Уроки, случаи,- иредохраненіе и лѣчѳвіе




НазваниеУроки, случаи,- иредохраненіе и лѣчѳвіе
страница1/3
Дата публикации15.08.2013
Размер0.56 Mb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Право > Урок
  1   2   3

Народная медицина въ лубенскомъ уѣздѣ, полтавской губ.

Глава Ш-я.

Нервныя страданія и болѣзии органовъ чувствъ.

Содержаніо: головная боль, лѣченіе ея. Восаалевіе глазъ, ячменецъ, вурача слииота, бѣльма. Уроки, случаи,—иредохраненіе и лѣчѳвіе.

Переполохь, пидвій,—случав, лѣчевіе. Кривлввицы. Перехидъ.

Головная боль.

По народнымъ понятіямъ, голова можетъ разболѣться отъ слѣдующихъ причинъ: отъ простуди вообще („застуженой кровй") и отъ холоднаго вѣтра въ особенности; также отъ тяжелаго хатняго воздуха, сна не во время, переутомленія, побоевъ, уро- кивъ, испуга („переполохъ ожыва и бьевъголову"). Разболѣвшуюся голову смачиваютъ и моютъ слѣдующими растеніями: бураковымъ ввасомъ, разными видами васильковъ, напримѣръ сепіаигеа суапиз Ь., освященное вербой, вишвевымъ листьемъ, дивиной (ѵегЬазсит іЬарзиз или рЫотоійез Ъ.), деревіемъ (асЬіІІеа тіі- Шоііит Ь.), которымъ также щекочутъ въ носу для исхода крови и облегченія головы; калиной (ѵіЪигпиториіиз Ь.), кобылячей головой, копытками (авагит еигореит Ь.), любисткомъ (Іеѵізіісит оШсіпаІе. КосЬ.). мятой (тепіЬа рірегііа Ь.), нехворощью (агіе- хпіэіа аивігіаса Ь.), очеретомъ (рЬгадпйев ѵи1§агІ8. Ггіп.) старымъ и метелками (куницами), сырымъ зиллямъ, смородиннымъ листомъ, чепчыкомъ (ІЪупша ѵи1§агіз или вегруііит Ь.) и шандрой (таг- гиЬіит аІЪаш Ь.). Кромѣ того въ уши закладываютъ чеснокъ, лобъ, виски и затылокъ натираютъ рѣдькой, хрѣномъ, уксусомъ. Къ головѣ прикладываготъ въ видѣ компресса, только что вы- тяную изъ колодца грязь (мулъ). Къ вискамъ и затылку ставятъ горчишникъ или мушку, „на шывороти"—пьявви. Нюхаютъ нашатырный спиртъ и табакъ. Голову сжимаютъ ладонями вверхъ и внизъ и перевязываютъ починкомъ, спряденнымъ въ чистый четвергъ янанпакы“. „Якъ голова болыть, треба девять разъ поспиль пидійты пидъ перенисъ1 (когда свяіценникъ выносить чашу въ церкви).

Глазныя болѣзни.

Глаза болятъ оть засоренія, простуды, заразы, залѣченной золотухи („якъ золотуху загонять у вичи; якъ золотуха всту- ныть у вичи"). Особенно часты заболѣванія глазъ у заробитчанъ, возвращающихся изъ южныхъ губерній, язъ Тавріи*. Въ преду- прежденіе болѣзни глазъ нужно ѣсть перець, освященный вмѣстѣ съ пасхой и носить на шеѣ шнурокъ, а върубашкѣ ленточку,— освященные тогда же. Покровителемъ глазъ признается св. ііимонъ. „Пывонъ очамъ, Антыпъ—зубамъ“. Къ нему обращаются съ такой коротенькой молитвой: „святыЙ велыкомученыку Пывоне, одъ глазъ сцилытелю! избавь Госнодня раба одъ глазной болизни“.

При восналеніи слизистой оболочки глазъ и вѣкъ прима- чиваютъ и промываютъ глаза: обыкновенной холодной водой водой, осѣвшей на окнахь, водой изъ градинъ, водой, принесенной изъ Козелыцины, гдѣ чудотворный образъ Божьей Матери, также кіевской водой изъ дальнихъ нещеръ, вблизи Іоавна многостра­дальная, росой, собранной 23-го апрѣля, (юрською, грегорською), каковое средство упоминается въновыхъ сборникахъ: Чернявской *), а также водой, освященной въ тотъ же день; мыльной водой, водой или водкой, слабо окрашенными въ голубоватый цвѣтъ синимъ купоросомъ, краснымъ церковнымъ виномъ, молокомъ

женщины, впервые кормящей сына; тоже средство примѣняютъ въ правобережной Украйнѣ^и въ Бельгіи 2),—мочей маленькаго мальчика, а по Чубинскому) и Манжурѣ 8)—вообще мочей. Бромѣ воды, прикладываютъ еще къ больнымь глазамъ: вислое молоко, яичный бѣлокъ съ квасцами, сухой тертый картофель, сердцевину тыквы (безъ сѣмянъ), оливу и баранье сало. При сильной гипереміи ставять по одной пьявкѣза ухо, а механически раздражающія тѣла удаляютъ, слизывая вѣво и глазъ языкомъ. Объ этомъ опасномь пріемѣ упоминаетъ г. Можаровскій въ журн. Фельдшеръ (1898 г., № 18, 478).

Для излѣченія ячменца (Ьогйеоіит), воспалившейся сальной желѣзки вѣка, бросаютъ въ печь тридевять зеренъ ячменя, приговаривая: „явь сей ячминь згорае. такъ нарожеиому, молыт- вяному, хрещеному Васылю ячминець изъ глазъ исхожае". Боль­ной прикладываетъ къ воспаленной желѣзвѣ прижженное зерно ячменя, а другое лицо спрашиваетъ: жшо ты колешъ“?—„Ячми­нець."—„Брешешь* {трижды)—„Я ячминець сколю, ячминець зійде, и твоя правда домене прыйде". Или такъ:„Въ тебе ячминець*? „Брешешъ®. „Хай винь тоби усхне“!—плюютъ и дають дулю. Новѣйшее средство отъ ячмепца—прикладываніе въ вѣку раз- сыропленнаго сахара въ тряіікѣ,—нарывъ сворѣе арорветъ.

Подъ вуриной слѣпотой (ночной слѣпотой, Ьетегаіоріа) разумѣется ухудшеніе зрѣнія съ наступленіемъ сумереісъ, раз­вивающееся отъ продолжительная сна, дурной воды и неосторож- наго поглощенія растенія ападаИіз агѵепізіз Ь.,—вурячихъ очекъ или курячей слипоты 3). Отъ этой болѣзни умываются освященной иодой съ хрѣномъ, водой съ перезимовавшими вапустными воче- рыжвами, непремѣнно подъ печной трубой, „верхомъ*. Ѣдягь и прикладываютъ въ глазамъ вареную теплую бычью печень.Бѣльмо задуваютъ сахаромъ, для чего приподымаютъ вѣко и выдыхаютъ или дуютъ чрезъ бумажную трубочку пережженный толченый сахаръ. Его васыпаютъ также освященной солью. Смѣшиваютъ еще совъ наливающихся ягодъ калины зъ навозными червями и прикладываютъ къ бѣльму. О лѣченіи бѣльма сокомъ дождевыхъ червей упоминаетъ Арендаренко). Отъ бѣльма шепчутъ такъ:

Господы благослови, Господи поможы нарожевому, мо- лытвяному рабу Божу Степану сіе бильмо изъ ока зганяты» Матери Божои прохаты. Ишла Маты Божа горою,—стала я іи пытаты: „куды вы, Матиръ Божа, идетех'?—„Иду я помочи даваты нароженому, молытвявому Степану—бальма зъ ока зганяты выламы сколоты, граблями сгрибаты, митлою змитатн нароже­ному, молытвяному, хрещеному изъ ока бильмо зганяты*.

Ишовъ старець изъ трёма торбами, изъ трёма ципкамы, изъ трёма хортамы: одыпъ чорный, другый сирый, третій билый. Чорный стежку показуе, сирый слёзу вылызуе, а билый свитъ показуе*.

Йихавъ Юрына на вороному кони. За ныыъ бижытьтрое сащягъ. „Куды ты, Юре, йидепгь изъ своими сащятамы? на що тоби трое*?—„Одыиъ—шептаты, другый—задыматы,а третій буде бильма здійматы. Аминь сёму слови*. (Хут. Сабадашевскій, Ябло- повской волости, отъ Мазняковой).

Йиде Богъ на билимъ кони у билій сороци, у билыхъ по- столахъ, у билыхъ поволокахъ. За нымъ три псы: одынъ рябий, другый червовый, а третій чорный. Рябый иде ивъ моря воды хлебтаты, червовый иде крови ссаты, а чорный иде изъ ока бильма вдійматы" *). (С. Литвяки, отъ Наталіи Кедевой).

Уроки.

Подъ уроками (болгарское урука) въ Малороссіи понимаютъ лихорадочное состояніе, вызванное какъ дурнымъ глазомъ (про- воромъ, соотвѣтствующимъ итальянскому таРоссЪіо), такъ и за­вистливой похвалой 4) или вообще дурнымъ словонъ, сказаннымъ съ злой цѣлью въ недобрый часъ 5). Кь нимъ близокъ прыстритъ,— лихорадочное и горячечное состояніе, соединенное порой съ одышкой и коликами въ боку,6), случающееся, впрочемъ, отъ про­студы ®) и испуга. У нѣмдевъ, славянъ и итальянцевъ одинаково есть выраженія, предупреждающіе сглазъ. НапримЬръ: ипЪе- сЬгіеп, ипЬегиГеп, кпоЫаисЬ, нивроку, зе таГоссЬіо поп ѵі Гоззе или Гога таі ’оссЫи. Повсемѣстно также изъ боязни сглаза не принято хвалить дѣтей, а, напротивъ, принято находить въ нихъ дурныя качества. Хваля дитя или даже просто проходя мимо него, въ Ирландіи, Бретани, Германіи, ІІортугаліи, Астуріи, Андалузіи призываютъ благословеніе Божіе на дитя въ такихъ выраженіяхъ: Ьепга іе Бейз, Біоз 1о §иаг<1іа, §га/іа а Біо, Біо 1а Ьепейіса, зоуег Ьёпіе <1ѳ Біеи. У африканскихъ мусульманъ предохраняетъ отъ сглаза и уроковъ фраза: тасЬ АИаЪ *). И по мѣстнымъ народнымъ повѣрьямъ уроки опаснѣе дѣтямъ, чѣмъ взрослымъ, какъ видно изъ слѣдующихъ разсказовъ.

Моя дочка йихала зъ дытынкою,—коли иде жинка зъ двома дитьмы. Моя дочечка прыкутала свою дытыну, а та свою пидчувнула. Сейчасъ наша дытына рушается и врекотыть. Дочка ему цидькы. Дома ноложыла ёго доли. Тавъ та дытына третёго дни Богу душу оддала* (с. Литвяки, отъ Федосіи Гувёминой).

Йихалы чоловивъГи жинва у» лисъ по груши, а друга вый- шла зъ двору та й давай дытыну пидіймать и чувать. А та жинва, шо на вози и важе: „пидіймаешъ высоко—закопав глыбово, пидіймаешъ выще—-закопай глыбше. Якъ думаешъ добро соби, тавъ нехай мени, а шо думаешъ мени, то нехай тоби“. Иидуть назадъ у - вечери, волы ту дытыну несуть зъ двору ховать". (С. Тишки).

о

Иихалы мы зъ чоловикомъ въ ярмаровъ. Набралы у Тышвахъ изъ колодязя воды у тывву та й йидемо шляхомъ. Иде чоловикъ и жинка изъ ярмарку проты насъ. Якъ лопне та тыква, тавъ и ростриснулась. А жинка та думала, шо я дытыну везу“.

По народнымъ понятіямъ женщины вообще способнѣе урикать. „Якъ русява нрече, то ще легче, а явъ чорнява, та ще подума та въ землю гляне, тавъ одъ тыхъ уровивъ смерть бува“. Исвлю- ченіе составляют^ нослѣрожденныя, „мезинвы",—тѣ не опасны и могутъ безнавазанно, даже съ пользой, переходить дорогу. За- тѣмъ, дважды отлученные отъ груди и не опускающіе глазъ при выходѣ священника съ чашей, способны урикать. Такимъ об- разомь, способность уривать можетъ быть и мимовольной. „Якъ чоловикъ спротывный на очи, такъ винъ тилькы подума: ось яка людына багета,..чы врасыва,—такъ кровъ ёму здвынется, винъ- бы й не хотивъ, винъ самъ не радъ,—сейчасъ у тіеи людыны супротывытся кровъ. Винъ іи очамы сколе. Бувае, шо не може та людына ни здвынуться, ни стуснуться, лыхо іи нападе, такъ и умре, якъ бабва не одходыть". Сущес-гвуютъ и предохрани- тельвыя мѣры отъ такого зла. На равсвѣтѣ слѣдуегъ выйти съ кружвой воды и, смотря на небо, проговорить: „Добры-день тоби, водо Уляно и тоби, земле Тетяно. Одмываешъ ты лугы й береги, одмый уроженому и молытвяному, и хрещеному всяву нужду и всяву болизнь“. Затѣмъ—умыться. Выходя вуда-нибудь со двора, нужно умываться изъ прлнаго ведра. „Уривлывымъ" слѣдуетъ гавалывать иголву или двѣ въ очиповъ, платовъ, пазуху, шапку, картузъ; также вавявывать въ пазуху: соль, крошки хлѣба и кусочки угля или кирпича (печыну). При опасной встрѣчѣ на­добно говорить: ^Силь та печына тоби зъ лыхымы очыма. Якъ думаешъ мени добро, то нехай и тоби добро, а якъ думаешь худо мени, то нехай и тоби самому"; или такъ: „силь тоби въ вичи, иечына въ зубы, а каминь на груды(Д. Войвиха). Еще иначе: „печына тоби въ зубы, каминь у груды, деркачъ у ж...“ Діагнозъ уроковъ не представляетъ затрудненій опытной шелтухѣ. Какъ только она начинаетъ шептать больной, какъ сама начинаетъ зѣвать, у ней катятся изъ глазъ слёзы и трещатъ кости. Больного смазываютъ освященнымъ саломъ, умываютъ или обрызгиваютъ со всѣхъ сторонъ („на зустричъ) освященной водой—„стритенською и іорданською", какъ и въ Волынской губ.7). Еще умываютъ отваромъ уже упоминавшихся: омана, переступня, живокиста и петровыхъ батогивъ (сусЬогіиш іпІуЬиз Ь.), куль- бабой (кульбахой, іагахит оШсіпаІе Ь.), подорожником* (ріапіадо ша^ог Ь.), буркунамы: бѣлымъ и желтымъ (МеПіІоіліз аІЪа и оШсіпаІіз Ьат.) и шепчутъ слѣдующее:

Въ чыстимъ поли сыне море. На сынёму мори стоить чорный явиръ; на чорному явори сыдыть чорный воронъ: чорпа голова, чорни очи, чѳрни бровы, чорни кихти, чорни нихти. И винъ крычыть—покрыкае, кихтямы—нихтямы прогрибае, урокы— урочыща одбирае. Я внимаю и одбираю зъ хаты дымомъ, зъ двора—вигромъ. Идить соби на очерета та на болота, де й куры не ходять, де й дзвоны не дзвонять, де хрестьянсышй гласъ не за- ходыть. Тамъ вамъ пыты й гулягы, й роскошуваты, а тутъ не буты, червонои крови не пыты, жылъ не сушыты". (С. Хелебци)8).

Урокы чоловичи, жоночи, парубочи, дивочи, хлопьячи, див- чачи, спытени, зйидени, вызвани, вымовлени, названи, наслани, прозорпи! я васъ вышиптую, я васъ вызываю, я васъ выклыкаю на очерета, на болота одсылаю. Идить соби на очерета, на бо­лота, на свои миста, де витеръ не віе, де сонце не гріе, де пра- ведне сонечко не сходыть, де людськый гласъ не заходыть, де люде не хрестятся. Колы буде сухый дубъ розвываться, тоди молытвяному, хрещеному Васылю будуть урокы озываться. (С. Литвяки, отъ Ганны Кириченковой).9)

Урокы—врочыща подумани, погадаеи, истритени, испытени, изйидени, наспивани, насміянн, дедовы, бабыны, батьвовы, мате­рины, чоловичи, жоночи, хлопчачи, дивчачи, попивськи, пала- маривськи, цыганськи и жыдивськи! тутъ вамъ не стояты, за □лечыма не знобыты, понерека не ломыты, голинокъ и колинокъ не крутыты, симдесятъ суставъ не ломыты. Я шепчу васъ, я й вышиптую зъ твоей головы, изъ твоихъ ушей, изъ твоихъ вязей? изъ твоихъ щелепивъ, изъ твоихъ грудей, изъ твоихъ ребиръ, изъ твоихъ рукъ, изъ твоихъ нигъ, изъ твого хребта, изъ твого жывота, изъ твоихъ жылъ, изъ твоихъ пажылъ, изъ твоихъ семы- десяты суставъ—вси урокы вышиптую. Я тудя ци врокы ссылаю, де козакъ шаблею не махае, де дивка косою не мае, нарожде- ного, молытвяного, прычащеного раба Божія Ивана, Господь Мылосердный, на помичъ посылаю. (С. Хитцовъ).

Урокы водяни, урокы витряни, урокы й подумани, урокы й погадани, урокы спытени, урокы зйидени! тутъ вамъ не стояты, іи косты не ламаты, тутъ вамъ не ходыты, іи косты не ломыты. Идить соби на очерета та на велыки болота, де витеръ не за- вивае, де й сонечко не загривае, де парубокъ конемъ не про- йазжае, де дивка косы не чеше, де парни на улыци не спивають, де дивкы косамы не мають—одъ ГІараскы рожденои, молытвянои и хрещенои“. (М. Снѣтинъ, отъ Прасковьи Лысенковой).

Урокы-урочыща, чоловичи, жиночи, парубочи, дивочи! Идить вы соби на очерета, на болота, у свои миста, де парубокъ огню ве креше, де дивка русой косы не чешс, де пивнячый гласъ не заходыть, де витеръ вербы не колыше. IIидить соби за витрамы, за дымаиы и 8а темнымы лисамы*. (М. Снѣтинъ,отъ Катерины Прыхидькиной).

Урокы-врочыща! тутъ вамъ не буваты, тутъ вамъ не стояты— рукъ не, дбираты, нидъ груды не пидступаты, у бовы не шпы- гаты, въ чересла не подаваты, у-поперекъ не рубаты, по жывоту не ходыты, коло пупа не крутыты, снигомъ не осыпаты, обмо­року не даваты, не знобыты, не тошныты, на очи не наступаты, прозиръ даваты, нарожденому, молытвяному, хрещеному рабу ціи прозиры сциляты, ціи прозиры знычтожаты“. (С. Мгарь).

Урокы,-урочыща! чы чоловичи, чы жоночи, чы хлопьячи, чы дивчачи, и витряни, и огняни изсылаю, исклыкаю, иззываю изъ нарожевого, молытвяного и хрещеного раба Божог о; иззываю на, черета, на болота. Тутъ вамъ не стоять, жовтои кости не ломыть, червонои крови не сушыть, билого лыця ве билыть, русой косы не сушыть, щырого серця не вьялыть“ (повторять трижды). (СГ. Хорошей).]

Урокы витряни, урокы земляни, урокы подумани й пога- дани и стричени! Выклыкаю, вызываю изъ ёго очей, ивъ ёго плечей, изъ ёго жовтыхъ костей, изъ ёго щырого серця, изъ раба Божого Явыма, и высылаю на очерета, на болота, куды людськый гласъ не заходыть. Составляв Матиръ Божа рабу Божому Якымови здоровья(С. Литвяки, отъ Федосьи Гузёминой).

Урокы-урочыща, подумани, погадани, прозирни, чоловичи, жоночи, парубочи! идить соби погуляйте, нарожденій, молытвяній раби Божій Иарасци помагайте*. (Д. Солоница, отъ Насти Дивизіонной).

Урокы-врочыща! булы подумани й погадани, и наслани, й заспани, и вечирни, й прозирни, ночни, й полунични, й свитови, й витряни. Будуть зъ витру, изъ воды, изъ праци. Стала й вышип- тувать, и вызывать, и вывлыкать, и на густи лиса, и на глыбоки яра одсылать*. (С. Хитци, отъ Хиври Глушковой).

Господы праведный, Господы небесный, стань мени на по­мочи! Чужи жинкы баранкы, Мелашка ведмедка: ведмежи лапы, вовчи вубы, соколыни очи. Соволынымы очыма не дывлюся ведмежымы лапамы одгребуся, вовчымы зубаыы одгрызуса. Хто що подумавъ и погадавъ, хай ёму самому станется зъ Мелашвы, нарожденои, молытвянои, хреіценои—зъ іи очей, зъ іи плечей, зъ жовтои косты, зъ червонои кровы, зъ русой маеты; Меласци на- рожденій, молытвяній, хрещеній ссылаю, выклываю на очерета, на болота, де сонце не сходыть, витеръ не віе“. (Д. Солоница)*

Ѣиіовъ Исусъ Хрыстосъ черезъ трыдевять небесъ,—на святу землю ступае, урокы выклывае одъ жовтои косты, одъ билого тила. Йшовъ Исусъ Хрыстосъ дорогою и стаьъ изъ золотою па- лыцею стричаты, ставь урокы збираты, на все поле розсылаты зъ твоихъ рукъ, зъ твоихъ плечей, зъ твоихъ жовтыхъ костей нарожденого, молытвяного раба Божого Ивана". (С. Литвяки).

Уроіш-урочыща,, стригени и вигряни, прозирни и поду­мани, и погадани, и люблени-прыголублени, жиночи, парубочи, хлопьячи, стричени и вриченя, и супрогывни! Новы вы тутъ стоялы и знобылы, и злобылы, поты я не знала и не шептала. Стала я знаты,—и Спасителя прохаты. И гіокы я не знала.—и апо- столивъ не звала симдесять сусгавомъ шецтаты изъ суставцивъ, изъ головы, изъ жовтои косты, съ красной криви. Я й вышиптую, в высылаю, и вызываю туды, де дзвоны не дзвонять, де люде не говорять. Бувай здорова, Господь зъ помичю“! (С. Калайдинцы).

Пресвятая владычыце Богородыце, благословы и поможм мени! Идешъ ты золотымъ мостомъ; зустричавъ іи самъ Сусъ Хрыстосъ и спрашувавъ іи: „куды жъ ты, Матиръ Божа, идегаъ?— „Иду я до врожденого и до молытвяного до раба Божого, до Захарія урокы одсылаты. Будуть урокы дидовы, и бабыны, и батьковы, и матерыны, и мужычи, и хлопьячи, и дивчачи, и папа- дни, и супротывни, и подумани, и погадани, и стритени, испытани, й зйидени, и шляхомъ перейдени, и вигромъ пиднесени. И пока воны знобылы, поты обморокъ у головопькы былы. И я васъ вызываю, и я васъ выклыкаю, и я васъ одсылаю, де витеръ не віе и сонце не гріе и де хресгьянсьшй гласъ не заходе од ь Захаріевои головы и одъ паголовы, и одъ ёго серця, и одъ ёго пасерця, и одъ ёго румяного лыця, и одъ ёго карыхъ очей, и одъ ёго плечей, и одъ ёго рукъ, и одъ ёго нигъ, и одъ ёго пальдивъ, и одъ ёго семидесяти суставцивъ, и одъ ёго жовтои косты, и одъ червовой крови не буде ёго серденыса нудыты и червонои креви ссаты. И я вась вызываю и выкликаю—идить соби, куды огонь та дымъ, то туды й лышечко за нымъ“ 8). (С. Мгарь, отъ Павла Майстрепка).

Господы мылостывый, поможы мени, и Матеръ Божая право - рушныця и скорблящая, и усердная Божая маты, поможы мени си урокы одходыты. Урокы, урочыща, и витряни, и водяни, и прозирни, и часови, и мынутпи, и нодумани, и погадани, нрыдю- бовани, прыменовани и стритени, и зйидени, и не я-жъ васъ вызываю, и не я вмклыкаго,—самъ Господь вызывавъ и выклыкавъ^ и ангеливъ на помичъ высылавъ. И матирь Божа въ помочи стояла и си врокы збирала, на Дупап на море ссылала- Тамъ соби гуляйте и буяйте, сухе дерево ламайте. Одъ іи ручокъ? одъ іи нижовъ, одъ іи головонькы, одъ іи червонои крови, одъ жовтои косты, одъ рожденои, молытвянои, хрещенои рабы Божои Маріи“. (Д. Солоница)).

Господы мылостывый, стань мени у помочи, и помошныкн Божи, станьте мени у помочи! Урокы, урочыща: чоловичи, жо­ночи, хлопьячи, дивчачи, подумани, погадани! тутъ вамъ не стояты, не болиты, червонои крови не иыты, серця не вьялыты, жылъ не тягты. Не я вышиитую,—Маты Божа вышиитуе, Маты Божа вкіклыкае, Маты Божа вызывав, де витеръ не віе, де сонце не гріе. Одъ твоихъ рукъ, отъ твоихъ нигъ, одь твоихъ очей, одъ твоихъ плечей, одъ твоей головы, одъ твого нарожде- ного, хрещеного, дара Божого Васыля“. (С. Хороспки, отъ Софіи Сысиной).

Урокы, урочыща! я васъ изсылаю, де дивка косою ие мае, парубокъ топоромъ не рубае, де птыця не литае, людськый гласъ не заходыть. И Матиръ Божа навколюшкы стояла и Бога про- хала, и чоловикови на помичъ давала; ишла мосточкомъ изъ золотымъ ципочкомъ и ципочокъ обмывала, людямъ водыцю да­вала". (М. Лукомье, отъ Катерины Норовой).

Поможы мени,Мыколай угодныкъ, и ты, скоропомошныкъ, и ты, Варвара велыкомученыця, одъ сихъ урокивъ шептать. Я ихъ вызываю и выклыкаю: чы воны йесть жиночіи, чы воны йе чо­ловичи, чы воны йе хлопьячи, чы воны йесть насланіи, чы воны бесть подуманіи, чы воны йе погаданіи, чы воны йе засааніи. Тутъ вамъ не буваты и жовтои кости не ламаты, и червонои крови не ссаты, и билого тила не сушыты. Идить соби на густіи очерета, на глыбоки болота изъ нарожденого, молытвяного и хрещеного раба Божого Васыла® (повторяютъ 9 разъ) (с. Мгарь).

Господы мылостывый, святіи отци, угодныкы нечерськи, ахтырськи, манастырськи, станьте мени въ номочи одъ Ивановыхъ очей и одъ ёго головы, и одъ ёго жовтыхъ костей. Урокы, уро­чыща! тутъ вамъ не стояты, жовтои кости не ламаты, червонои крови не ссаты, а жылъ не тягты, а серця не вьялыты. IIидить соби на огни, на дыма, на велыки стена; тамъ парубокъ на билимъ кони не йиздыть, дивка косы не чеше. Тамъ вамъ буде пыття, гуляння й хороше маслування“ *). (С. Литвяки отъ Нагаліи Кедевой).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки, случаи,- иредохраненіе и лѣчѳвіе iconУроки на производстве и уроки – экскурсия
Уроки на производстве и уроки-экскурсии — это уроки, пе­ренесенные с определенной учебной задачей непосредственно на предприятие...

Уроки, случаи,- иредохраненіе и лѣчѳвіе iconЛекция: Диаграммные техники в работе со знаниями Случаи использования....
Случаи использования. Работа с требованиями. Случаи использования в управлении разработкой. Итеративный цикл автор/рецензент. Карты...

Уроки, случаи,- иредохраненіе и лѣчѳвіе iconПрограмма рассчитана на 8 дней ( 7 ночей) и включает в себя
Дополнителные уроки английского в музеях, зоопарках, океанариумах. Данные уроки разработаны специально для школьников и будут проводиться...

Уроки, случаи,- иредохраненіе и лѣчѳвіе iconМалярия вновь напомнила о себе. В соседствующих с Ростовской областью...
В соседствующих с Ростовской областью регионах зафиксированы случаи заболевания этим недугом. Каждый год в нашем городе регистрируются...

Уроки, случаи,- иредохраненіе и лѣчѳвіе iconУроки с предметами, которые есть в каждом доме
Все предметы, использованные в этой книге, можно найти в любом доме. Стиль автора прост и доступен для каждого. Уроки короткие и...

Уроки, случаи,- иредохраненіе и лѣчѳвіе iconКонструирование изделий из простых геометрических фигур
Уроки трудового обучения охватывают широкий круг вопросов по промышленной техники и технологии изготовления изделий. Эти уроки дают...

Уроки, случаи,- иредохраненіе и лѣчѳвіе icon-
Здесь речь пойдет не о том, "какие случаи бывают" в семьях (а в наших семьях, как известно, "случаи бывают разные"). Речь пойдет...

Уроки, случаи,- иредохраненіе и лѣчѳвіе iconУроки тенниса, проводимые квалифицированными тренерами и бывшими...
Наши курсы сочетают в себе уроки тенниса высокого класса, совмещенные с передовыми методиками физиологической оценки, великолепным...

Уроки, случаи,- иредохраненіе и лѣчѳвіе icon«Наставники». «Уроки детские»
«Работа с молодежью, Уроки, молодежный заезд, Координатор, молодежный заезд, Работа с подростками»

Уроки, случаи,- иредохраненіе и лѣчѳвіе iconГазета Харьковской специализованной школы і-іііст.№50
Начало учебного года все красивые, у всех всё есть, все делают уроки конец учебного года один обгрызаный карандаш, кусок линейки...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<