Реферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы”




Скачать 90.48 Kb.
НазваниеРеферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы”
Дата публикации31.01.2014
Размер90.48 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Психология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Предмет психологии, ее задачи и методы

Московский институт Медико-социальной реабилитологии Реферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы” Выполнила студентка 1 курса Факультет: “Клиническая психология” Минашкина А.Е. Москва 2003 Оглавление > Исторические предпосылки возникновения понятия “психика” > Представление о душе > Предмет и объекты психологии, основные формы психологических явлений > Клиническая психология как отрасль психологической науки > Основные методы исследования в психологии > Краткое содержание и выводы > Список использованной литературы. Исторические предпосылки возникновения понятия “психика”. Каждая конкретная наука имеет свои особенности, которые отличают ее отдругих дисциплин. Издавна явления, изучаемые психологией, выделялись иотграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особыйхарактер усматривался в принадлежности их к внутреннему миру человека,который существенно отличается от внешней действительности, от того, чточеловека окружает. Постепенно все эти явления группировались под названиями“восприятие”, “память”, “мышление”, “воля”, “эмоции” и другими, всовокупности образуя то, что и именуется психикой, т.е. внутренним миромчеловека, его душевной жизнью. Изучение и описание закономерностей этоговнутреннего мира человека и относится к ведению психологии как научнойдисциплины. Понятие “психология” имеет как научный, так и житейский смысл. Официальное оформление научная психология получила сравнительнонедавно – в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (Wundt)открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии и сталвыпускать специальный психологический журнал. До этого, а это почти 2,5тысячи лет, психологические знания развивались в рамках философских ученийо душе. Своим названием психология обязана греческой мифологии, а именно мифуо любви смертной земной женщины Психеи и Эрота, сына богини Афродиты.Психея обрела бессмертие и стала равной богам, стойко выдержав всеиспытания, которым подвергла ее разгневанная Афродита. Для греков этот мифбыл образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. ПоэтомуПсихей – смертный человек, обретший бессмертие, - стала символом души,ищущий свой идеал. Однако житейские психологические знания очень приблизительны,расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит этоотличие? Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны кконкретным ситуациям, людям, задачам. Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивныйхарактер.Это обусловлено способом их получения – случайным опытом и его субъективныманализом на бессознательном уровне. В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Какправило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а частоэта передача просто невозможна. Как пишет Ю.Б.Гиппенрейтер, “вечнаяпроблема “отцов и детей” состоит как раз в том, что дети не могут и даже нехотят перенимать опыт отцов”. В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным иподчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ниодному носителю житейской психологии. Психология возникла на стыке естественных наук и философии, поэтому досих пор точно не определено, считать ли психологию естественной наукой илигуманитарной. В целом психология относится к естественным наукам, хотямногие исследователи полагают, что психология должна занимать особое местов системе наук. Ей отводится особое место также и потому, что психика, как свойствосамой высокоорганизованной материи мозга, самое сложное, что пока известночеловечеству. Кроме того, в психологии, в отличии от других наук, как бысливаются объект и субъект познания. Те же психические функции испособности, которые служат нам для познания и освоения внешнего мира,образуются на познании самого себя, своего “Я”, и сами они становятсяпредметом осознания и осмысления. Следует также отметить, что, исследуясамого себя, человек не только познает себя, но и изменяет себя. Можно дажесказать, что психология – это наука не только познающая, но иконструирующая, созидающая человека. Слово “психология” в переводе с древнегреческого буквально означает“наука о душе” (psyche-“душа”, “logos – “понятие”, “изучение”). В научномупотреблении термин “психология” появился в 16 веке. Первоначально онотносился к особой науке, которая занималась изучением так называемыхдушевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человеклегко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включаетв себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Однаковыяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма затруднено,а их понимание во многом зависит от мировоззрения исследователя. Представление о душе. Душа (психея, психика) – сложное информационно-энергетическое единствосознательного и несознательного в человеке. Мысль о независимости души от тела и ее нематериальном происхождениивозникла в древности. Наши предки предполагали, что в теле человеказаключено другое невидимое существо (“тень”), занятое расшифровкой того,что поступает в органы чувств. Эту “тень”, или “душу”, наделялиспособностью выходить на волю и жить собственной жизнью во время сна, атакже после смерти человека. Прошлые цивилизации придумали себе богов и богинь, которые вмешиваютсяв жизнь людей, заставляя их влюбляться, злиться или быть смелыми. Душойнаделялся и окружающий мир – анимизм (от лат. Anima – “душа”). В 6 веке дон.э. греческие философы уже сознавали, что все эти представления основанына мифах. Тем не менее, они были убеждены, что в каждом человеке естьнечто, позволяющее ему думать, волноваться. Понятие “анимизм” обозначает не какую-то научную или религиознуюдоктрину, а рассматривается как определенный исторический типмировоззрения. Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений. Психика человека – субъективное отражение объективного мира,являющееся свойством высокоорганизованной материи (мозга). Психика проявляется во внешнем поведении и практической деятельностилюдей, поэтому поведение и деятельность человека выступают в качествеосновных объектов психологии. Предметом психологии является изучение закономерностей развитияпсихики, т.е. психического явления. Психические явления обычно понимаются как факты нашего внутреннего(субъективного) опыта. Их легко обнаружить у самого себя, стоит толькообратить взор “внутрь себя”. Субъективные психические явления, как проявления целостной личности,не являются чем-то самостоятельным и изолированным. Однако в психологии изметодологических соображений и для удобства изучения их принятоподразделять на три основных группы: V Психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции и др.; V Психические состояния – активность, бодрость, пассивность, усталость, тревожность, радость и др.; V Психические свойства личности – характер, темперамент, способности и др. Так, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, и как психическое состояние, так как он характеризует психику в данный момент, и как проявление психических свойств личности – вспыльчивости, гневливости. Взаимосвязь психических явлений знакома каждому человеку, поскольку он повседневно встречается с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями окружающих его людей. Каждый из нас может отдавать себе отчет и о своих личных психологических качествах – внимании, памяти, способностях или речи.|Психика | Схема взаимодействия психических процессов, состояний и свойств личности человека. Клиническая психология как отрасль психологической науки. В современной отечественной медицине и психологии термины “клиническая психология” и “медицинская психология” чаще всего используются и понимаются как синонимы, хотя в ряде стран мира, да и в нашей стране, среди специалистов существует разграничения этих понятий. Клиническая психология – отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Из этого следует, что клиническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни, а в более широком понимании – изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно меняющийся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь. В России вопросы медицинской психологии стали изучаться и разрабатываться практически параллельно с организацией первых психологических лабораторий. Всего через 7 лет после основания В.Вундтом лаборатории в Лейпцигском университете В.М.Бехтеревым в 1886 г. Аналогичная лаборатория создается в Казани на базе клиники для душевнобольных. В конце 1893 г. В.М.Бехтерев был избран профессором Военно-медицинской академии и переехал в Петербург, где также организовал лабораторию экспериментальной психологии при клинике душевных и нервных болезней. Вскоре подобные лаборатории организуются в Юрьеве (Тарту,1894), Москве (1895), Харькове (1897) и других городах России. В Москве психологическая лаборатория организована известным психиатром С.С.Корсаковым. Специальный курс психологии для студентов- медиков он еще за год до открытия лаборатории поручил читать своему ассистенту А.А.Токарскому, в дальнейшем заведующему лабораторией. Общая клиническая психология разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека (критерии нормальной и измененной болезнью психики), проблемы психологии врача (медицинского работника, психолога или специалиста по социальной работе) и психологии самого лечебно-оздоровительного процесса. Кроме того, в общей клинической психологии разрабатывается учение о взаимоотношениях психического и соматического в человеке (психосоматические и соматопсихические взаимоотношения), медицинские аспекты учения об индивидуальности (темперамент, характер, личность) и этапах ее постнатального онтогенеза (возрастная клиническая психология), а также рассматриваются наиболее общие психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Основные методы исследования в психологии. Решение своих задач психология осуществляет посредством использования определенных приемов, способов, которые выступают как методы психологического исследования. Методы психологических исследований также обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, лежащих в основе предмета психологии, и конкретных задач, которые она решает. Как и все естественные науки, психология располагает двумя основными методами получения психологических фактов: методом наблюдения (описательный метод) и методом эксперимента. Каждый из этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя, который никогда не вмешивается в наблюдаемое явление и лишь описывает его как можно более объективно. Наблюдение – это систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Задачами наблюдения может быть изучение психологических особенностей не только отдельной личности, но и целого коллектива. Эксперимент является наиболее эффективным способом выявления причинно-следственной зависимости между изучаемыми переменными. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию. Под переменной понимается любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации. Таким образом, эксперимент в психологии заключается в том, что намеренно создаются и видоизменяются условия, в которых действует испытуемый, ставятся перед ними определенные задачи, и по тому, как они решаются, судят о возникающих при этом психических явлениях. Кроме основных методов исследования, в психологии применяют также и ряд дополнительных методов. К ним относятся методов тестов, моделирование, метод анализа продуктов деятельности человека и беседа (опрос). Краткое содержание и выводы. Психология – относительно молодая наука, однако ее исторические предпосылки уходят в глубокую древность. На основе стихийных размышлений о смерти, снах и ведениях в первобытном обществе сложилось анимистическое представление о душе. Учение о душе в дальнейшем научно разрабатывалось в рамках философии практически вплоть до 1879 г., когда В.Вундт, обобщив новейшие научные достижения своего времени (прежде всего, в физиологии), “создал” новую, научную психологию. Предметом психологии является изучение сугубо объективных психических явлений, которые протекают внутри субъекта. Именно в этом заключается сложность объективного изучения внутреннего мира человека, и в связи с этим возникла критика метода интроспекции (самонаблюдения), предложенного В.Вундтом в качестве основного инструмента его изучения. Психология является весьма разветвленной отраслью знаний. Современная клиническая (медицинская) психология, являясь одной из отраслей психологии, сама по себе также является чрезвычайно разветвленной прикладной областью психологии на ее стыке с медициной. В своем составе она имеет множество и самостоятельных разделов: нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику и др. Начала научной клинической психологии принято считать 1896 г., когда Л.Уитмиром в США была открыта первая психологическая клиника, а затем стал издаваться специальный научный журнал. В России вопросы медицинской психологии развиваются практически параллельно с организацией психологических лабораторий; первая лаборатория создается в 1886 г. В.М.Бехтеревым в психиатрической клинике Казанского университета. Список использованной литературы: . Клиническая психология; Сидоров П.И., Парняков А.В., учебник. – 2- е изд., дополн. – М.:ГЭОТАР-МЕД 2002 . Жить, чтобы выжить и выжить, чтобы жить: Учебное пособие. Москва: Мега Нэт. Т.С.Алферова, Г.В.Котлярова, В.Б.Гаптов . Общая психология. – СПб.:Питер,2001.Маклаков А.Г. . Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.:”Черо”. Гиппенрейтер Ю.Б.[pic]-----------------------Психические процессыПсихические состоянияПсихические свойства личности

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы” iconЛекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая...

Реферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы” iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Предмет и задачи психологии...

Реферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы” iconШпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки,...

Реферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы” iconПредмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического...

Реферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы” iconПредмет, задачи и методы психологии
Название: Рабочая тетрадь по курсу «Основы психологии и педагогики» для смостоятельной работы иностранных студентов 1 курса 5 медицинского...

Реферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы” iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на медицинском...
Цель: усовершенствовать знание студентов о психологии как универсальной науки, тесно связанной с другими науками и повседневной жизнью,...

Реферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы” iconМетодическая разработка до проведения семинарских занятий на медицинском...
Цель: усовершенствовать знание студентов о психологии как универсальной науки, тесно связанной с другими науками и повседневной жизнью,...

Реферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы” iconПредмет и задачи социальной психологии
Причиной этого является то, что существуют факты общественной жизни, которые могут быть изучены только посредством объединенных усилий...

Реферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы” iconКонспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи...
Тема Предмет, задачи и значение психологии как науки на современном этапе развития общества

Реферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы” icon1: Предмет и задачи психологии и педагогики. Методы психо-педагогического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<