Лекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологи Общая характеристика психологии как науки в дословном значении пс




Скачать 183.94 Kb.
НазваниеЛекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологи Общая характеристика психологии как науки в дословном значении пс
Дата публикации02.12.2013
Размер183.94 Kb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > Психология > Лекция
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Лекция по психологии

Предмет и задачи психологической науки 1. Общая характеристика психологии как науки 2. Сравнение житейской и научной психологии 3. Основные отрасли психологии 4. Основные направления психологии 5. Методы исследования в психологии1. Общая характеристика психологии как науки В дословном значении психология это – знания о психике, наука изучающаяее. Психика – это свойство высоко организованной материи, субъективноеотражение объективного мира, необходимое человеку или животному дляактивной деятельности в нем и управлении своим поведением. Сознание – этовысшая форма психики, необходимая для организации общественной ииндивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесьпсихология проявляется как совокупность типичных для человека или группылюдей, способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждение ипредпочтение черт характера. Например, психология студента, женскаяпсихология. Общей задачей психологии является изучение психики человека (иживотных) и его психологии.2. Сравнение научной и житейской психологии Существует 2 разных области психологи знания – научная и житейскаяпсихологии, и если научная психология возникала сравнительно не давно, тожитейская всегда была включена в различные виды человеческой практики.Условием существования человека является определенной сознательноепредставление и окружающего мира и своего места в нем. Знание конкретныхпсихологических закономерностей позволяет людям понимать друг друга,управлять собственным поведением. Годом рождения научной психологии считают1879 г. (Лейпциг, Германия). Основатель лаборатории психологии, а затеминститута психологии является В. Вундт (1832-1920 г.). Согласно Вундтупредметом изучения психологии является сознание, а именно состояниясознания, связи и отношения между ними, законы которым они подчиняются.Отечественные ученые психологии считают, что предметом психологии являетсязакономерные основы функционирования и развития психики. Основное отличиенаучной психики от житейской заключается в том, что для житейской полеисследовательской деятельности практически бесконечно, в научной психологиипроисходит резкое сужение поля исследовательской деятельности. Сограничением предмета и появлением специальных методов его исследованиясвязаны и остальные различия научной и житейской психологии: 1) откуда икаким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах онисохраняются; 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся. Научнаяпсихология является системой теоретических (понятийных), методических иэкспериментальных средств познаний и исследование психологических явлений.3. Основные отрасли психологии Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям: 1) по сферамдеятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек(психология труда, педагогическая психология); 2) по тому, кто именно этудеятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектомпсихологического анализа (субъект: человек определенного возраста –возрастная психология); 3) по конкретным научным проблемам, например,проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями(нейропсихология).4. Основные направления психологии Психоанализ, бихевиоризм, гештальт психология, гуманистическаяпсихология. Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов,основная его идея – поведение человека определяется не только и не столькосознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного –ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни. Бихевиоризм –направление американской психологии отрицающее сознание, как предметпсихологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – этосовокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основательнаправления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон.Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция.Они отрицали сознание. Бихевиористы считали, что человек подобен животномуи его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многихслучаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяетсясвоими последствиями. Гештальт психология (гештальт (нем.) – форма,конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основныепредставители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющиенаше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, акак организованное целое. Основные два понятия гештальт психологии: фигураи фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть,а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основныепонятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляетсобой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации.Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека –самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь,потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне(основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии: 1)человек должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален; 3)человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главнаяпсихологическая реальность; 4) жизнь должна рассматриваться как единыйпроцесс становления и бытия человека; 5) человек наделен потенциаламинепрерывного развития и самореализации; 6) человек обладает определеннойстепенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.5. Методы исследования в психологии Основные методы – наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование ианкетирование. Эволюционное развитие психики и сознания 1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики 2. Сознательная деятельность человека 3. Психологическая характеристика сознания 4. Возникновение и развитие сознания 5. Сознание и бессознательность1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики 1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и животные происходятот одной формы жизни и являются результатом эволюции, продолжающейсямиллионы лет». В настоящее время насчитывают (12 млн. Различных формбактерий и растений, включая и животных, принадлежащих к 1,2 млн. видов.Дарвин после экспедиции совершенной им пришел к выводу, что все видыдостигли своего многообразия в результате изоляции, когда та или инаягруппа была отделена от другой морским проливом или горной цепью. Дарвинунужно было объяснить, почему эволюция данной группы шла именно в такомнаправлении. Дарвин основывался на теории о человеческом обществе ТомасаМальтуса. По мнению Мальтуса рост численности населения происходит гораздобыстрее, чем рост источников пропитания. В случае голода или войны, когдапищи становится недостаточно, возникает конкуренция и в борьбе засуществование побеждает сильнейший. Этот принцип был перенесен счеловеческого общества на общество растений и животных. (Как в растительноммире осуществляется борьба за существование?) С точки зрения теорииэволюции даже самые простые среди живых организмов, благодаря отбору,обладают поведением адаптированным к их образу жизни. Уровни развитияповедения: = тропизм – это движение простейших живых организмов и растений,возникающее в результате внешних воздействий. Фототропизм – тенденция живыхорганизмов двигаться под воздействием цвета. Термотропизм – тенденция живыхорганизмов двигаться под воздействием тепла. Хемотропизм – тенденцияизбирать определенную физико-химическую среду. Топотропизм – тенденция кдвижению под воздействием механического раздражителя. В основе всех этихреакций лежат биохимические процессы. Обмен веществ является основойсаморегуляции организма. = таксисы – характерны для простейшиходноклеточных организмов (инфузория туфелька). С помощью очень простыхавтоматических движений туфелька направляется ко всему тому, что похоже напищу и удаляется от любых неприятных раздражителей. Общая и при томмеханическая ориентация организма по отношению к источнику раздраженияназывается таксисом. = рефлекс – впервые возникают у кишечно-полостныхживотных. Медуза – ее примитивная нервная система состоит из нервныхклеток, которые связаны между собой подобием рыболовной снасти. Рефлекс –это цепь событий, когда сигналы от какого-либо органа чувств передаются спомощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. Безусловныйрефлекс является врожденным и проявляется только при строго определенномпостоянстве внешней среды. В течении жизни под воздействием внешнихфакторов происходит перепрограммирование врожденных рефлексов и образуютсяусловные рефлексы (писать под диктовку). Таксисы и рефлексы – это простые истереотипные реакции характерные для самых примитивных животных. Следуетразличать инстинктивное поведение и инстинкт. Инстинктивное поведение –комплекс врожденных и приобретенных компонентов. Инстинкт – частьинстинктивного поведения, наименее пластичный его компонент, основан набезусловном рефлексе и направленный, как правило, на удовлетворениебиологических потребностей. = научение – это сформированные, автоматическиосуществляемые движения, не требующие сознательного контроля и специальныхволевых усилий для его выполнения. С развитием способности к научениюэволюционно более продвинутые виды получали возможность изменять своеповедение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться к изменениямсреды. Человек смог выработать способность устанавливать связь междуразличными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение, путемумозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым неудачно.Основные черты поведения животных: 1) интеллектуальное поведение животныхсохранило свою связь с биологическими мотивами и не может перейти за ихграницы; 2) интеллектуальное поведение животных всегда определяетсянепосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прежнего опята; 3)заключены в ограничении источников этого поведения. 2 источника – программызаложенный в видовом опыте и источником поведения является непосредственноопыт. Эти 3 черты сохраняют основные особенности всякого поведенияживотных.2. Сознательная деятельность человека Основные отличительные черты сознательной деятельности человека: 1) Онивсегда связаны с биологическими мотивами. Встречаются ситуации, при которыхсознательная деятельность входит в конфликт с биологическими мотивами иподавляет их. Самый распространенный пример – человек бросается спасатьдругих из огня пожара; 2) Деятельность человека вовсе не обязательноопределяется наглядными впечатлениями получаемыми от среды или следамипрошлого опыта. Человек абстрагироваться от них. У человека появляетсяусвоение общечеловеческого опыта, накопленного до него предшествующимипоколениями.3. Психологическая характеристика сознания Рефлексивная способность сознания, т.е. готовность к познанию другихпсихических явлений и самого себя. Без наличия этих способностей человекникогда не смог бы даже представить что у него есть психика. Таким образом,психологическая характеристика включает в себя ощущение человеком себя,познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя, какотделенное от мира существо, готовое и способное к изучению и познаниюэтого мира. Человек осознает эти знания, может сформулировать их, выразитьих в словах, понятиях, передать другому человеку, хранить эти знания,воспроизводить, работать с ними, как с особым объектом. При утрате сознаниятакая способность теряется. Вторая характеристика сознания – теснаявзаимосвязь сознания с волей. Представить действительно отсутствие в данныймомент или вовсе не существование в данный момент человек может толькопроизвольно. Третья черта – способность сознания к коммуникации, т.е.передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка идругих знаковых систем. Обмениваясь друг с другом информацией люди выделяютв сообщаемом главное, так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение отвсего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном.Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме.4. Возникновение и развитие сознания Главным условием возникновения и развития человеческого сознанияявляется совместное, продуктивное, опосредованное речью орудийнаядеятельность людей. Она требует общения и взаимодействия людей друг сдругом. Она предполагает создание продукта, который всеми участникамидеятельности осознается как цель их сотрудничества. Эта цель должна бытьопределена и выражена в слове. Прежде чем стать достоянием индивидуальногосознания, слово и его содержание должны получить общее значения дляпользующихся ими людей. Это впервые происходит в совместной деятельности,получив всеобщее значение слово проникает в индивидуальное сознание, вначале своего развития сознание человека направлено на познание внешнегомира. Человек осознает, что находится в него его, с помощью данных емуприродой органов чувств. Он видит, воспринимает, отражает этот мир какотделенный от него и существенно независимый от него. Такаяпоследовательность развития стадий сознания называется рефлексивной.5. Сознание и бессознательность На ряду с сознанием у человека существует и бессознательное.Бессознательность – это форма психического отношения, в которой образдействительности и отношения к ней человека не выступают как предметспециальной рефлексии. Понятие сознательности в науку ввел Фрейд. Онотносил к бессознательности в личности те качества, интересы, потребности,в которых человек не осознает себя, но которые ему присущи и проявляются вразнообразных не произвольных реакциях, действиях и психических явлениях. Кодному из таких явлений Фрейд относил ошибочные действия – оговорки,описки, ошибки при написании и слушании слов, не произвольное забываниеимен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенносвязанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа явленийпроявления бессознательности – представления связанные с восприятием,памятью и воображением. Познавательная сфера личности 1. Ощущения 2. Восприятие 3. Память Мышление и речь, воображение. Внимание – в лекции не упоминается.1. Ощущения Ощущения – это простейшая форма психического отражения, свойственная иживотному, и человеку и обеспечивающая познание отдельных свойств предметови явлений. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире, ониявляются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мирадоходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.Методы измерения Ощущений: прямой и косвенный. В психологии конца 19 –начала 20 вв. сложилось представление, согласно которому органный чувств(рецепторы) пассивно отвечают на воздействующие раздражители исоответственно ощущения, с этой точки зрения ощущения являются пассивнымпроцессом. Рефлекторная теория считает, что ощущение это активный процесс –основное положение этой теории заключается в следующем – в состав каждогоощущения входит движение. Сложные ощущения не возможны без активногодвижения, примером сложного ощущения может быть ощупывание предмета сзакрытыми глазами.Общие свойства ощущений: 1) Качество – каждый вид ощущений имеет своиспецифические особенности, отличающие его от других видов. 2) Интенсивность– определяется силой действующего раздражителя и функционального состояниярецептора. 3) Длительность – определяет функциональное состояние органовчувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4)Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализосуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения о локализациираздражителя в пространстве. 5) Порог ощущений. Минимальная величинараздражителя вызывающая едва заметные ощущения – нижний порог. Максимальнаявеличина раздражителя еще вызывающая ощущения – верхний порог. (Для слухаmin порог – тиканье часов с расстояния 6 метров. Для осязания – ощущениедвижения крыла мухи при падении с высоты 1 см).2. Восприятие Восприятие – это форма целостного психологического отражения предметов иявлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Суммаощущений не является восприятием - В(О+О+О. Все восприятия можно разделитьна отдельные виды в зависимости от того, какие анализаторы играют ведущуюроль: зрительные, слуховые, двигательные и т.д. Основные характеристикивосприятия: 1) Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнегомира, к этому миру. 2) Целостность – целостность предмета. 3) Структурностьвосприятия – восприятие не есть сума ощущений. Мы воспринимаемабстрагированную от ощущений абстрактную структуру, которая формируется втечении некоторого времени. 4) Контактность – относительное постоянствовоспринимаемых предметов при изменении условий их восприятия. 5)Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, спониманием сущности предмета. Оно не сводится к одной лишь чувственнойоснове. Мы воспринимаем предметы, имеющие определенное значение. 6)Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению сдругими. Она обусловлена направленностью и опытом личности. Зависимостьвосприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей еголичности называется апперцепцией. Восприятие пространства. Здесь различаютвосприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Форма –один из наиболее информативных признаков внешнего мира. Восприятие формытребует выделения предметов из фона внешнего мира. Основную роль привосприятии объемности предмета играет бинокулярное зрение. Восприятиевремени. Это отражение длительности и последовательности явленийобъективной действительности. Во многом зависит от содержания деятельностии установки личности. Восприятие движения. Это отражение направленности искорости пространственного существования предмета. Восприятие предметовможет быть ошибочно. Иллюзия – закономерно неправильное восприятиепредмета, который в данный момент действует на наши органы чувств.Галлюцинации – кажущиеся (ложные) восприятия.3. Память Это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,сохранении и воспроизведении прошлого опыта. Благодаря памяти человек имеетпредставление о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чегосодержание его сознания включает в себя приобретенный в прошлом опыт изнания. Ассоционисты считают, что запоминание есть соединение илисвязывание впечатлений прошлого или настоящего. Теория деятельногоопосредования. Запоминание зависит от того, какую роль играет данныйматериал в деятельности человека, каково его место в системе потребностей.Классификация видов памяти: 1) по характеру психической активности –двигательная (запоминание различных движений), эмоциональная (память начувства), наглядно-образная (память на вкусы, запахи, зрительные картины ит.д.), словесно-логическая; 2) в зависимости от длительности закрепления исохранения материалов – кратковременная, долговременная, оперативная(мнемические процессы обслуживающие конкретную актуальную деятельность); 3)в зависимости от приемов заучивания – механическая, логическая; 4) всоответствии с целями деятельности – произвольная, непроизвольная,постпроизвольная. Психология личности Личность, ее структура и направленность 1. История развития представлений о личности 2. Структура личности 3. Развитие личности 4. Индивидные свойства личности1. История развития представлений о личности По Неману 3 этапа развития истории представления и личности. 1эт. –философско-литературный этап (начало 3 – 4 в.). Этот этап связан с поискомконкретного ответа ан вопрос о нравственной духовной сущности человека.2эт. – клинический (начало 19 в.) – в центре внимания те особенностиличности, которые присущи больным людям. Большинство работ этого периодавключает в себя описание их поведения. Итогом этого периода явилось то, чтобыли выработаны классификации личности связанные с определенной болезнью.3эт. – экспериментальный (начало 20 в.) – в это время можно наблюдатькризисное состояние психологии, связанное с невозможностью объясненияцелостных сложных поведенческих актов только исходя из изучения отдельныхпсихических функций.2. Структура личности Личность – это функциональный психологический орган, позволяющийиндивиду интегрировать свою жизнедеятельность в системе множественных,социально-детерминированных связей с миром. Культура личности. 1)Конституционально-антротеметрическая. Объект исследования – врожденныепредрасположенности к реагированию (Шейден, Крегмер). 2) Факторнаястратегия – факторный анализ, где обработке подвергается вербальная илисловесная реакция человека на определенное число вопросов (Дж. Гильфорд).3) Блочная стратегия – на основаниях наблюдения за жизнью людей (ПлатоновК.Н.): а) индивидуальные свойства человека – половое различие, темперамент;б) психические процессы; в) блок прошлого опыта – знания, умения, навыки;г) направленность личности. 4) Мотивационно-динамичесая стратегия – воснове этой стратегии лежат представления о динамике мотиваций.Характеризуется это положение общим представлением о том, что в любомпроявлении личности предполагается иерархично-организованная структурапотребностей и мотивов (пирамида Маслоу).3. Развитие личности Развитие личности по Э. Эриксону – это последовательная смена этапов, накаждом их которых происходит качественное преобразование внутреннего мира,отношений и поведения человека. Эриксон выделил 8 этапов развития личности:|Возрастные|Нормальное развитие |Аномальное развитие ||периоды | | ||раннее |ребенок обретает |ребенок не доверяет ||младенчест|доверие к людям, при|людям, эмоциональная||во (0-1 |взаимной любви и |изоляция, его ||год) |привязанности, а |отвержение, || |также при |игнорирование || |удовлетворении всех | || |его жизненных | || |потребностей и | || |потребностей в | || |общении | ||позднее |ребенок обретает |чувство своей ||младенчест|автономность и |неприспособленности,||во (1-3) |уверенность в себе, |сомнение в своих || |установление баланса|возможностях, в этот|| |между чувством |период у ребенка || |независимости, |слабо развита речь и|| |самостоятельности и |присуще желание || |с другой стороны |скрыть свою || |ограничениями |ущербность || |взрослых | ||раннее |формируется |пассивность, ||детство |активность, |проявляющаяся в ||(3-5) |инициативность, |вялости, || |живое воображение, |подавленности, || |активное изучение |чувство зависти, || |окружающего мира, |отсутствие признаков|| |включение в |полоролевого || |полоролевое |поведения || |поведение | ||среднее |чувство долга, |характерно чувство ||детство |стремление к |собственной ||(5-14) |достижениям, |неполноценности, || |происходит активное |слабые трудовые || |усвоение |навыки, избегание || |инструментальных и |сложных заданий и || |предметных действий |ситуаций || | |соревнований, а || | |также присуще || | |конформность – || | |«рабское поведение» ||половая |формируется |путаница ролей, ||зрелость, |жизненное |мысли не только о ||подростнич|самоопределение, |будущем, но и о ||ество, |выстраиваются планы |прошлом, ||юность |на будущее, идет |самокопание, ||(11-20) |активный писк себя и|смещение форм || |экспериментирование |полоролевого || |в разных ролях, в |поведения, путаница || |том числе и в сексе,|в моральных и || |четкая половая |мировоззренческих || |поляризация в формах|установках, потеря || |поведения |трудовой активности ||ранняя |близость к людям, |одиночество и ||взрослость|стремление к |изоляция от людей, ||(20-45) |контактам с людьми, |проявляется в || |рождение и |избегании близких и || |воспитание детей, |интимных отношений с|| |любовь и работа, |людьми, || |удовлетворенность |неразборчивость в || | |отношениях и || | |непредсказуемость в || | |поведении ||средняя |продуктивная работа |застой, эгоцентризм,||взрослость|над собой, зрелая, |непродуктивность в ||(45-60) |полноценная и |работе, ранняя || |разнообразная жизнь,|инвалидность, || |удовлетворенность |исключительная || |семейными |забота о себе, все || |отношениями, |прощение себя || |родительская | || |гордость | ||поздняя |спокойная оценка |отчаяние, ощущение, ||взрослость|прошлого, принятие |что жизнь прожита ||>60 лет |прожитой жизни |зря, бессмысленность|| |такой, какая она |своего || |есть, ощущение |существования, || |полноты и полезности|желание прожить || |прожитой жизни, |жизнь заново, || |примирение с |получить от нее || |неизбежным, т.е. |больше чем было, || |отсутствие страха |боязнь || |смерти |приближающейся || | |смерти |4. Индивидные свойства личности Способности, темперамент и характер. Способности: врожденные иприобретенные. Способности - индивидуальные и психологические особенностичеловека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретнойдеятельности, природными предпосылками способностей являются задатки.Талант, одаренность – высшее проявление способностей и связаны сособенностью мотиваций человека. Одаренные дети отличаются тем, что у нихесть повышенная тяга к занятию делом, которое им очень нравиться, ивпоследствии вся жизнь концентрируется вокруг этой деятельности.Сенситивный период проявляется повышенной чувствительностью к тем или инымсредовым воздействиям, а также к освоению того ли иного рода деятельности(2-3 года – развитие речи; 5-7 лет – чтение, писание). Темперамент –динамические характеристики психической деятельности, проявляющиеся в трехобластях: 1 область – общая активность человека; 2 область – в особенностиматерии; 3 область – способность к эмоциональности. Темперамент являетсяприродной или динамической основой характера. Характер – это совокупностьустойчивых свойств, в которых выражаются типичные способы его поведения иэмоционального реагирования. Социально-психологические основы взаимодействие людей Общение и основы взаимоотношений 1. Определение общения 2. Структура и функции общения 3. Интимные межличностные отношения1. Определение общения Общение – это сложный ,многоплановый процесс установления и развитияконтактов между людьми, который порождается потребностями в совместнойдеятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единойстратегии и взаимодействия, а также включает восприятие и понимание другогочеловека. 3 группы факторов доказывающие решающую роль общения в развитиичеловека: 1 фактор – изучение детей маугли; 2 фактор – изучение явлениягоспитализма; 3 фактор – влияние общения на общее психическое развитиеребенка: а) общение может ускорять психическое развитие ребенка; б) общениепозволяет преодолевать детям неблагоприятные ситуации; в) общение можетисправлять дефекты неправильного воспитания.2. Структура и функции общения Структура и функции общения по Г.М. Андрееву он выделяет 3 стороныобщения: 1) Коммуникативная сторона общения – общение – это обменинформацией между общающимися людьми. 2) Интерактивная – включаеторганизацию взаимодействия общающихся людей. 3) Перцептивная – процессвосприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основевзаимодействия. Функции общения: 1) общепсихологическая классификация: а)информационно-коммуникативная (прием и передача информации); б)регуляционно-коммуникативная (регулирование деятельности людей); в)аффективно-коммуникативная (передача эмоциональных переживаний). 2)социально-психологическая: а) функции организации совместной деятельности;б) функция познания людьми друг друга с целью взаимопонимания; в) функцияформирования и развития межличностных отношений.3. Интимные межличностные отношения Дружба – положительные, интимные взаимоотношения, которые основаны навзаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людейдруг другу и их постоянной готовности в любой момент придти друг другу напомощь. Дружеские отношения носят деловой характер или утилитарный. Другаяцель – эмоциональная цель основанная на удовлетворении от дружбы. Цельможет быть рациональной и может быть нравственной. Любовь. Графически изобразить любовь и дружбу не возможно. Любовь – этотакой вид отношений между людьми, который не допускает господства одногочеловека над другим или беспрекословного подчинения одного человекадругому. Виды любви по Э. Фромму: 1) братская любовь, т.е. любовь междуравными людьми (равными по семейному положению); 2) материнская любовь –любовь сильного к слабому, защищенного к незащищенному - такая любовьнаиболее открыта и крепка; 3) эротическая – любовь психофизиологическогоплана, в отличие от двух других видов требует предпочтительности и особоговыделения любимого существа среди других и исключительного отношения кнему; 4) любовь человека к самому себе – эгоизм от любви к себе отличаетсятем, что в нем существует исключительная любовь к себе, в ущерб такому жепо отношению к окружающим; 5)любовь к Богу (религиозная любовь) – такаялюбовь является универсальной и выбирает в себя виды любви. Бог в этомслучае выступает как воплощение признаков добра, справедливости, истинностии любви. Вражда – это отношения взаимной неприязни и ненависти любви. Причинывражды: 1) антиподы; 2) на основе не сложившихся дружеских или любовныхотношений. Неприязнь возникает на основе существования различных интересов,потребностей людей, индивидуальных и интеллектуальных различий среди людей.Одиночество – депрессия, привычный способ реакции на одиночество, онпроявляется в агрессии.-----------------------Виды ощущенийПо контакту с раздражителемПо расположению рецептораДистантные ощущенияКонтактные ощущенияслуховыезрительныеобонятельныекинестетическиекожныевкусовыеорганическиеИнтерацективные - органическиеПроприоцептивные (сигнализируют о положение частей тела)экстрацептивныезрительныеслуховыекожныеобонятельные

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологи Общая характеристика психологии как науки в дословном значении пс iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на медицинском...
Цель: усовершенствовать знание студентов о психологии как универсальной науки, тесно связанной с другими науками и повседневной жизнью,...

Лекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологи Общая характеристика психологии как науки в дословном значении пс iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на медицинском...
Цель: усовершенствовать знание студентов о психологии как универсальной науки, тесно связанной с другими науками и повседневной жизнью,...

Лекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологи Общая характеристика психологии как науки в дословном значении пс iconШпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки,...

Лекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологи Общая характеристика психологии как науки в дословном значении пс iconСеминар Категория деятельности в психологии труда. Общая характеристика...
Определение и основные функции понятия «деятельность» в психологии и психологии труда; основные признаки и общепсихологические свойства...

Лекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологи Общая характеристика психологии как науки в дословном значении пс iconП/п Назва теми
Предмет, задания и методы медицинской психологии. Основные направления психологической науки, теории личности

Лекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологи Общая характеристика психологии как науки в дословном значении пс iconКонспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи...
Тема Предмет, задачи и значение психологии как науки на современном этапе развития общества

Лекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологи Общая характеристика психологии как науки в дословном значении пс iconОтрасли психологии. Роль психологии в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров
И специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая,...

Лекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологи Общая характеристика психологии как науки в дословном значении пс iconРеферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы”

Лекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологи Общая характеристика психологии как науки в дословном значении пс iconПредмет и задачи психологии как науки

Лекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая характеристика психологии как науки Сравнение житейской и научной психологии Основные отрасли психологии Основные направления психологии Методы исследования в психологи Общая характеристика психологии как науки в дословном значении пс iconВ. И. Гинецинский пропедевтический курс общей психологии
Психическая реальность: ее ингридиенты и свойства внешние границы и внутренняя структура предметной области психологии психологическое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<