения противоречия междуинтересами, с одной стороны, направляющего государства, котороезаинтересовано в защите своих граждан, и, с другой, — государствапребывания, которое несет ущерб от совершенного правонарушения. Отсутствиечетких критериев, противоречия между интересами сторон препятствуютразработке универсальной процедуры рассмотрения вопроса, а его единоличноерешение той или иной стороной может быть необъективным. На практике вопросы, связанные со служебным иммунитетом, нередковызывают разногласия и конфликтные ситуации в отношениях между направляющимгосударством и страной пребывания. Определенным ориентиром в решении указанных вопросов являются судебныепрецеденты. Так, суды признавали себя некомпетентными, расценивая действияконсулов как совершенные при исполнении ими служебных обязанностей, вследующих случаях: — отказ консула в выдаче выездной визы (1927 г., Франция); — нанесение консулом ущерба в результате дорожно-транспортногопроисшествия при поездке по служебным делам (1933 г., Франция); — направление консулом суду сертификата, удостоверяющего статус личности(1962 г., США); — выдача консулом паспорта и проездных документов девушке-соотечественнице, бежавшей от родителей (1970 г., Италия); — отказ консула выслать гонорар за подготовленную по его просьбепубликацию (1970 г., США). Но были случаи, когда суды выносили решения и приговоры в отношенииконсулов, рассматривая их действия как совершенные не при исполнении своихслужебных обязанностей: — неуплата долга за обслуживание (1912 г., Франция); — разглашение консулом причин отказа в выдаче визы, нанесшее ущербрепутации (1927 г., Франция); — убийство местного жителя в результате хулиганских действий консула(1957 г., Япония); — аренда личного жилища (1963, 1965, 1967 гг., Франция); — незаконный экспорт военных самолетов (1965 г., США); — незаконный ввоз наркотиков (1979 г., США); . умышленное убийство жены (1980 г., Греция).1 Приведённые прецеденты показывают, что лицо, пользующееся служебнымиммунитетом, в случае совершения уголовного преступления, как правило,привлекается к уголовной ответственности в государстве пребывания, т. е.совершение преступления почти всегда рассматривается как действие,выходящее за пределы служебных обязанностей. Обобщив практику привлечения куголовной ответственности консульских должностных лиц, французский юрист Ш.Руссо отмечал, что "в случае совершения преступления иммунитет от уголовнойюрисдикции не действует, таким образом, консул может быть арестован и,будучи приговорен, должен в принципе отбыть наказание. Сложнее обстоит делов случае совершения проступков и иных нарушений". Нерешенным является вопрос и о том, кто правомочен, определять, было илине было конкретное лицо в процессе совершения правонарушения при исполнениислужебных обязанностей: государство пребывания или направляющеегосударство? Большинство зарубежных авторов считает, что этими правомочиямидолжен быть наделен суд страны пребывания. За компетенцию суда направляющего государства в этом вопросе в своевремя выступали в основном советские авторы. В иностранных государствах вопрос о том, был или не был носительфункционального иммунитета при исполнении служебных обязанностей, нередкорешается судебными органами страны пребывания. А в США компетенция суда врешении этого вопроса закреплена законом. Случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, пользующихсяслужебным иммунитетом, присутствовали в конце 1947 г. и в начале 1948 г.Были арестованы по обвинению в шпионаже и приговорены к длительным срокамлишения свободы секретарь, шофер и курьер турецкого консульства в г.Батуми.2 В других случаях при совершении консульским должностным лицомпреступления Министерство иностранных дел всегда обращалось ксоответствующему консульскому учреждению или дипломатическомупредставительству с запросом: было или не было данное лицо в моментсовершения правонарушения при исполнении служебных обязанностей.Естественно, во всех случаях, иногда даже вопреки здравому смыслу, отвечалиположительно, и вопрос о возможной уголовной ответственности снимался. Таким образом, консульское должностное лицо неприкосновенно приисполнении своих функциональных обязанностей, и государство пребыванияобязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащиемеры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободуили достоинство (ст. 40). В п. 1 ст. 41 Венской конвенции 1963 г.говорится: "Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, нипредварительному заключению, иначе как на основании постановленийкомпетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений".Пункт 2 гласит: "За исключением случаев, указанных в п. 1 настоящей статьи, консульскиедолжностные лица не могут быть заключены в тюрьму. А также не подлежатникаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнениесудебных постановлений, вступивших в законную силу". Если на консульское должностное лицо заведено уголовное дело,местные власти государства пребывания обязаны незамедлительно уведомить обэтом главу консульского учреждения (ст. 42). У них есть право вызватьконсула в компетентные органы, но при этом ему оказывается уважение, игосударство пребывания не должно чинить ему препятствий в выполненииконсульских функций (ст. 41, п. 3). Говоря о консульских иммунитетах и привилегиях, следует отметить, чтоданную проблему невозможно рассматривать на основе только Венской конвенции1963 г., т. к. в двусторонних консульских конвенциях встречается широкоеразнообразие. Например, существует, по меньшей мере, 11 вариантов решениявопроса о неприкосновенности личности консульского должностного лица, свыше15 вариантов решения вопроса об их иммунитете от юрисдикции и т. д. По конвенциям с большинством западных стран неприкосновенность личности имеет ограниченный характер: консульское должностное лицо может быть арестовано и взято под стражу в порядке предварительного заключения в случае совершения тяжкого преступления, а за другие преступления может быть лишено свободы только на основании вступившего в силу приговора суда (Италия, Франция, Швеция, Норвегия).1 Целый ряд конвенций, подписанных с Украиной и рядом других стран,предоставляя иммунитеты консульским должностным лицам, распространяют их ина членов семей, проживающих вместе с ними и не являющихся гражданамигосударства пребывания. Хотя другие конвенции консульские иммунитеты начленов семей не распространяют. Рассматривая статус неприкосновенности консульских должностных лиц,следует отметить, что в Венской конвенции 1963, г. ничего не сказано оправовом положении их жилища и частной резиденции главы консульскогоучреждения. Некоторые страны пошли по этому же пути (Австрия, Литва,Беларусь и др.). Это говорит о том, что согласно соответствующим документамрезиденции глав консульств и жилища консульских должностных лиц этих странне наделены иммунитетом неприкосновенности. Но большинство конвенций, так или иначе, регулируют этот вопрос.Например, статусом неприкосновенности наделяются жилые помещения толькоглавы консульства (Швеции — ст. 13, п. 2; Норвегии — ст. 10, п. 2) илирезиденция главы консульского учреждения (США — ст. 17, п. 1; Франции — ст.21, п. 1; Италии — ст. 24, п. 2). Что касается распространения иммунитетанеприкосновенности на жилые помещения всех консульских должностных лиц, тоэто отражено в консульских конвенциях России с Польшей (ст. 15, п. 2),Великобританией (ст. 14, п. 2), Японией (ст. 15), и другими странами.Своеобразно трактуется статус неприкосновенности жилых помещенийконсульских должностных лиц Финляндии и ФРГ. Так, в Конвенции России сФинляндией сказано: "... в жилых помещениях консульских должностных лицвласти страны пребывания не могут предпринимать каких-либо принудительныхмер без согласия консула" (ст. 14, п. 4). В связи с этим возникает вопрос:а входить можно? Если да, то при каких обстоятельствах? На этот счетникаких запретов и разъяснений в документе нет. Еще более интересная формулировка дана в Конвенции России с ФРГ: "... вжилых личных помещениях консула власти государства пребывания не будутосуществлять никаких мер принудительного характера". Такая формулировкабольше похожа на джентльменское соглашение и не несет в себе никакихзапретов. Подобное соглашение не создает прямых юридических обязательствдля сторон и связывает их лишь морально. В соответствии с п. 2 ст. 31 Венской Конвенции 1963 г. властигосударства пребывания не могут вступить в ту часть консульских помещений,которая используется исключительно для работы консульского учреждения иначекак с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица илиглавы дипломатического представительства представляемого государства. Тем не менее, согласно этой статье, согласие главы консульскогоучреждения предполагается в случае пожара или другого стихийного бедствия,требующего безотлагательных мер зашиты, т.е. в этих случаях этанеприкосновенность нарушается. По существу это положение сводит на нетпринцип неприкосновенности консульских помещений.1 Если же иметь в виду положение конвенции, разрешающее дипломатическомупредставительству осуществлять консульские функции, и в частности ст. 3,которая требует, чтобы это осуществление консульских функций имело бы местотолько в соответствии с положениями настоящей конвенции, то налицопротиворечие с абсолютной неприкосновенностью помещений дипломатическихпредставительств, зафиксированное в Венской конвенции о дипломатическихсношениях 1961 г. (ст.27). Признав это положение, открывается возможность для злоупотребления нетолько в отношении помещений отдельных консульских представительств, но ипомещений, дипломатического представительства, занятых консульским отделомпосольства. Ст. 33 Конвенции 1963 г. устанавливает абсолютную неприкосновенностьконсульских архивов и документов в любое время и независимо от ихместонахождения, что определяет необходимость обеспечения эффективногоосуществления консульских функций и распространенную практику. Помимо этих проблем конвенции регулируют вопросы приобретения жилых помещений для консульских должностных лиц. По данному поводу в них говорится, что представляемое государство имеет право от своего имени или через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия этого государства приобретать в собственность, получать в пользование, арендовать или вступать во владение в любой другой форме: а) резиденцией главы консульского учреждения, а также жилыми помещениями для любого консульского должностного лица, которое не является гражданином государства пребывания или не имеет постоянного местожительства в этом государстве; б) земельным участком, предназначенным для строительства жилых помещений. Представляемое государство может также улучшать жилые помещения или земельный участок. Более того, в конвенциях сказано, что эти статьи и положения не следует толковать как освобождающие аккредитующее государство от ответственности за несоблюдение законов и правил страны пребывания. Неоднозначно в конвенциях толкуется проблема привилегий, которыминаделены жилые помещения. Так, согласно конвенциям России с Беларусью иЛитвой ото всех государственных, районных или муниципальных налогов, сборови пошлин освобождается (помимо консульских помещений) лишь резиденция главыконсульства (ст. 15). Тогда как Конвенция России с Польшей говорит обосвобождении от всех видов налогов, сборов и пошлин жилых помещений всехконсульских должностных лиц (ст. 17). Это еще раз подтверждает имеющиесяразличия в иммунитетах и привилегиях, предоставляемых консульскимдолжностным лицам разных стран. Консульские конвенции, говоря об иммунитете от юрисдикции страныпребывания, допускают и целый ряд изъятий из иммунитетов. Иммунитеты нераспространяются на следующие гражданские иски: 1) вытекающие из заключенного работником консульского учреждениядоговора, по которому он не выступал прямо или косвенно в качествепредставителя аккредитующего государства; 2) возбужденные в связи с ущербом, нанесенным каким-либо транспортнымсредством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работникаконсульского учреждения в государстве пребывания; 3) касающиеся наследств, в которых работник консульского учреждениявыступает в качестве наследника или отказополучателя, исполнителязавещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом; 4) возбужденные самим консульским должностным лицом по делу, по которомуон пользовался бы иммунитетом от юрисдикции (в этом случае он лишаетсяправа ссылаться на иммунитет в отношении любого встречного иска,непосредственно связанного с основным иском); 5) консульское должностное лицо может быть подвергнуто аресту илипредварительному заключению, если: . совершило тяжкое уголовное преступление; . по этому случаю есть постановление компетентных судебных органов (ст. 41 Конвенции 1963 г.). Как видим, имеется достаточно широкая возможность предъявлениягражданских и иных исков к консульским должностным лицам. Консульское право устанавливает, что представляемое государство можетотказаться от привилегий и иммунитетов, но этот отказ должен бытьопределенно выражен и о нем должно быть сообщено государству пребывания вписьменной форме. Причем отказ от иммунитета от юрисдикции в отношениигражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета отисполнительных действий, являющихся результатом судебного решения. Вотношении таких действий необходим отдельный отказ (ст. 45 Конвенции 1963г.). Практически во всех договорах сказано, что государство пребыванияотносится к консульским должностным лицам с уважением и принимает всенадлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность,свободу и достоинство. Эта защита и предоставляемые возможности в равноймере относятся и к членам их семей (ст. 40 Конвенции 1963 г.). Следует отметить, что в большинстве конвенций сразу же оговорено, чтоэто положение не относится к консульским должностным лицам, являющимсягражданами страны пребывания или имеющим в этой стране статус иностранца,которому на законном основании разрешено постоянное местожительство, атакже членам их семей. Но есть и конвенции, в которых подобная оговоркаотсутствует, например, в Конвенции с Польшей. Таким образом, принадлежностьк гражданству может влиять на иммунитеты и привилегии этой категории лиц. Консульские конвенции регулируют свободу передвижения консульскихдолжностных лиц и, надо отметить, не всегда однозначно. Ряд договоровразрешает свободу передвижений и поездок по всей территории страныпребывания, за исключением зон, въезд в которые запрещается илирегулируется по соображениям государственной безопасности. Некоторыесоглашения разрешают консульским должностным лицам свободу передвижения ипоездок только по территории консульского округа, за исключением зон, въездв которые запрещается или регулируется по соображениям государственнойбезопасности. И есть договоры, в которых не отражена проблема свободыпередвижений консульских должностных лиц. В этом случае следуеториентироваться на Венскую конвенцию 1963 г. (ст. 34), в которой сказано:"Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которыезапрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности,государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульскогоучреждения свободу передвижений и путешествий по его территории". Ст. 35 Венской Конвенции о консульских сношениях говорит о свободесношений, она устанавливает, что при сношении с правительством,дипломатическими и другими консульскими учреждениями представляемогогосударства, где бы они ни находились, консульские учреждения могутпользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических иконсульских курьеров, дипломатическую и консульскую вализы и закодированныеили зашифрованные депеши. Эта статья разрешает в этих целях устанавливать ипользоваться радиопередатчиками, но только с согласия государствапребывания. П. 2 ст. 35 конвенции закрепляет, что официальная корреспонденцияконсульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденциейпонимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и егофункциям. П. 3 ст. 35 по существу противоречит пунктам 1 и 2. Он отрицает признанный в практике большинства государств принцип полнойнеприкосновенности консульской вализы.1 Консульская вализа, согласно этомупункту, не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Но в тех случаях, когдакомпетентные власти государства пребывания имеют серьезные основанияполагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции,документов или предметов, предназначенных исключительно для официальногоиспользования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в ихприсутствии уполномоченным представителем представляемого государства. Есливласти представляемого государства откажутся выполнить требование, вализавозвращается в место отправления. Это положение дает возможность государству пребывания в любое времяпрервать свободные сношения консульского учреждения со своим правительствомили дипломатическим представительством и подвергает угрозебеспрепятственное осуществление консульским учреждением его функций, атакже создает значительные трудности для работы консульского учреждения. На практике представители властей страны пребывания могут столкнуться ис таким вопросом: может ли консульское должностное лицо выступать вкачестве свидетеля? Да. Это регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г.Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей припроизводстве судебных или административных дел. Вместе с тем, если консульское должностное лицо все же отказывается отдачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие мерыпринуждения или наказания (п. 1 ст. 44). Орган, которому требуетсяпоказание консульского должностного лица, должен избегать причинения помехвыполнению этим лицом своих функций. Эта статья предоставляет право консулу, в случае согласия, даватьсвидетельские показания в любом месте и в любой форме: в органах внутреннихдел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно. При этом консульские должностные лица не обязаны давать показания повопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлятьотносящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Онитакже не обязаны давать показания, разъясняющие законодательствопредставляемого государства (п. 3 ст. 44). Другими словами, эта статья, с одной стороны, как бы обязывает консуладавать свидетельские показания, за исключением определенных случаев, а сдругой — дает ему возможность отказаться от дачи свидетельских показаний,вроде бы создавая противоречие. Но нам представляется, что это"противоречие" выражает уважение суверенитета аккредитующего государства истраны пребывания и не может отрицательно сказаться на консульскихотношениях. В целях облегчения выполнения консульских функций консульскиедолжностные лица могут свободно общаться с гражданами представляемогогосударства и иметь доступ к ним, и наоборот. В том случае, если в пределах определенного консульского округа какой-либо гражданин представляемого государства окажется арестованным,заключенным в тюрьму или взятым под стражу в ожидании судебногоразбирательства, задержанным в каком-либо другом порядке, компетентныеорганы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом главуконсульского учреждения (п. 15 ст. 36). Консульские должностные лица имеют право посещать гражданинапредставляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей илизадержан, для беседы с ним, имеют право переписки с ним и могут приниматьмеры к обеспечению ему юридического представительства (п. 1с ст. 36). Если гражданин представляемого государства, находящийся в тюрьме, подстражей или задержанный, возражает против того, чтобы консул выступал отего имени, то консульское должностное лицо должно от этого воздержаться.Такое положение является естественной нормой отношений консула и местныхвластей в любой стране. Эти права консульские должностные лица могут осуществлять только точно всоответствии с законами и правилами, принятыми в государстве пребывания (п.2 ст. 36). Статья 38 Конвенции 1963 г. говорит о праве главы консульскогоучреждения обращаться в компетентные местные органы его консульского округапри выполнении своих функций. Эта же статья говорит, что в компетентные центральные органы страныпребывания глава консульского учреждения может обращаться только в тойстепени, в которой это допускается законами, правилами и обычаямигосударства пребывания или соответствующими международными договорами. Втом случае, если представления консула не будут удовлетворены, он имеетправо обратиться к правительству страны пребывания, но только черездипломатическое представительство своего государства. Непосредственныеотношения с правительством могут иметь место только в том случае, если вданной стране нет посольства страны, представляемой консулом. Данноеположение было закреплено еще в ст.11 Гаванской конвенции о консульскихчиновниках 1928 г. Что касается налоговых и таможенных привилегий консульских должностныхлиц, то их регламентируют ст. 49—59 Венской конвенции 1963 года. В ст. 49 сказано, что консульские должностные лица, а также члены ихсемей, проживающие вместе с ними, освобождаются от налогов, сборов пошлинличных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, заисключением: 1) косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров илиобслуживания; 2) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся натерритории страны пребывания; 3) налогов на наследственное имущество или пошлин на наследование, илиналогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания, сопределенными изъятиями, связанными с переходом имущества в связи сосмертью работников консульства и членов их семей; 4) налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала,источники которого находятся в стране пребывания, налогов накапиталовложения в коммерческие или финансовые предприятия государствапребывания; 5) сборов, взимаемых за конкретный вид обслуживания; 6) регистрационных, судебных, реестровых пошлин, ипотечных сборов,гербовых сборов с изъятиями, относящимися к консульским помещениям. Зарплата консульских должностных лиц в стране пребывания освобождаетсяот налогов и сборов. Вместе с тем работники консульских учреждений, нанимаялиц, зарплата которых не освобождается от подоходных налогов страныпребывания, должны выполнять обязательства, налагаемые законами и правиламиэтой страны на нанимателей. Другими словами, создается режим, в соответствии с которым, по существу,консульские должностные лица не освобождаются от налогов в отношениидеятельности, выходящей за пределы их служебных функций. Что касается освобождения от таможенных пошлин и досмотра на таможне, тоэти моменты регламентируются в п. 1—3 ст. 50. В ней говорится, чтотаможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользованияконсульского должностного лица, включая предметы, предназначенные для егообустройства и для его официального пользования. От уплаты таможенныхпошлин освобождаются также члены семей консульских должностных лиц,проживающие вместе с ними. Следует отметить, что если в отношениитаможенных пошлин более или менее определен круг предметов, в отношениикоторых таможенные пошлины не взимаются, то в отношении досмотра личногобагажа на таможне существуют разные подходы. Конвенция 1963 г. (п. 3 ст.50) освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц ичленов их семей, проживающих вместе с ними. Речь идет о багаже, которыйследует вместе с ними. Багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если устраны пребывания есть серьезные основания предполагать, что в немсодержатся предметы, не являющиеся их личными предметами или предметами дляофициального пользования консула. Досмотр возможен и в том случае, когдаесть основания предполагать, что в багаже находятся предметы, ввоз и вывозкоторых запрещены законами и правилами страны пребывания или которыеподпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр, однако,должен производиться в присутствии соответствующего консульскогодолжностного лица или члена его семьи. Таким образом, мы видим, что возможность досмотра личного багажаконсульских должностных лиц четко определена Конвенцией 1963 г. Подобныеположения отражены и во многих двусторонних соглашениях. Согласно другимдвусторонним конвенциям личный багаж консульских должностных лиц и членових семей подлежит досмотру на таможне. Таким образом, консульская практикаидет по двум путям: . освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц, если нет серьезных оснований досматривать ; . не освобождает от досмотра ни при каких обстоятельствах. Консульские должностные лица освобождены от всех трудовых игосударственных повинностей, независимо от их характера, а также отвоинских повинностей, таких как реквизиции, контрибуции и военные постои.Это же относится и к членам семей консульских должностных лиц, проживающихвместе с ними (ст. 52). Статья 53 определяет начало и конец консульских иммунитетов ипривилегий. В ней сказано, что привилегии и иммунитеты, предусмотренныеКонвенцией, начинают действовать в отношении консульского должностного лицас момента его вступления на территорию государства пребывания или, если оноуже находится на этой территории, с момента, когда оно приступило квыполнению своих обязанностей в консульском учреждении. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц прекращаются с тогомомента, когда они покидают территорию данного государства, или поистечении разумного срока, который достаточен для того, чтобы покинутьтерриторию данной страны. В отношении членов семей привилегии и иммунитеты прекращаются в тотмомент, когда они покидают территорию страны пребывания, или с тогомомента, когда они перестают быть членами семьи консульского должностноголица. Что касается выполнения функций, то практически следует считатьобщепризнанным, что консул выполняет свои функции до момента оставлениясвоей должности в консульском учреждении. В случае смерти работника данногоучреждения члены его семьи, проживающие с ним, продолжают пользоватьсяпредоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставлениястраны пребывания или до истечения разумного срока, в течение которого онидолжны были бы оставить территорию государства пребывания. Важное значение имеет ст. 54. Она говорит об обязанностях третьегогосударства в момент, когда консульские должностные лица проезжают черезнего, следуя к месту своего назначения или возвращаясь в аккредитующеегосударство. В этой статье сказано: государство предоставляет всеиммунитеты, предусмотренные другими статьями настоящей Конвенции, которыемогут потребоваться для обеспечения проезда или возвращения консульскогодолжностного лица. Это распространяется и на членов их семей. Конвенция о консульских сношениях 1963 г. обязывает консульскихдолжностных лиц и всех лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, безущерба для них уважать законы и правила страны пребывания (ст. 55).Специально подчеркнута обязанность невмешательства во внутренние дела, аконсульские помещения, как уже говорилось выше, не должны использоваться вцелях, несовместимых с задачами выполнения консульских функций. Эта статьяотражает практику государств и способствует развитию дружественныхотношений между ними. Консульские должностные лица обязаны соблюдать любые требования,предусмотренные законами и правилами страны пребывания, в отношениистрахования от вреда, который может быть причинен третьим лицом в связи сиспользованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолета(ст. 56). Эта статья направлена также на обеспечение прав граждан в государствахпребывания в случае совершения правонарушений в отношении их личности иимущества консульским должностным лицом. Это лицо несет ответственность позаконам страны пребывания (ст. 56). Штатным консульским должностным лицам запрещается заниматься в странепребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью сцелью получения личных доходов. Это приводит к изъятию иммунитетов уданного лица (ст. 57). В результате рассмотрения вышеуказанных проблем приходим к следующимвыводам: 1. Личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможнорассматривать лишь на основе Венской конвенции 1963 г., а следует учитыватьи двусторонние конвенции, которые отличаются широким разнообразием втрактовке данного вопроса. 2. Консульские должностные лица, как правило, наделяются служебным(функциональным) иммунитетом, а универсального подхода к этой проблемевообще не существует. Поэтому на практике решение указанных вопросовнередко вызывает разногласия и конфликтные ситуации между направляющимгосударством и страной пребывания, чего по возможности следует избегать. 3. Документы показывают, что существует широкое разнообразие впредоставлении иммунитетов и привилегий консульским должностным лицамразных стран. Правовой статус почетных консулов Глава III Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г.устанавливает правовой режим почетных консульских должностных лиц иконсульских учреждений, возглавляемых такими должностными лицами. Данныйвопрос вызвал широкий обмен мнениями на Венской конференции по консульскимсношениям 1963 г. В результате ст. 68 конвенции зафиксировала положение о том, чтокаждое государство может свободно решать будет ли оно назначать илипринимать почетных консульских должностных лиц. Что касается привилегий ииммунитетов, то они должны предоставляться почетным консулам в рамкахосуществления ими своих консульских функций. При этом почетным консулом может быть назначен не только гражданингосударства отправления, но и гражданин государства пребывания или третьегогосударства, с согласия государства пребывания. При назначении нештатных (почетных) консулов круг его полномочийопределяется государством назначения по согласованию с государствомпребывания, что дает возможность наделить почетного консула толькоопределенными функциями (например, развитие экономических и культурныхсвязей). На почетных консулов не распространяется запрет на занятие какой-либопрофессиональной или коммерческой деятельностью. В настоящее время при назначении почетных консулов законодательстворяда стран отдает предпочтение гражданам своего государства, живущим заграницей. При отсутствии таковых на этот пост может быть назначен местныйжитель государства пребывания. Это отражено в законодательстве Франции,Бельгии, Дании, Греции, Уругвая и др.1 Это связано с тем, что функции консула принимают политическийхарактер, поскольку их осуществление происходит от имени представляемогогосударства. Почетный консул находится под контролем как дипломатическогопредставительства, так и штатного консульства государства пребывания. Ст. 66 Венской Конвенции устанавливает, что почетное консульскоедолжностное лицо не освобождается от всех налогов, сборов и пошлин навознаграждение и зарплату, которые оно получает от представляемогогосударства за выполнение консульских функций. Дипломатические и политические функции почетным консулам государстваобязуются не поручать. Основными функциями нештатных консулов, как правило, являютсяторговое посредничество и содействие продвижению экспортной продукциипредставляемого государства на местные рынки. Иммунитеты и привилегии административно - технического и обслуживающего персонала консульств Важность исследования вопросов об иммунитетах и привилегияхадминистративно- технического и обслуживающего персонала консульствобъясняется двумя обстоятельствами: — в первую очередь тем, что значительную часть работников консульскогоучреждения составляют именно эти категории; — во вторую очередь тем, что данная проблема остается сегоднянеизученной. Необходимость распространения иммунитетов и привилегий на указаннуюкатегорию лиц в том или ином объеме объясняется тем, что в силу спецификивыполняемых функций некоторые члены административно- техническогоперсонала, например шифровальщики, делопроизводители, секретари-референты идр. осведомлены в вопросах секретного характера даже в большей степени, чемотдельные консульские должностные лица. Арест и иные принудительные меры вотношении них могут серьезно дезорганизовать деятельность консульскогоучреждения и нанести значительный ущерб аккредитующему государству. В то же время предоставление иммунитетов административно-техническому иобслуживающему персоналу консульств означает освобождение от местнойюрисдикции весьма многочисленной группы иностранных граждан. Этозатрагивает финансовые интересы страны пребывания (освобождение от налогови таможенных пошлин), а также интересы обеспечения правопорядка игосударственной (национальной) безопасности (освобождение от уголовнойюрисдикции).1 Исходя из вышеуказанных обстоятельств, в Конвенции 1963 г. былозакреплено компромиссное положение: "... консульские служащие не подлежатюрисдикции судебных или административных органов государства пребывания вотношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций"(ст. 43). Таким образом, многосторонняя Конвенция 1963 г. предоставилаадминистративно-техническому персоналу, т. е. консульским служащим, объемиммунитетов, почти равный иммунитетам консульских должностных лиц. То естьих иммунитеты и привилегии носят функциональный (служебный) характер ираспространяются только на действия, совершаемые консульскими служащими приисполнении своих функциональных обязанностей. Но, говоря об иммунитетах, этой статьей Конвенции ограничиватьсяневозможно. Дело в том, что в ст. 72 сказано: "... при применении положений настоящей Конвенции страна пребывания недолжна проводить дискриминации между государствами, однако не считается,что имеет место дискриминация, если страна пребывания применяет какое-либоиз положений настоящей Конвенции ограничительно, ввиду ограничительногоприменения этого положения к его консульским учреждениям в представляемомгосударстве или если по обычаю или по соглашению государства предоставляютдруг другу режим, более благоприятный, чем тот, который требуетсяположениями настоящей Конвенции...". Это положение, по сути, привело к тому, что иммунитеты и привилегии, какконсульских должностных лиц, так и консульских служащих и работниковобслуживающего персонала разных стран в одном и том же государствепребывания значительно отличаются друг от друга, что отражено вдвусторонних консульских конвенциях. Двусторонние консульские конвенции не едины даже в делении работниковконсульских учреждений на категории, не говоря уже о разнице впредоставляемых иммунитетах и привилегиях. Рассмотрим эти вопросы болееподробно на примере договоров. Так, Венская конвенция 1963 г. делит работников консульского учрежденияна три категории: консульские должностные лица, консульские служащие иобслуживающий персонал. Конвенции же России с Монголией, КНДР, США,Великобританией, Финляндией, Японией, Швецией, Норвегией, Мали и др.подразделяют работников консульского учреждения на две категории:консульские должностные лица и сотрудники консульского учреждения. То естьв них не проводится разницы, например, между иммунитетами шифровальщика исадовника. Особо выделяется из этой системы деления Конвенция России с ФРГ, вкоторой к консульским должностным лицам отнесены секретари и референты (см.п. 26 ст. 5), а к сотрудникам консульства — сотрудники канцелярии,переводчики, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяйством,шоферы и другой обслуживающий персонал (см. п. 3 ст. 5). Таким образом,изначально, даже при делении на категории в конвенциях закладываетсятенденция к предоставлению различных иммунитетов лицам, занимающим одну иту же должность в разных консульствах. Как видим, предусмотренное Конвенцией 1963 г. деление персоналаконсульского учреждения на три категории носит весьма условный характер, очем свидетельствуют рассмотренные двусторонние конвенции. Включение в туили иную категорию конкретных сотрудников консульств относитсяисключительно к компетенции аккредитующего государства и не регулируетсянормами международного права. Позиции же аккредитующих стран по этомувопросу далеко не однозначны и нередко противоречат позициям государствпребывания. Грани между различными категориями персонала весьма неопределенны, чтонаглядно иллюстрируют приведенные выше примеры. Это может быть связано синтересами обеспечения режима безопасности в консульском учреждении, атакже с тем, что аккредитующее государство при назначении конкретныхсотрудников может быть не заинтересовано в публичном определении ихфункциональных обязанностей. На практике это приводит к тому, чтопредставляющее государство, определяя сотрудников в консульские учреждения,не указывает, на какие должности они назначаются, а иногда даже неуточняет, к какой категории относится тот или иной сотрудник. Заключение двусторонних конвенций, в которых определяется статусадминистративно-технического и обслуживающего персонала приводит кмножественности подходов. Анализ иммунитетов и привилегий, предоставляемых административно-техническому и обслуживающему персоналу консульских учреждений разныхстран, показывает, что они сильно разнятся между собой. Так,административно-техническому и обслуживающему персоналу консульств Беларусии Польши в России можно передвигаться по всей стране, а такому же персоналуЯпонии, Монголии, Италии, Литвы, Франции — только в пределах своегоконсульского округа. Тогда как этой же категории лиц из ФРГ, Китая,Великобритании, КНДР, Швеции, Норвегии, США самостоятельно, без главконсульств или консульских должностных лиц, передвигаться нельзя не толькопо стране, но даже в пределах их консульского округа. Что касается иммунитетов от юрисдикции страны пребывания, то можносказать, что административно-технический и обслуживающий персоналконсульств Японии, Норвегии, США, Франции, Польши не подлежит юрисдикциисудебных или административных органов в отношении действий, совершаемых импри выполнении своих функциональных обязанностей. При этом данная категориялиц, а также члены их семей из Японии и США пользуются иммунитетом отуголовной юрисдикции и во внеслужебной деятельности, а на сотрудников ичленов их семей из Норвегии, Франции, Польши этот иммунитет нераспространяется.1 Служебным иммунитетом наделен административно-технический персоналитальянского консульства, но он не распространяется на обслуживающийперсонал. И совершенно особое место в системе иммунитетов занимаютсотрудники административно- технического и обслуживающего персонала, атакже члены их семей из консульств Великобритании, Финляндии, Монголии,КНДР — их иммунитеты приравнены к дипломатическим. Что касается этой жекатегории лиц из консульств Китая, ФРГ, Швеции, Беларуси и Литвы, то ихиммунитеты в конвенциях вообще не определены. Отличие мы увидим при рассмотрении иммунитетов жилых помещений и личногоимущества. Здесь особое положение занимает консульство КНДР. Жилыепомещения его административно - технического и обслуживающего персоналанеприкосновенны, и само консульство, средства передвижения пользуютсяиммунитетом от обыска, ареста и реквизиции наравне с дипломатическими. Статус неприкосновенности имеют жилые помещения сотрудниковадминистративно - технического и обслуживающего персонала консульстваМонголии, в Конвенции ничего не сказано о его средствах передвижения. Впольском консульстве неприкосновенны жилые помещения административно -технического персонала и не имеют иммунитетов помещения обслуживающегоперсонала. Жилые помещения административно - технического и обслуживающегоперсонала консульства ФРГ освобождены только от всех налогов, но ненаделены статусом неприкосновенности. Что касается остальных стран, ихдвусторонних конвенций с Россией, следует констатировать, чтонеприкосновенность жилых помещений и средств передвижения рассматриваемойкатегории лиц никак в них не регламентирована. Различия имеются и в таможенных иммунитетах. Освобождены от таможенныхпошлин наравне с административно - техническим персоналом посольствсотрудники и члены их семей консульств Монголии, Китая, Швеции, Норвегии,Финляндии, США, и данная категория лиц из КНДР — даже от досмотра натаможне. Тогда как административно - технический персонал (безобслуживающего) консульств Италии, Франции, Литвы, Беларуси освобожден оттаможенных пошлин только на предметы, предназначенные для первоначальногообзаведения. Не облагается пошлинами на таможне личный багажадминистративно - технического и обслуживающего персонала консульств ФРГ иПольши, а Конвенция с Японией распространяет этот иммунитет и на членов ихсемей. Заключение Привилегированное положение консульских должностных лиц не простоприхоть, а необходимое условие нормального осуществления ими своих функций.Без предоставления консулам и консульским помещениям особых прав ипреимуществ выполнение возложенных на них задач по защите интересовпредставляемого государства и его граждан было бы невозможным. Еще в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. особоподчеркивается, что привилегии и иммунитеты предоставляются консульскимдолжностным лицам и консульским учреждениям не для выгод отдельных лиц, адля обеспечения эффективного осуществления этими учреждениями функций отимени их государства. Право беспрепятственного сношения со своими правительством,неприкосновенность консульских помещений, архивов и документов, личнаянеприкосновенность консульских должностных лиц не только служат гарантияминормального осуществления консульской деятельности, но и предоставляютсобой акт официального признания и уважения государством пребываниясуверенитета аккредитующего государства. В докладе были рассмотрены иммунитеты и привилегий консульскихучреждений, консульских должностных лиц, административно-техническогоперсонала консульских учреждений, а также привилегии и иммунитеты,предоставляемые нештатным ( почетным ) консулам. Также был изучен вопросопределения объема консульских привилегий и иммунитетов не только на основеВенской конвенции 1963г., но и на основе двусторонних консульских конвенцийгосударств. Особый акцент в работе был сделан на главной особенности консульскогоиммунитета - его функциональном (служебном ) характере, который отличаетконсульский иммунитет от дипломатического, носящего абсолютный характер. Заключение Привилегированное положение консульских должностных лиц не просто прихоть, а необходимое условие нормального осуществления ими своих функций. Без предоставления консулам и консульским помещениям особых прав и преимуществ выполнение возложенных на них задач по защите интересов представляемого государства и его граждан было бы невозможным. Еще в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. особоподчеркивается, что привилегии и иммунитеты предоставляются консульскимдолжностным лицам и консульским учреждениям не для выгод отдельных лиц, адля обеспечения эффективного осуществления этими учреждениями функций отимени их государства. Право беспрепятственного сношения со своими правительством,неприкосновенность консульских помещений, архивов и документов, личнаянеприкосновенность консульских должностных лиц не только служат гарантияминормального осуществления консульской деятельности, но и предоставляютсобой акт официального признания и уважения государством пребываниясуверенитета аккредитующего государства. В докладе были рассмотрены иммунитеты и привилегий консульскихучреждений, консульских должностных лиц, административно-техническогоперсонала консульских учреждений, а также привилегии и иммунитеты,предоставляемые нештатным ( почетным ) консулам. Также был изучен вопросопределения объема консульских привилегий и иммунитетов не только на основеВенской конвенции 1963г., но и на основе двусторонних консульских конвенцийгосударств. Особый акцент в работе был сделан на главной особенности консульскогоиммунитета - его функциональном (служебном ) характере, который отличаетконсульский иммунитет от дипломатического, носящего абсолютный характер. Библиография I Источники I.1. Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. // БлищенкоИ.П. - М.:Международные отношения, 1990 I.2. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. I.3. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. I.4. Закон РК о дипломатической службе 2002 г. // Справочная системаЮРИСТ I.5. Консульский Устав РК 1999 г. //Справочная система ЮРИСТ II Исследования II.1. Блищенко И.П. Дипломатическое право.- М.: Международныеотношения, 1990 – С. 96-210 II.2. Ильин Ю.Д. Основные тенденции в развитии консульского права.- М.:Юридическая литература,1969 – 217 с. III Учебные пособия III.1. Бекяшев С.П. Международное публичное право.- М.:Проспект,2001 –С. 168-192 III.2. Бобылев Г.В. Зубков Н.Г. Основы консульской службы. -М.:Международные отношения, 1986 – 236 с. III.3. Колосов В.В. Международное публичное право - М.:Юнити-Дана,2000 – С. 136-142 III.4. Тункин Н.Г. Международное публичное право - М.:Юридическаялитература, 1992 – С. 151-154 III.5. Фельтхэм Р.Дж. Настольная книга дипломата – Минск: ООО «Новоезнание», 2000 – 436 с. ----------------------- [1] Бекяшев С.П. Международное публичное право. М., 2001 г. 187 с. 1 Ильин Ю.Д. Основные тенденции в развитии консульского права. М., 69 г.59 с. 2 Бобылев Г.В. Зубков Н.Г. Основы консульской службы. М., 86 г. 38 с. 1 Бобылев Г.В. Зубков Н.Г. упом. 42 с. 1 Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 90 г. 191 с. 1 Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 90 г. 207 с. 1 Ильин Ю.Д. Основные тенденции в развитии консульского права. М., 69 г.72 с. 1 Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 90 г. 97 с. 1 Ильин Ю.Д. упом. 112 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<