Предмет и задачи психологии как науки




Скачать 304.05 Kb.
НазваниеПредмет и задачи психологии как науки
Дата публикации09.11.2013
Размер304.05 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Предмет и задачи психологии как науки

Министерство образования РФ[pic] Институт подготовки научных и научно-педагогических кадров Кафедра социологии и связей с общественностью Рефератна тему: «Предмет и задачи психологии как науки» Москва 2004 Содержание Ведение 3 Что такое психология 4 Возникновение психологии 6 Предмет психологии 9 Задачи структура и методы современной психологии 13 Место психологии в системе наук 18 Заключение 20 Литература 21 Ведение На протяжении веков человек является предметом изучения многих имногих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познаниипсихологии принадлежит совершенно особое место. Так, С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал:«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяетсяотчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, желанияи т.п., – то есть все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизнии что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…». Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта,чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежитпостоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям егоразвития и формирования в человеческом обществе, особенностям еговзаимодействия с другими людьми. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельностина производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре испорте без знания и понимания психологических закономерностей. Системанаучных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностяхнеобходима для всего общественного развития. Что такое психология Что же представляет собой психология как наука? Ответ на этот вопросне так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него,необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, какна каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предметенаучного знания в психологии. Психология очень старая и совсем молодаянаука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, чтопсихология – наука о душе («психе» - душа, «логос» - учение, наука). Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология»используется для характеристики психологического склада личности,особенностей того или иного человека, группы людей: « у него (у них) такаяпсихология». [2, 5] Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в егоэтимологии: психология – учение о психике. Отечественный психолог М.С. Роговин утверждал, что можно выделить триэтапа становления психологии как науки. Это этапы донаучной психологии,философской психологии и, наконец, научной психологии. [2, 8] Донаучная психология – это познание другого человека и самого себянепосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесьдеятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью пониматьдругого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике вдонаучной психологии выступают: . личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим собой; . общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколение. Такое знание не систематизировано, неотрефлексировано, поэтому частовообще не осознается как знание. Философская психология – знание о психике, полученное с помощьюумозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общихфилософских принципов, либо являются результатом размышления по аналогии.На уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятиедуши подвергается анализу и мысленному расчленению с последующимобъединением. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествуети, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, дляфилософской психологии характерным является не только поиск некоторогообъяснительного принципа для психического, но и стремление установить общиезаконы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и всеприродные стихии. Научная психология возникла относительно недавно – во второй половинеXIX века. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологииэкспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть:«создатель» научной психологии В. Вундт писал, что если определятьразработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можноохарактеризовать как «экспериментальную». Однако, сам Вундт неоднократноподчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не всяпсихология, а лишь ее часть. Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическуюоснову. Факты добываются в специально проводимом исследовании, котороеиспользует для этого специальные процедуры (методы), главными среди которыхявляются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории,конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются(в идеале) всесторонней проверке. Возникновение психологии В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный периодзаканчивается примерно в VII-VI веках до н.э., то есть до началаобъективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этотпериод представления о душе основывались на многочисленных мифах илегендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающихдушу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный периодначинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот периодразвивалась в рамках философии, а потому он получил условное названиефилософского периода. Также несколько условно устанавливается и егодлительность - до определения собственно психологической терминологии,отличающейся от принятой в философии или естествознании. [1, 15] В связи с условностью периодизации развития психологии, естественнойпрактически для любого исторического исследования, возникают некоторыеразночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногдапоявление самостоятельной психологической науки связывают со школой В.Вундта, то есть с началом развития экспериментальной психологии. Однакопсихологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше,с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения всистеме наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно,изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такоесамостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением еекак предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX веков.Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии каксамостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX векастановление экспериментальной психологии. Но в любом случае необходимо признать, что время существованияпсихологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ееразвития в русле философии. На протяжении более чем 20 вековпсихологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись ипредмет психологии, и содержание психологических исследований, ивзаимоотношение психологии с другими науками. Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI веков до н.э.было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке,рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованиемтех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которыевозникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшуюобщие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получиланазвание натурфилософии (философии). От философии психология взяла важноедля любой науки положение о необходимости строить свои теории на основезнания, а не веры. Стремление избежать сакральности, то есть соединенияверы со знанием, а не с разумом, стремление доказать правильностьвысказанных взглядов и было самым важным отличием научной, философскойпсихологии от донаучной. Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и раннихрелигиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего,энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли воснову исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душане только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, атакже является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствахдуши и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим дляпсихологии в античный период было изучение того, как душа придаетактивность телу, как она регулирует поведение человека и каким образомпознает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей тоговремени к идее о том, что душа материальна, то есть состоит из тех жечастиц, что и окружающий мир. [3, 19] Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, то естьименно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям душидобавилось познание, и, таким образом, к исследованию активностиприбавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало однойиз важнейших проблем психологической науки. Сначала в процессе познаниявыделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этомдля психологов того времени не существовало разницы между ощущением ивосприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целомсчиталось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мирастановилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познаниявыделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память какотдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всехнаших знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такиепознавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концуантичного периода представления о структуре процесса познания были близки ксовременным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенноразличались. В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как жепроисходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум -является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает среальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущимидля когнитивной психологии, были поставлены именно в то время. [1, 16] Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическимизменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие.Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословиюисследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования.Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета вразных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношенияхбогословия и психологии. При появлении христианства ему было необходимо доказать своюуникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этимсвязана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и кпсихологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны сязыческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологическихшкол (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI веку, а ученые,хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв вгреческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не былстоль нетерпим к инаковерию, как христианство в III-VI веках, а потомупсихологические школы там свободно развивались. Позднее, к IX-Х векам,когда гонение на античную науку, особенно на теории Платона и Аристотеля,закончилось, многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратномпереводе с арабского. Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIIIвекам оно начало изменяться. Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент быладостаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивноеусвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания,развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств истроить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, то есть схоластикасвязана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогдамало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено наполучение и доказательство знания. Однако со временем схоластика началатормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер ипревратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые,неправильные или неверные в новой ситуации положения. После начального этапа развития психология начала стремиться к тому,чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов,который может быть ей отдан богословием. Естественно, что это привелочастично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделенаособая категория, подлежащая научному исследованию. Необходимостьвыделиться из богословия привела к появлению теории двух истин, котораяутверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и непротиворечат друг другу, как две параллельные прямые, эта теория быласформулирована в IX-Х веках арабским ученым Ибн Синой и вскоре получилаширокое распространение в Европе. Несколько позже, в XII-XIII веках, впсихологии возникло направление, получившее название деизм, котороеутверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) ителесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет длянаучного изучения. [6, 23] Одним из первых термин «душа» в своих философских рассуждениях сталиспользовать Гераклит Эфесский. Ему принадлежит знаменитое высказывание,справедливость которого очевидна и сегодня: «Границ души тебе не отыскать,по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера». В этом афоризмезафиксирована сложность предмета психологии. Современная наука по-прежнемудалека от постижения тайны человеческой души, несмотря на все накопленныезнания о психическом мире человека. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактатгреческого философа Аристотеля «О душе». Сам термин «психология» появляется значительно позднее. Первые попыткиввести термин «психология» могут быть датированы концом XV века. В названиисочинений (тексты которых не дошли до наших дней) далматинского поэта игуманиста М. Марулича впервые, насколько можно судить, употребляется слово«психология», Авторство термина часто приписывают Ф. Меланхтону, немецкомупротестантскому богослову и педагогу, сподвижнику Мартина Лютера.Лексикография приписывает образование этого слова Меланхтону, которыйнаписал его на латыни (psychologia). Но ни один историк, ни одинлексикограф не нашел точной ссылки на это слово в его произведениях». [2,9] В 1590 году вышла книга Рудольфа Геккеля (Гоклениуса), в названиикоторой на греческом языке также используется это слово. Название трудаГеккеля, в котором собраны высказывания многих авторов о душе, «Психология,то есть о совершенстве человека, о душе и, прежде всего, о возникновенииее...». Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII векепосле появления работ X. Вольфа. Лейбниц в XVII веке использовал термин«пневматология». Кстати, работы самого Вольфа «Эмпирическая психология»(1732) и «Рациональная психология» (1734) принято считать первымиучебниками по психологии, а по истории психологии — труд талантливогофилософа, последователя И. Канта и Ф.Г. Якоби, Ф.А. Каруса. Предмет психологии В буквальном смысле слова психология — это учение о психике. Психея,или Психе, в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Психеотождествлялась с живым существом. Дыхание ассоциировалось с ветром,дуновением, полетом, вихрем, поэтому душа обычно изображалась порхающейбабочкой или летящей птицей. По Аристотелю, Психе и есть «душа» и«бабочка». На основе различных мифов о Психее римский писатель Апулейсоздал книгу «Метаморфозы», в которой в поэтической форме представилстранствия человеческой души в поисках любви. Важно отметить, что понятие «душа» у всех «племен и народов»ассоциируется с внутренним миром человека — его сновидениями,переживаниями, воспоминаниями, мыслями, чувствами, желаниями. М.С. Роговинотмечает, что понятие души возникает у всех народов как обобщение исведение к некоторому наглядному образу того, что мог охватить ум древнегочеловека в смысле психики. В связи с понятием души человек подошел кпонятию движущей причины, источника действия, к понятию живого в егопротивопоставлении неживому. Первоначально душа еще не была чем-то чуждым телу, какой-то иной сущностью, а выступала как двойникчеловека с теми же потребностями, мыслями и чувствами, поступками, как усамого человека. «Понятие о душе как о совершенно иной сущностивозникло впоследствии, когда вместе с развитием общественного производстваи дифференциацией общественных отношений, вместе с развитием религии, а затем и философии душа начинает трактоваться как нечто,принципиально отличное от всего того, что существует в реальном мире». [2,10] Постепенно наглядный образ, служащий для обозначения души,бледнеет, уступая место понятию бесплотной абстрактной силы, гетерогеннойзаключающему ее телу. Таким образом, уже в донаучной психологии завершается отделениедуховного от материального, каждое из которых начинает выступать какнекоторая самостоятельная сущность. В течение многих веков душа являлась предметом рассуждений философов ибогословов. Никаких специальных исследований не проводилось: мыслителиограничивались рассуждениями, подбором соответствующих примеров,подтверждающих их выводы. Самонаблюдение не было систематическим, чащевсего оно использовалось для того, чтобы подтвердить справедливостьумозрительных построений, хотя справедливости ради, следует отметить, чтоотдельные авторы, например Августин Блаженный, были удивительнопроницательны. Французский философ Р. Декарт устранил понятие души как посредницымежду духом и телом. До Декарта душе приписывались воображение и чувство,которыми наделяли также животных. Декарт отождествил душу и ум, называявоображение и чувство модусами ума. Таким образом, душа оказалась связаннойсо способностью мышления. Животные стали бездушными автоматами. Такой жемашиной стало и человеческое тело. Устранение души в прежнем смысле (вкаком она понималась в средневековой и в античной философии) позволилоДекарту противопоставить две субстанции: мыслящую и протяженную (дух иматерию). Декарт вошел в историю философии и психологии как создательдуалистической концепции, противопоставившей телесное и духовное. Позжесформировалось понятие о сознании, под которым подразумевалось, согласноДекарту, «все то, что происходит в нас так, что мы сами непосредственно этов себе воспринимаем». Заметим, что самого термина «сознание» Декарт неиспользовал, предпочитая говорить про дух. Декарт заложил основы пониманиясознания как замкнутого в себе внутреннего мира. Он же предложил идеюметода психологии: внутренний мир может изучаться с помощью интуиции(самонаблюдения). Так появляется метод, получивший впоследствиинаименование интроспекция (от латинского «смотрю внутрь, всматриваюсь»).Достоинством этого метода (как полагали сторонники интроспекции) являетсято, что он позволяет получить достоверное, очевидное знание. Во всякомслучае, это следовало из декартовской философии. [4, 11] Предмет психологии неоднократно менялся. После Декарта психология былапсихологией сознания. Возникшая во второй половине XIX века научнаяпсихология также была психологией сознания. Вундт рассматривал психологиюкак науку о непосредственном опыте. Многие психологи XIX века исходили изтого, что самонаблюдение, интроспекция является основным методомпсихологии. Среди них В. Вундт, Ф. Брентано, У. Джемс и др., хотя сам методони трактовали по-разному. Исторический путь психологии показал, чтосамонаблюдение все же не может быть источником достоверных знаний опсихике. Во-первых, оказалось, что процедура интроспекции чрезвычайносубъективна: как правило, испытуемый в своем отчете обнаруживал именно то,что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическимпредставлениям. Во-вторых, после работ французских психиатров Ж.М. Шарко,И. Бернгейма и особенно австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда сталосовершенно ясно, что сознание — это не вся психика. Кроме осознаваемогочеловеком существуют многочисленные психические явления, которые им неосознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным. В-третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей,психически больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения. В-четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком,часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, тоесть искаженным восприятием, а вовсе не достоверным знанием. Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила однихпсихологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться кисследованию бессознательного, других заняться изучением поведения, а несознания (бихевиористов, представителей объективной психологии). Возникновение этих школ и направлений в психологии привело к открытомукризису в психологии. Вся психология распалась на несколько школ, междукоторыми не было точек соприкосновения и которые исследовали разныепредметы и использовали различные методы. Сходные проблемы стояли перед отечественными психологами. В 1920—1930-х годах закладываются методологические основы советской психологии,формулируются методологические принципы. Особенно велика заслуга в делестановления отечественной психологической науки таких ученых, как М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., вработах которых оформились положения, продуктивно развивавшиеся в течениепоследующих десятилетий. В монографии М.Г. Ярошевского «Наука оповедении: Русский путь» прослежена история формированияотечественной психологической школы изучения поведения, во многомповлиявшей на психологические концепции советских психологов.Ограниченность как субъективной, интроспективной, так и объективной,поведенческой психологии советские психологи сумели преодолеть с помощьюкатегории «деятельность». В работах С.Л. Рубинштейна был сформулированпринцип «единства сознания и деятельности», давший методологическуюоснову для опосредствованного исследования психики. Большое значение имелитакже методологические принципы развития психики в деятельности,детерминизма и др. [6, 34] Потребовалось значительное время для того, чтобы прийти к выводу:расхождение между школами в мировой психологии имеет частный характер исвидетельствует, что предмет психологии следует понимать более широко,включая в него и внутренние субъективные феномены, в которых субъект можетдать себе отчет, и поведение человека, имеющее психологическую«составляющую», и феномены неосознаваемой психики, которые также могутпроявляться в поведении. Накопленные психологией XX века данные свидетельствовали также о том,что особенности поведения и психического склада человека зависят не толькоот нервной системы, но и от «конституции» человека, то есть, в конечномсчете, от биохимических процессов в организме. Таким образом, в психологиювозвращалась давняя мысль, согласно которой между психическим и телесным вживом организме существуют неразрывные связи. К 1960-м годам психологи (как зарубежные, так и отечественные) пришлик компромиссу, который явно не формулировался (этому мешали идеологическиеразногласия), но по сути был достигнут: зарубежная психология изучалаповедение, опосредованное психикой; отечественная — сосредоточила основноевнимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности. Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть вмире. Поэтому дать исчерпывающее определение психики не представляетсявозможным. Психика — субъективный внутренний мир человека, опосредующийвзаимодействие человека с внешним миром. Современными психологическимисловарями психика определяется как «форма активного отображения субъектомобъективной реальности, возникающая в процессе взаимодействиявысокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в ихповедений (деятельности) регулятивную функцию» [7, 291] и как «высшая формавзаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способностиреализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем».[2, 13] Можно констатировать, что сегодня многие исследователи выражаютнеудовлетворенность существующим положением дел в научной психологии.Становится все более ясно, что понимание психики как чисто индивидуальногофеномена, свойства высокоорганизованной материи не отражает всей реальнойсложности психического. После работ К.Г. Юнга и его последователей вряд липриходится сомневаться в трансперсональной природе психического.«Трансперсональная психология — это учение о трансперсональныхпереживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, атакже о тех проявлениях в областях психологии, философии, практическойжизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которыевдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить илипонять». Многие исследователи указывают, что научный подход к изучениюпсихики не является единственно возможным. Психология должна оставаться (в соответствии с этимологией) наукой опсихике. Только само психическое должно пониматься несколько иначе. Вообще,весь исторический путь научной психологии, если попытаться выразить егоодной фразой, представляет собой расширение предмета психологии иусложнение объяснительных схем. Очевидно, в наше время психология вочередной раз должна изменить понимание своего предмета. Для этогонеобходимы преобразования внутри самой психологии. В первую очередьтребуется новое, более широкое понимание предмета психологии. Психология, как мы уже говорили, — очень молодая наука. Поэтому,возможно, она еще не нашла своего подлинного предмета, и его обнаружение —задача психологии XXI века. Не будем забывать, что психология какфундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире.Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: «Мирпсихических явлений есть лишь часть мира в целом, и кое-кому можетпоказаться, что как раз в силу своей частности он более познаваем, чем весьмир целиком. Однако при этом не принимается во внимание, что душа являетсяединственным непосредственным явлением мира, а следовательно, и необходимымусловием всего мирового опыта». [2, 15] Задачи структура и методы современной психологии В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки,обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающихперед нею. Основной задачей психологии является изучение законовпсихической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетийзначительно расширился фронт психологических исследований, появились новыенаучные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппаратпсихологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции,психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге«Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуясовременное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резковозрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработкеметодологических проблем психологической науки и ее общей теории». [6, 38]Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы,состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — отэлементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего наорганы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений ужедостаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простойфиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, чтообобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей — это уже иесть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, онавключает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, ихсистематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобыраскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникаютметодологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается нанечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасностьподмены теоретического знания эмпирическим. В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежиткатегориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книгевыделил базовые категории психологической науки, показал их системнуювзаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость ихдруг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии:категория отражения, категория деятельности, категория личности, категорияобщения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнятьк категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявлениеобъективных связей социальных и природных свойств человека, соотношениябиологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну изтруднейших задач науки. Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественнотеоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль вобщественной жизни существенно изменилась. Она все более становитсяобластью особой профессиональной практической деятельности в системеобразования, в промышленности, государственном управлении, медицине,культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решениепрактических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают втой или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающейролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором»понимается широкий круг социально-психологических, психологических ипсихофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так илииначе, проявляются в их конкретной деятельности. Современная психология — интенсивно развивающаяся областьчеловеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому,как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется:появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты,что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим длявсех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучаютфакты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в тойили иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.). Современная психология представляет собой не единую науку, а целыйкомплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобысчитаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до стаотраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадияхразвития, связаны с различными сферами человеческой практики. Ядром современной психологии является общая психология, котораяизучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центревнимания которой — исторический процесс формирования и развитияпсихологического знания. Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям. Традиционно для классификации используются следующие основания: 1) конкретная деятельность (психология труда, медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология спорта и т.п.); 2) развитие (психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология и т.п.); 3) социальность, отношения человека к обществу (социальная психология, психология личности, психология группы, психология класса, этнопсихология и т.д.). [4, 38] Важным является выделение отраслей «по цели деятельности (получениеили применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; попредмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. Наоснове связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию,нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношенийпсихологии с различными сферами практики наблюдается в организационной,инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.» В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическаяпсихология. Можно согласиться с мнением В.Н. Дружинина, который указывает,что «практическая психология отчасти остается искусством, отчастибазируется на прикладной психологии как системе знаний и научнообоснованных методов решения практических задач». Однако есть основанияполагать, что наметилась тенденция к становлению практической психологиикак особого вида психологической науки. Специфика практической психологии втом, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована нацелостную характеристику личности, в большей степени использует описания итипологии. [6, 41] В настоящее время не существует законченной классификациипсихологических отраслей. Психология - наука молодая, находящаяся впроцессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно возникают новыеобласти, что приводит к появлению новых отраслей. Современная психология использует различные методы. Слово «метод» (в переводе с греческого — путь исследования илипознания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научногознания, а также совокупность приемов и операций практического итеоретического освоения действительности. Применительно к психологии подметодом подразумевают способы получения фактов о психике и способы ихинтерпретации. Современная психология использует развернутую систему методов, которыемогут классифицироваться различным образом в зависимости от выбранныхоснований. Классик отечественной психологии Рубинштейн отмечал, что«методы, то есть пути познания, — это способы, посредством которыхпознается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один,а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — вединственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве» [6,43] Первоначально (при выделении в самостоятельную науку) психологияисходила из того, что самонаблюдение в состоянии дать истинное, причемнепосредственное, знание о психической жизни. Психология сознания исходилаиз субъективного метода. Метод научной психологии, таким образом, былэмпирическим, субъективным и непосредственным. Важно подчеркнуть, чтосамонаблюдение рассматривалось как непосредственный метод получения фактов.Задача науки мыслилась Вундтом как логическое упорядочивание фактов.Никаких теоретических методов не предусматривалось. Хорошо известно, чтоинтроспективная психология, сознания столкнулась с большими трудностями. Реакцией на неразрешимые проблемы традиционной психологии явилосьпоявление психологии поведения (объективной психологии). Первоначальнопредполагалось, что новая трактовка предмета психологии — как «поведения» —снимает все проблемы. Объективный метод в форме наблюдения или экспериментапозволял, как полагали представители этого направления в психологии,получать непосредственное знание о предмете науки. Метод, таким образом,рассматривался как эмпирический, объективный и непосредственный. Дальнейшее развитие психологической науки (в первую очередьисследования Фрейда) показало, что метод исследования в психологии можетбыть только косвенным, опосредствованным: бессознательное может изучатьсяпо его проявлениям в сознании и поведении; само поведение предполагаетналичие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакциииспытуемого на ситуацию. Вот как характеризует положение вещей бывший Президент Американскойпсихологической ассоциации (1960) Дональд Хебб: «Психика и сознание,ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными переменнымиили конструктами и, в сущности говоря, составляют часть психологииповедения». [2, 21] В отечественной психологии, где в качестве методологического принципабыл предложен принцип единства сознания и деятельности (С.Л. .Рубинштейн),также разрабатывалось представление об опосредствованном характерепсихологии методов. В самом общем виде метод объективного опосредствованного исследованиязаключается в следующем: 1) фиксируются условия, в которых происходитпсихическое явление; 2) фиксируются объективные проявления психическогоявления в поведении; 3) там, где это возможно, получаются данные самоотчетаиспытуемого; 4) на основе сопоставления данных, полученных на первом,втором и третьем этапах, делается опосредствованное заключение,предпринимается попытка «реконструкции» реального психического явления. В последние годы этот метод подвергается критике. Психика другого притаком подходе рассматривается как объект. Некоторые исследователинастаивают на том, что в психологии должен использоваться субъектныйподход, который в большей степени учитывает то, что исследуемый обладаетсознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования. Современная психология располагает большим арсеналом конкретныхметодов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест,опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик,предназначенных для изучения определенных психических явлений. Предложено несколько классификаций психологических методов. Наиболееразработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина. Ананьевым выделяются следующие группы методов: 1) организационные (сравнительный, комплексный); 2) эмпирические (обсервационный, экспериментальный,психодиагностический, биографический); 3) обработки данных (количественный и качественный); 4) интерпретационные (различные варианты генетического иструктурного). Классификация позволила представить систему методов, отвечающуютребованиям современной психологии. Альтернативную классификацию методов предложил В.Н. Дружинин. Онвыделил три класса методов: 1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; 2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования); 3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаковосимволическими представлениями объекта. Особого внимания заслуживают теоретические методы психологическогоисследования: 1) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного), иначе —метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному; 2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного кобщему; 3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключенийот частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объектаберется более простой или доступный для исследования. Результатом использования первого метода являются теории, законы,второго — индуктивные гипотезы, закономерности, классификации,систематизации, третьего — модели объекта, процесса, состояния. Оттеоретических методов Дружинин предлагает отличать методы умозрительнойпсихологии. Различие между этими методами автор видит в том, что умозрениеопирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеетобоснование только в личностном знании, интуиции автора. По мнениюДружинина, в психологическом исследовании центральная роль принадлежитметоду моделирования, в котором различаются две разновидности: структурно-функциональное, что в первом случае исследователь хочет выявить структуруотдельной системы по ее внешнему поведению, для чего выбирает иликонструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему,обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, по мыслиавтора, позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода поаналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования, как утверждаетДружинин, является основным методом психологического исследования иединственным в естественнонаучном психологическом исследовании. В другомслучае по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходствефункций, внешних проявлений и пр. Важным представляется описание иерархии исследовательских приемов.Дружинин предлагает выделять в этой иерархии пять уровней: уровеньметодики, уровень методического приема, уровень метода, уровень организацииисследования, уровень методологического подхода. Им предложена трехмернаяклассификация психологических эмпирических методов. Рассматриваяэмпирические методы с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта,субъекта и измеряющего инструмента, объекта и инструмента, автор дает новуюклассификацию эмпирических психологических методов. За основу им беретсясистема «субъект — инструмент — объект». В качестве оснований дляклассификации выступают отношения между компонентами модели. Два из них(мера взаимодействия исследователя и исследуемого и мера использованиявнешних средств или субъективной интерпретации) являются главными, однопроизводным. Согласно Дружинину, все методы делятся на: деятелъностные,коммуникативные, обсервационные, герменевтические. Выделяются также восемь«чистых» исследовательских методов (естественный эксперимент, лабораторныйэксперимент, инструментальное наблюдение, наблюдение, интроспекция,понимание, свободная беседа, целенаправленное интервью). В свою очередьвыделяются синтетические методы, объединяющие в себе черты чистых методов,но не сводящиеся к ним (клинический метод, глубинное интервью,психологическое измерение, самонаблюдение, субъективное шкалирование,самоанализ, психодиагностику, консультационное общение). [6, 47] Отметим, что до сих пор теоретические методы психологической наукиописаны, проанализированы и исследованы явно недостаточно. Это — одна изпервоочередных задач методологии современной психологической науки. Место психологии в системе наук Развитие науки представляет собой сложный процесс, включающий в себя идифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитываетсябольшое количество самостоятельных научных дисциплин. От того, какое местозанимает психология в системе наук, в большой степени зависит решение двухочень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какойстепени психология может использовать результаты исследований в другихнауках? В XIX веке большой популярностью пользовалась классификация наук,разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым О.Контом. В классификации Конта места для психологии вообще не нашлось. Отецпозитивизма полагал, что психология не стала еще положительной наукой. Дляпервой половины XIX века эта констатация была в целом справедливой. С тех пор многое изменилось: психология выделилась в самостоятельнуюнауку, в значительной степени стала «положительной». Классификации науквпоследствии составлялись неоднократно. При этом почти все авторынедвусмысленно указывали на особое, центральное место психологии средидругих наук. Многие известные психологи высказывали мысли о том, чтопсихология в будущем займет ведущее место в структуре человеческого знания,что психология должна явиться основой для наук о духе. Классификации наук разрабатывались и в XX веке. Одной из наиболеепопулярных считается классификация, разработанная отечественным философом инауковедом Б.М. Кедровым, Согласно Кедрову, классификация наук имеетнелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин:естественные, социальные и философские. Схематически это можно представитьв виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя),социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам. Психология имееттесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутритреугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделовпсихологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой.Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, нонаиболее тесные с философией. [2, 21] Несколько иначе подошел к вопросу об определении места психологии всистеме наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже. Традиционно вопрос освязи психологии с другими науками рассматривается в таком аспекте: чтопсихология может получить от других наук. Такая постановка вопроса былалогичной, поскольку психология — одна из самых молодых наук («математикасуществует уже 25 веков, а психология едва один век!»). [2, 21] В докладена XVIII Международном психологическом конгрессе, который состоялся вМоскве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психологиядругим наукам? Ответ Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место нетолько как продукт всех других наук, но и как возможный источникобъяснения их формирования и развития». [2, 21] Пиаже отмечает, чтоиспытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимаетключевую позицию в системе наук. «С одной стороны, психология зависит отвсех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможнабез логико-математической координации, которая выражает структуруреальности, но овладение которой возможно только через воздействиеорганизма на объекты, и только психология позволяет изучить этудеятельность в ее развитии». [2, 22] Плодотворное будущее психологии видится в развертываниимеждисциплинарных связей. Б.Г. Ананьев в работе «Человек как предмет познания» рассмотрел связипсихологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамкахразработанной Ананьевым концепции комплексного человекознания позволилсделать вывод, что психология синтезирует достижения других наук. Известныйотечественный психолог Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретическиепроблемы психологии» отмечал, что важнейшая функция психологии в том, чтоона «является интегратором всех (или, во всяком случае, большинства)научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Ломовотмечает, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляетсячерез отрасли психологической науки: с общественными науками черезсоциальную психологию, с естественными — через психофизику,психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими науками — черезмедицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию и др., спедагогическими — через психологию развития, педагогическую психологию идр., с техническими — через инженерную психологию, и т.д. Важным факторомдифференциации психологии являются именно отношения с другими науками. Сегодня мы можем констатировать, что психология приобрела статуссамостоятельной научной дисциплины, хотя в действительности не занялацентрального положения среди других наук. Таким образом, приходитсяпризнать, что прогнозы и надежды на то, что психология займет ведущиепозиции в системе наук, в целом не оправдались: статус психологии вовсе нетак высок, а влияние на другие дисциплины не так сильно. Пересмотрев узкое, неадекватное понимание своего предмета, психологияобретет возможность реального конструктивного внутри- и вненаучногодиалога, возможность интеграции различных концепций, по-разному подходящихк исследованию человеческой души. Тем самым психология обретет своезаконное место в системе наук, обретет статус фундаментальной науки и,возможно, станет основой наук о духе. Заключение Самые большие тайны в истории – это тайны человеческого сознания.Лабиринты, катакомбы, тупики и проспекты хода мыслей очень частонепредсказуемы. В своей работе я попыталась проследить историю становленияи развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь этанаука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интересна протяжении многих веков. Знания основ психологии, я думаю, необходимо каждому человеку, этопозволяет людям хорошо понимать друг друга, действовать сообща. Значение знаний и умений постепенно возрастало, особенно велико сталооно в наши дни. Не случайно существует прямая связь между интересом кпсихологии и уровнем социально–экономического развития стран. Самыецивилизованные страны располагают большим числом прекрасно подготовленныхпсихологов. Зная основы психологии, человек может лучше понять себя, своихблизких, познать человеческие отношения, объяснить поступки людей. Этизнания помогут ему справиться с жизненными проблемами. Литература 1. Марцинковская Т.Д., История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр "Академия", 2003. 2. Общая психология под редакцией Карпова А.В, М., Гардарики, 2002. 3. Ждан А.Н., История психологии. От античности до наших дней, М., 2002. 4. Петровский А.В., Вопросы истории и теории психологии, Москва, 2001. 5. Шульц Д.П., Шульц С.Э., История современной психологии. С- Петербург, 2000. 6. Немов Р.С., Психология, М., 1998. 7. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., М., Педагогика-Пресс, 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет и задачи психологии как науки iconЛекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая...

Предмет и задачи психологии как науки iconКонспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи...
Тема Предмет, задачи и значение психологии как науки на современном этапе развития общества

Предмет и задачи психологии как науки iconШпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки,...

Предмет и задачи психологии как науки iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Предмет и задачи психологии...

Предмет и задачи психологии как науки iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на медицинском...
Цель: усовершенствовать знание студентов о психологии как универсальной науки, тесно связанной с другими науками и повседневной жизнью,...

Предмет и задачи психологии как науки iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на медицинском...
Цель: усовершенствовать знание студентов о психологии как универсальной науки, тесно связанной с другими науками и повседневной жизнью,...

Предмет и задачи психологии как науки iconРеферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы”

Предмет и задачи психологии как науки iconПлан Общее представление о науке Психология как наука. Предмет и объект психологии как науки
Профессиональный психолог как ученый-исследователь. Этика в научно-профессиональной деятельности психолога

Предмет и задачи психологии как науки iconПредмет и задачи социальной психологии
Причиной этого является то, что существуют факты общественной жизни, которые могут быть изучены только посредством объединенных усилий...

Предмет и задачи психологии как науки iconВ. И. Гинецинский пропедевтический курс общей психологии
Психическая реальность: ее ингридиенты и свойства внешние границы и внутренняя структура предметной области психологии психологическое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<