Психологическая герменевтика




НазваниеПсихологическая герменевтика
страница1/23
Дата публикации22.02.2013
Размер4.72 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Брудный А.А.

Психологическая герменевтика


уч. пос. М., 1998. 336 с.
Введение
ПОНИМАНИЕ, ПОНИМАНИЕ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Пониманию нет границ. Осип Мандельштам
Главные слова в германском гимне: "Германия, Германия превыше всего", и все немцы их знают. Если когда-нибудь будет написан гимн для всего человечества (кажется, этого уже недолго ждать), в нем, наверное, будут слова: "Понимание, понимание превыше всего". Ведь без понимания реальности, без понимания друг друга люди просто не смогли бы существовать.
Это представляется очевидным. Но не менее очевидно и иное, противоположное суждение. Персонаж одной философской повести, признавая, впрочем, что он плохо знает людей, говорит: "Я знаю только, что они способны на любые крайности, на самую крайнюю степень тупости и мудрости, жестокости и жалости, ярости и выдержки. У них нет только одного: понимания. Они всегда подменяли понимание какими-нибудь суррогатами-верой, неверием, равнодушием, пренебрежением. Как-то всегда получалось, что это проще всего. Проще поверить, чем понять. Проще разочароваться, чем по-нять"'.
Противостоят ли друг другу эти высказывания? Как берега одной реки. Понимание необходимо. И его всегда недостаточно.
Поэтому необходима наука понимать. Поэтому написана книга, которую вы только что раскрыли. Она преследует цель двоякую: рассказать о процессе понимания и одновременно несколько развить свойственную вам способность понимать. Способность эта свойст-СтругацкиеА. иБ. Улитканасклоне//Воляы гасятветер.-Л., 1989.-С. 45.
венна всем людям без исключения, развивается она спонтанно, сама, и в массе случаев довольно успешно. Но ее можно поднять и выше среднего уровня - это в силах современной психологии.
Освальд Шпенглер писал: "XIX век был веком естествознания, XX век станет веком психологии. Мы уже не верим во власть разума над жизнью. Мы чувствуем, что жизнь господствует над разумом... Оставаться хозяевами фактов для нас существеннее, чем стать рабами идеалов'". Писалось это когда XX век был еще молод, и он взялся было опровергать пророчества Шпенглера: история еще не знала такой веры в идеалы (истинные или ложные - вопрос другой), не знала она и таких достижений естествознания и такого господства непреложных фактов над яростными попытками освободиться от их власти, попытками их изменить, замолчать или опровергнуть. Но вот век кончается и становится все более ясно, что Шпенглер просто разделил судьбу всех пророков - он заглянул слишком далеко вперед и исполнения своих прорицаний не увидел. Они стали сбываться только ныне, на исходе столетия - это наступающий век становится веком психологии, это сейчас человек оценил силу и значение великой мечты - стать хозяином в мире фактов. Для того, чтобы эта мечта осуществилась, и нужна наука понимать. Науке о понимании много лет. Это герменевтика^. Наука понимать - это постгерменевтика\ Она формируется под влиянием радикальной психологии и психолингвистики. Постгерменевтика представляет собой проявление и следствие экспериментального подхода к анализу проблемы понимания, это попытка создать в сознании (и подсознании) читателя установки, ориентированные на понимание смысла текстов и реальности, стимулировать волю и понимание, развить способность понимать как одну из важнейших сущностных сил человека.
Человек - это порождение природы и общества. Он не примиряет их-он их понимает, ибо принадлежит им обоим. Благодаря пониманию человек способен действовать практически, а значит существовать. Понимание соединяет в единый узел познание и общение, понимание позволяет проникнуть в скрытое, прорицать будущее, предупреждать опасность.
Шпенглер О. Пруссизм или социализм? // Современный Запад. 1923.- № 1.- С. 197.
^ Если вас специально заинтересует радикальная герменевтика -ей посвящена книга Caputo I.D. Radical Henneneutics. Repetittion, Deconstniction and the Henneneutics Project. Bloomington: Indiana University Press. 1987. Весьма содержательное обсуждение см.: Man and World. 1988. V. 22. № 2, где опубликованы рецензия проф. Дж. Сэллиса и остроумный ответ Дж. Д. Кэйпато на его критические замечания.
' См. в этой связи: Лиотар Ж.-ф. Заметка о смыслах "пост" // Иностранная литература- 1994.-№ 1.-С.56- 59.
Первоначально это было нечто исконное, особый талант мыслить, переходящий от Учителя к ученику. Но выяснилось, не скоро, но выяснилось, что переходит знание, а не талант. Корни слов "наука" и "знание" разные. Наука - это способ познавать, а знание - результат применения этого способа. Наука есть творчество ученых, она меняется, она незаконченная, она живет, а в семантике "знания" этого оттенка нет, оно готово для трансляции, оно вообще готово по определению - на клинописной глиняной таблице или на дискете оно всегда продукт, а не процесс.
Процесс научного познания, его причины и правила, его метод способны повлиять на мышление, а знание - и на поведение. Идея Фрэнсиса Бэкона, состоявшая в том, что человека можно научить мыслить правильно, сыграла значительную роль в формировании образования и науки. Вероятно, Бэкон ожидал, как и все великие умы, результатов более впечатляющих. Но и поныне логики и философы ищут метод-гарант, предупреждающий ошибки, компас, указующий на магнитный полюс истины. Развитие научного знания свидетельствует, что истина постижима. Ее можно найти, ее можно понять.
"Поиск понимания, выявление внутренних закономерностей в некотором сложном и неясном аспекте реальности - основная цель науки. Однако довольно трудно точно определить, что такое понимание. Оно, очевидно, субъективно: что удовлетворит одного, не удовлетворит другого; разные культуры обладают разными стандартами того, что можно считать удовлетворительным объяснением; то, что удовлетворяло людей 100 лет назад, может теперь оказаться непригодным. Несмотря на всю расплывчатость и неопределенность этого понятия, субъективное чувство удовлетворения от понимания аспекта действительности оказывается очень сильным..."'. Настолько сильным, что возникает сомнение - только ли о "чувстве удовлетворения" тут заходит речь? Да и о понимании ли тут надо говорить? Послушаем классика биохимии Чаргаффа.
"Мы верим,- говорит он,- что наши поиски приведут к пониманию, но они ведут лишь к объяснению. Даже разница между "понять" и "объяснить" совсем постепенно сводится на нет, что уж совсем непростительно. Приводят высказывание Эйнштейна: "Самое непонятное в природе - что ее можно понеть". Я бы сказал - "объяснить". Это вещи совершенно разные, ибо мы мало что понимаем в природе. Даже самая точная из точных наук витает над аксиоматической бездной, которую нельзя измерить"^.
ГопдстейнМ., ГолдстейнИ. Как мы познаем. М., 1984.- С. 34. ^ Чаргафф Э. Горячка разума // Химия и жизнь. 1978.- №5.-С. 64.
Математически образованные современники отнюдь не всегда понимали Лобачевского, который предпринял одну из первых удачных попыток в эту бездну заглянуть. Но даже если отвлечься от чисто теоретических построений и обратиться к сфере инженерно-технической, и там эта разница между "объяснить" и "понять" обозначится.
Главный кораблестроитель британского флота сэр Уильям Уайт, который "открыл эру кораблей волнующей красоты и мощи", докладывал о постройке гигантских линкоров типа "Маджестик". Адмирал Бересфорд все выслушал, "посмотрел морским глазом'" и сказал:
- Мы будем тонуть на этих кораблях, а сэр Уильям будет объяснять, почему мы потонули.
В первом же бою "Маджестик" получил пробоины, опрокинулся и затонул.
Бересфорд понимал. Уайт объяснял. Разница весьма велика. Бе-ресфорд чувствовал, что "Маджестик" опрокинется. Он не умел объяснить, почему. Но он знал! Вернемся к вопросу о науке.
Науку Герберт Спенсер сравнивал со сферой: чем она больше, тем больше площадь ее соприкосновения с неизведанным.
Это вполне относимо к пониманию: чем больше понято, тем больше, оказывается, надо понять еще.
Это относится и к науке понимать - чем глубже понимание, тем больше надо узнавать о том, кто понимает.
Необходимое условие существования человека-его осознанное взаимодействие с другими людьми. Взаимопонимание людей обязательно включает осознание их прав. Но переход от "мы" к "я" есть переход от понимания чувств, интересов и намерений других людей к пониманию самого себя. Легкость этого перехода-кажущаяся. "Утвердив свое существование и свои права, человек предпринял поиски самого себя, подобно рыцарям, коим их победы позволяли проникать во дворцы, где они ожидали узреть предмет своих грез, но находили только глубокие, уходящие во тьму перспективы"^. Многие не решаются уходить в глубины собственной личности, своего "я". Для многих, занятых утверждением себя во внешнем мире, вообще закрыт путь к себе. Свои желания они знают очень хорошо. Самих себя - нет.
Обращение к индивиду, его личностным особенностям и возможностям вообще может дать очень многое. Сущностные силы человека (к их числу относится способность понимать) как бы выводят его за пределы сиюминутной действительности. Это стало ясно еще очень
-' По словам академика А. Н. Крылова. Выражения "военным глазом", "морским глазом" многозначительны. Слова "увидел" и "понял" соединялись в одном семантическом пучке - тут О. Мандельштам совершенно прав. "МальроА. Зеркало Лимба. М., 1989.- С. 44.
давно. "Мы верим,- писал некто (быть может, X. Эспронседа) в 1834 г.,- что чувства человека выше его интересов, желания - больше потребностей, а воображение - шире реальности'". Как это верно. На том, что желания больше потребностей, построена, в сущности, вся психология рыночных отношений. То, что воображение шире реальности, позволяет строить виртуальные миры, семантически равномощные реальному. А не эта ли способность порождает гипотезу, игру, литературу? А разве не чувства людей лежат в основе собственно человеческих отношений между ними? Разве понимание - это только и исключительно рациональный процесс?
"Конечной целью каждой науки являются познание и понимание. что далеко не одно и то же. Мы обогащаем наши знания, собирая факты, и применяем различные методы, пригодные для нашей цели. Пока мы следуем по этому пути, мы свободны от какого бы то ни было элемента эмоциональности. Но дело обстоит по-другому, когда речь идет о понимании. Мы обнаруживаем, что нелегко дать определение пониманию, применимое для всех возможных случаев. Для всех проявлений понимания как в физике, так и в биологии общей является только какая-то чисто эмоциональная характеристика. "Понять" - до какой-то степени синоним "получить удовлетворение". Такое удовлетворение - это чувство облегчения, знакомое только тем, кто сражался с "непонятным"^.
Вот снова это "чувство удовлетворения", это "облегчение". Но, заметьте, это все не психологи говорят. А. Гурвич был ученым очень большого, исключительного даже ума, хотя многие и говорили, что он заблуждался, понимал им же полученные экспериментальные данные "не так". Не так понимал... Что его обманывало-чувство, разум?
Чувство... Да, понимание-это не только рациональный процесс. Но это и не только облегчение или удовлетворение.
Вспоминается, как, разговорившись с А. А. Реформатским (он любезно поинтересовался моими работами), я спросил его, что он имеет в виду под пониманием.
- Это шестое чувство - способность и чувство понимания,- сразу ответил он. Мне, конечно, пришли на ум известные стихи Гумилева:
...Так некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуяв на плечах Еще не появившиеся крылья...
Пишу "некто", потому что точно еще никто не знает, кому эти замечательные слова принадлежат. См.: Вопросы литературы. 1983.-№ 4.- С. 167. ^ Гурвич А. Г. Избранные труды. М., 1977.-С. 174.
Так век за веком - скоро ли. Господь? - Под скальпелем природы и искусства Кипит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства.
Я переспросил:

- Так Вы считаете, что его еще нет? Он усмехнулся.

- Ну как это "нет". Оно прорастает...
Мне эта мысль представляется замечательной. Исторически понимание еще очень молодо. Чувство понимания прорастает у каждого. Оно способно расти. Оно вырастет до неизведанных еще масштабов и изменит нас.
Я не стал бы, конечно, ссылаться на этот разговор, не писал бы о нем, но не так давно встретил близкое по сути определение понимания, приводимое Н. Ильиной' в ее воспоминаниях об этом замечательном ученом и человеке. Шестое чувство. Чувство чего?
И вот, я хочу предположить, что понимание - это чувство приобщения к бессмертию. Движение к точке Омега. Соединение с тем. что больше меня (неизмеримо!), но в то же время - и я.
К вопросу о точке Омега мы еще вернемся. Как и к многим другим вопросам, затронутым в этих вводных соображениях.
Когда у одного из крупнейших физиков нашего столетия Макса фон Лауэ спросили, что такое образование, он, подумав, ответил, что образование - то, что остается у вас, когда вы забыли, чему вас учили. Эти слова
часто вспоминали, но мало понимали. Идея Лауэ заключается в том, что у образованного человека формируется образ мыслей, и он поважнее фактов и формул. Иными словами, у образованного человека иной уровень понимания.
Жозеф де Местр отмечал, что те, кто совершил значительные открытия, менее всего были знакомы с трудами Бэкона, а его читатели и ценители в открытиях не особенно преуспели. Это правда, и тем не менее влияние Бэкона на развитие науки трудно преувеличить. В чем же дело? Видимо, дело заключается в образе мыслей, в том, что формируется в процессе учения, в том, что усваивалось и понималось "по Бэкону".
Соответственно и "наука понимать" есть способ понимания, который, по предположению автора, должен быть воспринят читателем, когда он закроет эту книгу... разумеется, в том случае, если он прочтет ее до конца, что не легко.
' Ильина Н. Дороги и судьбы. М., 1991.
Вопросы, которые ставятся в этой книге различны. Среди них особое место занимает вопрос о понимании текстов культуры.
Культура и ее стержень - литература и искусство - обладают особой силой. Они могут, правда, ненадолго, переселять человека в иное пространство', мыслимое, семантически значимое, и это перемещение очень помогает жить. Одни способны попасть только на окраины этого пространства, где гремит тяжелый рок или незатейливая поп-музыка, ходят полуодетые особы, чьи имена тотчас же забываются, другие способны пройти дальше, услышать настоящую музыку. увидеть людей, города и горы, которые надолго остаются в памяти, а третьи уходят далеко в глубь этой вроде бы и не существующей страны и встречаются там с незабываемым, более реальным, чем серая или раскрашенная рекламными красками "настоящая жизнь" Они встречают там самих себя. Не двойников, конечно, хотя случается и такое. Они узнают там переживания и мысли, им близкие, начинают лучше понимать себя, друзей, врагов, прошлое и настоящее.
В этом мыслимом пространстве нельзя оставаться надолго. Но оно так помогает существовать в настоящем мире, помогает выдержать его давление. За этим оно и необходимо, все это огромное пространство - от "Битлз" до античной классики. Оно не всемогуще - Нищие, например, сломался. А классику Нищие знал профессионально, читал филологию в Базельском университете и когда сравнивал человека с натянутым луком, то, может быть, вспоминал Иосифа Флавия^. "Чтобы лук не сломался, существует искусство'",- писал Нищие. Он имел в виду. что искусство пробуждает и усиливает витальное чувство, которое уходит из человека по мере того. как его сгибает ложный мир социального.
Взаимодействие семантически значимого пространства с реальным миром было замечено очень давно - собственно говоря, все религии отсюда и возникли. Но и вполне свободомыслящие люди ощущали влияние этого пространства, чувствовали его значение, понимали его по-своему, вполне приземленно: это пространство было объявлено простым отражением действительного. Те, кто в этом пространстве был, как дома, те, кто его, собственно, создавал,- люди творческие - защищались: "Мир существует. Было бы бессмысленно его
Семантическое пространство исследовали Ч. Осгуд, В. Петренко, А. Шмелев и другие ученые; правда, наша интерпретация семантического пространства несколько отлична от той, что они предлагают. Нам оно представляется сложно структурированным.
"Мы немощны, и слабы сопротивляться римлянам, но лук натянут" ' Nietzsche F. Werke-Bd. 1.- 1899.- S. 523.
повторять'". Оно, это пространство, бесспорно, похоже на реальный мир. Но оно его не повторяет. Оно помогает его понять.
Это пространство выстроено с помощью достаточно сложных текстов, которые будучи структурно далеки от текстов научного содержания, в познавательном отношении им зачастую не уступают^
Наука понимать соединяет эти два пространства - реальное и мыслимое, изучая то, что является у них структурно общим. Эта структурно общая для них черта-текст. "Нет ничего вне текста",- говорит Жак Деррида. И это одно из основных понятий, которым мы будем оперировать - текст. Воспроизводимая последовательность значимых элементов. Илья Пригожин' говорил: "Жизнь возникает всякий раз, когда возникает текст и соответствующий ему читатель". Он описывал свои опыты и пояснял: "В условиях, далеких от равновесия, наблюдаются колебания, в которых налицо определенная последовательность, текст!"". Это максимально широкая интерпретация. Применительно к нашей теме текст рассматривается как смыкающий компонент акта коммуникации. В тексте реальность представлена и сконцентрирована в доступной пониманию форме. В этом заключается его фундаментальная психологическая особенность. Анализ и обобщение экспериментальных данных, характеризующих психологические механизмы, порождающих различные варианты понимания текстов в процессе общения, показывает, что смысловая связь между компонентами текста есть форма связи между участниками акта коммуникации. Смысл выступает при этом в нескольких функциях: он скрепляет составные элементы текста, активно способствует репродукции его содержания, позволяет соотнести содержание каждого данного конкретного текста с действительностью. Тем самьм смысл следует рассматривать в его отношении к памяти, к реальной действительности и к конкретным языковым средствам, образующим текст.
Понимание есть феномен, возникший в непосредственной связи с процессом общения и составляющий необходимое условие существования и построения текстов.
Edschmid К. Fruhe Manifesto Epochen des Expressionismus.- Hamburg, 1957.- S.34. ^ CM.: Зинченко В. П. Возможна ли поэтическая антропология? - М., 1994.
Для тех, кто придает значение титулам, - президент Королевской академии Бельгии, лауреат Нобелевской премии и т.д. Но титулы дают современники, а они могут и ошибаться. Есть иной критерий - рост значения мыслей ученого. По отношению к мыслям Пригожина этот критерий выполняется: интерес к ним продолжает расти.
" Пригожим И. Мы только начинаем понимать природу // Краткий миг торжест-ва.-М" 1989-С. 314.
fs^mm^m В книге вы встретите несколько повторяющихся имен. Они принадлежат и тем, кто ушел, и тем, кто пишет, работает. Мы вступаем с ними в общение, слушаем их, со-<йй
глашаемся или не соглашаемся.
В этом состоит один из многих психологических приемов работы автора с читателем, здесь использованных. Специально они описываться не будут. Но надо оговорить, что относительно узкий круг упоминаемых авторов определялся не личными пристрастиями (я очень люблю поэзию Пастернака, но о ней даже в главе о балладах здесь ничего не сказано), а конкретными психологическими задачами развития способности понимать определенные структурные особенности текстов. Поэтому здесь представлен Е. Рейн, а не И. Бродский, например.
Читатель вправе посетовать, что в тексте книги немалое место уделено сказаниям далекого прошлого. Но они заслуживают внимания. "Легенды и сказки - это отражение людей, человечества в некоем зеркале. То, что представляется прошлым, на самом деле есть буду-щее"', - утверждал Т. Стриблинг в замечательном, ныне забытом романе. Мысль эта не принадлежала, собственно, ему, но ведь так много зависит от формы ее выражения, а здесь она хороша. И мысль верна. Изучая народное творчество, мы изучаем не только прошлое, но и прообразы настоящего и будущего.
Говорят, что дверь в будущее трудно отворить. Вполне очевидно, что это так. Но закрыть ее просто невозможно, и сейчас мы убеждаемся в этом на собственном опыте. Чем бы не завершился кризис, который переживает наше общество (а он обязательно завершится, вечных кризисов не бывает), проблема понимания актуальности не утратит. Напротив, мы убедимся, что рост потребности в понимании будет сопоставим с ростом потребности в доброкачественных продуктах питания.
Наука понимать... Давайте попытаемся понять нечто, пригласив за стол одну из наших коллег. Ее книга так и называется - "Человек за письменным столом". Книга эта точная, суховатая, глубокая, весьма далекая от теологии (оговорка необходимая, поскольку мы попытаемся понять дискурс, с религией внутренне связанный). Жан Жионно еще до мировой войны (второй) заявил: "Лучше живой трус, чем мертвый герой". Это, конечно, вариация на тему библейскую. Из книги "Экклезиаст". Но там не сказано, что живая собака лучше мертвого льва. Отнюдь нет. Это живой собаке лучше, чем мертвому льву,- вот как там говорится. Псу живому лучше, кто спорит. Но лучше ли будет льву жить собачьей жизнью? Это великий вопрос.
Стриблинг Т. Мегафон. М., 1948.- С. 120. Написана эта книга была в 1934 году, а перевели ее у нас еще до войны.
Это (на самом деле) вопрос о существовании культуры. Культура замещает достижение удовлетворения, удовольствия достижением ценности. А "ценность" - слово не случайное. За ценности надо платить. За что платишь, то и получаешь. А платить приходится. Хочешь быть человеком - иметь родину, жить свободно, чтить науку, ценить искусство, любить девушку, завести детей, быть порядочным - плати за это.
Тут уже надо стоять на своем, постоять за себя, быть верным, уметь рискнуть, сказать правду... "Свобода, родина, наука, искусство, любовь, семья, честь - все это очень опасные вещи"'. Даром это не дается. "Не помню, кто это сказал в ответ на разные медицинские предостережения: "Опасно жить - от этого умирают"^.
Мне помнится, это сказал Станислав Ежи Лец. Офицер польской армии. Тот, кто говорил: "Когда вода поступает к горлу - выше голову!".
Сейчас, в дни серьезного кризиса, когда временами кажется, что "вода подступает к горлу", особенно важно понимать, что на самом деле происходит, что происходило и что еще только произойдет. А если вы захотите это понять, если у вас проснется воля к пониманию (очень важное условие), то вы будете держать голову выше, а значит - видеть и знать больше. Жить от этого не легче. Жить от этого интереснее.
Гинзбург Л. Человек за письменным столом. М., 1989.- С. 589. ^ Там же. С. 589.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологическая герменевтика iconЛитература стр. 20 Введение само слово «герменевтика»
Само слово «герменевтика» восходит к древнегреческим мифам, согласно которым посланник Богов Гермес был обязан толковать и разъяснять...

Психологическая герменевтика iconКонспект лекцій навчальної дисципліни циклу гуманітарної підготовки...
...

Психологическая герменевтика iconПсихологическая подготовка к рукопашному бою
Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых...

Психологическая герменевтика iconЭкзаменационная работа по курсу «Герменевтика»

Психологическая герменевтика iconПсихология правды и психология лжи (III часть) Психологическая борьба
Таким образом достигают внедрения идеологии гомосексуализма без препятствий. Все методы, которые используют, имеют один общий знаменатель....

Психологическая герменевтика iconАлексей Алексеевич Кадочников Психологическая подготовка к рукопашному бою
Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых...

Психологическая герменевтика iconГруппа психологической игры
Цели: Формирование разумного или произвольного, психологическая коррекция возрастных особенностей, что могут стать препятствием к...

Психологическая герменевтика icon«Психологическая подготовка к экзаменам (рекомендации школьнику).»
А школьники оказываются в такой ситуации очень часто на уроке, на контрольной, на экзамене. У этой проблемы две стороны: одна неумение...

Психологическая герменевтика iconГотовность ребенка к школьному обучению
В понятие "готовность к школьному обучению" включается три взаимосвязанных компонента: физиологическая готовность, социально-психологическая...

Психологическая герменевтика iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Стили педагогического общения....


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don