Шпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний.




Скачать 281.8 Kb.
НазваниеШпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний.
Дата публикации11.11.2013
Размер281.8 Kb.
ТипШпаргалка
uchebilka.ru > Психология > Шпаргалка
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Шпаргалка по психологии и педагогике

1. Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии.Психология – научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний. Психология – наука озакономерностях развития и функционирования психики как особой формыжизнедеятельности. Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, опсихике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений иих закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3)использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4)быть теоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии:человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления,сознание.2. Основные этапы развития психологии.«Психо»- душа. Психология начала свой путь с определения её как наука одуше, более 2 тыс. лет назад с труда Аристотеля трактат «О душе». В научномупотреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначальноон относился к особой науке, которая занималась изучением так называемыхдушевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человеклегко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.Таким образом, психология в 16-18 вв. была наукой о сознании. Позднее, в17-19 вв. сфера исследований психологов значительно расширилась, включив всебя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельностьчеловека. В 1879г. в Лейпцигском университете создана перваяэкспериментальная психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт). В 1885 г.– лаборатория Бехтерева. Так наука о сознании стала наукой о поведении. В20 в. Психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокругкоторых они на протяжении веков концентрировались. Психология – наука обобъективных закономерностях проявления и механизмов психики.3. Методы психологии.Методы психологии должны обладать валидностью и надёжность. Валидность –соответствие конкретного исследования принятым стандартам. Надёжность –это кач-во метода, позволяющее получить одни и те же результаты примногократном использовании данного метода. Существует несколькоклассификаций психологич. методов. Классификация по Б.Г.Анальеву: 1 гр. –организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод[многократное обследование одного и того же человека на протяжениидлительного времени], комплексный метод). 2 гр. – эмпирич. методы(наблюдение [внутреннее, внешнее, включённое, свободное], эксперимент[естественный, лабораторный], опрос, анкетирование, тест, беседа, анализпродуктов деятельности). 3 гр. – методы обработки данных ( включает в себяколичественный и качественный анализ). 4 гр. – интерпретационные методы(генетический и структурный анализ).4. Психика: основные определения и структура.(1) Психика – продукт развития живой материи, субъективный образобъективного мира. Формируется в процессе жизнедеятельности. (2) Психика –совокупность психических явлений. Психические явленияПсихич. процессы Св-ва личности Психич. сост-я(познават., (темперамент, (состоянияэмоцион., характер, сознания,волевые). мотивы,эмоциональн., потребности,волевые). направленность).Психич. процессы – пр-сы, происходящие в голове человека, отражающиеся вдинамически изменчивых психических явлениях. Это течение к.-л. психич.явления. Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие,память, мышление, воображение. Эмоциональные психические процессы:активные и пассивные переживания. Состояния сознания: сон, бодрствование.5. Деятельность: понятие и структура.Деятельность – целенаправленная активность, процесс взаимодействия человекас миром, причём пр-с активный и сознательно регулируемый. Специфическиечерты деятельности: 1)порождаясь потр-ю, деят-ть управляется осознаннойцелью; 2) деят-ть неразрывно связана с познанием и волей; 3) деят-ть –внутренняя (или психич-ая) и внешняя (или физич.) активность человека,которая регулируется осознанной целью; 4) деят-ть связана с сознанием =>формируясь в деят-ти, сознание в ней же и проявляется; 5) человек в деят-тивыступает как личность. Структура деятельности: 1) ПОТРЕБНОСТЬ (нет потр-ти – нет деят-ти) – по происхождению разделяются на естественные икультурные; по предмету – материальные и духовные. Материальные потр-тиотражают зависимость человека от предметов материальной культуры; духовныепотр-ти – зависимость чел-ка от продуктов общественного сознания. 2) МОТИВЫ(побуждения к действиям) – предмет потр-ти, побуждающий деят-ть иопределяющий её направленность. 3) ЦЕЛЬ – заранее осознанный и планируемыйрезультат деят-ти. Цель реализует человеч. потребность и выступает в кач-ве образа конечного рез-та деят-ти. 4) ДЕЙСТВИЯ - процесс, подчинённыйосознанной цели. Виды деятельности: учение, труд, игра.6. Сознание: общая характеристика, виды.Высшие психические функции – психич. процессы человека, преобразованныепод влиянием изменений в обществе, обучения и воспитания. Сознание – высшаяформа психики, субъективная форма человеческой жизнедеятельности. Сознание– высший уровень психического отображения действительности, еёпредставленность в виде обобщенных образов и понятий. Без языка нетсознания, язык – общая форма сознания. Сознание развивается у человекатолько в первичных контактах. Главными образующими сознания являютсязначения и мысли. Значение – содержание общего сознания, усеваемогочеловеком. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации. Ядромсознания является знание. Св-ва сознания: 1) активность, котораяобеспечивает целенаправленную деят-ть; 2) направленность на предмет; 3)способность к рефлексии ( способность сознания человека сосредотачиватьсяна самом себе – самооценка, самокритика, самоуважение и т.д.); 4)мотивационно-ценностный характер; 5) различная степень ясности; 6)совместная степень ясности; 7) социальный характер. Виды сознаний:сознание, предсознание, бессознательное, самосознание и т.д.7. Бессознательное. Самосознание.Бессознательное – совокупность психич. процессов, актов и состояний,обусловленных воздействиями, о которых человек не даёт себе отчёта. Вбессознательном невозможен целенаправленный контроль своих действий,невозможна оценка результатов этой деятельности. Бессознательное в личностичеловека – те кач-ва, интересы и потр-ти, которые человек не осознаёт, нокоторые проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях ипсихических явлениях восприятия, влечения, сновидения. Бессознательноесодержит 3 группы психич. яв-ий: 1 гр. – ошибочные действия (оговорки,описки, ошибки при написании или слушании слов); 2 гр. – непроизвольноезабывание (имён, обещаний, намерений, событий –всего того, что прямо иликосвенно связано для человека с неприятными переживаниями); 3 гр. –относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью,воображение (сновидения, грёзы, мечты). Структура психики человека поЗ.Фрейду: Супер-Эго Я хочуСознание, самосознание Я МОГУБессознательноеЯ ХОЧУВ психике чел-ка существует 3 сферы: сознание, бессознательное ипредсознание. Предсознание – психич. сознание человека, занимающеепромежуток между сознанием и бессознательным, характеризуется наличиемсмутного осознания и отсутствием волевого контроля. Ид содержитинстинктивные влечения и желания, соответствующие принципы удовольствия.Эго выполняет задачи самосохранения и адаптируется к воздействиям Ид иокружающей среды. Супер-Эго относится к сфере совести (бессознат. совести).Те компромиссы, на которые идёт Эго, имеют отношение к формированиюхарактера, к выбору профессии, объекта любви и всему тому, что придаётчеловеку свою неповторимую индивидуальность. Самосознание – форма сознания,которая проявляется в осознании самого себя. Самосознание является мощнымфактором самоконтроля, оно даёт человеку возможность относится к себекритически.8. Ощущение: общая характеристика, виды.Ощущения – самые простые из всех психических явлений. Ощущение –элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображениеживым существом простейших свойств окружающего мира виде психическихявлений. Органы чувств – анализаторы – с рождения человека приспособленыдля восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физич., химич., механич. и др. воздействий). Отделыанализатора: периферический (проводниковый(корковый. Периферич.-рецепторный, воспринимающий раздражители; проводниковый – передающий,центр. отдел анализатора, переводит возбуждение в нервные клетки;корковый – центральный, мозговой, здесь происходит переработка нервныхимпульсов, поступающих из периферического отдела. Виды ощущений: 1)Покачеству стимула: зрительные, слуховые; кожные (прикосновение, давление,боль, температура), вкусовые, обонятельные. 2) Проприоцептивные (ощущениетела в пространстве: равновесие и т.д.) - обычно не осознаются.Интероцептивные (сигналы из внутр. органов). Экстероцептивные (информацияиз внешнего мира): контактные и дистанционные ощущения. 3) Тактильные(контактные) и дистантные. Обоняние – вид чувствительности, порождающийспецифическое ощущение запаха. Осязание – кожная чувствительность,результат сложного комбинирования 4 других: давления, боли, тепла и холода.Кинестетические ощущения – неосознаваемые ощущения, связанные с рецепторамив мышцах и работающие при сокращении или растяжении. Эти ощущенияобеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения,величину расстояния. Выделяют 2 порога чувствительности: 1) верхний –максимальная величина раздражителя, который способен адекватно восприниматьанализатор; 2) нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едвазаметное ощущение. Существуют данные о том, что человек также способенвоспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом чувствительности(субсенсорные). Латентный период – время, проходящее между началомдействия раздражителя и появлением ощущения.9. Восприятие: типы, свойства.Восприятие – процесс приёма и переработки человеком различной информации,поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.Объективизация – локализация образа в пространстве (хар-ный для воспр-япроцесс). Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе сощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Свойства воспр-я: 1)апперцепция – зависимость восприятия от псих. жизни человека, отособенностей его личности, от прошлого опыта. 2) целостность – ввосприятиях всегда есть целостный образ. 3) константность – св-вовосприятия, при котором мы воспринимаем окружающие предметы какотносительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. 4) структурность –воспр-е – не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущенийобобщенная структура. 5) осмысленность – взаимосвязь мышления с воспр-ем.6) избирательность – преимущественное выделение одних объектов посравнению с другими. 7) подвижность и управляемость – образ можеттрансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели. Типы воспр-ий: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, копределению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить ипроанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3)Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано инеорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные– по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные.Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее безреального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений –аффективные, вербальные, передолические).10. Внимание: основные свойства и виды.Внимание – процесс сознательного или бессознательного (полусознательного)отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированиедругой. Свойства внимания: 1) Устойчивость – проявляется в способности втечение длительного времени сохранять состояние внимания на к.-л. объекте,предмете деят-ти, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. 2)Сосредоточенность (концентрация) – различия, которые имеются в степениконцентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других.3) Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одноговида деят-ти на иной. Перевод внимания может быть непроизвольным (индивидневольно переводит внимание на что-либо, случайно его заинтересовавшее) ипроизвольным ( индивид сознательно, усилием воли заставляет себясосредотачиваться на чём-либо). 4) Распределение внимания – способностьрассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнятьнесколько видов деят-ти или совершать несколько различных действий. 5)Объём внимания – такая хар-ка внимания, которая определяется количествоминформации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного вниманиячеловека. Внимание бывает произвольно и непроизвольное.11. Виды мышления. Мыслительный процесс.Мышление – психич. процесс познания, связанный с открытием субъективнонового знания, с решением задач, с творческим преобразованиемдействительности. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль,идея. Основные виды мышления: 1) Теоретическое понятийное мышление –мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается кпонятиям, выполняет действия в уме, не имея дела с опытом, полученным припомощи органов чувств. 2) Теоретическое образное мышление – отличается отпонятийного тем, что материалом, который здесь использует человек длярешения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы.3) Наглядно- образное мышление – мыслит. процесс, который непосредственносвязан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и безнего совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан кдействительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в егократковременной и оперативной памяти. 4) Наглядно-действенное мышление –сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательнуюдеятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основнымрешением задачи в данном случае являются правильные действия ссоответствующими предметами. Процессы мышления: 1) Анализ – выделение вобъекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей или отношений.2) Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого. 3)Обобщение – процесс, который позволяет делать вывод. 4) Абстрагирование –мысленное отвлечение от конкретных предметов. 5) Классификация – выделениечастей с последующим расчленением или объединением. 6) Конкретизация –выделение признака из общего или целого. 7) Систематизация – процессразложения по определённому порядку. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль,выраженная в слове. 2) Суждение – основная форма результата мыслит.процесса; бывают истинными и ложными. 3) Умозаключения – процесс логич.вывода из суждений и понятий.12. Память, её виды. Способы развития памяти. Мнемотехника.Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, переработки изабывания человеком разнообразной информации. Основные функции памяти:запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Существуетнесколько оснований для классификации видов человеческой памяти: 1) делениепамяти по времени сохранения материала; 2) по преобладающему в процессахзапоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В 1 случаевыделяют: 1) мгновенную (связана с удержанием точной и полной картинытолько что воспринятого органами чувств без к.-л. переработки полученнойинформации; длительность от 0,1 до о,5 с. Это память-образ). 2)кратковременную ( способ хранения ин-ии в течение короткого промежуткавремени; длительность ~ 20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образвоспринятого). 3) оперативную (память, рассчитанная на хранение ин-ии втечение определённого, заранее заданного срока; в диапазоне от несколькихсекунд до нескольких дней; срок хранений сведений этой памяти определяетсязадачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение даннойзадачи; этот вид –промежуточный между кратковременной и долговременнойпамятью). 4) долговременную (память, способная хранить ин-ю в течениепрактически неопределенного срока; ин-я, попавшая в хранилищадолговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно разбез утраты). 5) генетическую (память, в которой ин-я хранится в генотипе,передаётся и воспроизводится по наследству; единственная память, на которуюневозможно оказать влияние через обучение и воспитание). Во 2 случаеговорят о: 1) зрительной (память связана с сохранением и воспроизведениемзрительных образов; предполагает развитую у человека способность квоображению). 2) слуховой (хорошее запоминание и точное воспроизведениеразнообразных звуков). 3) двигательной (представляет собой запоминание исохранение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложныхдвижений). 4) эмоциональной (память на переживания; участвует в работе всехвидов памяти, но особенно проявляется в человеч. отношениях; то, что учеловека вызывает эмоцион-е переживания, запоминается им без особого трудаи на более длительный срок). 5) осязательная, 6) обонятельная и 7) вкусоваяпамять (особой роли в жизни человека не играют; их роль сводится кудовлетворению биологич. потребностей человека, связанных с безопасностью исамосохранением). По характеру участия воли память делят на непроизвольнуюи произвольную. Способы наилучшего запоминания: 1) повторение; 2) временноекодирование (отражение запоминаемого материала в виде определенных,последовательно расположенных символов); 3) осмысление и группировкаматериала; 4) сравнение; 5) ассоциации.13. Личность и её структура в системе социальных отношений.Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Структура личности по К.Платонову: 1)биологич. подструктура (задатки, особенности высшей нервной деят-ти, св-ватемперамента; половые, возрастные св-ва личности и т.д.) формируется путёмтренировки; 2) подструктура форм отражения (познават. процессы, психич. фун-ии) формируется путём упражнения; 3) подструктура опыта (знания, умения,навыки, привычки) приобретается путём обучения; 4) направленность личности– понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности,определяющих главное направление её поведения (включает в себянаправленность, отношения, моральные черты, мотивацию; формируется путёмвоспитания). Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта,системы соц. связей и отношений. Стадии социализации: 1) первичнаясоциализация – стадия адаптации; 2) стадия индивидуализации; 3) стадияинтеграции; 4) трудовая стадия; 5) послетрудовая стадия.14. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью,сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудие трудаи пользоваться ими в процессе жизнедеятельности. В понятии «индивид»воплощена родовая принадлежность человека; это понятие характеризуетотдельно взятого человека; в процессе социальных отношений индивидпревращается в личность. Личность – человек в совокупности социальныхприобретённых качеств. Личность - социально-психологическая сущностьчеловека, формирующаяся в рез-те усвоения человеком общественных формсознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека, котораявыражается в наличие разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различияхтемперамента и характера.15. Темперамент и тип высшей нервной деятельности.Темперамент – те врождённые особенности человека, которые обуславливаютдинамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степениэмоц. Возбудимости, уравновешенности, особенности приспособления кокружающей среде. Это закономерное соотношение устойчивых индивидуальныхособенностей личности, характеризующих различные стороны динамикипсихической жизни. Нейротизм – эмоциональная устойчивость. Интроверсия –обращённость сознания человека к самому себе. Экстраверсия – обращённостьсознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма по Гансу Айзенку:уровень нейротизма (эмоц. неустойчивые)МЕЛАНХОЛИКИ +13 ХОЛЕ+РИКИ АМБАВЕРТЫИНТРОВЕРСИЯ 12 17 + ЭКСТРАВЕРСИЯФЛЕГМАТИКИ САНГВИНИКИ (эмоц. устойчивые)Холерик – слабая нервная система, эмоц. неустойчивый тип, открытый,коммуникабельный; неуравновешен; трудоспособный, агрессивный, подвижный. ПоГиппократу: желчь. Сангвиник – сильный тип нервной системы,уравновешенный; мало что воспринимает близко к сердцу. По Гиппократу:кровь. Флегматик по Гиппократу: слизь. Меланхолик По Гиппократу: чернаяжелчь.И т.д.16. Характер, типология характера.Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющихотношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется вдеятельности и общении и включает в себя то, что придаёт поведениючеловека специфический, характерный для него оттенок. Характер человека-это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на теили иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Попытки построениятипологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всейистории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та,которая ещё в начале XX века была предложена немецким психиатром ипсихологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предприняли егоамериканский коллега У.Шелдон, а в наши дни – Э.Фромм, К.Лионгард,А.Е.Личко и ряд других учёных. Э.Кречмер выделил и описал три наиболеечасто встречающихся типа строения тела или конституции человека:астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особымтипом характера: 1) Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшаятолщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник-этообычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. 2) Атлетическому типу свойственен сильноразвитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокогороста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокаяголова. 3) Пикнический тип отличается сильно развитыми внутреннимиполостями тела. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей междуплечами. Типология характеров, предложенная немецким учёным К.Леогардомоснована на оценке стиля общения человека с окружающими людьми ипредставляет как самостоятельные следующие типы характеров: 1) Гипертимныйтип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость,выражение жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется отпервоначальной темы разговора. Положительные черты людей этого типа –энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Отталкиваютлюди этого типа обычно своим легкомыслием, склонностью к аморальнымпоступкам, повышенной раздражительностью, недостаточно серьёзным отношениемк своим обязанностям. 2) Дистимный тип. Его характеризует низкаяконтактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение.Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редковступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни.Отталкивают эти люди обычно своей пассивностью, замедленностью мышления,неповоротливостью, индивидуализмом. 3) Циклоидный тип. Ему свойственныдовольно частые периодические смены настроения, в результате чего так жечасто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенногонастроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми.4) Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении,замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы иугрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являютсяактивной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны всемье. 5) Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность,занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Особочувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим,подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив,предъявляет непомерные требования к близким и подчинённым на работе. 6)Педантичный тип. На службе ведёт себя как бюрократ, предъявляя окружающиммного формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерстводругим людям. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность,серьёзность, надёжность в делах, а отталкивающие и способствующиевозникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание. 7) Тревожныйтип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость,неуверенность в себе, минорное настроение. Нередко располагают следующимипривлекательными чертами - дружелюбием, самокритичностью,исполнительностью. 8) Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узкомкругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых онипонимают «с полуслова». Обиды носят в себе, не «выплёскивая» их наружу.Привлекательные черты - доброта, сострадательность, обострённое чувстводолга, исполнительность. Отталкивающие черты - чрезмерная чувствительность,слезливость. 9) Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуетсялёгкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти ипохвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и, вместе стем, склонность к интригам. 10) Экзальтированный тип. Ему свойственнывысокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они альтруистичны,имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренностьчувств. 11) Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, утаких людей масса друзей и знакомых, они словоохотливы до болтливости,открыты для любой информации. Располагают такими привлекательными чертами,как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чём просят,исполнительность. Отталкивающие особенности – подверженность влиянию,легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию враспространение сплетен и слухов. 12) Интровертированный тип. Егохарактеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность отреальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество;редко вступают в конфликты с окружающими, только при попыткахбесцеремонного вмешательства в их личную жизнь.17. Понятия: мотив и мотивация.Мотив (побуждение к действиям) – предмет потр-ти, побуждающий деят-ть иопределяющий её направленность. Виды мотивов: мотив достижения успехов,мотив избегания неудач, тревожность, потребность в общении (аффиляция),мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм),агрессивность, самооценка. МОТИВАЦИЯ – это совокупность причинпсихологического характера, объясняющих поведение человека, его начало,направленность и активность. Любая форма поведения может быть объяснена каквнутренними (мотивы, потребности, намерения, желания, интересы), так ивнешними (стимулы, исходящие из сложившихся ситуаций) причинами. Всепсихологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют егоповедение, называют личностными диспозициями. Мотивация поведения человекаможет быть бессознательной и сознательной. Это означает, что однипотребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другиенет.18. Основные зарубежные теории личности.Наиболее известные зарубежные теории личности: 1) типологические(строяттипологии); 2) теории черт личности; 3) структурные теории –психоаналитические (изучают человека желающего), когнитивные (изучаютчеловека думающего), гуманистические (изучают человекасамоактуализировавшегося); 4) опосредованные (рассматривают личность какмомент деятельности, как её продукт). Первыми собственно мотивационными,психологическими теориями следует считать возникшие в XVII-XVIII вв.теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведениечеловека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основеповедение животного. Одним из первых проявлений крайней,иррационалистической точки зрения на поведение человека стали теорииинстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла, предложенные в конце XIX иразработанные в начале XX в. В теории З.Фрейда таких инстинктов было три:инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У.Макдауголлпредложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства,строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости,репродуктивный, отвращения, самоунижения, самоутверждения. В начале XX в.возникли ещё два новых направления, стимулированные не только эволюционнымучением Ч.Дарвина, но также открытиями И.П.Павлова. Это поведенческая(бихевиористская) теория мотивации и теория нервной высшей деятельности.Иная классификация человеческих потребностей по иерархически построеннымгруппам была предложена А.Маслоу. У человека, согласно его концепции, срождения последовательно проявляются и сопровождают личностное взрослениеследующие 7 классов потребностей: 1) Потребности физиологические(органические). 2) Потребности в безопасности. 3) Потребности впринадлежности и любви (социальные). 4) Потребности в уважении (почитании).5) Познавательные потребности. 6) Эстетические потребности. 7)Потребности всамоактуализации. Самоактуализация – использование и развитие человекомимеющихся у него задатков, их превращение в способности; это – стремление ксамосовершенствованию. Особенности, присущие самоактуализирующейсяличности: 1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней; 2)принятие себя и других; 3) проф. увлечённость любимым делом; 4)автономность и независимость от соц. среды; 5) способность к пониманиюдругих людей; 6) различение цели и средства; 7) спонтанность иестественность поведения; 8) чувство юмора; 9) стремление к саморазвитию;10) готовность к решению новых проблем и задач.19. Виды общения. Техника и приёмы общения.Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, вкоторой реализуются социальные отношения людей. Средства общения: 1) язык– система слов, выражений и правил их соединения в осмысленныевысказывания, используемые для общения; 2) интонация и эмоц.выразительность; 3) расстояние – в процедуре общения выделяют различнуюдистанцию. Виды общения: 1) «контакт масок» - формальное общение, когдаотсутствует стремление понять собеседника; 2) примитивное общение –происходит оценка друг друга, при этом мы оцениваем собеседника какненужный или мешающий объект; 3) формально-ролевое общение –регламентированы содержание общения, средства общения; учитывается толькосоциальная роль человека; 4) деловое общение; 5) светское общение; 6)манипулятивное общение; 7) духовное общение. Техника общения – способыпреднастройки человека на общение с людьми: на 1 этапе – принятиеопределённой позы, выражения лица, выбор начальных слов и тонавысказываний, направленных на преднастройку, определённое восприятиесообщаемого. Приёмы общения: вербальные, невербальные, ролевое общение(руководитель-подчинённый, родитель-ребёнок) и т.д.20. Классификация малых групп. Динамические процессы в малой группе.Группа– совокупность людей, выделенная на основе к.-л. одного илинескольких, общих для них признаков. Малая группа – небольшая почисленности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятыхобщим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом. Виды малыхгрупп: 1) Условные (номинальные) – группы, которые объединяют людей, невходящих в состав ни одной малой гр., случайное объединение людей, неимеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. 2) Реальные(действительные) – полностью отвечающие определению малой гр.( I.Лабораторные (создаются с целью проведения к.-л. научного исследования,проверки выдвинутой гипотезы; существуют временно - только в лаборатории);II. Естественные (складываются сами по себе, независимо от желанияэкспериментатора) ( а) 1. формальные (официальные) – создаются и сущ-т лишьв рамках официально признанных орг-ий); 2. неформальные (неофициальные) –возникают и действуют как бы вне рамок орг-ий. б) 1. слаборазвитые – нетдостаточной психологич. общности, налаженных деловых и личныхвзаимоотношений, чёткого распределения обязанностей, признанного лидера,эффективной совместной работы; 2. высокоразвитые (коллективы, корпорации, н-р). Малые группы могут быть референтными (любая условная или реальная малаягр., к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой онхотел бы стать) и нереферентными (такая малая гр., психология и поведениекоторой чужды для индивида или безразличны для него). Динамическиепроцессы в малой группе: возникновение, функционирование и развитие малыхгрупп. Коллектив – высокоразвитая малая гр. людей, отношения в которойстроятся на позитивных нормах морали.1. Предмет педагогики. Педагогическая теория и педагогическая практика.Педагогика – наука о формировании личности человека независимо от возраста.Педагогика – наука, обозначающая вид деят-ти, связанный с изучением явленийвоспитания, образования и обучения. Педагогика – наука о сущности,закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитаниячеловека. Предмет изучения – процесс формирования личности; исследованиесущности воспитания и формирования человеческой личности. Пед. теория –совокупность взглядов, выводов, положений, законов, закономерностей,сделанных на основе наблюдений в процессе пед. практики. Пед. практика –воспитывающая деятельность человека в данный исторический момент времени поотношению к новым поколениям и другим взрослым по передаче социально-исторического опыта в конкретных действиях. Пед. теория впервые появилась вфилософсвих теориях.2. Исторический характер воспитания. Возникновение и хар-р пед-ки как науки связано с объективными соц.-экономич. потребностями об-ва. С давних времён люди понимали, чтовоспитание приносит много выгод тому, кто его получает и направляет. В Др.Афинах и Спарте политич. строй держался на насилие, в силу чего вспартанском воспитании преобладает военный дух. Несколько иначе строилосьвоспитание в Афинах, где процветала торговля, ис-во, политич. борьба.Поэтому аристократы придавали большое значение ораторскому ис-ву, обучениюмузыке, письменности, поэзии. Ни в Спарте, ни в Афинах дети угнетённыхвоспитания не получали. В эпоху феодализма главную роль играло сословиесветских феодалов-дворян, а в духовной жизни господствовала церковь, в силучего воспитание носило преимущественно богословский характер идифференцировалось по феодальной иерархии. Дети рыцарей получали рыцарскоеобразование, сводимое к овладению «7 добродетелями», в которые, например,не входила грамота. Воспитание в средние века отражало сословный характероб-ва. Пед. теория базировалась на религиозных догматах, проповедовалаповиновение и подчинение тем, кто имел власть, не обогащало пед. мысльчеловечества значительными идеями. Исторический хар-р воспитания выражаетсяв том, что пед-ке необходимо: отражать идеологию и политику об-ва иучитывать их при разработке воспитательных теорий, стремится к реализацииего целевых установок.3. Черты воспитания в человеческом обществе.1) Целенаправленность у субъекта воспитания; формируется в виде пед.идеала. 2) Исторический характер воспитания. 3) Обязательное выполнениезапросов общества и государства.4. Система педагогических наук.1) Официальная пед-ка – разрабатывается под влиянием официальных кругов об-ва и признаётся ими в кач-ве обязательной для воспитательных уч-ий. 2)Народная пед-ка – совокупность житейских представлений и практическогоопыта формирования личности в детском варианте. 3) Научная пед-ка –углублённое теоретическое и методологическое исследование проблемывоспитания. 4) Этнопедагогика – спец. научная дисциплина, котораязанимается исследованием национального воспитательного опыта. 5)Исправительно–трудовая пед-ка. 6) Лечебная пед-ка – для ослабленных ибольных детей. 7) Общая пед-ка – исследует основные закономерностиобразования.5. Педагогический идеал, его конкретно-историческое воплощение. Проблемаобщечеловеческого идеала воспитания.Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должнасоответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке,которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве,герой которого и смел, и честен, и храбр, и справедлив, а героиня добра,отзывчива, трудолюбива. Идеал телесной и духовной красоты занимал умыпедагогов уже с античных времен. Однако там гармоничное соединениефизического и духовного в человеке полностью исключало труд. Детирабовладельцев воспитывались в презрении к труду, который был уделом рабов.В средние века идеалом становится духовный аспект. Идея гармоническогоразвития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудахпедагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Труд, как добродетель, а не какпроклятие, расценили социалисты-утописты. Следует иметь в виду, что в любомобществе существуют два педагогических идеала личности. Один - высокий,широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение - бытьмаяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвестивоспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, какправило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Это геройсвоего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждыйхотел бы оказаться, чью судьбу, если не все, то очень многие желают своимдетям. Идеалы личности у разных народов очень близки друг другу. Ониобязательно включают в себя такие качества как ум, трудолюбие, физическаясила, красота, выносливость.6. Основные категории (базовые понятия) педагогики.СемьяПедагогиРуководительКоллектив1) Воспитание – составная часть процесса образования, воспитывающаядеятельность человека в данный исторический момент времени по отношению кновым поколениям и другим взрослым по передаче социально-историческогоопыта в конкретных действиях. 2) Обучение – совместная деят-ть субъекта иобъекта по передаче/восприятию суммы полученных знаний при ведущеё ролисубъекта и активном участии объекта, составная часть процесса образования.Разница между процессом воспитания и обучения состоит во времени получениярезультата. 3) Образование – совокупность знаний, имеющихся у человека,способов их познания, умений и навыков их познать. Образование как рез-т (констатация образовательного уровня, достигнутого объектом. Образование каксистема ( совокупность 4 элементов: 1) сеть образовательных учреждений, 2)органы управления ими, 3) учебная программа, 4) гос. стандарт образования.7. Закон РФ «Об образовании» (1992, 1994): анализ изменений.8. Задачи (составные части) воспитания в современной России.9. Система образования РФ.10. Великие учителя человечества.Ян Амос Каменский (Чехия, 17в.), Иоганн Генрих Пестолоцце (Швейцария,18в.), Жан-Жак Руссо – один из отцов теории «свободного воспитания»(Франция, 18в.), Мария Монтессори (18-19вв.), Джон Дьюи – основоположник«педагогики прагматизма» (США, 19-20вв.), Януш Корчак – автор книг «Каклюбить ребёнка» и «Как любить детей» (Польша, 20в.), К.Д.Ушинский – идеянародности в воспитании, основоположник антропологии[а на протяжении всейжизни; в процессе воспитания личности необходим обязательный учёт еёуникальных индивидуальных особенностей] в пед-ке (Россия), П.Ф.Кактерев –«космическая пед-ка» (Россия), К.Н.Вундцель – теоретик «свободноговоспитания» (Россия), Л.Толстой (Россия, 19в.), П.Ф.Лесгафт – «физическоеобразование» (Россия, 19в.), Н.К.Крупская (Россия, 20в.), А.С.Макаренко –основоположник «пед-ки коллективизма» в 20-30гг. (Россия, 20в.),В.А.Сухомлинский – автор книги «Павлышевская средняя школа» (Россия, 20в.).11. Стадии развития организации и законы развития воспитательногоколлектива. (По А.Макаренко).12. Коллективизм и индивидуализм как черты общечеловеческой нравственности.13. Понятие нравственного индивидуализма.14. Методы педагогического воздействия.Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическимпроцессом. Систему воспитательных и образовательных средств,характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуютметодом воспитания либо методом обучения. Для должного функционированияпедагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействияна личность: 1)убеждение (разностороннее воздействие на разум, чувства иволю человека с целью формирования у него желаемых качеств); 2)упражнения(планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий,практических дел с целью формирования и развития их личности) и приучения(упражнение с целью выработки хороших привычек); 3)обучение;4)стимулирование (побуждение, толчок к мысли, чувству и действию);5)контроль и оценка. Метод воздействия на личность - это системапедагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогическиезадачи. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса,как практический акт реализации того или иного метода в различныхпедагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это примеры приемовубеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения.15. Педагогический процесс и его компоненты. Принципы педагогическогопроцесса.Пед. процесс – целенаправленное, систематическое и регулярное воздействиеодного субъекта на объект с целью его воспитания, обучения и образования.Этапы пед. процесса: 1) убеждение субъектом объекта в целесообразностирешения конкретной задачи; 2) достижение объектом определённой суммызнаний; 3) формирование у объекта умений и навыков. Компоненты пед.процесса: приёмы, методы, формы организации пед. процесса (учебныйпроцесс; внеаудиторная работа; семейное воспитание; воспитательнаядеятельность молодежных организаций; воспитательная деятельностьучреждений культуры, искусства и средств массовой информации).16. Общие и отличительные черты процессов воспитания и обучения.17. Функции и этапы педагогического общения.Этапы пед. общения: 1 этап – целеполагание; 2 этап – самообщение (изучениеобъекта с целью оказания пед. воздействия); 3 этап – подведение итогов(вербальное, самокоррекция) 4 этап – ближайшее последействие. Функции:воспитание, обучение, образование.18. Понятие педагогического мышления и педагогического такта.Пед. мышление – профессиональная способность субъекта анализировать иобобщать факты пед. воздействий, пед. явлений, предусматривать рез-т своихпед. воздействий, грамотно выбирать методы и приёмы пед. воздействий,проявлять инициативу и творчество в пед. процессе, т.е. быть полноценнымего субъектом. Пед. такт – чувство меры в пед. воздействии.19. Социализация личности в коллективе.Социализация – вхождение личности в общество на условиях равноправия, т.е.«окультуривание» личности; восприятие и принятие личностью культурыцивилизации, её ценностей, развития способностей к воспроизводству этойкультуры. Уровни социализации: 1)Семья; 2)Коллектив. Этапы социализацииличности в коллективе: 1) адаптация; 2) индивидуализация; 3) интеграция.Воспитание является составной частью социализации.22. Типы и причины семейных конфликтов.Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники (оппоненты)отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта.Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов,позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.23. Конституция РФ о семье как фактор воспитания. Содержание воспитания всовременной России.24. Отец и мать как воспитатели.Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная дляоптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжениирода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семейноевоспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся вусловиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Целью семейноговоспитания является формирование таких качеств личности, которые помогутдостойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетноеиспользование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие,показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор,поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.25. Дидактика и её принципы.Дидактика – раздел пед-ки, излагающий теорию образования и обучения. Я.А.Каменский, основатель дидактики, называл её «искусством обучения всехвсему». Дидактические принципы Яна Амоса Коменского: 1) Принципсознательности и активности. 2)Принцип наглядности. 3) Принциппостепенности и систематичности знаний. 4) Принцип упражнений и прочногоовладения знания и навыками.26.Воспитательные функции руководителя.27. Содержание нравственного идеала воспитания (по Сухомлинскому).1) глубокий гуманизм, доброе отношение к людям; 2) любовь и уважение ктруду; 3) неравнодушие к злу, борьба против зла, обмана, несправедливости ит.д. Сухомлинский утверждает, что «утвердить в каждом человеке доброту,сердечность, отзывчивость, готовность прийти другому на помощь, чуткость ковсему живому – элементарная, азбучная истина школьного воспитания». Чтобыне было плохого, надо учить только хорошему. Формирование идейныхнравственных убеждений – активный процесс, в котором воспитываемый являетсяне пассивным объектом воспитания, а активным борцом за то, что утверждаетсяв его душе. Труд – могучее средство формирования идейных убеждений, нотолько при том условии, когда своим трудом человек что-то доказывает,утверждает идею, ставшую неотъемлемой частицей его души. Огромное значениеСухомлинский придаёт воспитанию нравственно-эстетический отношений юношей идевушек.28. Установление субъект-объектных отношений как одна из целейпедагогической деятельности (по Макаренко).29. Психологический взрыв как педагогическое воздействие.30. Приёмы педагогического воздействия.Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов,позволяющих решать те или иные педагогические задачи. Прием выступает какэлементарное звено педагогического процесса, как практический актреализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях.Беседа, диспут, разъяснение - это примеры приемов убеждения. Одобрение,похвала, благодарность - приемы поощрения.-----------------------Сверх ЯЭго (я) Ид (оно)*** Соц. средаВоспит.ЛичностьНаследсв.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний. iconЛекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая...

Шпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Предмет и задачи психологии...

Шпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний. iconПредмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического...

Шпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний. iconКонспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи...
Тема Предмет, задачи и значение психологии как науки на современном этапе развития общества

Шпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний. iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на стоматологическом...
Тема: Предмет и задание общей психологии и педагогики. Значение психологических знаний для повседневной врачебной деятельности. Методологические...

Шпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний. iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на медицинском...
Цель: усовершенствовать знание студентов о психологии как универсальной науки, тесно связанной с другими науками и повседневной жизнью,...

Шпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний. iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на медицинском...
Цель: усовершенствовать знание студентов о психологии как универсальной науки, тесно связанной с другими науками и повседневной жизнью,...

Шпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний. iconСеминар Категория деятельности в психологии труда. Общая характеристика...
Определение и основные функции понятия «деятельность» в психологии и психологии труда; основные признаки и общепсихологические свойства...

Шпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний. iconПредмет и задачи психологии как науки

Шпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии. Психология научное исследование умственной деятельности и поведения, атакже научное применение приобретённых знаний. iconПлан Общее представление о науке Психология как наука. Предмет и объект психологии как науки
Профессиональный психолог как ученый-исследователь. Этика в научно-профессиональной деятельности психолога

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<