Курсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей»




Скачать 192.37 Kb.
НазваниеКурсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей»
Дата публикации19.12.2013
Размер192.37 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Психология > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Социальная работа с семьей

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Гуманитарный факультет КУРСОВАЯ РАБОТА Студента группы №363 Шушковой О.В. на тему: «Социальная работа с семьей» Руководитель: А.Л. Михеева Оценка: Ижевск, 2003 г. СодержаниеВведение 3Глава I. Семья как социальный институт, ее характеристика 6 1. Понятие семья 6 2. Социальные проблемы семьи 6 3. Типы семей, семейных взаимоотношений. 7Глава II. Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы 10Глава III. Социальная работа с семьей. 15Заключение. 19Список использованной литературы 20Приложения. Введение Социальная работа как наука Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видовчеловеческой деятельности, функция которой состоит в выработке итеоретической систематизации объективных знаний об определеннойдействительности – социальной сфере и специфической социальнойдеятельности. Социальная работа может быть рассмотрена как разновидностьчеловеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осуществлениеобъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессежизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных идругих групп и слоев в обществе. Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. ВРоссии она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя ине называлось так. Функции социальных работников выполняли земскиеуполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных ибездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности как и любойдругой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современныйспециалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся ввопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точноулавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей испособный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Егопрофессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческихотношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанныхспецифических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др. Как специалист в области социальных отношений, социальный работникдолжен знать теоретические и методологические основы социальногоуправления, специфику организации социальной работы с различнымикатегориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыторганизации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний,социальная работа требует и глубокой психологической подготовки,выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического иситуационного анализа, социально-организационной диагностики условияжизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденцийразвития социальных процессов, оптимального выбора инструментария,регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализмасоциального работника являются организаторские способности, высокая общая иправовая культура, психолого-педагогический такт. Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений обобъекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни,способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни,материальный достаток, имеющееся положение, соседское окружение,особенности психики, характера и т.д. Одним словом занимаетсяинформационной работой. На основе собранных сведений о своих будущихподопечных социальный работник ставит «диагноз», оценивает объем, видыработ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, составляет длясебя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты ипрочее. Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает диагнозсвоей деятельности: трудно-легко будет ему работать, сможет ли или нетоказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальнымиорганизациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро-долго придется заниматься «пациентом». Когда заходит речь о психологии социальной работы, нередко можновстретить и скептическое отношение к возможности и необходимости еетехнологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, чтосоц. Работа носит исключительно творческий характер, и ее результатызависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личногообаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалистадаже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации.Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний,теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, чтосоц. Работа – это синтез теории и практики, науки и искусства работы слюдьми. Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность икак самостоятельная система получения знаний с собственным предметомисследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиямтехнологизации. Следовательно, проблема заключается не столько ввозможности психологического подхода к соц. Работе, сколько в разработке исовершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоенииопыта их применения на практике. Глава I. Семья как социальный институт, ее характеристика 1.1. Понятие семьи Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, членыкоторой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства,эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семейназывают социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношениймежду людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневнойжизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализациядетей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинскогообслуживания. По данным переписи 1989 года в России насчитывается 40 млн.256 тыс. Семей, т.е. 88.4 % людей живут в семьях. Семья осуществляет следующие функции:1. воспитательная;2. хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;3. эмоциональная: культурное и духовное общение;4. первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;5. репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения. 1.2. Социальные проблемы семьи Семья является одним из главных объектов социальной работы.Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход оттрадиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условиясемьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числаразводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьисоставляет 3,2 человека – в городе и 3, 3 – в селе. Факторы сокращениявеличины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодыхсемей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделениямолодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем врезультате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокойматерью. Основные социальные проблемы семьи:1. трудное материальное положение семьи;2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;3. злоупотребление алкоголем и наркотиками;4. жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;6. социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения. Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты приживых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальнымпричинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищныеусловия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местахлишения свободы, алкоголизм родителей. Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно вродильном доме. Основные причины отказа от ребенка:1. тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);2. сложные материальные и бытовые условия (около 20 %). 1.3. Типы семейСреднестатистическая семья: - семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.Молодая семья: - здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.Вторичная семья: - это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.Неполная семья: - это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.Многодетная семья: - где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений. Типы семейных взаимоотношений Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины,ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов,можно выделить четыре типа брака:1. доминирующий муж и пассивная жена;2. доминирующая жена и пассивный муж;3. открытая борьба или соперничество;4. изоляция или эмоциональное отчуждение;5. псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени. В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можноподразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины иженщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различныепроблемы, такие, как: - обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге; - успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем; - отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье; - чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает; - чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает; - паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность). Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем,видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, амуж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи,находящиеся на грани развода. Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридическогорасторжения. Стадии распада брака: - эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь; - физический распад, прекращение интимных отношений; - фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание. Глава 2. Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданиемчеловечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В то жевремя как социальная система семья имеет черты социального института иодновременно малой социальной группы. Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах,санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения междусупругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу,основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность бытавсех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь. Семья является той формой общности людей, в которой – соединенныебраком мужчина и женщина, их дети и родственники связаны кровнородственнойсвязью. Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальныефункции, которые являются отражением как общественных потребностей в еежизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейнойгруппы. В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшимфункциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей, поскольку, какправило, здоровые дети рождаются в семье), рекреативную (физическая,материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга),коммуникативную, регулятивную, фелицитологическую (ощущение счастья всемье), экономическую и хозяйственно-бытовую. Главной функцией семьиназывается функция первичной (или базисной) социализации ребенка, егоформирования. Принимая семью в качестве объекта воздействия социальной работы исложной социальной системы специалисты предпочитают учитывать следующие еесоставные части: структуру, окружение семьи, функционирование и историюразвития. Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а такжесовокупность духовных, нравственных, психологических отношений,внутрисемейной установки и отношения власти и авторитета. В структуре семьи учитываются: количество членов семьи (что определяеттип семьи – нуклеарная или большая), их родственные связи (родители,родители и дети, братья и сестры), характер взаимоотношений в подсистемах,границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членамисемьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат);взаимоотношения между членами семьи и семьей как системой с другими членами«большой» семьи (бабушки, дедушки, двоюродные родственники и т.д.),взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями. Вторым компонентом семьи как системы является окружение. Под нимпонимают ситуацию проживания, социоэкологический статус, взаимоотношениясемьи с соседями и вообще в социуме, влияние референтной группы «большой»семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные и слабые стороныэтого влияния на семью. Функционирование семьи является ее третьим компонентом. Оно включает всебя ролевую деятельность ее членов – совокупность установок, норм иобразцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношениях кдругим ее членам (в нуклеарной модели семьи основными семейными ролямиявляются роли мужа и жены, матери и отца, детей, братьев, сестер; в моделибольшой семьи – добавляются роли дедушек и бабушек, свекра и свекрови,тестя и тещи, зятя и невестки, и т.п.). Ролевая значительность членов семьи (ведение хозяйства – кто?, заботао детях – кто?) сравнивается со стандартами и учитывается при работе ссемьей как объектом воздействия. Четвертым компонентом семьи-системы является история ее развития. Онавключает в себя генеалогическое древо семьи («корни» семьи и влияние их насегодняшнее положения дел в семье), обычаи и традиции семьи и стадииразвития семейной жизни. Американский исследователь семьи Соня Роудс выделяет в развитии семьисемь основных стадий. - Интимность, близость. Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии формирования. Задача – развитие реалистической оценки каждому из партнеров. - Наполнение и пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем, когда последний ребенок отправляется в школу. Задача – развитие воспитательных образцов у всех членов семьи. - Индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия, когда семья имеет детей дошкольного возраста. Задача – отделение своей личности от личности ребенка, оказание поддержки детям, индивидуализация, обособление каждого члена семьи. - Товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми подросткового возраста. Задача – развитие взаимоотношений «Родитель-подросток», основанных на понимании возрастающей независимости ребенка и на супружеских отношениях, основанных на товариществе. - Перегруппировки. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача – изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям «взрослый-взрослый» между детьми и родителями. - Восстановление. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские заботы. Задача – восстановление отношений супружеской пары без детей. - Взаимопомощь. Родители-пенсионеры, зачастую имеющие внуков. Задача – развитие системы взаимоотношений между поколениями. Несомненный интерес представляет понимание семьи как системыамериканского психолога В. Сатир. По ее мнению, семья как система состоитиз следующих составных частей: цели (воспитание подрастающего поколения идальнейшее развитие всех ее членов), основных элементов (взрослые и дети;мужчины и женщины), порядка функционирования элементов системы (правила, покоторым живет семья или общения между ее членами и особенности ихсамооценок), энергетики (ее дают пища, вода, воздух, активность и жизненныепозиции членов семьи в их сочетании друг с другом), взаимодействия свнешними миром (оно связано с отношением к изменениями, происходящим вжизни). Как считает В. Сатир, семья как система может быть закрытой (т.е.неблагополучная семья) и открытой (гармоничная семья). В ее работеприводятся характеристики закрытой семьи-системы и семьи-системы открытой,подчеркивается, что открытая семья работает по принципу развития, апоскольку целью сегодняшней семьи является развитие каждого ее члена, тоставится задача по использованию всех ее структур для достижениявышеуказанной цели. Чтобы семейная система была жизнестойкой, указываетСатир, она должна предоставлять каждому ее члену возможность занять своеместо в семье и испытывать от этого удовольствие. Эмоциональный тон, общность семьи, взаимосвязь всех ее членов –важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается внимание привосприятии семьи как объекта социального воздействия. Однако, являясь объектом социального воздействия, семья одновременноявляется и субъектом социализации личности ребенка. В этом случаеэффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательнымпотенциалом. Общеизвестно, что воспитательный потенциал семьи складывается избиологического, технологического, экономического и социального компонентов. Биологический компонент определяется наследственностью, котораяпередается из поколения в поколение генограммой, чем и определяетсянаследственное состояние психики индивида. Явление это пока изученонедостаточно. Например, З. Фрейд, говоря о трех основных структурных компонентахдуши (структуры личности), первым показывает ИД (ОНО), которое по егомнению, содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, чтозаложено в конституции. Это первоначальная, основная, наиболее центральнаяструктура личности. Это технический резервуар энергии, передающейся понаследству. Из ИД формируется ЭГО (второй компонент), который обеспечиваетфизическое и душевное здоровье личности, а также ее безопасность. А уже изЭГО развивается суперЭГО, функции которого заключены в таких понятиях, каксовесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По мнению американскогоученого Лоуэна, депрессивность и замкнутость ряда людей связана с ихнебольшим уровнем психической энергии, полученной по наследству. Психологический компонент включает тип семьи («нуклеарная» или«большая», полная или неполная), выполнение ролевых функций членами семьи(действительные и стандарты), тип взаимоотношений в семье (авторитарный,демократический, попустительский), наличие или отсутствие педагогическихспособностей у родителей и уровень их интеллектуального развития. И главное– нравственно-психологический климат в семье. Основными составляющими экономического компонента являются уровеньдоходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага. Социальный компонент, который также в совокупности с другимиопределяет воспитательный потенциал семьи, складывается из принадлежностисемьи к определенной этнической группе, социального статуса семьи,образования родителей, их профессии и занимаемой должности, культурного идуховного уровня развития. Глава 3. Социальная работа с семьей Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальныхпроблем, свойственных современному обществу, образу жизни. Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Этораспределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство;потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализациив семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежеланиеодного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей(например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельныхчленов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведениядетей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержениевплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии удетей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантногоповедения их; наличие в семье негативной нравственно-психологическойатмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многиедругие. Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтныхструктур) в семье возможны при организации системной целенаправленнойсоциальной работы на основе модели, предусматривающей последовательностьдействий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий,поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состояниихронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей –это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применениедополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого илижелаемого результата. Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьейвключает следующие компоненты: - наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, также о форме ее оказания; - дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур; - разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности; - вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий; отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений. Диагностирование межсемейных отношений проводится на основесоответствующих анкет и диагностических методик. Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумяпутями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями. Для изучения положения личности в семье и семьи-системы предполагаютсядве схемы (см. Приложение). В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. Всвоей работ на основе полученных в ходе проведенной диагностики и широкогоизучения семьи данных, специалист подразделяет семьи на две группы: семьиблагополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированностисемейной структуры). Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились напедагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей. Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа постепени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическимитребованиями общества специалисты подразделили на конфликтные,педагогически несостоятельные и аморальные. - Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах. - Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям. - Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая системастремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния насемью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей вразрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. Впротивном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или«выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы). Заключение Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапеобуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализпедагогической литературы, некоторые исследования показывают, что этовозможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы. На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию –первичной базисной социализации личности ребенка – в силу разного родапричин или социальных дефицитов структурные, деформация взаимоотношений вподсистемах её, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевыхфункций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью:внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внестиизменения. Семья как социальный институт общества обладает большими возможностямидля осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществленияэтого процесса определяется её воспитательным потенциалом. Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роилсубъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система,состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, какпоказало исследование, способствует повышению её воспитательногопотенциала. Список использованной литературы 1. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. 2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. Приложение Схема №1. Изучение социальной истории личности1. Личность. 1. Общие сведения (Ф.И.О., год рождения, место рождения, семейное положение, адрес). 2. Семья (родители: Ф.И.О., год рождения и смерти – если кто-то из них умер, адрес; братья и сестры: имена, даты рождения, место проживания; дети: имена, возраст, даты рождения и место проживания). 3. Профессиональный уровень (наличие образования, место учебы, работы, причины переходов с рабочих мест). 4. Индивидуальные особенности личности (здоровье и физическое состояние, способность к социальному контакту – умение общаться с другими лицами, знания и навыки, трудоспособность, способность изменять физическую и техническую среду, способность воздействовать на других людей – власть и влияние на социальную среду, способность рационально и целеустремленно работать для осуществления намеченных альтернатив). 5. Взаимопонимание внутри семьи, его место в ней; соседские и общинные связи.2. Заботы, потребности, проблемы. 1. Причины, приведшие к необходимости взаимодействия с данной личностью. 2. История развития потребности, проблемы и факторы, влияющие на её развитие. 3. Способность к выполнению жизненных ролей. 4. Основные потребности (общечеловеческие и индивидуальные). 5. Ожидания личности по содержанию оказываемой помощи.3. Факторы, влияющие на оказание помощи клиенту. 1. Что ожидает личность в качестве результата помощи. 2. Реалистичны ли эти ожидания. 3. Наличие внутренних ресурсов у личности к изменениям. 4. Негативные факторы влияния на ожидания личности. 5. Позитивные факторы влияния на ожидания личности. Схема №2. Изучение социальной истории семьи1. Основная информация. 1. Имена и дни рождения членов семьи. 2. Дата бракосочетания (если брак не первый, то даты предыдущих браков). 3. Национальность и язык, на котором говорят в семье. 4. Вероисповедание, если оно есть. 5. Дата первого контакта социального педагога и семьи.2. Семья как система. 1. Структура семьи: – члены малой и большой семьи (включая и тех, кто не является родственником, но функционирует в структуре семьи). Описание всех членов семьи по схеме «Социальная история личности»; – взаимоотношения между родителями, детьми, родителями и детьми (нормальные или конфликтные), другими членами семьи; – связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный климат в семье). 2. Окружающие семьи: – район проживания; – социоэкономический статус; – взаимоотношения семьи с соседями, с социумом; – дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влияние на нуклеарную семью; – референтные группы; система связей, влияние на членов семьи. 3. Функционирование семьи: – образцы коммуникаций; – образцы принятия решений. 4. Ролевая деятельность членов семьи: – кто ведет хозяйство; – кто заботится о детях; – кто выполняет функцию психологической поддержки членов семьи. 5. История развития семьи: – генеалогическое древо семьи; – стадии развития семейной жизни; – важные события в жизни семьи.3. Потребности и проблемы семьи. 1. Индивидуальные потребности членов семьи. 2. Потребности подсистем внутри семьи. 3. Потребности и проблемы семьи как системы.4. Позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи. 1. Чего хочет и ждет семья от социального педагога. 2. Каковы планы семьи. 3. Каковы возможности семьи в плане изменений (внутри семьи, средовые). 4. Реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей» iconКурсовая работа на тему: Технология социальной работы с молодой семьей (на примере )
Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической...

Курсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей» iconКурсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право»...

Курсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей» iconКурсовая работа на тему: Цивилизация Ацтеков. Студента

Курсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей» iconКурсовая работа на тему: Цивилизация Ацтеков. Студента

Курсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей» iconКурсовая работа Романцов Дмитрий Алексеевич (Ф. И. О. студента) на...

Курсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей» iconКурсовая работа По предмету: «Технология социальной работы» По теме:...

Курсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей» iconДипломная работа. Тема: «социальная работа»
Целью реабилитации является воспитание социального статуса ребёнка-инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная...

Курсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей» iconКурсовая работа студента факультета «Э и утс» Езерского П. О. по...

Курсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Кий государственный технический университет кафедра прикладной экологии и охраны окружающей среды курсовая работа по химии тема:...

Курсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей» iconКурсовая работа студента (ки) ваш курс
Учет и порядок ведения кассовых операций и денежных документов организациями и предприятиями


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don