Контрольная работа по дисциплине "Введение в философию" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План Проблема государственного устройства.




Скачать 133.07 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине "Введение в философию" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План Проблема государственного устройства.
Дата публикации17.04.2014
Размер133.07 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Право > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Учение Платона о государстве

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине "Введение в философию" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План 1. Проблема государственного устройства. 2. Личность Платона. Государство Платона: 3. Отрицательные формы правления. 4. “Разделение труда” в “идеальном” государстве. 5. Четыре добродетели лучшего государства. 6. Ограничение свободы личности в государстве Платона. 7. Единство людей “идеального” государства. 8. Почему государство Платона тоталитарно? 8.1. Возможное понимание автором слов “лучшее государство”. 8.2. Теория идей. 9. Тоталитаризм личности. Проблема государственного устройства была, есть и будет одной изсамых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством.Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должнобыть “в идеале”. При этом некоторые люди считают лучшим сильное,боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, вкотором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Такпроблема общественного, государственного устройства перерастает впроблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этимвопросам и посвящен трактат Платона “Государство”. Интерес к древнегреческому философу Платону [427 - 347 до н.э.(предположительно)], к его творчеству не ослабевает, быть может дажеусиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенногочеловека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само посебе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек -Платон. “... Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мыне только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, -мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия,наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудностиего исканий и свершений,” - писал В.Ф. Асмус. Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа оважнейших человеческих проблемах очевидно. Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведенийПлатона: трактат “Государство”, диалоги “Законы”, “Политик”. Все онинаписаны в довольно необычном жанре - жанре диалога между Сократом именее известными греческими философами, например, Главконом, Адимантом,Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели “идеального”,лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующегостроя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде иникогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говоритоб идее государства, создает проект, утопию. Это не значит, что автор непробовал повлиять на государственное управление. В то время на Сицилии, вСиракузах, было правление тиранов, и Платон не раз пытался образумитьразвращенного Дионисия, остановить деспотию и кровопролитие на Сицилии,что закончилось весьма плачевно: афинского философа был не раз изгоняли изгорода, а один раз чуть было не продали в рабство. Так бесславнозакончилась попытка устроить государственное управление на основахразума. Прежде чем рассмотреть “идеальное” государство Платона, необходимопонять, какие государства он относил к отрицательному типу, что в ужесуществующих государствах не устраивало автора принципиально. В трактате“Государство” Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ игосударств (которые когда-то, во времена “золотого века” имели“совершенный” строй) заключена в “господстве корыстных интересов”,обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этимосновным недостатком Платон подразделяет все существующие государства начетыре разновидности в порядке увеличения, нарастания “корыстныхинтересов” в их строе. 1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранилачерты “совершенного” строя. В государстве такого типа правители и воиныбыли свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое вниманиеуделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление кобогащению, и “при участии жен” спартанский образ жизни переходит вроскошный, что обуславливает переход к олигархии. 2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкоеразделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможнойсовершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, потеории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. 3. Демократия. Демократический строй еще более усиливаетразобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания,кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновениюнаихудшей государственной системы - тирании. 4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишкомсильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь:избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства,вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляетсвоему видению “идеального” общественного устройства. Огромное вниманиеавтор уделяет определению в государстве места правящего класса. По егомнению, правителями “идеального” государства должны быть исключительнофилософы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум.Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государстваПлатона, ведь им свойственны “...правдивость, решительное неприятиекакой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине”. Платонсчитает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшитего (нельзя улучшить “идеальное”). Очевидно, что именно философы будутохранять “идеальный” строй, законы от всяческих нововведений, ведь ониобладают “...всеми качествами правителей и стражей идеальногогосударства”. Именно поэтому деятельность философов обуславливаетсуществование “идеального” государства, его неизменность. По существу,философы охраняют остальных людей от порока, каким является любоенововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаряфилософам правление и вся жизнь “идеального” государства будет построена позаконам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам. Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаютсязаконами и устройством государства, то естественно предположить, что внем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом.Действительно, основной закон существования “идеального” государствасостоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только тодело, к которому он пригоден. Всех жителей “идеального” государства автор разделяет на трикласса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые длягосударства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди,связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами,торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Несмотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенноразличные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на однойступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса такжесуществует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей,а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем. Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а этоклассы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не попрофессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этихлюдей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса. Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды,которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (этодостигается путем длительного воспитания и самосовершенствования).Переход этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, чтоесли даже среди правителй появится человек, больше подходящий длянизшего класса, то его необходимо “понизить” без сожаления. Таким образом,Платон считает, что для благосостояния государства каждый человекдолжен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшимобразом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своегокласса, то это еще не гибельно для “идеального” государства. Когда жечеловек незаслуженно из сапожника (первый класс) становится воином(второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третийкласс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой “перескок”считается “высшим преступлением” против системы, ведь для блага всегогосударства в целом человек должен делать только то дело, к которому оннаилучшим образом приспособлен. В трактате “Государство” Платон пишет о том, что “идеальное”государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главнымидобродетелями: 1) мудростью; 2) мужеством; 3) рассудительностью; 4) справедливостью. Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения.Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характернытолько для определенных классов людей, то рассудительность должна бытьприсуща всем жителям, она “подобна некой гармонии”, она “настраивает насвой лад решительно все целиком”. Под четвертой добродетелью -справедливостью - автор понимает уже рассмотренное деление людей наразряды, касты: “...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - этоесть справедливость”. Следовательно, разделение людей на классы имеет дляПлатона огромное значение, определяет существование “идеального”государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогданеудивительно, что нарушение кастового строя считается высшимпреступлением. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели,приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая“порочные” государства (например, расслоение общества в олигархическомгосударстве). Характерно, что Платон, живший во времена всеобщегорабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В“Государстве” все производственные заботы возлагаются на ремесленникови земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращатьтолько “варваров”, неэллинов, во время войны. Однако он же говорит, чтовойна - зло, возникающее в порочных государствах “для обогащения”, и в“идеальном” государстве войны следует избегать, следовательно, не будет ирабов. Как писал В.Ф. Асмус, в трактате “Государство” “...класс рабов какодин из основных классов образцового государства не предусматривается, неуказывается, не называется”. Это не значит, что автор выступает противугнетения человека человеком, просто, по его мнению, высшие разряды(касты) не должны иметь частной собственности, чтобы сохранить единство.Тем не менее, в диалоге “Законы”, где также обсуждаются проблемыгосударственного устройства, Платон перекладывает основные хозяйственныезаботы на рабов и чужестранцев, но осуждает воины. В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникаетвопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способностичеловека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в “идеальном”государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди -правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон ,ведь закон - важнейшая составляющая “идеального” государства, и еговыполняют все без исключения (доходит до того, что дети должны играть(!) по законам государства). Таким образом, правители-философы вершатсудьбы всех остальных людей. Они не только определяют способностичеловека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны)убивать малолетних детей с физическими недостатками (здесь, как и внекоторых других случаях, Платон берет за образец государственноеустройство современной ему Спарты). Философы, на основах разума, управляют остальными классами,ограничивая их свободу, а воины играют роль “собак”, держащих вповиновении низшее “стадо”. Этим усугубляется и без того жестокоеразделение на разряды . Например, воины не живут в одних местах сремесленниками, людьми труда. Люди “низшей” породы существуют дляобеспечения “высших” всем необходимым. “Высшие” же охраняют и направляют“низших”, уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных. Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентацияважнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, долженрешать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в“идеальном” государстве этого не происходит, напротив, единство людейПлатон считает основой такого государства. Во времена древности, “золотоговека”, когда сами боги управляли людьми, люди рождались не от людей, каксейчас, но от самой земли. Люди не нуждались в материальных благах имного времени посвящали занятиям философией. Во многом единство древнихобуславливалось отсутствием родителей (у всех одна мать - земля). Платонхочет достичь того же результата, “обобществив” не только людскоеимущество, но и жен, детей. Автор хочет, чтобы никто не мог сказать: “Этомоя вещь”, или “Это моя жена”. По идее Платона, мужчины и женщины недолжны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайноуправляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими.После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время,причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределахкасты) считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всехмужчин. Как писал В.Асмус, для Платона общность жен и детей являетсявысшей формой единства людей. Такая общность описана им для класса воинов-стражей, которым автор уделяет огромное внимание. По его мнению,отсутствие вражды внутри класса стражей повлечет за собой единство низшегокласса и отсутствие восстаний. Таким образом, правящие классы государства Платона составляюткоммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, недопускает среди высших классов бедности или богатства, а следовательно, пологике автора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона -это пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в“идеальном” государстве пастухи - это правители, воины - это сторожевыесобаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны бытьедины в своих действиях, чего и добивается автор. Итак, по выражениюК.Поппера, платоновское государство обращается с “человеческим стадом”, какмудрый, но жесткосердный пастух со своими овцами. Этого скрестить с тем-то, этих - на бойню. Видно, что, по нашим представлениям, это тоталитарнаяпрограмма, при которой кучка людей (пусть даже мудрейших) подчиняет“...жалкие вожделения большинства ... разумным желаниям меньшинства”. Каким же образом Платон, создавая “идеальное” государство на основахразума, получил одно из ужаснейших тоталитарных государств, примеры которыхмы видим слишком часто, которые описаны в современной литературе в жанреантиутопий (Д.Оруэл, “1984”)? Для того, чтобы ответить на этот вопрос,необходимо уяснить, что понимал Платон под словами “идеальное государство”. Во-первых, это государство, устроенное лучшим образом, во-вторых, (иэто важнее) это идея государства. Рассмотрим сначала, что мог пониматьПлатон под словами “лучшее государство”. Видимо, Платон считал, что все бедствия людей происходят из-заотсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошегоначальства. Все это наблюдается во время мира, напротив, во время войнысуществует и единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у людеймного общего, и они, благодаря порядку, мудрым начальникам и регламентациижизни могут добиться того, чего невозможно сделать, живя, какзаблагорассудится и занимаясь не своим делом. Единство людей во времявойны замечательно показал Л.Толстой в “Войне и мире”, показал ту силу,которая возникает, когда все векторы человеческих стремлений направлены водну сторону, а это возможно только во время социальных потрясений. Когдаже их нет, каждый человек более или менее свободен, и все векторы людскихжеланий направлены в разные стороны, возникает хаос, беспредел,невозможно провести общую линию действий, как это делается на войне. Такпочему бы не устроить жизнь государства таким образом, чтобы люди всегдажили как бы на войне, но, естественно, не погибали? Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как образецдля построения “идеального” государства. Все государство, безусловно,получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотником, а неначнет писать картины, но, по современным представлениям о человеческихценностях и свободах, платоновское государство является квинтэссенциейтоталитаризма. Антииндивидуалистическое государство Платона можноописать следующей цитатой из “Законов”, выражающей суть тоталитаризма:“...никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ниженщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучатьсебя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда - и на войне,и в мирное время - надо жить с постоянной оглядкой на начальника иследовать его указаниям... Пусть человеческая душа приобретает навыксовершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и даже непонимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможноболее сплоченной и общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего... вделе достижения удачи, а также победы на войне. Упражняться в этом надос самых малых лет... Надо начальствовать над другими и самому быть уних под началом. А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, идаже животных, подвластных людям”. Очевидно, что эти принципы выполняются в “идеальном” государствеПлатона, и действительно, “...нет ничего лучшего... в деле достиженияудачи и победы на войне”. Но как же личность? Дело в том, что для Платоналичности с ее целями и интересами как бы не существует, существуюттолько общие интересы. Однако имеется и второй смысл словосочетания “идеальноегосударство”. Дело в том, что для Платона “идеальное” не только “лучшее”,но и то, что является “идеей” предмета. Слово “идея” и близкое к нему“эйдос” обозначает у Платона “сущность”, “форму”, “вид”, “облик” предмета.Это умопостигаемая, внутренняя форма вещи, а не та, что непосредственнодана чувственному восприятию. Идеи-формы бестелесны. Тела пребывают внепрестанно движущемся, неустойчивом, становящемся, а не ставшем мире,постоянно непостоянном. Разум ищет в этом движении ту скрытую поверхностьювещей сущность, которая не только сохраняется во всех изменениях вещногобытия, но и является исходной причиной этих изменений. Так разумразличает сущность и явление. То, что кажется существующим, не естьистинное бытие, но лишь причастно ему - постольку, посколькуявляет (“явление”) идеальное, совершенное (“идею”, “сущность”). Преждевсего надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и чтовсегда становится, но никогда не существует”, - писал Платон в диалогеТимей. Так Сократ и вслед за ним Платон различают красивые предметы (лира,кухонный горшок, конь, девушка) и красоту, прекрасное само по себе, идеяпрекрасного; добрый поступок и добро как таковое. “Идея” у Платона это то, что есть: 1. причина, источник бытия вещей, то, что дает им жизнь, волю кжизни, вызывает их бытие. 2. образец, взирая на который, демиург создает вечный мир, подражая“идеальному”. 3. цель, к которому надо стремиться как к верховному благу. 4. модель , порождающая структура, принцип вещи. Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог“Государство”, Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идеягосударства в нашем мире, с какого образца создавались существующиегосударства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чемпроблема построения “лучшего” государства, поняв идею государства, мыодновременно поймем, к чему надо стремиться. Следовательно, вопрос отом, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что этоне существующее государство, но его “идея”. В связи с этим возникает еще одна проблема. Человек, не знакомый створчеством Платона и впервые прочитавший трактат “Государство”,скажет, что Платон создал отвратительное тоталитарное государство, что онбыл неправ. Современный человек осуждает Платона. Но ведь мы понимаемтолько свои культурные ценности, мы ценим личность, а все притесняющее ееназываем тоталитаризмом. При этом мы не хотим понять, что автор имелсовершенно другие понятия о человеческих ценностях. Мало того, мы дажене чувствуем, что, возможно, Платон не собирался воплощать в жизнь именноэтот проект, что он писал об идее государства. Обвиняя Платона втоталитаризме, мы сами подавляем его свободу, мы сами становимсятоталитарными людьми, уничтожающими право человека на другие мысли,другую культуру. Не стоит спешить обвинять Платона в тоталитаризме, когдатоталитаризма достаточно в нас самих, в каждой личности. Быть может, этоизначально заложено в нас, как инстинкт самосохранения, и без негочеловек перестанет быть человеком. Тем не менее, надо понять, что влюбой, даже самой бытовой ситуации человек имеет право на собственноемнение. За две тысячи лет мы научились осуждать тоталитаризм общества.Теперь каждый человек должен стремиться исключить тоталитаризм изсобственной души. Литература :1. Лосев А.Ф. “Жизненный и творческий путь Платона” // Платон, собр.соч., т.1, М, 1990.2. Поппер К. “Открытое обчество и его враги”, т.1, “Чары Платона”,// М, 1992.3. Асмус В.Ф. “Платон”, // К, 1993.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по дисциплине \"Введение в философию\" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План Проблема государственного устройства. iconКонтрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система...

Контрольная работа по дисциплине \"Введение в философию\" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План Проблема государственного устройства. iconКонтрольная работа по дисциплине "Религиеведение" Украинская православная...

Контрольная работа по дисциплине \"Введение в философию\" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План Проблема государственного устройства. iconКонтрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной...

Контрольная работа по дисциплине \"Введение в философию\" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План Проблема государственного устройства. iconУчение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного...

Контрольная работа по дисциплине \"Введение в философию\" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План Проблема государственного устройства. iconРассел Б. Введение в математическую философию
Рассел Б. Введение в математическую философию. – М.: Гнозис, 1996 (перевод В. В. Целищева), которая посвящена философским основаниям...

Контрольная работа по дисциплине \"Введение в философию\" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План Проблема государственного устройства. iconКемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов....
Проблема самоопределения общества. Почему нет специальной главы о личности

Контрольная работа по дисциплине \"Введение в философию\" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План Проблема государственного устройства. iconЭрнст Кассирер Опыт о человеке Введение в философию человеческой...
Большая книга — большое зло”, — говаривал Лессинг. Когда я писал “Философию символических форм”, я был настолько поглощен самим предметом,...

Контрольная работа по дисциплине \"Введение в философию\" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План Проблема государственного устройства. iconКонтрольная работа по дисциплине: «Введение в связи с общественностью»...

Контрольная работа по дисциплине \"Введение в философию\" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План Проблема государственного устройства. iconПлан: Введение Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского Кодификационная...
Вольтера и французских энциклопедистов. Позднее стал домашним секретарем князя А. Б. Куракина, известного дипломата и государственного...

Контрольная работа по дисциплине \"Введение в философию\" Учение Платона о государствепо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в философию План Проблема государственного устройства. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<