Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального




Скачать 338.84 Kb.
НазваниеПоложение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального
страница1/3
Дата публикации14.04.2014
Размер338.84 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
  1   2   3



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_______________О.В.Сартакова

«25»августа 2011г.


Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №2» пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального района Приморского края.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата:

– духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),

– формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

– освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами, возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, школе, региональной и федеральной системах образования.

^ 2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый образовательный результат. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

^ I. Новые формы и методы оценки

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (на воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Виды диагностик включают в себя предметные контрольные работы и метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий-задач, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

^ Диагностика результатов личностного развития проводится в разных формах:

- типовые диагностические задания для обучающихся (входная, промежуточная и итоговая диагностика проводится педагогом-психологом);

- результаты наблюдения (проводятся учителем в течение года).

Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Диагностика проводится в виде неперсонифицированных работ. Таблица результатов диагностики оформляется по классу/ школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Письменные контрольные работы дополняются новыми формами контроля результатов:

– целенаправленное наблюдение (по заданным параметрам – фиксация проявляемых учеником действий и качеств) - данные наблюдения заносятся в таблицу,

– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

– результаты учебных проектов,

– результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Меняется отношение к традиционной оценочно-отметочной шкале. Предлагается шкала по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на простом уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.

Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика наряду с классным журналом становится портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решения о переводе на следующую ступень образования) принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

^ II. Комплексная оценка образовательных результатов

(предметных, метапредметных и личностных)

Комплексная оценка результатов сводит все данные диагностик в таблицы образовательных результатов.

Все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика на текущем этапе его развития.

^ III. Границы применения системы оценки

1. Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному (от «минимума первого этапа» до «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и в соответствии с возможностями учителя).

2. Для применения системы оценки достижений применять:

– способ оценивания и фиксации своих результатов самостоятельно, лишь при консультации и выборочном контроле учителя;

– внедрять новые формы отчёта одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу.

3. Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в кнут (нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками и т. п.)

4. Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Результаты конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.

^ IV. Технология оценивания учебных успехов

Технология оценивания учебных успехов (образовательных достижений) состоит из семи правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.

^ V. Система оценивания результатов ФГОС

1.Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные

- Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).

– Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика). Положительная динамика означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2. ^ Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право изменить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право исправить эту оценку и отметку.

Результат фиксируется в

  • таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

  • таблица МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

  • таблица ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу в целом (она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ, результаты фиксируются в процентах по классу в целом).

^ 3. Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

– за метапредметные (не менее одного раза в год) и личностные неперсонифицированные (4 раза в год);

– за предметные контрольные работы (не менее одного раза в четверть).

^ По желанию и возможностям учителя (максимум):

- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

^ 4. Портфель достижений ученика – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы портфеля достижений:

– Показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам).

– Показатели метапредметных результатов.

– Показатели личностных результатов (прежде всего, во внеучебной деятельности).

Пополнять портфель достижений и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном – обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «близко к отлично», «отлично», «превосходно».

^ 5. Выставление отметок: текущие – по желанию, тематические – обязательны.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

^ 6. Три уровня успешности (оценивания).

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «ученик научится» примерной ООП) и давно изученные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной ООП). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

^ Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо действие в новой непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «ученик может научиться» примерной ООП);

- либо использование новых, изучаемых в данный момент, знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету в примерной ООП).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки – «отлично» или «приближается к отлично» (решение задачи с недочётами).

^ Максимальный уровень (Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной системе.

^ 7. Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

^ ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

системы оценивания образовательных результатов, определённых ФГОС

1-й этап. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценивания.

1-е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

– учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

– ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или «закрашивает кружок».

В последующих классах балльная отметка выставляется не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (задания).

^ 2-е правило (самооценка). Ученик в диалоге с учителем самостоятельно оценивает свои результаты решения задач по «Алгоритму самооценки»:

В первом классе алгоритм состоит лишь из четырех вопросов:

1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).

2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).

4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.

^ 2-й этап. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценивания.

3-е правило (одна задача – одна оценка) используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

^ 4-е правило (таблицы результатов и портфель достижений) используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения контрольных работ по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из их заданий

- в таблицу результатов (в рабочий журнал учителя). В текущей работе, в заполнении официального журнала, учитель руководствуется привычными ему традиционными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются:

– в первом классе в виде «+» (зачёт, решение задачи-задания) или отсутствие «+» (задача не решена);

– в других классах отметёки ставятся по 5-балльной шкале.

5-е правило - эти данные учитель переносит в портфель достижений ученика. Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (в консультации с учителем).

^ 6-е правило (уровни успешности) используется частично. Учитель использует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работ, а также метапредметных диагностических.

При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

^ 7-е правило (итоговые оценки) используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и портфеля достижений). В текущей работе при определении четвертных отметок учитель сохраняет привычные ему традиционные правила.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...

Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной...
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система...

Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения учащимися...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования

Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены

Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального iconПланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных...

Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального icon5 о системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов...
Настоящее положение определяет порядок проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной

Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Едения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих...

Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального iconОсновная образовательная программа начального общего образования мкоу сош №2
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу сош №5
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального iconОсновная образовательная программа (начальная ступень общего образования)
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<