Особенности труда несовершеннолетних




Скачать 147.88 Kb.
НазваниеОсобенности труда несовершеннолетних
Дата публикации28.04.2013
Размер147.88 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Право > Урок
Тема урока: Особенности труда несовершеннолетних.

Цель: - описать права несовершеннолетних в трудовых отношениях;

- охарактеризовать особенности устройства на работу, увольнения,

рабочего времени, оплаты труда, отдыха несовершеннолетних;

- развивать умения решать правовые ситуации, связанные с

трудоустройством и работой несовершеннолетних, анализировать

нормативно-правовые акты;

- воспитывать уважительное отношение к труду других людей.
Оборудование: учебник, электронный вариант теста, электронная презентация «Особенности принятия на работу несовершеннолетних», электронный вариант социального опроса подростков, предложения Центра занятости «Ярмарка вакансий», таблица для заполнения «Рабочее время подростка», фрагмент мультфильма.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ( модуль).

Форма проведения: деловая игра и практическое занятие.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

2. Сообщение темы урока. Наш урок будет состоять из 3 частей: игровой, информационной, практической.

II. Мотивация учебной деятельности.

1.Постановка учебных задач (фиксируются учителем на доске).

а) Исходя из темы урока, какие задачи мы можем перед собою поставить на сегодняшний урок?

^ Ожидаемые ответы: ознакомиться с особенностями трудоустройства, оплаты труда, отдыха, увольнения несовершеннолетних; совершенствовать умения решать правовые задачи и анализировать НПА; воспитывать уважительное отношение к труду других людей и стремление разумно использовать заработанные подростками и родителями деньги.

б) Пригодятся ли полученные знания при вашем возможном трудоустройстве, при трудоустройстве ваших знакомых?

2.Постановка учебной проблемы (проводиться путем голосования с записью учителем результатов «за» и «против» на доске).

Можете ли вы, обучаясь в 9-м классе, быть участниками трудовых отношений?

3. Беседа

а) Приходилось ли кому-либо из вас зарабатывать самостоятельно? С какой целью? Когда и как долго вы работали? (количество часов и дней фиксируется учителем на доске)

б) Где чаще всего работают ваши сверстники? ( фиксируется учителем на доске)

в) Каково было отношение к заработанной сумме? Отличалось ли оно от отношения к карманным деньгам, которые выдают родители?

г) Демонстрация электронного варианта социального опроса подростков Украины



III. Актуализация опорных знаний.

  1. Мы приступаем к 1-й игровой части урока. Давайте ознакомимся с правилами деловой игры.

а) в течение 3 минут вы выбираете название команды и ее капитана;

б) за каждый правильный ответ команда получает определенное количество балов;

в) команда будет отвечать по часовой стрелке, если игрок не знает ответ, то ход переходит следующему игроку или капитану команду, но команда теряет половину баллов за данный ответ;

г) если команда не может ответить, то может ответить любая желающая команда-оппонент, капитан которой первым поднял руку. Команда, ответившая на вопрос, получает полное количество балов.

2. Деловая игра.

I этап. Выполнение теста (демонстрируется в электронном варианте). Максимальное количество балов – 7.

ТЕСТ

Подберите к определению правильное понятие.

Определения.

1.Урегулированные законодательством отношения, которые возникают в связи с трудовым процессом в конкретном трудовом коллективе.

2. Единый систематизированный законодательный акт Украины, который комплексно регулирует трудовые отношения работников всех категорий с собственником или администрацией предприятия, организации, учреждения.

3.Рынок спроса и предложения рабочей силы.

4. Соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную соглашением с соблюдением внутреннего трудового распорядка, а собственник обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия работы, необходимые для выполнения работы.

5.Основной документ о трудовой деятельности человека.

6. Вознаграждение, исчисляемое, как правило, в денежном измерении, которую работодатель выплачивает работнику за выполненную им работу.

7. Самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Понятия

А. Кодекс законов о труде.

Б. Трудовые отношения.

В. Трудовой договор.

Г. Рынок труда.

Д. Заработная плата.

Е. Трудовая книжка.

Ж. Предпринимательская деятельность.

II этап. Ответы на вопросы.

^ Вопрос 1-й группы:

Согласно статьи 2 КЗоТ, право на свободный выбор профессии, род занятий и работу гарантируется государством. Как тогда быть с военной и альтернативной службой, работой, которая выполняется по решению или приговору суда, в соответствии с законами о военном или чрезвычайном положении.

^ Ожидаемый ответ ( 2 бала): Согласно ст.43 части 4 Конституции это не является принудительным трудом.

Вопрос 2-й группы:

Перечислите НПА, регулирующие трудовые отношения. Какой из документов является основой трудового права.

^ Ожидаемый ответ (2 бала) : КЗоТ – основа трудового права. Законы «Про колективні договори та угоди», «Про зайнятість населення», «Про оплату праці», «Про відпустки» та інші.

^ Вопрос 3-й группы:

Назовите три составляющие рынка труда.

Ожидаемый ответ (1бал): работодатель, работник, безработные.

Вопрос 4-й группы:

Кого считают безработным?

^ Ожидаемый ответ (2 бала): трудоспособный человек, трудоспособного возраста, из-за отсутствия работы не имеющий заработка, зарегистрированный в государственной службе занятости.

^ Решение правовой задачи

(вариант задачи раздает учитель каждой группе, 2бала получает команда, давшая первой правильный ответ)

На учете в государственной службе занятости Украины 2056,3 тыс. человек имели статус безработных. Всего трудоспособное население Украины составляет 22 млн. человек из 46 млн. населения Украины. Высчитайте : а)% безработных среди трудоспособного населения; б) % по отношению ко всему населению Украины.

^ Ожидаемый ответ: а) 9,3%; б)4,7%.

Вопрос 1-й группы:

а)Какой рекламный документ, содержащий информацию о вас, как работнике, вы предъявляете работодателю.

б) каким образом вы его можете доставить.

^ Ожидаемый ответ (2 бала): резюме, можно доставить факсом, электронной почтой, лично.

Вопрос 2-й группы:

а) что может служить подтверждением информации, изложенной в резюме.

б) кто может предоставить эту информацию.

^ Ожидаемый ответ (2 бала): рекомендательное письмо, может быть предоставлено с места учебы или предыдущим работодателем.

Вопрос 3-й группы:

а) назовите стороны трудового договора;

б) Основой чего является трудовой договор для работника и работодателя.

^ Ожидаемый ответ (1 бал): а) работник и работодатель; б) трудовых отношений.

Вопрос 4-й группы:

Что является содержанием трудового договора.

Ожидаемый ответ (1 бал): взаимные права и обязанности сторон.

Вопрос 1-й группы:

Что могут включать дополнительные условия трудового договора.

^ Ожидаемый ответ (1 бал): жилье, транспорт, льготы.

Вопрос 2-й группы:

Для каких категорий может устанавливаться испытательный срок, каковы его временные рамки.

^ Ожидаемый ответ ( 2 бала): рабочий – 1 месяц, другие категории – 3 месяца, государственные служащие и руководители с согласия профсоюза – до 6 месяцев.

Вопрос 3-й группы:

Перечислите документы, которые предоставляет работник при приеме на работу.

^ Ожидаемый ответ (2 бала): 1) заявление; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) трудовая книжка; 4) если необходимо – документ об образовании и квалификации;5) справку о состоянии здоровья (для определенных категорий работников).

^ Вопрос 4-й группы:

Какую информацию работодатель не вправе требовать от работника при приеме на работу.

Ожидаемый ответ (1 бал): о национальной и партийной принадлежности.

^ Вопрос 1-й группы:

Будет ли считаться трудовой договор заключенным, если работник приступил к работе, а работодатель не оформил приказ или распоряжение о приеме на работу.

^ Ожидаемый ответ ( 1 бал): да.

Вопрос 2-й группы:

Какую информацию работодатель заносит в трудовую книжку.

Ожидаемый ответ (2 бала): ФИО, дату рождения, запись о приеме на работу, запись о переводе и увольнении, награды, изобретения, присвоение квалификационных категорий.

^ Вопрос 3-й группы:

а) Какую информацию не вносит работодатель в трудовую книжку.

б) Почему важна трудовая книжка.

Ожидаемый ответ (2 бала): а) о взысканиях; б) фиксируется трудовой стаж; на основании записи работодателя работник может обратиться в суд;

^ Вопрос 4-й группы:

Перечислите основания для прекращения трудового договора.

Ожидаемый ответ (2 бала): а) взаимное соглашение сторон; б) по инициативе работника; в) по инициативе работодателя.

^ Вопрос 1-й группы:

Каким образом, и в какой срок работник предупреждает работодателя о предстоящем увольнении.

Ожидаемый ответ (1 бал): за 2 недели в письменном виде.

Вопрос 1-й группы:

Что такое прогул.

^ Ожидаемый ответ (1 бал): отсутствие работника на рабочем месте в рабочее время более 3-х часов без согласия работодателя и без предоставления работником документов или других сведений о невозможности находиться на работе.

^ Вопрос 3-й группы:

а) Назовите размеры минимальной зарплаты.

б) Контролирует ли государство верхние границы зарплаты.

Ожидаемый ответ (2 бала): а) согласно Закону о повышении социальных стандартов размер зарплаты на 1-е октября 2011 года должна составлять 985 гривен; б)нет.

^ Вопрос 4-й группы:

Назовите виды зарплат и условия их выплат.

Ожидаемый ответ (2 бала): почасовая, сдельная, тарифная и др. Зарплата выплачивается не реже 2-х раз в месяц с промежутком не более 16 дней. В случае выходных и праздничных дней выплата производится накануне, отпускные выплачиваются не позже 3 дней до начала отпуска.

^ Задание по фрагменту мультфильма «Как старик корову продавал»

(4 бала, обсуждение в команде длится 3 минуты, побеждает команда, давшая первой правильный ответ).

  1. Является ли деятельность старика предпринимательской?

  2. Можно ли назвать отношения молодого человека и старика трудовыми?

^ Ожидаемый ответ: 1)деятельность не предпринимательская так, как не носит систематический характер, не инициативна, нет предпринимательского риска, без получения прибыли.2) отношения нельзя назвать трудовыми так, как они законодательно не урегулированы, не заключен трудовой договор.

^ Вопросы 1-й группы:

Кто не имеет право заниматься предпринимательской деятельностью.

Ожидаемый ответ (2 бала): Военнослужащие, работники прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, арбитражного суда, государственные нотариусы, лица, уполномоченные контролировать предпринимательскую деятельность.

^ Вопросы 2-й группы:

Кто является субъектом предпринимательской деятельности, с какого возраста.

Ожидаемый ответ (1 бал): Граждане Украины с 16 лет, лица без гражданства, правоспособные и дееспособные граждане других государств.

^ Вопрос 3-й группы:

Перечислите основания для прекращения трудового договора по инициативе собственника.

Ожидаемый ответ ( 2 бала): смена в организации производства, несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, систематическое невыполнение работником обязанностей без уважительных причин, прогул.

^ Вопросы 4-й команды:

Где и в какой срок производится регистрация субъектов предпринимательской деятельности.

Ожидаемый ответ (2 бала): в течение 5 дней в исполкоме местных советов народных депутатов или государственной администрации.

3.Подведение итогов игры.

а) определение самого активного и результативного игрока своей команды;

б) определение самого активного и результативного игрока команд-оппонентов;

в) подведение общего счета.

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя: Мы закончили игровую часть нашего урока и теперь приступаем к информативной. Часть информации будет изложена мною, но большую часть информации вы узнаете, работая в группах с НПА. В течение этой части урока каждая группа будет заполнять таблиц «Особенности работы несовершеннолетних работников», которая поможет вам в систематизации знаний.

Законодательство Украины защищает права подростков согласно Конвенции о правах ребенка. По общим правилам на работу принимаются лица, которым исполнилось 16 лет. Но в правилах есть исключения. Согласно ст.188 КЗоТ подростки могут работать с 14 лет. Перечень работ, на которых запрещено использовать труд несовершеннолетних, утвержден Министерством охраны здоровья Украины в 36 отраслях народного хозяйства.

  1. Демонстрация презентации «Особенности принятия на работу несовершеннолетних, заполнение первого пункта таблицы «Особенности работы несовершеннолетних работников» в группах самостоятельно .



^ Особенности работы несовершеннолетних работников

Приём на работу

1.

2.

3.

Увольнение с работы

1.

2.

Длительность рабочего дня

Возраст

Период каникул

Период обучения

С 14 – 15лет







С 16 – 18лет







Охрана труда

1.

2.

Оплата труда

1.

2.

Время отдыха

1.

3. Практическое занятие -работа в группах с НПА.

I группа «Рабочее время» – ст.51 КЗоТ и заполнение электронной таблицы. ^ Ожидаемый ответ:

Рабочее время несовершеннолетних

Возраст

Рабочее время

В период каникул

^ Во время обучения

С 15 до 16 лет, учащиеся с 14 до 15 лет

24

12

С 16 до 18 лет

36

18

II группа «Оплата труда» - ст.194 КЗоТ.

Ожидаемый ответ: в каникулярное время: при сокращенной продолжительности рабочего дня труд подростка оплачивается как оплата работнику соответствующей категории при полной продолжительности рабочего дня. В учебное время: оплата производится пропорционально отработанному времени или от выработки.

III группа «Отпуск» - ст.195 КЗоТ, ст. 10 Закона Украины «Об отпусках».

^ Ожидаемый ответ: отпуск несовершеннолетнего составляет 31 день, возможен до истечения 6 месячного срока беспрерывной работы.

IV группа « Об увольнении» - ст. 198-199 КЗоТ.

^ Ожидаемый ответ: увольнение несовершеннолетнего производится с согласия районной (городской) службы по делам детей; по требованию родителей; при увольнении по собственному желанию несовершеннолетний предупреждает работодателя за 3 дня.

4. Выступление каждой группы, заполнение таблиц каждой группой.

Правовые ситуации №1

Проанализируйте правовую ситуацию по следующей схеме:

Факт: Кто является участниками ситуации? Что о них знаем?

Проблема: Какие вопросы необходимо решить для решения ситуации?

Какими нормами закона регулируется ситуация?

Аргументы: Ваши аргументы в защиту интересов каждой из сторон ситуации?

Решение: Кто должен решить ситуацию? Каким может быть решение? Почему? Возможные последствия.

Ситуация 1.

17-летнего Николая приняли на работу электриком подземных коммуникаций с испытанием в течение 1 месяца.

Ситуация 2.

Марину 17 лет уволили с работы по инициативе матери.

Ситуация 3.

Василию 15 лет, он работает после уроков дворником 12 часов в неделю, собственник выплачивает заработную плату в размере, пропорциональном отработанному времени.

Правовые ситуации №2.

1.Используя ст. 188, 190, 191 КЗоТ определите, кого из этих подростков работодатели имеют право принять на работу и при каких условиях.

а) Во время летних каникул 16- летняя Татьяна и 14- летняя Марина решили устроиться на работу – разносить и расклеивать рекламные объявления.

б) 16- летний Николай учиться в 11 классе. Чтобы помочь матери, которая одна воспитывает его и младшую сестру, Николай решил устроиться на работу в магазин грузчиком.

2.Ипользуя т. 51, 187,192,194,195 КЗоТ, определите:

1) Какой должна быть продолжительность их рабочего дня?

2) По какому принципу им начислят заработную плату?

3) Какие льготы они будут иметь в отношении отпуска?

а) 16- летний Виктор во время летних каникул устроился работать в редакции курьером.

б) 17- летняя Надежда устроилась на работу уборщицей в больницу.

3.Используя ст.198 КЗоТ, объясните, может ли сделать это хозяин магазина и при каких условиях.

а)17- летняя Анна работает уборщицей в магазине. Хозяина магазина не утраивает, что девушка может работать только днем, и решил уволить ее.

4.Ипользуя ст.199 КЗоТ, объясните, имеют ли право родители требовать прекращения трудового договора сына.

б) Родители 17- летнего Валерия, который работает на АЗС, требуют прекращения трудового договора на основании того, что работа плохо влияет на здоровье их сына.

6. «Воображаемый микрофон»

Учитель: Почему работодателю выгоднее принимать подростков без официального оформления на работу? Кто занимается вопросами борьбы с эксплуатацией несовершеннолетних?

^ Ожидаемый ответ: в этом случае работодатель не будет соблюдать все льготы, гарантированные для подростков. Комитет по правам ребенка, местные прокуратуры, местные управления юстиции.

^ V. Рефлексия.

Учитель:1) Давайте вернемся к проблемному вопросу. «Можете ли вы быть участниками трудовых отношений ?».

Ожидаемый ответ: 9-классники могут быть участниками трудовых отношений при соблюдении всех льгот для несовершеннолетних.

2)в начале урока мы фиксировали ваше место работы и продолжительность труда. Давайте проанализируем вместе, все ли было законно.

3) сейчас вам будут продемонстрированы фотоработы «Ярмарка вакансий». (Фотоработы прилагаются). Составьте список работ, куда могут устроиться подростки.

^ Ожидаемый ответ: участник анкетирования, ассистент продавца, библиотекарь, оформитель ландшафта, уборщик.

4) решили ли мы поставленные в начале урока задачи?

VI. Заключительная часть урока.

  1. Домашнее задание ( на доске в электронном варианте.)

Домашнее задание

Тема 20, таблица (дополнить) - учить.

Средний уровень: вопросы 1,2,4 стр. 128 – отвечать устно.

Вопрос 3 стр. 128 – письменно.

Достаточный уровень: составить тест к теме (по желанию – в электронном варианте).

Высокий уровень: составить «Рекомендации для тех, кто устраивается на работу» (можно в виде презентации).

2.Итоги урока, оценки.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности труда несовершеннолетних iconКурсовая особенности организации труда несовершеннолетних
Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм и доп от 29. 06. 2004)

Особенности труда несовершеннолетних iconВ рубрику: Человек – общество – закон. Особенности освобождения несовершеннолетних...
Вместе с этим, существуют и субъективные границы специфики уголовной ответственности несовершеннолетних. Это господствующие в общественном...

Особенности труда несовершеннолетних iconОсобенности течения беременности, родов у несовершеннолетних с железодефицитной анемией

Особенности труда несовершеннолетних iconЗаконы и уголовная ответственность несовершеннолетних
Знакомство с некоторыми законами, функциями правоохранительных органов, а также правами, обязанностями и правовой ответственностью...

Особенности труда несовершеннолетних iconОсобенности формирования системы оплаты труда на автотранспортном предприятии
Рассмотрены основные принципы и особенности формирования системы вознаграждения работников атп, проанализированы действующие системы...

Особенности труда несовершеннолетних iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua "Особенности организации...
Особенности организации труда на компьютерном рабочем месте. Курсовая Работа

Особенности труда несовершеннолетних iconРынок труда: сущность, условия функционирования содержаниевведение...

Особенности труда несовершеннолетних icon1. Юридическое значение
Вопросы судебно-следственных органов и особенности проведения комплексной судебно- психиатрической экспертизы несовершеннолетних...

Особенности труда несовершеннолетних iconПолищук Н. А. ситуация на рынке труда донецкой области: гендерный аспект
В статье рассматриваются результаты комплексного анализа гендерных аспектов рынка труда, проведенного в Донецкой области. Определены...

Особенности труда несовершеннолетних iconСеминар Методы психологии труда и психологического изучения профессий
Особенности применения экспериментальных и неэкспериментальных методов в психологии труда

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<