О. Н. Барабанов Основные концепции глобального управления




Скачать 272.14 Kb.
НазваниеО. Н. Барабанов Основные концепции глобального управления
страница1/3
Дата публикации11.09.2013
Размер272.14 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
  1   2   3
Глобальное управление как тема для научного анализа

Автор: О.Н. Барабанов

Основные концепции глобального управления.

Современную стадию в развитии глобальных процессов отличает разрыв между стремительным ходом экономической глобализации и достаточно слабыми усилиями государств по созданию согласованной политической системы ее регулирования. Фактически, одной из важнейших долгосрочных проблем человеческого развития в мире становится необходимость выработать ее действенный механизм. Принципиально важным в этой связи является заявление Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, прозвучавшее в его Годовом докладе за 1999 год: "Задачи, которые ставит глобализация, задачи, которые государства не могут успешно решать только собственными силами, самым непосредственным и очевидным образом свидетельствуют о необходимости укрепления многостороннего сотрудничества".

Глобализация во все большей мере начинает включать в себя не только транснациональные финансовые потоки. Глобализация, как справедливо отмечено в Докладе о развитии человеческого потенциала в РФ за 2000 г., начинает восприниматься как новое качество взаимосвязанности и взаимозависимости человечества. А поскольку глобализация таким образом начинает пронизывать все больше и больше сфер жизнедеятельности человека, то все более значимым становится вопрос об ее институционализации, о формировании системы глобального регулирования, наделенной соответствующим объемом полномочий и легитимности. Это глобальное регулирование может осуществляться в различных формах. Основными из них являются глобальное сотрудничество, при котором решающую роль в проведении согласованной общемировой политики будут играть существующие суверенные государства, и глобальное управление, при котором наднациональные международные организации были бы автономны от государств в процессе принятия решений.

Очевидно то, что глобальное управление (или, по крайней мере, отдельные его элементы) может сложиться как стихийно, путем спорадического взаимодействия прежде всего экономических и финансовых структур, так и осознанно, путем планомерного его формирования, осуществляемого на основе консенсуса всех (или наиболее крупных) глобальных акторов.

К настоящему времени в мировой политической мысли сформировалось несколько основных концепций по возможной организации глобального регулирования. Все они предполагают либо создание новых институтов, призванных наиболее адекватно соответствовать новым глобальным процессам, либо эволюцию и трансформацию функций уже существующих международных организаций. В качестве примера можно привести типологию этих концепций из доклада по глобальному регулированию, подготовленного Советом по внешней и оборонной политике (СВОП) в 2001 г.:

1. "Мировое правительство". Наиболее старая футурологическая идея (исследованная в т.ч. и Кантом), различным аспектам которой посвящено немало работ. Фактически, концепция "мирового правительства" представляет собой увеличенную модель национального государства, руководство которого решает текущие внутриполитические вопросы уже не национальном, а на глобальном уровне.

2. Трансформация существующей системы ООН. Здесь есть два основных пути. Один - постепенное повышение уровня легитимности Совета Безопасности ООН и уровня его эффективности (на этом делает акцент и Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан). Другой вариант - более радикальный. В нем выделяют две составных части: превращение существующего Совета Безопасности ООН в своего рода квази-правительство, а Генеральной Ассамблеи ООН - в квази-парламент. Нужно отметить, что такая форма глобального управления находит больше сторонников, чем идея "мирового правительства" в чистом виде. Однако и ее отличает узко-этатистский подход, который сводит все глобальное сообщество к жестким рамкам государства.

3. Политическое управление глобальным развитием. Согласно этой концепции ведущие политические акторы в мире будут "подталкивать" глобализацию в нужное русло и решать возникающие глобальные проблемы узким кругом "игроков". Ими могут быть, при различных раскладах, либо доминирующая в мире супердержава, либо конгломерат великих держав (институционально оформленный в рамках группы G-8 или же иной структуры).

4. Корпоративное глобальное управление. В этом случае к коллективным усилиям государств по решению глобальных проблем и планированию глобального развития присоединятся и наиболее значимые частные акторы (крупнейшие транснациональные корпорации, международные неправительственные организации и др.).

Такова предложенная типология подходов к глобальному управлению. В добавление к ней целесообразно добавить еще один вид глобального регулирования - глобальное сотрудничество. В его рамках решения глобальных проблем будут приниматься не путем навязанных отдельными акторами подходов, но путем конструктивного и воплощаемого в жизнь диалога  всех заинтересованных сил. Такая форма также предполагает формирование более инклюзивной системы глобального регулирования, свою сопричастность которой смогли бы ощущать как можно больше государств и иных акторов.

^ Трудности при изучении глобального управления.

Из ряда проблем, затрудняющих изучение глобального управления, две стоит выделить особо. Первая - это расплывчатость грани между международным сотрудничеством суверенных государств и самостоятельной, уже наднациональной ролью международных организаций. Трансформация ЕС, тенденции развития ООН подтверждают, что уловить момент, начиная с которого следует вести речь о глобальном (или региональном) управлении в чистом виде, очень и очень трудно.

Другая проблема - это призрак "теории заговоров", который всегда присутствует при анализе такой темы, как глобальное управление. Соблазн списать все трудности современной жизни на деятельность "мировой закулисы" в самых различных ее формах (будь то масонство, Трехсторонняя комиссия, Сионская община, "новые правые" или сеть спецслужб) является достаточно сильным, а это создает опасность изначально привнести в исследование большую долю идеологизированности.

^ Глобальное управление для глобальных проблем.

Элементы глобального управления стали главным образом проявляться применительно к глобальным проблемам (см. о них соответствующую главу пособия). Проблема бедности развивающихся стран и более широкий вопрос - проблема "Север-Юг" и глобальное неравенство "богатого и бедного мира" - стали одной из самых важных из них. Решением этой проблемы, начиная с 1970-х гг., занимались бреттон-вудские международные финансовые институты, которые предлагали свои рецепты по оздоровлению экономической и социальной жизни беднейших стран, причем предполагалось, что и развитые страны в своей политике по отношению к "третьему миру" будут придерживаться этих рецептов, выработанных на наднациональном уровне. В частности, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) принимали усилия по реструктуризации и списанию государственных долгов беднейших стран. Всемирный банк в начале 1970- х гг. провозгласил стратегию "перераспределения за счет роста", предусматривавшую переток капиталов от богатых стран к бедным, осуществляемый в глобальном масштабе и под наднациональным (глобальным) регулированием. Однако реальная эффективность этих усилий по глобальному регулированию бедности была не слишком большой, возможно, в силу слишком узкого акцента на исключительно финансовых аспектах данной глобальной проблемы.

На этом фоне принципиально важным моментом в развитии подходов к глобальному управлению стала активизация деятельности Программы развития ООН (ПРООН) на рубеже 1980-1990-х годов. Программа развития ООН, начиная с 1990 г. издает специальные всемирные доклады о человеческом развитии. С 1995 г. публикуются и национальные доклады России о человеческом развитии.

Общая идеология ПРООН, предусматривающая отход от зацикленности на чисто экономических показателях и введение более широкой категории для анализа уровня жизни в мире - индекса развития человеческого потенциала, внесла новое измерение и в исследование перспектив глобального управления. Деятельность ПРООН поставила на повестку дня вопрос о необходимости глобального управления "с человеческим лицом", которое было бы принципиально отлично по своим целям от транснациональной сети финансовых институтов и крупнейших корпораций. Такая модель глобального управления должна ориентироваться в первую очередь на более адекватную реализацию человеческих потребностей во всем мире. Эта противопоставленность и полемика между двумя подходами в значительной степени усилилась после масштабного финансового кризиса 1997-98 гг., когда "традиционные" рецепты МВФ по разрешению глобальных социально-экономических проблем были подвергнуты серьезной критике, и встал вопрос об их эффективности.

Укрепление международных механизмов контроля за глобальными проблемами в этой связи стало бы тем инструментом, с помощью которого смогло бы развиваться глобальное сотрудничество и осуществляться глобальное регулирование. Как подчеркнуто в Докладе ПРООН о развитии человека за 1998 г., мировое сообщество должно нести ответственность как за финансирование, так и за организационную структуру этих механизмов. Важным аспектом этого вопроса является сбалансированное распределение международной ответственности между странами за решение глобальных проблем. Отдельной темой являются все усиливающиеся призывы к глобальному экологическому управлению.

Следует отметить, что с очень большой долей условности вышеизложенные подходы к глобальному управлению могут быть сопоставлены с традиционной для большинства развитых стран противопоставленностью между либеральной и социально ориентированной политикой. На этом основании можно поставить и достаточно важный футурологический вопрос. Общественно-политическое устройство большинства развитых стран сегодня основано на механизме периодической смены консервативных и социально-ориентированных правительств. Какой курс будет в глобальном управлении?

^ Формирование глобального общественного мнения.

Решение глобальных проблем стало одной из задач для многих международных организаций, таких, как ООН, Международная организация труда и др. В качестве одной из форм их работы на этом направлении является активное формирование мирового общественного мнения по данным вопросам. Это достигается в т.ч. путем регулярной публикации специальных докладов, в которых, во-первых, дается подробный обзор состояния проблемы, а во-вторых, предлагаются концептуальные пути для ее разрешения.

Во-многом именно по причине распространения данных транснациональных концепций по решению глобальных проблем в общественном мнении, в научной среде и в СМИ по всему миру, правительства государств вынуждены волей-неволей принимать во внимание данные разработки, а часто и претворять их в жизнь на национальном уровне. Таким образом, на сегодняшний момент в деятельности международных организаций по решению глобальных проблем следует выделить два аспекта, которые могут рассматриваться как предтечи элементов возможного глобального управления в будущем. Это формирование глобального общественного мнения насчет особо животрепещущих проблем, волнующих все человечество, и продвижение концепций по решению этих проблем на глобальном уровне, в русле которых постепенно начинают следовать и суверенные государства.

Механизм "запуска" предложений международных организаций для их реального осуществления в этой связи представляется принципиально важным. Так, было отмечено, что каждый год в Докладе ПРООН о развитии человека выносятся рекомендации в отношении национальной и международной политики. Эти предложения, иногда поддерживавшие предложения других исследователей, а иногда привносившие новые подходы, заслуживали как критику, так и высокую оценку. Но важнее всего то, что они помогали начинать политические обсуждения, которые вели к расширению имевшихся возможностей.

^ Глобальное управление и суверенные государства.

Особой проблемой при изучении глобального управления является анализ общественной и политической реакции в отдельно взятых государствах на его вызовы. Среди возможных стратегических подходов государств по этому вопросу можно выделить следующие:

- Восприятие данных процессов как угрозы для национальной безопасности, подогреваемое постулатами об "особой роли" государства в мире, и об опасности "мировой закулисы" в различных ее формах. Соответственно, в данном случае у государства может возникнуть стремление "отгородиться" от глобальных систем управления.

- Активное встраивание государства в данные процессы и вызываемый этим наступательный интервенционизм, стремление государства занять место среди наиболее значимых акторов глобального управления.

При анализе данного вопроса следует также подчеркнуть, что в настоящее время процесс глобального регулирования отличается географической несбалансированностью. Доминирующее положение при его осуществлении занимают ведущие в экономическом и политическом отношении страны (G8). участие же новых индустриальных стран в этом процессе обеспечивается крайне нерегулярно. Большинство же малых и бедных развивающихся стран вообще практически не участвует в глобальном регулировании и, скорее, является лишь его объектом. Вот почему, существующие сейчас институциональные механизмы глобального регулирования (прежде всего, в финансово-экономической сфере) не являются полностью представительными в мировом масштабе. Важнейшие глобальные экономические структуры (G7, ВТО, МВФ, ОЭСР) находятся под влиянием исключительно крупных и богатых стран.

Вот почему один из вариантов пути к глобальному управлению - его вырастание из ad hoc альянсов и союзов крупнейших держав, посвященных урегулированию тех или иных глобальных проблем (финансовых, безопасностных и иных). В этом случае реализация глобального управления будет следовать в русле концепции униполярности, которая в ее широком толковании основана на том, что с течением времени все сильнее будет выкристаллизовываться "ядро" наиболее мощных союзных государств, которое будет проецировать свои нормы и принципы поведения на весь мир (это может происходить либо под лозунгом "проекции стабильности", либо "проекции силы"). В этом случае глобальное управление будет более гомогенным, возможно, более эффективным, но при этом вряд ли стабильным в долгосрочной перспективе, поскольку кристаллизация униполярности заложит основы для потенциального конфликта между "полюсом" и периферией. А это противоречие может рано или поздно привести к взрыву всей системы глобального управления и подорвать мировую стабильность.

В этой связи, важным сдерживающим элементом на пути реализации глобального управления является страх перед неизвестностью, каким оно будет, страх перед возможной потерей управляемости в глобальном масштабе. Это чувство страха перед "мировым правительством" в ряде стран подогревается ощущением, что глобальное управление будет американо-центристским, и что широко распространенные дискуссии о нем являются не более чем вовлечением более слабых государств в заведомо невыгодную им сделку.

В то же время противоположный фактор, который может послужить стимулом для государств к формированию глобального управления, - это тенденция к наднациональности. Идущие последние десятилетия разговоры о необратимости глобального управления мало-помалу, согласно социопсихологическим закономерностям, могут приобрести характер самосбывающегося пророчества. В политической сфере этот эффект самым значительным образом усилился после краха биполяризма и окончания "холодной войны". Вслед за этим как в дискуссиях ученых, так и в программах политиков, начали все чаще обосновываться утверждения о том, что окончание эры биполярного противостояния означает отказ как от Ялтинско-Потсдамского мирового порядка, закрепившего современную систему границ в Европе и сформировавшего ООН, так и от Вестфальской системы мира, основанной на примате суверенных государств. В результате концепция "растворения суверенитета", его эрозии сверху и снизу приобрела довольно большое распространение в мире, а пример Европейского Союза позволил ее сторонникам оперировать практическими аргументами. Впрочем, следует в этой связи отметить, что ряд крупных государств мира (такие, как США, Китай, Индия, Россия) в своей политической практике не собирается следовать концепции "растворения суверенитета", поэтому европейский опыт надо переносить на глобальный уровень с достаточной долей осторожности.

Тем не менее, концепция "растворения суверенитета" завоевывает все большую популярность и в политической среде также начинает преподноситься как самосбываемое пророчество, в значительной степени формируя тем самым направленность интеллектуальной мысли и политического действия во многих странах. И как следствие этого, уже почти общепринятое восприятие неизбежности глобализации в сочетании с "растворением суверенитета" может создать в общественном мнении разных стран ощущение назревающих институциональных изменений и правовых подвижек на глобальном уровне, что в свою очередь может послужить стимулом к их практическому осуществлению.

Далее, оценивая взаимодействие государств и глобальных структур, необходимо иметь в виду следующее. Бюджеты (с той или иной долей расходов, направленных на социальные нужды), прямое налогообложение и легитимированные силовые структуры - вот несколько из ключевых функций современного государства, которые определяют его самодостаточность и, в конечном счете, силой финансов и оружия обеспечивают его суверенность. В этой связи о глобальном управлении как о реальной форме осуществления власти можно будет говорить по большому счету только тогда, когда исполнение этих функций будет передано с государственного на наднациональный глобальный уровень. Возможно ли это в среднесрочной перспективе? По существующей логике вещей - вряд ли, особенно, если не экстраполировать опыт ЕС на весь мир в целом. В то же время, выдвинутая в Докладах ПРООН о развитии человека концепция "новой глобальной архитектуры" не исключает такого перераспределения функций между государствами и глобальными институтами (прежде всего, в сфере социальной бюджетной политики). С другой стороны, все активнее звучащие голоса о создании собственных антикризисных сил ООН могут предоставить Организации объединенных наций такие инструменты для легитимированного силового воздействия, которые она может использовать, уже не привлекая национальные контингенты государств. Таким образом, возможные подвижки в передаче части ключевых государственных функций на глобальный уровень в современной политической аналитике не исключаются.

Другой путь глобального регулирования, существующий сейчас, - когда на глобальном уровне принимаются правовые и политические документы, которые затем путем их признания государствами (через ратификацию или в качестве политического руководства к действию) имплементируются ими в национальные правовые структуры и правоприменительную практику. Таким образом, глобальные нормы реализуются в мире через совокупность национальных институтов. Вполне очевидно, что такой способ их воплощения в жизнь зависит прежде всего от воли государств, которые свободны в своем выборе: подписывать и ратифицировать им тот или иной документ или нет, голосовать за или против той или иной резолюции и пр.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. Н. Барабанов Основные концепции глобального управления iconРазвитие концепции синергетического управления
...

О. Н. Барабанов Основные концепции глобального управления iconС. Н. Ильяшенко, д-р экон наук., проф.; А. В. Васильев
Изложен обзор новых тенденций в совершенствовании системы управления предприятием, а также основные положения новой концепции управления,...

О. Н. Барабанов Основные концепции глобального управления iconБизнес-интеллект: crm” – современные концепции управления на основе сэд
Показать, как с помощью сэд и прикладных решений, основанных на управлении документами, реализуются современные концепции управления,...

О. Н. Барабанов Основные концепции глобального управления iconОрганизация внутреннего налогового контроля в концепции стратегического управления
Соответствующую концепции стратегического управления – внутренний налоговый контроль. Он служит одним из инструментов снижения риска...

О. Н. Барабанов Основные концепции глобального управления iconИнструкция по сборке и эксплуатации г. Полтава 2013г
Они позволяют одновременно нарезать борозды, высевать семена, заделывать их в почву и уплотнять рядки. Возможна комплектация до пяти...

О. Н. Барабанов Основные концепции глобального управления iconИ риски новых конфликтов
Вместе с тем, под влиянием кризиса глобального капитализма ускоряется процесс перестройки всего глобального миропорядка

О. Н. Барабанов Основные концепции глобального управления iconКолодий С. Ю. Межбюджетные отношения сквозь призму концепции бюджетного федерализма
В настоящее время в зарубежных странах при организации межбюджетных отношений используются две основные теоретические концепции:...

О. Н. Барабанов Основные концепции глобального управления iconРецензия
С. Ю. посвящена вопросу применения концепции Всеобщего управления качеством (tqm) на предприятиях Украины. В работе в общем виде...

О. Н. Барабанов Основные концепции глобального управления iconГлобального
Проанализированы основные технологические, экономические и социально-культурные предпосылки и проблемы перехода к информационному...

О. Н. Барабанов Основные концепции глобального управления iconЭкоэтика и подходы к решению проблем смягчения глобального изменения климата
Чтобы сохранить жизнь на земле нам необходимо экологически образованное общество, которое строит свои отношения с природой на принципах...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<