Конспект лекций по курсу «Управление персоналом»




НазваниеКонспект лекций по курсу «Управление персоналом»
страница1/6
Дата публикации20.03.2013
Размер0.66 Mb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > Психология > Конспект
  1   2   3   4   5   6
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по курсу «Управление персоналом»

автор Гончарова Н.П.

ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК В ОРГАНИЗАЦИИ

Основным ресурсом любой организации являются люди. Даже если мы ведем речь о технологии производства, то нельзя ни запустить процесс, ни остановить его, чтобы так или иначе не повлиять на тех людей, которые подчинены руководителю. Поэтому очень опасным заблуждением для руководителя была бы недооценка человеческого фактора на производстве и невнимание к психологическим и социологическим методам работы. Тем более, что современная психология предлагает достаточно большое число теорий и методов понимания человека.

История исследования особенностей человека насчитывает более 2,5 тысяч лет. Еще древние мыслители понимали важность введения определенного порядка в понимание индивидуальных особенностей человека.

Около 400 лет до новой эры Гиппократ предложил типологию характеров: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

Другая типология принадлежит Теофрасту (327-287 лет до новой эры). Он предложил различать 30 типов характера.

Многое сделали для понимания природы человека Коперник и Дарвин. Еще более яркую палитру впечатлений о человеке представил Фрейд, показав, что многое в поведении человека управляется отнюдь не одним лишь сознанием. Этот вывод имеет далеко идущие последствия во всех сферах социальной жизни. Фрейд описал сознание в виде сложной системы, состоящей из принципиально различных компонентов, по-разному влияющих на психическую жизнь человека. И каждое решение, каждый поступок есть результат очень разноплановых тенденций.

Постулаты поведенческой психологии были сформулированы как альтернатива неудачам в классической психологии. Поэтому бихевиористы (бихевиоризм - одно из направлений в психологии, возникшее в начале 20 в. и устранившее из психологии такие понятия как сознание, мышление; бихевиоризм считает предметом психологии поведение, под которым понимаются чисто физиологические реакции на стимулы) предложили отказаться от таких, по их мнению, не проверяемых естественнонаучными методами понятий как сознание, чувство, ассоциация и рассматривать лишь те человеческие проявления, которые могут быть надежно зарегистрированы и повторены в условиях лабораторного эксперимента. Несмотря на своеобразную терминологию в этом направлении психологии были получены многие интересные результаты.

Весомый вклад в профессиональный отбор и оценку персонала внесла группа теорий и методов, специализирующихся на выделении и измерении личностных черт. До сих пор личностные тесты, разработанные в этом направлении психологии, являются ведущим инструментом менеджеров по работе с персоналом. Тесты позволяют не только более или менее объективно оценить особенности личности отдельного сотрудника, но и укомплектовать подразделение так, что результаты его работы будут оптимальнее, чем без использования тестов.

В 1962 году группа психологов организовала Ассоциацию гуманистической психологии. Ее возглавили Карл Роджерс (1902-1987) и Абрахам Маслоу (1908 – 1970).

Они провозгласили 4 ведущих принципа своего подхода:

  • основное внимание - личному опыту;

  • личностный выбор, творчество и самоактуализация являются основными темами исследования;

  • ценности должны занимать первое место при выборе объекта исследования;

  • основная ценность - достоинство человека.

Влияние гуманистической психологии на менеджмент очевидно. Одновременно с ней возникла и развилась концепция «человеческих отношений» в менеджменте, опирающаяся на лучшие свойства человека, его стремление стать лучше, проявить свои преимущества, найти место своим интересам в пространстве целей своей фирмы или завода (предприятия).

Далее обращаю Ваше внимание на некоторые закономерности поведения человека. В 1898 г. Э. Л. Торндайк открыл «закон эффекта», позволяющий построить «кривую научения», где каждая новая попытка исполнения более эффективна, чем предыдущая. Основные закономерности укладываются в содержание таких законов.

ЗАКОН УПРАЖНЕНИЯ: реакция на ту или иную ситуацию находится в пропорциональной связи с частотой отдаваемого распоряжения или приказа.

ЗАКОН ГОТОВНОСТИ: упражнения (тренировка, приобретаемый опыт) изменяют реакцию организма на нервные импульсы.

ЗАКОН АССОЦИАТИВНОГО СДВИГА: если при одновременно отдаваемых двух распоряжениях одно из них вызывает реакцию, то другое приобретает способность вызвать ту же реакцию.

Знание закономерностей поведения позволило Б.Ф.Скиннеру предложить некую формулу предсказания и контроля поведения. (см. Скиннер Б.Ф. Оперативное поведение. В кн.: История зарубежной психологии. Тексты. - М., МГУ. 1986, с.282-314). В ней впервые наметился переход от «линейного» представления о поведении к обратной связи при различных реакциях

Адекватная формула, описывающая взаимодействие организации со средой, всегда должна содержать три компонента:

а) событие, по поводу которого происходит реакция

б) саму реакцию

в) подкрепляющие последствия.

В своих исследованиях Скиннер во многом использовал результаты И.П.Павлова. Именно Павлов впервые назвал все события, усиливающие поведенческие проявления, «подкреплением», а все возникающие в связи с подкреплением изменения - «обусловливанием». В экспериментах Павлова подкрепление сочеталось со стимулом, а в исследованиях Скиннера - подкрепление зависит от реакции. Реакция на стимул, произведенная, по мнению экспериментатора, правильно, подкреплялась положительно. Неверная реакция подкреплялась негативно.

Скиннер также стоял у истоков программированного обучения. Он ввел принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролировалась подкреплением, служащим сигналом обратной связи. Такое конструирование процесса обучения было основано на вычленении простейших реакций как единиц процесса поведения (научения). Это позволило превратить каждую из частей процесса в объект управления. Поэтому появилась возможность программированного процесса обучения на всем его протяжении. Тем самым приоткрылась «дверь» для широкомасштабного распространения обучающих компьютерных программ.

Представляет также интерес гуманистический взгляд на роль человека в организации. В начале ХХ-го века В. Штерн разработал «систему критического персонализма».

Личность - целостность, обладающая поверхностными и глубинными слоями.

Поверхностные слои личности обращены к миру, глубинные образуют специфическое образование - «Я».

О личности нельзя судить по отдельному показателю, необходима полисимптоматика.

Персональный подход распространяется на все психические явления: мышление, память, внимание, воображение, чувства.

Ученики Штерна были развеяны войной по всему миру, и эта школа не получила развития. Однако она заслуживает достойной оценки.

Очень важной психологической составляющей, достижение которой у сотрудников организации может считаться одной из целей усилий руководителя является удовлетворенность жизнью. Конечно, многие руководители могут возразить, что достижение всеобщего удовлетворения - это не их задача. В таких случаях дополнительные усилия могут быть направлены на доказательство того, что именно доброе психологическое самочувствие является одной из ведущих причин повышения эффективности на работе и в конечном счете повышения прибыли организации.

Удовлетворенность жизнью является отражением персональной оценки клиентом собственного благосостояния и качества жизни, опирающейся на субъективно выбранные им критерии.

В некоторых исследованиях обнаружена связь удовлетворенности жизнью с уровнем самооценки, религиозности, внутреннего контроля. Обнаружены также обратно пропорциональные отношения между удовлетворенностью жизнью и уровнем депрессии.

Раздражение оказывает противоречивое влияние на удовлетворенность жизнью. Хонг и Гианнакопулос (Hong & Giannakopouljs, 1994. См. The Relationhip of Psychology Interdisciplinary and Applied. Vol. 128 N 5, рр.547-558 ) провели исследование, целью которого являлось определение весового влияния каждой из вышеназванных характеристик на удовлетворенность жизнью. Исследование было проведено с помощью тестирования 1700 человек семью разными тестами. В результате появилось уравнение множественной регрессии, отражающее влияние основных психологических характеристик на уровень удовлетворенностью жизнью:
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ = К + 0,462 (уровень самооценки)* - 0,312 (уровень депрессии)* - 0,243 (раздражение)* + 0,235 (внутренний контроль)* + 0,116 (религиозность) + 0,108 (возраст) +0.038 (реактивность)

< звездочкой помечены факторы, оказывающие статистически значимое влияние > .

Результаты исследования показывают, что усилия менеджера на повышение удовлетворенностью жизнью у сотрудников могут быть направлены в первую очередь у сотрудников могут быть направлены в первую очередь на работу с четырьмя психологическими характеристиками: уровнем самооценки, снижением депрессии и раздражения, внутреннего контроля.

Одной из ключевых категорий поведения человека является общение. Некоторое время велась дискуссия о приоритете этой категории над другими, в частности, над категорией деятельности.

В любой организации общение является одним из краеугольных процессов, обеспечивающих ее жизнедеятельность. Поэтому этот процесс должен находиться в центре внимания менеджера по работе с персоналом, должен регулярно оцениваться и корректироваться в зависимости от складывающейся ситуации.

Имеется несколько классификаций функций общения. В одной из них предложено различать шесть функций: коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную и креативную (см. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения.// Психологический журнал. 1987,т.8, N 4,с.51-60)

Эрик Берн (1902-1970) развил представления об общении, опираясь на теорию психоанализа (Берн Э. Игры, в которые играют люди, или люди, которые играют в игры. - М.,1988). С его точки зрения вступая в контакт, люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Успех общения во многом зависит от того, соответствуют ли друг другу эго-состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго-состояний как «ребенок-ребенок», «взрослый-взрослый», «родитель-ребенок».

Для успеха в общении все другие сочетания эго-состояний должны быть приведены к вышеперечисленным. В этом состоит задача психолога. Другая его задача в том, чтобы освободить клиента от так называемых «игр» в общении, осваиваемых в детстве и выражающих лицемерие и неискренность.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по курсу «Управление персоналом» iconКонспект лекций по курсу «управление качеством»
К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом,...

Конспект лекций по курсу «Управление персоналом» iconКонспект лекций по курсу «управление качеством»
К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом,...

Конспект лекций по курсу «Управление персоналом» iconКонспект лекций в схемах по дисциплине «управление персоналом»
Конспект лекций в схемах по дисциплине «Управление персоналом» (для студентов 5 курса направления подготовки 0502 “Менеджмент” специальности...

Конспект лекций по курсу «Управление персоналом» iconКонспект лекций по курсу Начертательная геометрия
Конспект лекций по курсу начертательная геометрия (для студентов заочной формы обучения всех специальностей академии). Сост. Лусь...

Конспект лекций по курсу «Управление персоналом» iconКонспект лекций по курсу «Организация производства»
Конспект лекций по курсу «Организация производства» (для студентов и слушателей заочной формы обучения фпоизо специальностей 050100...

Конспект лекций по курсу «Управление персоналом» iconКонспект лекций по курсу “Общая химическая технология” / Составители:...
Конспект лекций по курсу «Общая химическая технология» предназначен для самостоятельного изучения курса студентами

Конспект лекций по курсу «Управление персоналом» iconУправление персоналом в системе менеджмента международной корпорации...
Понятие «управление персоналом», основные теоретические подходы, элементы системы управления персоналом

Конспект лекций по курсу «Управление персоналом» iconКонспект лекций по курсу «Правоведение» по теме: «Основы учения о...
Опорный конспект лекций по курсу «Правоведение» по теме: «Основы учения о происхождении и сущности государства и права» рассмотрен...

Конспект лекций по курсу «Управление персоналом» iconКонспект лекций и методические указания к выполнению контрольной работы к изучению курса
Конспект лекций и методические указания к выполнению контрольной работы по курсу “Проектирование специальных станочных и контрольных...

Конспект лекций по курсу «Управление персоналом» iconКонспект лекций по дисциплине «Транспортные средства»
Конспект лекций предназначен для студентов специальностей 100400 «Транспортные системы», 100400 «Организация и регулирование дорожного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<