Тульский филиал




Скачать 470.51 Kb.
НазваниеТульский филиал
страница1/4
Дата публикации14.06.2013
Размер470.51 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
uchebilka.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ


трудовое ПРАВО




Учебно-методическое пособие
Блок 5

Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха

ТУЛА, 2008
Разработал преподаватель ТФ МАКБ Хорев В.В.

Одобрено методическим советом МАКБ

Дисциплина: Трудовое право

Блок 1. Трудовое право как отрасль российского права. Социальное партнерство в

сфере трудовых отношений.

Блок 2. Правовое регулирование отношений занятости и трудоустройства.

Блок 3. Трудовой договор: понятие, виды, заключение и изменение.

Блок 4. Трудовой договор: основания и порядок расторжения.

Блок 5. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха.

Блок 6. Правовое регулирование оплаты труда.

Блок 7. Дисциплина труда. Материальная ответственность сторон трудовых правоот-

ношений.

Блок 8. Охрана труда.

Блок 9. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Блок 10. Трудовые споры и защита прав субъектов трудовых отношений.
БЛОК 5
Рабочее время и время отдыха: изучаются понятие и виды рабочего времени, учет рабочего времени, нормы рабочего времени; понятие и виды времени отдыха, порядок предоставления отпусков и иных периодов отдыха работнику.

(С), ТФ МАКБ, 2008

^ Блок 5
Трудовой договор: основания и порядок расторжения
Содержание блока
Рабочее время и время отдыха: понятие и виды рабочего времени, учет рабочего времени, нормы рабочего времени.

Понятие и виды времени отдыха, порядок предоставления отпусков и иных периодов отдыха работнику.
Литература


  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

  2. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ ( с последующими изменениями)

  3. Бугров Л. Ю. Понятие и классификация коллективных соглашений в российском трудовом праве // Государство и право. 2002. № 4.

  4. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М.: Проспект, 2003.

  5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ/ под ред. Гусова К.Н.. 3-е изд. М: Проспект, 2003.

  6. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под. ред. Е.В. Романовой. М.: Эксмо, 2005

  7. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право: Курс лекций. – М.: Норма, 2007

  8. Нуртдинова А. Ф. Социальное партнерство в Трудовом кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 2002. № 4.

  9. Пашерстник Е.Б., Мейкин М.С., Пашерстник Н.В. Заработная плата в современных условиях. 4-е изд. Спб.: Герда, 2000.

  10. Пузырееский С.А. Отдельные вопросы правового регулирования занятости населения в Российской Федерации // Гражданин и пра­во. 2001. №7.

  11. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. М., 2002.

  12. Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. М., 2001.
^

Курсовое задание



Задание к практическому занятию:

  1. Составьте логические схемы базы знаний по содержанию блока.

  2. Составьте терминологический словарь и перечень персоналий.

  3. Выполните все пункты, перечисленные в разделе подготовительного этапа практического занятия. Результаты запишите в рабочую тетрадь.


^ Практическое занятие (деловая игра)
Тема: Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха работника

Цель: Закрепить правовые механизмы регламентации рабочего времени и времени отдыха

Время: 160 минут

Участники: 3 подгруппы студентов

Первая подгруппа: работники

Вторая подгруппа: работодатели

Третья подгруппа: эксперты (федеральная инспекция по труду, суд)
I. Подготовительный этап (домашняя работа):

Решите следующие правовые ситуации:

Ситуация 1
Гражданину Пуговкину по его просьбе был установлен неполный рабочий день продолжительностью четыре часа при пятидневной рабочей неделе. При предоставлении Пуговкину ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительность его была сокращена пропорционально продолжительности рабочего времени. Считая, что его права на ежегодный оплачиваемый отпуск нарушены, Пуговкин обратился в федеральную инспекцию труда.

В роли государственного инспектора труда дайте юридически обоснованный письменный ответ Пуговкину и составьте предписание работодателю.

Ситуация 2
В связи с изменением организационных и технологических условий труда, чтобы сохранить рабочие места и не допустить массового увольнения работников, работодатель ввел режим неполного рабочего дня сроком на шесть месяцев. Работникам, отказавшимся от продолжения на условиях неполного рабочего времени, было предложено написать заявление на увольнение по собственному желанию.

На основании конкретных правовых норм дайте аргументированную правовую оценку действий работодателя.

Ситуация 3
Иванов устроился работать сторожем в детский сад с графиком работы: с 19 до 7 часов утра, неделя через неделю. Проработав месяц и подсчитав свой заработок, Иванов потребовал доплаты за работу в ночное время и за работу в выходные дни, однако получил отказ.

В качестве инспектора труда прокомментируйте данную ситуацию.

Ситуация 4
Работник завода «Химотекс» Соломатин, занятый на работах с вредными условиями труда и имеющий 30-часовую рабочую неделю, обратился с заявлением о внутреннем совместительстве. Ссылаясь на ТК РФ, работодатель не удовлетворил просьбу работника.

Правомерны ли действия работодателя? Дайте юридически обоснованный ответ.

Ситуация 5
Для своевременного выполнения государственного оборонного заказа директор предприятия своим приказом установил для работников цеха сборки готовой продукции шестидневную рабочую неделю с восьмичасовым рабочим днем.

В роли государственного инспектора труда дайте правовую оценку приказа директора предприятия. Какие другие варианты организации работы в целях своевременного выполнения заказа возможны в рамках действующего трудового законодательства?
Ситуация 6
Работник, совмещающий работу с обучением по заочной форме в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обратился к работодателю с заявлением о предоставлении ему за 10 месяцев до сдачи государственных экзаменов двух рабочих дней в неделю для подготовки к экзаменам. Работодатель установил работнику только сокращенную на семь часов рабочую неделю с выплатой за время освобождения от работы 50% среднего заработка.

Законно ли решение работодателя? Дайте обоснованную правовую оценку.
Ситуация 7
17-летний работник Сомов, отработав непрерывно в организации три месяца, подал заявление о предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска с 1 августа 2003 года. Администрация не удовлетворила просьбу работника, заявив, что отпуск ему будет предоставлен только после шести месяцев непрерывной работы, т.е. с 1 ноября. Сомов обратился с жалобой в инспекцию труда.

Составьте мотивированное решение в роли инспектора труда.
Ситуация 8
Воспитательница детского сада Маринина подала заявление на имя директора с просьбой заменить ей часть ежегодного оплачиваемого отпуска. Директор ответил отказом, ссылаясь на недостаточное финансирование.

Определите законность требований Марининой и доводов директора. Укажите количество дней, которые возможно заменить Марининой денежной компенсаций.
Ситуация 9
Работающий участник Великой Отечественной войны Новиков подал письменное заявление о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы для встречи с однополчанами сроком на 15 календарных дней с 3 мая.

Правомерно ли требование работника?
Ситуация 10
Слесарь МУП «Водоканал» Колесов по истечении шести месяцев после заключения трудового договора подал заявление о предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы. Работодатель отказал Колесову, мотивируя это тем, что в течение этих шести месяцев работник полтора месяца находился на лечении и фактически отсутствовал на работе.

Квалифицируйте данную ситуацию.

II. Порядок проведения практического занятия:

  1. Организация занятия (проверка присутствующих и готовности к занятиям, объявление темы и цели занятия).

  2. Разбивка учебной группы на 3 подгруппы.

  3. Определение ролей подгрупп путем жеребьевки.

  4. Решение подгруппами предложенных заданий в п.п. 1-10 подготовительного этапа. Первая подгруппа работников дает мотивированные объяснения по обсуждаемым вопросам. Вторая подгруппа – работодатели – является для первой оппонентами, в связи с чем пытается на основании норм права опровергнуть предложения первой подгруппы либо дополняет их. Третья подгруппа – представители надзорных органов (суда) – выполняет роль экспертов. Её задача – сопоставить объяснения сторон и обосновать законность доводов первой и второй подгрупп, а в необходимых случаях предложить свою току зрения на данный вопрос. Подведение итогов по обсуждаемому вопросу.

  5. С целью более глубокого закрепления материала и рассмотрения ситуаций с разных точек зрения подгруппы при обсуждении каждого вопроса меняются ролями и выполняют очередное задание подготовительного этапа.

  6. После того, как все предложенные ситуации решены, преподаватель подводит итоги и объявляет оценки студентам за отчет.


Вопросы к семинарскому занятию


  1. Раскройте понятие рабочего времени.

  2. Какие виды рабочего времени вы знаете?

  3. Что представляет собой режим рабочего времени?

  4. В чем различие сокращенного и неполного рабочего времени?

  5. Охарактеризуйте работу за пределами нормальной продолжи­тельности рабочего времени.

  6. Каким образом осуществляется учет рабочего времени?

  7. Что следует понимать под временем отдыха?

  8. Какие виды времени отдыха вы знаете?

  9. Возможна ли работа в выходные и нерабочие праздничные дни?

  10. Дайте классификацию отпусков.

  11. Кто имеет право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск?

  12. Как исчисляется продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков?

  13. Что включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, и что не включается?

  14. Каков порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков?

  15. Как определяется очередность предоставления ежегодных оп­лачиваемых отпусков?

  16. Каков порядок продления или перенесения ежегодного оплачива­емого отпуска?

  17. В каких случаях предоставляются отпуска без сохранения зара­ботной платы?


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тульский филиал iconТульский филиал
Сущность и понятие информационной безопасности, характеристика ее составляющих. Значение информационной безопасности для субъектов...

Тульский филиал iconТульский филиал
Изучаются общие положения об обязательствах как разновидности предпринимательских правоотношений. Рассматриваются отдельные виды...

Тульский филиал iconТульский филиал
Место информационной безопасности в системе национальной безопасности. Современная концепция информационной безопасности

Тульский филиал iconТульский филиал
Изучаются правовые основы охраны и защита прав и интересов предпринимателей, разрешения споров, выте­кающих из предпринимательской...

Тульский филиал iconТульский филиал
Изучается правовое регулирование трудоустройства: понятие и виды занятости, понятие безработного и содержание правового статуса безработного,...

Тульский филиал iconТульский филиал
Прекращение трудового договора по инициативе работодателя. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли...

Тульский филиал iconТульский филиал
Федерального Собрания РФ в системе государственных органов. Правовой статус и структура Федерального Собрания РФ. Совет Федерации,...

Тульский филиал iconКнига, которую ждал читатель
Андреевича Рассаднева, видного историка-краеведа, почетного гражданина Тулы широко известно. Многие годы он углубленно изучает историю...

Тульский филиал iconТульский филиал
Предметы ведения Российской Федерации. Предметы ведения РФ и её субъектов. Соотношение федерального законодательства и законодательства...

Тульский филиал iconЕ. Е. Сапогова (Тульский госуниверситет) Журнал практического психолога. 1997. N с. 3-12

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<