Статьи, выступления, интервью разных лет




НазваниеСтатьи, выступления, интервью разных лет
страница1/11
Дата публикации02.03.2013
Размер1.78 Mb.
ТипИнтервью
uchebilka.ru > Право > Интервью
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


П
ротоиерей Борис Ничипоров


Статьи, выступления, интервью разных лет
СОДЕРЖАНИЕ:

«…ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ СЕРДЦА ОТЦОВ ДЕТЯМ» (ЛК. 1, 17). 2

// Вопросы психологии, 1991, №3 2

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБРАЗОВАНИЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ. 11

// Церковь, дети и современный мир. - СПб. 1997. 11

Праздничная стихия: опыт интуитивного постижения. 21

Доклад на Первых Ильинских чтениях «Православная духовность: перспективы развития гуманитарного знания (в аспекте образования)». 21

Конаково, 8-9 ноября 1997 г. 21

Принципы организации детско-взрослого православного братства в российской провинции. 23

Доклад на VII Рождественских образовательных чтениях. Москва, 1999 г. 23

^ ВОСПИТАНИЕ БЛАГОДАТЬЮ: 28

Практика организации православного центра в малом российском городе. 28

Центр “Новая Корчева”, г. Конаково, Тверская область. 28

(Беседа в храме Трёх святителей на Кулишках в Москве. 1999 год) 28

^ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДУХОВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 35

Доклад на Тверской межрегиональной образовательной научно-практической конференции “Духовно-нравственное становление личности: традиции, проблемы, перспективы”, март 2001 35

^ [О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА «НОВАЯ КОРЧЕВА»] 37

Выступление 15 мая 2001 года на пленарном заседании Съезда православной молодежи в Москве, зал гостиницы «Университетская» 37

^ [К УЧАСТНИКАМ Х РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ] 41

Слово на Божественной литургии в сослужении со Святейшим Патриархом Алексием. 27 января 2002 года, Москва, Храм Христа Спасителя. 41

Антиномия праздничной стихии 44

Доклад на секции «Православная антропология и психология» Х юбилейных Рождественских международных образовательных чтений. 44

Москва, 30 января 2002 года 44

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНА ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ЦЕРКОВЬ. Интервью сайту Православие.ру. Москва, март 2002 г. 48

Порог двойного бытия. 51

С о. Борисом Ничипоровым беседует радиожурналист Александр Лепехин. Тверь, весна 2003 г. 51

// Духовность – путь спасения. Сб.статей. Тверь, 2004. 51

Праздничная пасхальная стихия как духовная и эмоциональная атмосфера современной православной школы 59

Доклад на международной православной педагогической конференции «Церковь, семья и школа» (город Рига, 7 мая 2003 г.) 59

Я – противник назидательности. 64

Интервью газете «Тверская жизнь». 64

// Тверская жизнь, 25314 – 183, 4 октября 2003 г. 64

Мое педагогическое кредо. 65

// Тверские ведомости, N 2 (9 - 15 января 2004 г.) 65



«…ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ СЕРДЦА ОТЦОВ ДЕТЯМ» (ЛК. 1, 17).

// Вопросы психологии, 1991, №3

 

^ От редакции. Получив статью М. В. Розина, редакция, с согласия автора, познакомила с тек­стом статьи одного из ведущих участников семи­наров по проблеме соотношения психологии и религии, прошедших на факультете психологии, — кандидата психологических наук, священника Бо­риса Ничипорова. Публикуем ниже текст откли­ка, присланный о. Борисом, и надеемся, что по­лемика двух психологов — светского и рели­гиозного — послужит началом дальнейшей дис­куссии.

 

Прежде всего, позвольте через журнал «Вопросы психологии» выразить благодарность устроителям «круглого стола» и, в частности, доценту факультета пси­хологии МГУ им. М. В. Ломоносова, президенту Ассоциации гуманистиче­ской психологии Б. С. Братусю, за при­глашение участвовать в дискуссии.

Данная встреча не могла, да и не должна была поставить все точки над «и». Православное богословие и светская психологическая мысль у нас в стране слишком долго развивались ав­тономно друг от друга. Идеологические предубеждения, атеистическая заком­плексованность прежних лет делали диалог невозможным. Но всем извест­ные благотворные социальные переме­ны начали пробивать брешь. И думает­ся, что данная встреча в этом смысле провиденциальна и исторична. Она мог­ла бы положить начало новым встре­чам, совместным семинарам, исследо­ваниям. И мы очень надеемся на это.

Нам (священнику Иоанну Вавилову и мне), выпускникам факультета пси­хологии, было особенно приятно спустя долгие годы переступить порог «альма матер». И мы пришли на факультет без каких-либо менторских амбиций, а, напротив, переживая эту встречу как долгожданную, желанную и обоюдно необходимую.

Национальная психология, кризис ко­торой отмечают многие (в частности, много раз на своих лекциях об этом го­ворил А. Н. Леонтьев), именно сейчас, как никогда, должна обратиться к ко­лоссальному духовному наследию Все­ленской православной церкви и к хри­стианству вообще. Хотя, безусловно, это не единственный источник для оплодо­творения этой дисциплины, но, видимо, один из важных. (Очень многообеща­ющим в этом смысле выглядит термин «аксиопсихология личности», введен­ный Б. С. Братусем в одной из статей.)

Уверен, что такие святые и подвиж­ники благочестия, как Василий Вели­кий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и многие другие, могут быть без всякого сомнения названы и гени­альными психологами. Глубочайшие от­кровения, знания о душе, которые стя­жали они в аскетических трудах и под­вигах по возрождению собственной ду­ши и пастырском опыте,— назидатель­ны и поучительны и для психолога-тео­ретика, и для психотерапевта. Далее предавать забвению все огромное на­следие христианской духовности по меньшей мере несерьезно. Ведь именно сейчас интерес к православному бого­словию необычайно велик и в Европе, и во всем мире. Дальнейшее промедле­ние могло бы привести к самозамыка­нию, корпоративности, сциентистcкому сектанству в нашей психологии. Несмотря на полное несогласие со статьей М. В. Розина, она мне очень понравилась — понравилась своей пре­дельной искренностью и прямо-таки карамазовской неуемностью. Видимо, предмет, затронутый в статье, для авто­ра сколь серьезен, столь и болезнен. Но разберемся по сути.

Одно общее замечание. Мы, как выяс­нилось, пребываем с автором статьи в очень неравных позициях. Я хотя и не досконально, но представляю научно-психологическую и практическую реаль­ность, а вот он, судя по отдельным впол­не наивным репликам в адрес пастырст­ва Церкви, абсолютно не ведает ее ре­альности. Совершенно не знает и бого­словия. Выражения типа: «Священник ... осуждает поселившегося в человеке дьявола» прямо сошли со страниц жел­той атеистической прессы прошлых лет. Автор, видимо, ни разу не переступал порога церкви и не видел, как соверша­ется исповедь и пр. Теперь кратко основ­ные позиции.

1. Теологическая психология не про­сто возможна, она уже создана. Это — христианская аскетика. Весь корпус святоотеческих текстов на этот счет и в его описательном залоге, и отчасти в практическом (уверяю как психолог) могут быть крайне полезны психологам. Как и в каком виде — надо обсуждать. И это вовсе не призыв всем «поступать в духовную семинарию», как изволил вы­разиться М. В. Розин.

2. Вся пастырская практика построе­на на приятии любого человека со всеми его особенностями, грехами и пр. Безу­словная любовь и снисхождение идут во главе. По Исааку Сирину, священник имеет право обличать в крайне редких случаях: во-первых, когда при этом на душе абсолютное безгневие (на «пра­ведный гнев» — плохая надежда), а во-вторых, когда он пребывает в Духе Святом. Но это уже сфера молитвенного опыта, в данном контексте обсуждать ее не стоит.

3. Обличения совести и вообще нрав­ственность человека — это не просто культурологический момент (скажем, следствие христианизации наро­да и т. п.) — это сущность, экзистенция бытия. Человек не может быть вне — над нравственным. Это самоистуканство всегда грозит известным искажени­ем, как, кстати, любой антропоцент­ризм. Психотерапевт может и, наверное, даже должен быть недирективным, но внутренние оценки (в том числе и нрав­ственного порядка) и реакции постоян­но возникают. И, судя даже по самому тону статьи, отчасти можно понять, как далек сам автор от «безоценочной» нир­ваны. Не будем обманывать самих себя. Внутренне любой психотерапевт, пусть и в самом хорошем смысле слова, всег­да пристрастен. Хотя при этом принцип приятия, любви и недирективности надо только приветствовать. Не только пси­хология, как пишет автор, но и Церковь способствует тому, чтобы человек жил в согласии с самим собой. Наличие «аб­солютов», как выражается автор, не отменяет согласия с самим собой. Со­гласие задается через опыт и знание той меры возможностей приближения к этим абсолютам, да и то не своим лич­ным благочестием и ячеством, а с по­мощью Божией. Смирение перед собст­венной немощью и неленостное духов­ное делание — вот другая антиномия, которая дает благодатность духовной жизни. (В этом, кстати, и суть подлин­ной личностной самоактуализации.)

4. Теперь по поводу совершенно уже роскошного и школьного тезиса автора: единственный закон — «будь счастлив», который автор выдвигает в качестве цели и смысла психотерапии. При этом, как утверждает автор, греха нет и мож­но делать все, чтобы быть счастливым. Но все ли? Можно ли, к примеру, убить старуху-процентщицу? Я-то понимаю, что М. В. Розин над старухой, но а как же нам, грешникам? Мы-то, твари дро­жащие, это право имеем?! Простите за такую стилизацию, но я намеренно сгустил краски, чтобы показать, что стоит за этим «счастьем». Здесь же дру­гие вопросы: может ли психолог дать совет, скажем, изменить жене, мужу, украсть, солгать и пр.? Я не спешу пока осуждать действие психолога в данном случае. Но нам бы хотелось узнать, как далеко зашел прогресс и все, так ска­зать, передовое и новое.

И по ходу краткое методическое за­мечание. Говорить так: «в религии есть понятие греха, а у нас в психологии нет»,— так, как говорит М. В. Розин, корректно лишь до какого-то предела. В реальной практике как психотерапевт, так и священник имеет дело не с объек­том и понятием, а живым человеком — сущностным, личным и анзистенциальным началом. Поэтому рассуждения в данном контексте можно и нужно вести в натуральном, сущностном, антрополо­гическом и персоналистическом залоге. (И кстати, именно к такому разговору научная психология сейчас пока совер­шенно не готова.)

5. И последнее, по поводу первого — замечательного и многообещающего — эпиграфа из Дж. Хейли.

«Ограничения, накладываемые со­циальной организацией»,— это, види­мо, намек, в том числе и на церковную дисциплину, «обрядность» и прочее атеистическое эстетство (якобы непони­мание смысла «обрядности») прошлых лет.

Нет надобности в данном контексте защищать Церковь. Скажем кратко: высвобождение, прорыв к личной сво­боде через реорганизацию внешних форм, создание социальных «ниш» и прочее — все это, тем не менее, не из­бавляет от скуки, тоски, уныния, вообще от всей внутренней тяготы. Это вовсе не делает бессмысленными процессы де­мократизации социальных форм и пр. Свобода триедина в своей природе: она духовна, она душевна и она же телесна, вещна. Поэтому вне сакрализации и пневматизации (одухотворения) жизни обрести эту долгожданную свободу, пытаясь менять только «социальную ор­ганизацию»,— это, как говорится в из­вестной, уж простите, русской посло­вице: «Желать и на елку залезть, и шта­ны не разорвать». «Царствие Божие внутрь вас есть» — говорится в Еван­гелии. Но неверно обратное — заключе­ние, что надо быть пассивным по отно­шению к социальной реальности.

6. Завершая этот свой отклик, хоте­лось бы оценить и эстетическую сторону статьи — она насквозь романтична. И это вовсе не похвала. Напротив. Об­ратной стороной любой подобной ро­мантической возвышенности «над» и «вне» является холод гордыни, отсутствие тепла и доброты, оскудение любви, а внутренне — отчаяние и глубинная, ни­когда не оставляющая тоска у самого психотерапевта. Это опыт.

Еще раз я бы призвал всех тех, кто так или иначе заинтересован в контакте психологии и богословия, не спешить с выпадами, с одной стороны, но и не обольщаться, с другой. У нас, как мне показалось на семинаре, есть теперь уже исходная взаимная доброжелатель­ность, а это в наше зыбучее время очень и очень много! Надо двинуться вместе в путь и попытаться сотрудничать. А я подозреваю, что такая работа не будет бесплодной. Дорогу же осилит идущий.

 ^ Поступила в редакцию 21.I. 1991 г.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статьи, выступления, интервью разных лет iconСценарий выпускного вечера
Актовый зал, фойе должны быть оформлены к выпускному вечеру: газеты, выпущенные ими за время учебы, газеты с фотографиями разных...

Статьи, выступления, интервью разных лет iconИнтервью с д-ром Нерудой
Центральной Расы. Цель обуславливалась тем, как Центральная Раса экспериментировала с ДНК для достижения разных, но совместимых физических...

Статьи, выступления, интервью разных лет iconИнтервью с Н. Г. Тригуб (12: 03) Интервью с В. Цапко (начало) (10:...
Интервью с Н. Г. Тригуб (12: 03) Интервью с В. Цапко (начало) (10: 55) Интервью с В. Цапко (окончание) (14: 57)

Статьи, выступления, интервью разных лет iconИсследования разных лет
М. М. Бахтина разных лет, большей частью впервые публикуемые. В работах рассматриваются проблемы теории жанра, прежде всего — теории...

Статьи, выступления, интервью разных лет iconЯков рогалин: "благотворительность – это когда кажется, что все «ЗА»....
Та к донору в рубрике гуру фандрейзинга интервью с Яковом Рогалиным. Возглавляя 12 лет благотворительный фонд в Донецке, он получил...

Статьи, выступления, интервью разных лет iconИнтервью в нашей жизни. Цели урока
Цели урока: Раскрыть особенности речевого жанра интервью, показать отличия беседы от интервью

Статьи, выступления, интервью разных лет iconУправление пусковыми режимами судовых электроприводов
Текст статьи текст статьи текст статьи текст статьи текст статьи текст статьи текст статьи текст статьи текст статьи текст статьи...

Статьи, выступления, интервью разных лет iconИнтервью стр. 00 Завершение интервью стр. 00 После интервью стр....
«Кое-какие журналы для детей издаются, но пишут в них взрослые и они полны глупостей»

Статьи, выступления, интервью разных лет iconИнтервью С. Глазьева газете "Комсомольская правда"
Интервью С. Глазьева газете "Комсомольская правда". При опубликовании интервью редакция допустила некотрые неточности. Поэтому представляем...

Статьи, выступления, интервью разных лет iconИнтервью михаил Леонтьев: Бандеровцы буду душить всех несогласных...
Руководители русских организаций Украины награждены медалями «В память 300-летия Полтавской битвы. 1709 – 2009»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<