Предмет и задачи социальной психологии




Скачать 86.11 Kb.
НазваниеПредмет и задачи социальной психологии
Дата публикации11.02.2014
Размер86.11 Kb.
ТипМетодическая разработка
uchebilka.ru > Психология > Методическая разработка


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

проведения практического занятия по курсу социальной психологии

с иностранными студентами ІІ курса стоматологического факультета
Тема 1: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

(2 часа)
І. Актуальность темы.

Определение предмета – первая задача любой науки. Как подчеркивает К.А. Абульханова, «когда предмет науки определен, задача спецификации научного знания уже является решенной». Социальная психология служит «мостом», который соединяет интересы психологии (с акцентом на индивидууме) и социологии (с акцентом на социальных структурах). Однако существует мысль (G. Allport), что социальная психология пока еще не смогла выделить той специфики, что могла бы быть основанием для выделения ее собственного предмета. Причиной этого является то, что существуют факты общественной жизни, которые могут быть изучены только посредством объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. Вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии в ближайшее время (Г. Андреева).

Знание основ социальной психологии особенно необходимо современному врачу, поскольку медицина нашего времени все больше насыщается различными техническими средствами диагностики и лечения, идет закономерный процесс специализации, дифференциации и технизации лечебного процесса. Особенно важным в этих условиях является сохранение и углубление непосредственного, «с глазу на глаз» общения врача с больным человеком, использования позитивного терапевтического потенциала их взаимоотношений, а также взаимоотношений больного с его социальным окружением.
ІІ. Учебные цели занятия.

В процессе изучения темы студенты должны:

  • ознакомиться с вопросами специфики предмета социальной психологии в сравнении с общей психологией, социологией, психологией личности и биологией (ά-I);

  • выяснить, что задачи, стоящие перед социальной психологией, объединены одной целью: улучшить качество жизни общества и отдельных граждан, сделать ее более безопасной, длительной, комфортабельной, счастливой, как бы субъективно это счастье не определялось (ά-I);

  • узнать, что сегодня социальная психология придает особое значение таким проблемам, как «власть ситуции», «власть личности», важность социального познания, а также практическому применению принципов социальной психологии (ά-II);

  • понять, что вопрос о предмете социальной психологии является достаточно сложным. Запросы на проведение социально-психологических исследований в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения: от промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, сферы демографической политики, борьбы с антисоциальным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. (ά-II);

  • узнать, что основной вопрос относительно специфики социальной психологии заключается в том, в какой мере социальный психолог, изучая поведение индивидов, должен учитывать макроструктуру, макропроцессы? (ά-IV).


ІІІ. Цели развития личности (воспитательные цели).

В процессе изучения темы у студентов формируются социально-психологические представления, имеющие воспитательный потенциал в профессиональном, социально-психологическом и социальном аспектах.

Хотя многое в поведении человека еще остается загадкой, социальная психология уже сегодня может частично ответить на многие интригующие вопросы:

  • Станут ли люди вести себя по-другому, если они вначале воспримут новые установки? Если так, то какой способ убеждения является наиболее эффективным?

  • Почему люди иногда помогают, а иногда причиняют вред друг другу?

  • Как возникают социальные конфликты и что нужно сделать для того, чтобы их участники разжали кулаки и пожали друг другу руки?



ІV. Междисциплинарная интеграция.




Дисциплины

Знать

Уметь

1

Предшествующие (обеспечивающие) дисциплины




„Основы психологии. Основы педагогики”

Понятие психического уровня отражения. Предмет общей психологии.


Дать определение предмета социальной психологии




„Медицинская биология”

Знать специфику социально-психологического подхода по сравнению с биологическим




2

^ Последующие дисциплины




„Терапевтическая стоматология”

Понимать значение социальной психологии для общения врача и больного







„История Украины”

Знать время оживления социально-психологических исследований в Украине







„Нормальная физиология”

Знать специфику социально-психологического подхода по сравнению с физиологическим




3

^ Внутрипредметная интеграция




„Социальная психология личности”

Предмет социальной психологии.




V. Содержание темы.

^ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

темы 1 „Предмет и задачи социальной психологии”


VІ. План и организационная структура занятия.
^ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Предмет и задачи социальной психологии.

1.1. Предмет социальной психологии.

1.2. Задачи социальной психологии.

1.3. Место социальной психологии в системе научного знания.

1.3.1. Социальная психология и другие академические дисциплины.

1.3.2. Социальная психология и общая психология.

1.3.3. Социальная психология и социология.

1.3.4. Социальная психология и психология личности.

1.3.5. Социальная психология и биология.

1.4. Структура социальной психологии.

2. История развития социально-психологических знаний.

2.1. Общий очерк развития социальной психологии.

2.2. Социальная психология в США.

2.3. История советской социальной психологии.

2.4. Развитие социальной психологии в Украине.

3. Основные теоретические направления современной зарубежной социальной психологии.

3.1. Бихевиоризм.

3.2. Когнитивизм.

3.3. Психоанализ.

3.4. Теория ролей.

3.5. Символический интеракционизм.
^ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Учебные цели в уровнях усвоения

^ Методы контроля и обучения

Материалы методического обеспечения

Распре­деление

времени

Подготовительный этап

1

Организационные мероприятия










5 мин.

2

Постановка учебных целей и мотивация




Объясняются критерии оценки ответов на тестовые задания

Групповой журнал

5 мин.

^ Основной этап

3

Тестирование по открытым тестам

ІІ

Проверка ответов по критериям правильности, полноты, глубины

Тестовые вопросы. Учебное пособие по теме. Структурно-логическая схема.

75 мин.

^ Заключительный этап

4

Домашнее задание







Указания по ознакомлению с методическими материалами на сайте кафедры

5 мин.


^ VІІ. Материалы методического обеспечения занятия.

1. А.И. Борисенко. Предмет и задачи социальной психологии: Учебное пособие по «Социальной психологии» для иностранных студентов стоматологического факультета. – В 10-ти частях. – Часть 1. – Винница: ВНМУ, 2010. – 20 с. – 1 илл.

2. Набор тестовых вопросов по теме занятия:

1. Что такое социальная психология и что она изучает?

2. Какие задачи стоят перед социальной психологией?

3. Почему возможны разные академические дисциплины об одном и том же явлении?

4. В чем заключаются отличия между психологией и социальной психологией.

5. В чем заключаются отличия между социальной психологией и социологией?

6. В чем заключается отличие между социальной психологией и психологией личности?

7. Что легче предвидеть – поведение отдельного человека или поведение большинства людей?

8. В чем проявляется единство социальной психологии и биологии?

9. В чем проявляются отличия социальной психологии и биологии?

10. Что входит в структуру социальной психологии?

11. Дайте общий очерк этапов развития социальной психологии.

12. Какой период ХХ века был наиболее примечательным с точки зрения развития социальной психологии в США, в СССР, в Украине?

13. Дайте короткую характеристику бихевиористическому подходу в социальной психологии.

14. Дайте короткую характеристику когнитивистскому подходу в социальной психологии.

15. В чем заключаются основные положения теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера?

16. Дайте короткую характеристику психоаналитическому подходу в социальной психологии.

17. Какие стадии проходит процесс обучения ролям с точки зрения теории ролей?

18. Как возникло течение символического интеракционизма и в чем заключается его сущность?

VІІІ. Литература.

а) учебная литература

Основная литература.

  1. Д. Майерс. Социальная психология: Учебн. пособие: Пер. с англ. / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997. – 684 с.

  2. Социальная психология: Учебн. пос. для вузов / Под ред. А.Л. Журавлева. – М., 2002. – 351 с.

  3. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.

  4. П.Н. Шихирев. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448 с.

Дополнительная литература.

  1. М.Н. Корнєв, А.Б. Коваленко. Соціальна психологія. – К.: [б. и.], 1995. – 303 с.

  2. П.И. Сидоров, А.В. Парняков. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – Т.2 – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 381с.

б) научная литература.

  1. Г.М. Андреева. Социальная психология. – М.: Наука, 1999. – 375 с.

в) методическая литература.

  1. Б.Ц. Бадмаев. Методика преподавания психологии. – Владос, 2001. – 304 с.

  2. В. Я. Ляудис. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000.

  3. В.Н. Карандашев. Методика преподавания психологии. Уч. пос. – СПб. Питер, 2006. – 250 с.

  4. 3. М. Панибратцева. Методика преподавания психологии / Под ред. д-ра психол. наук проф. А.А. Люблинской. - М. «Просвещение», 1971. – 152 с.

  5. И.В. Смолярчук, В.М. Чернышова. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2002. - 70 с.


Разработал:

Ассистент кафедры

медицинской психологии и психиатрии

кандидат психологических наук Борисенко А.И.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет и задачи социальной психологии iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Предмет и задачи психологии...

Предмет и задачи социальной психологии iconРеферат по психологии На тему: “Предмет психологии, ее задачи и методы”

Предмет и задачи социальной психологии iconШпаргалка по психологии и педагогике Определение психологии как науки,...

Предмет и задачи социальной психологии iconЛекция по психологии Предмет и задачи психологической науки Общая...

Предмет и задачи социальной психологии iconКонспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи...
Тема Предмет, задачи и значение психологии как науки на современном этапе развития общества

Предмет и задачи социальной психологии iconНадежда Мельникова Социальная психология: конспект лекций лекция...
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко...

Предмет и задачи социальной психологии iconПредмет и задачи психологии как науки

Предмет и задачи социальной психологии iconРеферат На тему: Общественное мнение, как предмет изучения социальной психологии

Предмет и задачи социальной психологии iconУчебник представляет собой систематический курс социальной психологии
Четко поставлена проблема несовпадения принципа социальной детерминации психологических феноменов и прямого "служения" определенному...

Предмет и задачи социальной психологии iconКонспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи...
Цель занятия: овладение студентами основными понятиями темы, осознание структуры психологических знаний и их дифференциация от житейских...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<