Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69




НазваниеПсихология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69
страница1/48
Дата публикации17.07.2013
Размер7.99 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Урбанович А. А.

Психология управления




УДК 159.923 ББК 88.5 У 69

Серия основана в 1998 году

Урбанович А. А.

У 69 Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2003. — 640 с.— (Библиотека практической психологии).

ISBN 985-13-0627-4.

В учебном пособии раскрываются теоретические основы психологии управления, характерные особенности личности руководителя и подчиненного, основы делового общения и взаимодействия, сущность управления групповыми процесса­ми, явлениями, конфликтными ситуациями, а также методы и средства преодоления стрессов и кризисов в деятельности руководителя.

В разделе «Практикум» содержатся тестовые методики, по­зволяющие глубже узнать себя и окружающих, осуществлять эффективную управленческую деятельность.

Пособие предназначено лицам изучающим психологию уп­равления как учебную дисциплину, а также менеджерам, пси­хологам, социологам и всем, кто интересуется психологичес­кими аспектами управленческой деятельности.

УДК 159.923 ББК 88.5

ISBN 985-13-0627-4

© А.А. Урбанович, 2001

© Составление и редакция серии

А.Е. Тарас, 2001

ВВЕДЕНИЕ

«Они думают, что мы не думаем». Эти слова, услы­шанные много лет назад из уст пожилого, умудренного жизненным опытом человека в адрес руководителей, я запомнил на всю жизнь. По своей сути эти нехитрые слова таят в себе глубокую мысль, как бы напоминая каждому из нас о важности учета мнения подчинен­ных, о ценности того, кто рядом, о его творческом чело­веческом начале. В современных условиях нужны не про­сто квалифицированные руководители, а психологически мыслящие, мудрые в управлении профессионалы. Сейчас, как никогда прежде, требуется выработка у руководи­телей знания психологических основ управления, высо­кой управленческой культуры.

^ Долгое время считалось, что обучение в вузе позволя­ет получить любую профессию; любую, кроме профес­сии руководителя, потому что руководительэто опыт плюс призвание. Но мировая практика стучалась в наши двери и ясно давала понять, что управление это сфе­ра деятельности, которой надо и можно учиться, как и всякой другой.

Раскаты перестроечной грозы подвели к изменению всей структуры преподаваемых дисциплин в вузах. Стремление идти в ногу с общим цивилизационным про­цессом, потребности изменившейся практики застави­ли обратить пристальное внимание, как на подготовку руководителей, так и на важную составляющую про­цесса управления психологические аспекты руковод­ства людьми.

Углубленной разработкой данных проблем занимается большое число специалистов той или иной области на­учного знания. Заметное место в этом процессе при­надлежит психологии. В настоящее время наблюдается активизация исследовательских усилий в сфере пси­холого-управленческой проблематики. Знание психо­логических особенностей людей, всесторонний учет пси­хологического содержания управленческой деятельности, стимулирование работников в процессе совместной де­ятельности, создание в организации здорового соци­ально-психологического климата— эти и другие про­блемы находятся в центре внимания психологии управления.

Ответом на насущную потребность практики ста­ло введение во многих вузах преподавания новой дис­циплины — психологии управления. Однако учебная ли­тература по этой дисциплине появилась с явным опозданием и не в достаточном количестве. Сложи­лась странная ситуация, когда основным учебником по дисциплине становится конспект лекций обучаемых. Это и подвигло меня к созданию данного учебного посо­бия.

^ Человек в контексте управленческих отношений таков основной лейтмотив учебного пособия. В нем предпринята попытка совместить основы теоретичес­ких положений психологии управления с практикой уп­равленческой деятельности как у нас, так и за рубе­жом; показать неразрывность теории и практики, их взаимосвязанность и взаимозависимость. Эта цент­ральная идея определила структуру издания и каждую из глав.

Прежде чем говорить о психологической стороне управления, необходимо рассмотреть, что собой представляет управление вообще, управление как социальный феномен, каков предмет науки управления, каковы ос­новные управленческие культуры и тенденции развития управленческой мысли. Как отмечал известный русский историк СМ. Соловьев, во всякой науке есть своя обя­зательная таблица умножения, то есть тот минимум фундаментальных понятий и теоретических идей, без овладения которыми нельзя знать науки вообще. Вот о такой «таблице умножения» психологии управления речь идет в первой главе пособия.

Эффективность процесса управления определяется тем, кто конкретно и как руководит. Личности руко­водителя, подходам к определению его профессиональ­но-важных качеств, алгоритму управленческой деятель­ности посвящены материалы второй главы.

Управление — это всегда руководство людьми. Ка­ковы они — современные подчиненные, как происходит их адаптация к деятельности, каковы основные регуля­торы их поведения и деятельности? Ответам на эти и другие вопросы посвящена третья глава.

Взаимодействие между руководителем и подчинен­ными всегда принимает форму управленческого обще­ния. Четвертая, пятая и шестая главы издания рас­крывают закономерности этого общения, основы управленческого воздействия, основные формы делового общения.

В своей деятельности руководитель воздействует не только на своих подчиненных, но и на сложные груп­повые явления и процессы. Вот почему он должен знать механизмы групповой динамики, феномены групповой жизнедеятельности. В любой организации неизбежны столкновения мнений, точек зрения, интересов, перерас­тающие порой в конфликтные ситуации. О том, как руководителю вести себя в этих условиях, речь идет в седьмой и восьмой главах.

^ Общеизвестно, что управление это особой слож­ности труд, для которого характерны дефицит време­ни, избыток информации, ненормированный рабочий день, постоянное давление со стороны начальства и подчи­ненных. В этих условиях деятельность руководителя оказывается наполненной стрессами, конфликтами, кри­зисами. Вот почему девятая глава посвящена пробле­мам укрепления здоровья руководителя, управление стрессами и кризисами в его деятельности.

Для обеспечения связи излагаемых проблем психоло­гии управления с практикой в пособии содержится прак­тикум. В нем приводится ряд тестовых методик, по­зволяющих руководителям лучше познать себя, своих подчиненных, групповые процессы и явления.

Изложение основных проблем перемежается афориз­мами известных людей (и не очень), выдержками из уч­режденческого фольклора. Обращение к этим лаконич­ным свидетельствам эпохи необходимо по той простой причине, что в них кроются секреты успеха многих и многих людей, они знакомят нас с опытом других.

Думаю, что осуществление управленческой деятель­ности без известной доли юмора, иронии невозможно. Как писал В. Раабе, «юмор — это спасательный круг на волнах жизни». Вот почему в приложении под рубрикой «Об управлении почти серьезно» излагаются ироничные взгляды ряда авторов на процесс управления, на жизнь организаций. Ирония не иссушает: она сжигает лишь сорную траву, сказал Ж. Ренар. Кроме того, нередко юмор в лаконичной и наиболее доходчивой форме раскрывает истины, на постижение которых требуется несколько страниц серьезного текста.

Автором использованы материалы ряда изданных книг и монографий, среди авторов которых Г. М. Андреева, Р. Л. Кричевский, Я. В. Подоляк, А. Л. Свенцицкий, Г. В. Щекин и др.* Полный список использованной литературы содержится в конце издания.

Учебное пособие предназначено, прежде всего, для руководителей разных уровней, желающих обогатить себя знанием основ психологии управления, а также для сту­дентов, изучающих психолого-управленческую проблема­тику.

* См : Андреева Г.М. Социальная психология. — Изд. 3-е, доп. и перераб. М., 1996; Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — 2-е изд., доп. и перераб. М, 1996; Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. М., 1989; Свенцицикий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986; Щекин Г. В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию. Киев, 1994; Психология управления: Курс лек­ций Москва — Новосибирск, 1997; Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология управления. М., 1997 и др.

ГЛАВА 1

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. УПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Понятие «управление» широко используется в раз­личных науках, обозначая функцию, присущую орга­низованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.). Существует огромное количество определений этого понятия. В самом об­щем виде под управлением понимается элемент, фун­кция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.

В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организа­ционные подразделения в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы), представленные в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами управления. Как видим, ключевыми кате­гориями социального управления являются «органи­зация», «субъект и объект управления».

Организация представляет собой форму объедине­ния группы людей (два и более), деятельность кото­рых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимос­ти от целей и условий деятельности индивиды в со­циальном управлении выступают субъектами и объек­тами управления.

Субъектом управления является носитель предмет­но-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд.

Ли Якока, американский менеджер

Объектом управления может быть часть объектив­ной действительности, на которую направлено уп­равленческое воздействие. Объектом управления так­же может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Между субъектом и объектом управления суще­ствует диалектическое взаимодействие и взаимовли­яние. При этом важным условием эффективности уп­равления является соответствие субъекта управления его объекту. Таким образом, социальное управление есть непрерывный процесс воздействия ру­ководителя (субъекта управления) на орга­низованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для дос­тижения наилучших результатов.

Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена, которые мы можем назвать как собственно управление, то есть целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и под­верженность целенаправленному воздействию субъек­та воздействия. В зависимости от типологических черт, разными людьми не одинаково переживается само чувство подчинения. Исследователи выделяют три типа подчинения:

строптивое подчинение: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение. Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;

равнодушное подчинение: работник вполне удовлет­ворен своим положением, ибо это освобождает его от принятия ответственных решений; исповедуется принцип «пусть думает начальник»;

инициативное подчинение: работник осознает не­обходимость подчинения, чувство долга у него пере­ходит в привычку, но не заглушает инициативу. В ос­нове такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.

Субъект и объект управления, рассматриваемые также как управляющая и управляемая системы (под­системы), в совокупности взаимных связей состав­ляют систему управления, характеризующуюся ин­формационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения решений.

Понимаемая как целостно-организационное объе­динение, система управления характеризуется:

* функциями и целями деятельности;

* конкретным набором составных частей, находя­щихся в соподчиненности;

* режимом внешних связей (субординация, коор­динация, договорные отношения и т.д.);

* правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов.

^ 1.2. ПРЕДМЕТ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ. ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Осознание управления как профессии, опираю­щейся на разнообразные достижения междисципли­нарной, пока еще молодой, быстро развивающейся области научного и практического знаний, занимает прочное место в современной цивилизации. В настоя­щее время считается, что руководитель любого уров­ня призван решать две взаимосвязанные задачи:

* овладеть теоретическими основами рациональ­ного управления, то есть наукой управления;

* уметь творчески применять положения этой на­уки, то есть овладеть искусством управления. Первая задача решается в процессе обучения, вторая — в про­цессе практической деятельности.

Управление как наука имеет присущий ей предмет. По мнению большинства отечественных и зару­бежных ученых предметом науки управления являют­ся управленческие отношения, то есть отношения

* между субъектом и объектом управления;

* между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направлен­ные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач;

* между различными организационными подраз­делениями в пределах одного и того же объекта уп­равления.

Управленческая деятельность — принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:

* большое разнообразие видов деятельности на раз­ных уровнях управленческой иерархии;

* неалгоритмический, творческий характер дея­тельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко про­тиворечивой обстановки;

* ярко выраженная прогностическая природа ре­шаемых управленческих задач;

* значительная роль коммуникативной функции;

* высокая психическая напряженность, вызывае­мая большой ответственностью за принимаемые ре­шения.

Таким образом, управленческая деятельность это особым образом организованный вид трудовой деятель­ности по выполнению функций управления в организа­ции.

Главная ее цель — обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности руководимого коллектива по решению стоящих перед ним задач. Продуктом управленческой деятельности являются управленческие решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме. Поскольку управленческое воздей­ствие на все сферы деятельности осуществляются через членов организации, приоритетное значение имеет управление живым трудом, то есть целесооб­разной деятельностью своих подчиненных.

В зависимости от функциональной роли в процес­се управления выделяют три основные категории пер­сонала управления:

* руководители или линейные менеджеры (10% ра­ботников аппарата управления);

* специалисты или функциональные менеджеры (60— 70% работников аппарата управления);

* служащие аппарата управления (20—30% работ­ников аппарата управления).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 iconПрактическое пособие Москва удк 159. 98 Ббк 88. 5 К89
К89 Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб и доп. М.: Ось-89, 2002. 320 с.: ил

Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 iconПрактикум по возрастной психологии удк 159. 922. 6(076. 58) Ббк 88. 4я73 А16 Абрамова Г. С
А16 Практикум по возрастной психологии: Учеб по­собие для студ вузов. — 2-е изд., стереотип. — М

Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 iconМетодические указания Ярославль 2003 Составитель: Филиппова Ю. В....
Детская психодиагностика: Практические занятия. Методические указания / Сост. Ю. В, Филиппова. Институт «Открытое Общество». Ярославль,...

Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 iconМасару Эмото Энергия воды для самопознания и исцеления Масару Эмото...
Энергия воды для самопознания и исцеления / Перев с англ. — М.: Ооо издательский дом «София», 2006. — 96 с, ил

Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психология управления Билеты «Психология управления»

Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 iconКалинаускас И. Н. В поисках Света - спб.: Фонд “Лики культур”, 2001. -...
В поисках Света — спб.: Фонд “Лики культур”, 2001. — 232 с. (Се­рия: «Тайна Мастера Игры Игоря Калинаускаса»). Удк 159. 9 Ббк 87....

Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 iconМетодические указания Ярославль 2003 Составитель: Филиппова Ю. В....
Детская психодиагностика: Практические занятия. Методические указания / Сост. Ю. В, Филиппова. Институт «Открытое Общество». Ярославль,...

Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность...
Учебно-методический комплекс. Предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология» Института бизнеса, психологии...

Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 iconКнига о главном, или Путешествие в Мир субъективного        6
...

Психология управления удк 159. 923 Ббк 88. 5 У 69 iconМетодика использования и ведения универсальных классификаций научного знания – удк, ббк, грнти
Учреждение Российской академии наук Всероссийский институт научной и технической информации ран (винити ран)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<