Классный час в 4-м классе "День народного единства государственный праздник России"




Скачать 96.07 Kb.
НазваниеКлассный час в 4-м классе "День народного единства государственный праздник России"
Дата публикации23.02.2013
Размер96.07 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Право > Урок
Классный час в 4-м классе "День народного единства – государственный праздник России"
Цель урока:

  1. Познакомить школьников с основным содержанием праздника 4 ноября – Днем народного единства.

  2. Рассказать школьникам о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.

  3. Развивать мышление, речь, словарный запас школьника.

Оборудование: мультимедиа-проектор.

План урока:

  1. Вступление.

  2. Раскрытие содержания праздника.

  3. Икона Казанской Божьей матери.

  4. Рассказ о Родине.

  5. Символы государства.

Ход урока

I. Вступление.

Наш классный час я хочу начать со сказки. Послушайте.

Было у отца три сына. И вот пришло время отцу умереть. Позвал он сыновей к себе и говорит. Вот вам сынки веник, попробуйте его сломать. Как сыновья не старались ничего у них не получилось. Тогда отец развязал веник и сказал. Попробуйте теперь его сломать. Сыновья легко сломали его по прутику. « Так вот сынки»- говорит отец. Коли будете жить в дружбе и единстве, то справитесь с любой бедой. А коли врозь будете жить, сломят вас недруги, по прутику , как этот веник.

Учитель: Чему хотел научить отец своих сыновей?

Так как вы думаете, о каком празднике мы будем сегодня говорит?

Послушайте стихотворение.

Наталья Майданик
^ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель: Чему посвящено это стихотворение?

– Родина и Единство… Как вы понимаете эти слова? Посмотрите, как прекрасна столица нашей Родины. С каждым из этих памятников связано важное событие нашей страны. (слайды)

^ II. Беседа о праздниках.

– В чем смысл сегодняшнего праздника? (в единстве, единении народа – сила России)

– Какие праздники вы знаете? Посмотрите на слайды и назовите праздник.(слайд гос. праздники). Какие праздники вы ещё знаете?

Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. С какого года мы его празднуем?( Отмечаем его с 2005 г.) Сколько лет мы его празднуем? (7)

^ IV. Раскрытие содержания праздника.

Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. Посмотрите, как в то время выглядела Москва. (слайд – виды Москвы 17 в.)

– Во время правления Ивана Грозного Русь стала ещё более сильным государством, значительно увеличилась её территория. После смерти царя и его двух сыновей на Руси наступило смутное время.

– Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять)

Прекратился царский род. За короткое время сменилось много правителей. Страна разорена долгими воинами. Три года были не урожаи. Начался страшный голод. Народ начал восставать.

– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)

– Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.

– В эти страшные времена нашлись смелые люди, которые горячо любили свою Родину. Они стали призывать народ к борьбе.

Как вы думаете, кто эти герои?

– Давайте познакомимся с этими героями. (Рассказы учащихся)

(слайд)

1) Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)

Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.

Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе.

^ 2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.(Слайд)

Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.

^ 3) Так и случилось! (показ слайдов сражения)

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России (слайд-памятник Минину и Пожарскому)

-Как вы думаете, что главное в этом событии?

Учитель: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

- Ребята, а где мы можем проявить свое единство?

^ V. Праздник иконы Казанской Божьей матери.

Учитель: 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Может кто-то знает, что это за праздник? (рассказы учеников)

Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.

Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.

Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади. (Слайд)

^ История иконы.

В 1579 году большая часть Казани была уничтожена пожаром. Одним из погорельцев был Даниил Онучин. После пожара его дочери явилась во сне богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ. Мать рассказала о чудесном явлении митрополиту.

Огромная толпа народа направилась к дому Онучиных. Начались раскопки. Был найден святой образ необычайной красоты.

На месте обретения чудотворной иконы в Казани был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей.

Оригинал иконы хранится более 300 лет в Казанском монастыре.

Учитель: Что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину)

^ VI. Беседа о Родине.

– Послушайте стихотворение Н. Рубцова.

Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои лесса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Учитель.: О чем это стихотворение? (о любви к Родине)

– За что автор любит свою Родину?

– Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.

– Какие вы знаете пословицы о Родине?

– Посмотрите на доску. Задание: соберите пословицы.

  • Родина – мать, Родине служить.

  • Жить – , умей за неё постоять.

  • Человек без Родины, там и пригодится.

  • Где кто родится, что соловей без песни.

- Как вы их понимаете?

Вывод: Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

– Русский народ любил еще один жанр народного творчества. Это загадки. Послушайте их и угадайте о каких цветах идёт речь? (слайд – загадки о цветах флага)

  • Снежинки так прекрасны и легки,
    Как совершенны у ромашки лепестки,
    Как на доске строка, написанная мелом,
    Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

  • Спокойны и чисты рек русских воды
    Прозрачны и светлы, как вечер зимний
    И благородны и просторны неба своды
    Художник их раскрасил в … (синий)

  • Россия много войн пережила
    И наши деды умирали не напрасно
    И верность Родине их к славе привела
    Под Знаменем Победы ярко…(красным)

– Что у вас получилось? (флаг)

-Кто сможет собрать его из полосок на доске?

^ VII. Беседа о государственных символах.

Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге – (рассказ детей)

  • ^ Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.

  • Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.

  • ^ Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

- Когда поднимают флаг Российской Федерации?

^ Учитель.: Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.

– Чем является флаг для нашего государства? (символом)

– Какие государственные символы вы еще знаете? (герб, гимн)

Рассмотрим рисунок Государственного герба России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство).

– Послушайте рассказ ученика. (слайд герба)

1 Ученик: В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.

2 Ученик: Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.

3 Ученик: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году.

4 Ученик: Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.

- Где мы можем увидеть герб нашей страны?

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

– Сейчас ребята расскажут вам о гимне.

Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях.

Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя. (слайд )

– Послушайте стихи о сегодняшнем празднике.

Наталья Майданик
ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку : (слайд)

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час в 4-м классе \"День народного единства государственный праздник России\" iconКлассный час в 10 классе «Что такое толерантность?»
Классный час прошел в виде беседы. Ребята откровенно, искренне принимали участие, спорили, доказывали свои убеждения, заинтересовались....

Классный час в 4-м классе \"День народного единства государственный праздник России\" iconКлассный час в 10-м классе на тему ««Я» имоя будущая профессия» Классный И. В. Стародубцева
Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных...

Классный час в 4-м классе \"День народного единства государственный праздник России\" iconКлассный час в 4 классе по теме «Широкая Масленица»
«Широкая масленица». Его цель познакомить ребят с традициями и обрядами этого праздника. Развить художественную эрудицию, артистические...

Классный час в 4-м классе \"День народного единства государственный праздник России\" iconПлан работы сш №42 на зимние каникулы 26. 12. 2011г
Классный час «Искусство владеть собой 12. 00 10а Котов А. В. 11 Классный час «Индивидуальность и индивидуализм»

Классный час в 4-м классе \"День народного единства государственный праздник России\" iconКлассный час: «Символы России»
Воспитать у учащихся чувство патриотизма, уважительное отношение к государственным символам России, края

Классный час в 4-м классе \"День народного единства государственный праздник России\" iconВнеклассное мероприятие «День народного единства» 03. 11. 12 Овсиенко...

Классный час в 4-м классе \"День народного единства государственный праздник России\" iconКлассный час «Все мы разные» 6 класс
Цель: развитие навыков конструктивного общения в классе; демонстрация индивидуальных особенностей человека

Классный час в 4-м классе \"День народного единства государственный праздник России\" iconКлассный час в начальной школе по теме: «Энергосбережение»
Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась!...

Классный час в 4-м классе \"День народного единства государственный праздник России\" iconПервый классный час 1 сентября в 5 классе
Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности

Классный час в 4-м классе \"День народного единства государственный праздник России\" iconКлассный час «Права ребенка»
Путешествовали по сказкам, встречаясь со сказочными героями, которые объясняли, какие права они нарушили. Рассказали о своих обязанностях...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don